Реферат по предмету "Педагогика"


Роль воспитания в социализации личности учащегося начального профессионального образования

Введение
Становление и развитие личностипроисходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесспрослеживается в детском и подростковом возрасте. Именно в это времязакладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшегоразвития личности человека. Каждый человек, в процессе реализации себя какличности, исполняет свою социальную роль. И здесь важно, чтобы его социальнаяроль не вступ/>ала в противоречия с обществом, не вносила вобщество деструктивные элементы, элементы разрушения.
От воспитания подростка, отвоздействий на него в период становления личности во многом зависит будущаяжизнь человека, процесс социализации его личности в обществе. Немаловажноевлияние на этот процесс оказывают средства массовой информации.
В современном мире увеличивается рольинформации в развитии общества и происходит бурный прогресс средствинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет говорить обинформатизации общества и образования. Под информатизацией образованияпонимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикойразработки и оптимального использования, современных ИКТ, ориентированных нареализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания вздоровьесберегающих условиях.
Вэтой связи актуально изучение роли воспитания в социализации личностиучащегося.
Будущему специалисту сферы образования необходимы знания основныхзакономерностей процесса воспитания в условиях глобальной информатизацииобщества и образования, основных видов информационных ресурсов и информационныхпроцессов в обществе, социально-педагогических особенностей процессаинформатизации образования, социальных аспектов информационной безопасностиличности и общества.
В соответствии с приведенной актуальностью,тема данной работы сформулирована как «Роль воспитания в социализации личностиучащегося начального профессионального образования».
В качестве цели данной работывыступают рассмотрение и анализ воспитательного процесса в социализацииличности учащегося начального профессионального образования.
Объект исследования данной работы — воспитательный процесс в начальных профессиональных учебных заведениях.Предметом исследования является процесс социализации личности.
Гипотеза работы: социализация личностибудет проходить более продуктивно при условиях: управления процессомсоциализации целенаправленной организации внеклассных мероприятий, с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей. Для проверки гипотезы нужнорассмотреть и изучить понятия воспитание, социализация, проанализироватьвоспитательную работу в средних профессиональных учебных заведениях.
В данной работе используются методы:изучение литературных источников, документов, анализ результатов деятельности,метод анкетирования; методы обработки и осмысление полученных педагогическихданных: теоретический анализ, математический и статистический метод.
В соответствии с заявленнымиактуальностью, темой, гипотезой и целью, структура данной работы построенатаким образом, что в начале рассматриваются общие вопросы социализации ивоспитания подростка, а затем – вопросы воздействия на указанные процессысредств массовой информации и информационных технологий с учетом конкретныхпримеров.

Глава 1. Роль воспитания всоциализации личности учащихся1.1 Содержание понятия социализацияПонятие «социализация» стало так широкораспространяться, что его можно встретить не только в социологическихисследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованияхпо криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется всамых разнообразных смыслах, вплоть до полной потери своего собственного иобозначения смысла, прямо противоположного.
Так, например, в работе Л.Н.Рыбаковой[1,10] мы встречаем характерную фразу: «Включение в употреблениенаркотиков можно рассматривать как социализацию относительно норм девиантногоповедения, как результат обучения». Другой автор присоединяется к этому ипишет: Проведенное исследование не только подтверждает такую точку зрения, но ипозволяет понять и описать, как начинается и как происходит такое обучение всовременных условиях" [2,75]. Здесь смешиваются понятия социализации иобучения, социализации и адаптации (приспособления). И потому появляетсяпарадоксальная фраза про «социализацию относительно норм девиантногоповедения».
Еще пример В.И.Чупров пишет, чтосегодня преемственность между родительским поколением и молодежью «побольшинству параметров прервана, и потому нынешние молодые люди поставленыперед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта старшихпоколений:», кроме того, происходит расширение «контакта молодежи сновыми социальными посредниками, такими, как нетрадиционные формы наемноготруда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, малый бизнес. Это отражаетсяв изменении механизмов социализации молодежи» [3,94]. Здесь мы видимприменение термина «социализация» в смысле приспособления ко всему,что происходит в обществе, ко всяким нормам и ценностям, в том числе каморальным и неправовым.
Почему происходит расширениесодержания понятия «социализация»? Причин несколько, среди которых непоследнюю роль играет отсутствие у понятия «социализация» парной(полярной) категории. Категориальной парой для социализации могла бы стать«девиация». Это позволило бы ограничить основное содержание не толькопонятия социализации, но и девиации, которое также в этом нуждается.
Тот факт, что даже социологи«попадаются на удочку», некорректно используя понятие социализации,говорит о серьезности обозначенной научной проблемы. Рассмотрение практикииспользования понятия социализация в социологической, педагогической,философской и др. Научной литературе позволяет открыть панораму смыслов этогоключевого социологического понятия.
Согласно самому общему определению,социализация — «процесс, в ходе которого человеческое существо сопределенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые емудля жизнедеятельности в обществе» [4,66]. Анализ различных концепцийсоциализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает двапараллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации)человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальныхнорм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включенияв социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизничеловека — в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности — развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводствакультуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Определения понятия социализации,кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражаютширокий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, иосвоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становлениеличности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случаенеизбежна — концепции выстраиваются на категориях предельной абстракцииличность и «общество». Это значит, что все процессы, происходящиемежду ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность иполифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальностьпонятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие илитермин должны иметь свои границы.
Социализация и «девиация» — полярные категории. Такимспасительным маяком нам представляется противопоставление социализации идевиации. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такомусмешению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы впринципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия социализация как процесса,необходимо включающего освоение человеком прежде всего норм морали и праваданного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируетсякак член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения,освоения моральных и правовых норм [5,9]. На этом месте сделаем переход отрассуждений о социализации как процессе к пониманию социализации какрезультата.
Все концепции социализации делят натяготеющие к субъект-объектному и к субъкт-субъектному подходу. Согласносубъект-объектному подходу, социализированность определяется способностьюуспешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлять конформность ксоциальным предписаниям. Согласно субъкт-субъектному подходу, социализированностьопределяется степенью способности человека быть субъектом собственного развитияи в какой-то мере общества в целом. При этом особое внимание уделяют наличию (икачественному составу) у человека ценностных ориентаций и умению их менять[5,158-159]. Мы подчеркиваем, что в любом случае социализированностьопределяется степенью освоения и принятия норм морали и права. Именно освоениенорм морали и права объединяет субъект-объектный и субъект-субъектный подходы,является общим для них.
Нормы морали и права — это то, чтоявляется общим для социализации и воспитания. Воспитание является составной и,по-видимому, самой важной частью социализации, оно создает основу для духовногоразвития личности.
Анализ множества определенийсоциализации показал, что среди них редко встречаются такие, где четкообозначен главный вектор социализации: положительная направленность на нормыморали и права. Социализация не сводится лишь к усвоению этих норм, но ониявляются критерием, показателем, ориентиром, относительно которого только иможно разграничить — происходит ли в процессе приспособления человека кобществу социализация или, напротив, возникает девиация. Принятие такоговектора позволяет однозначно определять не только социализацию как процесспринятия норм морали и права, но и девиацию как отклонение от них.
Мы считаем, что учесть этотпринципиально важный вектор может определение социализации как такого процессаприспособления человека к обществу, который способствует социальнойстабильности в обществе (в смысле его здорового состояния) и развитию личности(в направлении духовного здоровья). Без освоения людьми норм морали и права,без процесса социализации не будет устойчивости развития ни общества, ниличности. Если же в процессе приспособления человека к обществу не происходитприобщения к нормам морали и права или происходит отход от таких норм, это ужене социализация, а девиация.
Таким образом, успешная социализацияпредполагает, с одной стороны, способность быть конформным обществу (когда оноздорово), с другой — способность ему противостоять, если в нем появляютсятенденции к отходу от моральных ценностей. Отклоняться от норм морали могут какиндивиды, так и общество. В первом случае это ведет к девиации и отклонению вразвитии личности, во втором случае — к болезни общества (аномии). Основное — это нормы морали и права, причем, приоритет, конечно, за первыми. Правоваяответственность за поведение, по сути дела, является определенным, закрепляемымв законоустановлениях минимумом моральной ответственности. Этот минимумзаключает в себе те моральные требования к поведению, которые безусловноотрицают, осуждают, запрещают его общественно опасные формы.
Девиация — отклонение от социальныхнорм (морали и права). Онеобходимости четко связывать социализацию с нормами морали и права наглядносвидетельствуют также определения понятия девиация. Так, при определенииотклоняющегося поведения (девиантного и делинквентного) отмечается, что онопредставляет собой «несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным иправовым требованиям общества» [6,220]. Также в этом контексте говорят оботклонении от общепринятых, культурных норм.
При определении антиобщественныхявлений, говорится, что они находятся в противоречии с общепринятыми нормами нравственностии гуманизма.
Если не различать четко социализациюи девиацию, понятия сливаются и теряют всякий смысл и научную (познавательную)ценность. Академик В.Н.Кудрявцев и Ю.В.Кудрявцев в работе «Социальныеотклонения» отмечают, что «при оценке отклонений от социальных нормнедопустим так называемый конвенционалистский (или релятивистский) подход,согласно которому „все относительно“ и „каждый по-своемуправ“ [10,100].
Следовательно, если человек впитал всебя ценности, не соответствующие нормам морали и права, например, как в случаес потреблением подростками наркотиков, то здесь речь идет не о процессесоциализации, а о девиации. Об этом говорил и Т.Парсонс, отмечая, что девианты- это „люди с неадекватной социализацией. Это те, кто недостаточно усвоилценности и нормы общества“ [8,21].
Социальная норма и социальноеотклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведенияиндивидов, социальных групп, классов и других социальных общностей.
Почти все виды социальных отклоненийявляются одновременно и отклонениями от норм морали. Например, если правоваянорма регулирует объективное, выраженное во вне поведение человека, то нормаморали — его субъективное значение. „Объектом этического анализа можетбыть все человеческое поведение, вся человеческая деятельность, поскольку онаподлежит квалификации с точки зрения добра и зла:“ [11,18].
Академик В.Н.Кудрявцев и д.ю.н.В.С.Нерсеянц в книге „Социальные отклонения“ рассматривают социальныеотклонения по трем основным направлениям: 1) отклонения от общепринятых нормморали; 2) отклонения от нравственного идеала; 3) отклонения от другихсоциальных норм. Авторы приходят к заключению, что если отклонение отобщепринятых норм при соблюдении нравственного идеала „опережает“современность по своим моральным достоинствам, то соблюдение общепринятых нормпри отходе от идеальных „не может получить нравственного одобрения“[10,315]. В обоих случаях имеет место отсталость обыденного моральногосознания. При оценке действий субъекта важна их социальная направленность и нравственныйсмысл. Поскольку моральные нормы — это в первую очередь нормы внутренней оценкисубъектом своих и чужих поступков, постольку основной причиной моральныхдеформаций „служат негативные изменения личности“ [10,320].Неоднородность общепринятых норм, отставание их от нравственных идеалов служитодним из источников девиантного поведения, поскольку впитывается человеком впроцессе социализации. Поэтому, чем большее внимание в процессе воспитанияуделяется нравственным идеалам, тем лучше для общества и для нравственногосостояния человека.
Некоторые авторы утверждают, чтопонятие „социальное отклонение“ (девиация) распространяется и наполезные поступки, в частности, на новаторство, социальное творчество [12,53].При этом, очевидно, авторы исходят из одностороннего представления о норме какоб обычном, привычном, „среднем“ образе действий, т. е. Рассматриваютнорму просто как среднестатистическую характеристику поведения или же, какустаревшее явление, которое становится тормозом общественного прогресса. Поэтомузаслуживает особого внимания оценка степени полезности или вредностисоциального отклонения. Вопрос ставят так: во всех ли случаях социальныеотклонения вредны или они могут быть и социально полезны?
Теоретически сама идея»отклонения", казалось бы, предполагает симметрию: норма — нечтопостоянное, «среднее», типичное; отклонения от нее могут быть какнегативными (о чем обычно идет речь), так и позитивными. Однако говорить опозитивных отклонениях возможно только в тех случаях, когда норма устанавливаетобе границы поведения, условно говоря «верхнюю» и «нижнюю».В сфере права это обычно нормы императивные — обязывающие и запрещающие. Еслиже социальная норма никаких «верхних» пределов не устанавливает (аподчас даже специально акцентирует внимание на данном обстоятельстве), то ясно:«превышение» подобной нормы вовсе не является отступлением(отклонением) от нее. Таково, например, принятие и выполнение повышенныхпроизводственных, договорных обязательств. Новаторство или творчество вовсе ненарушают прогрессивных норм — ни правовых, ни нравственных. Ни право, ни моральне только не запрещают инициативы, актов социального творчества, но и поощряютих. Общественная активность людей — явление, развитию которого способствуютмногие социальные институты и, прежде всего, система образования.
Социализация — фактор стабилизацииобщества. Можно выделитьдве основные функции социализации. Первая: всестороннее, протяженное во временивхождение человека в объективный мир — отдельную часть социума, семью илидругую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретироватьповедение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятыхнорм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости.
Вторая функция: социализация — одиниз факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводствозаключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводствасоциальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений.Кризис, нарушение общественного воспроизводства проявляется в деформациисоциальной структуры в целом и социального поведения действующих личностей.
Социализация основана на передаче(трансляции) социального (культурного) опыта от одного поколения другому и егоусвоении (освоении). Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают,социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, являетсяусловием сохранения и развития социальной культуры. Процесс социализации,во-первых, — одно из условий сохранения и развития социальной культуры;во-вторых, — способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов междуличностным и социальным: чтобы потребности личности удовлетворялись не во вредобществу, а интересы общества — не за счет подавления прав и свобод личности.
Социализация — не пассивное усвоение«культурной программы». В процессе социализации происходитпреобразование социального опыта в собственные установки, ценностныеориентации, социальные навыки. Социализация — не односторонний процесстрансляции. Его результат зависит от восприимчивости людей, их активного,деятельного участия в жизни общества. Видимо, это и побуждает педагоговвоспользоваться термином «социализация» вместо«воспитание». Здесь не место для дискуссий, однако, заметим еще раз,что при всей «похожести» этих процессов терминологическую заменуделать не следует.
Все, что ни делается индивидом,группой, сообществом на сознательном или подсознательном уровне, служит, содной стороны, проявлением интернализированных представлений конкретнойкультуры, а с другой, — основой постоянного обновления и изменения(экстернализации) существующего общества, культуры как продукта человеческойактивности.
Американский социальный антропологМаргарет Мид (1901-1978) оспаривала формулу: нельзя изменить человеческую природу.Она утверждала: человеческая природа невероятно пластична и формысовершенствования людей почти полностью сводятся к различиям в условиях ихжизни, особенно в раннем детстве. Свою работу она рассматривала как вклад внаше общее познание того, насколько сильно зависит человеческий характер,способности и благополучие молодых людей от того, чему они учатся, и отсоциальных порядков того общества, в котором они родились и воспитаны.1.2 Взаимоотношение социализации ивоспитания
Не будем сводить социализацию лишь кадаптации — приспособлению человека к обществу, ко всем существующим в немнормам («хорошим» и плохим). Подобная трактовка является следствиемтаких широких определений социализации, какую, например, дает известныйамериканский социолог Т.Парсонс, определяющий социализацию как«интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился» [8,17].Здесь мы еще раз видим необходимость сфокусировать внимание при определениисоциализации именно на нормах морали и права. В противном случае в качестве«продукта» такой социализации могли бы получить приспособленца. Кприспособлению относится и знание о правовых и моральных нормах, о традициях иобычаях, об эстетических и других общепринятых нормах, и даже принятие всегоэтого — если при этом не происходит принятия высших ценностей и идеалов. Вотпример такого приспособления, приводимый Л.С.Выготским: «Приспособленным ксреде окажется и ловкий карьерист, делец и жулик, который великолепно учитываетмалейшее раздражение среды, умеет на него реагировать подходящей реакцией иуспевает удовлетворить все свои жизненные потребности и при этом испытываетмаксимальное чувство самоудовлетворения, которое выражается в положительномэмоциональном эффекте и доставляет ему возможность всякий раз быть господиномположения.
Рождение не обеспечиваетавтоматического включения человека в деятельность общества. Ребенок рождается спредрасположенностью к социальности, но существом социальным он становитсяпостепенно.
В американской социологиипрослеживается тенденция отождествления процесса социализации с процессом»штамповки" личности, «производства» стандартного человека,максимально приспособленного к существующему обществу. В период модернизациироссийского образования (80-90 гг.) Наметилась противоположная тенденция — на социализацию стали возлагать надежду как на средство преодоления«формирования» личности по общественно заданным образцам, сталиотождествлять понятия «социализация» и «воспитание» и дажеизбегать термина «воспитание», полагая, что новая концепция поможетразвитию творческой, свободной, самоопределяющейся личности. Эти намерениязаслуживают одобрения. Но термин «социализация» для этого малопригоден, он как раз и подчеркивает особую значимость«социально-нормативного» результата — непременного освоения «правилповедения» общества и в обществе.
Социализация включает в себя такиесоциальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей,взросление, адаптации.
Существуют и психологическиемеханизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальнаяфасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние [15,199]. Так как влитературе нередко смешивают понятия социализации и воспитания, топредставляется целесообразным представить их соотношение схематически(Приложение А).
И социализация, и воспитание включаютв себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена прежде всего наразвитие духовного здоровья общества, а воспитание — на развитие духовности вличности. Другое дело, что первое без второго невозможно. Когда общество нестремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многомзаменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлениик здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав иобязанностей личности и социальных институтов. Если же все это поддерживается восновном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.
Стабильность, духовное здоровьеобщества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственнойкультуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессывоспитания и социализации неразрывно соединены. Поскольку сферы воспитания исоциализации в значительной мере пересекаются, то социализацию необходимоопределять как имеющую целью и духовное здоровье общества, и духовное здоровьеличности. На пересечении областей социализации и воспитания находится процессиндивидуализации личности, когда, «приобщаясь к различным сферам жизниобщества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность,относительную автономность» [16,308]. Здесь происходит интернализациякультуры, обучение ролям. Кроме этого, есть такая часть социализации, котораянаправлена только на поддержание общества. Здесь личность включается в системуобщественных отношений, приобретает социальную природу, социальный опыт,адаптируется к обществу. Аналогично, есть часть воспитания, направленная толькона развитие личности, ее духовный рост. Здесь происходит определение смыслажизни, нравственных ориентиров личности, развитие и самоизменение человека. Этосфера не только морали, но и религии, и веры.
Чем больше степень пересечения этихдвух сфер, тем ближе цели развития общества, отраженные в идеологии, к целямразвития личности, отраженным в нравственных идеалах. Воспитание основываетсяпреимущественно на нравственных идеалах и общепринятых нормах морали и права;социализация — на идеологии, государственной политике и тоже на общепринятыхнормах морали и права. Понятно, что как идеалы проникают и присутствуют в социализации,так и идеология влияет на воспитание. Взаимопроникновение происходит черезвпитывание общепринятыми нормами и нравственных идеалов, и идеологий.
И воспитание, и социализация включаютв себя как целенаправленные меры, так и стихийные. Можно сказать, чтовоспитание содержит больше целенаправленных мер, социализация — большестихийных.
Благодаря тому, что в процессесоциализации личность приобщается к нормам морали и права, происходит развитиеличности. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сферадействия нравственности в жизни общества. Чем выше уровень духовного здоровьяобщества, тем в большей степени социализация способствует развитию личности.Духовное здоровье общества создается не столько общественным устройством илиразвитостью морального сознания правящих слоев, сколько уровнем духовногоразвития каждого члена общества. Наибольший вклад в развитие личности вноситдальнейшее самодвижение по пути именно духовного роста. Если же в процессеприспособления человека к обществу происходит отклонение от норм морали иправа, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может статьаномичное (безнормное) состояние не только индивида, но и общества.
Социализация — необходимый этап впроцессе развития человека, его становление как личности.
Хорошо об этой неразрывной связичеловека и общества сказал В. Соловьев (1853-1900): «Бесконечноесодержание, потенциально заключающееся в личности, действительно осуществляетсяв обществе, которое есть расширенная или восполненная личность, так же какличность есть сосредоточенное или сжатое общество» [18,868].
В человеческой жизнедеятельностиморальные потребности соединяют общественное бытие людей с их повседневнымповедением и сознанием. Нравственный аспект человеческих потребностей становитсяважным объектом научного этико-социологического анализа, предметомпсихолого-педагогического знания и практики. Нормы морали и права являютсякритерием различения приемлемого (социализированного) и неприемлемого(девиантного) поведения личности в обществе, а социализация и воспитание этодва компонента одной цепи.
1.3 Социальные аспекты информационныхтехнологий
Важность изучения социальных аспектовИКТ начала осознаваться в научном сообществе еще в начале 80-х годов XX–говека, когда на повестку дня дальнейшего развития общества выдвинулась проблемаего информатизации. Эта проблема активно обсуждалась тогда не только учеными,но также государственными и общественно-политическими деятелями различныхстран, в том числе и Советского Союза. В СССР было на конкурсной основеразработано четыре варианта Концепции информатизации общества, один из которыхпредставила Академия наук СССР. Обсуждение этой Концепции в научной печати, всредствах массовой информации и на различного рода конференциях сыграло важнуюроль в формировании общественного сознания, связанного с переосмыслением ролиинформации в экономических, производственных и социальных процессах.Становилось все более понятным, что здесь мы имеем дело не просто с очереднымэтапом развития научно-технического прогресса, а с началом глобальнойсоциотехнологической революции, развитие которой кардинальным образом изменитне только производство и экономику, но также и все другие сферыжизнедеятельности общества.
Важную роль в формировании этой точкизрения на проблему информатизации общества сыграли работы Э. Тоффлера, А.Масуды, а также российских ученых А.И. Ракитова [19,28], и, в особенности,А.Д. Урсула, который в своих работах показал стратегическую значимостьпроцесса глобальной информатизации общества для дальнейшего развитияцивилизации, а также необходимость создания фундаментальной научной базы дляего изучения и прогнозирования 20,45]. Такой базой и должно было стать новоенаучное направление в области развития информатики, которое получило в Россииназвание «Социальная информатика»[16,16].
Предметная область социальнойинформатики в ее современном понимании, не ограничивается только проблематикой,связанной с информатизацией общества, хотя эта проблематика и является внастоящее время приоритетной на данном этапе развития этой науки. Онаохватывает также и многие другие информационные аспекты развития общества, втом числе, такие новые и мало изученные проблемы, как информационноенеравенство, информационная безопасность, информационная преступность иинформационная война.
Приоритетной целью воспитательнойработы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности,способной к творчеству и самоопределению. С целью повышения качествавоспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитаниявводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направленийвоспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ.Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктованосоциальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых,сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования;во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средствповышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивациюне только учения, но и других полезных для развития личности аспектов.Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности дляреализации различных проектов.
Новое поколение активно вовлекается всферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущемсоздание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочнойдеятельности. Информационное пространство предполагает овладение умениемориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельносоздавать различные проекты. Современный молодой человек ещё в школе долженнаучиться понимать технику, не бояться её и умело применять не только вобучении, но и в повседневной жизни.
Использование ИКТ позволяетоптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектовобразовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество икритическое мышление детей.
Таким образом, из анализа понятийсоциализация и воспитание можно сделать вывод, что какими бы похожими они неказались на первый взгляд, в каждом из них заложен свой глубочайший смысл:социализация — это освоение норм морали с целью поддержания общества, авоспитание – это усвоение норм морали с целью формирования личности. Отдельноэти два понятия: социализация и воспитание существовать не могут, так как неможет существовать отдельно личность, отдельно общество.
Представляется правомерным считатьсоциализацию подростка процессом становления человека как общественногосущества, включающим социальное познание, то есть осознание человеком своегособственного «Я» и взаимоотношений с другими людьми, приобретениезнаний об общественных структурах, в том числе отдельных социальных институтахи их функциях, усвоение ценностей и норм, значимых в обществе, формирование наих основе системы ценностных ориентаций и социальных установок, выработкупрактических навыков и реализацию их в конкретной деятельности.
На воспитание и социализациюстудентов оказывает влияние множества факторов, в том числе и информационныетехнологии являются факторами социализации и воспитания личности.
Задача педагогики — учитываятенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать еепозитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.
Глава 2. Влияние ИКТ на социализацию студентов
2.1 «Анализ влияния информационнойкультуры личности на социализацию студентов среднего профессиональногообразования»
Для анализа влияния информационной культурыличности на социализацию студентов среднего профессионального образованияприведены исследования социолога Тычковой Татьяны Вячеславовны.
Первое социологическое исследование,пилотное, было проведено в марте 2006 года с целью уточнения содержания понятияинформационной культуры личности и анализа на основе эмпирического материаласостояния информационной культуры студенчества. Оно показало невысокий охватИКТ студенческой молодежи, переход на экранный способ получения информации,пренебрежение чтением книг, констатирована опасность формированияинформационной бедности.
В последующем исследовании весной2007г. была применена авторская методика оценки информационной культуры исоциализированности личности, основанная на 10-ти индикаторах по каждому из двухисследуемых показателей, в котором ставилась цель определить место и рольинформационной культуры личности в социализации человека.
Респондентами являлись студентысаратовских училищ, техникумов, колледжей с 1-го по 4-ый курс гуманитарныхнаправлений подготовки очной и заочной форм обучения. Предполагалось, чтоданная социально-демографическая группа наиболее интенсивно испытывает на себепроцессы социализации и формирования информационной культуры личности.Выборочная совокупность составила 353 человека по 50%-й случайной выборке.
Группа 1-1: низкий уровеньинформационной культуры личности и социализированности – «гедонистическийинфосоциальный тип». Представлена в основном девушками от 18 до 20 лет,проживающими в городах. Достаточный уровень доходов в семье позволяет им незадумываться о социально-экономических и политических событиях в стране,регионе. Жизненные ценности этой части респондентов имеют интровертныйхарактер. Общая направленность в основном на общение и проведение досуга. Изсовременных ИКТ респонденты первой группы постоянно используют мобильную связь,следят за новинками, но избегают больших информационных объемов, вызывающих уних усталость и раздражение. Компьютер используют в качестве печатной машинки,в редких случаях выходят в Интернет (1 раз в месяц или совсем не используют –70%). Главным источником информации для них является телевидение 31%, что неформирует информационной избирательности.
Данная группа является плохосоциализированной, социально пассивной частью молодежи с гедонистическойнаправленностью и слабой готовностью к жизни в информационном обществе.
Группа 2-2: средний уровеньинформационной культуры личности и социализированности – «нормативныйинфосоциальный тип». 92% составляет молодежь от 17 до 20 лет, в 75% случаевгородских жителей. 85% респондентов этой группы воодушевляют технологическиеновшества в области ИКТ. Компьютером пользуются практически все (98%),Ежедневно или несколько раз в неделю используют всемирную сеть 43%респондентов, что выше среднестатистических данных по стране.
В данной группе учеба являетсяглавным мотивом поиска информации (11,7%), за ней следуют «интерес кновому» (11,2%) и стремление быть в курсе последних новостей (10%).Респонденты занимают активную жизненную позицию: активно участвуют вмероприятиях, проводимых в рамках группы (65%), учебного заведения (31%),общественных организаций (12%); достаточно патриотично настроены (44% гордятсяроссийским гражданством). Эту молодежь волнуют социальные проблемы:незащищенность человека от преступных действий – 50%, безработица средимолодежи – 47%, Большинство в той или иной степени интересуются политикой.Однако только пятая часть приветствуют постоянные социальные трансформации, чтоподтверждается данными других исследований. Таким образом, данная группадемонстрирует современную норму информационной культуры личности исоциализированности.
Группа 3-3: высокий уровеньинформационной культуры личности и социализированности – «инновационныйинфосоциальный тип». Возраст от 16 до 18 лет (82%), проживают в основном вгороде (73%). Более половины – первокурсники, что вдвое больше, чем по всейвыборке. Такой состав группы говорит о том, что в современном российскомрегионе преимущества в формировании информационной культуры личности и всоциализации у молодежи раннего юношеского возраста. Все студенты этой группыдают положительную оценку процессам информатизации. У 77% респондентоввозможность изучать и работать большими объемами информации вызывает интерес иу 27% – даже воодушевление. Здесь отмечено 100% владение приемами работы вИнтернете и с электронными документами, причем в сеть выходят каждый день 55% ихотя бы раз в неделю – 41%, большинство используют специализированноепрограммное обеспечение, знакомы с аппаратной частью и пятая часть можетпрограммировать. Такой уровень уже выходит за рамки элементарной грамотности иможет быть назван информационной компетенцией.
Данная группа имеет более ровную иразвитую мотивационную структуру, повышенную толерантность респондентов, в этойгруппе нет равнодушных к событиям, происходящим в стране. Многие уже добилисьопределенных успехов в жизни, несмотря на молодой возраст. Таким образом,охарактеризовать группу 3-3 с позиции социализированности можно следующимобразом: амбициозны, успешны, альтруистичны, не чужды общечеловеческихценностей, патриотичны, обеспокоены социальными проблемами, имеющимися вроссийском обществе.
Возвращаясь к уже отмеченной высокойинформационной культуре респондентов группы 3-3, следует подчеркнуть, что такиеличности формируют верхушку человеческого капитала информационного общества,выходят за верхние границы настоящей нормы ИКЛ. С одной стороны, они являютсяносителями девиантной информационной культуры в современном российскомобществе, с другой стороны эта верхушка наиболее приближена к образцам,символам будущего информационного общества. Именно в этой прослойкепродуцируются новый язык, новые нормы, новые ценности, которые впоследствиипроникают и распространяются сначала в молодежной среде, затем подхватываютсяСМИ и интериоризируются всеми членами общества.
По результатам анкетирования и наоснове теоретической базы автором определена современная необходимая дляуспешной социализации норма информационной культуры личности, включающаявладение ПК на уровне квалифицированного пользователя и применение их впрофессии, готовность, восприимчивость к новым ИКТ, широкая структураинформационных потребностей и мотивов, рациональное сочетание традиционных иинновационных способов получения информации, наличие информационной стрессоустойчивости,толерантности, гибкости, избирательности.
Таким образом, на основе анализаэмпирических данных, полученных Тычковой Татьяной Вячеславовной, можно сделатьвывод о том, что развитая информационная культура личности способствуетуспешной социализации личности и препятствует развитию десоциализационныхпроцессов. Высокая информационная культура личности пока не стала нормой всовременном российском социуме, но можно утверждать, что она являетсяперспективой для формирующегося в России информационного общества.
2.2 Информационные технологии ввоспитательном процессе
В последнее время новые технологииохватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребностиповлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ вкачестве инструмента общения, для повышения доступности информации и другихаспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал, широкоиспользоваться человеком во многих направлениях студенческая среда не стала,исключением. Во многих учебных заведениях сегодня успешно решают эту проблему,но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор несуществует. То есть каждый идет своим путем.
Диапазон использования компьютера вучебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся и учета ихличных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть какобъектом изучения, так и средством обучения и воспитания.
Информатизация в воспитательномпроцессе происходит по следующим направлениям: самосовершенствование личности,организация досуга, телекоммуникации, СМИ. В качестве практической реализациииспользования ИКТ в процессе воспитания предложена программа воспитаниязаместителя директора по УВР Татьяны Бобровской профессионального училища № 6города Иркутска.
Первое направление в училище хорошоотражено в программе воспитания «Я — гражданин России». Где главное в ней —системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условийдля его самопознания и самовоспитания. Для педагогов важно воспитать нестороннего наблюдателя, а деятельного гражданина своей страны. И формируя его,педагоги, прежде всего, должны видеть в нем человека. Ведь с педагогическойточки зрения гражданин — самобытная индивидуальность, личность, обладающаяединством духовно-нравственного и правового долга. Программа включает в себя 6направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Живяи работая в студенческой демократической республике, ребята получают опытобщественной деятельности.
Элементы воспитательной программыотлично просматриваются во втором направлении информатизации, который можноподразделить на следующие этапы.
1. «Я и Я». Здесь происходитформирование гражданского отношения к себе.
2. «Я и семья». Формируетсягражданское отношение к своей семье. В училище работа с родителями ведетсяпланомерно и постоянно, потому что все начинается с семьи. Также в училищеширокое распространение получил проект «SMS-дневник». Это информационнаясистема, которая позволяет училищу передавать все необходимые сведенияродителям учащихся. «SMS-дневник» сигнализирует об отсутствии ученика вучилище, о событиях в учебном заведении, об экскурсиях, об изменениях врасписании уроков, о посещении предстоящей вакцинации, культурных и спортивныхмероприятиях, о достижениях и успеваемости ученика, о проводимых дистанционныхконкурсах и олимпиадах и так далее. Родителям система дает возможностьпринимать активное участие в воспитании и образовании своих детей,предотвращает так называемый нерегулярный подход ребят к учебе, обеспечиваетсвоевременной информацией о событиях; устанавливает и налаживает гибкийконтроль за отношением ребенка к учебе. Проект позволил значительно упроститьработу педагога по воспитанию учащихся. Теперь учитель может достичь на этомпоприще гораздо более ощутимых результатов, так как «SMS-дневник»систематизирует ежегодную программу обучения и делает ее болееавтоматизированной. Система позволяет легко вносить изменения и дополнения вустановленный курс обучения, быстро предупреждает родителей о возникшихпроблемах с ребенком, сокращает расход времени на повторение общей информацииродителям; устанавливает лучшую связь с семьей. «SMS-дневник» не толькопозволяет более качественно включить родителей в воспитание и образование ихдетей, но и улучшает информационную грамотность в системе образования,способствует процессу информатизации образовательной системы, улучшает еестатистический мониторинг, а также создает предпосылки для электронного идистанционного обучения. Благодаря данному проекту учащиеся приняли активноеучастие в самых различных дистанционных мероприятиях — «Эйдос», «Сибирячок»,«Нерпенок», «Snail», «Золотое перо» и так далее.
3. «Я и культура». Формируетотношение к искусству посредством воспитания у детей чувства прекрасного, развитияих творческого мышления, художественных способностей, формирования эстетическихвкусов, идеалов, понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
С целью активизации творческойактивности детей были организованы и проведены конкурс рисунков в программеPaint по теме «Золотая осень», конкурс новогодних открыток; конкурс электронныхфотографий «Эти забавные животные». В результате удалось привлечь к участию вконкурсах 125 человек. Также ребята становились победителями, призерами илауреатами на уровне района. Как показывает опыт участия в подобныхмероприятиях, они просты и поэтому интересны подросткам. А чтобы привлечьучащихся и заинтересовать их в более глубоком изучении возможностейкомпьютерной техники, запланированны конкурсы типографики (оригинальногопредставления какой-либо фразы в ее осмысленном оформлении) и сканографии(получения графического изображения предмета с помощью сканера).
4. «Я и училище». Здесь происходитформирование гражданского отношения к училищу через формирование у детейосознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных иобщественных интересов, созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы.
5. «Я и мое Отечество». Этот этапсвязан с формированием гражданского отношения к Отечеству через развитиеобщественной активности подростков, воспитанием в них сознательного отношения кнародному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения,преданности Отчизне. В его рамках проведена серия мероприятий по планувоспитательной работы. За последние два года начала формироваться база данныхрезультатов и анализа участия учащихся и учителей в конкурсах. Это позволяетрегулярно отслеживать интерес к подобным мероприятиям и наглядно наблюдать, какрастет заинтересованность в них педагогов и учащихся. Третье направление(телекоммуникация) в училище развивается в плане создания сетевых проектов ивидеофильмов, организации работы электронной почты, осуществленияинтернет-связи. Сетевые (телекоммуникационные) проекты используются в виде игр-соревнованиймежду группами учеников с использованием электронной почты для связи. Участие вних стимулирует интерес к изучаемым в рамках программы предметам и используетсравнительный аспект обучения, повышает активность и самостоятельность учениковпри выполнении заданий, при работе с литературой, развивает и совершенствуетписьменную речь, позволяет проявить свою индивидуальность, самореализовыватьсяв творчестве. Главное назначение проектов — служить средством для саморазвитиядетей, соревновательная же сторона имеет вторичное значение.
Третье направление информатизациивоспитательного процесса — это работа со СМИ. И здесь в качестве самогокрасноречивого результата нашей деятельности можно представить газету «Вслух»,электронная версия которой размещена на сайте училища: www.beloruhilihs.ru. Использование ИКТ ввоспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайновостребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в училищезначительно улучшилась материально-техническая база, повысился интерес учителейв использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в участииво всероссийских, областных, районных, дистанционных олимпиадах, конкурсах ипроектах, активизировалась работа по созданию портфолио учащегося. Продемонстрированныеметоды и формы работы — неотъемлемая часть сопровождения воспитательногопроцесса.
2.3 Примерные разработки длявнеклассной воспитательной работы «Разработка Акции протеста «Нет СПИДу инаркотикам» с использованием ИКТ»
Также для подтверждения практическойзначимости информационных технологий хотелось предложить акцию по профилактикеСПИДа и наркомании, которую подготовили и провели учащиеся Восточно-Европескоголицея города Саратова совместно с психологом Журавлевой Ольгой Николаевной.
Одна из проблем распространения СПИДаи наркотиков заключается в том, что, прибегая к употреблению запрещенныхпсихоактивных веществ, человек делает свой собственный выбор. Но свобода выборазаводит человека в тупик. Психика человека устроена таким образом, что всегдагде-то в глубине души хранится уверенность — «со мной беды не случится, ясильный, я смогу это контролировать». И даже длинный перечень известныхлюдей ушедших в другой мир, кто так же был уверен в своих силах и чувстве меры,не убеждает. И горька истина, что наркотик все равно рано или поздно искалечитжизнь.
Хотим убедить, что любая ситуация,даже самая болезненная, может и должна быть преодолена без использованиянаркотиков.
Хотим убедить, что в наркотическомопьянении нет и не может быть ни подлинной свободы, ни озарений, ни расширениягоризонтов сознания.
Мы хотим убедить вас оставатьсяживыми" (http://www. narkonet. ru).
План проведения акции «Нет СПИДуи наркотикам»
Информационные уроки или классныечасы:
10Ф,10И классы — 25. 11. 08. — Распространение ВИЧ/СПИДа и наркомании — проблема в мире, России, Саратове.
11Ф,11И1,11И2 классы — 22. 11. 08. — Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
Тренинги, занятия с элементамитренинга:
11 класс — 24. 11. 08. — Учимсяговорить «нет» — развитие навыка отказать.
10Г, 10М классы — 25. 11. 08, 26. 11.08 — тренинг уверенного поведения (2 занятия).
Учебный и художественный фильмы:11Г,11М классы — «Дневник Насти» — учебный фильм с обсуждением впроцессе просмотра.
11Ф,11И1,11И2 классы — «Реквиемпо мечте» — художественный фильм.
Конкурс плакатов и рисунков по теме.
Участие в областном конкурсе«Интернет против наркотиков» — создание сайта, презентации и эмблемы.
Музыкально-информационная часть акции«Нет СПИДу и наркотикам».
Сценарий: музыкально-информационныйблок «Нет СПИДу и наркотикам»
Часть 1. Вступление (диалог с залом).
Выходят ведущие.
Ведущий 1. Добрый вечер, дорогиеребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы обменяться мнениями и,возможно, ответить на волнующие вас вопросы по теме СПИД и НАРКОМАНИЯ.
Ведущий 2. 1 декабря — Всемирный деньпрофилактики СПИДа. В этот день во всем мире проводится много мероприятий,чтобы обратить внимание людей к этой проблеме.
Ведущий 3. ВИЧ/СПИД — глобальнаяпроблема современного человечества. Несмотря на усилия ученых всего мира,вакцина от ВИЧ пока не изобретена, и профилактика остается единственнымсредством сдерживания эпидемии.
Ведущий 1. Сегодня к имеющимся в мире50 миллионам ВИЧ-инфицированным ежедневно прибавляется около 16000 человек. Дляпредупреждения СПИДа только на одного ВИЧ-инфицированного необходимо потратитьот 8-12 тысяч долларов в год.
Ведущий 2. Эпидемическую ситуацию поВИЧ-инфекции в России и Саратовской области можно охарактеризовать как«опасно прогрессирующую». В России общее число зарегистрированныхносителей ВИЧ-инфекции превысило 342 тыс. человек, из них 7,5 тысяч случаевВИЧ-инфекции зарегистрировано на территории Саратовской области, чтосоответствует 14 месту в Российской Федерации, 4 месту в ПриволжскомФедеральном округе.
Ведущий 3. В рамках национальногопроекта «Современное здравоохранение» Саратовская область получитпрепаратов на 1,6 млн. рублей и тест-систем для лабораторного скрининга иподтверждения диагноза «ВИЧ-инфекция» примерно на 32 млн. рублей,предусмотрено выделение 3 млрд. рублей на выявление, лечение и профилактикуВИЧ-инфекции.
Ведущий 1. Значительную роль вобеспечении стопроцентной потребности больных ВИЧ/СПИДом в лекарствах играетдеятельность Глобального Фонда по реализации программы «Развитие стратегиилечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД», участницейкоторой стала Саратовская область, как одна из 9 территорий РоссийскойФедерации, выбранных Фондом.
Ведущий 2. В настоящее время в рамкахданной программы предусмотрено лечение ВИЧ-инфекции у всех нуждающихся жителейобласти (их около 600 человек) и осужденных, находящихся в системе учрежденийисполнения наказания (около 400 человек). На эти цели уже выделено 832 тыс.долларов, что регламентируется подписанным договором между Правительствомобласти и фондом «Российское здравоохранение».
Ведущий 3. Областной центр по борьбесо СПИД для всех, кому поставлен диагноз «СПИД» предоставляет лечениекомбинированной терапией состоящее из 2-3 лекарств. Один курс такого лечениякаждого пациента в среднем составляет 12 тыс. долларов.
Ведущий 1. Регистрация ВИЧ-инфекциисреди подростков началась с 1996 года (начало эпидемии на территории области).Всего зарегистрировано 366 случаев ВИЧ-инфекции в возрасте 15-17 лет. От общегочисла ВИЧ-инфицированных в области 72,9 % выявлены в возрасте 18-29 лет.Основным путем инфицирования у молодежи остается путь при употреблениинаркотических веществ — 66,6 %.
Музыкальный номер — танцевальнаякомпозиция «Жизнь и смерть».
Звучит музыка из кинофильма«Реквием по мечте»
Ведущий. Наркомания — это пустыеглаза, оживляющиеся только при виде шприца или таблетки! Это — атрофированные,глухонемые, бесчувственные и безнравственные души, единственным смысломсуществования которых является поиск ядовитого зелья! Это — тела, корчащиеся всудорогах «ломки», — ужасающе мучительного состояния наркотическогоголода! Это — тяжкие преступления во имя минутного облегчения, порожденногонаркотической зависимостью! Это — одна из самых частых причин самоубийств! Это- бандиты, контрабандисты, убийцы; это — мафии; подчинившие себе целые страны вЛатинской Америке и Азии! Это — золото, оплаченное убитыми душами живых икровью мертвых! Это — дети, еще не родившиеся, но уже искалеченные в утробематери и обреченные на неизбывные муки после рождения! Это — горе миллионовотцов и матерей, жен и мужей; это — разрушенные семьи, невостребованныеталанты, преданные чувства, сломанные судьбы! И все это — страшная плата закраткий миг искусственной, химической радости! Радости ложной, фальшивой, неимеющей ничего общего с подлинными человеческими радостями!
Ведущий 1. Прежде чем перейти квопросам о наркомании, давайте сначала обратим внимание на себя — какие мы? Намне всегда хватает времени задумываться над этим вопросом. Подростковая пора — это когда все ещё впереди, когда строятся жизненные планы на будущее. О чем Вымечтаете, чего Вы хотите добиться в жизни? Представьте, чего Вы достигли, нухотя бы к 30 годам? (микрофон в зале)
Ведущий 2. Спасибо, любовь, дом, семья,карьера, богатство — все это замечательно! Ради этого стоит жить! (Пауза) Таквот — ничего этого у Вас не будет! (Пауза) Да и Вас самих не будет, если Выначнете употреблять наркотики, потому что редко кто из наркоманов вообщедоживает до 30.
Часть 2. Пути вовлечения внаркоманию. Мотивы употребления наркотиков. Техника разрешения конфликта.(Диалог с залом)
Психолог. Печально, но факт — торговля наркотиками на сегодняшний день — самый доходный бизнес. Прибыльнаркодельцов гораздо больше барышей от торговли оружием. Ни случайно впоследнее время говорят об эпидемии наркомании. За последние 2 года числонаркоманов в Саратовской области увеличилось в 5 раз. Вполне возможно, если такпойдут дела, лет через десять в каждой семье будет по наркоману. Опасность втом, что постепенно вокруг каждого наркомана со временем образуется группа из5-6 человек, которые тоже становятся наркоманами и в свою очередь втягивают вэто занятие своих друзей, знакомых, одноклассников. «Наркотическийспрут» подпитывается и разрастается, как раковая опухоль опутывая своимимерзкими щупальцами и наш регион.
Психолог. Почему же это происходит внаше время, когда мы достаточно знаем о наркомании и её последствиях? Давайтеподумаем, каковы причины из-за которых люди все-таки попадают в рядынаркоманов?
Версии ответов таковы: (возможныответы из зала, с микрофоном)
так принято, так многие делают;
человек «сдается» поддавлением группы;
желание приобщиться к элите, какой тозначимой «тусовке», «крутым»;
стремление к физическому удовольствию,«кайфу»;
уход от проблем, трудностей,неприятностей;
от скуки, взбодриться, для прикола,для веселья;
познавательное любопытство, новизна;
приобщение к миру взрослых;
реакция протеста (в условияхконфликта, непонимания).
Психолог. Здесь неоднократнопрозвучало в качестве одной из причин слово «конфликты», т. е.непонимание со стороны окружающих. Сейчас мы проведем эксперимент, чтобы понятьнасколько тупиковые для нас ситуации являются безвыходными (Делим зал на двечасти).
Психолог. Эта половина зала называетряд ситуаций, событий, которые выводят Вас из равновесия, когда сложно найтирешение проблемы.
А Ваша половина подсказывает своимоппонентам, как можно справиться, т. е. найти из нее выход (принцип«шнуровки», добавлять свои варианты).
Психолог. Спасибо. Как видите, дажеиз этих ответов видно, что существуют различные варианты поведения в кризиснойситуации. И Вы уже достаточно взрослые люди, чтобы правильно ориентироваться вмомент ссоры, выбирая оптимально эффективную линию поведения. Ну, а чтокасается конфликтов с родителями, учителями (пауза).
Ведущий 1. Берегите себя и тех коголюбите! Иногда личностная зрелость — это проявление терпимости к людям и умениепрощать. И прежде, чем вступить в конфликт подумайте, может быть претензии и возмущениявзрослых продиктованы заботой о Вас.
Слово родителю.
Музыкальный номер.
Часть 3. Психологический тренинг«Умей сказать нет».
(Техника отказа, декларациясамоценности)
Ведущий 1. Россия — огромный полигон,где еще не отработаны методы борьбы с наркомафией и защиты от наркотиков. Ипотому новая стратегия мировой наркомафии — все наркотики на Россию. На кого жеделают ставку воротилы наркобизнеса? — На молодежь, т. е. на Вас. Онирассчитывают, что ВЫ ценой собственной жизни пополните их кошельки, в которых итак лежат миллиарды.
Ведущий 2. Эти подонки умело жмут«на больные места», ловко используют знания Вашей психологии,учитывая проблемы общения, характерные комплексы, особенности личности.
Очень часто сам наркоман являетсяраспространителем наркотиков. Ведь, чем больше покупателей ОН приведет, темдешевле ЕМУ обойдется собственная доза.
Ведущий 3. Наркоман, вовлекая, какправило играет роль благодетеля. И первый раз угощает бесплатно, а потом дозывсе больше, а цены все выше. Причем дальнейшая судьба жертвы никого, кромечленов его семьи не интересует. Неприятный тип, предлагающий Вам наркотик — редкость. Обычно с таким предложением обращаются милые ребята — Ваши знакомыеили друзья, часто на иглу сажает тот человек, которому Вы доверяете — любимый иблизкий. Но только сам человек может сказать себе да или нет в ситуации выбора.
Психолог. Сейчас Мы попробуемспровоцировать ситуацию, в которой группа молодых людей пытается спровоцироватьодного (или одну) из своих сверстников попробовать наркотики. Целью данногоэксперимента является проверка — насколько сложно бывает отказаться и выйтипобедителем в подобных обстоятельствах.
Итак, я прошу подняться на сцену 5человек (3 человека создают скверную компанию, 2 человека — потенциальныежертвы.
(Необходимо еще раз объяснить, что отних требуется, когда ребята поднимутся).
По окончании интервью задатьнеcколько вопросов: скажите в какой момент Вам было труднее всего отказаться отпредложения попробовать наркотик? и т. п.
Спасибо, можете пройти в зал.
Итак, если Вам предложили попробоватьнаркотик, есть разные выходы из этой ситуации. Отказ может быть уверенным,неуверенным, агрессивным. И неважно, как Вы выглядели в этот момент.Отказавшись, Вы оказались на высоте, Вы выиграли в главном, Вы спасли своюжизнь.
Музыкальный номер.
Часть 4. СПИД и Наркотики, уголовнаяответственность. О равнодушии.
Ведущий 1. Неосведомленность вважнейших сферах жизни приводит к тому, что представления молодых людей о СПИДеи наркомании обрастают множеством мифов, домыслов, искажающих истинноеположение вещей.
Ведущий 2. Наркоманы очевидная угрозадля окружающих, поэтому предусмотрена уголовная ответственность за хранение,употребление и сбыт наркотиков.
Ведущий 3. Часто в ВИЧ-ифицированныхи больных СПИДом видят опасный источник заражения. Правовые знания необходимы,чтобы защитить людей больных СПИДом.
Слово предоставляется службеправопорядка
Ведущий 1. Где можно сдать анализ наВИЧ/СПИД анонимно? Эта процедура обязательна?
Служба правопорядка. Анализ кровиможно сдать в любом медицинском учреждении. По закону «О предупреждениираспространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусомиммунодефицита человека» лабораторное обследование доступно для всех.Любой человек может сдать кровь на ВИЧ и узнать результат. Тестирование на ВИЧдобровольное. Пациент имеет право на сохранение врачебной тайны.
Ведущий 2. Прошу уточнить, какиедействия предусмотрены в случае разглашения сведений, составляющих врачебнуютайну?
Служба правопорядка. Согласно статье61 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровьяграждан» врачебную тайну составляет информация о факте обращения замедицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, его диагнозе и иныесведения, полученные при его обследовании и лечении. В случае разглашениясведений, составляющих врачебную тайну, можно подать в отделение милиции илипрокурору заявление с требованием возбудить уголовное дело по факту разглашениясведений, составляющих врачебную тайну.
Ведущий 3. Заражение произошло половымпутем. Партнер знал, что заражен ВИЧ. Имеем ли мы право подать в суд?
Служба правопорядка. Вы имеете полноеправо подать в суд. По Статье 113 Уголовного кодекса Российской Федерации законпредусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет за умышленноезаражение заболеванием СПИД.
Ведущий 1. С какого возрастанаступает уголовная ответственность за причастность к наркотикам?
Служба правопорядка. Лица, достигшие14 лет уже могут быть привлечены к уголовной ответственности, за приобретение ихранение наркотиков. Следует наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.За сбыт наркотика или попытку сбыта — от 3 до 7 лет. За склонение купотреблению наркотиков следует ограничение свободы до 3 лет, либо арест до 6месяцев, либо лишение свободы от 2 до 5 лет.
Ведущий 3. Я думаю, стоит пояснить,что означает фраза «склонение к употреблению наркотиков»?
Служба правопорядка. Склонением,считается, если Вы угостили друга наркотиком, предложили купить, даликакие-либо рекомендации. Если Вы с друзьями с применением угроз илинасильственных действий заставили употребить наркотик другого человека,особенно несовершеннолетнего, Вам грозит лишение свободы от 3 до 8 лет.
Психолог. Свое отношение к СПИДу инаркотикам дети выражают по-разному. 8 классы представили рисунки по теме; 9,11классы участвуют в конкурсе плаката " Нет СПИДу и наркотикам!".
10 класс выражает знак протестанаркомании сказкой «Колобок».
Слово ребятам.
Сказка «Колобок».
Заканчивается акция песней «Азнаешь все ещё будет!» Все в зале поют. (Фотоматериалы с акции ПриложениеБ)
Впредложенной разработке выделяются мотивационный, теоретический и практическийразделы. Мотивационный раздел призван показать изучаемый материал с наиболееяркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу.Содержание презентации и рассказ психолога, Интернет-ресурсы и тематическиевидеоматериалы – как дополнительная информация, дают возможность ребенкусоздать свое видение данной темы. Работая с видео- и аудио-ресурсами, что,безусловно, интересно ребенку, он более внимательно относится и к самой теме, кее подаче и оформлению. Теоретический раздел позволяет представить многиепроцессы образно, зримо. Использование различных компьютерных моделей понятьявления.
В заключение второй главы можносделать вывод что, приоритетной целью воспитательной работы являетсяформирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной ктворчеству и самоопределению. С целью повышения качества воспитательной работы,развития познавательного интереса в систему воспитания вводятсяинформационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательнойработы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применятьИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными,педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ навключение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогическиепричины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективностиобразования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но идругих полезных для развития личности. Использование ИКТ в воспитательнойработе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Присоздании проектов дети учатся отражать личные цели, а также учитыватьпотребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышаетпознавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответына возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностейинформационных технологий. Таким образом, использование ИКТ позволяетоптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектовобразовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество икритическое мышление детей.
информационныйвоспитание социализация студент

Заключение
Развитие и становление личностистудента происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня,когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающегопоколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанноес техническим прогрессов и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенноважно контролировать воспитание и развитие студента в его взаимодействии сразного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовойинформации. Современная педагогика рассматривает обучение в неразрывной связи своспитанием обучаемых. Воспитание растущего человека как формирование развитойличности и ее социализация составляет одну из главных задач современногообщества. Сегодня невозможно представитьвнеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов ивидеокамер. Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото ивидео копилку. Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТобеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде,положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успехавысвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей сиспользованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытыевозможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задачавоспитателя.
Исследование темы «Роль воспитания всоциализации учащихся начального профессионального образования» позволяетподтвердить гипотезу, поставленную во введении данной работы, социализацияличности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессомсоциализации целенаправленной организации внеклассных мероприятий, с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей. Воспитание является одним из главныхусловий социализация личности, это два звена одной цепи. Чтобы цепь неразорвалась, педагоги должны активно участвовать в этих процессах. Аинформационно коммуникационные технологии помогут педагогам в их нелегкомтруде. Именно анализ сложившегося в данной области положения позволяетконстатировать, что у общества имеются реальные возможности полностьюиспользовать потенциал, заложенный в средствах информационных технологий дляразвития и воспитания подрастающего поколения.
Целевая установка воспитательногопроцесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом зачеловечность. Это требует не только умственного развития студентов, не толькоразвития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять ирасширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений,взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурнойи политической жизни, личностно-общественного становления, развитиямногообразных способностей.
Центральное место в процессесоциализации занимает воспитание. От воспитания зависит способность учащегосябыть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать всоциально необходимой деятельности.
Появление и широкое распространениеинформационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа и Интернетпозволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграцииучащегося в общество.
Все вышеизложенные факторы должныучитываться при воспитании студентов, так как какого человека, гражданина мывоспитаем, как мы педагоги, родители, общество поможем адаптироваться,социализироваться подрастающему поколению от этого, зависит, в какой стране мыбудем жить, что ждет нас в будущем…
Список использованных источников
1. Сластенин, В.А. идр. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В. А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. ISBN 5-8297-0060-3
2. Рыбакова, Л.Н. Наркомания в социологическомаспекте.
3. Здоровый образжизни и борьба с социальными болезнями. /Л.Н. Рыбакова- М.: ИС АН СССР, 1988.-344 с.
4. Рыбакова, Л.Н.,Панова, Е.И. Подросток инаркотики /Педагогика. /Л.Н. Рыбакова- 1998. — №2. – 255 с.
5. Чупров, В.И. Молодежь в общественномвоспроизводстве /Социс./В.И. Чупров — Социальные отклонения. — М.: Юридическаялитература,
6. 1998. — №3. – 190с.
7. Мудрик, А.В.,Бодалев, А.А., Малькова, З.А., Новикова, Л.И., Караковский, В.А. Концепция воспитания учащейсямолодежи в современном обществе. /Под ред. А.В. Мудрик- М., 1991. 368 с. ISBN 5-8297-0060-3 ( в пер.)
8. Кон, И.С. Ребенок и общество. /И.С. Кон- М.,1988. – 424 с.
9. Кравченко, А.И. Социология: Словарь: Учебное пособиедля студентов вузов./А. И. Кравченко — М.: Издательский центр«Академия», 1997. — 589 с
10. Гилинский, Я.И. О системном подходе к преступности.Правоведение./Я.И. Гилинский — 1981. — № 5. – 200 с.
11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретическиепроблемы психологии. Б.Ф. Ломов- М.: Наука, 1984. — 325с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Подред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. – 568 с.
13. Кривов, Ю.И. О месте понятия«социализация» в современной педагогике / Педагогика. /Ю.И. Кривов-2003. — №2. — 342 с.
14. Андреева, Г.М. Социальная психология. /Г. М.Измайлова- М., 1999. – 543 с.
15. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение. /С. Ф. Анисимов- М.: Мысль, 1985. – 375 с.
16. Немов, Р.С. Психология: В 3 т. /Р.С. Немов- М.,1995. – 590 с.
17. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализацииличности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальныхпедагогов в процессе социализации личности ребенка. /Б.З. Вульфов- Челябинск,1996. – 652 с.
18. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебноепособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /Под ред. В.А. Сластенина.- М.,2000. – 655 с. — ISBN 5-3297-9660-3
19. Краткий словарьпо социологии. / Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М. Коржева,Н.Ф.Наумова. — М.: Политиздат, 1988. – 300 с.
20. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогическойпсихологии. Д.И. Фельдштейн- М., 1995. – 570 с.
21. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании:Учеб. Пособие. Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальнойпсихологии./Н.И. Шевандрин — М.: Владос, 1995. – 436 с.
22. Сухомлинский,В.А. Методика воспитанияколлектива./В.А. Сухомлинский — М., 1981. – 356 с.
23.  Николаева, Л.Г. Некоторые аспектыизучения области «Социальная информатика». // IV Международная научно-методическая конференция: НТПФ-IV: Школа и вуз./Л.Г. Николаева – М.,2005. – 344 с.
24. Николаева, Л.Г. Социальнаяинформатика. Учебно-методическое пособие для студентов. /Л.Г. Николаева–Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. – 122 с. - ISBN3-0742-0060-0
25. Королев, С.Л. Ценностная направленностьсовременной молодежи // Философия образования. /С.Л.Королев- 2003. — № 6. – 370с.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. Длястуд. Пед. Вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издат. Центр«Академия», 1999. – 562 с.
27. Соловьев, В.Л. Личность. // Энциклопедическийсловарь./В.Л. Соловьев спб.: Ф.А.Брокгауз и И.А. Ефрон, 1896. – 655 с.
28. Яковлев, И.П.Социология. / Сост. И.П.Яковлев. — спб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. – 655с.
29. Кравченко, А.И. Учебный социологический словарь. /Общ. Ред. А.И.Кравченко; изд. 3-е, доп., перераб. — М.: «Экзамен»,1999. 469 С
30. Философскийэнциклопедический словарь. — М., 1983. — 815с.
31. Шурыгина, И.И. Пути наркотизации: обзор материаловбиографического исследования. Наркомания. Ситуация, тенденции и проблемы./И.И.Шурыгина — М.: Изд. Института социологии РАН, 2002.-240 с.
32.  Спицына, Л.Г. (Николаева, Л.Г.)Спецкурс по социальной информатике для студентов педвузов. // III Международная научно-методическая конференция:НТПФ-III: Школа и вуз: Сборниканнотаций./Л.Г. Спицына – М., 2002. – 432 с.
33. Информационнаякультура как фактор социализации студенческой молодежи // Вестник Поволжскойакадемии государственной службы им. П. А. Столыпина. – 2007. – N°12. – 300 с.
34.  Спицына, Л.Г. (Николаева, Л.Г.)Подготовка студентов педвузов в области социальной информатики в аспекте работыс информацией. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. Научныхтрудов / кафедра философии МПГУ. Выпуск XVI./Л.Г. Спицына – М., 2003. – 690 с. — ISBN 2-5601-0060-2
35. Николаева, Л.Г.Развитие содержания подготовки студентов педагогического вуза по социальнойинформатике / Л.Г. Николаева Информатика и образование. – 2007 – № 3. 250С. ISSN 1562-5117
36.  Николаева, Л.Г. Информационные икоммуникационные технологии в будущей профессиональной деятельности учителя. /Материалы научно-практической конференции.Л.Г. Николаева – Армавир: РИЦ АГПУ,2004. – 210 с.
37.  Николаева, Л.Г. Научно-методическиепроблемы развития дисциплины «Социальная информатика». / Развитие системобеспечения качества образования: Сб. Материалов конференции. Выпуск 2.Л.Г. Николаева– Армавир: РИЦ АГПУ, 2004. – 250 С. ISSN 0021-612X
38. Социализацияличности в информационном обществе (социокультурный анализ) / ВестникСаратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. – 2006. – N°5. 100 с. ISSN0012-651X
39.  Радугин, А.А. Психология ипедагогика: Учеб. пособие для вузов / А.А.Радугин; научный редакторЕ.А.Кротов.-М… Центр, 2002. — 256 с. — ISBN 2-5612-2260-2
40. Смирнов, С. А.Педагогика — / Смирнов С. А. — М: изд. Академия. 1999г.-512с.
41. Мудрик, А. В.Учитель: Мастерство и вдохновение/ МудрикА. В. – 2-е изд — М: Просвещение.1986.-187с.

Приложение А
«Соотношения социализации ивоспитания»
/>
 на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.