Реферат по предмету "Педагогика"


Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка

Курсовая работа
 
Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка
 

Содержание
Введение
Глава 1. Народные подвижные игры
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
1.2 Сюжетные народные подвижные игры
1.3 Бессюжетные народные подвижные игры
Глава 2. Методика проведения народныхподвижных игр
2.1. Подбор игр
2.2. Время проведения народных подвижных игр
2.3. Подготовка к проведению игр
Заключение
Практическая часть
Литература
Введение
Сегодня мывсе чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования ивоспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросысегодняшнего дня.
Предпочтениев процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитанияотдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своемухарактеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям,органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Нормы иправила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Вних сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себяобщечеловеческие ценности.
Одним изтаких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феноменобщечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждогоконкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.
В практикешироко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игрыс пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижныеигры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательныедействия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены надостижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми илисамими играющими.
Народныеподвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в нихярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку,творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народнаяподвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную,развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщениядетей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка,источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Целью данной курсовой работыявляется выявление роли народных подвижных игр в процессе психофизического развитияребенка.
Задачи данной работы:
а) Раскрытьсущность подвижных игр как необходимых элементов психофизического развитиядетей
б) Определитьметодику проведения народных подвижных игр.
Гипотеза: современная педагогическаянаука при помощи народных подвижных игр позволяет создать условия, благодарякоторым успешно развиваются показатели психофизического развития ребенка.
Предметом исследования является народныеподвижные игры в процессе психофизического развития ребенка.
Объектом исследования являетсягруппа детей дошкольного возраста.
Структуракурсовой работы обуславливается целями и задачами исследования. Состоит извведения, двух глав, заключения, практической части, списка использованнойлитературы. Общий объем курсовой работы составляет 27 страниц.
Глава 1. Народные подвижные игры1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русскихселах и городах среди молодежи были широко распространены народные игрыподвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народныйпраздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались всиле, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило,проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплениюздоровья.
Бытовавшие внароде подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не быларегламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнениюдвигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которыевсякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать,сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п.Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, спомощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему (частодовольно трудные и с современной точки зрения недопустимые).
С развитиемпедагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболеецелесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практикиопределилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новыеигры, преследующие специальные педагогические цели.[1]
Наряду створческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельностидетей («Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др.), выделялись так называемыеорганизованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовымзафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны дляпроведения их с группами детей на занятиях или в свободное время подруководством воспитателя.
Передовыерусские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитываяважную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении имопределенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Ониразъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировалипрактическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. Вдальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых,разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньяхсистемы физического воспитания.
Подвижныеигры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет,роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятсяв соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжети роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемыеправилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость ихвыполнения. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющимхарактер движений и их последовательность.[2]
При отбореигр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста,целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которымипонимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия.Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательнуюзначимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразиеорганизации и характер выполнения двигательных заданий.
Все игры длядетей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на двебольшие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группусоставляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил исвоеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшееприменение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжетатипа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще недоступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возрасташироко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное местомежду гимнастическими упражнениями и подвижными играми.[3]1.2 Сюжетные народные подвижные игры
Игры этоговида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний обокружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторыеособенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки,быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основойдля развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжет игры и правилаобусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражаялошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, и т.д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основномимитационный характер.
Детиначинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры,которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношенияиграющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («Умедведя во бору», «Гуси- лебеди», «Зайцы и волк» и др.).[4]
Одной изособенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействияна детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинениекоторым обязательно для всех.
Сюжетныенародные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих можетбыть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разныхусловиях и с разными целями.
В сюжетныхиграх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, аодин ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли –волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка,исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев –двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однакокаждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту иловкость в меру своих возможностей.
Поскольку виграх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это вомногом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются ксогласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменятьспособ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например:птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетныеподвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детскогосада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.[5]
Игрыпроводятся под непосредственным руководством взрослого, что создаетблагоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
В сюжетных народныхподвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры,увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки(подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысокихпредметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание,подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, наних основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.
Меньшиевозможности в сюжетных народных подвижных играх имеются для упражнений детеймладшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча,прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье погимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями,поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для ихвыполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучениемалышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.
Построениеигр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движенийв них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей неотвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно имогут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут налужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала ксмене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями,отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае отдетей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого имиперсонажа.
В наиболеевыгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в. процессе игры,можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению. Для показа,пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить ужеопределенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети простоубегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.[6]1.3 Бессюжетные народные подвижные игры
Бессюжетныенародные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в нихлишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же:наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровыедействия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простыхдвижениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игрыдоступны и младшим и старшим дошкольникам.
Однакоследует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большейсамостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве,чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не сразыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование,а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такогозадания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участниковдовольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игрыимеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведенылишь самые элементарные формы игр этого вида.[7]
В основетаких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии спростейшими правилами.
Первымибессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры,как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться водном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место –«домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя заданиесамостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенноигры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всейгруппой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление,способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться впространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило –двигаться, не наталкиваясь, друг на друга.
Затемвводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, наориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, гдерасположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда,где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такиеигры требуют от детей знания основных цветов, определения па слух места, откудараздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.
В такихиграх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются требования:выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет(кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание,заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.[8]
В бессюжетныхиграх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения:метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольноговозраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используютв игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбросьповыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыкамии умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), уних развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в такихиграх, малыши приобретают много полезных навыков.
Несмотря нато, что бессюжетные народные игры используются в работе с малышами не такшироко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Этообъясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Онпоказывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняетответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей,помогая им в выполнении разных движений.[9]
Глава 2. Методика проведениянародных подвижных игр2.1 Подбор игр
Народныеподвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей,а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе,ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правиламиили текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не толькоразнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложностисогласования движений.
Содержаниеигр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, бытьдоступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 летнеодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями.Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чемоснованные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные насочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т.д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, дажеоснованные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим,детей упражняют в равновесии ( русская народная игра «По ровненькой дорожке»).Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (подорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, подоске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнитьзадание можно и изменяя характер движений – пройти быстро, пробежать, пройти наносочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), ит. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильномувыполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенныхранее навыков и умений.[10]
Итак, первоетребование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр,–соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей,их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, ихвозможностям в познании нового.
Надостремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Этомогут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажамималышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку(медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр былиразнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо,чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.
В работе смалышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом,который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленькийсидит», «По ровненькой дорожке», и др.).
Очень важноиметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не толькотем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, чтов нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и вразных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба покругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами иливрассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одномнаправлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнениедвижений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развитиякоординации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а такжеспособствует воспитанию их активности и самостоятельности.[11]
Педагогическийэффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ееопределенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умениявоспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающиеразвитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научитьдетей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, тодля этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди», «Филини пташки». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей,то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке»,«Через ручеек» и др.
Подбираяигры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детскихучреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходитв детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группесверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своемудвигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельныегруппы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения длянебольшого числа детей также подвижные игры, более простые по содержанию и нетребующие четкого согласования движений играющих.[12]
Следуетучитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провестиспокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенноговнимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долгосидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбратьигру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетоми правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).
Выбор игрызависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или научастке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.
При выбореигры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разногохарактера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режимедня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.[13]2.2 Время проведения народных подвижных игр
Подвижныеигры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака,целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужновынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием,шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
Воспитательможет провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера снебольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Народнаяподвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннююгимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может бытьиспользована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда вколлективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью,возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей.Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.
Передзанятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всегоиндивидуального порядка.[14]
Наиболееполезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки.Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовыватьв помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповыхкомнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большимколичеством детей.
На утреннейпрогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Ихколичество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.
При подбореигр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку,рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями.Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, нерекомендуется разучивать новые игры.
Не исключаютсяподвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такиедни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не вначале, а в середине прогулки.
В режиме дняподвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и поподгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, ихподготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей вгруппе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игрыпо подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группамиили с отдельными детьми.
Дляобеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа пофизической культуре предусматривает определенную длительность не толькофизкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как наутренней, так и на вечерней).[15]
Для детейтретьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительностьподвижных игр может быть 6–8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий)следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическимиупражнениями. Их общая длительность может доходить до 10–15 мин.
С детьмичетвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулкев дни физкультурных занятий составляет 6–10 мин. В остальные дни, когда занятияпо физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игрувеличивается до 15–20 мин.
На вечернейпрогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и снебольшими подгруппами, желательны игры малой подвижности. Для этого времениигры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность около 10 мин.
Наиболееблагоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являютсяпоздняя весна, лето и ранняя осень. В это время могут быть использованы игры ссамыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погодупроводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные днижелательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют,скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.
Значительныезатруднения вызывает проведение народных подвижных игр с малышами на участке взимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняютих движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого годажизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года,играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложнымидвижениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое,количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры смалышами удобнее проводить небольшими подгруппами.
Поскольку взимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточнойэффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятийвремя, иногда проводить подвижные игры в помещении – в групповой комнате,освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти сдетьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можноиспользовать в игре.
На участке жезимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельнойдвигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточнопросторную площадку – сделать постройки из снега (снежные валы, невысокиегорки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями,которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки,лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будетспособствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению ихдвигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительномупребыванию на свежем воздухе.[16]
Если детскийсад выезжает на дачу или расположен поблизости от леса, парка, лужайки, то припроведении подвижных игр во время прогулок следует использовать особенностиокружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могутслужить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезныенавыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малышиучатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбиратьсяна пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опытдетей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детскогоорганизма.
Народные подвижныеигры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятсяпосле упражнений в основных движениях с целью повышения физиологическойнагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующиеактивных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведенияподвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры,не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратитьмного времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторятьсяна 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятийможно, снова возвратиться к первой игре.
В занятиефизической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры.Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительнуючасть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизитьфизиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одномзанятии могут быть проведены такие две игры: русская народная игра «У медведяво бору» (где все дети активно бегают, приседают, где имеется момент ловли,особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди грибок» (вкоторой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем гриб).
Со второймладшей группой (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурныхзанятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года навоздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года ипогоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основныхдвижениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшиеспортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание насанках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними – народные подвижные игры.[17] 
2.3Подготовка к проведению игр
Подготовка кигре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительноеознакомление воспитателя с содержанием народных подвижных игр, причемнеобходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп,особенно предшествующей данному возрасту.
Хорошеезнание практического материала позволит педагогу легче справиться с подборомигр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью,правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей,наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.
Второй момент– это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, преждевсего, знать в каких условиях будет проводиться игра: на участке или впомещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством детей. Этопоможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемсяпространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заднее нужно уточнить исодержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продуматьприемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей доигры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки,игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия. Например,воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру импредстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства,заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, нократко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог,если он имеется (русские народные подвижные игры «Редьки», «Мак», «Ястреб иутки» и т. д.), и перейти к распределению ролей.
Третий моментподготовки – непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническоесостояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнатеили зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.[18]
Припроведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить отпосторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, топредварительно полить, чтобы не было пыли. Не следует ограничиваться толькогрупповой площадкой. Можно использовать и прилегающие непосредственно к нейучастки, дорожку вокруг здания детского сада.
Важноезначение имеет одежда и обувь играющих. Костюм и обувь не должны стеснятьдвижений, поэтому перед игрой надо по возможности облегчить одежду детей,предложить им снять лишние теплые вещи, переобуть их в тапочки, если играпроводится в помещении. Переодевать детей полностью в физкультурную формунецелесообразно, так как это займет больше времени, чем сама игра.
Припроведении подвижных игр на участке в холодные периоды года надо следить за тем,чтобы дети не были излишне тепло укутаны: во время игры это стесняет движения ибыстрее приводит к перегреванию, что может вызвать простудные заболевания.
Непосредственноперед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков,кубиков, погремушек и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно имипользоваться, размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норкидля мышек, место, где сидит кот и пр.).
Маленькихдетей, особенно третьего года жизни, необходимо предварительно ознакомить стеми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Надо дать имвозможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними,приподнять, поиграть, с тем чтобы при выполнении упражнений или во время игрыдети не отвлекались от их главной цели. Такая подготовка обеспечивает радостноеи активное отношение ребенка к выполнению задания, помогает более быстромуусвоению им основного смысла и правил игры или игрового упражнения.
Для детейчетвертого года жизни также очень важно ознакомление с обстановкой, в которойбудет проходить игра. Иногда бывает необходимо заранее познакомить детей сперсонажами игры и их движениями, которым они будут подражать. Предварительнаяподготовка детей к выполнению заданий в игре или игровых упражнениях можетпроводиться в течение нескольких дней или накануне игры.
Непосредственноперед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий.Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнениюигровых заданий. Так, например, перед проведением игр, «Птички в гнездышках», «Филини пташки» воспитатель не всегда может расставить стулья предварительно. Онобращается к детям с предложением поиграть и начинает ставить стулья так, какэто нужно для игры; поясняя им, что это кустики или гнездышки, он просит детейпостарше принести стулья. Малыши, подражая старшим, тоже идут за стульями.Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им ставить стулья ровно, атакже напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли маленьким принести ипоставить стулья и сесть на них.
Когда всепродумано и подготовлено заранее, воспитатель может провести игру с большейпользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой навыполнение поставленных ею задач.[19]
Заключение
Народные подвижныеигры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора,уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психическихи физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокойступени развития.
Игроваяситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играхзачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которыенадо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственнойдеятельности.
В народныхподвижных играх много познавательного материала, содействующего расширениюсенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народныхиграх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимымидетьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественнуюпрелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровойфольклор.
Основнымусловием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегдабыло и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровымрепертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творческииспользуя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждаетинтерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак,народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляютсобой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности,сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическоесовершенство.Практическая часть
 
Впрактической части данной работы предложены сценарии народных подвижных игррекомендованных к использованию в дошкольных учреждениях.
В результатенаблюдений педагогами было выявлено большое влияние данных игр на восприятие, концентрациювнимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводитьобразы, а также развитие движений и координации дошкольников
Гуси-лебеди
Цельигры.
Учить детейходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстродействовать, помогать друг другу.
Содержаниеигры.
Участникиигры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси- лебеди. На одной сторонеплощадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой –живет волк под горой.Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят отдома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличкамежду хозяином и гусями:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га.
– Естьхотите?
– Да, да, да!
–Гуси-лебеди! Домой!
– Серый волкпод горой!
– Что он тамделает?
– Рябчиковщиплет.
– Ну, бегитеже домой!
Гуси бегут вдом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когдапочти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый,становится волком.
Правилаигры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловитьих только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Зайкабеленький сидит
Цельигры.
Приучатьдетей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить ихподпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.Доставить детям радость.
Содержаниеигры.
Дети сидят настульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитательговорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходятна середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
Воспитательпроизносит текст:
Зайкабеленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевеляткистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодносидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.
Со слова «хлоп»и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодностоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Со слов«скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то (илимишка) зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал.
Воспитательпоказывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.
Указанияк проведению.
Игру можнопроводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надоподготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделятьводящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом.После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки ипоставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстробежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требоватьот малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободноеместо на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры детихорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Мыши и кот
Цельигры.
Приучатьдетей бегать легко, на носках, не натал­киваясь друг на друга; ориентироватьсяв пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Содержаниеигры.
Дети сидят наскамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнатыили площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает(закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается,потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся внорках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когдаостальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затемвозвращается на свое место и засыпает.
Указаниек проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда котзакроет глаза и заснет, а возвра­щаться в норки – когда кот проснется изамяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можнодальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогдадети – мышки – выползают из своих
Лапта
Цельигры.
Приучатьдетей активно двигаться, соразмерять движения друг с другом, менять направлениедвижений, быть внимательным к партнерам по игре.
Содержаниеигры.
Для игрынужны небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка длиной 60 см, ручкатолщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии нарасстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой – кон.
Участникиигры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут вгород, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптойзабивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.Водящие ловят отбитый мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается вгород. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могутперебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близкомрасстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят вгород.! В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забиваетвторой игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков.Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут,что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случаетсяи так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Онждет, когда мяч забьет следующий игрок, – тогда за линию кона бегут два игрока.Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кромеодного, находятся на линии кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешаютударить трижды. Если он промахнулся, то игроки города уступают свое местоводящим.Правилаигры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, ктоне может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Командагорода переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал залинию кона.
Литература
Исследованияи обобщающие работы
1.   БогуславскаяЗ.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.
2.   Детскиеподвижные игры народов СССР. М., 1989.
3.   Игры иупражнения в обучении дошкольников. Минск, 1985.
4.   Леннет Г.Игры и упражнения для детей дошкольного возраста. М., 1991.
5.   ЛитвиноваИ.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
6.   Русскиенародные подвижные игры. М., 1986.
Периодическиеиздания
1. ГовороваР. Игры и упражнения для умственного развития у детей.// Дошкольное воспитание.1998, № 1.
2. Игра в обучении и воспитаниидетей дошкольного возраста.// Советская педагогика. 1988, № 4.
3. Иванчикова Р. Народные игры сдетьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
4. Кудрявцев В. Народнаяподвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольномвозрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
5. Лаврентьев В.В. Значение игрыв работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.
6. Миленко В.П. Нужно ли учитьдетей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
7. Петрова В. Игра.// Дошкольноевоспитание. 1993, № 3.
8. Павлова Л. Значение подвижныхигр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2002, № 4.
9. Смирнова Е. Игры развивающиемышление. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание. 2002, № 8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Природа, источники, механизм взаимодействия с веществом, особенности воздействия на организм человека гамма-излучений
Реферат Разновидности химических процессов
Реферат Первая битва при мысе Финистерре 1747
Реферат «самолет сухопутный однодвигательный»
Реферат Австралийский союз, государство в Южном полу­ша­рии, на материке Австралия, остров Тасмания и мел­ких островах. Она относится к числу экономически развитых стран ООН. Территория этого государства 7,7 млн
Реферат The history of Ancient Egypt
Реферат Вдосконалення терапевтичної і ортопедичної підготовки кореня при протезуванні хворих з відсутністю
Реферат Алкоголизм-противоядие для проблем?
Реферат Farewll Stanley Essay Research Paper Stanley Kubric
Реферат Камеральная проверка налоговой декларации
Реферат Похідні і диференціали вищих порядків Функції задані параметрично їх диференціювання
Реферат Арктическая гипотеза
Реферат Управление коллективом в процессе внедрения нововведений
Реферат Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине "Техническая эстетика"
Реферат Teenage Smoking Essay Research Paper In a