Реферат по предмету "Педагогика"


Примерная программа по русской литературе для школ с родным нерусским языком обучения

--PAGE_BREAK--Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать и определять, выявлять авторскую позицию, выделять и формулировать, сравнивать, анализировать, оценивать и сопоставлять, выражать свое отношение, выразительно читать, строить устные и письменные самостоятельные высказывания, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения и элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных на русском и родном языках произведениях, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решения разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (500 час)
Литература как искусство слова (2 час) Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
Русский фольклор (20 час) Особенности русского фольклора, его связь с христианством и славянской мифологией. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Жанры русского фольклора. Народное представление о героическом. Отражение в русском и родном фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Природа в русском фольклоре. Быт, семья, государство, патриотическое чувство в русском фольклоре. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке) (10 час)
Миф и сказка. Виды сказок. Образы животных в русских сказках и сказках родного фольклора. Фольклорная и литературная сказка. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета и образов в сказке.
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (4 час) [1]
Виды народных песен в русском и родном фольклоре. Выражение народной мудрости и юмора в загадках, пословицах и поговорках.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час)
Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русской былины в сопоставлением с родным эпосом. Противоборство добра и зла. Гипербола в фольклоре. Образ богатыря в русском и родном фольклоре (возможен выбор другой былины)
Древнерусская литература (15 час) Христианско-православные и языческие истоки древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Черты национального характера в произведениях древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Связь литературы с фольклором.
«Слово о полку Игореве» (в сокращении) (6 час).
Вопрос о времени создания и об авторстве слова. Историческая основа произведения. Нравственно-патриотическая идея «Слова о полку Игореве», мысль об объединении русских земель. Развитие образа князя Игоря. Образ Ярославны – нравственный идеал русской женщины. «Золотое слово» Святослава. Фольклорная образность в произведении. Трагический и оптимистический смысл финала. Значение «Слова» для русской литературы и культуры.
Повесть временных лет (Смерть Олега от своего коня) (2 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр летописи. Соотношение документального и художественного начала в летописи. Образ текущего времени и человеческой судьбы, сила и слабость земной власти в повествовании о смерти князя Олега.
Поучение Владимира Мономаха (фрагменты) (3 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр поучения, его особенности. Высокий нравственный пафос и христианская мораль в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений.
Житие Сергия Радонежского (фрагменты) (4 час) (возможен выбор другого произведения).
Жанр жития. Повествование о великом подвижнике земли русской. Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственных начал: кротость, жертвенность, крепкая вера, беззаветное служение родине.
Русская литература XVIII века – 13 час Эпоха Просвещения в русской литературе и культуре. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства в литературе классицизма. Сатира в классицизме. Обращение к жизни и внутреннему миру «частного» человека в сентиментализме. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Идейно-художественное своеобразие литературы XVIII в.
Материал изучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества писателей и с чтением фрагментов следующих произведений: М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»; Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль»; Г.Р. Державин «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», «Властителям и судиям», «Фелица»; А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза»
М.В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Жанр оды в творчестве Ломоносова. Дидактическая, просветительская направленность «Оды на день восшествия...». Яркая образность, масштабность поэтического мышления Ломоносова.
Комедия «Недоросль» как политическая сатира. Отражение в ней художественных принципов классицизма. Идеи Просвещения в комедии, обличение Фонвизиным невежества, дикости помещиков. Мастерство драматурга в изображении различных типов русского национального характера.
Тема назначения поэта в лирике Державина. Проблема жизни и смерти в его философской лирике. Обращение поэта к библейской символике. Традиции и новаторство поэта в жанре оды.
Жанр путешествия в русской литературе. Протест против самодержавия и крепостничества в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Величественная и трагическая фигура русского просветителя-гуманиста.
Н.М. Карамзин – историк, писатель, реформатор русского языка. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина. Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.
Русская литература XIX века (230 час) Поворотные события русской истории начала века (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, реформа 1861 г.) и их отражение в русской литературе. Разнообразие художественного и философского осмысления категории свободы в русской литературе (свобода общественная и личная, свобода творчества, свободное начало в любви и дружбе, природа как воплощение свободы). Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской и родной литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Родной быт и природа. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Проблема положительного героя в русской и родной литературе. Зарождение темы «маленького» человека. Понятие «лишнего» человека, образ «героя нашего времени». Зарождение реализма.
Реализм в русской и родной литературе, многообразие реалистических тенденций. Демократизация русской литературы, развитие темы «маленького человека», проблема нищеты, бесправия, унижения человеческого достоинства. Поиск в литературе героя нового типа, готового взять на себя ответственность за судьбу родины. Герой-индивидуалист, герой-праведник, герой-крестьянин, образ русской женщины. Близкие типы характеров в родной литературе учащихся. Нравственные и философские искания русских писателей. Проблемы свободы и необходимости, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Религиозные и богоборческие мотивы, материалистические настроения, проблема добра и зла в мире, их взаимосвязь. Литература о глубокой, таинственной связи человека и истории, человека и природы. Западники и славянофилы в русской культуре; споры о судьбе России, о ее особом предназначении. Проблема «народ и интеллигенция», сложность взаимопонимания между ними. Роль литературы в формировании русского языка.
И.А. Крылов (6 час) Жизнь и творчество (обзор).
БАСНИ «Квартет», «Ларчик», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» (возможен выбор четырех других басен).
Жанр басни в русской и родной литературе. Дидактическая просветительская направленность басен Крылова, обличение в них человеческих пороков. Заимствования, перевод и русский национальный колорит, народная мудрость в баснях Крылова, народность языка. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Образ волка в родной литературе. Историко-культурный контекст басни «Волк на псарне».
В.А. Жуковский (6 час) Жизнь и творчество (обзор).
БАЛЛАДА «Светлана»
Баллада как лироэпический жанр. Фольклорная основа баллады, ее нравственный пафос. Жанр баллады русской и родной литературе.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Жаворонок», «Море» (возможен выбор двух других стихотворений)
Романтизм поэзии Жуковского. Мир человека и мир природы в лирике поэта.
А.С. Грибоедов (11 час) Жизнь и творчество (1 час)
КОМЕДИЯ «Горе от ума» (в сокращении) (10 час).
Проблема ума в комедии, столкновение нового мировоззрения со старым. Фамусов и «фамусовская Москва», обличение нравственной деградации «фамусовского общества». «Миллион терзаний» Чацкого. Образ Софьи и его роль в развитии сюжета и проблематики пьесы. Соотношение любовной интриги и общественно-политического содержания комедии. Широкий, обобщающий смысл конфликта. Художественное своеобразие пьесы, афористичность языка.
А.С. Пушкин (50 час) Жизнь и творчество. Значение пушкинского наследия в русской культуре. (2 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (стихотворения обязательны для изучения).
«Осень», «Деревня», «Не пой, красавица, при мне...» (возможен выбор трех других стихотворений) (16 час)
Разнообразие мотивов лирики поэта: политическая, философская лирика, стихи о любви и дружбе, тема поэта и поэзии, природа в понимании и изображении Пушкина. Обращение поэта к поэтической образности культур Запада и Востока. Особенности пушкинского гуманизма, мотив милосердия в его творчестве. Простота и лаконизм пушкинского стиля. Лирика Пушкина в переводах на родной язык учащихся.
ПОЭМА «Цыганы» (5 час) (возможен выбор другой романтической поэмы).
Особенности конфликта: столкновение современного человека, носителя европейской цивилизации с миром «дикой вольности» детей природы. Романтический колорит, интерес поэта к экзотике цыганской жизни. Неспособность людей понять иной быт, чужие традиции, обычаи, как одна из причин трагической развязки. Черты романтического героя в образе Алеко. Реалистический элемент в поэме, зависимость человека от жизненных обстоятельств, тема судьбы, мысль о недостижимости абсолютной свободы. Сложные, неоднозначные отношения категорий свободы и счастья.
ПОВЕСТЬ «Станционный смотритель» (5 час) (возможен выбор другой повести из цикла «Повести Белкина»).
Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель», обращение Пушкина к изображению быта простых людей. Образ «маленького» человека русской и родной литературе. Библейская символика в повести.
ПОВЕСТЬ «Дубровский» (4 час).
Главные герои и образы крестьян. Соотношение эпического и лирического в повести. Нравственная проблематика, проблема выбора и верности долгу.
РОМАН «Капитанская дочка» (6 час) (в сокращении);
Проблемы судьбы, истории, взаимоотношений народа и дворянства. Изображение «русского бунта». Пугачев – историческое лицо и Пугачев Пушкина. Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества. Богатство и разнообразие изображения народных характеров.
РОМАН В СТИХАХ «Евгений Онегин» (обзорное изучение с чтением глав – 1,4,6,8) (12 час)
Образ Онегина в романе «Евгений Онегин», душевная черствость и опустошенность героя-индивидуалиста, проблема эгоизма. Татьяна – «милый идеал» Пушкина, поэтичность ее натуры, близость народной стихии, верность долгу. Нравственная проблематика романа. Основные сюжетные линии романа. Тип «лишнего человека» в русской литературе.
Творчество Пушкина в оценке Белинского.
Влияние творчества А.С.Пушкина на развитие родной литературы.
М.Ю. Лермонтов (36 час) Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». (стихотворения обязательны для изучения)
«Утес», «Листок», «Ангел» (возможен выбор трех других стихотворений (15 час)
Основные мотивы и темы лирики: одиночество, свобода и воля, борьба, неприятие светского общества, судьба поколения, поэт и поэзия, жажда любви и гармонии в природе и человеческой жизни. Восточные мотивы в лирике поэта. Земное и небесное у Лермонтова. Лермонтов как выразитель общественных настроений эпохи после поражения восстания декабристов.
ПОЭМА «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (5 час) (в сокращении)
Историческая основа поэмы. Близость языка поэмы к фольклорной традиции. Особенности конфликта и проблематики. Сильная личность и герой-индивидуалист в изображении и понимании Лермонтова. Основы народной нравственности в поэме.
ПОЭМА «Мцыри» (в сокращении) (5 час)
Конфликт человека с окружающим его миром природы, социальной средой. Обращение поэта к кавказскому колориту. Черты романтизма в поэме, особенности языка и стиля.
РОМАН «Герой нашего времени» (повести «Бэла» и «Максим Максимыч») (10 час).
История создания романа «Герой нашего времени», его жанровое своеобразие. Социальная, психологическая и нравственная проблематика романа. Образ Печорина, его соотнесенность с образами других героев (Максим Максимыч и герои-горцы). Трагедия героя-индивидуалиста. Максим Максимыч как тип природного, не испорченного цивилизацией русского человека. Образ Бэлы как воплощение нравственной чистоты: ее по-детски наивный взгляд на мир, тяготение к природе, сочетание в ней гордости и скромности. Реализм и романтизм в романе.
А.В. Кольцов (2 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской эпохи) Слово о писателе.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Косарь», «Песня пахаря», «Урожай» (возможен выбор трех других стихотворений)
Народно-поэтические традиции в лирике Кольцова. Воспевание красоты и поэзии крестьянского труда.
Н.В. Гоголь (23 час) Жизнь и творчество (1 час)
ПОВЕСТЬ «Майская ночь или утопленница» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») (в сокращении) (3 час)
Жанровое своеобразие сборника «Ночь перед Рождеством». Поэтизация, особенный национальный колорит картин народной жизни, природы, любви в повести “Майская ночь, или утопленница”. Сочетание реального и фантастического, лиризма и юмора.
ПОВЕСТЬ «Тарас Бульба» (в сокращении) (4 час)
Историческая основа повести. Прославление духа товарищества и самоотверженности. Героико-патриотический пафос повести. Столкновение чувства и долга в повести. Образы Остапа и Андрия.
ПОВЕСТЬ «Шинель» (в сокращении) – (3 час)
Социальная проблематика повести «Шинель», ее нравственно-этический пафос. Сочетание реального и фантастического в повести, художественная роль детали. Сочетание в речи повествователя юмора, иронии, приемов комического сказа с элементами возвышенного, патетического стиля. Образ «маленького человека» русской и родной литературе. Особенности фантастического у Гоголя
КОМЕДИЯ «Ревизор» (в сокращении) (5 час)
Разоблачение нравственных пороков русского чиновничества в комедии «Ревизор». Образ Хлестакова как художественное открытие Гоголя. Обобщающий смысл образа города. Многозначность финала. Значение драматургии Н.В.Гоголя для становления и развития драматургии в родной литературе.
ПОЭМА «Мертвые души» (I том) (главы VI, VII) (7 час)
История замысла, жанр и смысл названия поэмы «Мертвые души». Композиция глав о помещиках. Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека. История жизни Плюшкина. Содержание и роль лирических отступлений в главе. Плюшкин и Чичиков. Гоголь-сатирик. Чиновничество в России как разъедающее страну зло. Образы крестьян в поэме. Приемы контраста, гипербола, сравнение, лиризм.
    продолжение
--PAGE_BREAK--А.Н. Островский (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
КОМЕДИЯ «Свои люди – сочтемся» (в сокращении) (возможен выбор другой пьесы)
Купеческая среда в изображении Островского. Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образ Большова и Подхалюзина, тема самодурства в пьесе Островского. Нравственная проблематика пьесы.
И.С. Тургенев (15 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «Записки охотника» («Живые мощи», «Певцы») (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника») (4 час).
Духовная сила человека, открывающая путь к свету в самых тяжелых, трагических жизненных обстоятельствах. Талантливость русского народа, проявление в народной песне разных сторон русского национального характера.
РОМАН «Отцы и дети» (обзорное изучение, чтение глав, в которых раскрываются образы основных героев и представлен конфликт поколений) (9 час).
Творческая история романа. Смысл названия. Базаров и Павел Петрович Кирсанов как представители разных поколений, их взгляды на пути реформирования России. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Черты личности, мировоззрение Базарова. Авторское отношение к Базарову. Базаров и его мнимые последователи. Роль любовной интриги в романе, Базаров и Одинцова. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Тургеневский “тайный психологизм”: психологическая функция портрета, интерьера, пейзажа; описание позы, жеста и мимики… Пейзаж и его роль в романе.
СТИХОТВОРЕНИЯ из книги «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Два богача») (возможен выбор двух других стихотворений из цикла) (2 час).
Своеобразие жанра «Стихотворений в прозе», сочетание лиризма и философской глубины.
Ф.И. Тютчев (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной…». (стихотворения обязательны для изучения)
«Чародейкою зимою...», «Неохотно и несмело...», «Листья» (возможен выбор трех других стихотворений)
Жанр философской миниатюры. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы, загадке русской души. Образ России, пейзаж в лирике Тютчева.
А.А. Фет (5 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…» (стихотворения обязательны для изучения)
«Ласточки пропали...», «На железной дороге», «Сосны» (возможен выбор трех других стихотворений)
Внутренний мир человека и внешний мир в лирике Фета. Слияние человеческой души с миром природы. Мастерство поэта в передаче красоты каждого мгновения бытия.
А.К. Толстой (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Средь шумного бала, случайно…», «Вот уж снег последний в поле тает...»;
БАЛЛАДА «Василий Шибанов»» (возможен выбор трех других произведений)
Яркая эмоциональность, лиризм стихотворений о природе и любви. Обращение поэта к русской истории и фольклору. Образ Ивана Грозного, нравственная проблематика баллады. Поэтическое изображение чувства любви к родине, верности, чувства долга простого человека из народа.
Н.А. Некрасов (15 час) Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Крестьянские дети» (фрагмент), «Железная дорога» (стихотворения обязательны для изучения)
«Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова», (возможен выбор двух других стихотворений) (8 час)
Раздумья поэта о судьбе русского народа, его унижении, страданиях, силе, терпении и покорности. Образ революционера-разночинца. Глубокий лиризм в стихотворениях о русском народе, боль за его тяжелую долю.
ПОЭМА «Кому на Руси жить хорошо» (обзорное изучение с чтением главы «Пир на весь мир») (7 час)
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы послереформенной России. Образ правдоискателя, преклонение перед теми, кто смог отдать всего себя делу освобождения крестьян: Гриша Добросклонов — образ народного заступника. Образы крестьян. Теневые стороны крестьянской жизни: пьянство, добровольное холопство, предательство народных интересов. Проблема “господского” счастья”. Сатирические образы помещиков. Проблема «счастия народного». Фольклорная основа поэмы. Влияние творчества Некрасова на родную литературу.
Н.С. Лесков (3 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Кадетский монастырь» (в сокращении) (возможен выбор другого произведения).
Образы «праведников» в рассказе. Проблема воспитания юношества. Понятие о чести, чувстве долга. Своеобразие композиции рассказа.
М.Е. Салтыков-Щедрин (4 час) Жизнь и творчество (обзор)
СКАЗКИ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист» (возможен выбор трех других сказок).
Обличение социальных пороков общества. Смысл жизни и человеческое достоинство в произведениях Салтыкова-Щедрина. Объект сатирического обличения в сказках писателя, его неоднозначное отношение к простому народу; раскрытие сильных и слабых сторон народного характера. Своеобразие жанра щедринских сказок. Сатирические произведения в родной литературе.
Ф.М. Достоевский (9 час) Жизнь и творчество (1 час)
РОМАН «Преступление и наказание» (городские сцены, образ Петербурга, линия семьи Мармеладовых). (8 час)
Замысел романа и его воплощение. “Униженные и оскорбленные" в романе, трагедия «маленьких» людей в жестоком мире (образ матери и сестры Раскольникова, семья Мармеладовых, образ Лизаветы). Образ старухи-процентщицы. Образ Петербурга– бездушного призрачного города, убивающего людей; особая поэтичность и красота Петербурга.: урбанистический пейзаж, городские контрасты, цветовая гамма и звуковой фон, уличные сценки. Интерьер в романе и его художественная функция. Образ Петербурга в русской литературе. Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские представления, мотивы, образы в романе. Новаторство Достоевского в изображении города. Проблема смирения и гордости; бунт «маленького» человека. Религиозные и богоборческие мотивы в романе.
Л.Н. Толстой (15 час) Жизнь и творчество (1 час)
РОМАН-ЭПОПЕЯ «Война и мир» (сцены Аустерлицкой битвы, Бородинской битвы и партизанской войны) 11 ч
РАССКАЗ «Кавказский пленник» 3 ч
ПОВЕСТЬ «Детство» (в сокращении»
История создания. Общие сведения о романе «Война и мир». Верность историческому факту и художественный вымысел у Толстого. Антитеза как излюбленный прием писателя. Разрыв между дворянством и народом и их единение в 1812 г. Тема войны в романе. Философия истории: роль личности в истории, законы исторического движения. Реализм Толстого в изображении войны. Антинародный характер войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Массовый герой у Толстого, изображение народа как единого организма, батальные сцены. Пожар в Москве. Изображение партизанской войны. Платон Каратаев и нравственная концепция Толстого. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Истинный и ложный героизм и патриотизм. Подвиг в понимании и изображении Толстого. Проблема национального характера. Богучаровский бунт. Образы Тушина и Тимохина. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Кавказская тема в творчестве Толстого.
Влияние романа Толстого на историческую романистику в родной литературе.
В.М. Гаршин (2 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения)
Красный цветок как воплощение мирового зла. Прославление великого подвига самопожертвования. Аллегорический смысл рассказа.
А.П. Чехов (8 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ: «Смерть чиновника», «Хамелеон» (произведения обязательны для изучения)
«Толстый и тонкий», «Крыжовник» (возможен выбор двух других рассказов)
Смешное и грустное в рассказах Чехова. Лаконизм повествования. Тема бездуховности, обывательской тупости и трусости. Юмористические произведения в родной литературе.
В.Г. Короленко (2 час) Жизнь и творчество (обзор)
ПОВЕСТЬ «В дурном обществу» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения)
Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Мир детства в родной литературе.
Русская литература ХХ века (120 час) Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ в. Религиозные, философские искания начала ХХ века и их взаимосвязь с эстетическими поисками в литературе. Герой-бунтарь, утверждение им принципов высокой романтики. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и родной литературе. Отражение в литературе неоднозначного отношения интеллигенции и народа к революции. Русская литература советского времени. Проблема героя и тема родины. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и родной литературе, раскрытие лучших черт русского национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Тема детства в русской и родной литературе. Человек и эпоха, человек и государство, человек и природа. Новые подходы к изображению трагических страниц истории советского периода. Новое осмысление темы Великой Отечественной войны. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров в литературе. Проблема человека и природы в современной поэзии и прозе. Проблема исторической памяти. Нравственные и эстетические искания русской литературы последних десятилетий ХХ в. Тема детства в русской литературе.
И.А. Бунин (4 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «Танька», «Лапти» (возможен выбор других рассказов)
Нравственный пафос рассказов Бунина. Точность и выразительность деталей.
А.И. Куприн (3 час) Слово о писателе
РАССКАЗ «Чудесный доктор»
Рассказ о великом русском хирурге Н.И. Пирогове, утверждение доброты и милосердия как высших ценностей жизни.
М. Горький (8 час) Жизнь и творчество (1 час)
ПОВЕСТЬ «Детство» (фрагменты) (3 час); рассказ «Старуха Изергиль» (Легенды о Ларре и Данко) (4 час) (возможен выбор двух других произведений)
Автобиографическая повесть «Детство», отражение в ней тяжелых картин жизни; умение писателя в атмосфере жестокости и эгоизма увидеть светлое и доброе начало в людях. Раннее романтическое творчество Горького. Прославление свободы, силы, воли и мужества. Романтическая приподнятость стиля, роль романтического пейзажа, прием контраста. Влияние творчества Горького на развитие родной литературы.
А.А. Блок (8 час) Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Россия» (возможен выбор трех других стихотворений). (7 час)
Лирический герой Блока. Два плана стихотворений Блока – реальный и символический. Преодоление лирическим героем ощущения трагической безысходности бытия. Обретение смысла жизни в любви к родине, тема родины в родной литературою.
В.В. Маяковский (8 час) Жизнь и творчество (1 час)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нашему юношеству» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гуманистический пафос творчества Маяковского, объединяющий его раннюю и зрелую лирику. Лирический герой Маяковского. Драматизм стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Тема поэта и поэзии. Уважительное отношение поэта к народам, населяющим Советский Союз, к их языкам и культуре. Влияние поэзии Маяковского на творчество поэтов – представителей родной литературы учащихся.
С.А. Есенин (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять...» (возможен выбор трех других стихотворений)
Основополагающее значение темы родины в творчестве поэта. Любовь к родному краю, его природе, быту, традициям. Лирический герой Есенина. Ответственность человека за все живое на земле. Картины природы, передающие тончайшие душевные переживания лирического героя. Проникновенное чувство любви к родине у поэтов – представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
А.А. Ахматова (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Лотова жена» (возможен выбор трех других стихотворений).
Обостренное чувство родины в дни тяжелых испытаний. Восприятие войны как борьбы за национальную культуру, за «великое русское слово». Глубокое понимание женской души, внутреннего мира женщины в стихотворении «Лотова жена», переосмысление в нем библейского мотива.
Б.Л. Пастернак (5 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Снег идет», «Заморозки» (возможен выбор двух других стихотворений)
Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака. Использование поэтом оригинальных, необычных тропов. Изображение природы в стихотворениях поэта.
М.А. Булгаков (10 час) Жизнь и творчество (обзор)
ПОВЕСТЬ «Собачье сердце» (в сокращении).
Проблема сохранения традиций культуры и духовности. Мир русской интеллигенции в ее взаимоотношениях с малообразованными представителями новой власти. Губительность противоестественного вмешательства людей в законы природы и общества. Реальность и фантастика у Булгакова. Трагическое и комическое в повести.
М.М. Зощенко (4 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗЫ «История болезни», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов
Природа комического в рассказах Зощенко. Образ повествователя. Обличение пошлости, невежества, мещанских нравов в сатире Зощенко. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказам Зощенко).
А.П. Платонов (3 час) Жизнь и творчество (обзор)
Рассказ «Цветок на земле» (возможен выбор другого произведения)
Мир детства в рассказе. Идея созидательного добра. Романтический пафос рассказа. Особенности языка и стиля.
А.С.Грин (5 час) Слово о писателе.
ПОВЕСТЬ «Алые паруса» (возможен выбор другого произведения)
Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Романтические характеры героев.
К.Г. Паустовский (3 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Избушка в лесу» (возможен выбор другого рассказа)
Единство человека и окружающего его мира природы. Возвышающее и очищающее воздействие искусства на душу человека. Роль искусства в жизни родного народа.
М.М. Пришвин (4 час) Жизнь и творчество (обзор)
СКАЗКА-БЫЛЬ «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения)
Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Гармония человека и природы. Художественная функция пейзажа.
Н.А. Заболоцкий (2 час) Жизнь и творчество (обзор)
СТИХОТВОРЕНИЯ «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка» (возможен выбор двух других стихотворений)
Философские мотивы в лирике Заболоцкого в сопоставлении с лирикой родной литературы.
А.Т. Твардовский (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
ПОЭМА «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).
Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату — победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.
М.А. Шолохов (6 час) Жизнь и творчество (обзор)
РАССКАЗ «Судьба человека» (в сокращении).
Героическое и трагическое в рассказе. Преодоление личной трагедии любовью. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Роль пейзажных зарисовок в композиции рассказа.
В.М. Шукшин – (4 час) Слово о писателе
РАССКАЗЫ «Чудик» и «Срезал»
Образы бескорыстных правдоискателей («чудиков») в рассказах, осуждение писателем эгоизма и бездушия.
А.И.Солженицын (3 час) Слово о писателе
РАССКАЗ «Как жаль»
Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.
  Русская проза второй половины ХХ века (22 час)   Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. Произведения не менее трёх авторов по выбору, например: В.П. Астафьев – (4 час) Слово о писателе
РАССКАЗ «Гирманча находит друзей»
Мир подростков. Проблема преодоления национальных барьеров, путь к дружбе и взаимопониманию.
Распутин В.Г. (4 час) Слово о писателе
РАССКАЗ «Уроки французского» (в сокращении)
Нравственная проблематика рассказа. Духовная память человека как нравственная ценность. Образ учительницы, ее чуткость, глубокое понимание ею легко ранимой души подростка. Чувство собственного достоинства юного героя.
Казаков Ю.П. (4 час) Слово о писателе
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Http://www eusi ru/lib/illic osvobogdenie ot skol shtml
Реферат Анализ хозяйственной деятельности и использования МТП в ФГУП УОХ Июльское Воткинского района УР
Реферат Происхождение древнегреческой трагедии и эстетическая категория "трагическое"
Реферат Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ЗАО "Минский завод безалкогольных напитков")
Реферат Шекспир как представитель эпохи возрождения
Реферат Организации производства на предприятии (в строительстве)
Реферат Глобальные проблемы экологии
Реферат Спор Иуды Искариота с Иисусом Христом в рассказе ЛНАндреева Иуда Искариот
Реферат Поэты в Отечественной войне 1812 г
Реферат Фундаментальный анализ
Реферат Правові традиції як частина культурної спадщини
Реферат Пути повышения эффективности современной рекламы в газетах и журналах
Реферат Комплексная оценка состояния здоровья и условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении
Реферат Теоретические проблемы формирования налоговой системы в России
Реферат Структура финансовых ресурсов коммерческих предприятий