Реферат по предмету "Педагогика"


Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Тарасевич Татьяна Васильевна
Воспитатель МДОУ
«Д/с №1 комбинированного вида»
Городского округа ЗАТО
Шиханы Саратовской области
 
Обучениерисованию детей дошкольного возраста
Рисованиеявляется одним из важнейших средств познания мира и развитие знанийэстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической итворческой деятельностью ребенка.
Обучениерисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанныхзадач:
·   во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивостьк окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
·   во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессерисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие,художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все детирисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, чтов дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познанияокружающего мира.
Проблемарисования старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественныхтехник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительноготворчества и зависимостью его развития от владения изображения.
Однако допоследних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоениедетьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которыхпроявлялось только в разнообразии свойств обучения, многообразие графических, втом числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет ихиспользования в детском рисовании как средств повышения выразительностиизображаемых детьми образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобыэти техники назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать ихв качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в старшемдошкольном возрасте.
Великийфранцузский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой училибы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всемнаукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столькоактуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.
Конечно, невсе дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободнотворить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно.Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развитияличности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение кнему.
Изучив,программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду язамечаю основные направления в своей образовательной работе.
Отработкатехнических навыков.
Воспитаниеэмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передаватьсвои впечатления в изобразительных работах, используя различные средствавыразительности.
Обучениеумению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путемсоздания отчетливых форм и подбора цвета.
Эти задачирешаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются сучетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.
Уже не длякого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процессобучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться стем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитомвнимания.
Ещё лет 10назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятиепроводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем –то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы исамостоятельная деятельность детей, оценка результатов. Сейчас мне приходитсяделить группу на 2 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход ккаждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал,приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта,я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группемы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшегодошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легкопредставляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисованияпревращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образыи изображать их.
Для детейстаршего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способпоэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления,какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядкаработы.
А потомобъяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы.Последнюю половину занятия я оставлю для самостоятельной доработки рисунка илискульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятиясоставляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразунесколько проблем. Во – первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы.Во – вторых: организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумываютрассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее – получаетвозможность ещё поработать.
И втретьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видятуспехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно изведущих направлений в моей работе – это обучение технических навыкам. Так,например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей,так и у старших дошколят.
Чтобынаучить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожуряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихиотрывные, неотрывные, прямы и дуги.
Упражненияпровожу как часть занятия, на котором в дальнейшим дети используют полученныйнавык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы былопонятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте –длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке – короткие (короткие дуги).Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатлениезавершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи взависимости от формы и фактуры предмета.
Призакрашивании красками больших поверхностей я использую такой прием. Говорюрастягивая: «Ра – а – аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожулинию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два – а – а»- рядомпровожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вестикисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.
Разводить исмешивать краски, подбирать характерный цвет
-эти задачирешаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этомнаправлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заходсолнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алаяразливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краскина мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодарявлаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. При рисовании осеннихпейзажей в подготовительной группе, я использовала приём набора различныхцветовых пятен сначала на палитреоргстекле, последующее отпечатывание их нелист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На такихзанятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развиваютчувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того,чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том,как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр.можно передать своёотношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которыхизображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разнойтехникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием илилепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика:«Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка»,«Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.
Ещё одинприем: другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного еготоварищем, этот приём учит детей оценивать, на сколько его средствавыразительности понятны для окружающих.
И так, этойстатьёй я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенкаоткрыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективнопостроить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новойоткрывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творитьпрекрасное.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
Реферат Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь особенности формирования и перспективы развития
Реферат История развития экономической науки
Реферат «Заинтересованное лакейство»: проблема сходства европейских интеллектуалов и русской интеллигенции
Реферат Монополістична конкуренція укр
Реферат Истории экономического шпионажа
Реферат Marijuana Essay Research Paper Marijuana Purposes HistoryThroughout
Реферат История возникновения денег
Реферат Легкая атлетика Основные виды легкой атлетики
Реферат по Анализу финансовой отчетности 2
Реферат Использование основных средств предприятия
Реферат Мошенничество с пластиковыми картами
Реферат Ипотечное кредитование 14
Реферат Бюджетно-фискальная политика государства
Реферат Федеральный Закон №58-ФЗ, "О системе государственной службы Российской Федерации". Тесты для самообразования