Реферат по предмету "Экономика"


История развития экономической науки

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Содержание
Введение
1. История экономическихучений
1.1 Экономические ученияДревнего Востока, античности, Средневековья
1.2 Классическаяполитическая экономия
1.3 Современное развитиенауки
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Введение
Экономиканашей страны претерпевает изменения. Отсталость от западных и даже восточныхдержав требует колоссальных усилий в этом направлении.
Всякоезначение по всей природе исторично, и всякая деятельность людей непременноопирается на опыт предшествующих поколений.
На данном этапе у нас существует довольно определенное представление о законахфункционирования рыночной экономики, изложенных в учебниках по курсу«Микроэкономика» и «Макроэкономика». Но это не дает намоснование пренебрежительно относиться к экономистам прошлых эпох только на томосновании, что мы знаем больше них. Да, это так, но все, что мы знаем, мы знаемблагодаря ним.
Существованиеособенностей экономических воззрений в традиционных обществах, наложили свойотпечаток на возникновение проблем государственной регламентации хозяйственнойжизни.
Предметомисторико-экономической науки является исторический процесс возникновения,развития и взаимодействия экономических идей и теорий. Она берет свое начало висторических экскурсах и библиографических списках XVIII — начала XIX вв.Специальные исследования по истории экономических учений появились уже в первойполовине XIX в. В процессе ее эволюции как самостоятельной отраслиэкономической науки, как в России, так и в зарубежных странах сложились группыученых, основной сферой профессиональной деятельности которых является историяэкономических учений. Однако в этой области пока еще не сформировался единыйподход.
Своеобразнуюфилософию рыночного хозяйства с его принципом «невидимой руки» намоставил в наследство великий экономист, основатель классического направления вэкономической науке — Адам Смит. Надо сказать, что классическая политическаяэкономия оказала огромное влияние на все последующее развитие экономическойнауки.
И в настоящеевремя одним из ведущих направлений экономической науки является неоклассическоенаправление, взявшее за основу постулаты именно классической политическойэкономии.
Висторико-экономической литературе пока еще встречаются различные объяснениятаких событий как появление маржинализма в последней трети XIX в., кейнсианскаяреволюция 30х гг. ХХ в., еще не разработана единая периодизации историческогопроцесса возникновения, развития и смены экономических идей и теорий. Тем неменее, мы можем выделить главные вехи в истории экономических учений: первоеотделение экономической мысли от философских и религиозных систем в эпохумеркантилизма; отделение экономической науки как самостоятельной областинаучного знания, имеющей собственный предмет и метод исследования в последнейчетверти XVIII в.; возникновение в последней трети XIX в. экономическойпрофессии, то есть профессиональной группы, специально занимающейся научнымиизысканиями в области экономики; признание в 30-е гг. ХХ в. социального статусаэкономической науки, необходимости научного обоснования экономической политикии активного участия экономистов в решении практических проблем общества.
Цель даннойработы – рассмотреть историю зарождения экономики, как наука. Определитьосновные этапы развития.
Исходя изпоставленной цели, намечен ряд задач:
1. рассмотреть зарождение науки ДревнегоВостока, античности, средневековья;
2. отразить политику классической экономики;
3. проследить развитие экономики насовременном этапе.
Структураработы: курсовая работа состоит из введения, в котором предложена актуальность,цели и задачи. В трех главах предложены этапы развития науки. В заключениипредлагается анализ проделанной работы. Список литературы состоит из учебников,пособий, научные публикации о работах мыслителя как отечественных, так изарубежных авторов.


1. Историяэкономических учений
 
1.1Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья
Первыенаучные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ.Она имеет обширные хронологические границы — от древнейших времен до XVII векаи включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию,средневековье и эпоху торгового капитализма.
Втрадиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большаячасть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная частьнаселения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственнуюоснову; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с темуглубление общественного разделения труда, поступательное развитиепромышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов,которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки длятоварного производства[1].
Втрадиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости;производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Онизависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основныеэкономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточныхдеспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Этовело к господству внеэкономического принуждения к труду. Вместе с тем, элементыэкономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняливнеэкономическое принуждение.
Обществавосточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др.- имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством ислабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями.
В ДревнейГреции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла,торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского трудаспособствовали развитию частной собственности и частного хозяйства.Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремилисьисследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечитьобщественное согласие и целостность общества.
Древниеримляне восприняли идеи греков. Однако они занимались главным образом вопросамиправа, а также практическими проблемами управления частным хозяйством.
Вдревневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениямиэкономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерскиеи т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическаямысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическаяпрофессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занималисьне профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опиралисьне на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.
Средневековьеэто многовековой период эпохи традиционных обществ, начавшийся с паденияРимский империи (474) и продолжавшийся до середины пятнадцатого века.Средневековое общество имело феодальный характер. Феодализм характеризовалсячастной собственностью на землю и господством крупного землевладения.Феодальное общество имело жесткую сословную структуру, основанную на принципе«господин-вассал»[2].
Большую рольв организации феодального общества, а также в его интеллектуальной жизни игралацерковь. В этот период преобладала не светская, а религиозная (каноническая)мысль; экономические идеи развивались как часть учения христианской церкви.Наиболее типичным явлением в мышлении средневековья является схоластика (отгреч. «школьный», «ученый»), возникшая в XI-XII вв. Раннеехристианство отрицательно относилось к частной собственности ипредпринимательству. Однако прогресс экономики в эпоху позднего средневековья всвязи с развитием ремесла, торговли и городской экономики и расширением рынковприходил в противоречие с христианским учением.
Средневековыммыслителям удалось уточнить содержание многих экономических понятий, развитьлогику научного понимания экономических процессов. Однако в целом экономическоемышление оставалось под контролем религиозных норм.
1.2 Классическаяполитическая экономия
XVI-XVII вв.в экономической истории являются эпохой торгового капитализма. В этот период,хотя все еще сохранялись основные черты традиционного общества, происходиливажные изменения в социально-экономической жизни Европы в связи с формированиеммирового рынка и обособлением национальных экономик. Великие географическиеоткрытия (середина XV-середина XVII вв.) заметно усилили развитие рыночнойэкономики, связав постоянными торговыми отношениями различные регионы. На этомфоне происходило обособление экономической жизни как самостоятельной сферыдеятельности, не связанной с иерархической феодальной структурой; экономическоемышление выходило из-под контроля религиозных норм. Возникали рыночныеструктуры и институты: торговые и банкирские дома, товарные и фондовые биржи,формировались национальные денежные системы. Однако в этот период по-прежнемугосподствовала ручная техника, что ограничивало возможности роста богатстванаций за счет развития производства; главным источником прибыли становиласьмеждународная торговля в форме неэквивалентного обмена.
В этомпроцессе активную роль играло государство. Правители, нуждаясь в более илименее осознанной и обоснованной экономической политике, формировали социальныйзаказ на научное осмысление экономических процессов. На этой объективной основепроизошло первое обособление экономической мысли от философской и религиозноймысли. Экономическое знание обособилось в форме меркантилизма.
Еговозникновение неразрывно связано с ролью государства. Но меркантилизм это нетолько исторический тип экономической политики, но это и экономическаядоктрина. Не случайно, термин «политическая экономия»[3],введенный французским меркантилистом Монкретьеном, который в последствие использовалсядля обозначения экономической науки, появился именно в эту эпоху.
Кредоэкономической доктрины меркантилизма заключается в учении о том, что прибыльсоздается в сфере обращения (денежного или товарного), богатство нациизаключается в деньгах. Меркантилисты утверждали, что богатство накапливается врезультате внешней торговли, поэтому интерес они проявляли к сфере торговли, ане производства. Благородные металлы в слитках или сокровища рассматривались,как основа богатства государства, поэтому признавалась необходимостьрегулирования внешней торговли с целью обеспечения превышения экспорта надимпортом и создания чистого притока металлических денег.
Меркантилисты,также как и схоласты, исходили из предпосылки о том, что общее богатствоявляется величиной постоянной и что обогащение возможно только за счетперераспределения; поэтому торговля рассматривалась как выигрыш одного за счетдругого. Рассматривая эту проблему на уровне национальной экономики,меркантилисты пришли к выводу о том, что увеличение богатства одной нациивозможно только в результате международной торговли и возникает оно обязательноза счет другой нации.
Меркантилизм,как господствующая доктрина и экономическая политика, сохранял свои позициивплоть до конца XVIII вв. В этот период главной сферой общественногопроизводства по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Однако уже с конца XVIв. происходили важные изменения в сфере промышленности, которые готовилипредпосылки для промышленного капитализма. Появилась новая форма промышленногопроизводства — мануфактура, основанная на разделении труда и его кооперации.Уже в конце XVII вв. некоторые мыслители, критикуя меркантилистскую доктрину,указывали, что источник богатства находится не в сфере обращения, а в сферепроизводства. Одним из первых эту идею высказал английский исследователь УильямПетти (1623-1687). Он полагал, что ценность товара определяется затраченным наего производство трудом; поэтому Петти считают родоначальником теории трудовойстоимости.
Критикамеркантилизма и идеи экономической свободы получили свое дальнейшее развитие вработах физиократов. Это экономическая школа, возникшая во Франции в серединеXVIII в. Они были сторонниками неограниченной конкуренции и невмешательствагосударства в экономику. Физиократы не были профессиональными экономистами. Темне менее, они обосновали целый ряд экономических понятий и разработали первуюэкономическую модель, которая была предшественницей схем воспроизводства КарлаМаркса и модели «затраты-выпуск» Василия Леонтьева[4].Поэтому некоторые историки экономической мысли считают, что именно физиократыположили начало обособлению экономической науки в отдельную отрасль научногознания. Защита свободной торговли и неограниченной конкуренции, с которойвыступили физиократы, оказала большое влияние на классическую экономическуютеорию, особенно на Адама Смита. Теории экономистов конца XVII-XVIII вв.являются первыми научными системами экономического знания, создавшимитеоретические предпосылки для отделения экономической науки в самостоятельнуюотрасль научного знания.
На основекритики меркантилизма и обобщения теоретического опыта предшественников емувпервые в истории экономической мысли удалось создать целостную систематическуютеорию, положившую начало классической традиции в экономической науке. Онсчитал, что не государство, а индивид играет решающую роль в экономике.
Классическаяполитическая экономия сформировалась в эпоху промышленного переворота иотразила его основные проблемы, в частности проблему накопления. Теорияклассической школы изучала экономический рост и развитие, а также исследовалаприроду и источники богатства наций, распределение национального продукта междусобственниками факторов производства в условиях роста населения, ограниченныхресурсов и свободной конкуренции в рамках экономики свободногопредпринимательства, делая упор на накопление капитала, расширение рынков иразделение труда.
Классическиеэкономисты не имели единства во взглядах на деньги. Главная проблемаклассической экономической теории имела макроэкономический характер. Этоисследование природы экономического роста и его тенденций. Особенностьклассического подхода заключалась в признании определяющего влиянияраспределения доходов на рост национального богатства.
Экономисты-классикирассматривали еще одну важную макроэкономическую проблему. Это вопрос обэкономической стабильности и экономическом равновесии.
Классическаяполитическая экономия оказала решающее влияние на развитие экономическойтеории; она занимала господствующие положение в экономической науке XIX в.Классики стремились к созданию «чистой» экономической теории,игнорируя конфликты между рабочими и капиталистами. Рассматривая вопросы экономическойполитики, они стремились избегать идеологических проблем.
В эпохупромышленного переворота XIX в. капиталисты, осуществляя технические инновации,связанные с внедрением машинной техники, нуждались в больших финансовыхресурсах. Кредитная система и финансовые рынки в этот период были ещенедостаточно развиты, чтобы обеспечить потребности индустриальной революции.Поэтому капиталисты опирались в основном на собственные ресурсы и стремилисьполучить максимальную прибыль; они удлиняли рабочий день, выплачивали мизернуюзаработную плату и т.д. Условия жизни и труда наемных рабочих в этот периодбыли очень тяжелыми. Недовольство рабочих высоким уровнем эксплуатацииприводило к обострению классовой борьбы.
Классическаяполитическая экономия игнорировала проблему эксплуатации. Однако «рабочийвопрос», то есть поиски путей улучшения положения рабочего класса,волновал многих мыслителей XIX в. Немецкий философ, социолог, историк,политолог и экономист Карл Маркс (1818-1883) предложил революционный путьрешения этого вопроса. Он опирался на идеи раннего социализма, разработанныеСен-Симоном, Фурье и Оуэном, немецкой философии Гегеля и Фейербаха, а такжеанглийской классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо.
Историкиэкономической мысли считают, что первым критиком капитализма являетсяшвейцарский экономист Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842). В своихпервых работах он называл себя последователем Адама Смита и делал упор нагармонии интересов и необходимости невмешательства государства в экономику.
Проблемаограниченности ресурсов заставила экономистов по-новому взглянуть на вопрос окритериях определения ценности благ. Понятие полезности было дополнено понятиемпредельной полезности, что привело к оценке ресурсов с точки зрения их редкости(количества).
Триэкономиста: англичанин Уильям Джевонс (1835-1882), австриец Карл Менгер(1840-1921) и швейцарец Леон Вальрас (1834-1910) практически одновременно инезависимо друг от друга пришли к открытию предельного анализа, позволяющегоучитывать влияние редкости ресурса на его ценность; приоритет первогопубличного изложения этой теории в 1862 г. принадлежит Джевонсу. Он же впервые использовал слово «экономикс» для обозначения экономической науки;однако в широкий научный оборот это слово вошло позднее благодаря А.Маршаллу.
Открытиепредельного анализа имело огромное влияние на последующее развитиеэкономической науки; понятие предельной полезности служит основаниеммногочисленных современных теорий, объясняющих экономическое поведениедомохозяйств и фирм. Поэтому некоторые историки экономических учений используютпонятие «маржиналистская революция» для обозначения этого события.Однако есть и противники такого подхода к объяснению этого события. Лишь кконцу XIX в. возникла неоклассическая теория, которая имела системный характер,и рассматривала на основе предельного анализа, как спрос, так и предложение.
 
1.3 Современноеразвитие науки
На рубеже XIXи XX вв. сформировалась неоклассическая экономическая теория, составляющаяоснование современной экономической науки. Она использует общий подход, методыи инструменты маржиналистской экономической теории XIX века и вместе с темопирается на методологические и теоретические основы, заложенные такимиклассиками, как Д.Рикардо и Дж. Милль.
Неоклассикирасширили область применения подхода laissez-faire(«позвольте-делать»), включив в рассмотрение не только свободупроизводства и накопления, но и свободу выбора при потреблении. Модельсовершенной конкуренции представила дополнительные теоретические свидетельстватого, что свободная конкуренция и неограниченное проявление потребительскихпредпочтений максимизируют экономическое благосостояние общества.Неоклассическая теория продолжила традиции экономического либерализма и «чистой»экономической теории, лишенной идеологических устремлений.
В разработкетеории стоимости в отличие от классиков экономисты неоклассической школысосредоточили свое внимание не на внутренней ценности, а на факторах,определяющих рыночную цену. Они обратились к полезности товара, опираясь напредельный анализ. Существенное отличие неоклассической теории от классическойполитической экономии заключается и в том, что она имела микроэкономическуюнаправленность; в этот период была создана микроэкономическая теория, в ееформирование внесли вклад многие экономисты, представляющие неоклассическоенаправление.
Благодаря Маршалу,родоначальнику предельного анализа, понятие «эколномикс» вошло вширокий научный оборот.
Участникишколы экономической мысли, существовавшей в Лозаннском университете вШвейцарии, делали упор на использование математических методов для раскрытиявзаимозависимостей в рыночной экономике.
На рубеже XIXи XX вв. предельный анализ получил распространение не только в Европе, но и вСША. Американскую школу неоклассического направления представляют Джон БейтсКларк (1847-1938) и Ирвинг Фишер (1867-1947).
В последнейтрети XIX в. — первой трети XX в. идеи маржинализма и неоклассической теориипостепенно завоевали господствующие позиции в большинстве стран. В этот периодбыли разработаны аналитические инструменты, необходимые для решения многихтеоретических проблем экономической науки, что способствовало дальнейшейпрофессионализации этой отрасли научного знания и обособлению особойпрофессиональной группы людей, занимающихся экономическими исследованиями.Однако исследования неоклассиков имели узкопрофессиональный характер; запределами неоклассической теории остались многие важные социально-экономическиепроблемы. Уже на рубеже XIX и XX вв. неоклассическая теория подвергаласькритике со стороны институционального направления. Институциональнаяэкономическая теория получила распространение в США в начале ХХ века подвлиянием работ Торстейна Веблена (1857-1929), Джона Коммонса (1862-1945) иУэсли Митчелла (1874-1948). Акцент на роли институтов в экономических явленияхсвязан с критикой неоклассической экономической теории, игнорирующейнеэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения. Институционалистыподчеркивали важность социальных и политических структур, в рамках которыхработает экономика, и использовали более широкие методы экономического анализа,включающие методы политологии и социологии.
Социально-правовоенаправление, утверждавшее примат права над экономикой, в американском институционализмесформировалось на основе работ Коммонса. Он разрабатывал процедуры мирногорешения конфликтов и достижения социального согласия при помощи юридическихпроцедур.
Американскийинституционализм подготовил идейную почву для «Нового курса»Рузвельта в период Великой депрессии 1929-1933 гг.; Митчелл и Коммонс активноподдерживали рузвельтовскую администрацию. Однако институционалистам не удалосьразработать целостную систематическую теорию рыночной экономики, в которойактивную роль играет государство.
В первойтрети ХХ века произошли события, которые поколебали веру в возможностьстабильного и гармоничного развития, которая была характерна длянеоклассической экономической теории. Наибольший удар по ортодоксальномунеоклассическому тезису о совершенстве рыночного механизма, способногообеспечить равновесие в экономике и оптимальное использование ресурсов, нанеслаВеликая Депрессия 1929-1933 гг. Общество, обратившись к экономистам с вопросамио том, что нужно делать в ситуации затяжной депрессии, заставило их преодолетьузкопрофессиональную ограниченность и сосредоточиться на вопросах экономическойполитики.
Началопересмотру традиционных взглядов на экономическую науку и экономическуюпрофессию положила политика, получившая название «Новый курс»,которую начал осуществлять американский президент Франклин Рузвельт в марте 1933 г. Она была направлена на восстановление американской экономики посредством специальных программдля безработных и бездомных, а также мер, направленных на реструктуризациюэкономики[5].
Целостнаятеория государственного вмешательства была обоснована в известной работебританского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса (1883-1946) «Общая теориязанятости, процента и денег» (1936).
Теоретическоеобоснование государственного вмешательства в экономику, разработанноебританским ученым, очень быстро получило широкое и повсеместное признание.Распространение идеи необходимости государственного регулирования в 30-40-е гг.ХХ в. получило название «кейнсианской революции»[6].
СистемаКейнса создала предметную область для современной макроэкономики, поэтому егосчитают основателем макроэкономического анализа. Особенность его методологиизаключается в том, что он изучал поведение экономики в целом, используяагрегированные величины: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупныеинвестиции и сбережения, валовый национальный продукт, национальный доход ит.д.
Однаконекоторые проблемы не получили рассмотрения в теории Кейнса. Его система имеластатичный характер, он не рассматривал проблемы экономического цикла иэкономического роста. В работах Кейнса недостаточно полно были рассмотреныпроблемы инфляции, а также не получили рассмотрения вопросы микроэкономики.
Проблемавзаимодействия реального и монетарного секторов получила развитие в теориикейнсианско-неоклассического синтеза, которая сформировалась в 50-е гг. ХХ в.Основы неоклассического синтеза заложили британский экономист сэр Джон РичардХикс (1904-1989) и американский экономист Пол Энтони Самуэльсон (1915).
Посткейнсианцывыступают против маржинализма и неоклассической микроэкономической теории,основанной на предельном анализе; они стремятся возродить классический подход вопределении ценности товаров. В частности, британский экономист итальянскогопроисхождения Сраффа попытался найти независимую от рыночной стихии мерустоимости и решить проблему, которая волновала многих классиков. Его теориястандартного составного товара была названа неорикардианством, а попыткасоздать новую теорию ценности «антимаржиналистской революцией»[7].
Влияниеклассической политэкономии на посткейнсианскую теорию сказывается так же и втеории экономического роста. Посткейнсианцы критикуют неоклассическую теорию застатичный подход к экономике, подчеркивая ее динамический характер. Следуяклассической традиции, они признают влияние распределения доходов на темпыэкономического роста. Согласно их концепции инвестиционное поведение иразличные склонности к сбережению у двух классов общества: наемных работников,получающих заработную плату, и собственников капитала, получающих прибыль, — различно. Следуя теории Кейнса, посткейнсианцы уделяют внимание проблемеэффективного спроса и признают необходимость государственного вмешательства длястабилизации экономики, а также для стимулирования экономического роста.
Кейнсианскаятеория сохраняла господствующее положение до начала 70-х гг. ХХ в. Однако онане сумела объяснить такое явление в экономике как стагфляция одновременноеповышение уровня цен и рост безработицы в период кризиса первой половины 70-хгг.; кейнсианская теория оказалась неспособной рекомендовать какие-либо пути еепреодоления. Это привело к кризису кейнсианской теории и восстановлениюнеоклассической традиции и «неоконсервативному возрождению» вэкономической науке[8].
В результате«неоконсервативного сдвига» середины 70-х гг. ХХ вв. в экономическойнауке произошло возрождение неоклассических методологических и теоретическихпринципов. Для современного «основного направления» характерназначительная доля основных идей создателей неоклассической теории[9].Отказ от теории ценности на основе издержек производства в пользу субъективнойтеории цены, основанной на спросе и предложении, теория предельнойпроизводительности вместо определяемого социальными факторами распределениядохода, а также видение гармоничной экономической системы доминирует в неоклассическойэкономической теории после Кейнса так же, как это было и в XIX в.
В отличие отнеоклассики начала ХХ в. современная ортодоксия предпринимает попытки решатьмакроэкономические вопросы. Они появились в период господства кейнсианскойтеории, когда неоклассика находилась в оппозиции к ней.
Во второйполовине 70-х гг. ХХ в. появилась экономическая теория предложения.Экономическая теория предложения получила особое распространение в начале 80-хгодов после избрания в США консервативной администрации во главе с президентомРейганом, в честь которого ее экономическая политика была названа«рейганомикой»[10].
Современнаяэкономическая пролитика опирается на рекомендации новейших неоклассическихтеорий. Их основной императив невмешательство государства в экономику. Вотличие от политики кейнсианского типа она направлена на реализациюдолгосрочных целей и игнорирует текущие колебания экономической конъюнктуры.
Неоспоримымпреимуществом демократического общества является свобода в научном творчестве.Несмотря на то, что в экономической науке господствуют теории неоклассичекскогонаправления такие, как монетаризм, новая классическая макроэкономика,экономическая теория предложения, существует целый ряд теорий, выступающих с критикой«основного направления»[11].
В России, также как и в зарубежных странах, экономическая наука стала специальной областьюнаучной деятельности в XIX в. В этот период широкое распространение получилиидеи классической школы. Это было связано с особенностями развития капитализмав России после отмены крепостного права в 1861 г. После отмены крепостного права развернулась дискуссия о том, в каком направлении будетразвиваться Россия. Последователи классической теории, а также теории Марксасчитали, что в России необходимо способствовать созданию крупного промышленногопроизводства; что она будет развиваться по капиталистическому пути[12].
В начале XXв. в России получили распространение идеи маржинализма. Особенность этогопроцесса заключалась в том, что некоторые ученые стремились синтезироватьтрудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности.
Широкоераспространение в России на рубеже XIX-XX вв. получил революционный марксизм.Владимир Ленин (1870-1924) и его соратники восприняли и теорию Маркса, ипролетарскую идеологию, заложенную в ней. После завершения гражданской войны вначале 20-х гг. ХХ в. началось строительство социалистической экономики. Вотличие от капиталистического способа производства, основанного на частнойсобственности и рыночной организации хозяйства, социалистическая экономикаопирается на общественную собственность на средства производства ицентрализованное планирование.
Уже в началеэтого процесса обнаружилось очевидное противоречие с исторической концепциейМаркса, с его тезисом о том, что социалистическая революция должна победить всамой развитой стране. Существующие проблемы политической экономии социализма –это вопросы об объективном характере экономических законов социализма, значениетоварно-денежных отношений при социализме.
КонцепцияСталина легла в основу учебника политэкономии, вышедшего в 1954 г. Он состоял из двух основных частей: политической экономии капитализма и политической экономиисоциализма, что соответствовало исторической концепции марксизма-ленинизма.Такой подход в исследовании и преподавании политической экономии сохранялсявплоть до начала рыночных реформ в России[13].
Однаконегативные тенденции застоя экономики, проявившиеся уже в 70-е гг. продолжалинарастать в 80-е гг., что привело на рубеже 80-90-х гг. к отказу от системыцентрализованного планирования и переходу к рыночной экономике.

2. Практическаячасть
В Древнеммире постепенно экономика становилась на рельсы добровольного труда.Изначальные законы о принудительном труде расширяли возможности людей спроявлением ремесла, торговли. До нашего времени сохранились не полныеисточники по экономики того периода, содержащие в основном, правовой характер.Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а такжегосударственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельныхотношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщическогопроцента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонскогообщества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципамполитики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактатеДревнего Китая Гуань-цзы(IV в. до н.э.)
Общепризнанныйвклад в разработку вопросов философии государства и права внеслидревнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений обэкономике является исследование разделения труда. Однако они не рассматривалиего социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделениятруда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социальногонеравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы[14].
По Платонуидеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постояннымколичеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для негохарактерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда наоснове врожденных способностей людей.
Он считал,что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Этооказало влияние на его понимание природы и функций денег. Идеи Платона былиблизки номиналистической концепции денег.
Аристотель,также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеальногогосударства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицаниечастной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частнойсобственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как онадает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественногоспокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.
По Аристотелюэкономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлениидомашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросыприобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика)[15].Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Такимобразом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человекможет обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворениюпотребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия,направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утратеестественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себестало целью торговли.
ВзглядыАристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавалтоварную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средствеобмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющийсобственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчаютобменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег.Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество,которое использовало деньги для получения еще большего их количества[16].
Платон иАристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этическиекритерии, соответствующие моральные нормы. Это различие положило начало двумосновным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.
Древниеримляне проблемы управления частным хозяйством отразили в работах римляне:Катон (234-149 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.) и Колумелла (I в. дон.э.)[17].
Большую рольв организации средневекового феодального общества, а также в егоинтеллектуальной жизни играла церковь. Итальянский мыслитель Фома Аквинский вработе «Сумма теологии» (Summa Theologica), опираясь на теорию,развитую Аристотелем доказывал, что частная собственность в том виде, в какомее признавал Аристотель, вполне совместима с религиозной моралью. Частнаясобственность, связанная с удовлетворением потребностей (собственность наодежду, жилище и проч.), а не стремлением к обогащению, не являетсяпротивоестественной.
Торговля,согласно Фоме Аквинскому, изначально является злом. Этот вывод следовал изпредпосылки о неизменности совокупного богатства. Действительно, в традиционныхобществах экономический рост практически отсутствовал. Следовательно,обогащение было возможно только за счет перераспределения богатства. Поэтомуторговля рассматривалась как выигрыш одного лица за счет другого. Рассматриваяторговлю как не очень престижное занятие, схоласты, тем не менее, оправдывалиторговлю тем, что в целом она приносила обществу пользу.
Отношение кростовщичеству, приносящему процент, было очень противоречивым. Ранняясхоластическая доктрина осуждала ростовщичество; оно рассматривалось какнедостойное занятие. Однако в более поздних взглядах осуждалась не столькопрактика взимания процента, сколько слишком высокая процентная ставка.
Во взглядахна деньги экономисты того периода придерживались металлистической концепции,осуждали государственные злоупотребления по уменьшению золотого содержаниемонеты, которые приводили в непрерывным расстройствам денежного обращения.
Светскуюэкономическую мысль эпохи феодализма представляет французский ученый НиколаОрем, который предпринял попытку обосновать металлистическую теорию денег всвоей работе «Трактат о происхождении, природе и юридическом основании иизменении денег». Он следовал логике Аристотеля в объяснении причинвозникновения денег, но более детально остановился на тех свойствах, которымидолжны обладать товары, используемые в качестве денег. Так же, как иАристотель, он признавал товарную природу денег. Рассматривая закономерностиденежного обращения в денежной системе биметаллизма, он настаивал на том, чтосоотношение золота и серебра как денежных товаров должно соответствовать ихрыночному соотношению. Никола Орем настаивал на том, что чеканка монеты должнабыть привилегией королевской власти как представителя общества, который имеетнаибольшие полномочия и власть; однако он требовал исключить злоупотребления,ведущие к ухудшению качество монеты.
Теорииэкономистов конца XVII-XVIII вв. являются первыми научными системами экономическогознания, создавшими теоретические предпосылки для отделения экономической наукив самостоятельную отрасль научного знания. Классическая политическая экономиясформировалась в эпоху промышленного переворота и отразила его основныепроблемы, в частности проблему накопления.
Смит и егопоследователи теоретически обосновали доктрину невмешательства государства вэкономику, получившую название laissez-faire (франц.)(«позвольте-делать»)[18]. Онаутверждает, что экономическая жизнь общества наилучшим образом управляется спомощью решений, принимаемых индивидами, и практически исключает вмешательствоорганов власти. Роль государства в достижении этой цели должна состоять вразрешении частной экономической деятельности и создании правового аппарата дляее обеспечения.
Главныйинтерес Смита был сосредоточен на проблеме экономического роста. Он утверждал,что источником богатства является производство как сельскохозяйственное, так ипромышленное.
Главнаятеоретическая заслуга Смита состояла в том, что он сделал первый шаг внаправлении создания теории свободной конкуренции.
Наибольшийвклад в разработку классической теории экономического роста внесли Рикардо иМальтус. На основе мальтузианского закона была сформулирована классическаятеория заработной платы, которая утверждала, что доход рабочего имеетпостоянный уровень и равен прожиточному минимуму. Этот тезис получил название«железный закон заработной платы»[19], согласнокоторому независимо от возможности кратковременного роста заработной платы вдолгосрочном периоде она неизбежно всегда будет возвращаться к отметкеминимального уровня жизни.
Классическаяполитическая экономия оказала решающее влияние на развитие экономическойтеории; она занимала господствующие положение в экономической науке XIX в.
Классическаяполитическая экономия XIX в. игнорировала проблему эксплуатации. Особенностьметода Маркса заключается в том, что он рассматривал экономические вопросы вшироком историческом контексте. Его историческая концепция опирается надиалектический метод, который Маркс унаследовал от Гегеля. Наполнив егоматериалистическим содержанием, он сформулировал метод историческогоматериализма.
ПредсказанияМаркса относительно судьбы капитализма пока не осуществились на практике. Нормаприбыли остается стабильной в течение последнего столетия, а реальнаязаработная плата возросла. С другой стороны, оправдались предсказания Маркса оконцентрации промышленности.
В своихпервых работах швейцарский экономист Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмондиназывал себя последователем Адама Смита и делал упор на гармонии интересов инеобходимости невмешательства государства в экономику.
Относительноразвития классической экономики в России можно сказать, что в работеЛ.Сперанской «История отечественной экономической науки (XIXв.)»представлена классификация основных направлений российской экономической мысли,их связь с западноевропейской политической экономией, с одной стороны, и соригинальность экономических воззрений российских ученых, с другой. В статьеН.Шухова рассматриваются экономико-математические исследования вдореволюционной России.
Экономисты-классикирассматривали еще одну важную макроэкономическую проблему. Это вопрос обэкономической стабильности и экономическом равновесии. Большинство классическихэкономистов придерживались теории рынков, разработанной французским экономистомСэем в его трактате «Политическая экономия». Он предполагал, что каждаяпродажа предполагает спрос такой же величины, что и предложение, и поэтому неможет существовать избыток спроса или предложения. Таким образом, Сэй и вследза ним большинство классиков отрицали возможность общего избытка товаров вкапиталистической экономике. Закон рынков Сэя Ц такое название получила этатеория Ц был признан и уточнен Давидом Рикардо и Дж. С. Миллем. Следствием иззакона Сэя стало утверждение о том, что предложение само создает для себяспрос. В XIX в. лишь несколько экономистов отвергали закона Сэя и считали, чтопри капитализме перепроизводство неизбежно. К их числу относится Мальтус,которого известный экономист XX в. Кейнс считал родоначальником теории«перепроизводства» и своим предшественником.
Кларкпредставитель неоклассического направления претендовал на независимое открытиепринципа предельного анализа; он считается родоначальником теории предельнойпроизводительности. Он пошел дальше, чем первые маржиналисты и распространилпредельный анализ на проблему распределения доходов, утверждая, чтораспределение в соответствии с «законом» предельнойпроизводительности является «справедливым».
В 30-е гг. ХХв. Кейнс пришел к пониманию того, что основной проблемой общества являетсямассовая безработица. Поэтому в отличие от неоклассических экономистов, которыезанимались преимущественно проблемами ценообразования, он сосредоточил своевнимание на факторах, которые определяли уровень производства и занятости, а нецен.
Рассматриваяпроблему эффективного спроса, Кейнс выявил причины недостаточности потребительскогои инвестиционного спроса и возможности государственного воздействия насовокупный спрос. В отличие от классиков и неоклассиков он считал, чтосбережения не всегда ведут к росту национального продукта, так как рыночныймеханизм не способен гарантировать равенство сбережений и инвестиций; этоутверждение известно как «парадокс бережливости»[20].
Модельпоказывает, каким образом увеличение совокупного спроса ведет к увеличениюнационального продукта. Ее графическая интерпретация этой модели получиланазвание «Кейнсианский крест» (для закрытой экономики)[21].
Кейнсявляется создателем новой теории денег, получившей название теории предпочтенияликвидности, в которой наряду с трансакционным спросом на деньгирассматривается спекулятивный мотив и мотив предосторожности. Однако вполитических рекомендациях Кейнс не использовал эту теорию, так как считал, чтов период депрессии денежно-кредитная политика не эффективна и отдавалпредпочтение бюджетно-налоговой политике.
В работахавторов, представляющих новое кейнсианство, предпринимаются попытки разработатьмикроэкономические основания макроэкономического анализа и тем самым дополнитьтеорию, разработанную Дж. М. Кейнсом. Новые кейнсианцы считают, чтонеоклассическая микроэкономика не дает реалистического описания современнойэкономики, для которой характерна несовершенная конкуренция и ассиметричнаяинформация.
Развитиеэкономики России на современном этапе претерпевает большие изменения от яркогопримера политики НЭПа до последних реформ нового правительства: это и реформыГайдара, экономический курс Явлинского. Советские экономисты в 20-х гг. в целомподдерживали идею использования математики для анализа экономических процессов.Важным достижением советской экономико-математической школы является модельсбалансированного экономического роста, разработанная советским экономистом Г.Фельдманом, который значительно опередил разработки западных экономистов. Припостроении модели он опирался на схемы расширенного воспроизводства К. Маркса,но давал им собственные интерпретации. Это позволило ученому рассмотретьвзаимосвязь темпа роста дохода, фондоотдачи, производительности труда иструктуры использования дохода. Он пришел к выводу о том, что для достижениявысоких темпов роста необходимо направлять большую часть капитала впроизводство средств производства. Двухсекторная модель социалистическогоэкономического роста Фельдмана, рассматривающая влияние роста на структуруэкономики, получила известность не только в России, но и за рубежом.
С 1927 г. в СССР начался курс на свертывание новой экономической политики, а к концу 20-х гг. былизакрыты все методологические и теоретические дискуссии. Возобладала идеяколлективизации сельского хозяйства и форсированной индустриализации, концепцияплана-директивы, опиравшаяся на тезис о революционной воле пролетариата,стремящегося построить коммунистическое общество. Марксизм-ленинизм превратилсяв официальную доктрину и идеологию. В 60-70 гг. сложились благоприятные условиядля формирования альтернативных концепций в экономической теориигосударственного социализма, которые тем не менее. В поисках теоретическогооснования хозяйственных реформ середины 60-х гг. советские ученые опирались наидеи марксизма-ленинизма. После многолетнего запрета получили признаниематематические методы решения народнохозяйственных задач. Несмотря на то, что втечение многих десятилетий сохранялось отрицательное отношение к использованиюматематики в экономике, традиции математической экономии, продолжали такиевыдающиеся исследователи как Леонид Кантарович (1912-1986), лауреат Нобелевскойпремии 1975 г., и Виктор Новожилов (1892-1970). Благодаря их деятельности былсоздан Центрально-экономический институт АН СССР (ЦЭМИ), где получила развитиетак называемая Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). Главнаяпроблема, которую стремились решить ученые, не меняя основных устоев системыгосударственного социализма, — это оптимальное использование ограниченныхресурсов в условиях плановой экономики.
Однаконегативные тенденции застоя экономики, проявившиеся уже в 70-е гг. продолжалинарастать в 80-е гг., что привело на рубеже 80-90-х гг. к отказу от системыцентрализованного планирования и переходу к рыночной экономике. Промахиэкономистов 90-х реабилитируются достижениями современных экономистов, однако иу них существует ряд просчетов. Только при наличии сильной экономической школы,Россия может добиться процветания, как в экономическом аспекте, так иполитическом, гарантирую одну из главных ролей в мировом масштабе.

Заключение
Подводя итогиработы, выяснено, что предметом историко-экономической науки являетсяисторический процесс возникновения, развития и взаимодействия экономическихидей и теорий, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенноевнимание уделено описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономическойнауке и которым мы обязаны её возникновением. Всякое значение по всей природеисторично, и всякая деятельность людей непременно опирается на опытпредшествующих поколений. На данном этапе у нас существует довольноопределенное представление о законах функционирования рыночной экономики,изложенных в учебниках по курсу «Микроэкономика» и«Макроэкономика». Но это не дает нам основание пренебрежительноотноситься к экономистам прошлых эпох только на том основании, что мы знаембольше них. Да, это так, но все, что мы знаем, мы знаем благодаря им.
Именно поэтому изучение истории экономических учений – это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме того, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и осмыслить относительность любых экономических знаний (т.к. любое знание в любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления, уточнения и совершенствования.
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира, но самые, на мой взгляд, интересные идеи выдвигали философы Древней Греции. Даже после самого беглого ознакомления с историей экономических учений можно заметить, что ни одна из экономических теорий не является абсолютно верной, но в то же время зерно истины содержится в любой из них. Это весьма интересно и отличает экономическую науку от многих других наук.
В ходеисследовательской деятельности были рассмотрены теория, методология, методика,способы и приемы экономического анализа. Можно отметить, что экономика, какнаука, развивалась постепенно.
Выяснено, чтоистория экономической науки уходит в древние века, понятие«политэкономия» появилась именно в этот исторический период.Возникновение бухгалтерского учета уже в то время, требующее солидныхпрофессиональных знаний, свидетельствовало о достаточно высоком практическомуровне развития прикладного экономического анализа. Экономический анализ какнаука сформировался сравнительно недавно. В этом отношении он отличается отстатистики и бухгалтерского учета, которые имеют многовековую историю. Поистории развития бухгалтерского учета и статистики имеется достаточно солиднаялитература дореволюционного и послереволюционного периода, тогда как по анализухозяйственной деятельности нет фундаментальных трудов вплоть до 20-30-х годовХХ века.
Однако вдореволюционной России имелись отдельные аналитические разработки, которыеотносились ко времени зарождения капиталистических отношений. Историю развитияэкономического анализа у нас можно было бы периодизовать так: состояние анализав царской России, его развитие в послереволюционный период, в период перехода крыночным отношениям. Значительные аналитические разработки, имевшие место вцарской России и развитая теория и богатая практика анализа послереволюционногоразвития являются серьезной базой для дальнейших исследований проблемэкономического анализа в переходный период.

Списоклитературы
1.  ЕмцовР.Г. Микроэкономика.- М.: ДИС, 1997. – 298 с.
2.    Жид Ш., Рист Ш. Историяэкономических учений. — М., 2005. – 356 с.
3.    История экономическихучений: Учебно-практическое пособие // Под ред. И.П. Гуровой, С.Л. Сазановой. –Ульяновск, 2001. – 100 с.
4.  Курсэкономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: «АСА»,2002. – 468с.
5.   Микроэкономика.Теория и российская практика/Под. ред. А.Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — М.:КНОРУС, 2004. – 432 с.
6.  МэнкъюН.Г. Принципыэкономике. — СПб.: Питер, 2004. – 374 с.
7.  НуреевP.M. Курс микроэкономики. — М.:НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 346 с.
8.  СамуэлъсонП.А. Экономика.— М.: Бином-Кнорус, 1999. – 372 с.
9.  Экономика/Подред. А.С. Булатова. — М.: Юристь, 2002. – 422 с.
10.Экономическаятеория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ,2007. – 454 с.
11.ФишерС. Экономика.— М.: Дело, 1998. – 278 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.