Планработы
1. Познавательные целиработы по русскому языку в школе
2. Практические цели
Список использованныйисточников
1.Познавательные цели работы по русскому языку в школе
Всоответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформироватьсвободное владение русским языком) современный школьный курс русского языкаимеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке иречи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевыеумения (практическая сторона предмета).
Выделяютсятри основные познавательные цели обучения русскому языку:
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык(лингвистическая компетенция);
-вооружениеучащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Рассмотримуказанные цели подробнее.
Формированиеу школьников лингвистического мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов на окружающиймир, в том числе на язык как объективную часть этого мира. Он служит средствомкоммуникации ныне живущим людям, служил им и в далеком прошлом. Язык являетсясредством познания жизни ушедших поколений через оставленные ими памятникиписьменности. Взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативнуюсистему людей есть лингвистическое мировоззрение. Его формирование — одна изважнейших задач преподавания русского языка в современной школе. Учащиесядолжны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинахего появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения внем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языкасреди них, о функциях русского языка в современном мире.
Основнымикомпонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие егоструктурные элементы:
- роль языка вжизни общества и причины его появления;
- формысуществования языка;
- развитие языка;системность языка;
- многообразие иравноправие языков мира;
- место русского языкасреди других языков;
- современныефункции русского языка;
- членениенационального русского языка на части.
Идеяразвития лингвистического мировоззрения учащихся заложена в современнойпрограмме, в которую в самом начале учебного года включены темы о языке, а в IXклассе – обобщающий раздел «Общие сведения о языке». В действующих учебникахпомимо специального материала, отражающего программные требования, помещенытексты, содержащие сведения о языке. Кроме того, при изучении сведений о языкеи речи сообщаются такие знания, которые имеют выход в формированиемировоззрения школьников (системность языка, его развитие и др.).Мировоззренческий аспект школьного курса русского языка обусловленнеобходимостью постоянного (из года в год, из темы в тему) обращения к вопросамформирования материалистического взгляда на язык, так как развить его уучащихся за короткое время практически невозможно.
Каждыйиз структурных элементов лингвистического мировоззрения имеет особенности всодержании и требует применения специфических приемов работы. Остановимся наметодике их изучения.
Рольязыка в жизни общества. Сязыком как средством общения необходимо знакомить учащихся в самом началесистематического курса. Знание данной функции языка повышает интерес детей крусскому языку как учебному предмету желание хорошо овладеть им, чтобы лучшепользоваться русским языком как средством общения.
Представлениео роли языка в жизни людей сложится у школьников при знакомстве со следующимисведениями:
- язык – важнейшеесредство общения людей, средство передачи мысли, переработки и храненияинформации;
- язык слов имеетсятолько у человека;
- языком человековладевает с детства, общаясь с другими людьми; язык объединяет разныепоколения и разные социальные группы.
Частьэтих сведений сообщается учащимся на первых уроках во всех классах в началеучебного года, затем попутно они воспроизводятся при изучении грамматическогоматериала. В результате такой организации работы идея о коммуникативной ролиязыка постоянно находится в поле зрения как учителя, так и учащихся.
ВIX классе на специальных уроках по теме «Общие сведения о языке» полученныезнания систематизируются и в той или иной степени пополняются. Для закрепленияполученных знаний используются упражнения следующих видов:
1)анализ высказываний о роли языка в жизни общества выдающихся ученых иписателей;
2)подбор доказательств, определяющих преимущества языка перед другими средствамиобщения;
3)определение основной мысли текста на тему о языке;
4)подбор пословиц о языке;
5)написание сочинений-рассуждений о языке.
Язык- развивающееся явление. Идеяразвития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание нашегопредмета дает для этого богатый материал во всех его частях. Способствует такжеэтому изучение на уроках литературы художественных произведений разных эпох.
Отдельныесведения о развитии языка включены в тему «Лексика»: устаревшие и новые слова,заимствованные слова — и в тему «Общие сведения о языке», которая изучается назаключительном этапе. Идея развития русского языка проходит через тексты многихупражнений. В совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получатследующие сведения о языке как развивающемся явлении: со временем языкпостепенно изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, ноболее заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке;развитие русского языка в настоящее время. Программный материал каждого классапозволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших вязыке в прошлом. Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ъ полезносообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного образования,которые в одних положениях совпали с гласными полного образования (сънъ — сон,дьнь — день), а в других — перестали употребляться (в конце слова: сънъ -сна,дьнь — дня, так появились беглые гласные о и ё).
Занимаясьморфемным составом слова, целесообразно показать изменения, происшедшие вструктуре многих слов, которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки,шапка, щетка и др. Такие наблюдения полезно проводить при изучении числительных(две на десяте — двенадцать), наречий (в дребезги — вдребезги), служебныхчастей речи, междометий.
Приизучении лексики и фразеологии целесообразно показать изменение значений слов (глазв значении «шарик» —> глаз в значении «орган зрения»), появление у словновых значений (дворник -рабочий, поддерживающий чистоту во дворе дома, наулице —>дворник — приспособление на ветровом стекле автомобиля длямеханической его очистки).
Изучаяморфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологическихкатегорий, например изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д.
Приизучении темы «Общие сведения о языке» вспоминаются и систематизируются факты,свидетельствующие об историческом развитии языка, а основное внимание уделяетсяпричинам изменений в языке и сохранению основы языка, прослеживаемой с древнихвремен. Для закрепления полученных знаний о развитии языка используютсяупражнения следующих видов:
1)сравнение древних и современных текстов;
2)анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений;
3)работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.
Язык- система взаимосвязанных единиц. В языке все взаимосвязано и взаимообусловлено, и эту идеюучащиеся должны усвоить в процессе изучения русского языка. Системность языка — сложное явление, нерассматриваемое в школе в полном объеме.
Дляосознания учащимися системности языка, взаимосвязи его единиц достаточнопознакомить школьников со следующими сведениями:
языксостоит из единиц, на которые он членится;
единицыязыка служат строевыми элементами для единиц высшего порядка (звуки — дляморфем и слов, слова — для словосочетаний и предложений, предложения — длятекста); от специфики единиц низшего уровня нередко зависит функционированиеединиц высшего уровня; единицы языка имеют свои правила сочетаемости в единицахвысшего уровня.
Сединицами языка, их функциями и значениями учащиеся последовательно знакомятся,начиная с изучения фонетики, затем словообразования, лексики, морфологии,синтаксиса. В процессе работы внимание учащихся акцентируется на самой единицеи разделе науки о языке, изучающем эту единицу, на связях сочетаемости этихединиц (звуков с другими звуками, морфем с другими морфемами, слов с другимисловами и т.д.), на стилистических функциях единиц языка в речи.
Богатейшийматериал для осознания зависимости одних единиц от других дают все разделынауки о языке, изучаемые в школе:
морфологияи лексика (например, зависимость формы числа от лексического значениямногозначного слова: лист — листы и листья);
словообразованиеи лексика (например, использование разных суффиксов в зависимости от значениямногозначного слова);
синтаксиси лексика (например, возможностьили невозможность сочетания слов в зависимостиот значений слов).
Присистематизации знаний о связях языковых единиц в процессе изучения темы «Общиесведения о языке» учащиеся выполняют упражнения следующих видов:
1)составление таблиц, отражающих связи единиц языка и их функций, разделов наукио языке и единиц языка, изучаемых в этих разделах;
2)установление зависимости словообразования, формообразования и сочетаемости словот лексического значения слова; 3) нахождение и исправление в детских работахошибок, нарушающих нормы.
Месторусского языка среди других языков мира и его функции.
Знанияоб этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистическогомировоззрения, но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другимязыкам и народам – носителям этих языков; во-вторых, представления о равенствевсех языков при известном различии в уровне развития.
Знаниео месте русского языка среди других языков и о его функциях сложится у учащихсяиз следующих сведений: русский язык — один из двух с половиной тысяч языковмира; русский язык — один из славянских языков мира и один из славянских языковнашей Родины; русский язык в современном мире выполняет три функции: языкрусского народа, государственный язык РФ, используемый как средствомежнационального общения народов, населяющих Россию, и один из семи официальныхрабочих языков ООН.
Этисведения частично сообщаются на первых уроках в V-IX классах, а также в IXклассе при изучении темы «Общие сведения о языке». В VI классе в рассказеучителя сообщается о родственных и неродственных языках, о группе славянскихязыков и о месте русского языка среди них, о других группах языков нашей страны(тюркских, алтайских, финно-угорских и др.). В VIII классе излагаются сведенияо русском языке среди языков народов России, роли русского языка какгосударственного языка РФ, используемого как средство межнационального общениянародов нашей страны. В IX классе добавляются сведения о международном значениирусского языка.
Сведенияо русском языке, сообщаемые на первых уроках в каждом классе, необходимо времяот времени повторять в течение всего учебного года, например на урокахповторения в конце четверти, в конце учебного года, ставя соответствующиевопросы:
вV классе – «Каково назначение языка в жизни людей?»;
вVI классе – «Кого обслуживает в качестве средства общения русский язык?»;
вVII классе – «В группу каких языков входит русский язык?»;
в VIIIклассе – «Какую роль выполняет русский язык на территории РФ?»;
вIX классе – «Какую функцию выполняет русский язык в современном мире?»
Такимобразом, у учащихся постепенно накопится материал для урока повторения в IXклассе на тему о месте русского языка в современном мире.
Закрепляютсяполученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) анализвысказываний писателей, ученых, общественных деятелей о роли русского языка вжизни общества; 2) анализ высказываний зарубежных писателей, ученых, общественныхдеятелей о международной роли русского языка; 3) связные высказывания учащихсяо функциях русского языка.
Национальныйязык и его части. В русскомязыке, как и в любом развитом национальном языке, вычленяются три основныеразновидности (или части): диалекты, городское просторечие и литературный язык.Литературный язык как высшая форма национального языка изучается в школе, емуобучаются школьники.
Оместе литературного языка среди других частей национального языка учащиесядолжны знать, чтобы сознательно овладевать его нормами и правилами пользования.
Ознакомлениес разновидностями русского национального языка происходит постепенно. Учащиесяисподволь накапливают необходимые знания. Так, в V-VIII классах мы говорим онормах литературного языка. Начиная с V класса в связи с изучением темы«Лексика и фразеология» учащиеся оперируют понятием диалектное слово. Одновременно,знакомя детей с нормами литературного языка, целесообразно ввести понятие просторечноеслово.
Полностьюпонятие о национальном языке формируется в IX классе при изучении темы «Общиесведения о языке».
Наспециальном уроке излагаются следующие сведения:
укаждого народа есть свой национальный язык;
народыразных стран может обслуживать один язык (например, английский являетсягосударственным в Англии и официальным в США, в Австралии; немецкий — государственный язык в Германии и в Австрии; арабский — в Сирии, Ливане,Алжире, Египте и др.);
взаимовлияниеразновидностей национального языка друг с другом (вовлечение в литературныйязык диалектных и просторечных слов, утрата диалектами и городским просторечиемсвоих черт под влиянием литературного языка).
Закрепляютсяполученные знания при выполнении упражнений следующих видов:
1)сравнение диалектных и литературных фонетических, лексических и грамматическихявлений;
2)наблюдение над функцией диалектных и просторечных слов в текстах художественныхпроизведений;
3)нахождение в словарях примеров диалектных и просторечных слов, ставшихлитературными;
4)выявление в речи учащихся и в специальных текстах диалектных и просторечныхслов и замена их литературными эквивалентами.
2.Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи
Русскийязык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарнойподготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основылингвистического образования, т.е. совокупности' знаний об основном средствеобщения языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняютдве функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, атакже служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.
Компетентностьучащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всехсторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии исинтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типоворганизации высказывания), его обеих форм — устной и письменной, нормлитературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечиваетшкольникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу длясамоконтроля при применении языка как средства общения.
Лингвистическиезнания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений инавыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. Сознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу порусскому языку должны включаться лингвистические понятия.
Впрограмму по русскому языку включено большое количество языковых и речевыхумений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями оязыке. Произносительные умения и навыки опираются на знания по фонетике;лексические — на знания по лексике и фразеологии; грамматические — на знания пословообразованию, морфологии и синтаксису; стилистические — на знания постилистике и речеведению. Так, чтобы сформировать литературное произношениегласных и согласных, необходимо знать их артикуляцию и правила произношения вразных позициях; чтобы правильно образовывать формы слов, необходимо знать ихпарадигмы и флексии этих парадигм и т.д.
Большоеместо среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические ипунктуационные умения и навыки. Они тоже тесно связаны со всем языком: сфонетикой, со всеми частями грамматики, частично с лексикой. Так, чтобынаучиться писать орфограммы — гласные буквы в конце слова, учащиеся должнызнать и отличать ударные и безударные гласные, шипящие согласные из раздела«Фонетика», знать части слова, однокоренные слова и уметь подбиратьоднокоренные слова с ударными гласными в корне. Чтобы научиться, например,различать на письме гласные в личных окончаниях глаголов, учащимся необходимознать о глаголе следующее: вид глагола, время, лицо, спряжение, а также уметьопределять спряжение, находить неопределенную форму глагола того же вида, знатьисключения — список одиннадцати глаголов.
Эстетическоевоспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетическогочувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видетьпрекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждомукультурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школаготовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разностороннейличности. Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всемисферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, иобщество, и личность человека, и искусство.
Прекрасноев них наш предмет передает в дидактическом материале — в текстах использованныхотрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевымумениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у нихэстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с теми сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать уучащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевойгармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихсяна уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому чтопрекрасное объективно заложено в самой природе языка, выполняющего каккоммуникативную, так и эмотивную функции.
Эстетическоеотношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, какбогатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивностьединиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи.Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковыхсредств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности,уместности использования и выразительности языковых средств. Эти элементыязыкового эстетического чувства у большинства учащихся без специальноговоздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются.Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихсяэстетическое отношение к языку и речи.
Передучителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическоевоспитание школьников:
— познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка иречи);
— развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
-воспитатьязыковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
— развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
Перечисленныезадачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, вкаждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются всоответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастнымивозможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.
Ознакомлениеучащихся с прекрасным в языке и речи. Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. ЕщеИ.И.Срезневский писал, что необходимо «заботиться прежде всего и более всего отом, чтобы дитя усвоило выразительность родного языка» (4, с. 107). В процессеизучения языковых единиц необходимо специально показывать те их свойства,которые вызывают чувство прекрасного; в фонетике — звучность и мелодичностьзвуковой системы русского языка (в ней на сто звуков любого отрезка текстаприходится восемьдесят с голосом — гласных и звонких согласных); в лексике — неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов сэкспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов; всловообразовании — богатство словообразовательных средств; в морфологии –богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическимизначениями; в синтаксисе — разнообразие синтаксических средств выражения однойи той же мысли (богатство синтаксических синонимов). При изучении стилейнеобходимо показывать выразительные и изобразительные возможности языковыхсредств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок инедочетов.
Дляформирования у школьников представления об эстетических свойствах русскогоязыка используются упражнения следующих видов:
— анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в областиполитики, науки, искусства и литературы о русском языке;
— подбор учащимися высказываний о русском языке;
— беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которыхрассказывается об эстетических свойствах русского языка.
Развитиеязыкового эстетическогочувства. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознаниябогатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы иантинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из перечисленныхэлементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальныхупражнений.
Формированиюпредставления о богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языкаспособствует применение упражнений следующих видов:
— анализ словарных статей в словарях синонимов, а также синонимических рядов,помещенных на полях учебников;
— анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и всловаре учебников);
— подбор грамматических синонимов и выявление условий их употребления;
-выражениеэкстралингвистических значений (например, временных, пространственных, целевыхи т.п.) разными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);
— подбор слов на ту или иную смысловую тему.
Дляразвития эстетического отношения к языку и речи используются следующие видыупражнений:
— анализ образцовых текстов разных стилей;
— сравнение словаря и синтаксических конструкций образцовых и детских текстов наодну и ту же тему (привлекаются изложения и сочинения учащихся);
— переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.
Чувствонормы и антинормы имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся.Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка;во-вторых, в процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками всвоих высказываниях (фонетическими — в устной речи, лексическими играмматическими — и в устной, и в письменной речи), а также над текстамиупражнений учебников, в которых имеются ошибки.
Формированиючувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:
— выбор нормативного варианта;
— сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и сошибками;
— нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.
Развитиечувства выразительности речи опирается на знание школьниками богатства языка иэкспрессивных возможностей языковых средств, и формируется оно с помощьюупражнений следующих видов:
— анализ выразительных средств образцового текста (прозаического и поэтического);
— сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту жетему;
— наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами, использованнымив метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразиемсинтаксических конструкций;
— выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов ит.д.) в художественных произведениях;
-сравнениеокончательных и черновых редакций произведений известных писателей, публицистови т.д.
Чувствоуместности употребления языковых средств – одно из сложнейших элементовструктуры языкового эстетического чувства. Оно формируется в связи сознакомлением учащихся с вариантами (разновидностями) литературного языка,обслуживающими разные сферы его применения, — с функциональными стилями. В результатеэтой работы учащиеся должны знать о том, что в своей речи мы пользуемсяязыковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем ио чем говорим (пишем).
Формируетсяэто чувство у школьников при выполнении упражнений следующих видов:
— анализ текстов разных функциональных стилей;
-нахождениестилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста;
-нахождениев тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих емувыразительность;
— стилистический эксперимент;
— нахождение в детском тексте «красивостей» и их исправление.
Языковойэстетический вкус формируется постепенно всей указанной выше системой работы.Учащиеся должны сознательно «воспитывать в себе вкус к хорошему языку»(А.П.Чехов).
Развитиеу учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Эстетическое чувство действенно. Оностимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковоеэстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственнуюречь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобратьих с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями).
Потребностьв эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходомработы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важностиовладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализвысказываний писателей о своем труде.
Формируяязыковое эстетическое чувство, следует помнить о его связи с морально-этическимчувством. Нельзя допустить, чтобы у учащихся развилось высокомерное отношение ктем, кто еще недостаточно овладел литературным языком, к носителям диалектногоязыка и городского просторечия. Необходимо также постоянно напоминать о том,что высокими эстетическими качествами обладает не только русский, но и любойдругой язык. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка,мы тем самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемыхна уроках литературы художественных произведений.2. Практическиецели
Выделяютсяследующие группы практических целей обучения русскому языку:
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— вооружение учащихся нормами литературного языка;
— развитие умения связно излагать свои мысли.
Формированиеорфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационнаяграмотность — важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача еедостижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников,во-первых, предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезкив предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания; во-вторых,правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знакипрепинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; в-третьих,находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Задачадостижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующихв настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, еслиучитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил,а определенные системы.
Вооружениеучащихся нормами литературного языка. Современный национальный русский язык в устной формесуществует в трех разновидностях: в виде литературного языка, диалектного языкаи городского просторечия. Не все учащиеся, приходя в школу, владеют русскимлитературным языком. Их «материнским» языком является либо тот или инойдиалект, либо городское просторечие.
Теучащиеся, которые с детства пользуются литературным языком, владеют только егоразговорной разновидностью.
Ниодин из школьников не владеет разновидностями письменной формы литературногоязыка. Следовательно, всем учащимся фактически приходится овладевать нормамилитературного языка: фонетическими, лексическими, грамматическими(морфологическими и синтаксическими) и стилистическими. Вооружение нормами литературногоязыка — важнейшая задача современной школы. Содержание работы над нормами (т.е.над правильностью речи) сформулировано в двух источниках: во вторых пунктахпрограммы и в школьных учебниках в виде слов в рамках на полях, в упражнениях ив приложении в виде небольших словариков — орфографического, орфоэпического итолкового.
Развитиесвязной речи учащихся. Речьреализуется в виде диалога (диалогическая речь) и в виде монолога(монологическая речь). И диалогическая, и монологическая речь существуют вовзаимосвязи, к школьным годам у детей активнее формируется диалогическая речь,в меньшей степени достигает развития монологическая речь.
Объясняетсяэто тем, что дети владеют только разговорной разновидностью языка. С другимиразновидностями им предстоит еще познакомиться. Общение с помощью монологов — важнейшая форма общения, ей необходимо учиться. Вся школьная жизнь должна бытьнаправлена на обучение детей монологической речи, т. е. умению создавать текстыразных стилей.
Содержаниеработы по обучению монологической речи заключено в специальном разделепрограммы каждого класса – «Развитие связной (устной и письменной) речиучащихся». Ее основу составляют речеведческие понятия текст, стиль, тип текста икоммуникативные умения.
Списокиспользованный источников
1. 3ельманова Л.М. Наглядность впреподавании русского языка. — М.: Инфра, 2008.
2. Дейкина А.Д. Современная ситуация иподготовка учителя русского языка в педвузе // Рус. яз. в школе. — 2007. — № 4.
3. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.Практическая методика русского языка. 5 класс. — М.: Проспект, 2008.
4. Лыжова Л. К. Логический анализсодержания учебников как основа для. выбора оптимальных форм и методов обучения// Рус. яз. в школе. – 2006. — № 5.
5. Основы методики преподавания русскогоязыка в IV-VIII классах / Под ред. А.В.Текучева и др. — 2-е изд. — М., 1982.
6. Хрестоматия по методике русскогоязыка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях /Авт.-сост. М.Р.Львов. — М., 2009.