--PAGE_BREAK--Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, несправляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства [19, 175].
Социальный педагог, являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, должен иметь особое влияние на формирование гуманистических, здоровых отношений в семье, в том числе в многодетной семье.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог должен рассматривать многодетную семью как один из важнейших объектов своей профессиональной деятельности. Он должен быть готов к различным видам работы, как со всей семьей, так и с каждым ее членом в отдельности.
Выводы по первому параграфу. Таким образом, семья – это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентированных взаимоотношениями между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека. Как малая социальная группа, семья – это общность людей, основанная на кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты.
В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания и социализации, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. В семье находят отражение все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей – в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.
§ 2 Специфика процесса воспитания в многодетной семье
Большинство авторов при исследовании многодетных семей относят их к группе риска. Некоторые семьи в настоящих условиях не имеют возможности улучшить свою жизнь. Трудности этой группы настолько комплексны, что они во многом определяют специфику воспитания детей в семье.
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, в настоящее время устойчиво занимает незначительную долю (5,3%) от общего количества семей. Отношение к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно. Большее или среднее число детей стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетность рассматривают, как синоним бедности, отсталости. В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высокооплачиваемого ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования [38, 31].
Всероссийское социологическое исследование по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей» проводилось в Москве и девяти других регионах – от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Респондентам было предложено оценить, какие социальные проблемы они считают наиболее острыми для себя. На первом месте — неудовлетворенность жилищными условиями, скученность, теснота. Низкая обеспеченность жилой площадью крайне затрудняют не только сохранение здоровья, но и работоспособность, получение образования. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня для детей, в первую очередь школьного возраста. У большинства детей нет своего угла для занятий: за одним столом ученик (ца) делает уроки, здесь же малыш что-то лепит из пластилина, а мать кормит младенца. Постоянно в квартире суета, теснота. Дети, рожденные в плохих жилищных условиях, вырастут в них же и передадут соответствующее социальное самоощущение своим детям.
Бюджет семьи на момент исследования складывался главным образом, из зарплаты отца – 52,7%. Члены таких семей хронически не имеют потребления не только на уровне прожиточного минимума, но не обеспечены даже по меркам физиологического минимума. Так же к основным проблемам многодетной семьи можно отнести недостаток одежды и обуви. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетных семей ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности [31, 34].
По данным исследований в 70 % семей воспитание детей в основном лежит на матери. Только треть родителей в полной мере знает о делах своих детей в школе. Связь со школой слабая. Активное участие в работе школы принимают всего 15 % отцов и матерей. Мала инициатива и самих матерей. Только 4,1% семей довольны классными руководителями своих детей. Что касается микроклимата в семьях, то неблагополучная атмосфера в 5% изученных многодетных семьях (ссоры, скандалы, пьянство). Воспитание детей требует и физических, и моральных сил. Многодетность ограничивает круг интересов женщин, возможности их участия в производстве и общественной жизни, способствует консервации уклада семейной жизни, связанного с чрезмерной занятостью взрослых, приниженным положением женщины в семье. В каждой второй семье выявлены осложнения в состоянии здоровья членов семьи. Положение усугубляется и тем, что семьи фактически находятся на грани выживания.
Чрезмерная занятость родителей создает проблему общения. 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.
Низкий уровень образованности, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени – вот основные причины упущения в воспитании детей. 77% родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. [21, 147].
Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье – хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.
Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.
В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой.
Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение [24, 134-137].
Для исследования проблем многодетной семьи необходимо учитывать причины, побудившие родителей создать такую семью. По этому признаку в научной литературе многодетные семьи распределяются на три категории:
· Семьи, многодетность которых запланирована (в связи с традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
· Семьи, образовавшиеся в результате второго и последнего браков, в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям.
· Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни.
По мнению исследователей, каждая вторая многодетная семья нуждается в материальной поддержке, каждая пятая – в профилактической социальной помощи, которая должна способствовать повышению психолого– педагогической компетенции родителей и содействовать социализации детей.
Значительной для поддержки многодетных семей является консультативная помощь как специалиста, непосредственно работающего с многодетной семьей, так и работников специализированных служб и центров психологической, правовой и социальной помощи, и адаптивно – педагогической помощи, включающей в себя работу самых разных специалистов (психологов, правоведов, экономистов, педагогов и др.).
Выводы по второму параграфу. Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что такая семья наиболее полно реализует возможности воспитания детей.
В ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации.
§ 3 Специфические особенности подросткового возраста
Подростковый период (10-17 лет) считается наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, вследствие этого многие исследователи определяют его как кризисный этап в становлении личности человека. Это тяжелый период, как для ребенка, так и для взрослых. Здесь актуализируются различные проблемы, а в многодетной семье могут присутствовать и дополнительные факторы риска для социализации подростка.
Для подросткового возраста характерны:
-доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных и эмоционально-комфортных потребностей;
— решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;
— возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;
-сохранение высокой значимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в зависимости от самопознания, личного самоопределения.
Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним. Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложностей этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи читают нотации и нравоучения, где практикуется жестокое обращение, происходит психологическое или сексуальное насилие [7, 46].
Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями не устраивают, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми. По мере взросления ребенка в семье изменяются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это вполне закономерное явление, обусловленное возрастом ребенка, ведущим видом деятельности, социальной ситуацией развития ребенка на данном возрастном этапе. Подростковый возраст особенно сложный как для самих детей, так и для родителей.
В процессе социализации подростка из многодетной семьи могут нарушаться условия, обеспечивающие базовые потребности подростка в принадлежности, любви, и потребности в самоактуализации в связи с загруженностью, дефицитом внимания, неосведомленностью о проблемах подросткового возраста со стороны родителей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Исследование Н.В.Маляровой и М.И.Несмеяновой показало, что подростки из многодетных семей в значительно большей степени ориентируются на комфорт и благополучие, чем на активную деятельность. Образ будущего у них не определен. Высоко оценивая волевые качества личности, эти подростки в достижении целей в большей степени склонны к риску. Они демонстрируют расхождение между высокой оценкой нравственных качеств личности и реальными поступками. Исследователи предполагают, что стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция при определенных обстоятельствах могут проявиться в социально неодобряемом поведении [18, 60].
По сведениям Л.А.Соколовой, особенностью жизнедеятельности детей в многодетных семьях является раннее их включение в выполнение домашних обязанностей. Такие заботы, как покупка продуктов(36% семей) и уборка квартиры (28%) выполняют преимущественно дети 7—11 лет. На них же возлагается обязанность гулять с младшими детьми.(21%). К обязанностям старших детей относятся, приготовление пищи, стирка белья, для мальчиков починка бытовой техники и мелкий ремонт в квартире [Соколова Л.А., 79]. В то же время ученые отмечают, что «включенность подростков в выполнение домашних дел не оценивается ими как отрицательное, хотя занимает значительную часть времени» [2, 116].
Таким образом, можно утверждать, что, досуг подростков в многодетной семье в большей степени ориентирован на домашнее хозяйство и замыкается в сфере семьи.
Негативное влияние на социализацию подростка оказывают следующие факторы, характерные для многодетной семьи:
- жилищные и материальные трудности
- сниженные возможности потребления культуры
- проблемы с организацией личного пространства и удовлетворением потребности в уединении
- проблемы с проведением и организацией досуга
- чрезмерную занятость старших детей уходом за младшими, повышенную
ответственность за них, что может привести к установке на бездетность
- сиблинговую ревность
С влиянием этих факторов авторы связывают следующие личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей:
- наличие заниженной самооценки
- более раннее и частое употребление спиртного
- стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция, социально неодобряемое поведение
В то же время авторы подчеркивают следующие положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми:
- раннее включение в работу по дому, причем подростки не считают,
что это мешает их учебе или развлечениям
- более разнообразные ролевые функции внутри семьи и более ранняя социализация
- обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру старших
братьев (сестер) и заботе о младших
- воспитание разумных потребностей и умение считаться с нуждами других
- лучшую подготовку к супружеской жизни.
В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, идет бурный процесс полового созревания.
Потребность во «взрослом» общении. Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье.
В чем проявляется чувство взрослости? Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности». Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т.п.). Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов ит.д. могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.
Взрослые становятся образцами и в деятельности. Тяготение к взрослым – противоречивое и сложное явление. В нем существует целый ряд противоречий психолого-педагогического плана.
1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом школьника.
2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.
3. Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремления ограничить эту самостоятельность. Можно предположить, что речь идет о боязни некоторых взрослых потерять свой престиж, свои права на доминирование. Очевидно, наиболее сильно неосознанное опасение потерять возможность управления подростковой самостоятельностью, обнаружить тем самым свою педагогическую несостоятельность.
Превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, близкими.
Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.
Знание этих особенностей помогает родителям и педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и правонарушениям.
Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.
В отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учителя умеют ставить перед ними проблемы, выдвигать альтернативные пути поиска. Эта способность особенно высоко ценится старшими подростками.
Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, требуют вдумчивого педагогического регулирования. При этом возникает ряд проблем:
Проблема № 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Женщины имеет модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием.
Дефицит мужского влияния в семье особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить «феминизации» мужчин и «маскулинизацию» женщин.
Проблема № 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация». Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать не плечи девушек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.
Проблема № 3 связана с вопросами полового просвещения. Возникает вопрос, когда же должно начинаться половое просвещение. Существуют разные точки зрения:
— вообще не вести разговор на эту тему (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский);
— беседы на интимные темы лишь в старшем школьном возрасте, причем с упором на гигиенический аспект;
- в последние годы стало распространяться мнение о том, что вопросы отношений между полами должны раскрываться перед детьми едва ли не с дошкольного возраста.
Каждая из этих точек зрения имеет свои достоинства и недостатки. Все зависит не столько от возраста ребенка, сколько от особенностей его воспитания, общего развития, нравственной культуры его личности, педагогической культуры его семьи и тех, кто это просвещение ведет.
Проблема № 4 – стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, видеосалоны). Этот поток педагогически и социально либо бесконтролен, либо контролируется, направляется чисто символически. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью просмотр такого рода фильмов может оказать сильное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления. [4; С. 72]
Для разрешения данных проблем важно найти пути переключения (сублимации) энергии подростков на социально-полезные, личностно значимые виды деятельности.
Таким образом, для нормального развития подростков необходимы определенные условия:
1. Информация о современной жизни. Дети имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.п.);
2. Сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
3. Принятие себя (своего физического, характера, особенностей, эмоций)
4. Обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства). [27, 71]
Вывод. Таким образом, подростковый возраст является очень противоречивым этапом в жизни ребенка. Именно в этот период находят выход различные негативные стороны личности. Возраст очень опасен с точки зрения формирования на этом этапе социально-неодобряемого поведения.
Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением, стремится занять равную позицию со взрослыми. Изменяются отношения между членами семьи, подросток требует внимания, любви, хотя может демонстрировать безразличное отношение.
В многодетной семье на социализацию подростка влияют различные отрицательные факторы: С влиянием этих факторов авторы связывают личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей: В то же время авторы подчеркивают и положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми.
Именно в подростковый период возникает чувство взрослости, наиболее ярко проявляющееся в манере ходить одеваться, в сленге, используемом подростками. Происходит превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Возникает потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Особое место в подростковом возрасте занимает потребность в половой идентификации.
Вывод по первой главе:
Итак, в рамках первой главы проанализирована семья как важнейший социальный институт, сопровождающий ребенка всю жизнь, отражена специфика воспитании ребенка в многодетной семье, а так же дана характеристика подросткового возраста.
Рассмотрев данные проблемы можно сделать вывод о том, что семья – важнейший институт социализации и от семейного благополучия во многом зависит воспитание и развитие детей. Многодетные семьи нуждаются в первоочередном внимании общества. Воспитательный процесс в отношении подростков из многодетных семей должен строиться с учетом основных закономерностей их психического развития. А именно, опираться на потребность подростков в общении со взрослыми и сверстниками (как ведущей деятельности) и на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания («зона ближайшего развития»). Для подростка «зоной ближайшего развития» является сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания. Кроме того, в воспитательном процессе нельзя не учитывать факторы, оказывающие влияние на социализацию подростка в многодетной семье.
Следовательно, задача деятельности социального педагога — помочь подростку из многодетной семьи повысить свою самооценку и расширить жизненные планы и перспективы, выявить талантливых детей и помочь им развить их способности.
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
§ 1 Категории «социально — педагогическое сопровождение» и «поддержка»
В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение», который в настоящее время активно применяется в сфере семейных отношений.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Однако выделение этой проблемы в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИЛИ РАО). Ученый выделяет в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область, называя ее «педагогической поддержкой ребенка в образовании». Рассматривая смысл понятия «поддержка» — поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, — О.С. Газман утверждает, что поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека [9, 34].
Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. То есть педагогическая поддержка — это «деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением» [10, 34].
Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. О.С.Газман выделяет семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:
1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.
2. Помочь ему увидеть свою проблему.
3. Помочь определить свое к ней отношение.
4. Помочь определить, что делать.
5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.
продолжение
--PAGE_BREAK--7. Стимулировать выработку им плана действия.
Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Таким образом, социально — педагогическая поддержка ребенка – это система мер, направленных на защиту его прав на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.
Обратимся к понятию «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Сегодня термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях [20, 65].
Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [34, 37].
Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации разрабатывалась А.М.Битяновой, И.В.Дубровской, Е.А.Козыревой, С.Г.Косарецким, Е.И.Роговым и другими учеными. В рамках их исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
А.М. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения подростка:
1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.
2) создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении — помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.
3) создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель — помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения [5, 48].
Вывод. Таким образом, понятия «социально-педагогическое сопровождение» и «поддержка» тесно связаны, но не являются равными по значению. Социально-педагогическая поддержка направлена на защиту прав ребенка и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, обеспечение базовых потребностей ребенка.
Сопровождение же предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Сопровождение направленно на реализацию потенциальных возможностей личности, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, на поддержание оптимальных значимых качеств личности и коррекцию недостатков развития; на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, способствует решению задач развития, обучения, социализации, формирует активную позицию ребенка.
§ 2 Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи
В процессе изучения психолого-педагогической литературы определено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека. Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и подростков:
· решения проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
· решение социально-эмоциональных проблем;
· преодоление затруднений в учебе, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;
· помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства;
· помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации
[13, 98].
Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у клиента способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. [13, 98]
Исходя из представленной цели, задачами социально-педагогического сопровождения будут:
- создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора клиента;
- посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, таких как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
- развитие психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения клиента (учащихся, родителей, педагогов);
- улучшение социального статуса развивающейся личности.
— профилактика возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
— сохранение естественных механизмов развития личности.
Принципы социально — педагогического сопровождения исходят из следующих положений:
- активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
— «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
— автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;
непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка
на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;
— комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
— превентивность: необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы, к предупреждению возникновения проблемных ситуаций [13, 112].
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка. Они таковы:
o Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.
o Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
o Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
o Корректирующая функция Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.
o Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [37, 24].
o Подросток группы риска нуждается в особой форме сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
1. Диагностика личностного развития ребенка (клиента).
2. Нахождение первичного контакта с клиентом. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие клиента, создание доверительных отношений. Включенное наблюдение за ребенком.
3. Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап — диагностический, выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап — апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап — основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
- между матерью и старшим ребенком,
- между матерью и средним ребенком,
- между матерью и младшим ребенком,
- между детьми (возможны три и более варианта связей: старший — младший, старший — средний, средний — младший).
Четвертый этап — прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.
Пятый этап — контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения [19, 116].
4. Сотрудничество с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь клиенту.
5. Реализация различных мероприятий, направленных на развитие активности клиента (Специалист исполняет роль посредника в реализации программы индивидуального маршрута сопровождения).
6. Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
7. Завершение реализации программы. Приобретение клиентом чувства защищенности и позитивного социального статуса.
8. Анализ социально-педагогической деятельности.
Диагностика в технологии социально — педагогического сопровождения подростка имеет ключевое значение. В системе сопровождения появляется особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения» [13, 156].
Сопровождение подростка из многодетной семьи можно рассматривать как часть воспитательного процесса, направленного на преобразование его отношений с членами семьи посредством преодоления противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:
— создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины его переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, изменяются отношения самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет значительно снизить или снять травмирующее воздействие переживаний, осложняющих процесс его социализации. В результате посредничества социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие его отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с его личными характеристиками;
- организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующую развитию конструктивных навыков общения, раскрытию лучших качеств ее членов, и в целом улучшению психологического климата семьи;
- информирование родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
- в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители — подросток, подросток — сиблинги);
- многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
— в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:
- Диагностическая функция. Данная функция заключается в установлении личностной проблемы подростка, изучении среды его социализации.
- Прогностическая функция. Данная функция предполагает постановку первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.
- Фасилитационная функция. Данная функция проявляется в усилении продуктивности решения проблемных вопросов, как совместной деятельности педагога и подростка, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет их особого стиля общения и особенностей личности педагога.
- Посредническая функция. Данная функция заключается в сотрудничестве с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь подростку.
- Предупредительно — профилактическая. Данная функция предполагает помощь подростку и значимому для него окружению в прогнозировании возможных напряжённых ситуаций взаимодействия и моделировании оптимальных путей их разрешения с опорой на те положительные личностные характерологические образования и опыт решения проблемных ситуаций, которые есть у подростков.
- Компенсаторная функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления реализовать нарушенную потребность третьего уровня (потребности самоуважения: самоодобрение, принятие себя, уверенность в себе) усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
продолжение
--PAGE_BREAK--