Реферат по предмету "Государство и право"


Государственный образовательный стандарт: понятие и значение

ГОУ ВПО «Красноярскийгосударственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Институтдистанционного образования
(ИДисО)Учебный курсОбразовательное право
Контрольная работа
Тема: «Государственныйобразовательный стандарт: понятие и значение»
Студентки 3 курса,
факультета «начального образования»,
п. Шушенское
Демидович Елены Геннадьевны
2009 год
/>/> 

Оглавление
Введение
1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Стандарт какобщественный договор
1.2 Сущностныехарактеристики государственных образовательных стандартов второго поколения
1.3 Принципыгосударственной политики в области образовательных стандартов
1.4 Статусгосударственного стандарта общего образования
2. МОДЕЛЬПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
2.1 Основныекомпоненты и структура компонентов стандарта
2.2 Нормативноесопровождение Требований к структуре основных общеобразовательных программ ирезультатам их освоения
2.3 Нормативноесопровождение Требований к условиям реализацииосновных общеобразовательных программ
2.4 Контрольисполнения стандартов
Источники
Введение
Введениегосударственных образовательных стандартов в систему обеспечения развитияобразования предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании».В соответствии с законодательством Российской Федерации государственныеобразовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой актРоссийской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных дляисполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основныеобразовательные программы. Разработка первого поколения государственныхстандартов общего образования, осуществлявшаяся в течение двенадцати лет, так ине привела к созданию документа, который бы удовлетворил всех его пользователей— общественность, родителей, педагогов, учащихся. Анализ многочисленныхпретензий ко всем без исключения версиям стандартов показывает, что необходимоуточнение современного понимания стандартов общего образования. В начале XXI в. мир вступил впериод громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существувсе страны. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессыглобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировалмеждународную кооперацию и разделение труда.
Новыми нормамистановятся:
·          жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умениярешать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;
·          жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающаяповышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству,толерантности.
Существеннымускорителем этих процессов стала информационная революция, открывающаянеограниченный доступ к информации, что принципиально меняет возможностикоммуникации, порождает иные возможности для принятия решений, требуеткритического восприятия информации, выработки собственной позиции.
Изменился ихарактер общественного труда, для которого стали свойственны высокий уровеньспециализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей производства,что требует подготовки высокопрофессиональных кадров, развития навыковсовместной работы.
Признаком времениявляется повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку втечение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новыепрофессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитииобразовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходитлозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Появление новыхвызовов времени вынуждает отвечать на них реформой образовательных систем, осуществляемойсегодня во многих странах мира. Эти вызовы порождают новые требования кобразованию и поэтому требуют разработки нового поколения стандартов.
Россия выдвигает квыпускникам системы образования новые требования, которые лучше всегохарактеризуют слова Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Свободныйчеловек в свободной стране». Двигаясь в этом направлении, российскаясистема образования сделала первые шаги. Закон «Об образовании»,принятый в 1992 г., законодательно закрепил многообразие образовательныхсистем, право образовательных учреждений и отдельных учителей на собственныеподходы к построению образовательного процесса. Неполнота нормативной правовойбазы создала угрозу разрушения единого образовательного пространства страны. Именнопоэтому приоритетной задачей стандартов первого поколения стало сохранениеинвариантного ядра общего среднего образования, единого для всех школ страны,обеспечивающего академическую мобильность учащихся, равные возможности дляпродолжения образования. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.
Функция сохраненияединого образовательного пространства не утратила своего значения. Однако всеболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающийсуществование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейсяобразовательной среды. С принятием Закона «Об образовании»,объективно появилась необходимость в переходе к системному управлениюинститутом образования, сложились предпосылки для замены обычного права(устоявшейся практики) законом — стандартом, выступающим как инструментправового регулирования отношений субъектов системы образования, с однойстороны, и государства и общества — с другой.
Разработкастандартов второго поколения призвана способствовать решению и более глобальнойзадачи — задачи развития человеческого капитала.
Образовательныестандарты нового поколения призваны:
·          задать ориентиры, определяющие целевые установкиосуществления общего образования;
·          стать фундаментом реформы общего образования, одновременносохраняющей достоинства и конкурентные преимущества российской школы иотвечающей новым потребностям.
Настоящий проектконцепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованныес различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их впредлагаемую новую модель. В нем нашли свое отражение и провозглашенные, но нереализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал дляразработки стандартов нового поколения.
/>/>/>1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ/>/>/>1.1 Стандарткак общественный договор
Перемены, происходящиев России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих какпреемственность исторического развития, так и необходимость определения цели,способной соединить государственные, общественные и личные потребности иинтересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Выдвижение задачразвития отечественного образования в разряд национальных приоритетов какнельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования — сфера жизниобщества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютногобольшинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включаетмногие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагиваетинтересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.
Исторический опытсоздания отечественных стандартов образования, формирующих в значительной мереосновы общего образования граждан России, показывает, что стандарты в состояниидостойно выполнить свою миссию только в том случае, если при их разработке ипринятии будет уделено должное внимание выявлению и согласованиюиндивидуальных, общественных и государственных потребностей в общемобразовании.
При разработкестандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересыможно классифицировать следующим образом:
·          индивидуальные потребности личности (семьи) в области общегообразования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональнойуспешности обучающихся;
·          личностная успешность — полноценное и разнообразноеличностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов,мотивов и способностей;
·          социальная успешность — органичное вхождение в социальноеокружение и участие в жизни общества;
·          профессиональная успешность — развитость универсальныхтрудовых и практических умений, готовность к выбору профессии;
·          социальный заказ — общественные запросы в области общегообразования — интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровнясоциальных потребностей. К их числу относятся следующие:
ü  безопасный и здоровый образ жизни — следование принципамбезопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведениюна основе полученных знаний и умений;
ü  свобода и ответственность — осознание нравственного смысласвободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания,умения делать осознанный и ответственный личностный выбор;
ü  социальная справедливость — освоение и принятие идеаловравенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур какдемократических и гражданских ценностей;
ü  благосостояние — активная жизненная позиция, готовность ктрудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночнойэкономики;
ü  государственный заказ — государственные запросы в областиобщего образования — представляет собой наиболее общую характеристикуиндивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен наобеспечение следующих приоритетов;
ü  национальное единство и безопасность — формирование системыценностей и идеалов, в результате освоения нравственных ценностей, единого государственногоязыка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремленияобустроить и защитить Родину;
ü  развитие человеческого капитала — подготовка поколениянравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан,живущих и работающих в свободной демократической стране в условияхинформационного общества и рыночной экономики;
ü  конкурентоспособность — фундаментальная общекультурнаяподготовка как база профессионального образования, прикладная и практическаяориентация общего образования.
Согласованиепотребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще иполитики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв междуобразованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, аувеличивается.
Государственныйинтерес заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечениядоступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от ихсоциального и имущественного положения, территориальных или иных различий.
Это позволит нетолько снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросынациональной безопасности, государственной стабильности, государственногоавторитета в мировой системе. Принципиально необходимым является последовательнаяориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личныхпространств» для принятия самостоятельных решений различными участникамиобразовательного процесса — учениками и педагогами, профессиональными инациональными сообществами.
Это означает, чтов основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью,обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует правачеловека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимногосогласия личности, общества и государства в формировании и реализации политикив области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонамивзаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможенпрогресс в области образования. Таким образом, стандарт — общественный договор,включающий баланс взаимообязательств и баланс требований. С принятием стандартане только государство сможет требовать от обучающегося соответствующейподготовленности. Важно то, что обучающийся, его родители (законныепредставители), общественность вправе требовать от государства и школывыполнения взятых ими обязательств.
Среди важныхнаправлений работы по согласованию потребностей и интересов следует отметитьтакже гласность, развитие соответствующей законодательной базы, формированиеинститутов зрелого гражданского общества, общественно-педагогическую экспертизупроектов стандартов общего образования.
Стандарт какинструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требуетчеткой фиксации предмета организации. Таким предметом в принципе могут бытьцели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности.Соответственно, и стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс,результат, а также и более мелкие составляющие образовательного процесса —условия, средства, ресурсы и т. д. В принципе все три уровня предметоврегламентации возможны и даже необходимы. Если реформа (модернизация) системыобразования состоит в переходе к системному управлению, приоритетным являетсярегламентация целей и четкая фиксация требований к результату с одновременнымпринятием процедур оценки результата. Если при этом система образованиястановится вариативной, необходимо четко указать границы (рамки) возможныхвариаций и ясно заявить о том, что не подлежит изменению.
Только в этомслучае стандарт может пониматься как базовый комплексный государственныйдокумент, определяющий совокупно систему требований и обязательств государствапо отношению к обществу в целом, как принципиальная основа для оформленияфинансового управления системой образования, как форма «общественногодоговора».
Таким образом, стандартможет быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системыобразования, с одной стороны, и государства и общества — с другой, при условии,что в нем определены цели этой системы и операционализированы результатыдеятельности субъектов системы (т. е. описаны и заданы процедуры егоизмерения).
Принципиально, чтов таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования,а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реальнодостигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образованиямогут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом игосударством.
Таким образом, разработкастандарта в своей целевой основе решает две взаимосвязанные задачи (принепременном условии преемственности системы образования и ее институтов):
·          обеспечение возможности управления системой образования;
·          обеспечение возможности развития человеческого капиталасредствами образования.
Первая задачаобъективно требует стандарта, главным структурным элементом которого являетсяоперационализированный результат деятельности субъектов образовательнойсистемы.
Вторая задачаобъективно задает систему требований к результатам образования. Фактическисовременный стандарт возникает на пересечении этих двух систем требований — ондолжен удовлетворять обеим системам.
Задавая определенныесогласованные параметры качества общего образования, государственный образовательныйстандарт становится важнейшим средством стабилизации и развития системыобразования, что является необходимым условием на пути развития национальногоединения и социального прогресса в нашей стране./>/>/>1.2 Сущностныехарактеристики государственных образовательных стандартов второго поколения
Принципиальнымотличием образовательных стандартов второго поколения должна стать ихориентация на результат образования, реализованная на недекларативном уровне.
Ориентация образовательныхстандартов на результат делает понятие результата образования принципиальнымэлементом концепции. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамкахкоторой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы врамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становитсяпередача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементомобразовательного процесса — репродукция этих знаний. Этим объясняется ведущаяроль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкцииэтих стандартов.
В отечественной психолого-педагогическойнауке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования,постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основеосвоения способов деятельности.
Особенностьюреализации деятельностного подхода при разработке стандартов образованияявляется то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевыхзадач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построениецелей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны бытьсформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходеучебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений,характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходецеленаправленно организованной учебной деятельности.
Если приоритетомобщества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодыхлюдей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи,то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач.Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качествавыпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать впроектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способностивостребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимыхожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется»такой результат нетрадиционно — в терминах «надпредметных» способностей,качеств, умений.
Актуализациядеятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образованиявторого поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышаетэффективность образования по следующим показателям:
·          придание результатам образования социально и личностнозначимого характера;
·          более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможностьих самостоятельного движения в изучаемой области;
·          возможность дифференцированного обучения с сохранением единойструктуры теоретических знаний;
·          существенное повышение мотивации и интереса к учению уобучаемых;
·          обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Деятельностный подходв образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения ивоспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которыедолжны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Содержаниеключевых задач отражает направления формирования качеств личности и всовокупности определяет результат общего образования:
·          личностное развитие — развитие индивидуальных нравственных,эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
·          социальное развитие — воспитание гражданских, демократическихи патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
·          общекультурное развитие — освоение основ наук, основотечественной и мировой культуры;
·          интеллектуальное развитие — развитие интеллектуальных качествличности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения,самообразования;
·          коммуникативное развитие — формирование способности иготовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранныхязыках, овладение современными средствами вербальной и невербальнойкоммуникации.
Соответственно врамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямосвязаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностнойформе.
Это означает, чторезультаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметномформате и могут иметь характер универсальных умений. В этом проявляетсятенденция усиления общекультурной направленности общего образования,универсализации и интеграции знаний.
Образовательныерезультаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаныс условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем эта связьносит, крайне сложный характер. Цели отражают потребности личности, общества,государства в образовании. Условия же отражают возможности общества(государства) в обеспечении образования.
Определение целей(потребностей) без учета условий (возможностей) может привести к резкомуувеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые не могутбыть удовлетворены. Это ставит под сомнение не только возможность реализациистандарта, но даже и его разработку. Разработка же целей образования, «привязанных»к существующим сегодня возможностям их обеспечения, с большой вероятностью непозволит достичь требуемого на современном этапе нового качества образования.
Этими соображениямипредопределяется роль условий осуществления образования как ресурсныхограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработкистандарта в этой связи может быть классифицирована как «задача наоптимизацию», предполагающая одновременное утверждение в государственныхобразовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных)черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.
/>/> 
1.3 Принципы государственной политики в областиобразовательных стандартов
Основные принципыгосударственной политики в сфере образовательных стандартов.
1. Охрана спомощью стандарта качества общего образования в Российской Федерации,недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образованиядля полноценного развития личности, продолжения образования, интеграцияличности в национальную и мировую культуру.
2. Созданиепосредством государственных образовательных стандартов условий равныхвозможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование,соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов,занимающихся образовательной деятельностью.
3. Взаимноесогласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнениягосударственных образовательных стандартов. Конкурсность разработки,демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственнойнормы на основе общественного согласия.
4. Балансвзаимообязательств и баланс требований в области государственныхобразовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированныйстандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанностьобучающихся соответствовать требованиям стандарта в части их учебныхдостижений.
5. Обеспечениегосударственного контроля и ответственности за полноценность образования,получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственныхобразовательных стандартов.
6. Гуманистическийхарактер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитиеличности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных,субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальныхи правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.
7. Единствообразовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально — региональныхобразовательных систем как условие устойчивого развития образованиямногонационального российского государства.
8. Обеспечениепосредством стандарта защиты обучающихся от некачественного обучения, апедагогических работников — от необъективной оценки их труда./>/>/>1.4 Статусгосударственного стандарта общего образования
Высокая миссиястандарта как государственной нормы, установление которой отнесено ккомпетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органовзаконодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определениястатуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системыобразования.
Поэтому первым и самымсущественным моментом в характеристике статуса стандарта должна статьконстатация того, что в системе существующего законодательного поля системыобразования стандарт становится единственным нормативным правовым актом,устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм иправил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
На основе образовательногостандарта проводится разработка:
·          примерных (базисных) учебных планов и программ;
·          технологий оценки соответствия содержания и качестваподготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессеаттестации выпускников в различных формах;
·          положения о рекламации на качество образования и (или)несоответствие качества образования установленным требованиям;
·          экспертизы учебников для общеобразовательной школы;
·          методики аттестации педагогических работников в частисоответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственныхобразовательных стандартов;
·          контрольных измерительных материалов для объективной оценки имониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальнойсистемы оценки качества образования;
·          подходов и методики расчета механизмов бюджетногофинансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
/>/>/>2. МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХСТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ2.1 Основные компоненты и структура компонентов стандарта
Анализ опытаразработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет социально-политическихи географических особенностей территории России, общих тенденций развитиясистемы отечественного образования позволяют достаточно уверенно выделить тусовокупность норм и ориентиров, которые наиболее важны для представления вкачестве нормативов. Среди них:
·          Требования к структуре основных общеобразовательных программ.
·          Требования к результатам общего образования (к результатамосвоения основных общеобразовательных программ).
·          Требования к условиям реализации основных общеобразовательныхпрограмм.
·          Характеристика Фундаментального ядра содержания общегосреднего образования.
·          Модель системы, оценки результатов освоения основныхобщеобразовательных программ.
·          Модель системы социализации и воспитания обучающихся.
·          Физиолого-гигиенические требования к организацииобразовательного процесса.
·          Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификациипедагогических работников, системе информационно-методической поддержкиобразовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.
Государственныестандарты общего образования рассматриваются как обобщающий свод положенийобщегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан наполучение общего образования.
Исходя изнеобходимости выбора оптимальной общности описания, для стандартов общегообразования устанавливается уровень общекультурного описания, пониманиекоторого не требует специальных профессиональных знаний. Из содержаниястандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишьспециалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах общегообразования. Целевые установки общего образования, заданные стандартами,окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в ихобсуждении и согласовании.
В содержаниестандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогическойреализации стандартов. Стандарты не должны устанавливать образовательныетехнологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные,медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулироватьформы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентироватьподзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами,которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.
Выделяются ведущиефункции стандартов, согласно которым государственные стандарты общегообразования:
·          задают целевые установки и условия осуществления общегообразования;
·          обеспечивают многообразие образовательных возможностей вусловиях единого образовательного пространства;
·          определяют универсальный характер, общекультурную ифундаментальную направленность общего образования;
·          являются основой нормативной регуляции общего образования.
Анализ опытаразработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденцийразвития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенноопределить пакет документов, которые наиболее важны для представления вкачестве нормативов.
Этот пакетестественным образом разделяется на две группы:
·          первую из них образуют документы, регулирующие результатобщего образования и процесс его достижения;
·          вторую — документы, определяющие условия получения общегообразования.
В каждой израссматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболеесущественные положения:
·          для первой группы это:
ü  «Требования к структуре основных общеобразовательныхпрограмм»;
ü  «Требования к результатам освоения основныхобщеобразовательных программ»;
·          для второй:
ü  «Требования к условиям реализации основныхобщеобразовательных программ».
Эти документыимеют достаточно общий характер и для своего восприятия не требуют специальныхпрофессиональных знаний.
Настоящий проектконцепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образованиявторого поколения рассматривать три компонента:
·          «Требования к структуре основных общеобразовательныхпрограмм» — представляют собой рамочное описание базовых компонентовобразовательных программ начального общего, основного общего и полного среднегообразования.
·          «Требования к результатам освоения основныхобщеобразовательных программ» — представляют собой операциональноеописание целевых установок общего образования.
·          «Требования к условиям реализации основныхобщеобразовательных программ» — представляют собой интегральное описаниесовокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспеченияобразовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатовобразования.
Другиенормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы,конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют системуих нормативного, инструментального, технологического иинформационно-методического сопровождения Обсуждение этих документов требуетнаправленной профессиональной подготовки его участников.
Весь пакетнормативных и рекомендательных документов — собственно стандарты и примыкающиек ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, —разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Что обеспечиваетсяобщим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта состороны Министерства образования и науки Российской Федерации.Требования к структуре основныхобщеобразовательных программ
Данный документявляется основой для разработки основных образовательных программ иобразовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержаниеи педагогические условия обеспечения образовательного процесса.
Основнаяобразовательная программа для каждой ступени школьного образования содержитрамочные ориентиры, регламентирующие цели образования и пути их реализации, втом числе:
·          требования к структуре и основным показателям учебного планаи учебных программ;
·          требования к организации учебного процесса;
·          требования к системе выявления и оценивания образовательныхдостижений учащихся;
·          требования к регламентации прав и обязанностей участниковобразовательного процесса;
·          требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;
·          запреты на меры, нарушающие права детей на качественноеобразование;
·          способы контроля за реализацией основной образовательнойпрограммы.Требования к результатам освоения основныхобщеобразовательных программ
Требования структурируютсяпо ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественныеи государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные иличностные результаты:
·          предметные результаты образовательной деятельности выражаютсяв усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого врамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решенияпроблем, опыта творческой деятельности, ценностей;
·          под метапредметными результатами понимаются освоенныеобучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способыдеятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и прирешении проблем в реальных жизненных ситуациях;
·          под личностными результатами понимается сформировавшаяся вобразовательном процессе система ценностных отношений обучающихся — к себе,другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу иего результатам.Требования к условиям реализации основныхобщеобразовательных программ
Требования кусловиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собойинтегральное описание совокупности условий, необходимых для реализацииобразовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатовобразования, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общегообразования:
·          кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификациипедагогических кадров;
·          финансово-экономическое обеспечение — параметрысоответствующих нормативов и механизмы их исполнения;
·          материально-техническое обеспечение — общие характеристикиинфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательнойсреды);
·          информационное обеспечение включает необходимую нормативнуюправовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационныхсвязей участников образовательного процесса.
/>/> 2.2 Нормативное сопровождение Требований к структуреосновных общеобразовательных программ и результатам их освоенияФундаментальное ядро содержания общегосреднего образования
Фундаментальноеядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для созданиябазисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основноеназначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизироватьобобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатамобразования применительно к содержанию учебных программ и организации учебнойдеятельности.
В Фундаментальномядре содержания общего образования фиксируются:
·          основополагающие научные знания, имеющие методологический исистемообразующий характер:
ключевые факты,понятия, идеи, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся котдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательногоизучения в общеобразовательной школе. Это те элементы научного знания ифункциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которымиуровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не можетбыть признан достаточным для полноценного продолжения образования ипоследующего личностного развития;
·          универсальные учебные действия, на формирование которыхнаправлен образовательный процесс. Кним относятся:
ü  личностные универсальные учебные действия;
ü  ориентировочные действия;
ü  конкретные способы преобразования учебного материала;
ü  коммуникативные действия.
Идея выделенияФундаментального ядра исходит из тезиса о необходимости разделения проблемыобобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретногосодержания школьных предметов.
Перечни ключевыхфактов, понятий, идей, законов, методов и теорий распределяются по циклам, традиционновыделяемым в содержании общего образования:
Гуманитарный цикл:
ü  Русский язык
ü  Иностранные языки
ü  Литература
ü  Искусство
ü  История
ü  География
ü  Обществознание
Естественно-математическийцикл:
ü  Математика
ü  Информатика
ü  Физика
ü  Химия
ü  БиологияБазисный учебный план
Федеральный Базисныйучебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя,задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования итребований к его освоению, при определении требований к организацииобразовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качествеодного из основных механизмов его реализации.
Федеральный Базисныйучебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов ираспределение учебного времени между ними.
В структуреФедерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:
·          инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся кобщекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностныхкачеств, соответствующих общественным идеалам;
·          вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характерразвития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта РоссийскойФедерации в реализации содержания общего образования.
Федеральный Базисныйучебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общегообразования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования.
Разработка Базисногоучебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основныхобщеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатовобщего образования, а также на конкретизацию понятия образовательныхрезультатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.Учебные программы
Примерные (базисные)учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативнойреализации содержания образования.
Поскольку базисныеучебные программы регулируют педагогический процесс, их положения понеобходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Этоозначает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализацииэкспериментальной или авторской образовательной программы) образовательнымучреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ приобязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.
Базисные учебные программыдополняются программами развития универсальных учебных действий, которыепризваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений.
Разработка примерныхучебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основныхобщеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатовобщего образования, а также на конкретизацию понятия образовательныхрезультатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.Модель системы оценки результатов освоенияосновных образовательных программы
Этот документдолжен восприниматься как инструментальное ядро государственных образовательныхстандартов. Материалы системы оценивания конкретизируют как сами требования,так и ожидаемые результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не толькопрофессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам,специалистам в области измерений, разработчикам программ и др.), но и основнымкатегориям непрофессиональных участников образовательного процесса — детям иродителям. Разработка модели системы оценки результатов освоенияобщеобразовательных программ опирается прежде всего на представление оструктуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизациюпонятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядресодержания общего образования.
С учетом принятогоподхода к стандарту как общественному договору, реализуемому в системевариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всейконструкции стандарта.
Именно оценканачинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элементасистемы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системыобразования. Более того, система оценивания перерастает узкие рамки моделиконтроля качества образования и становится принципиально необходимым элементоммодели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должнабыть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию идостижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. тафункция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами,учебниками и поурочными разработками.
Это определяет рядособенностей системы оценивания.
1. Система оценкирезультатов освоения образовательных программ, по определению, может бытьреализована только посредством изучения образовательных результатов,демонстрируемых учащимися. Однако разделение ответственности между субъектамиобразовательного процесса за достижение результатов образования, определяемыхтребованиями стандартов, предполагает использование как персонифицированных(как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило,мониторинговых) процедур оценки.
2. Системаоценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования,предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и школы,системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапеитоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений. Соотношениевнутренней и внешней оценки в итоговой оценке может различаться на разныхступенях обучения.
3. Обеспечениекачества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя,так и внутренняя оценка должна строиться на критериальной основе, адекватноотражающей основные требования стандарта к результатам образования на даннойступени обучения.
4. Ориентациястандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельностипревращает процедуру оценивания в важнейшее условие формированияконтрольно-оценочной деятельности учащихся. Это, в свою очередь, требуетвключения в содержание образовательного процесса формирования таких элементов,как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлеченияв процесс оценивания процедур самооценки. Формируемая модель оценки результатовосвоения основных образовательных программ тем самым предполагает созданиетакой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной»в образовательный процесс.
Главным условиемуспешности разработки является необходимость выражения требований в такихформах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участникамиобразовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительныхтолкований.
Для достиженияданной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, атакже подобрать (разработать) их таксономию, включающую только действия илидеятельности, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить./>/>/>2.3 Нормативноесопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательныхпрограммГигиенические требования
Гигиенические требованияотражают требования системы здравоохранения к организации образовательногопроцесса. Применительно к стандартам второго поколения при их разработкеследует учесть данные о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования вчасти учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетоминдивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видовдеятельности, используемых при обучении.Ресурсные требования
Требования кучебно-материальной базе общеобразовательного учреждения общего среднегообразования представляют собой систему нормативных документов, регламентирующихсоздание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности среднейшколы с учетом достижения целей, устанавливаемых государственнымобразовательным стандартом в плане качества и эффективностиучебно-воспитательного процесса.
Среди требований кучебно-материальной базе целесообразно выделить, как минимум, три нормативныхдокумента.
·          Первый — Перечни рекомендуемой учебной литературы и Спискицифровых образовательных ресурсов — должен содержать список таких элементов,которые необходимы для реализации образовательной программы общего образования.
·          Второй — Перечни учебного оборудования дляобщеобразовательных учреждений общего образования. Номенклатура этого документадолжна быть адекватна требованиям стандарта и покрывать потребности реализациикак основных, так и дополнительных образовательных программ.
·          Третий — Требования к оснащению учебных и административныхпомещений общеобразовательных учреждений. Данный документ может содержать такжетребования к экспертизе каждого учебного кабинета, на основании которых можнобыло бы проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полнотыкомплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактическойприспособленности материальных условий кабинета к реализации государственногообразовательного стандарта.
Критерии оценкиусловий получения общего образования представляют собой инструментальную базуоценки исполнения Требований к условиям получения общего образования и служатосновой аттестационных процедур./>/>/>2.4 Контрольисполнения стандартов
Контроль исполнениятребований к структуре основных образовательных программ и результатам ихосвоения осуществляется Рособрнадзором, органами управления образованием иобразовательными учреждениями по результатам освоения программ начальногообщего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Основу контролясоставляет оценка соответствия планируемых, реализуемых и достигаемыхрезультатов, осуществляемая в ходе как мониторинговых (неперсонифицированных),так и аттестационных процедур.
Проверкадостижения учащимися обязательного уровня общеобразовательной подготовкиосуществляется в безусловном порядке. Она служит основой индивидуальнойаттестации учащихся при решении вопроса об успешности освоения образовательнойпрограммы.
Контроль исполнениятребований к условиям реализации основных общеобразовательных программосуществляется преимущественно в ходе аттестации образовательных учреждений.
Источники
1.   Шкатулла В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов. — М.: НОРМА, 2001. —681 с
2.   КУРС ЛЕКЦИЙ «ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА»Автор-составитель Виноградов В.В. (учебный диск).
3.   Федеральный центр образовательного законодательства www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социологическое анкетирование как метод оценки эффективности внутрикорпоративной газеты
Реферат Автоматизация парокотельной установки
Реферат Анализ затрат производственной организации и себестоимости продукции направления совершенствования
Реферат Квалификация подделки и использования подложных документов
Реферат The Kyoto Protocol Essay Research Paper While
Реферат Основные направления внешней политики конца XIX начала XX вв.
Реферат О военной службе в РФ
Реферат Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима
Реферат Николай Гумилев: судьба, биография, творчество
Реферат Статистико-экономический анализ демографической ситуации в Калужской области на примере Боровского района
Реферат "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
Реферат К вопросу о политической программе Екатерины II В 1762-1768 гг.
Реферат 01030 г. Киев ул. Б хмельницкого 48, 5 этаж офис 5 тел: +38-044-592-68-72 факс: +38-044-585-93-51
Реферат Управление как фактор социального развития
Реферат Информационные технологии в управлении, их сущность и характеристика