Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Мировой рынок услуг и основные операции по их реализации

Министерство образования  РФ
Вологодскийгосударственныйтехнический университет
Контрольная  работа№ 1
по дисциплине: “Мироваяэкономика и внешнеэкономическая деятельность ”
 
на тему: «Мировой рынок услуг и основные операции по ихреализации».
Выполнил :Никитинская
                      Мария       
                      Александровна
Группа :     ЗМЭ-51
Шифр :       9807300114
Адрес :        г. Вологда,
                     ул. М. Поповича,
                     дом 22Б, кв. 61 
г. Вологда
2002
СОДЕРЖАНИЕ Введение
3
§1. Состав и структура мирового рынка услуг.
4
§2. Специфика международной торговли услугами.
7
§3. Регулирование рынка услуг.
8
§4. Виды международных услуг и сферы их реализации.
4.1. Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи.
10
4.2. Транспортные услуги.
11
4.3. Услуги по международному туризму.
12
4.4. Таможенные услуги.
13
4.5. Рекламные услуги.
13 4.6. Арендные услуги (лизинг).
13 4.7. Информационные услуги.
14
4.8. Финансовые услуги.
15
4.9. Инжиниринговые и консалтинговые услуги.
16
§5. Торговое посредничество в сфере услуг.
17
§6. Соглашение ЕС и России об услугах.
18
§7. Российские субъекты в сфере услуг.
21 Заключение
23
Список использованных источников
24
3
Введение.
Внешнеэкономические связи становятся все болеезаметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий иорганизаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном инаучно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынкамитоваров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировойрынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что онане имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и ихобмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производитсяв соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги намировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительскиестоимости.
Мировой рынок услугразбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. Воснове этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства –сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близкак 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременнонаблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России –около 45%.
В данной работерассмотрены состав и структура мирового рынка услуг, его специфика,регулирование, более подробно охарактеризованы услуги, сопровождающиевнешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС всфере предоставления услуг.
4
§1. Состав и структура мирового рынкауслуг.
Как отмечалось выше,мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных»рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычновключают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт изаготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание,гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку,образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, атакже инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные,рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции снедвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков иконтролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническоеобслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств.В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что вРоссии строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства,розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка,производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферуматериального производства.
Мировая статистикасвидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболеебыстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 1. [2]По данным Международного валютного фонда все виды услуг оценивались в 1994 годув 11000 млрд. долларов. Общий их объем составил около 25% общей величинымирового экспорта, причем в 1997 году  эта величина, по приблизительнымподсчетам, увеличилась еще на 30%. Услуги растут более высокими темпами посравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишьсемь – восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы дляаналогичного увеличения объема экспорта.
5
Таблица 1
Мировойэкспорт услуг (млрд. долл.)
1988
1990
1994
1996
1998* Все виды услуг
653,2
853,0
1100,0
1260,0
1290,0 Транспорт, в том числе: 167,4 209,2 250,4 315,0 324,0 пассажирский 36,2 49,6 56,9 - 30,9 фрахт 83,6 103,3 125,0 - - др. виды транспорта 47,7 56,3 68,1 - - Путешествия 190,1 246,9 321,1 415,0 422,0 Правительственные услуги 43,4 47,0 49,5 - - Др. виды услуг 252,4 349,9 479,1 530,0 544,0
Источник: МВФ.Статистика платежного баланса. Balance of Payments StatisticsYearbook IMF, Wash, 1998.      *Оценка.
Доля экономически развитых стран на мировом рынкеуслуг составляет около 80%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всеймировой системы в начале 90-х годов ХХ века приблизился к 30%. Надо полагать,что эта тенденция будет ускоряться.
Среди причин, стимулирующих быстрое возрастаниемирового рынка услуг, выделяются следующие [3]:
·    зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос науслуги;
·    развитие всех видов транспорта стимулирует международнуюмобильность как предпринимателей, так и населения;
·    новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменитьличные контакты продавцов и покупателей;
·    ускорившийся процесс расширения и углубления международногоразделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, преждевсего в непроизводственной сфере.
Примерно ¼ международной торговли услугамиприходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочихуслуг следует отметить быстро растущую торговлю   современными  услугами,  связанную
6
прежде всего с научно-техническим и производственнымопытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другимиуслугами).
Географическоераспределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами,отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночнойэкономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которыеприходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50%импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Франциюприходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся странхарактерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (ониэкспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг) [3]. Это не исключаеттого факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Такнапример, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных истроительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупнымфинансовым центром. Многие мелкие островные государства основную частьэкспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и рядасредиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в видевыезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Рассматривая в этом планеРоссию, другие страны СНГ и Балтии, необходимо отметить, что хотя они иобладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг(организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабаяматериально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма.Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применениемширокого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе ииз стран СНГ.
7
§2. Специфика международной торговлиуслугами.
Международная торговляуслугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги вотличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и неподлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямыхконтактах между производителями и потребителями, что обособляет международнуюторговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используетсяпосредничество.
Во-вторых, эта торговлятесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающеевоздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг,начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара навнешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемыхдля его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услугобычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфераматериального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые истраховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной иличастичной собственности государства или же строго контролируются им. Импортуслуг в значительных масштабах может, как считают общественность иправительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния,суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлейуслугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все видыуслуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международныйхозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг,поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные ибытовые).
8
§3. Регулирование рынка услуг.
Вплоть до самогопоследнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поледеятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи споявлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональныхкорпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средствателекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Рост международнойторговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элементвнутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос онеобходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном иотраслевом уровнях.
К настоящему временидействующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, длякаждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.
Существенную роль играютдвухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи),так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспектыторговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой  являетсямногостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейскомсоюзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой являетсярегулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкойсоглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственныеорганизации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО,Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация –ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкогопрофиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле иразвитию), ОЭСР).
9
Основная идея США –крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы врегулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны поотношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность(гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов вущерб иностранным производителям.
На пути осуществленияэтой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем,что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются, как уже былоотмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означаетрегулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ(Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим поотношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что инациональным производителям.
На практике это означает,что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлятьаналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим длясобственных национальных (как правило, государственных) фирм.
Развивающиеся страны, сосвоей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельностьиностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режимнаибольшего благоприятствования.
Результатом переговоровУругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижениесоглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услугив области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.
С 1 января 1995 годаСоглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемойсоставляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговойорганизации.
10
§4. Виды международных услуг и сферы их реализации.
4.1. Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи.
 Экспорт и импорт услуг,как и товаров оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товарыи услуги бывают тесно связаны между собой, то внешняя торговля ими оказываетсяв одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условияпо товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь среализацией услуг – транспортные условия, рекламации, приемка-сдача,страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержатусловия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис,обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучениеперсонала и т.д.
Предпродажный сервис –важный элемент услуг, позволяющий поставщикам показать покупателю «товарлицом», продемонстрировать все его преимущества, положительные стороны с точкизрения простоты и надежности в эксплуатации. Грамотно организованныйпредпродажный сервис способствует повышению конкурентоспособности готовых изделий.
Предпродажный сервис припоставке машин и оборудования – это расконсервация изделий послетранспортировки, придание им товарного вида, их наладка и опробование, выпискагарантийного паспорта и т.п.
Большое значение имеетобеспечение послепродажным сервисом для нормального функционированияпоставленного оборудования, а следовательно, и оценки солидности экспортера.
Организация системытехнического обслуживания играет первостепенную роль при определении сбытовойполитики. Эффективное обслуживание предполагает высокий уровень гарантийноготехнического обслуживания и ремонта, предоставление клиентам сервисных услуг,длительных сроков гарантий и бесплатных услуг. Чем лучше экспортер сумееторганизовать техобслуживание, тем прочнее его позиции на рынке.
11
4.2.Транспортные услуги.
Наибольшее значение вмировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в миреторговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, Германия иНорвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США,за ними идут Великобритания и Франция.
Важное место во внешнейторговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю(импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системетовародвижения могут включать следующие расходы на услуги: на перевозку товара(транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; натранспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортнымсредствам или на склад); на перевозку товара с транспортных средств на складпокупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможныеперегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки,переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах допродажи; на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара впути; на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов,административных расходов и т.д.
В тех случаях, когдаэкспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, онпоручает его транспортно-экспедиторской фирме за соответствующее вознаграждениеза все услуги.
К транспортным услугамотносятся услуги по железнодорожному транзиту товаров из стран Западной Европычерез территорию России на Восток – Иран, КНР, Дальний Восток (КНДР, Японию) ив обратном направлении, а также воздушным путем.
12
4.3.Услуги по международному туризму.
 Операции помеждународному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставлениеразличного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с цельюсодействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностейиностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц,не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.
Туристские услуги вмеждународном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характернойособенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, чтозначительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и,как правило, без использования иностранной валюты.
Виды туристических услуг,предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услугипо размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения ипо стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристовпитанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей иделовых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы идр.). При осуществлении туристских операций складываются определенные отношениямежду производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны,и между туристскими фирмами и клиентами-туристами, — с другой. Характер исодержание этих соглашений различны.
В системе ООН имеетсяспециальная организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель ее –содействие развитию туризма.
Международный туризм –важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран.
13
4.4.Таможенные услуги.
 При пересечениитаможенной границы взимаются установленные таможенные пошлины, НДС и акцизы, аза производство таможенных услуг – и таможенные сборы. К ним относятся сборы завыдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенноесопровождение товаров, информирование и консультирование, принятиепредварительного решения, участие в таможенных аукционах. Таможенные сборы в РФуплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товара.
4.5.Рекламные услуги.
Рекламная деятельностьтребует значительных финансовых средств (оплата расходов за услуги).Определение эффективности рекламной деятельности предполагает проведениеанализа структуры расходов на рекламу как в целом, так и по отдельнымэлементам: на проведение рекламных компаний, на использование конкретныхрекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение.Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок,конкретную группу потребителей.
4.6.Арендные услуги (лизинг).
Международные арендныеуслуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страныарендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международнойпрактике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3 – 5 лет и выше);хайринг – среднесрочная аренда (1 – 3 года); рентинг – краткосрочная аренда (отнескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение вмеждународной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянноувеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новыйвид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономическойдеятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественноэпизодический характер.
14
4.7.Информационные услуги.
Важную роль вовнешнеэкономической деятельности играют производители информационных услуг.Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором исходной новойинформации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением накоммерческой основе. В их числе органы государственной статистики,консультационно-исследовательские фирмы, торговые издательства иторгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и т.д. Новые возможностив информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой работы открываются благодарясозданию и развитию рынка электронных информационных услуг. Современныекомпьютерные телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всемвидам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базахданных (АБД). Услуги по подключению и проведению поиска в этих АБД представляетв России, например, ВАО «Совинцентр», вычислительный центр которого в 1985 годув числе первых подключил свою терминальную секцию к Национальному центруавтоматизированного обмена информацией, став удаленным абонентом целого рядакрупных зарубежных информационно-вычислительных сетей.
15
4.8.Финансовые услуги.
Мировой рынок финансовыхуслуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объемэтого рынка оценивается в 1 трлн. долл.
Финансовая деятельность –сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономическихотношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещениякапиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время вмире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой вмеждународном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главногоэкспортера капитала в мире выступали США. В последние десятилетия ХХ векастраны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США.Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. Третьим финансовымцентром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовыебазы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК,среди которых выделяются особенно богатые страны – Саудовская Аравия, Кувейт иОАЭ. Значительную часть нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из нихнаправляют в промышленно развитые страны.
Разновидностьюмеждународной финансовой деятельности является страхование. Это такая формаэкономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносовучастников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных состихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхованияявляются все факторы производства, каждый из которых подвержен различнымрискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемыеиностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризу- ется постояннымрасширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные видыстрахования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.
16
4.9.Инжиниринговые и консалтинговые услуги.
Инжиниринг (инженерно-консультационныеуслуги) – обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услугкоммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства иреализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных,инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупностьинжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе – услуги, связанные сподготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные,послепроектные и специальные услуги), во второй группе – услуги по обеспечениюнормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные соптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией егопродукции, в том числе услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор иподготовка кадров, маркетинговые исследования и пр.).
В современных условияхроль инжиниринга как объекта международной торговли существенно возросла.Данные услуги оказываются специализированными фирмами, строительными ипромышленными компаниями на коммерческой основе.
Консалтинг представляетсобой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам ипредприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческойоснове. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругупроблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий заопределенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатываюттехнико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмыразрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию.При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом,открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компанияханалогичного направления.
17
§5. Торговое посредничество всфере услуг.
Во внешнеэкономическихсвязях значительное место занимают отношения производителей экспортируемыхтоваров и услуг с торговыми и посредническими фирмами. Данные отношенияопосредствуются особыми видами договоров – договорами поручения и комиссии.
Предметом договорапоручения в сфере внешнеэкономической деятельности являются чаще всего изучениерынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с нимиконтактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключениемконтрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят возмездный характер.
В соответствии сдоговором комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны(комитента) обязуется за вознаграждение совершить для комитента одну илинесколько сделок от своего имени (на товар или услугу).
Среди услуг, оказываемыхпосредниками, можно отметить покупку и продажу товаров от собственного имени,но за чужой счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача варенду (лизинг), заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями,контроль товаров, посредничество в платежных операциях, организациюсоответствующего документооборота, улаживание недоразумений с таможней,представительство в арбитражных судах, складирование и погрузку, проведениерекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки идр.
Посредники могут бытьспециализированные и универсальные. Наиболее полное развитие идеяуниверсализации получила в рамках торговых домов, в деятельность которых можетвходить предоставление широкого спектра услуг в стране и за рубежом. Особенноэта форма распространена в Японии. Там в середине 80-х годов ХХ века 9 торговыхдомов контролировали около 40% экспортных и 50% импортных сделок.
18
§6. Соглашение ЕС и России обуслугах.
Важные договоренностидостигнуты в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией иЕвропейским союзом, которое заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны установилисотрудничество во всех сферах экономических отношений и в частности в торговлетоварами и услугами. 
В отношении условийучреждения компаний, оказывающих услуги в области страхования, ЕС предоставляетРоссии безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ), что фактическиозначает национальный режим.
Несмотря на то, чтоРоссия не подписала Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС),заключенное в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился наиспользование для целей Соглашения отдельных налоговых элементов ГАТС и предоставилРоссии аналогичные закрепленным для участников ГАТС условия доступа на рынкиуслуг ЕС (через реализацию принципа безусловного РНБ).
Россия и ЕС договорилисьпредоставить друг другу РНБ в отношении услуги и поставщика услуги, вчастности, в следующих секторах: консультационные услуги, инженерные услуги,услуги в области информации, телекоммуникаций, лизинговые услуги, услуги вобласти маркетинга и рекламы, услуги по техническим испытаниям, комиссионныеагентские услуги в области оптовой торговли во внешнеэкономическойдеятельности, финансовые услуги.
В отношении учреждения идеятельности судоходных агентств по предоставлению международных транспортныхуслуг, охватывающих смешанные перевозки с использованием морского плеча, Россияи ЕС в соответствии с их законодательством предоставляют друг другу РНБ илинациональный режим.
19
Стороны берут на себяобязательство при предоставлении услуг по международным морским перевозкамотменить и не применять в будущем любые односторонние меры, административные,технические и другие препятствия, которые имеют дискриминационный характер.
В Соглашении подтвержденонамерение России и дальше увеличивать число портов, открытых для иностранныхсудов. В него включены положения о намерении сторон оказывать друг другу содействиев трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на ихтерриториях.
Соглашениепредусматривает открытие европейского рынка услуг космических запусков дляРоссии на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционныеоговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксируетнамерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами.
Соглашение вместе сЗаключительным актом подписано в двух экземплярах на русском и государственныхязыках стран – членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процессаратификации с участием Парламента России,Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях,десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих висходное Соглашение.
Процесс ратификации СПСбыл осложнен рядом обстоятельств и даже временно приостановлен ЕС вследствие военных действий российской армии в Чечне. Сначалом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификациивозобновился: в октябре-ноябре 1996 года СПС было ратифицированоГосударственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. — завершена егоратификация государствами-членами ЕС. 1декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.
20
До вступления Соглашенияв силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле исвязанных с торговлей вопросах, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года,которое содержало те «торговые» положения Соглашения, которые не требовалиратификации. Это соглашение предоставляло торговле между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО и, таким образом,снимало многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивало лучшую защиту прав интеллектуальнойсобственности, а также устраняло различия в импортных пошлинах.
Для обеспечениясоблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровнеминистров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностныхлиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и ФедеральногоСобрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендацииСовету по сотрудничеству.
По некоторым оценкам, отдискриминационного режима во внешней торговле Россия теряла до 3 млрд. долл. вгод. Соглашение с ЕС – одно из первых, которое создало недискриминационныйрежим. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.
21
§7. Российские субъекты в сфереуслуг.
На российском рынкепредоставлением услуг занимается большое количество фирм, следует упомянутьтакие крупные, как «Союзвнештранс», «Совфинтрейд», «Внешторгреклама»,«Интурист», «Росэкономсервис».
Остановимся на одномсубъекте.
ООО «КонцернСоюзВнешТранс» — старейший международный экспедитор в России и за рубежом,основан в 1961 году.
Профиль деятельности иуслуги:
1.  организация перевозок грузов любымвидом транспорта в прямом и смешанном международном сообщении;
2.  осуществление складских, бондовыхопераций, в т.ч. хранение внешнеторговых грузов на собственных складах итерминалах России, СНГ и Балтии;
3.  таможенное декларирование и полноеоформление транспортной и отгрузочной документации.
Услуги, предоставляемые организациям и предприятиям:перевозки экспортно-импортных грузов всеми видами транспорта в прямом и смешанном международном сообщении через морские и речные порты, железнодорожные погранстанции России и других стран СНГ и Балтии; транзитные перевозки грузов (по ТСКЛ и другим маршрутам) через территорию России и стран ближнего зарубежья в третьи страны, в т.ч. интермодальные перевозки; транспортировка и экспедирование российских внешнеторговых грузов на территории иностранных государств, организуя при этом их доставку от сухопутной или морской границы России и стран СНГ, или непосредственно от грузоотправителя до конечного получателя («от двери до двери») практически в любую точку земного шара; международные перевозки внешнеторговых, транзитных и других грузов собственным и привлеченным автомобильным транспортом из России и стран ближнего зарубежья в страны Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, КНР и в обратном направлении; Фрахтует морской и речной тоннаж; осуществляет складские, в т.ч. бондовые операции, хранение и подработку внешнеторговых грузов на складах и контейнерных терминалах на территории России и других республик бывшего СССР с дальнейшей их отправкой по поручению клиентов в различные страны морским, автомобильным и железнодорожным транспортом;
22оформление транспортной и отгрузочной документации, а также таможенное декларирование грузов; услуги по маркетингу: проработка транспортных условий контрактов, выбор рациональных маршрутов перевозки и оптимального базиса поставки, расчет стоимости перевозки и экспедирования грузов по территории России, стран ближнего зарубежья и иностранных государств для калькуляции транспортной составляющей в цене товара и т.д.; другие поручения заказчиков, связанные с экспортом, импортом и транзитом грузов.
«Союзвнештранс»является учредителем и акционером целой сети предприятий, фирм и смешанныхкомпаний в России, других странах СНГ, Европы и Азии — всего более чем в 120пунктах: морских и речных портах, пограничных железнодорожных станциях,автомобильных переходах, международных аэропортах, крупных транспортных узлах ипромышленных центрах. «Союзвнештранс» — член Российской ассоциациимеждународных экспедиторов (РАМЭ), а также Международной Федерацииэкспедиторских ассоциаций (ФИАТА). За успешнуюэкспедиторскую деятельность «Союзвнештранс» награжден международной премией«Золотой Меркурий».
23
Заключение.
Международной торговлей услугами в той или инойстепени занимаются более 40 международных организаций.
Ряд восточноевропейскихстран достигли успехов в экспорте отдельных видов услуг. У Югославии, например,соотношение между вывозом услуг и товаров составило 1:2. Однако долявосточноевропейских стран и республик бывшего СССР в мировом вывозе услугневелика и составляет около 4% (в экспорте товаров – примерно 8%). Весьманевелики и инвестиции этих стран в сферу услуг за рубежом. Проблема болееактивного участия большинства этих стран в международном разделении трудараспространяется и на сферу услуг.
Специалисты не надеются набыстрое развитие экспорта банковских, фрахтовых, биржевых, посреднических ирекламных услуг из России, Украины, Белоруссии, стран Прибалтики и другихвосточноевропейских стран. И это тогда, когда многие из них обладаютзначительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных услуг(транзит, морские перевозки) и ряда современных услуг –инженерно-консультационных и строительных, лицензий и ноу-хау, услуг в областиобразования, здравоохранения и культуры. Использованию этих резервов частомешает низкое качество предоставляемых услуг, объясняемое как слабойматериально-технической базой услуг, так и недостатками хозяйственныхмеханизмов. В ряде указанных стран слабо развиты целые отрасли сферы услуг.
Весьма перспективноразвитие взаимной торговли услугами между странами Восточной Европы и странамиСНГ.
24
Список использованных источников.
1.   Ю.Н. Грачев. Внешнеэкономическаядеятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Раздел Х.Международная торговля услугами. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО«Бизнес-школа», 2001. – 592 с.
2.   В.Е. Рыбалкин. Международныеэкономические отношения. Раздел III.Глава 11. Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики ипоказатели. Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 519 с.
3.   К.А. Семенов. Международныеэкономические отношения. Раздел II.Глава 12. Международная торговля услугами. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 544 с.
4.   www.eur.ru Соглашениео партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.
5.   www.emetex.ru ООО«Концерн СоюзВнешТранс».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.