Реферат по предмету "Банковское дело"


Анализ финансового состояния коммерческого банка 3

--PAGE_BREAK--
Анализ рынка рабочей силы.

Если говорить о тенденциях на рынке труда в банковской сфере, то процессы, протекающие в конце 2008 – начале 2009 года, а именно резкий спад спроса на банковских сотрудников, был обусловлен двумя факторами: с одной стороны – существенным сокращением операций в таком секторе, как потребительское кредитование, что связано с экономической ситуацией, с другой – сокращением неэффективных подразделений банков, реструктуризацией или санкцией банков, оказавшихся неспособными эффективно работать в новых условиях. Большинство банков осуществило политику оптимизации кадрового состава за счет сокращения ненужных в данной экономической ситуации функций и направлений работы банка. Наблюдалось резкое перенасыщение рынка рабочей силы в данном секторе.

Сейчас ситуация в банковском секторе немного стабилизировалась и соответственно ситуация на  рынке труда банковских работников тоже. Но ужесточились критерии найма банковских служащих. В условиях, переизбытка кадров, работу получают высококвалифицированные специалисты, люди, способные к самообучению и адаптации в новой ситуации. Главным критерием сегодня является высокий уровень квалификации персонала – опыт работы, опыт общения с клиентами, опыт результативных продаж банковских продуктов.


АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
3.1. Персонал Банка

Как уже отмечалось, на сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Но в то же время работа Банка на сегодняшний день имеет и ряд недостатков, связанных в основном с недостаточной налаженностью работы сотрудников, а иногда и недостаточной квалифицированностью.

К недостаткам можно отнести:

·          низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания.

·          низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;

·          исключительно низкий уровень производительности труда. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда; децентрализация операций и функций поддержки;

·          слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

Для устранения данных проблем руководство Банка запланировала ряд проектов, направленных на приобретение коллективом новых навыков, а также изменения менталитета, ценностных установок и корпоративной культуры.

Навыки, обучение и профессиональное развитие

Для решения вышеуказанных проблем, Банку потребуется большое количество сотрудников, обладающих навыками продаж и культурой общения с клиентами на массовом рынке, и персонал, обладающий специфическими знаниями, навыками и культурой индивидуального обслуживания (в частности, в связи с введением института клиентских менеджеров и расширением продуктовой линейки). Другим аспектом этого процесса станет усиление требований Банка к управленческим навыкам руководителей различных уровней.

Ключевой задачей является создание современной системы управления человеческими ресурсами, включающей обучение, карьерный рост, развитие навыков и самосовершенствование. Для этого Банк планирует выстроить эффективные системы планирования карьеры и профессионального роста, ротации сотрудников и управления кадровым потенциалом. Формализация перспектив, а также развитие системы оценки персонала для всех категорий сотрудников, обеспечит возможность для их самореализации, максимального использования их знаний и опыта, повышения собственного профессионального уровня и ценности на рынке труда.

Важной задачей является развитие внутри Банка существующих и формирование новых профессиональных сообществ, объединяющих специалистов разных уровней в рамках одного функционального направления (например, операционного блока), в рамках которых будут созданы возможности для профессионального общения и обмена опытом. Это создаст условия для более эффективного использования института наставничества, укрепит чувство причастности к общему делу, а также повысит престиж работы в Банке.

Следующая задача – модернизация и развитие системы обучения персонала. Будет продолжено развитие института мультипликаторов и существующей системы массового дистанционного обучения, которая будет технически модернизирована, станет комплексной и всеобъемлющей. Программы обучения будут дополнены курсами, обеспечивающими развитие не только технических, но и поведенческих навыков (например, продажи и обслуживание). Также будут подготовлены специализированные программы, поддерживающие отдельные направления преобразований (например, ПСС). Помимо системы массового обучения существенное развитие получит система обучения и профессионального развития руководителей различных уровней, реализуемая как на базе внутренних ресурсов и технологий Банка, так и с привлечением ведущих учебных заведений.

Также в 2009 году начинается реализация Сбербанком России совместно с ГУ-ВШЭ обучение целевой группы для студентов российских технических вузов по направлению «Экономика»: программы «Финансовые рынки и финансовые институты», «Корпоративные финансы», «Фондовый рынок и инвестиции».  Выпускники целевой группы будут рассматриваться как приоритетные кандидаты на замещение вакантных должностей в Сбербанке России.

Система мотивации и оплаты труда

Система мотивации является важнейшим рычагом решения стоящих перед Банком задач. Ее изменения будут направлены на рост прозрачности и объективности системы оплаты труда, усиление зависимости вознаграждения от результатов работы конкретного сотрудника и углубление дифференциации в зависимости от категорий сотрудников и их личных показателей, унификации принципов материального стимулирования по всей системе Банка.

Важнейшей задачей Банка является обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы, который будет подкреплен постоянным ростом производительности труда сотрудников и позволит обеспечить их достойный материальный достаток.

Управление численностью персонала

Результатом предполагаемых изменений технологий и организации работы Банка станет существенный рост производительности труда и эффективности систем управления, который создаст возможности для высвобождения значительных трудовых ресурсов. Эти ресурсы будут задействованы в первую очередь для обеспечения обработки большего объема операций Банка без увеличения численности персонала, а также для улучшения качественных характеристик работы, в частности улучшения качества обслуживания и повышения объема продаж. Во многих случаях увеличение производительности труда также даст возможность оптимизировать численность персонала Банка.
3.2. Организационная структура

Как уже говорилось выше, в марте 2009 г. произошло изменение организационной структуры Банка. Данная идея была предложена руководителем Сбербанка России — Германом Грефом. После реорганизации в правление Сбербанка входит 14 человек.

Итак, президенту Банка напрямую будут подчиняться управление внутреннего контроля, ревизий и аудита, юридическое управление и управление общественных связей, в то время как ранее эти подразделения подчинялись центральному аппарату. Кроме того, новая структура предполагает подчинение Заместителям Председателя Правления Банка 11 блоков, в каждый входит по несколько управлений, находящихся прежде в подчинении у центрального аппарата. Также, Заместители Председателя Правления Банка будут курировать комитеты по предоставлению кредитов и инвестиций, по процентным ставкам и лимитам, по работе с клиентами, по информационным технологиям, по стратегии и корпоративному развитию, а также коллегию руководителей территориальных банков.

Если сравнивать эту структуру с прежней, то из нее исчезло управление учета и контроля банковских операций, появилось управление учета и контроля корпоративных операций. В блок «Стратегия и развитие» входят два новых управления: стратегического корпоративного развития и маркетинга. Появился блок «Розница и малый бизнес», куда помимо существующих управлений по работе с розничными клиентами вошло новое управление по работе с малым бизнесом и отдел развития платежной системы «Сберкарт».

Ведется постоянная работа над блоком «Международные отношения и дочерние банки». В настоящее время Сбербанк имеет дочерние банки в Казахстане и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь.
3.3. Маркетинговая стратегия Банка

Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Так, Банк сегментировал своих клиентов на четыре основные группы: частные лица, малый бизнес, корпоративные клиенты и финансовые организации.

Частным лицам Банк предлагает выгодные условия по срочным вкладам в рублях и иностранной валюте, а также специальные виды вкладов для пенсионеров. Большое количество вкладов Сбербанка России, рассчитанных на абсолютно разные группы физических лиц, говорит о том, что Банку важен каждый клиент. Банк предоставляет вклады «Депозит Сбербанка России», «Пополняемый депозит Сбербанка России» с первоначальным взносом, равным 1000 руб., 300 долл. США или 300 евро. Эти вклады имеют высокие годовые % ставки. Отличаются они возможностью пополнения вклада и увеличения процентной ставки во втором вкладе. Мультивалютный вклад имеет минимальный взнос, равный 5 рублям (5 долларов США, 5 евро), и предоставляет возможность переводить денежные средства из одного вида валют в другую (конверсия) без потери начисленного дохода. Универсальный вклад – долгосрочный вклад (5 лет) с возможностью совершения расходных операций по счету с минимальным взносом 10 руб на 0,01% годовых. Также банк предлагает и другие вклады.

Предоставление банком пенсионных вкладов, обусловлено тем, что Сбербанк России является приоритетным банком не только для Пенсионного Фонда Российской Федерации, но и для большинства частных пенсионных фондов. Кроме того, многим людям старшего возраста еще с советских времен знакомы сберкассы и сберкнижки, и они выбирают Сбербанк как безопасное место для сбережения своих накоплений. Таким образом, на сегодняшний момент Сбербанк России имеет три вида пенсионных вкладов. «Пенсионный депозит»  и «Пополняемый пенсионный депозит» принимается в рублях (от 1000 рублей) на срок до 3 и до 2 лет, соответственно. По вкладу начисляется до 11,55% годовых и до 10%, соответственно. В первом случае вклад не пополняется, а во втором – пополняется, а частичное снятие денег в обоих случаях невозможно. Третий пенсионный вклад «Пенсионный-плюс Сбербанка России» – вклад под 4% годовых, по которому могут производиться любые операции, возможные по вкладам до востребования. Минимальная сумма остатка – 1 рубль.

Кредитование населения – также один из ключевых видов деятельности Сбербанка России. Ипотечный кредит Сбербанка России пользуются у клиентов большой популярностью, потому что банк постоянно развивает это кредитное направление, делая его более доступным для многих. Ипотека в Сбербанке возможна по самым различным программам, таких как: «Ипотечный», «Ипотечный+», «На недвижимость» и «Молодая семья». По программе «Молодая семья» Сбербанк предоставляет ипотечный кредит супругам, не достигшим возраста 35 лет, даже если одному из супругов до 35 лет, а другому больше. Если же у молодой семьи есть еще и ребенок, то кредит становится просто замечательным: поскольку первый взнос в этом случае может быть не 10%, а всего 5% от стоимости квартиры. Данная программа очень полезна для молодых супружеских пар, заинтересованных в приобретении недвижимости.

Также хочется отметить, что Сбербанк России занимает лидирующее положение и на рынке автокредитования. На сегодняшний день, Сбербанк предлагает довольно интересные по своим условиям и требованиям к заемщикам программы автокредитования. Связанная программа позволяет приобрести автомобиль в кредит (автокредит) непосредственно у продавца, который заключил с Банком соответствующий договор, позволяющий от своего имени оформлять клиенту кредит на покупку транспортного средства. На любую программу автокредитования Сбербанка России, срок кредитования не превышает пять лет, кроме программы с государственным субсидированием, она рассчитана на 3 года. Автокредит можно получить как в рублях, так и иностранной валюте на любой удобный срок. Дополнительное условие при получении кредита –выплата кредит должна быть осуществлена до наступления заемщика 75 лет. Автокредит с государственным субсидированием позволяет получить субсидию на оплату части процентных платежей по «Автокредиту». Кредиты предоставляются на покупку новых автомобилей отечественных и иностранных марок, произведенных на территории Российской Федерации, стоимость которых на дату заключения кредитного договора составляет не более 600 000 рублей.

Также Сбербанк предоставляет кредиты на оплату обучения на дневном, вечернем или заочном отделении среднего специального или высшего учебного заведения сроком до 11 лет.

Сбербанк России также предоставляет своим клиентам — организациям любых форм собственности, индивидуальным предпринимателям широкий спектр услуг в сфере финансирования. Так, например, Банк предлагает различные виды кредитования юридическим лицам и предпринимателям (заключившим с Банком договоры ведения банковского счета) как в рублях, так и в иностранной валюте.

Также Банк предлагает юридическим лицам услуги с использованием банковских карт международных платежных систем VISA International и MasterCard International, а также микропроцессорных карт СБЕРКАРТ, выпускаемых Сбербанком России.
Миссия Банка определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты Банка, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель – стать одной из лучших финансовых компаний мира — и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.

Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет
общая система ценностей.

Ценности Банка определяют тот набор правил, критериев и требований, которые предъявляются к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды Банка. Эти ценности лежат в основе взаимоотношений между сотрудниками, системы управления внутри Банка, а также взаимоотношений Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей Банка принципиально важно для перехода Банка на новый качественный уровень развития.
Сбербанк для клиентов:
Банк, которому ценен каждый клиент Банк-партнер, который ежедневно готов помочь каждому клиенту во всем, что связано с финансами Банк, которому можно доверять: он финансово устойчив, в нем не обманут, в нем справедливые условия, в нем быстро и удобно обслужат, он поможет выбрать и принять оптимальное финансовое решение, исходя из интересов клиента Банк, который постоянно работает и совершенствуется, чтобы радовать своих клиентов и улучшать свою работу Лучший банк на рынке



Сбербанк для акционеров и инвесторов:
Банк, который является лидером в стране по рентабельности капитала и доходности для акционеров Банк, приверженный высоким стандартам корпоративного управления, строящий свою работу на принципах открытости, прозрачности и предсказуемости Банк, последовательно проводящий взвешенный, разумный и профессиональный подход к рискам Банк, активно внедряющий высокие стандарты социальной ответственности



Сбербанк для общества:
Ведущий банк, опора финансовой системы страны, основа ее роста и благополучия Активный участник экономического и социального развития каждого региона и города Российский банк, активно участвующий в развитии мировой финансовой системы Ответственный банк, осознающий последствия своих решений и активно инвестирующий в рост финансовой грамотности и культуры Банк, в котором работают люди, с активной жизненной позицией


Для еще более продуктивного выполнения своей миссии, руководство Банка ставит перед собой новые задачи по существенному улучшению модели ведения бизнеса, формированию качественно новой технологической базы, изменению менталитета сотрудников и внедрению новых управленческих и мотивационных механизмов.

Для достижения этих целей дальнейшее развитие Банка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:
Максимальная ориентация на клиента. Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Перестройка процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу с целью повышения уровня управляемости и масштабируемости, снижения затраты, улучшения качества обслуживания клиентов и более эффективного управления кредитными и другими видами рисков. Повышение эффективности, управляемости и качества работы посредством вовлечения, как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями. Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений.


3.3. Финансовое состояние Банка

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны,  а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

По состоянию на 30 января 2009 капитал банка составлял 1157 млрд руб. Кредитный портфель – 5561 млрд руб., в том числе кредитование юридических лиц (без межбанковских кредитов) – 3973 млрд руб.; остаток средств на счетах физических лиц – 3089 млрд руб.

Размер активов на 1 июля 2009 составлял 6,56 трлн руб. Чистая прибыль в 2008 – 108,2 млрд руб.

Сбербанк – крупнейший в России банк по объёмам операций с физическими лицами. Доля банка в общем остатке вкладов физических лиц во всех коммерческих банках на 1 декабря 2008 составила 52,5 %.

В 2009 году банк продолжает активно кредитовать реальный сектор экономики – за 7 месяцев российским предприятиям было выдано кредитов на сумму около 2 700 млрд руб. В результате, размер кредитного портфеля юридических лиц увеличился на 7,2% до 4 268 млрд руб. Продолжился рост привлеченных средствфизических лиц – за 7 месяцев т.г. их объем увеличился на 256 млрд руб. до 3 380 млрд руб. Это позволило полностью компенсировать отток средств юридических лиц, остаток которых сократился за этот же период на 186 млрд руб. до 1 615 млрд руб.

Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Стоит отметить, что в структуре капитала Сбербанка высока доля иностранных инвесторов (более 24%), что свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Что касается позиций банка в рейтингах, то агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service — долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале. Также Сбербанк занимает 1е место в рейтингах РБК «Крупнейшие ипотечные банки в I полугодии 2009 года», «Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в I полугодии 2009 года», «Крупнейшие банки России в I полугодии 2009 года», «Самые автокредитные банки в I полугодии 2009 года», «Самые филиальные банки в I полугодии 2009 года», «Крупнейшие банки России в I квартале 2009 года», «Рейтинг банков по собственному капиталу».


SWOT-АНАЛИЗ
4.1. SWOT-анализ Сбербанка России

Сильные стороны:
Единая разветвленная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны, создает уникальное конкурентное преимущество Сбербанка в ритейловом обслуживании. Высокий темп роста привлеченных средств физических лиц. Так, за 7 месяцев текущего года их объем увеличился на 256 млрд руб. Работа с клиентами: опыт массового обслуживания клиентов, значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны. Большое количество опытных квалифицированных специалистов, огромный управленческий опыт. Сильный бренд и надёжная репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов. Сохранение позиций крупнейшего банка РФ и единственной «голубой фишки» банковского сектора, представленной на фондовом рынке РФ. Высокая доля банка на рынке потребительского кредитования. Банк имеет высокие рейтинги, как в российских, так и в международных рейтинговых агентствах. Контрольный пакет акций банка принадлежит государству. В случае возникновения проблем у банка, он может рассчитывать на помощь основного акционера. Большая прозрачность деятельности банка, о чём свидетельствует публикация ежеквартальной отчетности по международным стандартам. Обладает высокой ликвидностью своих ценных бумаг.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маленькая война большой политики
Реферат Вивчення схеми технологічного процесу очищення стічних вод від ізобутанолу та розрахунок окремих її елементів
Реферат Иван Васильевич на балу и после бала по рассказу После бала
Реферат Календарь майя 2
Реферат Механизм государства 4
Реферат Методы измерения точности формы рабочих поверхностей оптических деталей (сферы, плоскости)
Реферат Представление об аскезе и монашестве в трудах свв Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского
Реферат «Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства»
Реферат Erik Erikson "Childhood and Society"
Реферат Оценка стоимости горных работ
Реферат Товарная политика как фактор повышения эффективности деятельности ООО СП Калужское Перемышльского
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины в2 «Конструктивное моделирование одежды» Цели и задачи дисциплины
Реферат Bach Essay Research Paper Bach is considered
Реферат Издательская деятельность княгини Дашковой
Реферат Essay On The Stranger Essay Research Paper