Реферат по предмету "Финансы"


Налоговый менеджмент в системе управления фирмой 2

--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--Таким образом, говоря о корпоративном налоговом менедж­менте, речь должна идти не о тактике минимизации налогов, а о стратегии оптимального управления налоговыми потока­ми и предприятием в целом.
Понятие уклонения и обхода налогов. Мировая и российская налоговая теория и практика достаточно четко выработали причины, которые побуждают налогоплательщиков к сниже­нию своих налоговых обязательств.
Среди них выделяются нравственно-психологические причи­ны, которые связаны с характером налоговых законов. По­скольку налоговое законодательство предусматривает зачастую налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, постольку фактические и потенциальные льготники оказыва­ются в более выгодном положении по сравнении с другими налогоплательщиками и последние стремятся уровнять себя со льготниками. Однако следует отметить, что в последние годы в России последовательно проводится политика на сокраще­ние налоговых льгот.
В современной России важнейшая причина необходимости минимизации налогов предприятиями связана с чрезмерным по сравнению с количеством благ, реально предоставляемых государством обществу, налоговым бременем, сформировав­шимся в результате проведения в 1990-х гг. политики высоких налогов. Именно этот фактор породил практику массового ухода экономики в «теневой» (нелегальный) и «серый» (полу­легальный) секторы.
Выделяются экономические факторы, вызывающие стрем­ление налогоплательщиков к уменьшению налоговых плате­жей. Они делятся на факторы, которые зависят от финансо­вого состояния налогоплательщика, и факторы, порожденные общей экономической конъюнктурой. Если финансовое со­стояние налогоплательщика нестабильно или он находится на грани банкротства, то минимизация налогов может стать единст­венным средством остаться «на плаву». Если финансовое со­стояние налогоплательщика стабильно, значение минимиза­ции будет зависеть от величины экономии на налогах и сте­пени риска быть привлеченными к ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Экономические при­чины, порожденные общей экономической конъюнктурой, по-разному проявляются в периоды экономических кризисов в государстве и в периоды подъема экономики и расширения международного сотрудничества.
Известны также и технико-юридические причины, т.е. при­чины, вызванные несовершенством налогового законодатель­ства, что в свою очередь связано со сложностью налоговой системы. Следует обратить внимание, что само налоговое за­конодательство зачастую дает налогоплательщику возможно­сти оптимизации налоговых обязательств. Это обусловлено наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ста­вок налогообложения, различных источников отнесения рас­ходов и затрат, двусмысленности толкования положений в налоговых законах в связи с неучетом законодателем всех воз­можных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплате налогов, нечеткостью и расплывчатостью формулиро­вок налоговых законов.
В налоговой практике существуют различные пути (типы) минимизации налоговых платежей, связанные как с наруше­нием налогоплательщиками налогового законодательства, так и с законными методами уменьшения налоговых обязательств (снижения налогового бремени).
Первый путь — это нелегальное, незаконное уменьшение налогоплательщиком своих обязательств по налоговым плате­жам в нарушение налогового законодательства. Данный спо­соб минимизации налогов называется уклонением от их упла­ты. Он основан на сознательном использовании методов со­крытия доходов и имущества от налоговых органов, уводе бизнеса в «теневую» экономику, искажении бухгалтерской и налоговый отчетности, использовании фиктивных документов и других методов уклонения, что влечет за собой налоговую, административную и уголовную ответственность налогопла­тельщика и его руководителей.
Таким образом, уклонение от уплаты налогов представля­ет собой способы уменьшения налоговых платежей, при кото­рых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совер­шенное лицом, которое осознавало противоправный характер деяний, желало либо сознательно допускало наступление вред­ных последствий таких деяний. Критериями умышленности могут быть неоднократность совершения противоправных действий (налогового правонарушения) в течение одного налого­вого периода, наличие сговора и т.д.
Уклонение от уплаты налогов обычно связано со следу­ющими умышленно незаконными действиями (бездействиями) налогоплательщиков: уклонением от постановки на учет, осу­ществлением незаконной предпринимательской деятельности, неуплатой или неполной уплатой налогов, сокрытием доходов и имущества, незаконным использованием налоговых льгот, непредставлением в налоговый орган документов, необходи­мых для исчисления и уплаты налогов, нарушениями правил учета, различного рода подменами, подлогами и жульничествами с документами, использованием цепочки третьих лиц или «подставных» организаций и др.
Подобные нарушения приводят к существованию «теневых», т.е. не подпадающих под контроль и учет государства, секторов и субъектов экономики. Среди некоторых последствий уклоне­ния от уплаты налогов можно назвать следующие: снижение объема налоговых поступлений в бюджет; невыполнение раз­личных социально-экономических программ из-за недостаточ­ного бюджетного финансирования; подрыв основ рыночной конкуренции, поскольку «уклонист» оказывается в более выгод­ном положении по сравнению с добросовестным налогоплатель­щиком; неуплата или недоплата налогов одним лицом пред­полагает переложение общего налогового бремени на других налогоплательщиков, приводит к уменьшению возможностей государства для снижения налогового бремени, заставляет его искать дополнительные способы увеличения налоговых поступ­лений; усиление общей криминогенной обстановки в стране с соответствующим ростом расходов на аппарат власти и управ­ления.
Уклонение от уплаты налогов может иметь отношение к налоговому менеджменту только в тех ситуациях, когда нало­гоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вы­нужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нару­шений и готов нести ответственность за содеянное.
Понятийный аппарат налогового менеджмента тесно свя­зан с таким способом минимизации налоговых платежей, как обход налогов, который в свою очередь можно разделить на незаконный и законный.
Незаконный обход налогов близок к уклонению от налогов, но отличается от последнего неумышленным характером. Он пред­полагает противоправные деяния налогоплательщика, повлек­шие уменьшение налоговых платежей или их неуплату вовсе, совершенные налогоплательщиком по неосторожности. При этом налоговое правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо (налогоплательщик) не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий от таких деяний, хотя должно было знать и могло это осознавать. Критериями неосторожно­сти могут быть разовость налогового правонарушения в течение одного налогового периода, отсутствие сговора и др.
Уклонение от уплаты налогов вместе с их незаконным об­ходом составляет основную часть налоговых правонарушений, за допущение которых на налогоплательщиков (потенциаль­ных или фактических) накладываются наиболее существенные штрафные санкции.
Существует другой, законный, путь (тип) минимизации на­логовых платежей, основанный на использовании возможно­стей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственно-финансовой деятельности, методов ведения бухгалтерского и налогового учета, использо­вания пробелов в законодательстве и т.д. Такие способы мини­мизации называются законным, легальным обходом налогов, который представляет собой действия (бездействия) налогопла­тельщиков по уменьшению налоговых обязательств, при которых они выводят себя из категории плательщиков налога (на­логов) в целом или по отдельным объектам налогообложения по следующим причинам: деятельность лица по закону не подле­жит налогообложению, налоговое законодательство разрешает такие действия или не запрещает данный способ занижения налоговой базы и др. Законный обход налогов связан с использованием установленных налоговых льгот и льготных налоговых режимов, с неточным, двусмысленным и неконкретным изло­жением отдельных положений законов о налогах, их несогла­сованностью между собой, с другими неналоговыми законами и нормативными актами ФНС России. Обход налогов позволяет налогоплательщикам, при необходимости, довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной предприятием налоговой политике.
Традиционно считается, что корпоративный налоговый менеджмент основан лишь на законных, легальных способах минимизации налогов, т.е. на законном обходе налогов (на использовании всех установленных налоговых льгот, примене­нии специальных приемов уменьшения налоговых обяза­тельств плательщиками законными способами без оснований для наложения штрафных санкций). Однако такое оторванное от реальной действительности понимание налогового менедж­мента неоправданно сужает границы и возможности управления организациями налоговыми потоками на основе альтерна­тивного выбора решений.
Различия в законной и незаконной минимизации налогов (налогового бремени) состоят в том, что в первом случае дей­ствия налогоплательщика не повлекут налоговой ответствен­ности, а во втором случае к налогоплательщику могут быть применены те или иные меры ответственности: штрафные сан­кции (штрафы) за налоговые правонарушения, пени, админи­стративные санкции (штрафы), уголовная ответственность. Поэтому при незаконных намерениях и деяниях налогопла­тельщик (реальный или потенциальный) сравнивает возмож­ные к получению дополнительные налоговые доходы (эконо­мию) от минимизации налогов с возможными штрафными санкциями, которые могут быть наложены на него. Если ре­зультат будет положительным (доходы больше штрафов), а риск быть пойманным незначителен, то и решение налогопла­тельщика об уклонении от уплаты или обходе налогов в нару­шение налогового законодательства будет, скорее всего, в пользу таких способов их минимизации. В данном случае речь также идет о налоговом менеджменте в его специфических формах проявления.
Классификация и виды уклонений и обхода налогов (крими­нальные и некриминальные деяния). С учетом особенностей за­конных и незаконных способов уменьшения налоговых выплат в налоговом праве различают налоговые правонарушения и на­логовые преступления. Налоговые правонарушения — это про­тивоправные деяния, виды, ответственность и производство по которым регламентируются нормами НК РФ. Налоговое пре­ступление — это возникающее в определенных условиях в фи­нансовой среде противоправное общественно опасное деяние, носящее характер преступления, объектом которого являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взима­ния налоговых платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
Для целей налогового менеджмента, исходя из тяжести со­деянного, можно выделить некриминальные и криминальные обход и уклонение от уплаты налогов. Первые способы мини­мизации налоговых платежей могут быть включены в систему корпоративного налогового менеджмента, а вторые должны быть исключены из нее.
Некриминальные уклонение от уплаты и обход налогов это уголовно ненаказуемые деяния (действия, бездействия) субъекта налоговых отношений, направленные на избежание или снижение налоговых выплат в бюджетную систему посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влеку­щих применение к нарушителю мер налоговой ответственно­сти (штрафных налоговых санкций), предусмотренных гл. 16 НК РФ, а также административных штрафных санкций, пре­дусмотренных КоАП РФ (см. п. 2.8). Данные деяния налого­плательщика не образуют состава налогового преступления, но влекут за собой наступление налоговой ответственности в со­ответствии с положениями налогового и административного законодательства.
Исходя из отраслевой принадлежности норм законодатель­ства, которые нарушаются при уклонении от уплаты и обходе налогов некриминальными способами, можно выделить нало­говые и таможенные правонарушения (при уплате налогов на таможне). Некриминальными способами уклонения могут быть следующие умышленные или неумышленные деяния, не имеющие состава преступления (по критериям размера неуп­лаченных налогов, периодичности и др.): неправильное отра­жение операций в бухгалтерском и налоговом учете; заниже­ние доходов и объектов налогообложения; нарушение сроков уплаты налогов; заключение фиктивных договоров, переоформ­ление договоров и изменение их содержания после их испол­нения; выплата санкций за несуществующие договорные на­рушения; занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров и соответственно занижение сумм НДС, под­лежащих уплате на таможне, и т.д.
Криминальное уклонение от уплаты налогов предполагает совершение налогоплательщиком противозаконных социаль­но и экономически опасных деяний (действий, бездействий), направленных на избежание уплаты налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уго­ловного законодательства (см. п. 2.8). Криминальным спосо­бом уклонения от налогов является неуплата (недоплата) на­логов в крупных и особо крупных размерах, совершенная умышленно, неоднократно и в сговоре группы лиц, в том числе путем подделки документов, фальсификации данных бухгал­терского учета, неоприходования денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работы «за налич­ку»), фиктивного приема на работу и других действий (бездей­ствий).
Учитывая, что для предприятия важен конечный результат, а именно экономия на налогах (какими бы способами она ни осуществлялась), в сферу корпоративного налогового менедж­мента при определенных обстоятельствах (прежде всего с уче­том степени риска уплаты налоговых санкций) можно вклю­чить некриминальные уклонение от уплаты и обход налогов. Безусловно, ни в коем случае нельзя поощрять такой способ минимизации налоговых платежей, но и нельзя закрывать на это глаза и делать вид, что такого явления не существует, тем более что порой отдельные виды некриминальной минимиза­ции налогов более результативны, чем законные. Все вышеска­занное схематично представлено на рисунке 1.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система налогового менеджмента является необходимым элементом управления фирмой, позволяющим оптимизировать налоговую нагрузку предприятия.
1.2. Экономическое содержание налогового менеджмента как
рыночной системы управления налоговыми отношениями
Налоговые платежи составляют весомую долю в финансо­вых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профес­сионального решения, принятого с учетом налоговых по­следствий, зависят судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизне­са, нестабильность налогового законодательства и т.п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмен­та не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономи­ческого и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложе­ния, учета и управления налогами по значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредст­венно в ходе производственной или любой другой предприни­мательской деятельности. Эта значимость выражается в кон­кретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определя­ющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес — решения.
Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономиче­ских решений предприятия, они не должны существенно ме­нять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьез­ные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внут­ренние и внешние специалисты, основными функциями ко­торых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплатель­щиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» основана на праве всех субъ­ектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязатель­ства любыми, не запрещенными законом способами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Корпоративный налоговый менеджмент как вид управлен­ческой деятельности на предприятии все больше входит в прак­тику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер ор­ганизации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпо­ративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.
Корпоративный налоговый менеджмент — это система управ­ления налоговыми потоками коммерческой организации пу­тем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области нало­говых доходов и расходов на микроуровне.
Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же, что и последний, функциональные элементы, но со своими особенностями:
·                    организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;
·                    корпоративное налоговое планирование;
·                    корпоративное налоговое регулирование;
·                    корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).
Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле — это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком — это подготовка и созда­ние условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менедж­мента.
Управлением налоговыми платежами на большинстве рос­сийских предприятий занимается либо специалист финансо­вого отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой служ­бе (а в крупных холдинговых структурах — в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимают­ся специалисты — налоговые менеджеры. В их обязанности входит:
·                    участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений;
·                    разработка и обо­снование применения эффективного налогового режима;
·                    со­здание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;
·                    участие в обосновании системы договоров и контрактов;
·                    разработка корпоративной налоговой полити­ки и налогового бюджета; осуществление корпоративного на­логового планирования, прогнозирования и бюджетирования;
·                    разработка корпоративного налогового регулирования;
·                    осуще­ствление внутреннего налогового контроля, анализ налогооб­ложения компании;
·                    обеспечение выполнения внешнего нало­гового контроля (своевременное и полное представление до­кументации налоговым органам);
·                    осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответ­ствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми орга­нами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам);
·                    выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации;
·                    другие вопросы.
При рассмотрении процессов налогового менеджмента на предприятии довольно сложно отделить процессы планирова­ния и регулирования в связи с их тесной взаимосвязью. Поэтому основные методические направления налогового плани­рования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т.е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, расходов и прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпо­ративного налогового планирования и регулирования.
Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правиль­ности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налого­вых ошибок до проверки со стороны налоговых органов).
Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создают возмож­ность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, ко­торые не всегда удается решить в рамках других типов управ­ления и видов менеджмента:
·                    получить дополнительный инструментарий для исполь­зования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;
·                    более полно учесть изменения внешней среды; стимулировать участников налогового менеджмента с уче­том результатов принятых управленческих решений, со­здать предпосылки для повышения классности и квали­фикации менеджеров;
·                    обеспечить более рациональное распределение и исполь­зование различных видов ресурсов хозяйствующего субъ­екта;
·                    повысить при минимальных затратах финансовую устой­чивость и стоимость предприятия.
Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного нало­гового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % НДС предпри­ятия, то потребность в налоговом планировании и оптими­зации минимальная; при более высоких значениях уровня налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эф­фективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по органи­зации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффек­тивности).
1.3. Основные направления оптимизации налогов организациями в
рамках корпоративного налогового менеджмента
Способы оптимизации налогов. Способы налоговой оптими­зации разнообразны по своей природе. Наиболее популярные из них представлены на рисунке 2 (Приложение А).
Рассмотрим эти методы более подробно. Суть метода замены отношений заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий ее примене­ния. Иными словами, одни хозяйственные правоотношения, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, заменяются на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заме­няться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть призна­на недействительной.
Например, замена внутрироссийского договора на Договор экспорта продукции позволяет перейти на обложение НДС реализации товаров в режиме экспорта по ставке 0 %.
При замене договора купли-продажи основного средства на договор лизинга основное средство должно учитываться на ба­лансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить повыша­ющий коэффициент к норме амортизации; лизинговые плате­жи, направляемые на выкуп основного средства, можно вклю­чать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.
В случае замены разовых стимулирующих выплат преми­ями по результатам работы, предусмотренными положением предприятия по системе оплаты труда, выплачиваемые премии подлежат отнесению на расходы, принимаемые для целей на­логообложения прибыли.
Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяй­ственных отношений на другие, а разделение одного сложно­го отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.
Например, отношения по поводу реконструкции здания це­лесообразно разделить на собственно реконструкцию и капиталь­ный ремонт, поскольку затраты на капремонт в отличие от ре­конструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основ­ного средства и производятся за счет чистой прибыли и других средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
При разделении договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг сумма, уплаченная по второму договору, единовременно относится на себестои­мость продукции. Выгоды: уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы списываются еди­новременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.
Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).
Метод прямого сокращения объекта налогообложения пресле­дует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества и при этом не оказать негативного влияния на хо­зяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут использоваться:
·  сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем заниже­ния (завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений ст. 40 НК РФ (до 20 % уровня цен по идентичным или однородным товарам);
·  сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество;
·  сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обло­жения налогом на прибыль).
Метод делегирования налоговой ответственности предпри­ятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фис­кальное давление на материнскую компанию всеми возмож­ными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.
Использование метода применения законодательно установ­ленных льгот и преференций для различных отраслей народно­го хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможным благодаря установлению особых режимов налогообложения: для отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяй­ство, телекоммуникации, научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские разработки и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономи­ки и экономической безопасности страны; отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продук­ции при разработке полезных ископаемых); отдельных терри­торий (районы Крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т.п.), организаций, участвующих в реше­нии социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, ока­зание благотворительной помощи некоммерческим организа­циям и нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); предприятий, ориентируемых на экспорт, и других субъектов.
Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учрежде­ния самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самосто­ятельно, в рамках установленных НК РФ пределов, устанав­ливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, зе­мельному налогу) и льготных режимов налогообложения опре­деленных территорий Российской Федерации (закрытые адми­нистративные территориальные образования).
Перечисленные методы в большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективно такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь по­ставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.
Налоговое бюджетирование и налоговый бюджет организации. В корпоративном налоговом менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого прогнозируются сум­мы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налого­вого бюджетирования сложно добиться реальности и эффек­тивности общего бюджетирования предприятия.
Налоговое бюджетирование представляет собой результиру­ющую часть корпоративного налогового планирования, регули­рования и контроля, а также комбинированный способ оптими­зации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и расходов с целью получения мак­симума налоговой прибыли с последующим принятием решений по её эффективному вложению (использованию). Конечной це­лью налогового бюджетирования является обеспечение долго­срочной финансовой стабильности организации. Результаты кор­поративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.
В налоговом бюджете организации фиксируются результа­ты налоговой оптимизации. Модель такого налогового бюдже­та, его структура и варианты возможных управленческих ре­шений представлены на рисунке 3 (Приложение Б).
В налоговом бюджете отражаются все возможные налого­вые доходы и расходы организации, определяется общий на­логовый результат управления налоговыми потоками и на­мечаются адекватные решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении иных ее вариантов. Нало­говый бюджет необходим организации для оптимизации на­логов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров (потоков) компании и эффективного управления ими. Аналитический налоговый бюджет не менее важен, чем плановый (оптимизи­рованный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля со­блюдения запланированных параметров планового налогово­го бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.
Формирование корпоративного налогового бюджета — до­статочно трудоемкий процесс, зависящий от многих экономи­ческих, финансовых и налоговых параметров, а также от ха­рактера и агрессивности налоговой политики организации. Необходим большой массив плановой, отчетной и оператив­ной информации обо всей хозяйственно-финансовой деятельно­сти, заключаемых договорах, планируемом объеме налоговых начислений и налоговых платежей в целом и по видам нало­гов, с налогообразующими параметрами и предполагаемой задолженностью организации перед бюджетом (включая рес­труктуризированную задолженность). Тем не менее, грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организа­ции существенный финансовый эффект.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таким образом, налоговый бюджет организации представля­ет собой оптимизированный на альтернативной основе резуль­тирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и расходов организации (затрат, связанных с организацией на­логового менеджмента, налоговым планированием, оптимиза­цией и самоконтролем), нацеленный на получение максималь­но возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.
Корпоративный налоговый бюджет должен составляться по мере необходимости — раз в месяц, квартал, год, возможно, на среднесрочную перспективу — и анализироваться налоговыми менеджерами. Данный документ не является отчетным и пред­назначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну орга­низации.
В процессе налогового бюджетирования предприятия могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачива­емых налогов или бюджеты по группам налогов (например, от­дельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюд­жет косвенных налогов и т.д.). Для крупных компаний холдин­гового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консоли­дированной группы в целом. Решение о формировании нало­гового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.
Корпоративное налоговое бюджетирование тесно связано с бюджетированием, которое включает бюджетирование на­числения налогов, налоговых платежей и налоговой задолжен­ности.
1. Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов в плановом периоде используют следу­ющие исходные данные:
·        планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на пер­сонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т.д.);
·        налоговое законодательство (его изменения, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты нало­гов, налоговых льгот);
·        прочие данные (соглашения о реструктуризации, графи­ки погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т.п.).
Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле (1):
Нн = (НБр — НБН)СН — ЛН,                                                                    (1)
где    НН — начисленный налог;
НБр — рассчитанная налогооблагаемая база;
НБн — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом;
Сн — ставка налога;
Лн — льготы по налогу.
2.      Бюджетирование налоговых платежей. После определе­ния начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и фор­мирования бюджета движения денежных средств организации.
Налоговые платежи рассчитываются по формуле (2):
Нв = Нн – Ан + Вр + Аб,                                                                            (2)
где Нв — выплаты по налогам;
Нн — начисленные налоги;
Ан — авансы по налогам, ранее уплаченные;
Вр — выплаты в соответствии с графиками погашения реструк­туризированной задолженности, пеней и штрафов;
Аб — авансы по налогам в счет будущих периодов.
3.      Бюджетирование налоговой задолженности осуществля­ется для составления прогнозного баланса движения денежных средств по следующей формуле (3):
3 = Зн + Нн — Зр — Нв,                                                                            (3)
где  3 — задолженность по налогам на конец периода;
Нн — налоги начисленные;
Зр — реструктуризированная задолженность;
Нв — выплаты по налогам;
Зн — задолженность по налогам на начало периода.
Полученные в результате расчетов параметры бюджетиро­вания налоговых обязательств имеют самостоятельное значе­ние и используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.
Способы оптимизации налогов с использованием методов на­логового учета в налоговой политике организации. Налоговая политика организации формируется руководителем предпри­ятия на основе положений ведения налогового учета, отражен­ных в гл. 25 и других главах НК РФ. Налоговая политика орга­низации — это выбранная совокупность способов ведения налогового учета путем первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственно-финансовой деятельности на основе применения принципов налогового учета.
К способам ведения налогового учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственно-финансовой жиз­ни, списания стоимости активов, определения налогового уче­та реализации продукции, доходов и расходов, приемы орга­низации документооборота, инвентаризации, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
При формировании налоговой политики организации по конкретному вопросу ведения налогового учета осуществля­ется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых за­конодательными и нормативными актами, входящими в си­стему нормативного регулирования налогообложения в Рос­сийской Федерации. Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта как раз и позволяет использовать налоговую политику в целях налоговой опти­мизации. С точки зрения налоговой оптимизации важно об­ращать внимание на следующее: установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов товарно-материальных ценностей и расчета фактической себестоимости материальных ре­сурсов, списываемых в производство; способ начисления амортизации по основным средствам; способ группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной про­дукции, работ, услуг; метод определения выручки от реали­зации продукции (товаров, работ, услуг).
Налоговая политика организации, являясь основным ре­гулятором процесса организации налогового менеджмента, содержит названные выше способы оптимизации налогово­го портфеля предприятия посредством закрепления различных вариантов отражения в налоговом учете хозяйственных операций в краткосрочной перспективе.
Глава II. Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях
2.1. Анализ структуры налоговых платежей организации.
Согласно учетной политике оптовая продажа автомобилей в ООО «Сармат» находится на общей системе налогообложения. Ежеквартально уплачивается:
§     налог на прибыль в размере 24% от полученной прибыли, из них 6,5% идет в федеральный бюджет, 17,5% в региональный бюджет Новосибирской области. В случае получения убытка в отчетном периоде, он в полном объеме переносится на следующий период. Согласно ПБУ «Учет основных средств» от 30.03.2001 года, ст.259 НК РФ начисление амортизации происходит линейным способом согласно классификации основных средств утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 года №1.
§     Земельный налог. По Новосибирской области налоговая ставка установлена на уровне 1,45%. Уплата происходит до 25 числа следующего месяца за отчетным периодом;
§     ЕСН. Общая ставка 26%, с учетом отчислений в ФСС и ПФ;
§     Налог на имущество организации. Налог уплачивается по авансовым платежам ежеквартально, налоговая ставка составляет 2,2% среднегодовой стоимости имущества.
Ежеквартально подается декларация по НДС. Учет реализованной продукции ведется по счет-фактурам. Налогооблагаемая база считается по счетам.
Ежегодно ООО «Сармат» выступает в виде налогового агента по уплате НДФЛ.
Учет ТМЦ ведется по фактически приобретенным ценам. Списание происходит по средним ценам, отпуск со склада на производство осуществляется по расходным накладным.
Учет затрат на продажу ведется по счету 44 «Расходы по продаже». Затраты собранные на 44 счете списываются в Дт счета 90.
Оплата труда производится по повременно-премиальной форме. Тем самым данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Автомобили реализуются по ценам, установленным дистрибьютором ТД «Русские машины».
Проанализируем все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической хозяйственной деятельности и составляют затем детальный план использования льгот по выбранным налогам.
Согласно Уставу предметом деятельности ООО «Сармат» являются:
-                   оптовая и розничная торговля автотранспортными средствами, автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
-                   техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
-                   коммерческая деятельность на территории РФ и за рубежом, осуществление оптовой, розничной и комиссионной торговли продукцией производственно-технического назначения, промышленными и продовольственными товарами;
-                   организация транспортных перевозок для юридических и физических лиц (как на территории РФ, так и за рубежом);
-                   торгово — закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность;
-                   посредническая деятельность на территории РФ и за ее пределами;
-                   осуществление торговой деятельности автомашинами отечественного и импортного производства, а также номерными агрегатами и автозапчастями к отечественным и импортным автомобилям и др.
Краткая экономическая характеристика предприятия приведена в таблице 1.
Таблица – 1  Экономические показатели  ООО «Сармат» 2006-2007 г.г. Показатели 2006г
2007г.
Изменения
+/-
ТЕМП РОСТА, %
1.Среднесписочная численность работников, чел.
40
84
44
210
2.Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.  руб.
2604,34
4404,09
1799,75
169
3.Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс. руб.
454
1864
1410
411
4.Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб.
445044
656200
211156
147
5.Себестоимость, тыс. руб.
424432
587651
163219
138
6.Прибыль от реализованной продукции, тыс. руб.
5255
12476
7221
237
7.Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.5/п.4)
0,95
0,9
-0,05
95
8.Фондоотдача на 1 руб. ОФ (п.4/п.2)
171
149
-22
87
9.Фондовооруж-ть, тыс. руб./чел (п.2/п.1).
6510
5243
-1267
81
10.Производительность труда  (п.4/п.1).
11126
7812
-3314
70
11.Рентабельность продаж %, (п.6/п.4).
1
2
1
200
Исходя из данных таблицы 1 и проведенных расчётов можно сделать следующие выводы:
1. Среднесписочная численность рабочих организации в 2007 году увеличилась на 44 человека. Это может трактоваться как производственная необходимость. В связи с расширением нового вида деятельности – оптовой торговли.
2. Среднегодовая стоимость ОФ по данным балансов в 2007 года и 2006 года увеличилась почти на 70%  за счет ОС и в большей части за счет незавершённого строительства. Это является положительным фактором, характеризующим работу данного предприятия, так как расширение ОФ ведет к возможности расширения производственных мощностей. Общее отклонение составило за период 2006 – 2007 года 1799,75 тыс. руб. или 169 % роста.
3. Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств в 2007 по отношению к 2006 году увеличилась за счет увеличения НДС 2305 тыс. руб. по приобретению товарно-материальных ценностей. Общее отклонение по среднегодовой стоимости остатков оборотных средств составило 1410 тыс. руб. или 411 % роста, это можно объяснить снижением денежных средств на расчетном счете.
4. Выручка от реализации в сопоставимых ценах увеличилась на 211156 тыс. руб. или 47 % от базисного года (2006). Но этот факт пока ни о чем не говорит, в дальнейшем при рассмотрении других показателей мы увидим положительный эффект.
5. Себестоимость продукции в 2007 году увеличилась по отношению к 2006 году на 38%. Этот показатель говорит о том, что предприятие увеличила объемы продаж.
6. Прибыль от реализации продукции в 2007 году по отношению к 2006 выросла с   5255 тыс. руб. до 12476 тыс. руб., её отклонение составило 7221 тыс. руб., т.е. она выросла на 237%. Эти цифры наглядно показывают, что торговая деятельность в определённой степени уступает производительной, о чем говорили еще великие теоретики, такие как К. Маркс, Л. Вальрас, Н. Макиавелли.
7. Затраты на 1 руб. реализованной продукции снизились с 0,95 руб. до 0,9 руб. Что характеризует предприятие с положительной стороны.
8. Фондоотдача за период с 2006 по 2007 год снизилась со 171 руб. до 149 руб., т.е. на 22  руб. или 87%. Это произошло за счёт увеличения ОФ и увеличения выручки от реализации.
9. Фондовооружённость снизилась соответственно за счёт снижения ОФ в 2006 году по отношению к 2007 на 1267 тыс. руб./чел. или на 19%.
10. Производительность труда снизилась, хотя если посчитать сколько пришлось прибыли от реализации на каждого работника в прошлом году и в отчетном то результат будет противоположным производительности труда. В 2006 году 11126 тыс. на человека, а в 2007 году 7812 тыс. на человека соответственно.
11. Рентабельность продаж в 2006 году составила 1 %, а в 2007 году 2 %, соответственно отклонение будет 1 %, в два раза.
Вывод 1: из данных таблицы 1 видно,  что себестоимость в 2007 году увеличилась на 38% или темп роста составил 138% по сравнению с базисным (2006) годом, что сыграло решающую роль в получении валовой прибыли (прибыли от реализации товаров, работ, услуг) в отчётном году, т.е. эти ОФ учитываются в балансе, но пока не задействованы в производстве или задействованы частично, поэтому фондовооруженность и фондоотдача уменьшилась.
Вывод 2: Из данных за 2006-2007 год мы видим, что увеличился штат работников на 44 человек, среднегодовая стоимость ОФ выросла на 69% или 1800 тыс. руб., заметно выросла выручка от реализации, на 47% по отношению к 2006 году. Очень сильно в 2007 году по отношению к 2006 изменилась себестоимость, увеличилась на 38%. Прибыль 2007 года по отношению к 2006 значительно увеличилась, руководство организации объясняет это завершением строительства нового здания.
Структура налоговых платежей будет нам необходима для дальнейших расчетов и анализа в области налогообложения предприятия.
Выделим налоговые платежи в отдельную сводную сравнительную таблицу 2. Структура налоговых платежей предусмотрена налоговым законодательством РФ. Организация лишь фиксирует документально свое согласие выполнять требования государства, в своей учетной и налоговой политике. Как излагалось выше, учетная политика является одним из инструментов оптимизации налогообложения.
Таблица – 2  Изменения в структуре налоговых платежей.
Виды уплачиваемых налогов
2006 г.,  руб.
2007 г.,  руб.
Изменения +/-, руб.
Темп роста %
НДС
3710160
10034820
6324660
270,47
ЕСН
Федеральный бюджет
126963
727576
600613
573,06
Фонд социального страхования
61365
241882
180517
394,17
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
23277
134918
111641
579,62
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
42321
231088
188767
546,04
Пенсионный фонд
На страховую часть трудовой пенсии
280327
1450265
1169938
517,35
На накопительную часть трудовой пенсии
39969
295372
255403
739,00
Транспортный налог

575
575
Налог на имущество
57295
96890
39595
169,11
Земельный налог
126202
217589
91387
172,41
Налог на прибыль
650732
2198905
1548173
337,91
Чистая прибыль
5250000
12476000
7226000
237,64
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Цели и показатели их выполнения не должны ориентироваться на сиюминутный набор финансовых и нефинансовых параметров, их необходимо выби­рать с учетом стратегических перспектив для обеспечения поступательного роста.
Для обеспечения высокого уровня реализации всех функций налогового менеджмента необходимо разработать систему целей для всех осуществляющих его подразделений на всех уровнях, которые должны обладать такими характеристиками как конкретность и измеримость, цели должны быть реально достижимыми, а их достижение ограничено во времени.
Для правильного применения оценочной составляющей сбалансированной системы показателей при решении принципиальных задач процесса управле­ния, необходима следующая последовательность действий:
·                   Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных целей, упорядоченных в виде дерева целей и задач:
·                   Установить взаимосвязи целей в рамках сбалансированных параметров;
·                   Разработать показатели достижения для всех целей;
·                   Провести оценку степени влияния показателей на общую и целевую эффективность налогового менеджмента.
Следует учесть, что на разных этапах развития налогового менеджмента в организации перед ним будут стоять разные цели, однако наибольший интерес представляет рассмотрение дерева целей уже сложившейся системы управления налогами, пример которого представлен на рисунке 4 (Приложение В).
Главной стратегической целью налогового менеджмента, по мнению автора,  следует признать «Определение идеальной величины налоговых платежей наиболее эффективным способом и их фактическое перечисление, исходя из оптимального уровня налоговых рисков». Сокращенно такую цель можно сформулировать, как «Перечисление оптимальных налоговых платежей», однако только развернутое определение позволяет выделить три основные подцели налогового менеджмента:
·                   Расчет идеальной величины налоговых платежей;
·                   Эффективное управление налоговыми рисками;
·                   Поддержание высокого уровня общей и целевой эффективности.
Только достижение желаемого уровня результатов по каждой из подцелей способно привести к выполнению общей цели, причем результаты подцелей должны быть сбалансированы. В свою очередь реализация подцелей станет возможной только при достижении целей и задач низших уровней.
Стоящие перед налоговым менеджментом цели целесообразно структурировать по двум признакам:
• по функциональным направлениям, ответственным за достижение целей. Это особенно важно, учитывая необходимость закрепления целей за конкретными подразделениями и сотрудниками, т.к. в противном случае невозможно контролировать процесс движения к целям.
• по сбалансированным параметрам, на управление которыми направлены усилия налогового менеджмента. При этом необходимость их выделение обусловлена тем, что для эффективной деятельности налоговому менеджменту необходимо достичь определенных результатов в следующих областях:
1.                Финансы. Несмотря на то, что использование финансовых показателей не должно быть единственным способом анализа результатов налогового менеджмента, недооценивать их значение также не правильно.
2.                Внешняя среда. Налоговый менеджмент является деятельностью, которая представляет собой ответную реакцию организации на требования, исходящие из внешней среды.  Таким образом,  изучение,  понимание и прогнозирование процессов, происходящих в ней, обязательно для адекватного взаимодействия с государственными органами.
3.                Процессы. Ориентированность налогового менеджмента на результат требует построения внутренних рабочих процессов так, чтобы все актуальные задачи выполнялись оптимальным образом. Ключевой фактор успеха в этой области   -   поддержание   высокой   скорости   движения   информации   и использование современных программных продуктов.
4.                Персонал.   Фундаментальной основой для успеха в перечисленных областях может стать успех в управлении персоналом. Будучи основным ресурсом налогового менеджера, сотрудники требуют особого внимания. Без грамотного управления персоналом можно забыть о высоких показателях эффективности.
Классификация целей (Таблица 5) по рассмотренным признакам позволяет проводить их балансирование и уделять повышенное внимание наиболее проблемным сферам налогового менеджмента.
Таблица — 5    Классификация целей
Функции / Параметры
Финансы
Внешняя среда
Процессы
Персонал
Организация, координация и регулирование
2.2.3
3.1.1,3.1.3
3.2.3, 3.2.4
Налоговый анализ
1.1.1
1.1.2,3.1.2.
3.2.1
Налоговое прогнозирование
1.1.3,2.2.2
1.1.4
Налоговое планирование
1.2.2,2.2.1.
2.1.1
2.1.2,2.1.3
Налоговый учет
1.2.1
1.2.3
Налоговый контроль
1.2.4
3.2.2
Внешнее взаимодействие
3.1.4
Необходимо четко понимать, что цели низших уровней помимо иерархического взаимодействия, представленного как дерево целей и задач, взаимосвязаны в рамках описанных сбалансированных параметров (Рисунок 5. Приложение В).
Следовательно, для достижения целей одной из ветвей дерева целей, необходимо достижение определенных целей остальных ветвей. Именно, такая тесная взаимозависимость результатов требует для анализа применения сбалансированной системы показателей. Только взаимосвязанные цели позволяют в дальнейшем провести бальную оценку значимости показателей их достижения для уровня общей эффективности налогового менеджмента.
Как только определены цели и подцели, следует начать разрабатывать и приводить в соответствие с ними стратегические инициативы, касающиеся качества, сроков исполнения и иных критериев. Таким образом, сбалансированная система предоставляет первоначальное обоснование и общую концепцию программ непрерывного совершенствования и преобразования.
При этом в отличие от традиционных преобразовательных программ, направленных на резкое снижение расходов, нет необходимости оценивать задачи только с точки зрения экономии затрат. Цели стратегических инициатив могут быть обоснованы такими показателями системы, как резкое сокращение сроков выполнения задач, ускорение продвижения новых технологий, а также расширение возможностей специалистов. Несомненно, сокращение сроков и расширение возможностей имеют не первостепенное значение, однако посредствам причинно-следственных связей эти параметры в конечном итоге трансформируются в наилучшие финансовые показатели.
Обычно параметром эффективности называют наиболее важные параметры функционирования системы, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных перед системой целей [6, С. 157]. Поэтому плодотворным способом решения проблемы выбора показателей эффективности является их упорядочение с помощью дерева целей и задач налогового менеджмента.
Существуют определенные критерии отбора, которые, как показал опыт и исследования, помогают эффективно оценить и выбрать показатели [33]:
1.           Связь со стратегией. Этот критерий самый явный, но его значение нельзя переоценить. Система показателей — это инструмент перевода стратегии в   действия   посредством   показателей   деятельности,   рассказывающих о стратегии. Выбор показателей деятельности, не влияющих на реализацию стратегии, может привести к замешательству и путанице, так как ресурсы будут расходоваться на выполнение показателей, от которых не зависит достижение общих целей налогового менеджмента. Несмотря на это, может быть нелегко установить прямую связь каждого  показателя со стратегией. Например, большинство диагностических показателей деятельности, которые необходимы для обеспечения повседневного рационального функционирования, не связаны со стратегией напрямую.
2.           Количественное измерение. При применении творческого подхода можно выразить количественно практически все показатели деятельности.
3.           Доступность. Нет сомнения в том, что новые и нетрадиционные показатели являются большим преимуществом сбалансированной системы. Но необходимо избегать использования показателей деятельности, требующих больших инвестиций в их измерение.
4.           Доходчивость. Конечной целью создания системы показателей  должно быть побуждение к действию. Этого трудно добиться, если персонал не понимает значения выбранных показателей. Пользователи сбалансированной системы сразу должны понимать как операционное, так и стратегическое значение каждого показателя. Также должно быть очевидным и желаемое значение показателя.
5.           Сбалансированность. Необходимо избегать эффекта субоптимизации (т.е. улучшением одного показателя за счет других). Каждый показатель должен иметь вес, определяющий его влияние на общую цель. Кроме того, следует  рассчитывать  индексы  по   трем  основным  подцелям,   которые необходимы для того, чтобы определить направления, требующие особого внимания.
6. Релевантность. Показатели в системе должны точно отражать процесс или цель, которые необходимо оценить. Хорошей проверкой является определение возможности действовать на основе результатов данного показателя. Если какой-либо аспект деятельности выполняется плохо, должна быть возможность оценить сущность проблемы и ликвидировать ее.
Оптимального числа показателей не существует, главное, чтобы они позволяли объективно оценивать результаты деятельности и удовлетворяли  приведенным критериям. Все показатели системы необходимо документально систематизировать, подготовить по всем показателям подробную информацию, включая полный перечень их характеристик.
Сбалансированная система показателей (Таблица 6) дает руководству совершенно новый инструмент управления, переводящий видение налогового менеджмента и его стратегические цели в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития, возможность связать стратегию менеджмента с набором взаимосвязанных ключевых показателей результативности, индивидуально разработанных для различных уровней управления.
В представленной таблице 6 приведен пример разработки целевых показателей налогового менеджмента, их условных текущих и целевых значений, а также весов, определяющих вклад достижения конкретных подцелей в реализацию общей цели.
При этом выбор весов показателей должен быть осмысленным и базироваться либо на методе экспертных оценок, либо на более сложном, но и более объективном расчете.
Учитывая использование  методике только безусловно важных для организации, но при этом трудно сравнимых показателей, по мнению автора, расчет весов целесообразно проводить с учетом потенциала улучшения показателя, который можно определить как модуль разности его целевого (принятого за 100%) и текущего значения (взятого в процентном отношении от целевого показателя). Тогда вес конкретного показателя можно будет определить по следующей формуле (23):
Вес конкретного показателя = Потенциал  /  ∑ потенциалов всех показателей * 100%                                                                                            (23)
Целевую эффективность каждого показателя можно определить, исходя из его достигнутого значения, по формуле (24):
Целевая эффективность конкретного показателя = (Достигнутое значение – текущее значение) / (целевое значение – текущее значение) * 100%     …………………………………………………………………..          (24)
А целевую эффективность налогового менеджмента в целом – по формуле (25):
Целевая эффективность налогового менеджмента = ∑Целевая эффективность конкретного показателя * Вес показателя / 100%......          (25)
Кроме того, можно рассчитать прирост общей эффективности каждого показателя по следующим формулам:
•        для максимизируемых показателей:
Прирост общей эффективности конкретного показателя = (Достигнутое значение – Текущее значение) / Текущее значение *100%                            (26)
•        для минимизируемых показателей:
Прирост общей эффективности конкретного показателя = (Текущее значение  — Достигнутое значение) / Текущее значение *100%                    (27)
И прирост общей эффективности налогового менеджмента по формуле (28):
Прирост общей эффективности налогового менеджмента = ∑Прирост эффективности  конкретного показателя * Вес показателя / 100%          (28)
Сбалансированная система показателей — это не только тактическая или операционная оценочная система, она служит еще и средством стратегического управления на долгосрочной основе.
Большинство управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный акт балансирования, предполагающего намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага. Поэтому управление, нацеленное на успех в сложном динамичном мире, требует интегрированного подхода.
В русле данного подхода эффективность налогового менеджмента зависит от следующих факторов:
•              качества целеполагания, то есть соответствия планируемых целей и целевых показателей требованиям внешней среды, возможностям и интересам организации;
•              силы и направленности мотиваций, побуждающих сотрудников к достижению целей;
•              адекватности выбранных действий поставленным целям;
•              объема и качества вовлекаемых в работу ресурсов.
Одновременно с определением целевых показателей на год налоговый менеджер должен давать прогноз для каждого из них на три-пять лет. Такой под­ход способствует нацеленности на достижение наилучших значений показате­лей за определенный период времени. При достижении оптимального значения по какому-либо показателю целесообразно заняться поддержанием его на этом уровне и одновременно внедрить новый показатель, требующий улучшения.
Планирование и определение целей в общем процессе управления позволяет системе налогового менеджмента:
•              получить количественное выражение результатов, к которым она стремится;
•              определить механизм и заложить ресурсы для достижения этих результатов;
•              установить краткосрочные и долгосрочные прогнозы по финансовым и нефинансовым показателям.
Сбалансированная система показателей позволяет контролировать процесс исполнения целей и корректировать его, а в случае необходимости делать серьезные изменения в самой концепции стратегии. Использование целевых показателей деятельности, их прогноз и анализ в рамках сбалансированной системы позволяет руководству организации осуществлять мониторинг и искать пути оптимизации управления налогами. Кроме того, применение методики оценки эффективности и стремление менеджмента к ее повышению способствуют общему оздоровлению атмосферы в коллективе и развитию системы стимулирования сотрудников (в т.ч. нематериального), что само по себе приводит к мно­гократному росту качества реализации функций налогового менеджмента и эф­фективности всех рабочих процессов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.