Реферат по предмету "Педагогика"


Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Оглавление
Введение. 3
Глава1. Исторический аспект изучения роли коллектива в формировании личности  5
1.1Понятие и сущность теории коллектива. 5
1.2Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке  6
Глава2. Теоретические основы роли коллектива в формировании личности  12
2.1 Понятиео коллективе в гуманистической педагогике. 12
2.2 Рольколлектива в развитии личности. 13
Глава3. Экспериментальное изучение роли коллектива в формировании личности  16
3.1Подготовка исследования. 16
3.2Проведение исследования. 17
3.3 Результатыисследования и их анализ. 18
Заключение. 20
Литература. 22
Приложение1. 24
Приложение2. 26

Введение
Изучением процесса формирования личности и факторов,влияющих на него, занимались представители разных наук — психологии,социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этомнаправлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, чторазвитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений сдругими людьми – коллектива.
Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса,определявшего коллектив специфической формой организации людейсоциалистического общества. Впоследствии она нашла продолжение в трудахпсихологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В.Петровский.
На протяжении всего советского периода отечественнойистории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности,рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР еепопулярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как формеорганизации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определениюфакторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом,изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и всовременных условиях.
Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ееактуальность.
Объектом исследования является гуманистическая педагогикакак научное направление.
Предметом — изучение роли коллектива в формированииличности как ведущая идея гуманистической педагогики.
Целью исследования является определение роли коллектива вформировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставленыследующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ееразвитие в истории педагогической мысли.
Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привестиопределения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитииличности.
Организовать и провести эмпирическое исследование поопределению роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Поставленные цели и задачи определили принцип построенияструктуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части,заключением и списком литературы.
Основные методы исследования, применявшиеся в работе,можно разделить на следующие группы:
Методы теоретического изучения, к которым относится поиски анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.
Эмпирические методы, представленные констатирующимэкспериментом, интервьюированием, наблюдением, анкетированием, индивидуальнойбеседой.
Методы обработки данных, среди которых – методыматематической статистики, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составили труды советскихпедагогов по теории коллектива, учебная литература по теме исследования,материалы периодической печати, данные информационных сайтов сети Интернет.
Исследование имеет теоретическую и практическуюзначимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимостьсостоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая– в определении современного взгляда на роль коллектива в формированииличности.
Новизна исследования заключается в исследовании даннойпроблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данныхпоследних лет.

Глава 1. Исторический аспектизучения роли коллектива в формировании личности
 
1.1 Понятие и сущность теории коллектива
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный)представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которогонет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенныхсовместной деятельностью в рамках какой-либо организации[6;48]. Согласно такомуопределению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие идругие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являтьсячленом нескольких коллективов.
В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей,объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценнойсовместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируетсяособый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместнойдеятельностью, но также и ценностными ориентациями.
Данное понимание коллектива послужило основой дляразработки теории коллектива. Обратимся к ее определению.
Теория коллектива – это научная доктрина, котораярассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей вобществе и определяющего фактора развития личности[17; 562].
Согласно данной теории, с одной стороны развитие личностизависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихсявнутри него отношений. С другой стороны – активность участников коллектива,уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливаютвоспитательную силу и воздействие коллектива. Таким образом, развитие личностии коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.
Теория коллектива нашла выражение в различныхобщественных науках, но прежде всего – в педагогике и психологии. Приведем еехарактеристику.
1.2 Основные этапы и направленияв развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит кXVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци,К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX векапроисходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времениотносятся труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева и др. В советской наукетеория коллектива стала основой для психологической и педагогической теории ипрактики[16;111].
Попытки провести анализ развития теории коллектива вотечественной науке неоднократно предпринимались на протяжении последних двухдесятилетий. По этой проблеме имеется значительное количество разноплановойинформации, кроме того, по одним и тем же вопросам у разных представителейнаучного сообщества можно зафиксировать отличающиеся друг от друга мнения,основанные на различных подходах, трактовках ключевых понятий и ценностныхориентациях. Поэтому для современной отечественной педагогики постсоветскогопериода актуальна не только «переоценка», но и объективная аналитическая научныхдостижений, их систематизация.
Обратившись к истории вопроса, можно обнаружить двеосновные тенденции в изучении развития теории коллектива[12, 6]:
Хронологическая — которая выражалась в виде описаниявклада отдельных ученых в хронологическом порядке.
Проблемно-доминантная — согласно которой развитие теорииколлектива рассматривалось на основании выделения в его изучении основныхнаправлений и соответствующих им предметно-проблемных областей.
Остановимся на их характеристике подробнее.
С первых лет создания советской системы школьногообразования одной из основных ее задач стало формирование школьного коллектива,основанного на товариществе и общих ценностях. Коллектив рассматривался каксреда, в которой происходит воспитание и развитие ребенка, становление еголичностных качеств.
Теоретические основы и необходимость целенаправленногоформирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широкопропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко. Импринадлежит также первый опыт практической реализации теории коллектива. Так,примерами результатов деятельности школ-коммун (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко)была доказана действенность первичного школьного коллектива как эффективнойформы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы длявсестороннего развития личности каждого ребенка[12,7].
Особый вклад в историю развития теории коллектива внесА.С. Макаренко, которого считают основателем гуманистического направления впедагогике. В его концепции коллективного воспитания нашли отражение принципы параллельногодействия, отношения ответственной зависимости, гласности и другие, направленныена развитие лучших человеческих качеств.
Последующие направления развития теории коллектива былипредставлены в работах Т.Е. Конниковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.М.Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов. Исследования были направлены навыявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формированиявоспитательных коллективов, разработку принципов и методов стимулирования коллективнойдеятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем,разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива[12;8].
Отдельно стоит сказать о развитии гуманистическихтрадиций в педагогике.
Одним из самых известных последователей А.С. Макаренко сталВ.А. Сухомлинский, создавший образ «идеальной школы» — «Школы радости». Основойи целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитаниезаключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться ккаждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать,засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесетчеловеку личное счастье»[11;126].
Экспериментальная деятельность Сухомлинского, которую оносуществлял в роли учителя и директора одной из школ, заключалась в реализации гуманистическихпринципов на практике и анализе их результатов. Так, деятельность школы быланацелена на создание условий для индивидуально-творческого развития каждойличности, доверительных отношений внутри коллектива, учения без принуждения,сотрудничества взрослых и детей[15;62].
80-е годы стали периодом теоретической иэкспериментальной работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н.Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, которым принадлежит разработкагуманно-личностного подхода в обучении[7;54].
Наиболее ярким практическим воплощением их идей стала«Школа жизни» Ш.А. Амонашвили[1;14]. Гуманный подход к процессу образования,умение оптимистически мыслить о детях, обучение без принуждения стали основойдеятельности «Школы».
Хронологический подход к изучению развития теорииколлектива долгое время являлся единственным, и потому традиционным. Однако сконца 90-х годов прошлого века были выделены новые основания для дифференциациии структурирования знаний в области педагогической теории коллектива.
Так, были обозначены основные направления исоответствующие им предметно-проблемные области, изучение которых обусловленовыбором научной позиции исследователей. Эти направления обозначены следующимобразом[12;14]:
Психологическое направление, в основу которого леглиработы педологов о проблемах детства, стало оформляться первым. Развитиеданного направления тесно связано с развитием других наук о человеке. В центревнимания исследователей проблем коллектива – развитие личности ребенка, егоположение в коллективе, взаимодействие личности и коллектива и т.п.
В русле психологического направления педагогическойтеории коллектива (исследования З.И.Васильевой, Т.Е.Конниковой, М.Г.Казакиной,А.Г.Кирпичника, В.А.Сухомлинского, К.Д.Радиной и др.) обозначены следующиепроблемные области:
развитие личности в коллективе: развитие индивидуальностиученика в коллективе, факторы развития личности, формирование социальнозначимых качеств, общественной направленности и позиции личности, творческое идуховное развитие личности;
отношения и взаимодействие в коллективе: системаотношений в коллективе и ее влияние на личность, характер и типы отношений вколлективе; структура и динамика взаимоотношений в коллективе; эмоциональный климатв коллективе; вхождение личности в систему коллективных отношений, стадии иуровни развития отношений в коллективе; эффективность взаимодействия вколлективе;
коллектив как инструмент педагогического влияния наличность: воздействие коллектива на отдельных участников, воздействие личностина коллектив, вопросы лидерства.
Системологическое направление (исследованияЛ.И.Новиковой, В.А.Караковского, А.В.Мудрика, Н.Л.Селивановой и др.). Для негосвойственно рассмотрение коллектива как системы и подсистемы других систем(общественной, воспитательной). Коллектив рассматривается как среда развитияили инструмент педагогического влияния, интересы исследователей в данномнаправлении сосредоточены на коллективе как целостном социально-педагогическомфеномене. В русле системологического направления педагогической теорииколлектива обозначены следующие проблемные области:
феномен коллектива (определение, трактовки, особенности,признаки коллектива, виды коллективов);
функции коллектива;
структура коллектива: формальная и неформальная,официальная и неофициальная;
развитие коллектива: этапы, условия, факторы.
Праксеологическое направление (исследования И.П.Иванова,Б.В.Куприянова, И.А.Колесниковой, Е.В.Титовой, Н.Е.Щурковой и др.) –исследователями изучаются, прежде всего, вопросы, связанные с деятельностьюколлектива, включающие такие аспекты, как организация, эффективность,результативность, продуктивность и др. Проблемная область данного направлениявключает такие аспекты как:
содержание и цели деятельности коллектива;
процессуальная сторона организации деятельностиколлектива: формы, методы, методики, средства, приемы и др.;
воспитательные возможности и эффективность коллективнойдеятельности.
Необходимо отметить, что исследовательская деятельностьотдельных ученых часто затрагивает довольно широкий спектр проблем, не сводимыхтолько к одному конкретному направлению. Кроме того, данные направления несвязаны с хронологией развития научной мысли.
Подводя итог материалу главы, можно сделать следующиевыводы. Развитие теории коллектива в отечественной науке восходит к рубежуXIX-XX веков. В это время появляются первые работы, обосновывающие данныйподход в педагогике.
Периодом наиболее активного изучения коллективизмаявляется советский период отечественной истории, который характеризуется нетолько теоретическими исследованиями, но и проведением экспериментов. В это жевремя развивается гуманистическое направление в воспитании и обучении.
Опыт отечественных педагогов, развивавших теориюколлективизма, неоднократно обобщался, изучался и систематизировался. Можновыделить две основные концепции, позволяющие выделить в нем основныенаправления и достижения.

Глава 2. Теоретические основыроли коллектива в формировании личности
 
2.1 Понятие о коллективе в гуманистической педагогике
Основателем гуманистического направления в советскойпедагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические иэкспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о ролколлектива в формировании и развитии личности.
Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под коллективомпонимается такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценныйсмысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [11;42]. Объединенныеединством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенныеотношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловномравенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Из этого определения можно определить основные признакиколлектива, к которым относятся[20;68]:
Наличие общественно значимых целей.
Последовательное развитие целей в результате совместнойдеятельности.
Систематическое включение воспитанников в разнообразнуюсоциальную деятельность.
Практическая связь коллектива детей с обществом.
Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективуприсущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосферавзаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика,сознательная дисциплина и др.[20;69].
Обозначим также основные функции коллектива:
Организационная – заключается в том, что коллективстановится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.
Воспитательная – проявляется в том, что коллективстановится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственныхубеждений.
Стимулирующая – состоит в том, что коллектив регулируетповедение своих участников, их взаимоотношения.
Вышеназванные признаки присущи только развитомуколлективу, и только развитый коллектив может успешно выполнять свои социальныефункции[11;46].
Процесс становления коллектива проходит через ряд этапов,которые А.С. Макаренко обозначил следующим образом[11;48]:
Сплочение на основе единоличного требования педагога кучащимся.
Включение метода «параллельного действия» — основнымпроводником требований к личности становится не педагог, а актив коллектива.
Складывание системы самоуправления коллектива.
В качестве условий для развития коллектива выделяютсяразличные виды совместной деятельности, а также соблюдение ряда условий (такихкак умелое предъявление требований, формирование здорового общественногомнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножениеположительных традиций коллективной жизни).
Таким образом, в традициях отечественной гуманистическойпедагогики коллектив предстает как важнейший фактор целенаправленнойсоциализации, а также как фактор воспитания личности. Рассмотрим, в чемвыражается роль коллектива в развитии личности.
 
2.2 Роль коллектива в развитии личности
Одним из основных принципов реализации теории коллективав педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принципбыл разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В.Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитиетакой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеетсодружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально»[10;22].
Согласно данной теории, роль коллектива в развитииличности проявляется в следующих моментах:
Коллектив является основной базой накопления детьмипозитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе егоосвоение специально планируется и направляется.
Коллектив обеспечивает воспитаннику возможностисамовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируютсясамооценка, уровень притязаний и самоуважение.
В коллективе формируются общественно значимые умения инавыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.
Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулируетпроявление ответственности за результаты труда.
Коллективная деятельность открывает возможности дляреализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, ихэмоционального развития.
Коллектив играет очень важную роль в жизни каждоговоспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека вобщении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрестиподдержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.
Коллектив способен изменять человека. Поскольку емуприходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливатьк ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеетвозможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль вобществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активностьбольшинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, кпервенству[16;186].
В соответствии с психологической концепциейперсонализации, каждому человеку присущи потребность и способность бытьличностью. Потребность означает, что человеку необходимо быть в максимальнойстепени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности другихлюдей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы.Способность подразумевает совокупность индивидуальных особенностей и средств,обеспечивающих удовлетворения потребности быть личностью[16;188].
Становление личности невозможно вне коллектива, посколькуее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительнойстепени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя извышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.
Таким образом, согласно теории отечественных педагогов,полноценное формирование личности может происходить только в коллективе.Поэтому он является основой для воспитания и обучения.

Глава 3. Экспериментальное изучениероли коллектива в формировании личности
3.1 Подготовка исследования
Теория коллективизма, господствовавшая в советскойпедагогике, в современных условиях претерпевает все больше изменений. Онивыражаются, прежде всего, в изменении содержания воспитательной работы вотношении коллектива. Для исследования степени этих изменений нами былоорганизовано и проведено исследование.
Цель исследования – определение роли коллектива вформировании личности в современных условиях.
Задачи исследования соответствуют его этапам:
Изучить теоретические основы влияния коллектива наформирование личности.
Подготовить материал для проведения исследования.
Провести исследование на базе учащихся современной школы.
Проанализировать результаты исследования.
Для проведения исследования были использованы следующиеметоды:
Анкета (которая заполнялась учениками анонимно). Анкетасоставлена на основе методики «Социометрия»
Интервью, проведенное с классным руководителем
Статистические методы обработки данных
Участниками исследования стали учащиесяобщеобразовательной школы. Выборка участников является случайной, т.к.исследование не ставит цель изучить влияние коллектива на личность вопределенном возрастном диапазоне.

3.2 Проведение исследования
Для проведения исследования учащимся было предложеноответить на вопросы анкеты. Им была представлена инструкция: «Наверное, вы нераз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пыталисьразобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы понять,что же из себя представляет ваш класс, я хочу использовать методику с названием«социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланкии прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашегокласса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была ненапрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимальноискренним. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, топоймете, что без подписи она теряет всякий смысл.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответамине попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям.Их буду видеть только я. Мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будетинтересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне,поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу жеотвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично:это личная точка зрения каждого из вас, которой вы не обязаны делиться содноклассниками. На выполнение вам дано 10 минут. Кто справится раньше —отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
Текст анкеты приведен в Приложении 1.
Было также проведено интервьюирование учителя. Переченьвопросов представлен в Приложении 2.

3.3 Результаты исследования и иханализ
На основании полученных данных нами было проведено три диагностическиепроцедуры:
классическая социометрия – структура эмоциональныхотношений в группе (1 -и, 2-й вопросы)
аутосоциометрия — адекватность представлений членовгруппы о своем положении в эмоциональной структуре группы (3-й, 4-й вопросы)
референтометрия — выявление референтных лиц, то естьчленов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно,психологическим влиянием в группе. (5-й вопрос).
В результате обработки данных нами были полученырезультаты, позволяющие отметить следующие особенности современного коллектива:
четкое разделение класса на группы (по 4-6 человек),члены которых состоят в эмоциональных отношениях (дружба, симпатия,расположенность и др.)
высокий уровень адекватности представлений членов группыо своем положении в ее эмоциональной структуре
четкое обозначение референтных лиц, обладающихпсихологическим влиянием в группе
На основании интервью с классным руководителем мызаключили, что разделение класса на группы встречается довольно часто. Группысоздаются по разным причинам: «проживают по соседству, знакомы с раннего детства,вместе ходят в школу», «общие интересы и увлечения», «мотивация учебы» и др.
Референтные лица — ученики, способные оказывать влияниена класс, чаще всего являются неформальными лидерами, т.е. не отличаютсяхорошей учебой или общественной деятельностью, чаще всего их влияние негативновлияет на дисциплину и учебную деятельность в классе. Учебный коллектив, помнению классного руководителя, не имеет очень большого значения в жизнисовременных школьников. Он воспринимается как необходимость.
Таким образом, современное понимание роли коллектива вформировании личности отличается от того, которое было разработано и обоснованопредставителями гуманистической педагогики.

Заключение
Данная работа посвящена изучению роли коллектива вформировании личности. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего,изменением в современной педагогической науке и практике отношения к ней.
Работа представлена тремя главами, каждая из которыхосвещает один из аспектов проблемы. В первой главе рассматривается историяформирования теории коллективизма, во второй – раскрываются ее основныеположения, важнейшим из которых является признание приоритета коллектива надличностью. Третья глава посвящена экспериментальному исследованию роликоллектива в современной школе.
Подводя итог работе, можно обозначить следующие выводы.
Возникновение идей коллективизма относится к XVIII веку инаходит отражение в трудах известных педагогов. На протяжении XIX векапроисходит постепенное развитие теории, а в начале XX – ее окончательноеоформление в целостную концепцию.
Известнейшими идеологами коллективизма являются А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Впоследствии онаразрабатывалась в трудах С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили и др. советскихпедагогов.
Основой теории является рассмотрение коллектива вкачестве специфической формы организации людей в обществе и определяющегофактора развития личности. В соответствии с данной теорией личность может развиватьсятолько в коллективе, поэтому он становится основой для учебной, трудовой,творческой и других видов деятельности учащихся.
В постсоветский период произошел переворот во взглядах наколлектив. Идеи свободы и независимости, присущие современному демократическомумышлению, приводят к новому пониманию его роли в формировании личности.
Так, коллектив больше не считается главным дисциплинарныморганом и подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. И хотя человекна протяжении жизни может состоять в нескольких различных коллективах, ниодному их них он не подчиняется, и подчиняться не должен.
Традиции коллективисткой педагогики подвергаются критике,поскольку она, по мнению многих, была нацелена на подавление личности, а не наее возвышение и всестороннее развитие.

Литература
1.        Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 98с.
2.        Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская,А.А.Реан. — СПб.: Питер ,2000. — 304 с.
3.        Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие. – Волгоград:Изд-во ВолГУ, 2004. -74 с.
4.        Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. – Калининград:Калиниградский университет, 1996. — 107 с.
5.        Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике1946-1991 гг.: Дис.… канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: РГБ, 2004.
6.        Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственногоформирования личности. Л. – 1983. С. 19.
7.        Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова И. Л. Воспитание?Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. — М .:Новая школа, 1996. – 160 с.
8.        Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.:Педагогика, 2000. – 219 с.
9.        Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. – М.:Академкнига, 2003. – 336 с.
10.     Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. –640 с.
11.     Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972.– 334 с.
12.     Методики социально-психологического исследования личности и малых групп.//Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., ИП РАН, 1995.
13.     Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике:Автореферат дисс… канд. пед наук: 13.00.01. — СПб., 2009. — 22 с.
14.     Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе /Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001. – 383 с.
15.     Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.:Знание, 1983. – 96 с.
16.     Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей опсихологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988. -144 с.
17.     Новикова Л. И.Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика,1978. -144 с.
18.     Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат,1982. — 255 с.
19.     Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2007 – 464 с.
20.     Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли./ Под ред. А.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой. – М.: Педагогика, 1973. – 318 с.
21.     Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
22.     Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современноеслово, 2001. -928 с.
23.     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
24.     Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия,1988. – 123с.
25.     Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. — С. 224.

Приложение 1
Бланк опросника для учеников.
Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы.Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелосьбы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе вовред.
Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий,которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальныеместа. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, ктоотсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.
Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию икласс. Успеха!
Фамилия и имя________________________________________________
Класс________________________________________________________
Дата тестирования_____________________________________________
I. Если бы тебе пришлось перейтиучиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новыйкласс? Назови, пожалуйста, пять человек.
1.____________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
5. ___________________________________________________________
II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял всвой новый класс? Укажи пять фамилий.
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
5. ___________________________________________________________
III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя всвой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
5. ___________________________________________________________
IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников,которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запишипять фамилий.
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
5. ___________________________________________________________
V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на этивопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напишиих фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того,чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
5. ___________________________________________________________
Большое спасибо за ответы!

Приложение 2
Вопросы для классного руководителя
Как Вы оцениваете уровень сплоченности класса?
Есть ли в классе деление на группы?
По какому признаку оно происходит?
Есть ли в классе референтная группа, позволяющая оказыватьвлияние на коллектив?
На чем основывается авторитет референтных лиц?
Какое значение в жизни современных школьников имеетколлектив?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и виды сделок в гражданском праве Республики Казахстан
Реферат Ethan Frome 6 Essay Research Paper Ethan
Реферат Разработка мероприятий по совершенствованию рекламной деятельности в компании ООО "отель"Вознесенский"
Реферат Методы научного исследования в психологии
Реферат Расчет себестоимости и цены программного продукта по моделированию объект
Реферат Анализ рынка сбыта организации на примере корпорации "FABERLIC"
Реферат Народничество: идеология и политическая деятельность
Реферат Крепостничество как феномен русской государственности
Реферат Новые реалии и стратегия организации
Реферат Валентина Степановна Гризодубова
Реферат Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня)
Реферат Учет и анализ движения денежных средств
Реферат неоклассическая теория
Реферат Хорошево-Мневники
Реферат Формы организации исследования систем управления