Реферат по предмету "История экономических учений"


неоклассическая теория

Реферат по дисциплине: «История экономики и экономических учений» на тему: «Неоклассическая теория денег, процента и цен» Чита 2006 Содержание. Введение….1. Теория предельной полезности…2. Теория цены… 3. Теория процента… 4. Теория денег….16 Заключение… 20 Список использованной литературы….21 Введение. Неоклассическое направление возникло в последней трети


XIX в хотя старт ему был дан несколько раньше. Приставка НЕО (новый) появилась в результате «маржиналистской рево- люции» в экономической теории. Маржиналь в переводе с французского оз- начает предельный (дополнительный, добавочный). Маржинализм характе- ризуется следующими положениями: 1)использованием предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность и предельная


производительность); 2) исследованием поверхностных форм экономической жизни, причем исходным выступает изучение человеческих потребностей; 3) сведением предмета экономической науки к изучению рационального рас- пределения ограниченных ресурсов. Маржиналистская революция проходила в два этапа: Первый этап «маржиналистской революции» относится к началу 70 –х – середине 80-х гг. XIX в. Конечно, здесь надо иметь в виду, что экономисты, разделявшие идеи первого этапа, продолжали


жить и работать и в более поз- нее время. Основными теоретиками первого этапа были австриец К.Менгер, англичанин У.С. Джевонс и француз Л.Вальрас. Из них широкое признание при жизни получил только Менгер, имевший учеников и последователей, объединяемых понятием «австрийская школа». Маржиналисты первого этапа сохранили идею стоимости как исходной категории, но заменили саму теорию


стоимости. Теперь стоимость определя- лась уже не затратами на производство товара, как в классической политэко- номии, а предельной полезностью товара. Соответственно, поменялся пред- мет изучения. Если раньше главной, первичной сферой экономики считалось производство, то теперь такой сферой стало потребление. Поскольку полез – ность – понятие субъективное, новое теоретическое направление называлось первоначально «субъективным». Идея о том, что в основе стоимости лежит полезность вещи, не была новой.


Она периодически начиная с XVII в. возникала в экономической мысли весь предшествующий период. Идея о влиянии на стоимость фактора редкости также высказывалась. Новым стало их соединение – понятие предельной полезности. Исследование предельных (маржинальных) величин явилось главной отличительной особенностью нового теоретического направления и легло в основу его окончательного названия.


Предельная величина характе- ризует не сущность явления, а изменение величины какого – либо явления в связи с изменением величины другого. Иными словами, можно сказать, что маржинализм исследует экономические процессы. Второй этап «маржиналистской революции» относится ко времени сере- дины 80-х – конца 90-х гг. XIX в. Ведущими теоретиками здесь были англичанин А. Маршалл, американец Д.Б. Кларк и итальянец В. Парето.


Они отказались от понятия «стоимость», от принципа исходной категории, от причинно-следственной трактовки экономических связей, заменив ее тракто- вкой функциональной. В результате они объединили две теории стоимости (определяемой полезностью и определяемой производственными затратами), одновременно отказавшись от самого понятия стоимости и оставив только понятие цены, в равной степени зависящей от спроса и предложения. Системообразующим принципом стал теперь не принцип исходной


категории, согласно которому все экономические явления последовательно соединены причинно-следственными связями в виде «родословного древа» с понятием «стоимость»,а принцип равновесия, когда экономика представлена как система, все части которой взаимосвязаны между собой и где нет ни начала, ни конца. Понятие «равновесие» стало основополагающим. Изменился и предмет исследования. Отказ от причинно-следственного подхода означал и отказ от выделения главной, первичной сферы экономики.


Теперь предметом стала экономика в целом. Поскольку в том числе предме- том исследования снова стала сфера производства (наряду со сферой потреб- ления), маржиналисты второго этапа получили название «неоклассики». При этом они остались маржиналистами, более того, предельные величины стали использоваться не только применительно к проблемам спроса, но и к пробле- мам предложения. 1. Теория предельной полезности Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или


теория предельной полезности. К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истин- ным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия.


Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных благах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры отражают снижающиеся оценки блага одного вида.


Таблица Менгера 0 Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека


будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже – в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна.


Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия. К. Менгер при решении проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях


ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ. Среди основателей австрийской школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми


различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и пролетария различна, однако они платят одинаковую цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется


стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. К. Менгер, формулируя принцип предельной полезности, подчёркивал, что его теория посвящена рассмотрению отношения между благами и людьми, в которой важную роль вопрос о том, какое место внутри общей иерархии занимает данная вещь. Этот принцип разрабатывался для анализа индивидуального потребления в натуральном хозяйстве. Однако Менгер использовал его и для исследования товарного производства, так как, по его


же словам, он в анализе всех экономических процессов придерживался чисто атомистического подхода, который выявляет определяющую роль субъективных факторов. При решении проблемы стоимости он трактовал капиталистическое производство всего лишь как совокупность индивидов, воли которых сталкиваются в борьбе за выгоду на общественной арене. Менгер не смог выяснить и того, как индивидуум станет распоряжаться принадлежащими ему благами, для того чтобы достигнуть максимального удовлетворения своих потребностей”.


2.Теория цены. Как уже было сказано, маржиналисты «второго этапа» отказались от поня- тия «стоимость» и полностью перешли к анализу рыночной цены и механиз- мов ее установления. Наиболее последовательным развитием этого нового подхода стала теория цены Маршалла. Цена на товар устанавливается в результате согласования цены спроса и цены издержек. Цена спроса определяется в теории Маршалла предельной полезностью.


Спрос, по Маршаллу, зависит от цены товара и количества денег, которым располагает человек для его покупки. «Общий закон спроса», сформулиро- ванный Маршаллом, гласит: чем больше данного товара предполагается про- дать, тем ниже должна быть цена на него, или, другими словами, «объем спроса возрастает с понижением цены и уменьшается с повышением цены». Маршалл всесторонне исследовал и окончательно ввел в маржиналистскую теорию понятие «эластичность спроса», т.е. степени зависимости спроса от изменения цены.


Он, в частности, указывал на то, что для товаров широкого потребления «эластичность спроса велика при высоких ценах… значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается, причем она пос- тепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса». Кроме того, Маршалл отмечает, что у различных групп товаров существует разная эластичность спроса. Наименьшей эластичностью спроса обладают предметы первой необходимости и предметы роскоши.


Степень эластичнос- ти зависит и от уровня доходов потребителей (например, те товары, которые являются предметами роскоши для одной группы покупателей. становятся предметами повседневного потребления для другой). Цена предложения, по Маршаллу, определяется предельными издержками производства. Это минимальные издержки, обеспечивающие максимальную прибыль. Уменьшение издержек происходит с увеличением объема произво- дства, в связи с чем меняется структура


издержек. Маршалл делил все издержки на постоянные (не изменяющиеся с увеличением объема произ- водства) и переменные (изменяющиеся). С увеличением объема производства количество постоянных издержек на единицу продукции уменьшается. Но изменение соотношения постоянных и переменных издержек имеет свой пре- дел. Этот предел и означает достижение оптимального объема производства, при котором издержки минимальны, а прибыль максимальна. Другим путем снижения издержек является нахождение оптимальной структуры факторов


производства, которая будет получена при достижении каждым фактором предельной производительности. В разработку теории предельной производительности факторов производс- тва внесли свой вклад ряд экономистов, начиная с Тюнена. Присутствует она и у Маршалла. Но наиболее полно ее разработал Кларк. Им была поставлена новая аналитическая задача – создать теорию, которая позволила бы опреде- лить оптимальный объем используемых факторов производства.


В основе теории лежит принцип убывания предельной производительнос- ти любого фактора производства. Например, каждый дополнительно нанятый рабочий при условии, что другие факторы производства остаются неизмен- ными, приносит владельцу предприятия меньший доход. Из этого дохода выплачивается заработная плата, а оставшиеся средства составляют прибыль предпринимателя. Следовательно, увеличение численности рабочих имеет смысл до тех пор, пока производительность последнего


нанятого работника не будет равной его заработной плате. Точно такие же рассуждения применяются к каждому фактору производст- ва. Оптимальной является та структура, при которой производительность предельной единицы фактора равна цене этого фактора на рынке. Следует отменить, что, согласно Кларку, в условиях динамики закон убывающей производительности факторов смягчается.


Он корректируется техническим прогрессом, поскольку последний приводит к росту производительности всех факторов. Равновесная рыночная цена. «Рынок отмечал Маршалл это совокуп- ность людей…которые осуществляют операции с каким-либо товаром». Соотношение спроса и предложения на рынке порождает цену равновесия. «Такое равновесие стабильно, т.е. цена при небольших отклонениях имеет тенденцию восстанавливаться».


В то же время Маршалл указывал, что понятие «равновесная цена» имеет смысл только применительно к определенному периоду времени. Исследо- вание фактора времени в ценообразовании стало его важным вкладом в эко- номическую теорию. Следует, однако, уточнить, что Маршалл, как и все мааржиналисты этого периода, рассматривал экономику в статике, где фак- тор времени явно не присутствует. Косвенное же его присутствие трактуется как метод сравнительной статики, когда сравнивают различные


равновесные состояния рынка. Маршалл различал три таких состояния: • мгновенный период (очень короткий, «рыночный»). Продавцы не имеют возможности приспособить свое предложение к изменению спроса – другими словами, все факторы производства являются постоянными. В качестве примера Маршаллом рассматривается рынок живой рыбы, где товар является скоропортящимся, поэтому запасов не существует, и продавец не может увеличить предложение в ответ на неожиданно высокий


спрос. Поэтому равновесную цену здесь опреде- ляет размер спроса. • короткий период. В течение короткого периода часть факторов производства остается постоянной, но другая часть уже является пере- менной, поэтому размеры предложения в определенных масштабах могут быть изменены в соответствии со спросом. Например, производ- ственные мощности остаются прежними, но загрузка их может быть изменена. • длительный период. Все факторы производства становятся перемен- ными.


Например, производитель может успеть создать дополнительные производственные мощности. Таким образом, по мере удлинения периода роль цены предложения в формировании равновесной цены возрастает. Квазирента или излишек потребителя и продавца. При анализе равновесной цены Маршалл вводит понятие «квазирента». Цена на рынке устанавливается в точке, где кривая спроса пересекает кривую предложения. С точки зрения предложения эта цена соответствует наиболее высоким высо- ким предельным


издержкам, которые соглашается оплатить потребитель.Тем не менее уровень издержек у каждого производителя различен. Те, чьи издержки являются ниже издержек равновесия, получают сверхприбыль или «квазиренту». Аналогичная ситуация возникает на стороне спроса. Маршалл вводит понятие «потребительский излишек». Потребность потребителя может быть значительно интенсивней,


чем потребность, отраженная в рыночной цене. Если бы он был единственным покупателем на рынке, он был бы готов уста- новить более высокую цену. Заплатив же цену рынка, он сэкономил свои средства, что и составляет его «квазиренту» или излишек. 3. Теория процента Е.Бем-Баверка В теории процента Бём-Баверка фундаментальную роль играет различие между первичными и произведенными фак¬торами производства. В отличие от земли и труда — "исходных", или первичных,


факторов производства, предложение которых либо фиксировано, либо определяется неэкономическими ре¬шениями, капитал представляет собой — "произведенный", или промежуточный, фак¬тор, предложение которого зависит от количества земли и труда, затраченного в прошлом на его производство. Процент, по Бем-Баверку, возникает из отказа от текущего дохода в пользу будущего дохода: в обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня и распоряжаться ими по своему


усмотрению в обозримом будущем. Вопрос о том, почему норма процента есть вели¬чина положительная, на языке Бём-Баверка можно сформулировать так: почему люди охотно расстаются с некоторым количеством благ сегодня, если они уверены, что в будущем получат за это большее количество тех же благ того же качества? На это Бём-Баверк отвечает, что есть три независимые "причины", или "основа¬ния", почему люди, как правило, предпочитают сегодняшние блага благам завтраш¬ним, дисконтируя будущее,


т.е. выражая готовность платить за обладание этими благами сегодня. Первые две "причины" создают в экономике избыточный спрос на потребительские займы: (1) "различные условия для удовлетворения желаний" в настоящем и будущем и (2) "недооценка будущего". Третья "причина" порождает избыточный спрос на производственный кредит: (3) "техническое превосходство на¬стоящих благ по сравнению с будущими".


Все три причины, выдвинутые Бём-Баверком, обеспечивают исчерпывающее объ¬яснение существования процента в статичной, равно как и в динамичной, экономике. В статичном случае наличие второй причины является необходимым, но не достаточ¬ным условием существования положительной нормы процента, поскольку наличие третьей причины может породить такой прирост выпуска, который удовлетворит спрос на наличные блага. Точно так же третья причина не является ни необходимым, ни достаточным условием положительной нормы


процента. В динамичной же эконо¬мике первая причина не является необходимым, но является достаточным условием для существования положительной нормы процента. Можно сказать также, что норма процента может быть нулевой, только если (1) доход постоянен во времени, (2) предпочтения настоящего не существует и (3) чистый продукт невозможно увели¬чить, откладывая потребление ради будущего производства. Норма процента распределяет огра¬ниченное количество наличных благ по отраслям


в соответствии с общественной оценкой относительной ценности настоящих и будущих благ. Для высоко "капитализированной" экономики характерны значительная обеспеченность потребительскими благами и низкая норма прироста продукции при дальнейшем увеличении среднего периода производства, а следовательно и низки норма процента. Этим объясняет Бём-Баверк тенденцию нормы процента к снижению по мере изменения соотношения между затратами капитала


и труда в пользу капита¬ла. В последнем разделе своей работы "Позитивная теория капитала" (1889) Бём-Бамрк выходит за рамки вопроса о том, почему норма процента положительна и задается вопросом о том, что на самом деле определяет норму процента. Бем-Баверк вводит допущение, что в экономике действуют только капиталисты и рабочие. Капиталисты — это активные предприниматели, являющиеся собственниками капитала.


Спрос на фонды предъявляется исключительно со стороны капиталистов, а предложение фондов создается в первую очередь за счет нераспределенной прибыли. Кроме того, весь действующий в экономике капитал состоит из средств существования, авансируемых рабочим. Таким образом, норма процента определяется при обмене труда на предметы потребления. В отличие от капиталистов, рабочие, как правило, недооценивают будущее.


Так происходит потому, что рабочие не могут позволить себе долго ждать плодов своего труда. Если размер фонда средств существования фиксирован, то норма процента определяется предельной производительно¬стью удлинения среднего периода производства. При нулевой норме процента капиталисты предъяв¬ляли бы бесконечный спрос на наличные блага, чтобы авансировать их рабочим. Таким образом, норма процента растет до тех пор, пока весь фонд средств существования не будет израсходован


на удлинение среднего периода производства. Чем ниже норма процента, тем длиннее будет прибыльный период производства, поскольку при более низких нормах процента сегодняшняя ценность потока будущих благ возрастет и, следовательно, надбавка к ценности наличных товаров уменьшится. Таким образом, равновесная норма процента определяется производительностью последнего эко¬номически допустимого удлинения производственного периода, иными словами, его предельной производительностью.


4. Теория денег. В основе неоклассической концепции денег лежит хорошо известная всем количественная теория. Количественна теория говорит о том, что существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, что цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству


денег. Количественна теория основана на равенстве MV=PT. Это уравнение содер¬жит в левой части два показателя: количество денег М и ско¬рость их обращения V. Правая часть уравнения содержит две группы величин: количество обмениваемых благ, или ре¬альный объем производства Y (объем товарооборота I) и уро¬вень цен Р. Оно получило название уравнения обмена.


Для того, чтобы использовать его для прогноза изменения цен в ответ на изменение предложения денег, необходимо сделать ряд дополнительных предположений. Во-первых, причинная зависимость должна идти от MV к PT. Во-вторых, V и T должны быть неизменными по отношению к M: все изменения в их ве - личине должны вызываться немонетарными факторами( появление новых платежей


и новых видов банковских операций, рост производительности труда и т.д.). В-третьих, номинальная величина предложения денег должна определяться экзогенно, независимо от спроса населения на деньги (например, Центральным банком, контролирующим денежную базу). Из этих предпосылок следует, что, если V=const, то P изменяется прямо пропорционально изменениям M. Это так называемая жесткая версия количественной теории


денег, исключающая все функции денег, кроме тран- сакционной, когда деньги рассматриваются только как средство обмена. При этом иногда добавляют, что сам механизм воздействия M на P может быть либо прямым (Кантильон и Юм), либо косвенным (Рикардо и Торнтон). Для лучшего понимания этого различения напомним условия равновесия денежного рынка: Ms/P=Md (i,Y). (1) Здесь Ms –номинальное предложение денег,


P – средний уровень цен, Md – спрос на деньги, i – процентная ставка денежного рынка, Y – совокупный доход. Допустим, что Ms возросло и левая часть (1) стала больше правой. Если процесс восстановления этого равенства не затрагивает правой части и использует только изменение (рост) P, то такой процесс называется прямым. Напротив, если процесс восстановления (1) идет через изменение Md, кото- рое возрастает с уменьшением i, то такой процесс называется косвенным.


Ирвинг Фишер (1867 – 1947) – основоположник теории монетаризма (для условий, близких к равновесию) и глубокий исследователь количественной теории денег. Полагал, что при совершенной конкуренции отклонениями от равновесия можно пренебречь. Фишер дал исчерпывающий анализ основной формуле количественной теории денег (уравнению обмена), справедливой в условиях экономического равновесия или вблизи него:


MV+M*V*=PT, (2) где M – наличная денежная масса, M* - банковские деньги, V и V* - скорости их обращения, P – цены, T – товарные сделки. Можно записать просто MV=PT, но M понимать как металлические, бумажные и банковские деньги вместе. Записав последнее равенство как P=(MV)/T, (3) получаем, что уровень цен изменяется: 1) прямо пропорционально количест- ву денег в обращении;


2) прямо пропорционально скорости обращения денег; 3) обратно пропорционально объему торговли, осуществляемому с помощью этих денег. Уравнение (3) часто записывают в виде MV=PQ, (4) где Q – величина совокупного выпуска. В этом случае P=M(V/Q), (4а) Q=M(V/P). (4б) Предсказательная сила этих уравнений зависит от того, является ли


V конс- тантой или нет. Фишер полагал, что V находится под влиянием относительно медленно протекающих изменений в банковской системе, транспорте и свя – зи, в частоте поступлений и расходования денег в торговле и т.п. С некото – рой осторожностью поэтому V можно считать константой. Допустим, что V=const. Тогда в короткий период, пока цены не успели измениться, ∆M пропорционально ∆Q.


Рост предложения денег увеличивает совокупный выпуск, причем, как замечает Фишер, это может происходить тремя различными способами: 1) через неравномерность распределения де – нег (эффект Кантильона – Юма); 2) через уменьшение нормы процента, уве – личивающее объем инвестиций; 3) через неравномерность роста цен, если затраты растут медленнее, чем цены на конечную продукцию.


В более длин – ные периоды времени изменение M влияет только на цены. Основное равенство простой количественной теории денег можно запи – сать также в виде: (1/V)PT. Оно означает, что на руках у насиления в денежной форме находится примерно 1/V от суммы всех сделок. При откло – нении M от этой величины возникает либо избыток, либо недостаток денег, приводящий соответственно к росту или падению цен. Полагая T/V=k=const, получаем


M=kP, т.е. уровень цен прямо пропорцио – нален количеству денег в обращении. Это уравнение не содержит никакого символа, выражающего альтернативные издержки хранения наличности: процентной ставки или дохода от других неденежных активов. Тем не менее, очевидно, что рост процентной ставки вызовет падение k, поскольку увели – чится спрос на ценные бумаги, приносящие проценты. Падение процента, напротив, повысит величину k.


Этот вывод справедлив, если уровень производства не изменяется и нет места самоускорению инфляции. При наличии последней быстрое расшире – ние количества денег в обращении может способствовать более чем пропор – циональному росту цен. Количественная теория денег, как многократно повторял Фишер, верна только в условиях равновесия. Теория денег, развитая Фишером, подготовила почву для более тщательно- го анализа роли денег в современной экономике.


Фишер показал, что капитал в денежной форме – это всего лишь приведенная к настоящему моменту времени стоимость дисконтированных будущих денежных доходов, которая не может быть поставлена в однозначное соответствие ни запасу, ни структу- ре капитала в вещественном выражении. Заключение. Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. в экономической науке появилось новое теоретическое направление, опирающееся на работы представителей второго этапа «маржиналистской революции»


А. Маршалла, Д.Б.Кларка. Предметом исследования маржиналистов стала экономика, рассматриваемая как равновесная система с ограниченным количеством трудовых и матери – альных ресурсов. (Деньги трактовались как нейтральный, связывающий их элемент.) Главной задачей исследования стал поиск такого варианта функ – ционирования хозяйственного механизма, который обеспечивал бы опти- мальное использование ресурсов с целью максимизации прибыли фирмы (микроэкономика) или общественного благосостояния (макроэкономика).


Анализ экономических процессов предполагался только количественный, поэтому качественные (социальные) стороны экономики были вынесены за рамки исследования. Другим обязательным условием в теориях маржиналис- тов рубежа XIX – XX вв. было отождествление равновесия с экономической статикой. Динамика же трактовалась как временное нарушение равновесия, во время которого основные постулаты маржиналистской


теории не дейст – вуют. Список использованной литературы. 1. Бем-Баверк, Э. Основы теории ценности хозяйственных благ/ Бем-Баверк Э. – Л, 1959. 2. Казаченко, Л.Д. История экономических учений: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2000. – 148 с. 3. Маршалл, А. Принципы экономической науки/ Маршалл А. – М: Прогресс, 1984. 4. Осадчая, И.М. Неоклассическое направление/И.


М. Осадчая// БЭКМ. – 10-е изд. – 2006. 5. Худокормова, А.Г. История экономических учений. Ч. 2: учебник/ Худокормова А.Г. – М: Феникс, 1994. 6. Ядгаров, В.А История экономических учений: учебное пособие для вузов/В.А Ядгаров. – М: Феникс, 2001. – 327с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.