Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа на примере от

--PAGE_BREAK--1.2.1. Историческая справка

Эрик Берн (Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале (Канада) в семье Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессиональной писательницы. В 1935 году Эрик заканчивает медицинский факультет МакГилловского университета, в котором обучался и его отец.

Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы [Харрис, 2004].

Со временем Эрик Берн стал видеть в каждом клиенте образ эго, связанный с детством человека. Берн понял, что образы эго есть у каждого человека, и назвал их состояниями эго. Он увидел, что «детское» состояние отличается от «взрослого», которое является своеобразной «вывеской» и потому наиболее заметно.

Позже Берн стал различать два взрослых состояния человека, одно — рациональное, которое он называл Взрослым, и другое – не обязательно рациональное, которое он называл Родителем, потому что оно, как правило, было скопировано с его родителей.

Постепенно он открыл значимость поглаживаний и структурирования времени. Он увидел транзакции, игры, времяпрепровождения и, наконец, сценарии. К концу 60-х годов его работа «Игры, в которые играют люди» (1964) была развита почти полностью. В первые годы своей работы Берн считал, что транзактный анализ хорош для формирования «социального контроля», позже он стал считать, что ТА выполняет основную терапевтическую работу.

С 1965 по 1970 год Эрик Берн был увлечен идеей развития сценарного анализа на основе понятия о сценарной матрице и сценарных запретах, и в этот период он написал свою книгу «Люди, которые играют в игры» (1972). Жизнь Эрика Берна оборвалась на взлете его научной карьеры, когда пришло признание, началась активная и плодотворная деятельность созданной им Международной ассоциации ТА, появились его последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 году [Штайнер, 2003].

1.2.2. Психологические роли и виды транзакций

Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если двое или более людей встречаются друг с другом… рано или поздно один из них заговорит или как-нибудь иначе проявит свое знание о присутствии других. Это называется транзактным стимулом. Затем другой человек заговорит или сделает что-то, имеющее отношение к стимулу; это называется транзактной реакцией.

Транзактный анализ — это метод изучения подобных взаимодействий (там, где я что-то делаю по отношению к тебе, а ты делаешь что-то в ответ) и определения, какой слой многоуровневой личности приведен в действие. Виды транзакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые [Харрис, 2004].

1. Комплиментарные (взаимодополнительные) транзакции

Реакция соответствует сообщению. На Родительскую позицию следует Детская реакция. На Взрослую — Взрослая. На Детскую — Родительская. Или на Родительскую Родительская, на Детскую Детская. Пример комплиментарной транзакции с пристройкой сверху[11]:

Врач

Пациент

Доверься мне, все будет хорошо.



Готов слушаться во всем.

Пример комплиментарной транзакции с пристройкой «на равных».

Врач

Пациент

Шансов мало, но сделаем все возможное



Спасибо за прямоту, постараюсь быть мужественным.



Пример комплиментарной транзакции с подстройкой снизу.

Врач

Пациент

Прямо не знаю, как быть — Положение серьезное, я теряюсь.



Не волнуйтесь, при ваших знаниях и опыте моя болезнь — пустяк.

 Дополнительными называют такие транзакции, в которых векторы параллельны, т.е. ответная реакция соответствует стимулу. Отсюда первое правило общения Берна: пока векторы параллельны, общение может продолжаться неограниченно долго.

2. Перекрестные (мнимые, неудавшиеся) транзакции

Источники психологических конфликтов. Любые некомплиментарные транзакции, например:

Муж

Жена

Ты меня все время критикуешь!



Ну, конечно, я во всем виновата!

Второе правило общения Берна: если векторы пересекаются, общение прерывается, это «плохое» взаимодействие; или, обращаясь к клинической ситуации: если общение прервано, это обычно означает, что имеется пересекающаяся транзакция.

3. Скрытые транзакции

Включают более двух эго-состояний партнеров, общение происходит на двух уровнях: внешнем уровне текста, и скрытом уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации.

В примере двухуровневых транзакций (флирта и провокации) уровень подтекста изображается пунктиром:

Ковбой

Девушка

Не хотите ли посмотреть конюшню?



Спасибо, давно мечтала посмотреть.



Продавец

Покупатель

Эта модель лучше, но она вам не по карману



Именно ее я и возьму

 На социальном уровне здесь общаются Взрослые, а на психологическом: в первом случае (двойная транзакция) два Ребенка участвуют в сексуальной игре, а во втором (угловая транзакция) Взрослый с Ребенком.

Третье правило общения Берна: поведенческий результат скрытой транзакции диктуется психологическим, а не социальным уровнем.

1.2.3. Транзакции на примере анализа игр

Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности. В каких-то больше, в каких-то меньше. В любом случае, стоит знать, что выигрывает тот, кто начинает. Он же проигрывает реальное решение своей проблемы. Тот, кто включается в игру, проигрывает во всех смыслах.

1. Укрепление самозащиты

Название игры:

«Попался, негодяй!»

Ходы:

провокация – обвинение — защита — обвинение — защита — наказание

Цель:

Оправдание агрессии, чтобы избежать осознания собственных недостатков.

Роли:

Агрессор

Жертва

Социальный уровень транзакции:

Посмотрите, вы поступили неправильно



Когда вы мне на это указали, я и сам это вижу

Скрытый уровень:

Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь.

Я поймал тебя, и теперь мой гнев благороден.

На этот раз ты меня поймал.

Название игры: «Изъян».

Цель: самоутверждение через нахождение изъянов у других, например: «Он не читал Рильке!».

Название игры: «Родительский комитет».

Цель: самоутверждение компании единомышленников через нахождение изъянов у других компаний, например: Все мужчины сволочи. Все женщины одинаковые. Нынешняя молодежь никуда не годится.

2. Получение привилегий

Название:

Гость-растяпа

Ходы:

провокация — возмущение — извинение — прощение

Цель:

Извинениями вынудить прощение, чтобы иметь возможность себя не контролировать и впредь

Роли:

Агрессор

Жертва

Социальный уровень транзакции:

Я веду себя вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым



Все в порядке. Я вас прощаю

Скрытый уровень:

Тебе придется меня простить.

Ты прав. Я должен показать тебе, что такое хорошие манеры.



3. Уклонение от близких отношений.

Название:

Алкоголик

Ходы:

провокация — обвинение или прощение — потворство своим желаниям — гнев или разочарование

Цель:

Шаблонная эмоциональность вместо спонтанности, неумение проявлять интимные формы близости

Основные Роли:

Жертва-алкоголик

Агрессор — преследователь

Дополнительные роли:

Спаситель

Простак

Посредник

Социальный уровень транзакции:

Скажите мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне.



Буду с вами откровенным.

Скрытый уровень:

Посмотрим, сможете ли вы меня остановить.

Ты должен бросить пить, потому что…

 

Название игры: «Тупик»

Мамочка, ты меня любишь?

А что значит: любишь?

Цель: уклонение от близких отношений.

Название игры: «Фригидная женщина». «Динамо».

Цель: уклонение от близких отношений.

4. Уход от ответственности.

Название:

Да, но…

Ходы:

проблема — решение — возражение – решение — возражение – замешательство

Цель:

самоуверенность (защита от неуверенности в себе)

Роли:

Жертва-беспомощный

Агрессор-советчик

Социальный уровень транзакции:

Да, но…



Почему бы вам не…

Скрытый уровень:

Они тоже никогда не добиваются успеха

Я заставлю тебя почувствовать благодарность за мою помощь

 

Существуют множество взглядов на анализ взаимодействия людей через их различные позиции. В своей книге «Искусство управлять людьми» В.П. Шейнов, например, транзактный анализ рассматривает как механизм для вскрытия манипуляции. При этом транзакции типа: Р-Р называются «Демагог», В-В – «Коллега», Д-Д – «Шалун» и являются пристройками рядом. Транзакции: Р-В «Профессор», Р-Д «Босс», В-Д «Воспитатель» — пристройки сверху, а транзакции: В-Р «Парламентер», Д-Р «Недотепа», Д-В «Почемучка» — пристройки снизу [49, 2004].

Психолог М.Е. Литвак в книге «Психологическое айкидо» на базе ТА описывает типологию социогенов личности. В процессе воспитания в первые годы жизни у человека формируется личностный комплекс, который называется социогеном. Определив социоген, вы можете определить свою судьбу. Социоген обусловлен значительными связями индивида с его социокультурным окружением. Проводится содержательный анализ следующих позиций: «Я» (отношение личности к себе), «ВЫ» (отношение личности к близким, своей микросоциальной среде), «ОНИ» (отношение к людям вообще, готовность к новым контактам), «ТРУД» (отношение к предметной деятельности), поставив в них плюс или минус. При правильном воспитании у ребенка «Я+, «ВЫ+, «ОНИ+, «ТРУД+» [20, 2005].

Известный российский теоретик театра П.М. Ершов [14, 1972], анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел понятие «пристройка», оказавшееся очень полезным в психологическом анализе, в том числе и в транзактном. Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу – подчинения, пристройка рядом – равного партнерства.

Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека – это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть – пристройка снизу. Пристройка сверху – стремление доминировать, внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения «ты», «сынок», высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое. Снизу – выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх. На равных – отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы.

В различных видах взаимодействий общение либо удается, либо прерывается из-за несовпадения эго-состояний партнеров в беседе. В ТА предлагается, путем оценки ведущих эго-состояний конкретных людей проанализировать успешность их дальнейшего общения. Примеры пристроек (Приложение №1).

1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием анализа возможных транзакций

В книге Берна «Транзакционный анализ в психотерапии»[12] предлагается анализ взаимоотношений двух людей исходя из согласованности их структурных компонентов.

Рисунок №1 представляет исключительно устойчивые взаимоотношения, при которых почти каждый аспект участника находится в дополнительных отношениях с каждым аспектом другого участника, так что из девяти векторов — семь могут развиваться в удовлетворительные транзакции.

Анализ проводится на примере двух женщин А и Б: они заботились друг о друге, когда кто-то из них заболевал, подбадривали в депрессии, так что векторы А Родитель – Б Ребенок (3) и Б Родитель – А Ребенок (7) были дополнительными и соединительными.

Они также снабжали друг друга Родительскими указаниями и одобрением относительно различных практических дел в соответствии с векторами А Родитель — Б Взрослый (2) и Б Родитель – А Взрослый (4).

Рациональное обсуждение проблем проходило удовлетворительно в соответствии с вектором А Взрослый – Б Взрослый (5).

Вместе побывав на приемах, они потом с удовольствием погружались в морализирование и злые сплетни, согласно векторам А Родитель Б Родитель (1) и А Ребенок – Б Ребенок (9) соответственно. Ссоры возникали, когда одна из них пыталась обсуждать с другой импульсивные действия; это соответствовало векторам А Взрослый – Б Ребенок (6) и Б Взрослый – А Ребенок (8), поскольку Родительское порицание с той и другой стороны (Родитель – Ребенок 3, 7) было приемлемо как часть игры; только рациональный подход (Взрослый – Ребенок 6, 8) вызывал затруднения. Поэтому векторы А Взрослый – Б Ребенок (6) и Б Взрослый А Ребенок (8) были исключены.

В данном случае взаимоотношения имели исключительно устойчивую структуру, поскольку семь из девяти векторов оказались соединяющими. История и превратности их долгой и счастливой дружбы полностью подтвердили результаты анализа.

А Б

 

Рис. 1

Исключительно устойчивые взаимоотношения

Рисунок №2 отражает бесперспективные отношения, где единственным соединяющим вектором двух людей (единственные транзакции, которые их соединяли) оказался Родитель мужчины и Ребенок женщины, и то было одно исключение: когда она замыкалась, его Родитель бывал раздражен, потому что не мог позаботиться о ней. Поэтому на рисунке этот вектор помечен черточкой.



Рис.2

Бесперспективные отношения

В качественном отношении существуют по крайней мере четыре разновидности во «взаимоотношениях»: некоторые люди «хорошо» уживаются друг с другом; другие наслаждаются ссорами и спорами; некоторые терпеть не могут друг друга; и, наконец, вариант, при котором людям нечего сказать друг другу. Эти альтернативы можно соответственно охарактеризовать как симпатию, антагонизм, антипатию и равнодушие.



Рис. 3

Качественный анализ взаимоотношений

РР: моральный конфликт, ВВ: нет общих интересов, ДД: взаимные провокационные обманы, РД: спаситель-жертва

Подводя итоги параграфа 1.2. можно выделить следующее: на данный момент классический транзактный анализ во многом изменен, доработан и додуман последующими авторами. Основные идеи разделяются всеми исследователями ТА. Главной проблемой остается применение ТА на практике, т.к. распространенным является ощущение восторга людей от прочтения литературы по транзактному анализу и одновременно растерянности – что же и как со всем этим делать?

1.3. Практика транзактного анализа

1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах

Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их очень мало. Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами, консультируют транзактные аналитики, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА. Проводятся также тренинги по ТА для организаций. Недавно только был открыт институт транзактного анализа в Москве (ИТА) как объединение профессионалов в области ТА.

Также Институт Современных Психологических Технологий на базе Центра «Парацельс» предлагает Тренинг-семинар «Транзактный анализ на практике».

Институт психологии и педагогики проводит семинары: Психологическое консультирование в Транзактном анализе, вводный психотерапевтический курс для начинающих.

Институт психотерапии и клинической психологии предлагает семинары: Терапия Нового Решения (ТНР) и транзактный анализ. Проводятся демонстрации ТА на практике и Упражнения. В книге авторов Стюарта и Джойнс «Современный транзактный анализ», например, предлагаются различные терапевтические групповые и индивидуальные упражнения, которые охватывают весь спектр проблем рассматриваемых в транзактном анализе и представляют собой отличный материал для терапии. Все упражнения разбиты по направлениям, техникам (Приложение №2).

В Санкт-Петербурге есть объединение транзактного анализа (СОТА), — некоммерческая организация, филиал Европейской ассоциации транзактного анализа. Представители: Сизикова Т.И. – Сертифицированный транзактный аналитик, Супервизор Европейской ассоциации транзактного анализа, Гусаковский В.Е. психолог, кандидат физ.-мат. наук, психотерапевт Европейского регистра, сертифицированный транзактный аналитик (СТА) в области психотерапии. Многие специалисты из С-П часто проводят семинары, тренинги в Москве. Есть также Украинская Ассоциация Транзактного анализа.

В Москве наиболее ярко ТА отражен несколькими представителями учения Берна. Первый представитель — это профессор В.В.Макаров, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования, автора ряда книг по ТА, на кафедре которого есть курсы ТА.

Второй представитель — это психотерапевт Ирина Летова, позиционирующий себя как единственного в Москве специалиста по ТА, прошедшего полное обучение ТА в Англии, и являющегося сертифицированным международным специалистом. В России всего 6 специалистов — по информации с ее сайта. Имеет свой Психологический кабинет ТА.

В качестве клиента в одном из центров ТА, я прошла несколько сессий, в том числе групповых.

Как протекает сессия: Запись беседы ведется на диктофон, плюс документально. Заключаются два договора между терапевтом и клиентом. Первый как гражданско-правовой, второй определяет цель, задачи, поставленные перед терапевтом — клиентом, условия-критерии, по которым будет определяться выполнены ли эти цели. Также, в зависимости от цели, определяется количество сессий (посещений), которое понадобится для решения проблемы. В транзактной терапии есть также этический кодекс (Приложение №3).

Итак, заключается первый договор на оказание услуг – как обычный гражданско-правовой договор (Приложение №4), где предусмотрены права и обязанности клиента с терапевтом, литература, которую должен читать клиент и регламент.

После определения цели-проблемы терапии, составляется контракт, в котором определяется, сколько потребуется занятий для ее решения, и по каким критериям будет определяться решена задача или нет. Документально эта цель может просто быть записана в первый гражданско-правовой договор. Все это может быть также оговорено и устно.

В работах В.В. Макарова, например, предлагается такая схема контракта:

Диаграмма № 1

(контракт на изменение)

Область А Область перехода Область В

Существующее

положение: Решение Положение после изменений:

1. 1.

2. 2.

3. 3.

Работа с диаграммой позволяет определить область В, сравнить ее с областью А, оговорить условия Перехода и принять ответственность Клиенту за Решение сделать эти изменения в своей жизни.

После определения проблемы и заключения контракта человек может составить программу поведения своего Взрослого с помощью вопроса, соответствующего этой проблеме. Затем, в критический момент, когда может использоваться тип поведения, который человек решил изменить, он задает себе вопрос. Этот вопрос активизирует Взрослого.

Активизация Взрослого эго состояния, необходимого для заключения контракта, происходит при использовании схем, диаграмм, графиков. Полезно рисовать диаграммы на период принятия контракта на изменение.

В Практикуме по социальной психологии[13] М.А. Ивановым описывается взаимодействие с клиентом и контракт при консультировании следующим образом: «Взаимодействие при консультировании, как и любое другое деловое, целенаправленное взаимодействие, может быть представлено как процесс, протекающий на трех уровнях: рационального содержания (взаимодействие по типу «Взрослый-Взрослый»), отношений и чувств (межличностные отношения, здесь обращается внимание на привычку клиентов при управленческом консультировании взаимодействовать сверху, а при обращении с личностными проблемами, наоборот, принимать «детскую» позицию снизу, перекладывая ответственность за происходящее на консультанта – в обоих случаях консультант должен помочь клиенту освоить уровень партнерских отношений), уровень состояний (важность учета таких состояний участника консультации как усталость, недосыпание, погруженность в свои чувства)».

Посещение терапевтических сессий: Сессия 1. Первоначально ведется блиц-опрос по главным анкетным вопросам. Вопросов много. Выясняется цель запроса, проблема. Рассматриваются предписания по Берну. Эго состояния. Сессия 2. В соответствии с запросом, спрашивается (Как в Сценарном вопроснике Э. Берна): Как человек видит себя с осуществившейся целью через: 10, 20, 30, 40 лет, перед смертью, после смерти, что написано на могильной плите, и кто стоял у постели умирающего, и как все было.

Сессия 3-4. Дается задание вспомнить любимую сказку в детстве до 5 лет. И любимых героев из истории вообще. Также, необходимо начиная от первой любви, перечислить все последующие отношения: — почему расставались, причины, — как протекали отношения, даются задания до следующего посещения. Сессия № 5. Задаются вопросы о том, как: — протекала беременность мамы, — что читалось во время беременности, — как происходили роды, — кормление, — чувства мамы, — детали, — происшествия. Все, что связанно с момента зачатия и после родов. Сессия 6. Анализ сценария.

Сессия 7. Я записываюсь в терапевтическую группу. Для этого существует отдельный контракт с регламентом (Приложение №5). И также формулируется цель моего группового посещения, которая будет оглашаться в группе. Групповая терапия длится 2 часа. Берется обязательство (по крайней мере, это желательно исполнять) посещать ее не менее полугода. При пропуске место в группе оплачивается. Всего в группе около 6 человек. Сначала все представились и рассказали о цели, с которой они здесь, можно задавать вопросы. Атмосфера легкая, приятная. Лидер помогает, но вмешивается редко, в основном молчит, наблюдает.

Потом нужно рассказать о своей проблеме, все высказывают свое мнение, свои реакции. Есть занятия, которые посвящаются кому-либо одному, но затрагивают и помогают всем, все рассуждают о его проблеме, спрашивают, дают советы, делают выводы. Человек чувствует себя значимым, его понимают. Говорится о своих состояниях Я. Сценарных запретах. Чувства нужно высказывать сразу. Прямо. Спрашивается, что я хочу от группы, что решить.

Сессии 8-10. Следующее посещение группы: все организационные вопросы решаются и обсуждаются на группе. После групповой сессии чувствуется большой энергетический заряд, взаимное понимание, начинаю понимать, почему это считается самым эффективным из терапий. В группе тебя наблюдают сразу несколько человек, и человек может наблюдать других, видеть их искренность, сравнивать свои проблемы, анализирует, идет постоянная интеллектуальная и, особенно, эмоциональная работа, переживается множество чувств. Разыгрываются сцены из жизни. Перенос в прошлое. Психодрама. Работа со своими состояниями Родитель, Ребенок, Взрослый и с этими состояниями уже реальных своих родителей.

Сессии 11-12. Если человек прекращает работу в группе, это решение оглашается за два занятия. В последний день на группе, каждый участник говорит о своих мыслях и чувствах в адрес уходящего из группы. Делается акцент на том, что все должно быть искренне. Нельзя утаивать чувства, все говорится открыто.

Подводя итоги посещения терапии по ТА, в целом складывается положительное и надежное ощущение. Многих привлекает контракт, который является гарантией. В ТА также ставятся конкретные цели, есть четкая структура действий. Клиент обязан читать литературу по ТА, говорит с терапевтом на одном языке.

Когда есть четкая, понимаемая и принимаемая структура лечения, видно направление и ясно, как к нему идти – клиент начинает доверять и помогать терапевту, участвует в процессе, он не пациент, он равный участник терапии.

Подводя итоги обзорно-теоретической главы работы в целом, и переходя к эмпирическим исследованиям, важно отметить следующие моменты: развитие и совершенствование транзактного анализа в работах многих зарубежных и отечественных авторов, огромный потенциал возможностей ТА в терапии, который успешно применяется на западе и только начинает развиваться в России. Наличие разнообразных интересных методик в брачно-семейном консультировании в традиционных исследованиях межличностных отношений и в транзактном анализе.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов

2.1. Программа эмпирического исследования

Цель исследования: изучение удовлетворенности в браке с точки зрения предпочитаемых психологических ролей супругов.

Объект исследования: восприятие супругами друг друга с точки зрения трех психологических межличностных ролей (компонентов личности): Родитель, Взрослый, Ребенок.

Предмет исследования: установление взаимосвязи предпочитаемых межличностных ролей супругами и их удовлетворенность браком.

Гипотеза исследования: уровень удовлетворенности супругов браком связан с особенностями распределения ролей в супружеском взаимодействии.

Задачи эмпирического исследования:

1. Провести психологическое обследование супружеских пар с помощью выбранных психодиагностических тестов.

2. Оценить результаты, провести сравнение и сделать выводы.

3. На основе анализа полученных результатов наметить пути дальнейшего совершенствования и применения работы.

Методический инструментарий:

Для психологического обследования были отобраны и использовались следующие методики: «Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ), Опросник структуры личности «Родитель – Дитя – Взрослый» (Р-Д-В). Ниже приводятся краткие характеристики, описание и интерпретация использованных методов исследования.

Опросник удовлетворенности браком (Приложение №6). Для определения степени удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком, в исследовании использовался «Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам супружеской жизни: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. На каждое утверждение даётся три возможных варианта ответа: а) верно – 1 балл, б) неверно – 2 балла, в) не знаю – 3 балла.

Опросник структуры личности «Родитель – Дитя – Взрослый» (Р-Д-В) (Приложение №7), разработанный В.В. Макаровым, Н.А Лавровой, Н.Л Бундало.

В.В. Макаровым с сотрудниками был разработан ряд терапевтических опросников, которые подробно описываются в его книге «Транзактный анализ – восточная версия»[14]. Это опросники экзистенциональной установки человека и опросник структуры личности «Родитель-Взрослый-Дитя». В данной работе будут рассмотрены опросники структуры личности, как имеющие прямое отношение к исследованию межличностных отношений.

Опросники структуры личности «Родитель – Дитя – Взрослый»

Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей. Обследовано более тысячи человек. Ниже будут приведены тексты опросников, инструкция для заполнения, ключи, а также средние нормы для здоровых, больных алкоголизмом и шизофренией, соматическими заболеваниями. Валидность полученных результатов доказана.

Применение шкалы Р-В-Д: в групповом тренинге и терапии шкалы используются для оценки состояния личности участника и оценки изменений в процессе терапии. Участник может заполнить шкалу трижды, чтобы увидеть структуру своей личности в прошлом, настоящем и будущем. Все члены группы могут заполнить шкалу на каждого участника. Затем провести обсуждение результатов. Высчитаны средние показатели каждого компонента для здоровых, больных шизофренией, больных алкоголизмом.

У здоровых показатели всех трех компонентов личности выше, чем у больных шизофренией и алкоголизмом (Р = 0,05). И если компонент Родитель в трех названных группах отличается не столь значительно, то в компоненте Взрослый отличия носят резкий характер. У здоровых людей показатели более чем в 2 раза выше, чем больных. Значительны различия и по компоненту Дитя. Причем у больных алкоголизмом показатели достоверно ниже, чем у здоровых.

Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях транзактного анализа, он состоит из 60 вопросов, сгруппированных по 30.

Модификация этого опросника в данной дипломной работе заключается: во-первых, в попытке интерпретации и прогноза межличностных отношений при анализе профиля структуры компонентов личности (Р-Д-В) каждого из супругов. Во-вторых, в данном исследовании предлагается заполнить опросник не только на себя, но и на супруга/супругу, для сравнения восприятия супругами друг друга.

Количество испытуемых: в исследовании приняли участие 22 супружеские пары, средний возраст супругов — 25-35 лет, средний возраст брака – 2-15 лет.

Выборка: супружеские пары, состоящие в официальном браке или живущие вместе неофициально, имеющие и не имеющие детей, с разным стажем брака, уровнем образования и уровнем дохода.

2.2. Результаты исследования

В Таблице №1 приведены систематизированные результаты тестирования. У каждой пары супругов есть свой номер. В таблице отображены Компоненты личности (Р-В-Д) каждого супруга: в первых шести колонках результаты ответов — какими супруги видят себя, в шести колонках под ними — каким один супруг видит другого. В последней колонке — результаты удовлетворенности браком каждого из супругов.

Тестирование проходило следующим образом: каждая пара заполняла по три анкеты на каждого супруга. Сначала муж заполнял Опросник структуры личности (РВД) на себя, затем он заполнял тот же опросник на жену (как он ее видит), в конце муж заполняет опросник удовлетворенности браком (ОУБ). Жена, соответственно, заполняет все это со своей стороны.

В ходе эксперимента пары заполняли анкеты индивидуально, там же, где супруги начинали совещаться отмечены ссоры супругов.

Далее результаты заносятся в таблицу. Первые три колонки по горизонтали — это результаты структуры личности мужа в каждой паре, сразу под ними три колонки – это восприятие его структуры личности женой (как она его видит). Во вторых трех колонках — результаты структуры личности жены, а под ними – результаты того, как ее воспринимает муж.

Результаты исследования в баллах Таблица №1



 Компоненты

Родитель



Взрослый

Дитя

Компоненты

Родитель



Взрослый

Дитя

Удовл.

браком

Муж

Жена

1. Муж

0.70

0.56

0.43

Жена

0.46

0.60

0.40

47/44

Жена о муже

0.60

0.53

0.53

Муж о жене

0.50

0.50

0.26



2. Муж

0.70

0.60

0.53

Жена

0.56

0.60

0.36

46/44

Жена о муже

0.53

0.56

0.50

Муж о жене

0.63

0.63

0.66



3. Муж

0.66

0.56

0.36

Жена

0.60

0.60

0.46

43/45

Жена о муже

0.73

0.60

0.36

Муж о жене

0.60

0.63

0.36



4. Муж

0.50

0.56

0.43

Жена

0.60

0.56

0.53

45/39

Жена о муже

0.73

0.60

0.43

Муж о жене

0.60

0.60

0.66



5. Муж

0.43

0.40

0.20

Жена

0.60

0.53

0.53

44/40

Жена о муже

0.70

0.56

0.40

Муж о жене

0.43

0.40

0.46



6. Муж

0.46

0.40

0.66

Жена

0.63

0.53

0.73

39/44

Жена о муже

0.86

0.50

0.46

Муж о жене

0.66

0.63

0.46



7. Муж

0.56

0.53

0.43

Жена

0.63

0.53

0.50

44/39

Жена о муже

0.60

0.53

0.33

Муж о жене

0.50

0.46

0.46



8. Муж

0.73

0.60

0.63

Жена

0.60

0.56

0.66

38/45

Жена о муже

0.76

0.60

0.56

Муж о жене

0.56

0.60

0.56



9. Муж

0.50

0.63

0.36

Жена

0.73

0.56

0.43

36/43

Жена о муже

0.66

0.53

0.36

Муж о жене

0.50

0.56

0.46



10. Муж

0.66

0.60

0.43

Жена

0.56

0.66

0.50

38/41

Жена о муже

0.53

0.56

0.50

 Муж о жене

0.63

0.60

0.36



11. Муж

0.56

0.53

0.43

Жена

0.66

0.53

0.56

38 /41

Жена о муже

0.56

0.63

0.56

Муж о жене

0.66

0.56

0.43



12. Муж

0.50

0.56

0.36

Жена

0.80

0.46

0.46

41/35

Жена о муже

0.40

0.43

0.63

Муж о жене

0.66

0.63

0.56



13. Муж

0.56

0.56

0.53

Жена

0.83

0.66

0.76

33/45

Жена о муже

0.70

0.70

0.56

Муж о жене

0.83

0.63

0.76



14. Муж

0.70

0.53

0.43

Жена

0.73

0.46

0.70

33/40

Жена о муже

0.40

0.50

0.43

Муж о жене

0.66

0.43

0.33



15… Муж

0.66

0.53

0.50

Жена

0.63

0.50

0.40

33/40

Жена о муже

0.66

0.63

0.76

Муж о жене

0.46

0.46

0.43



16. Муж

0.60

0.63

0.50

Жена

0.56

0.46

0.46

40/33

Жена о муже

0.56

0.50

0.30

Муж о жене

0.53

0.60

0.26



17. Муж

0.50

0.46

0.36

Жена

0.46

0.53

0.36

38/36

Жена о муже

0.40

0.53

0.16

Муж о жене

0.66

0.53

0.60



18. Муж

0.50

0.50

0.36

Жена

0.60

0.53

0.43

31/38

Жена о муже

0.70

0.60

0.40

Муж о жене

0.56

0.46

0.53



19. Муж

0.46

0.53

0.56

Жена

0.56

0.66

0.76

35/31

Жена о муже

0.40

0.46

0.63

Муж о жене

0.66

0.63

0.63



20. Муж

0.26

0.46

0.50

Жена

0.50

0.50

0.46

27/41

Жена о муже

0.76

0.56

0.60

Муж о жене

0.43

0.43

0.10



21. Муж

0.63

0.53

0.53

Жена

0.80

0.63

0.73

37/21

Жена о муже

0.60

0.56

0.26

Муж о жене

0.46

0.46

0.60



22. Муж

0.40

0.60

0.40

Жена

0.66

0.53

0.53

26/29

Жена о муже

0.43

0.50

0.46

Муж о жене

0.40

0.50

0.43



Математическая обработка результатов

Между группами с разным уровнем удовлетворенности браком нет достоверных различий по выраженности Р, В, Д как по СО так и по оценке партнера по критерию Манна-Уитни и Крускалла-Уоллиса.

Корреляции подсчитывались по ранговому коэффициенту корреляции Спирмена.

В таблице 1 представлены данные описательной статистики по всем супружеским парам.

Таблица 1. Описательная статистика.

Все супруги

Минимум

Максимум

Среднее

Стд. откл-е

СО

Р

,26

,83

,5907

,1147

В

,40

,66

,5464

6,314E-02

Д

,20

,76

,4916

,1240

Оц-ка

п-ра

Р

,40

,86

,5875

,1216

В

,40

,70

,5477

7,110E-02

Д

,10

,76

,4632

,1381



ОУБ

21,00

47,00

38,3182

5,8698



Как мужчины, так и женщины одинаково оценивают в себе и в партнере Родительское и Взрослое эго-состояние. Несколько больше самооценка Детской позиции превышает оценку Эго-состояния Дитя в партнерах (0,49 и 0,46)

В целом по выборке удовлетворенность браком находится на границе благоприятного и абсолютно благоприятного брака.

Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена представлены в таблице 2.

Таблица 2. Корреляции по выборке в целом



Все супруги

Самооценка

Оценка партнера



Р

В

Д

Р

В

Д

ОУБ

СО

Р

1,000

,199

,411**

,069

,085

-,047

,133

В



1,000

,130

,052

,364*

-,006

,197

Д





1,000

,171

,176

,115

-,069

Оц-ка

п-ра

Р







1,000

,587*

,090

,333*

В









1,000

,210

,354*

Д











1,000

,193



ОУБ













1,000

Correlation is significant at the .05 level (2-tailed).

Correlation is significant at the .01 level (2-tailed).

Значимые корреляционные связи обнаружены между следующими характеристиками. В самооценке супругов при возрастании Родительской позиции одновременно увеличивается Дитя. При росте оценки в себе Взрослой части также возрастает оценка Взрослого в партнере. Кроме того, положительная связь существует между оценкой в партнере Родителя и Взрослого. Для всех супругов ОУБ имеет положительную зависимость с оценкой в супруге Родительского и Взрослого эго-состояний: ОУБ возрастает при увеличении в оценке партнера Родительской и Взрослой части.

Для выявления различий между мужчинами и женщинами был проведен сравнительный анализ по результатам описательной статистики .

Данные представлены на рис. 1. Сравнение восприятия себя и партнера по эго-состояниям позволяет заключить, что женщины по всем позиция оценивают состояния как более выраженные и у себя, и у супруга. Наибольшие различия обнаружены при восприятии Родителя и Ребенка в собственной личности. Кроме того, для женщин более значима в мужчине его Родительская часть. Сходство в оценке между мужчинами и женщинами наблюдается при восприятии Взрослого при самооценке, а также оценке друг в друге Взрослого и Детского эго-состояний.

Сравнительный анализ оценки себя и партнера по тесту РВД мужчинами и женщинами.

Рис.1.

На рисунке 2 представлены ОУБ мужчинами и женщинами. В целом различия незначительные, но наблюдается некоторая тенденция чуть большего удовлетворения браком у женщин, чем у мужчин (38,8 и 37,8).

Удовлетворенность браком мужчин и женщин.



Рис.2.

Корреляционный анализ позволил выявить дополнительные различия, проявляющиеся во взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.

Таблица 5. Корреляции по группе мужчин.



 Мужчины

Самооценка

Оценка партнера



Р

В

Д

Р

В

Д

ОУБ

СО

Р

1,000

,429*

,250

,156

,116

-,053

,298

В



1,000

,049

-,042

,436*

-,074

,144

Д





1,000

,189

,322

,156

-,096

Оц-ка

п-ра

Р







1,000

,639**

,235

,090

В









1,000

,292

,297

Д











1,000

,147



ОУБ













1,000



Для мужчин всей выборки обнаружена положительная взаимосвязь между оценкой в партнере Взрослого это-состояния и самооценкой Взрослого (r=0,436*), а также оценкой в супруге Родительской позиции (r=0,639**). У мужчин оценка эго-состояний и ОУБ не имеют корреляционных связей.

Иная картина наблюдается у женщин. У них больше корреляционных связей, которые проявились следующим образом (таблица 6).

Таблица 6. Корреляции по группе женщин.



Женщины

Самооценка

Оценка партнера



Р

В

Д

Р

В

Д

ОУБ

СО

Р

1,000

-,106

,470*

-,003

,066

,060

-,067

В



1,000

,241

,093

,293

,035

,307

Д





1,000

,117

-,030

,117

-,053

Оц-ка

п-ра

Р







1,000

,540**

,001

,542**

В









1,000

,108

,467*

Д











1,000

,276



ОУБ













1,000

 

Прежде всего, у женщин есть положительная корреляционная связь между Родительской и Детской позициями в самооценке: восприятие в себе этих составляющих будет одновременно увеличиваться или уменьшаться (r=0,470*)… При оценке супруга женщины имеют прямую зависимость между оценкой Родителя и Взрослого (r=0,540**). Кроме того, у женщин ОУБ также имеет положительную связь с оценкой Родителя и Взрослого в супруге. Иными словами, если женщины воспринимают и, соответственно, оценивают в партнере высоко проявлениях Родителя и Взрослого, то их удовлетворенность супружескими отношениями возрастает (r=0,542** и r=0,467*).

Далее, с целью выявления различий в проявлении и оценке эго-состояний в супружеских парах, по-разному удовлетворенных браком, были выделены три группы супругов (см. прил. табл. ….):

пары с абсолютной удовлетворенностью браком (7 пар);

пары, в которых один из супругов оценивает брак как благополучный, второй – как абсолютно благополучный (10 пар);

супруги, один из которых супругов оценивает брак как переходный или скорее неблагополучный (1 пара), второй – как благополучный или скорее благополучный (5 пар).

Таблица 7. Средние значения самооценки и оценки партнера по тесту РВД в группах с разной ОУБ.



Мужчины и женщины

Группы с разной степенью ОУБ

Группа 1

Группа 2

Группа 3

ОУБ

43,0714

38,3500

31,6000



СО

ОП

СО

ОП

СО

ОП

Родитель

0,5779

0,6193

0,6265

0,589

0,537

0,54

Взрослый

0,54

0,5521

0,5505

0,5605

0,547

0,516

Дитя

0,4679

0,4521

0,491

0,4705

0,526

0,464



На основании данных таблицы были построены гистограммы, отраженные на рисунках 3 и 4.

Сравнительный анализ самооценки эго-состояний в группах с разной степенью удовлетворенности браком показал, что в группе абсолютно удовлетворенных супругов иерархия эго-состояний снижается пропорционально от Родителя к Взрослому и затем к Дитя. При этом оценка Родителя в партнере превышает самооценку этого эго-состояния.

В группе 2 самая высокая самооценка Родительской части из всех трех групп.

В группе 3, в которую попали супруги, наименее удовлетворенные браком, все три эго-состояния оценены примерно одинаково, при этом из всех групп у этих супругов самая высокая самооценка эго-состояния Дитя и самая низкая самооценка позиции Родитель, и оценка в партнере позиции Родитель.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что снижает удовлетворенность браком низкая оценка позиции Родитель и высокое значение позиции Дитя, в сравнении с супругами, более удовлетворенными своими отношениями. Кроме того, в этой группе у супругов самое большое совпадение самооценки и оценки партнера. Хотя при оценке себя совсем незначительное преобладание Взрослого, а при оценке супруга – Родителя.

Далее мы решили посмотреть различия между мужчинами и женщинами в парах с разной степенью ОУБ.

Таблица 8. Средние значения самооценки и оценки партнера по тесту РВД в группах с разной ОУБ (данные по мужчинам).



Мужчины

Группы с разной степенью ОУБ

Группа 1

Группа 2

Группа 3

ОУБ

44,00

36,8

31,2



СО

ОП

СО

ОП

СО

ОП

Родитель

0,5729

0,56

0,597

0,615

0,45

0,502

Взрослый

0,5157

0,55

0,563

0,56

0,524

0,496

Дитя

0,4343

0,4743

0,453

0,452

0,47

0,458



Для мужчин группы 1 характерно, что при самооценке они отмечают наиболее развитой Родительскую, затем Взрослую, и, наконец, Детскую часть личности. При оценке партнера они практически одинаково оценивают в нем Родительскую и взрослую часть, менее всего, отмечая Дитя. Во второй группе супруги в женщине видят Родителя более, чем в себе. В группе супругов, наименее удовлетворенных отношениями, обнаружена тенденция видеть в себе Взрослую часть, а в супруге в большей степени оценивать Родительскую часть, что может являться одним из факторов, усиливающих неудовлетворенность браком.

Таблица 9. Средние значения самооценки и оценки партнера по тесту РВД в группах с разной ОУБ (данные по женщинам).



Женщины

Группы с разной степенью ОУБ

Группа 1

Группа 2

Группа 3

ОУБ

42,1429

39,9

32



СО

ОП

СО

ОП

СО

ОП

Родитель

0,5829

0,6786

0,656

0,563

0,624

0,578

Взрослый

0,5643

0,5543

0,538

0,561

0,57

0,536

Дитя

0,5014

0,43

0,529

0,489

0,582

0,47



Для женщин группы 1 характерно незначительное различие в себе всех составляющих личности при оценке в партнере в большей степени эго-состояния Родитель. Женщины группы 2, наоборот, в себе воспринимают Родительскую часть, в то время как в супруге воспринимают ее в меньшей степени, хотя в мужчине они совсем незначительно оценивают преобладание Взрослого. Супруги третьей группы в себе три составляющие личности оценивают в большей степени развитыми, чем в супруге, что может являться одной из причин меньшей удовлетворенности отношениями.

Кроме того, интересным показался факт большей ОУБ в первой группе мужчинами, чем женщинами, в то время как в двух других группах в большей степени браком удовлетворены браком женщины. При этом в группе три наименьшие различия в ОУБ между мужчинами и женщинами.

Полученные данные мы решили дополнить корреляционным анализом по каждой из групп с разной ОУБ.

В группе 1 обнаружена только одна корреляционная зависимость между Дитя в самооценке каждого из супругов и его представлениями о Родителе другого супруга (r=0,795**). С ОУБ корреляционных связей нет.

Прямая корреляция между Родителем и Дитя в самооценке (r=0,604**), между оценкой Взрослого в себе и в партнере (r=0,536*), а также между оценкой Родителя и Взрослого в партнере. Кроме того, для супругов этой группы есть прямая зависимость между удовлетворенностью браком и оценкой в партнере Взрослого эго-состония (r=0,551*).

В группе 3 выявлена только одна корреляционная зависимость между Родителем и Взрослым при оценке партнера (r=0,0,677*).

Выводы:

Сравнение трех групп супругов, выделенных по критерию выраженности эго-состояния Родитель, позволило сделать вывод о том, что наблюдается некоторая тенденция, большей удовлетворенности браком супругами, которые имеют средний уровень показателя Родительской части личности. Самая низкая ОУБ у супругов с низкой самооценкой Родителя.







Эго-состояние Родитель





Низкий

Средний

Высокий

Самооценка



Р

0,4562

0,5785

0,6967

В

0,5177

0,57

0,55

Д

0,4162

0,5062

0,5356

Оц-ка парт-

ра



Р

0,5631

0,6277

0,5761

В

0,5377

0,5608

0,5456

Д

0,4754

0,4377

0,4728

ОУБ

37,1538

39,3077

38,4444



Сравнение трех групп супругов, выделенных по критерию выраженности эго-состояния Взрослый, позволило сделать вывод о том, что наблюдается некоторая тенденция, большей удовлетворенности браком супругами, которые имеют средний уровень показателя Взрослого. Менее всех удовлетворены браком супруги с низкой выраженностью Взрослой части личности.







Эго-состояние Взрослый





Низкий

Средний

Высокий

Самооценка



Р

0,5343

0,5954

0,6123

В

0,4429

0,5363

0,6208

Д

0,4771

0,4779

0,5246

Оц-ка парт-

ра



Р

0,5057

0,6238

0,5646

В

0,4886

0,5508

0,5738

Д

0,4257

0,4721

0,4669

ОУБ

36,5714

38,9583

38,0679





Сравнение трех групп супругов, выделенных по критерию выраженности эго-состояния Дитя, позволило сделать вывод о том, что наблюдается некоторая тенденция, большей удовлетворенности браком супругами, которые имеют средний уровень показателя Дитя. Менее всех удовлетворены браком супруги с высокой степенью выраженности Детской части личности.







Эго-состояние Дитя





Низкий

Средний

Высокий

Самооценка



Р

0,5091

0,6225

0,6152

В

0,54

0,535

0,5562

Д

0,3564

0,44

0,5919

Оц-ка парт-

ра



Р

0,5455

0,6133

0,5948

В

0,5418

0,5308

0,5605

Д

0,4864

0,435

0,4671

ОУБ

38,4545

40

37,2857



Таким образом, самым оптимальным сочетанием выраженности эго-состояний Родитель, Взрослый, Ребенок является их соответствие среднему уровню. Снижает ОУБ низкий уровень Родителя, низкий уровень Взрослого и высокий уровень Дитя.

Итак, по результатам нашего пилотажного исследования, мы пришли к выводам, что гипотеза о связи уровня удовлетворенности супругов браком с особенностями распределения ролей в супружеском взаимодействии в целом подтвердилась. Особенностью является то, что наиболее важным для удовлетворенности браком в межличностных отношениях супругов являются роли Родителя и Ребенка супругов. Роль Родителя важна в восприятии образа мужа женой, а роль Ребенка важна в восприятии образа жены у мужа. Однако данный результат требует подтверждения в дальнейших исследованиях на более широкой выборке.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.