Реферат по предмету "Педагогика"


Наглядный метод в обучении истории

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Иркутскийгосударственный педагогический университет
Филиал иркутскогогосударственного педагогического университета в г. Усть-Илимске
Кафедра истории,гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Факультетгуманитарных и естественных наук
Курсовой проект
по теории иметодике обучения истории
Наглядный метод вобучении истории
Выполнила: студентка 3 курса
Никитина Екатерина Алексеевна
Специальность «история»
Форма обученияочная
Научный руководитель: к.п.н.,
ст. преподаватель
Сенина Ольга Ивановна
Усть-Илимск, 2009

Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основыизучения наглядного метода обучения. 6
1.1 Психолого-педагогическоеобоснование использования наглядного метода обучения  6
1.2 Современные подходы корганизации наглядного метода обучения. 11
Глава II. Организациянаглядного метода обучения в историческом образовании  19
2.1 Классификация, виды и типысредств наглядности при обучении истории  19
2.2 Разработка урока по историисредних веков с использованием наглядного метода обучения. 26
Заключение. 29
Список литературы… 32
Приложение. 34

Введение
Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался впедагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение исовершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова,СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.
Классическим аргументом за наглядное обучение являетсяуказание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, которыйотвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использованиенаглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкоеприменение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения.Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация,воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной илучше сохраняется в памяти.
Актуальность, теоретическая и практическая значимостьрассматриваемой проблемы, потребность педагогической практики в научнообоснованном обеспечении образовательного процесса наглядными средствами,способными не только эффективно передавать учебную информацию, но исоответствовать потребностям обучающихся, позволяют рассматривать выбранную дляпроекта тему «Наглядный метод в обучении истории» как весьма значимую.
Объектом исследования является образовательный процесс вшколе.
Предметом – наглядные методы обучения в историческомобразовании.
Цель: Проследить различные способы применения наглядногометода в обучении истории.
Для реализации поставленной цели выделены следующиезадачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по использованиюнаглядного метода обучения.
Рассмотреть современные подходы к организации наглядногометода обучения.
Познакомиться с различными классификациями и видаминаглядного метода обучения истории.
Разработать урок истории с применением наглядных средств обучения.
В ходе написания проекта была рассмотрена учебнаялитература по педагогике, дидактике, методике преподавания истории в школе.
В учебных пособиях по педагогике, таких авторов как П.И. Пидкасистый,В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и дидактике – Б.А. Голуб, В.А. Ситаров, В.И. В.И.Загвязинский была отражена психолого-педагогическая информация о применениинаглядного метода в обучении. В них рассматривались значимость, эффективность ивозможность использования наглядных средств в обучении.
С учебных пособий по методике преподавания истории – М.В.Коротковой,М.Т. Студеникина, А.Т. Степанищева, В.В. Шогана были взяты различныеклассификации, виды и типы наглядных средств обучения истории. В нихрассматривался опыт использования наглядных средств на уроках истории ипрактический материал по применению средств наглядности в обучении. Отдельноможно выделить статьи научно-методических изданий. Из журнала Преподаваниеистории в школе. – 2008. — №1. было извлечено две статьи о
современных подходах к организации наглядного методаобучения. В статье М.В. Коротковой «Личностно-ориентированный подход виспользовании наглядных средств на уроках истории» было рассмотрено как можноиспользовать личностно-ориентированный подход в сфере применения наглядности науроке. В статье Э.Н. Абдулаева «Наглядность и проблемный подход в обученииистории» было описано как средства наглядности делают проблемное обучениесущественно более эффективным.
Также были использованы педагогические энциклопедическиеиздания, таких авторов как Б.М. Бим-Бад, Е.С. Рапацевич, в которых была найденаинформация о понятии наглядности и психолого-педагогическое обоснованиеприменения наглядных средств в обучении.

Глава I. Теоретические основыизучения наглядного метода обучения
1.1 Психолого-педагогическоеобоснование использования наглядного метода обучения
Наглядность – это свойство, выражающее степеньдоступности и понятности психических образов объектов познания для познающегосубъекта.
В процессе создания образа восприятия объекта наряду сощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта являетсянаглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект,соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает несам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.
Образы представления существенно отличаются от образоввосприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей ониразличны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядностиобразов представления может быть различной в зависимости от индивидуальныхособенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, отего знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.
Существуют также образы воображения – образы такихобъектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако онисоставлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образоввосприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способенвначале представить себе продукт своего труда и лишь, затем приступить к егосозданию.
Чувственное познание дает человеку первичную информациюоб объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает этипредставления, выделяет существенные свойства и отношения между разнымиобъектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, более глубокие посодержанию психические образы познаваемых объектов.[4, 157]
Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласнокоторому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
Принцип наглядности сформулировал и в XVII веке обосновалЯ.А. Коменский. В основе его учения наглядности лежитсенсуалистически-материалистическая гносеология. Он приводит известнуюэмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано вощущении»[17, 205] Говорил: «…все, что только можно представлять для восприятиячувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом,запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию –путемосязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькимичувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[21, 90]
Наглядность обучения вытекает из того, что она выступаетдля учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этотпроисходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении иизучении предметов, явлений или событий.
В процессе познания окружающей действительности участвуютвсе органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимостьформирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственныхвосприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувствили «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторыхспециалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единицинформации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу временипропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т. е.около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.[6, 22]
Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способностьинформации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однакоон предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств.На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Он писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чембольшим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, — отмечал он, — потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, чтодержится не одним когтем, а множеством их: оборвется один удержится другой».Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: «Чем более органов наших чувствпринимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группывпечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервнуюпамять, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются»[22,174] По егомнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует болееглубокому усвоению знаний.
Физиологи и психологи объясняют это положение тем, чтовсе органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что есличеловек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то онавоспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, котораяпоступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.
Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотымправилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать всеорганы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихсяистинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему припомощи личного наблюдения и чувственной наглядности»[18,181]
Наглядные пособия сами по себе в процессе обученияникакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя.Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимостьнепосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако невсякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только приактивном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти наних ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни словосами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают»[6,25]
Существуют разные способы сочетания слова и наглядности,которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге«Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из нихявляются:
При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах иявлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждаетправдивость своей информации.;
При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся,а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессенепосредственного наблюдения за этим явлением.
Очевидно, что второй способ более эффективен, так как онориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используетсяименно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен повремени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке кзанятиям.
Знание учителем форм сочетания слова и средствнаглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможностьтворчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактическойзадаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения.
Наглядность в обучении основана на такой закономерностипроцесса познания, как его движение от чувственного к логическому, отконкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслитобразами, чем понятиями. Когда у учащихся имеются необходимые образныепредставления, следует использовать их для формирования понятий. Научныепонятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляютсяконкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий. Однако и наболее высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретныхфактов и образов.
Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делаетпроцесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения приумелом использовании наглядности становятся доступными и понятными дляучащихся. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенкакаким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучитьсянад ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их налету»[22,174]
Применение наглядных и технических средств обученияспособствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но иактивизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у нихспособность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыкитехнической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес кучению и делает его более доступным.
Учебно-наглядные пособия и технические средства обучениямогут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новыхзнаний, а с другой – как средства выработки практических умений и навыков уучащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: приобъяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочныхупражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоенияпрограммного материала учащимися.
Наглядность в обучении обеспечивается применениемразнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ,использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлениипринципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем ит.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее рольтем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами.
С одной стороны, наглядность может быть использована сцелью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна бытькак можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т.п.
С другой стороны, наглядность может использоваться лишьдля разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, тоне нужны плакаты с красивыми корабликами, здесь необходимы плакаты с обычнымикарандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не кколичеству предметов, не к счету, а к самой картинке.
Очень важно использовать наглядные средствацеленаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий,ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенныевопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скореевредит и усвоению знаний, и развитию учащихся.
Реализация принципа наглядности во многом зависит откачества дидактических материалов и технических средств, владения учителемнавыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условийдля изготовления пособий, схем, слайдов, использования телевидения и другихсредств наглядности.
1.2 Современные подходы к организациинаглядного метода обучения
Проблема использования наглядности на уроках историиявляется «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе исоздание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XXвека (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н.Никифоров и др.).
В наш век крайнего индивидуализма и дифференциацииединственным методическим выходом из сложившейся «ненаглядной» ситуацииявляется применение личностно-ориентированного подхода в использованиинаглядных средств на уроке истории.
Под личностно-ориентированным обучением понимаютиндивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основзнаний, умений и ценностных смыслов. Далее будет видно, как можно использоватьтакой подход в сфере применения наглядности на уроке.[12, 3]
Наиболее распространенным типом исторической наглядностиявляется картина, а при ее отсутствии иллюстрация учебника. При работе скартиной сначала проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смыслдемонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее –осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное пониманиецелостной картины на основе установленных связей между отдельными частями иракурсами произведения и вывода из анализа деталей.
Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательнымивозможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), учитель историиможет использовать картины в виде зрительных опор, материализованныхиллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа,средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельнойработы учеников.
По одной и той же картине можно даватьличностно-ориентированные задания на выбор учащихся. Например:
Как Г.И. Семирадский показал на картине «Похоронызнатного руса» высокоразвитую материальную культуру восточных славян? По какимдеталям картины мы можем судить о распаде родового строя у славян? Определитена основании картины черты языческой религии.
2. Какие детали на картине К.В. Лебедева «Полюдье»указывают на то, что в IX веке в Киевской Руси уже было государство? Определитена карте место, где могло происходить действие картины.
В соответствии с личностно-ориентированным подходомвыделяется два уровня использования картин на уроке истории: 1) описаниепроизведения и извлечение из него информации; 2) осмысление, оценка ииспользование картин в творческой деятельности. На первом уровне предлагаютсяследующие личностно-ориентированные типы заданий: на идентификацию типичныхпредставителей определенного времени (мода, стиль), определение по деталямместа действия, выявление основной идеи автора по сюжету и деталям.
На втором уровне учитель может использоватьличностно-ориентированные задания другого плана: на сравнение изобразительногоматериала, сопоставление образов событий в различных произведениях, объяснениесмысла авторского изображения, установление содержательных и оценочных связей вразличных типах изображения, аргументацию с помощью картин своей позиции вполемике и споре.
Приемы работы с различными видами карикатур. В отличие отживописи образ в карикатуре лаконичен, правдив, выразителен и циничен. В планереализации личностно ориентированного подхода карикатура является идеальнымсредством для организации обсуждения и дискуссий. В то же время прибалтийскиеавторы коллективного труда по методике ограждают учителя от легковесности виспользовании карикатур: «Карикатуры могут оказаться очень сложным источником,поскольку для их понимания часто необходимы обширные дополнительные знания. Вомногих случаях надо суметь понять намеки, стереотипы и аналогии. Иногда юморуже устарел, поэтому прочтение карикатур является серьезным умением». Дляучителя важна степень остроты карикатуры, ее тенденциозность, одностороннее,пристрастное, личностное отношение автора к изображаемому.
Все эти черты карикатуры можно использовать дляреализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Например, в учебникедля XI класса к французской карикатуре 1950-х годов, изображающей танцующего скинжалами И. Сталина, ученикам предлагается написать эссе с ответом на вопрос: какойстране по воле карикатуриста досталось больше всего кинжалов от танцующегоСталина, и почему именно ей?
Жизненной потребностью современного учителя историиявляются элементарные графические навыки, ибо рисование на доске станет постояннойпрактикой. В схемах учителя привлекает простота исполнения и высокая степеньобобщения изучаемых исторических фактов. Личностно-ориентированному подходуотвечают задания, предполагающие творческое, самостоятельное вычерчивание схеми таблиц. Вот примеры таких заданий:
Где бы вы построили свой замок на месте феодала? На планепредставлены: холм, лес, пересечение дорог и низина;
Где мог возникнуть средневековый город? На рисунке: замокфеодала, пересечение дорог, монастырь, мост через реку, древнеримское укрепление.
Продуктивным направлением реализацииличностно-ориентированного подхода является заполнение недостающих звеньев всхемах и таблицах. На современном уроке также можно использовать предложенныеВ.В. Шоганом ассоциативные схемы, под которыми понимается «схематическоетождество настоящего и прошлого, в них используется некий актуальный знакблизкий и понятный детям». В качестве примера автор приводит схему «ПадениеРимской империи» в виде здания в римском стиле с колоннами. В них вписываютсяпричины упадка Рима. Когда причина написана верно, колонна убирается, а когдавсе колонны будут убраны, «здание империи» падет.[25, 121] В контекстеличностно-ориентированного подхода стоит предложить заполнение колонн всемученикам и выбрать правильно написанные причины. Каждый будет иметь свойвариант причин падения Римской империи. Это средство можно предложить в темах«Падение Византийской империи», «Отмена крепостного права» и др.
В последние годы во многом изменились подходы к работе скартами. Важнейшим средством реализации личностно-ориентированного подходаможно считать прием составления ментальной карты заданного региона, создаваемойкаждым школьником. На чистых листах бумаги они вычерчивают объект, обсуждают содноклассниками, насколько точны детали, определяют наиболее характерныевыявленные ими черты региона. После обсуждения ученики сравнивают своиментальные карты с оригиналом. Ментальную карту можно использовать длядиагностики пространственных умений и как средство самовыражения личности.
Таким образом были показаны принципы реализацииличностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на урокахистории – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности.
Все большую популярность среди учителей и методистовприобретает проблемный подход в обучении. Стержнем методической конструкцииданного подхода является проблема, т.е. вопрос, содержащий внутреннеепротиворечие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенныйсодержанием алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; темсамым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.
При проблемном построении курса изменяется и структураучебного процесса. Его основными элементами становятся вводно-мотивационныйэтап, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы и этапконтроля-коррекции. Использование средств наглядности делает денную организациюсущественно более эффективной. Далее будет рассмотрено на конкретных примерах,как это реализуется практически. [1, 23]
На вводно-мотивационном этапе преподаватель решаетследующие задачи:
Дать обобщенную картину содержания, избегая при этомизлишней детализации;
Сформулировать исходное противоречие, из которого будетвыведена проблема;
Сформулировать саму проблему;
Мотивировать учеников к ее решению.
Для успешного решения этих задач можно использоватьусловно-графическую наглядность в виде модели. С помощью модели учитель можетрассмотреть основную канву событий. Например, взяв тему «Русь между Востоком иЗападом» учитель изображает раздробленную Русь, которая подвергается нападенияммонголов с Востока и рыцарей с Запада. Нападение с Востока привело кустановлению зависимости Руси от Золотой Орды, нападение же с Запада былоотражено. Противоречие в том, что Русь смогла отразить нападение болееразвитого Запада и не устояла перед менее развитыми монголами. Отсюда выводитсядва возможных варианта формулировки проблемы:
Почему раздробленные русские княжества смогли дать отпорЗападу и покорились востоку? Или:
Почему Русь смогла отразить натиск более развитой Европы,но покорилась менее развитым монголам?
Для определения исходного противоречия могут применятьсяи средства изобразительной наглядности – исторические картины в сочетании стекстом. Например, изучая Византийскую империю в раннем средневековье, можносопоставить изображение собора Св. Софии и документ о восстании Ника вКонстантинополе. На этой основе можно сформулировать проблемный вопрос:Византийская империя при императоре Юстиниане I – сильное или слабоегосударство?
Таким образом, для определения исходного противоречиямогут использоваться различные средства наглядности.
Этап организации учебной деятельности с целью решенияпроблемы весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания.Так, при рассмотрении темы «Византия в раннем средневековье» для ознакомления учащихсяс системой управления Византийской империей можно использовать мозаику вРавенне «Юстиниан с придворными». При этом есть два возможных вариантаорганизации учебной деятельности: базовый (предъявление содержания) и вкачестве основы для составления задания. В первом случае ученикам говорят отом, что вокруг императора изображены представители трех сил, на которыеопиралась его власть. На основании рассказа учащиеся составляют схему «Властьимператора в Византии» (таким образом, в процессе изучения изобразительнаянаглядность трансформируется в условно-графическую). Во втором случае ученикампредлагается самостоятельно соотнести элементы схемы и объекты на изображении.
В контексте использования наглядности для организацииучебно-познавательной деятельности учащихся представляют интерес сравнительныеграфики. Опыт показывает, что условно-графический вид наглядности болееэффективен при организации познавательной деятельности, так как в его рамкахлегче выстраивать новые смыслы, фиксировать новые формы и уровни обобщения, вто время как предметная и изобразительная наглядность содержат в себе ужезастывшие смыслы и их готовые интерпретации.
На этапе контроля-коррекции использование наглядности наиболееограничено, так как при проблемном подходе акцент при проверке делается не назнания, а на умение мыслить, делать обоснованные выводы. Однако для контроляможно использовать задания обобщающего характера к историческим картинам.
Например, при изучении темы «Смутное время» дляобобщающего контроля можно использовать картину С. Иванова «В Смутное время».Алгоритм действий учащихся следующий: 1) узнавание и выделение объектов (казаков,поляков, мятежных дворян); 2) характеристика объектов; 3) установление связимежду ними; 4) составление описания картины или рассказа по картине. Выполнениеэтой работы возможно лишь при наличии определенных систематических знаний.
В целом использование наглядности на этапеконтроля-коррекции при проблемном подходе разработано недостаточно ипредставляет поле для дальнейших изысканий.
Таким образом, были рассмотрены два современных подхода корганизации наглядного метода обучения: проблемный и личностно-ориентированный.Личностно-ориентированный подход ориентируется на детей с разнымипсихолого-познавательными возможностями. Проблемный подход развивает творческиеспособности учеников.

Глава II. Организация наглядногометода обучения в историческом образовании
2.1 Классификация, виды и типы средствнаглядности при обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий иявлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности оперетьсяна непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествованияпотому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственномувосприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методомвнутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполнеадекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественногорассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точныхи конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемыхпредметов или их изображений.
На основе непосредственного восприятия предметов или спомощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируютсяобразные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядностинаходит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.
В современной дидактике принято различать наглядностьвнутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни ит.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральныепредметы и их изображения и т.п.). [19, 256]
Существует классификация по внешним признакам. В нее включают:печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные иэкранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи);компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы)средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию ихарактеру исторического образа, выделяя наглядность предметную,изобразительную, условно-графическую. [13,111]
Под предметной наглядностью в изучении истории понимаетсянепосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественныхпамятников прошлого, его материальных следов; не сама жизнь первобытных людей,а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века,систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарскиетурниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности – оружие идоспехи. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественныепамятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусстваи предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейнуюэкспозицию.
Также выделяется специально изготовленная предметнаянаглядность – различные макеты и модели, например макет феодального замка,макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. Иразумеется, особенно эффективны действующие модели – водяной мельницы,рудоподъёмной машины.
Значительно более широкое применение имеетизобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей,исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведенияисторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки,портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, атакже макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительнойнаглядности различаются:
а) изображения документального характера – документальныефотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников,орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иныхпамятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческимвоображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании историческихданных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины ииллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы,аудиозаписи, компакт-диски.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность,т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятсякарты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
В современных условиях в школьной практике наиболее частоиспользуются изобразительные и графические средства наглядности.
Значительное место среди изобразительной наглядностизанимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художникамиили иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются насобытийные, типологические, культурно-исторические и портреты. [21, 91]
Событийные картины дают представление о конкретныхединичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуютсюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой»,М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картинвключается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.
Типологические картины воспроизводят многократноповторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще вдореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них –«Полюдье», «Вече в Новгороде».
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметамибыта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятникиархитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с ихособенностями, различные механизмы и принципы их работы.
Картины-портреты помогают воссоздать образы историческихличностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета вузком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица,характеризующие изображенного на нем человека как личности. При изучениипортрета в широком смысле слова наряду с обрисованием анатомических черт лица иих расшифровкой большое внимание обращается на награды, знаки отличия. Все этокомментируется, что в конечном итоге дает содержательную характеристикуизображенной личности и ее места в истории. [19, 257]
Одним из наглядных средств обучения истории являетсякарикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна островыраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается.Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения словучителя. Карикатура- характеристика требует разъяснения сущности, комментарияучителя. Для образной характеристики личности используется портретнаякарикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления –символическая.
Аппликации – это вырезанные по контуру из бумаги ираскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов илипредставителей различных общественных групп: рисунки людей, орудий труда,зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственноизображено.
Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга впроцессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов ипоследовательность развития событий. Появление каждой новой аппликацииконцентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительныйобраз.
К условно-графической наглядности относят: схематическиерисунки, схемы, таблицы.
Схематический рисунок передает наиболее существенныечерты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогическогорисунка, — отмечал А.А Вагин, — в его эскизном, конструктивном характере,заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию,от образа к идее». [21, 96]
Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устногоизложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой,живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей,военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явлениев его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерываяили возобновляя изобразительный ряд.
Рисунки мелом на доске могут давать географическиеориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектовможно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественныерисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрытьпоследовательность событий.
Для создания у учащихся реалистического образа в рядеслучаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрациейили фотографией.
В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликациичаще используются при обучении младших школьников.
На уроках в старших классах чаще используют схематическиеизображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки,квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относятсхемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.
Схема – это графическое изображение историческойдействительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условнымизнаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связиобозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Традиционно в методике преподавания истории выделяютследующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые,диаграммы, графики, технические, локальные. [11, 77]
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связьсоставных частей чего-либо. Логические схемы – это графические изображения,отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы,составные части которых содержат, на ряду с информациейпродуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимсялогически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.
П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем– диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороныизучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данныеодновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются,устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяютпроследить динамику и тенденции развития.
Картограммы – это карты, на которых графическипредставлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.
Графики – это чертежи, изображающие при помощи кривыхколичественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие отдиаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.
Таблицы – это графическое изображение историческогоматериала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью ихзаполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначенийисторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные,хронологические и синхронистические.
Система выделения главного в историческом материале путемдемонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системыпреподавания истории.
Картографическая наглядность. Исторические событияпроисходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий кконкретному пространству и описание географической среды, в которой онопроизошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучаетсяс помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности,картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявитьсвязи между историческими событиями, их сущность и динамику.
Карты воспроизводят пространственно-временные структуры,используя абстрактный язык символов.
Исторические карты создаются на географической основе ипредставляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображенияисторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории(мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие итематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). Наобобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены всеосновные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы игосстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.
Обобщающие карты конкретизируют и более подробнораскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления учебныхтем.
Таким образом, были рассмотрены различные виды средствнаглядности обучения истории: предметная, изобразительная,условно-графическая.

2.2 Разработка урока по историисредних веков с использованием наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.
Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великихгеографических открытий, их ходом, итогами и значением.
Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф.Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.
2. Развивающая: развивать умение работы с текстом, учитьанализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой,дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала назаданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарныйзапас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитиемонологической речи, культуры устного развернутого ответа.
Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васкода Гама 1497-1499 гг., Христофор Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., АмеригоВеспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.
Оборудование: презентация: карты «Великие географическиеоткрытия», портреты путешественников, иллюстрации.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовятсообщения: биография Х.Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана.
1.Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1)что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как выдумаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили вдоколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разныхнародов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоятьзавоеваниям?
2. Переход к новой теме: Позднее средневековье. Тема:Открытие Америки и морского пути в Индию. Итак, мы выяснили, как жили народыдоколумбовой Америки. На сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в путешествие,которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жаждапоиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока –познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами изначением.
3. Изучение новой темы
1. По ходу рассказа учителя учащиеся формулируют причиныВГО. (слайд2)
Причины Великих географических открытий
поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую;
жажда наживы;
поиск золота.
2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдользападного берега Африки. (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщениеучащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет — слайд 4) и рассказ учителя оботкрытии морского пути в Индию (карта — слайд 5).
4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося (портрет –слайд6) и самостоятельная работа уч-ся с текстом параграфа 48 п.4 – открытиеАмерики. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта- слайд 7)
5. Биография Ф. Магеллана – сообщение уч-ся (портрет –слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованиемкарты) (карта – слайд 9)
6. Беседа по прочитанному: — какова цель путешествияФ.Магеллана? (достижение Азии западным путем) — какой океан прошли моряки?(Тихий) — почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячногоплавания) — почему моряки оказались в трудном положении? — какое значение имелоэто путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли наразвитие торговли.
4. Закрепление изученного материала — Что нового выузнали на сегодняшнем уроке? — Кто же открыл Америку? — Назовите имена Великихпутешественников?
5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно изпутешествий.

Заключение
В процессе изучения данной темы была изученапсихолого-педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность– это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образовобъектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образавосприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образвоспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человеканализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у негознаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активнойпознавательной деятельности человека.
Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласнокоторому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принципнаглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опоруна зрение, но и на все другие органы чувств. Наглядные пособия сами по себе впроцессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании сословом учителя. Не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может бытьтаковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремленииучащихся найти на них ответы.
Наглядные методы обучения имеют возможность показатьразвитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозамии управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируютпознавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенноеэмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формированиеобразов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знанийс жизнью, при этом экономя время учителей.
Существуют различные подходы к организации наглядногометода обучения. В работе были рассмотрены личностно-ориентированный ипроблемный подход. Под личностно-ориентированным обучением понимаютиндивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основзнаний, умений и ценностных смыслов. Принципы реализацииличностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на урокахистории – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности. Стержнемпроблемного обучения является проблема, т.е. вопрос содержащий внутреннеепротиворечие. С применением наглядности этот подход становится наиболее эффективным.
В обучении истории никакие средства художественногорассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точныхи конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемыхпредметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметовили с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихсяформируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Существуетклассификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины,иллюстрации); экранные и экранно-звуковые; компьютерные средства обучения. Чащевсего обращаются к классификации по содержанию и характеру историческогообраза, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.
К предметной наглядности относятся вещественные памятникипрошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства ипредметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейнуюэкспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность –различные макеты и модели.
Значительно более широкое применение имеетизобразительная наглядность. К ней относятся произведения историческойживописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты,карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а такжемакеты, модели.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность,т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятсякарты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
В практической части разработан урок на тему ОткрытиеАмерики и морского пути в Индию с применением наглядных средств обучения.Подготовлена презентация к уроку. В ней представлена изобразительнаянаглядность(портреты, иллюстрации), условно-графическая наглядность (схема,карты).

Список литературы
1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход вобучении истории // Преподавание истории в школе. – 2008. — №1. – с. 23-26.
2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1994. – с. 319.
3. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядныхпособий по истории: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – с. 95.
4. Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. – М.:Большая Российская энциклопедия, 2003. – с. 528.
5. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественноисторическая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей / Сост. О.В.Волобуев, С.А. Секиринский. — 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1977. – с. 240.
6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие длястуд. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.
7. Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. – М.:Большая Российская энциклопедия, 1999. – с. 672.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современнаяинтерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 192.
9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся вобучении, Учпедгиз, М, 1960.
10. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.
11. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ.Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 176.
12. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход виспользовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории вшколе. – 2008. — №1. – с. 3-8.
13. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обученияистории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 192.
14. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. –М.: Просвещение, 1964, — с. 326.
15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие длястудентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России,1998. – с. 640.
16. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая Современнаяэнциклопедия. – М.: Современное слово, 2005. – с. 720.
17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия»,2004. – с.368.
18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 576.
19. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изученияистории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – с. 304.
20. Степанова В.Е., Шевеленко А. Я. История среднихвеков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2 (XV – XVII века) / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – с.271.
21. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории вшколе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002. – с.240.
22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – с. 519.
23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.8.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 6.
25. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новаятехнология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ В.В. Шоган. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 475.

Приложение
Презентация на диске CD-RW:
1 слайд – название темы урока;
2 слайд – схема (причины Великих географическихоткрытий);
3 слайд – Карта. Плавания вдоль западного берега Африки;
4 слайд – портрет Васко да Гаммы;
5 слайд – Карта. Путешествия Васко да Гамма и Ф.Магеллана;
6 слайд – портрет Х. Колумба и иллюстрация егоэкспедиции;
7 слайд – карта. Путешествие Х. Колумба;
8 слайд – портрет Ф. Магеллана и иллюстрация егоэкспедиции;
9 слайд – карта. Путешествия Васко да Гаммы, Х. Колумба,Ф. Магеллана.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.