Реферат по предмету "Финансовые науки"


Структура финансовых ресурсов коммерческих предприятий

Содержание
Введение
1. Общиеосновы функционирования финансов коммерческих предприятий
2. Особенностиформирования и использования финансовых ресурсов в коммерческих предприятиях
3. Совершенствованиефинансов коммерческих предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В условиях рыночной экономики основнымиинструментами регулирования экономических процессов становятся стоимостныекатегории, среди которых важное место занимают финансы. Последние активноиспользуются в качестве инструмента регулирований экономики, как на уровне государства,так и на уровне субъектов, функционирующих в разных сферах и отрасляхэкономики. При этом состояние финансов отражается на их деятельности. Именноустойчивость финансов, их наличие и стабильность характеризуют благосостояниегосударства, субъектов предпринимательской деятельности граждан.
Финансы выражают собой часть денежных отношений,возникающих по поводу распределения стоимости валового национального продуктапутем формирования и использования финансовых ресурсов для удовлетворенияобщественных потребностей.
Финансы коммерческих организаций и предприятийявляются основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания,распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостномвыражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основномсоздаются совокупный общественный продукт и национальный доход. Именно поэтомутема данной курсовой работы так актуальна. Тема финансов в современной научнойлитературе в основном получила необходимую разработку как с теоретической, таки с практической точек зрения (например такими авторами, как П.Н. Шуляк«Финансы предприятий», А.Н. Гаврилова и А.А. Попов «Финансы организаций (предприятий)»и различными нормативно-правовыми актами и законами).
Целью данной курсовой работыявляется рассмотреть структуру финансовых ресурсов коммерческих предприятий,так как именно финансы предприятия являются основой производственнойдеятельности. Эта цель достигается путем решения поставленных в данной работезадач: рассмотрение общих основ функционирования финансов коммерческихпредприятий, источников формирования финансовых ресурсов, направлений ихраспределения и способы наиболее эффективного использования финансовкоммерческих организаций.

1. Общие основыфункционирования финансов коммерческих предприятий
Первичное распределениестоимости ВВП происходит в сфере финансов субъектов хозяйствования и в первую очередьс помощью финансов коммерческих организаций, т.е. этот элемент можнорассматривать как исходный для всей финансовой системы.
Статьей 34 КонституцииРоссийской Федерации гарантировано право граждан использовать свои способностии имущество на осуществление предпринимательской и иной экономическойдеятельности [1]. Предпринимательской признается самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, от продажи товаров, выполненияработ или оказания услуг (ст.2 ГК РФ). Предпринимательскую деятельность могутосуществлять юридические и физические лица.
В соответствии сгражданским законодательством (ст.50 ГК РФ) основной целью создания идеятельности коммерческой организации кА юридического лица является извлечениеприбыли, что предопределяет содержание ее финансовых отношений с другимисубъектами. Коммерческие организации вступают в многообразные финансовыеотношения:
— отношения с другимипредприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующихизделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;
— отношения сбанковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашениикредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
— отношения состраховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовыхрисков;
— отношения стоварными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными ифинансовыми активами;
— отношения синвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций,приватизации и др.;
— отношения с филиаламии дочерними предприятиями;
— отношения сперсоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и др.;
— отношения сакционерами (не членами трудового коллектива);
— отношения с налоговойслужбой по уплате налогов и других платежей;
— отношения саудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.
Финансы коммерческихорганизаций – это система отношений, связанных с формированием и использованиемфинансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения ихдеятельности и решения вопросов социального характера[5].
Можно выделить следующиепринципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:
1. Самофинансированиеи самоокупаемость (предполагает покрытие всех потребностей развития организацииза счет собственных финансовых ресурсов и покрытия текущих затрат выручкой отреализации продукции);
2. Принципплановости (обеспечивает соответствие между объемом продаж и изделиями, междуинвестициями и потребностями рынка, учет конъюнктуры платежеспособного спроса;этот метод реализуется при осуществлении финансового планирования и финансовогоконтроля);
3. Принципфинансового соотнесения сроков (обеспечивает минимальный разрыв во временимежду получением и использованием денежных средств);
4. Принципвзаимозависимости финансовых показателей (обеспечивает учет изменений вдействующем законодательстве);
5. Принципгибкости (обеспечивает возможность маневра в случае невыполнения плановыхпоказателей);
6. Принципминимизации финансовых издержек;
7. Принципрациональности (вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокуюэффективность по сравнению с достигнутым уровнем и обеспечивать минимальныйриск);
8. Принципфинансовой устойчивости (обеспечение финансовой независимости).
Указанные принципыопределены основной целью деятельности коммерческой организации – получениеприбыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не толькосохранить, но и расширить свое участие на рынке.
Прибыль – выраженный вденежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта, характеризующий еговознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности ипредставляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами впроцессе осуществления этой деятельности.
Роль прибылихарактеризуется следующим:
1. Этоформа доходов предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достиженияопределенного коммерческого успеха;
2. Категорияприбыли неразрывно связана с категорией капитала и в усредненном видехарактеризует цену функционирующего капитала;
3. Неявляется гарантированным доходом предпринимателя;
4. Характеризуетне весь доход, полученный предприятием, а ту его часть, которая «очищена» отрасходов;
5. Являетсястоимостным показателем, выраженным в денежной форме;
6. Являетсяосновным источником формирования денежных ресурсов предприятия;
7. Являетсяглавным источником возрастания рыночной стоимости предприятия.
Финансы предприятийвыполняют распределительную и контрольную функции.
Распределительнаяфункция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта инационального дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиямиденежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещениеизрасходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовыересурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательствперед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения являетсяформирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения,оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основнымобъектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.
Под контрольнойфункцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую имспособность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономикипредприятия, отрасли и всего народного хозяйства с помощью таких финансовыхкатегорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка,амортизация, основные и оборотные средства[8].
Контрольная функцияфинансов предприятий способствует выбору наиболее рационального режима производстваи распределения общественного продукта и национального дохода на предприятии ив народном хозяйстве.
Контрольная функцияфинансов реализуется по следующим основным направлениям:
— контроль заправильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средствпо всем установленным источникам финансирования;
— контроль засоблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностейпроизводственного и социального характера;
— контроль зацеленаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Дляреализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы,определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.
Функции финансовпредприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса.
Факторы, оказывающиевлияние на организацию финансов:
1. Организационноправовая форма хозяйствования;
2. Отраслевыетехнико-экономические особенности.
Коммерческиеорганизации действуют в разных сферах: материальное производство, торгово-сбытоваядеятельность, оказание услуг, в том числе информационных и финансовых. Всовременных условиях с целью снижения предпринимательских рисков организациидиверсифицируют направления своей деятельности, в рамках интеграционныхпроцессов происходят межотраслевые слияния, но влияние отраслевого фактора нафинансы коммерческих организаций в Российской Федерации остается. Это связано стем, что по российскому законодательству некоторые виды коммерческойдеятельности запрещено совмещать с другими видами деятельности: например,страховые компании не могут оказывать банковские услуги, осуществлятьпроизводственно-торговые операции и т.п.; в ряде случаев специализация можетдать наибольший эффект.
Отраслевыми факторами,влияющими на особенность организации финансов, является сезонностьпроизводства, длительность производственного цикла, особенность оборотапроизводственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др.например, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияниепроизводственно-климатических факторов на процесс производства, что определяетего сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В этих условияхбольшую роль играют привлечение заемных средств для формирования финансовыхресурсов, создание резервных фондов и страхование. Для строительства, как и длянекоторых отраслей промышленности, имеющих длительный производственный цикл(например, судостроение), характерно наличие больших объемов незавершенногопроизводства, что также определяет необходимость формирования финансовыхресурсов за счет заемных средств.
Природно-климатическиефакторы могут предопределять получение рентного дохода в относительноблагоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли).Как правило, в этих условиях во многих странах выравнивание доходов внутриодной отрасли осуществляется на основе рентных платежей в бюджет.
Отрасли с относительнонизким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеютограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в томчисле за счет выпуска ценных бумаг.
Для отраслей с высокойстепенью профессионального риска работающих (угольная, химическая, газоваяпромышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованиюот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Наконец, высокаястепень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховыхкомпаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования кразмеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов ииспользование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например,для страховых компаний – перестрахование).
Отраслевые факторыобуславливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейнаяпромышленность, машиностроение и другие отрасли тяжелой промышленности обычнопредполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание,инновационная деятельность, как правило, осуществляются через малый и среднийбизнес. Таким образом, отраслевые особенности могут предопределятьорганизационно-правовую форму коммерческой организации, а это, в свою очередь,еще один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.
Организационно-правоваяформа юридического лица устанавливается Гражданским кодексом РоссийскойФедерации (гл.4). В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиесякоммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственныхтовариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных иунитарных муниципальных предприятий. Различные организационно-правовые формыопределяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент созданияорганизации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей иучастников.
Так, финансовые ресурсыв момент создания акционерных обществ формируются за счет средств, поступившихза счет размещения акций; товариществ и кооперативов – от размещения паев;унитарных предприятий – за счет бюджетных средств. Для хозяйственных обществпредусмотрена возможность привлечения финансовых ресурсов за счет размещениядолговых ценных бумаг.
Организационно-правоваяформа влияет на особенности распределения прибыли: у акционерных обществ частьприбыли распределяется в форме дивидендов между акционерами; прибыль унитарныхпредприятий может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но иненалоговых платежей (если собственником не принято иное решение); впроизводственных кооперативах между членами распределяется частьпредпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, какправило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерныхобществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 15 %размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5 %от чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашениеоблигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников).Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода внеделимый фонд.
В целом финансамкоммерческих организаций как звену финансовой системы независимо оторганизационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:
· Финансовыересурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключениемунитарных предприятий);
· Управлениефинансами коммерческой организации ориентировано на реализацию основной цели –получение прибыли;
· Ограниченноепо сравнению с другими звеньями финансовой системы государственноерегулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентацияформирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организацийсвязана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающихиз возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственныйи муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).
Таким образом, финансыкоммерческих организаций служат основой финансовой системы общества, так какопосредуют создание ВВП и национального дохода, при распределении которыхобеспечивается материальное благосостояние собственников, благополучие наемныхработников, простое и расширенное воспроизводство, формирование бюджетов всехуровней и внебюджетных фондов.

2. Особенностиформирования и использования финансовых ресурсов в коммерческих предприятиях
 
Для осуществления своейдеятельности коммерческие организации располагают денежными средствами,обеспечивающими покрытие различных потребностей. Денежные средства поступают вих распоряжение по различным каналам и в процессе вовлечения их в обороттрансформируются в финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсыкоммерческой организации – это совокупность денежных доходов, поступлений инакоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения еедеятельности, развития организации или сохранения ее места на рынке, а такжедля решения некоторых социальных задач.
Первоначальноеформирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия,когда образуется уставный капитал (фонд). Источники формирования уставногокапитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования: акционерноеобщество, кооператив, государственное предприятие, товарищество и т.д.
В этой связи различаютследующие источники уставного капитала коммерческих организаций: акционерныйкапитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы,долгосрочный кредит, бюджетные средства.
Величина уставногофонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных, которыеинвестированы в процесс производства или осуществления иной уставнойдеятельности коммерческой организации. При этом минимальный размер уставногофонда, особенности его образования и использования, правовой режим имущества,ограничение предпринимательской деятельности отдельных видов коммерческихорганизаций, учреждаемых в форме хозяйственных товариществ, банков, страховыхобществ, совместных предприятий регулируется Гражданским кодексом и другимиспециальными законодательными актами. Вкладом в уставный фонд хозяйственноготоварищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в томчисле интеллектуальная собственность. Паевой фонд производственного кооперативаформируется за счет паев участников в денежной и неденежной формах. Уставныйфонд унитарного предприятия образуется за счет капитальных расчетов бюджетасоответствующего уровня, а также непосредственной передачей зданий, сооружений,оборудования, земельных участков. При этом российским законодательствомзапрещено совместное участие Российской федерации, субъекта РФ, муниципальногообразования в создании одного предприятия. В качестве источников финансовыхресурсов в момент создания организации рассматривается именно денежная частьоплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного или паевого фонда).
Источники финансовыхресурсов в процессе функционирования коммерческой организации.
1. Основнымисточником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации являетсявыручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставнойдеятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции –одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций.Структура выручки от реализации определяется производительностью труда,трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий,позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.
Наиболее характерныевиды деятельности, осуществляемые опрошенными малыми предприятиями, – этооптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, строительство. Реже этиМП представляют социальные и бытовые услуги, заняты в производственной сфере,на транспорте и в связи; гостиничным, ресторанным, туристическим бизнесом.
Виды деятельностиопрошенных предприятий:
— 41,3% — торговля;
— 17,4% — операции снедвижимостью;
— 10,6% — строительство;
— 8,0% — социальные ибытовые услуги;
— 6,1% — обработка ипроизводство;
— 3,2% — транспорт исвязь;
— 3,0% — гостиницы,рестораны, туризм;
— 2,3% — финансоваядеятельность;
— 2,1% — здравоохранение;
— 6,1% – другое.
2. Деятельностькоммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально(иногда и физически) устаревшее оборудование и другое оборудование продаются поостаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов.
3. Всовременных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организациипривлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одноиз важнейших значений финансового рынка – расширение возможностей хозяйствующихсубъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов.
Действующейкоммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства нафинансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. Впоследнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Газинвест,Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Альфабанк, Сбербанк и др.) получилараспространение практика привлечения средств и на долговых началах – путемвыпуска облигаций («корпоративные облигации») или долгосрочных векселей.
Высокий размер ссудногопроцента, жесткие требования к обеспечению делают недоступным для многихкоммерческих организаций банковский кредит как источник формирования финансовыхресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и средних предприятий. Однако в2009 году Минэкономразвития РФ планирует вместе с регионами реализовать модернизированнуюпрограмму поддержки малого и среднего бизнеса, увеличенную до 10,5 млрд.рублей. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина,выступая на расширенном заседании коллегии МЭР.
По ее словам, приучастии Минэкономразвития были разработаны новые правила предоставлениякредитов малому бизнесу через Банк развития. Объем средств, выделяемых на этицели, увеличен до 30 млрд. рублей. При этом, кардинально изменена схемафинансирования. Так, от двухуровневой системы кредитования планируется перейтик рефинансированию портфелей кредитов субъектов малого и среднегопредпринимательства на основе стандартизации кредитов, что позволит в будущемсоздать условия для рефинансирования этих кредитов ЦБ РФ.
4. Средстваиз бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственнойподдержки их деятельности. Их удельный вес в источниках финансовых ресурсовочень низок. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетныесредства в форме субсидий, субвенций, инвестиций, бюджетных кредитов избюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческиморганизациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется наконкурсных началах.
5. Финансовыересурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских»)компаний, учредителей (например, при принятии решения об увеличении уставногокапитала).
Структура всехисточников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций в РФприведена на рис.1[10]. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что при большомразнообразии таких источников наибольший удельный вес занимает выручка отреализации продукции (работ, услуг).

/>
Рис. 1 — Структураисточников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций
За счет перечисленныхисточников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческихорганизаций: денежные доходы, денежные накопления, денежные поступления.
1. Денежныедоходы коммерческой организации:
· Прибыльот реализации товаров (работ, услуг);
· Прибыльот реализации имущества.
Прибыль от реализации товаров (работ, услуг)определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величинуНДС, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров(работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают валовуюприбыль (выручка от реализации («минус» НДС, акцизы и другие аналогичныеплатежи) – себестоимость проданных товаров (без учета коммерческих иуправленческих расходов)) и прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль — коммерческие и управленческие расходы).
Прибыль от реализации имущества определяется какразница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такойреализацией.
Прибыль является важнейшим показателемфинансово-хозяйственной деятельности организации, анализ ее абсолютнойвеличины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализациииспользуется для оценки финансового состояния организации, в том числе припринятии решения об инвестициях, банковском кредите. Важнейшим показателям прибылиявляется рентабельность.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия,показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризуетэффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель,отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существуетсистема показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как повсей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можноопределить как:
· процентноеотношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство иреализацию;
· процентноеотношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
· процентноеотношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
· отношениечистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективноститекущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит отцены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение ценыреализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полнойсебестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятиярассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величинеактивов (имущества).
Рентабельности внеоборотных активов определяется какпроцентное отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется какпроцентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотныхактивов.
Рентабельность инвестиций определяется какпроцентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитываетсякак процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессеанализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений,решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционныхпроектов.
2. Денежныенакопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервнымии другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.
Как известно, стоимостьосновных фондов и другого амортизируемого имущества переносится на стоимостьвновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для ихдальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается путем регулярныхамортизационных отчислений. Существует несколько способов начисленияамортизации. В целях бухгалтерского учета применяются такие методы, как:
· Линейный;
· Уменьшенияостатка;
· Списаниястоимости по суммам чисел лет срока полезного использования;
· Списаниестоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Соотношение междуприбылью и амортизацией как основными видами финансовых ресурсов коммерческойорганизации наглядно показано на рис.2[10].
За счет отчислений отприбыли у коммерческой организации могут формироваться резервные фонды: дляосуществления погашения долговых обязательств, для компенсации ущерба,произошедшего в результате непредвиденных событий.
/>
Рис. 2 — Структураосновных видов финансовых ресурсов коммерческих организаций
финансырентабельность амортизация предприятие
3. Денежныепоступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных нафинансовом рынке; средств, поступающих в порядке распределения от основной(«материнской») компании, от вышестоящей организации, за счет внутри- имежотраслевого перераспределения.
Использованиефинансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям,главными из которых являются:
1) платежи органамфинансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовыхобязательств. К ним относятся:
1.1 налоговые платежи вбюджет;
1.2 уплата процентовбанкам за пользование кредитами;
1.3 погашение взятыхранее ссуд;
1.4 страховые платежи;
2) инвестированиесобственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное срасширением производства, его техническим обновлением, переходом на новыепрогрессивные технологии, использование «ноу-хау»;
3) инвестированиефинансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигациидругих фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с даннымпредприятием; в государственные займы;
4) направлениефинансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социальногохарактера;
5) использованиефинансовых ресурсов на благотворительные цели.
Если стратегиякоммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции нарынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные фонды(капитал)) – это одно из важнейших направлений использования финансовыхресурсов коммерческой организации. Среди источников капитальных вложенийявляются прибыль и амортизация.
Кроме расширенноговоспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направленана расширение оборотных фондов – закупку дополнительного сырья, материалов. Большоезначение для развития бизнеса имеет участие коммерческой организации в научныхисследованиях. Опыт зарубежных стран показывает, что организации,осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечиваютвысокий уровень рентабельности. Следовательно часть прибыли коммерческойорганизации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования могутбыть предназначены для осуществления научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ (НИОКР).
Прибыль как денежный доход коммерческой организацииподлежит налогообложению. Налог — обязательный взнос плательщиком денежныхсредств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленныесроки. Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем один изних — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли. Существуетустановленная законодательством очередность платежей: сначала из доходовуплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы); затем — все имущественные налоги(на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец,- остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
За основу исчисления этого налога с 1 января 1992года берется валовая прибыль. Для получения облагаемой налогом прибыли валоваяприбыль корректируется. Облагаемая прибыль затем уменьшается на сумму налоговыхльгот, предоставляемых плательщикам.
Льготы призваны стимулировать предпринимательскуюдеятельность, расширение и обновление на новой технической основепроизводственного потенциала предприятий, повышение уровня социальнойзащищенности работающих и т.п.
Налог на прибыль уплачивается предприятиями по единойставке, которая не варьируется ни в зависимости от организационно-правовойнормы, ни в зависимости от того, под чьей юрисдикцией находится субъектхозяйствования. Исключение составляет прибыль (доход), полученная предприятиемот специфических видов деятельности, по которым налог взимается отдельно отобщего финансового результата.
Российским налоговым законодательством установленаставка налога на прибыль организаций в размере 24% (для нерезидентов – 20%); подоходам в виде дивидендов – 6%; по доходам от государственных и муниципальныхценных бумаг, выпущенных после 20 января 1997г., — 15%.
После уплаты налога наприбыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетныефонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия ииспользуется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов впроцесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределамиуплачиваемых налогов, не допускается.
Таким образом,формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных иприравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке ипоступления денежных средств от финансово банковской системы в порядкеперераспределения. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит вмомент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Финансовыересурсы являются источником финансирования разных по экономическому содержаниюпотребностей. В этих условиях важной задачей становится разработка экономическиобоснованной системы их распределения. Главное требование сводится к тому,чтобы в системе распределения финансовых ресурсов органически сочеталисьинтересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников.
3. Совершенствование финансовкоммерческих предприятий
Одна из важнейшиххарактеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельностис позиции долгосрочной перспективы. Она связана, прежде всего, с общейфинансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов иинвесторов. Так, многие бизнесмены предпочитают вкладывать в дело минимумсобственных средств, а финансировать его за счет денег, взятых в долг. Однакоесли структура «собственный капитал — заемные средства» имеетзначительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, когданесколько кредиторов одновременно потребуют свои средства обратно в«неудобное» время. Именно поэтому важное значение имеетсовершенствование финансов коммерческой организации, т.е. повышения ихэффективности, благодаря чему обеспечивается финансовая устойчивостьорганизации.
В своей практическойдеятельности организация должна исходить из того, что конечным результатомдеятельности на любом конкретном этапе является достижение заданнойрентабельности, а в основу финансово-хозяйственной деятельности должно бытьположено долгосрочное финансовое планирование.
Под управлениемфинансами предприятия/> понимается процесс созданияфинансового механизма, организации финансовых отношений с другими субъектами(табл. 1) [7]. Управление финансами коммерческой организации включает такиеэлементы, как финансовое планирование, оперативное управление, финансовыйконтроль, учет и анализ. Так, финансовое планирование/>предполагает, что при разработке финансовых планов предприятия происходит соизмерениенамечаемых затрат на осуществляемую деятельность с имеющимися возможностями,определение направлений эффективного вложения капитала; выявлениевнутрихозяйственных резервов, оптимизация финансовых взаимоотношений сконтрагентами, государством и т.д.
Таблица 1 — Управлениефинансами предприятияУправление финансами Финансовые отношения Управление финансовыми отношениями Другие предприятия и организации Внутри объединений предприятий финансово-кредитной системы Управление денежными фондами Собственные средства Привлеченные средства Заемные средства Оперативные фонды Прочие Управление денежными потоками Основная деятельность Инвестиционная деятельность Финансовая деятельность
При составлениифинансовых планов/> и прогнозов используются нормативный метод(оценка будущих налоговых обязательств и размеров амортизационных отчислений),метод дисконтирования (оценка предстоящей доходности вложений и влияния на нееинфляционных факторов), метод экстраполяции, метод экономико-математическогомоделирования (оценка влияния разных факторов на возможный рост финансовыхресурсов), бюджетирование.
Бюджетирование/> как процесс разработки финансовых планов и прогнозов на основеразвития управленческого учета позволяет увязать между собой финансовые идругие планы, в том числе на уровне центров ответственности организации[9].
Основным финансовымпланом коммерческой организации является баланс доходов и расходов/>, который, как правило, содержит четыре раздела:
1) доходы;
2) расходы;
3) взаимоотношения сбюджетной системой;
4) расчеты с кредитнымиорганизациями.
Долговременный курс вобласти финансов должен базироваться на основе финансовой стратегиипредприятия. Прогнозы доходов и расходов, а также денежных потоков могутсодержаться в бизнес-плане коммерческой организации. Бизнес-план/>также может отражать стратегию финансово-хозяйственной деятельностиорганизации. На его основе кредиторы и инвесторы принимают решение опредоставлении ей средств. Финансовая часть бизнес-плана включает следующиерасчеты:
· прогнозфинансовых результатов;
· расчетпотребности в дополнительных инвестициях и формировании источниковфинансирования;
· модельдисконтирования денежных потоков;
· расчетпорога рентабельности (точки безубыточности).
Кроме того, требуетсяполучение информации о состоянии финансового рынка/>,финансовом состоянии контрагентов по сделкам, возможном изменении конъюнктурырынка и др. В крупных организациях для сбора такой информации создаютсяспециальные аналитические центры, а также используются услуги консультационногохарактера.
Оперативное финансовоепланирование/> на предприятии предусматривает составлениефинансовой службой платежного календаря, кассового плана, расчета-заявки накраткосрочный кредит. Платежный календарь предприятия/>представляет собой планово-прогнозный документ, главной целью которого являетсядостижение текущей сбалансированности денежных потоков.
Составление этих планов на предприятиянепосредственно связано с деятельностью людей, специальной организационнойподсистемой. Так, в качестве самостоятельных элементов управляющей подсистемыфинансами организации выделяют организационные структуры управления финансами.Организационная структура управления финансами, а также ее кадровый составзависят от величины организации, масштабов ее деятельности и ряда другихфакторов. На малом предприятии такое управление обеспечивается руководителемпредприятия и его главным бухгалтером. На крупных предприятиях создаетсяфинансовая служба (финансовый департамент, финансовая дирекция), в которойвыделяются отдельные подразделения: планово-аналитическое и учетно-контрольное.Планово-аналитическое подразделение/> отвечает за вопросыпрогнозирования, планирования и организации финансовых потоков, аучетно-контрольное подразделени/>е организует учет, финансовыйконтроль и информационное обеспечение других подразделений.
В условиях рыночной экономики важнейшие задачифинансовых служб — не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками,поставщиками, своими работниками, но и организация финансового менеджмента сцелью более эффективного управления финансовыми ресурсами коммерческихорганизаций.
Изыскание финансовых источников развитияпредприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовыхресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджментастановятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночнойэкономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организацииуправления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяетпривлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях,инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции нафинансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха вобласти финансового менеджмента во многом зависит от такого поведенияработников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поискнетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловаяхватка. Финансовый менеджмент представляет собой систему оптимальногоуправления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизацииприбыли. Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборотхозяйствующего субъекта. Он предполагает разработку рациональной финансовойстратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности,прогнозных оценок денежных поступлений и выплат, их зависимости от измененияструктуры активов и пассивов предприятия. Это меняет прежние представления оструктуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно-правовой формыхозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежногооборота.
В функции финансовой службы входят:
· участиев разработке и исполнении бизнес-плана;
· разработкафинансовой программы развития;
· определениекредитной политики;
· управлениеденежными потоками, возникающими в результате текущей (основной),инвестиционной и финансовой деятельности;
· разработкавалютной политики;
· осуществлениефинансового планирования;
· осуществлениерасчетов с поставщиками, покупателями, коммерческими банками, бюджетом идругими контрагентами;
· обеспечениестрахования от финансовых и других рисков;
· анализфинансово-хозяйственной деятельности;
· контрольза целевым и эффективным использованием денежных средств.
В зависимости от размеров предприятия, егоотраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могутдетализироваться и расширяться.
Мобилизуя денежные средства других собственников напокрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должныиметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствиис ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытиякраткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразноиспользовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальныхвложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоватьсявыпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в томслучае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировалиспрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и,взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгоднойреализации ценных бумаг своего предприятия.
Суть управленияфинансами заключается в такой организации финансов со стороны соответствующихслужб, которая позволяет:
1) привлекатьдополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать ихс наибольшим эффектом;
2) осуществлятьприбыльные операции на финансовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги.
Достижение успеха вобласти управления финансами зависит от инициативы работника, поисканетрадиционных решений, масштабности операций и оправданного риска, деловойхватки.
Мобилизуя денежныесредства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работникифинансовых служб должны иметь четкое представление о целях инвестированияресурсов, и уже в соответствии с ними, давать рекомендации о формах привлечениясредств.
До перехода на рыночныеусловия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали наоснове внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетногофинансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрениекоммерческих начал в деятельность предприятий, естественно, потребовалипринципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация наинициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловилидва важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другимиструктурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенноесокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи насовременном этапе хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых впорядке перераспределения, все большую роль играют выплаты страховоговозмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую — бюджетные иотраслевые финансовые источники. Предприятия получают финансовые ресурсы: отассоциаций и концернов, в которые они входят (лишь в том случае, если этопредусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов); отвышестоящих организаций; от органов государственного управления — в видебюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат.
В целом финансоваяслужба обеспечивает общий финансовый анализ и финансовое планирование,управление инвестиционной деятельностью, текущее управление денежными потокамиорганизации.
Важную роль вуправлении финансами играет внутрихозяйственный/> иаудиторский контроль/>. Государственный финансовый контроль/> за предприятием ограничен вопросами исполнения налоговыхобязательств, а также использованием бюджетных средств, если предприятие такиесредства получает. Внутрихозяйственный контроль может осуществлятьсяспециальными подразделениями, созданными на предприятии и осуществляющимипроверки и анализ документов. Кроме того, руководство может инициироватьаудиторскую проверку и обследование. В ряде случаев требуется получениеобязательного аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетностипредприятия.
Важноезначение имеет для повышения эффективности использования финансов – этоулучшение использования основных средств, которое отражается на финансовыхрезультатах работы предприятия за счет: увеличения выпуска продукции, снижениясебестоимости, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество иувеличения валовой прибыли. Улучшения использования основных средств напредприятии можно достигнуть путем:
1.Освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основныхсредств или сдачи их в аренду;
2.Своевременного и качественного проведения планово-предупредительных икапитальных ремонтов;
3.Приобретения высококачественных основных средств;
4.Повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;
5.Своевременного обновления, особенно активной части, основных средств с цельюнедопущения чрезмерного морального и физического износа;
6.Повышения коэффициента сменности работы предприятия, если в этом имеетсяэкономическая целесообразность;
7.Улучшения качества подготовки сырья и материалов к процессу производства;
8.Повышения уровня механизации и автоматизации производства;
9.Обеспечения там, где это экономически целесообразно, централизации ремонтныхслужб;
10.Повышения уровня концентрации, специализации и комбинирования производства;
11.Внедрения новой техники и прогрессивной технологии — малоотходной, безотходной,энерго- и топлевосберегающей;
12.Совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерьрабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.
Путиулучшения использования основных средств зависят от конкретных условий,сложившихся на предприятии за тот или иной период времени.
Следующим факторомможно отметить эффективность использования оборотных средств. В российскойхозяйственной практике оценка эффективности использования оборотного капиталаосуществляется через показатели его оборачиваемости. Продолжительность одногооборота складывается из времени пребывания оборотного капитала в сферепроизводства и сфере обращения, начиная с момента приобретения производственныхзапасов и кончая поступлением выручки от реализации продукции, выпущеннойпредприятием.
Чем быстрееоборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат- с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется большепродукции. Важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств являетсяэкономия материальных ресурсов, используемых в производстве, сокращения ихрасхода на единицу продукции. Именно поэтому в современных условиях такоебольшое значение приобретает разработка программ, направленных на болеерациональное использование сырья, топлива, электроэнергии и других материальныхресурсов, в которых предусмотрены меры по ужесточению правил использованияматериальных ценностей, усилению экономического стимулирования и повышениюматериальной ответственности за их расходование. Эффект ускоренияоборачиваемости выражается в сокращении потребности в оборотных средствах всвязи с улучшением их использования, их экономии, что влияет на прирост объемовпроизводства, и как следствие – на прирост финансовых ресурсов организации.
Также длясовершенствования финансов коммерческих организаций необходимо эффективноеуправление дебиторской задолженностью, работа с банками, оптимизация издержек,проблемы текущего управления.
Эффективным средством увеличенияфинансовых ресурсов может быть рост цен, который увеличивает прибыль.Среднемесячные темпы ее прироста, превышая темпы роста цен, свидетельствуют обинфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте расходов напроизводство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствиепостоянно повышающихся цен. Но увеличение цены само по себе не являетсянегативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спросана продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительскихсвойств выпускаемой продукции [20].
Доходными могут бытьфинансовые вложения, такие как хранение денег на депозитном счете илиприобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться поменьшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретениисертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случаедоходы облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором – по ставке 15%,так как сертификаты относятся к ценным бумагам.
Таким образом, изысканиефинансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективногоинвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другиевопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых службпредприятий в условиях рыночной экономики. В совершенствовании финансовкоммерческих предприятий большую роль играют такие элементы, как финансовоепланирование, оперативное управление, финансовый контроль, учет и анализ.

Заключение
 
В заключение хотелось бы отметить, что финансыобеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, расширенияпроизводственного процесса, инвестиции в экономику и социальный сектор,регулируют отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулируютразвитие производства и т.д.
Финансы коммерческих организаций являются важнойсферой финансовых отношений. Современные условия воспроизводства, обострениеконкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами коммерческихорганизаций. Поэтому приобретают важность рассмотрение таких вопросов каксущность, функции и принципы, факторы, влияющие на организацию финансовкоммерческих организаций, прибыль и рентабельность.
Формирование финансовыхресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств,мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств отфинансово- банковской системы в порядке перераспределения. Первоначальное формированиефинансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когдаобразуется уставный фонд. Финансовые ресурсы являются источником финансированияразных по экономическому содержанию потребностей. В этих условиях важнойзадачей становится разработка экономически обоснованной системы ихраспределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системераспределения финансовых ресурсов органически сочетались интересы субъектовхозяйствования, общества в целом и конкретных работников.
Финансовая работа предприятия в современных условияхприобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночныхотношений. В условиях рыночной экономики важнейшие задачи финансовых служб – нетолько выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своимиработниками, но и организации финансового менеджмента, т.е. разработкирациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализафинансовой отчетности, оптимального управления денежными потоками, возникающимив процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достиженияпоставленной цели и максимизации прибыли.

Список использованнойлитературы
1. КонституцияРФ.
2. Гражданскийкодекс РФ.
3. Налоговыйкодекс РФ.
4. АврашковЛ.Я. «Чистый доход» — показатель конечного финансового результатапроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Я. Аврашков, Г.Ф.Графова, С.А. Шахватова / / Аудитор. — 2008. — N 3. — С. 34-37.
5. АрустамовЭ.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Э.А.Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова. — М.: Дашков и К', 2007. — 373 с.
6. БородинаЕ.И. Финансовый анализ в системе менеджмента организации / Е.И. Бородина / /Экономический анализ: теория и практика. — 2008. — N 22. — С. 37-43.
7. БурцевВ.В. Искусство планирования / В.В. Бурцев // Справочник руководителя торговогопредприятия. — 2006. — N10. — С. 28-34.
8. БурцевВ. В. Проблемы организации внутреннего контроля в коммерческой фирме / В. В.Бурцев // Аудитор. — 2006. — N7. — С. 27-34
9. ГавриловаА.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова,А.А. Попов.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.
10. ГрязноваА.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 504 с.
11. ДьяконоваМ.Л. Финансы и кредит: учебник для вузов / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева. — Изд.2-е, перераб. и доп. — М.: КноРус, 2006. — 376 с.
12. ИбрагимовЛ.А. Инфраструктура товарного рынка: учебное пособие для вузов / Л.А. Ибрагимов.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 359 с.
13. КрыловС.И. Концепция стратегического финансового анализа деятельности коммерческойорганизации / С.И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — N 19. — С. 2-10.
14. КувалдинаТ.Б. Государственная помощь коммерческим организациям: учет доходов и расходов/ Т.Б. Кувалдина // Аудиторские ведомости. — 2008. — N 4. — С. 47-54.
15. КурбангалееваО.А. Информация о связанных сторонах / О.А. Курбангалеева // Российскийналоговый курьер. — 2008. — N 13/14. — С. 130-135.
16. МаковецкийМ.Ю. Использование финансовых инструментов рынка ценных бумаг в инвестиционномпроцессе / М.Ю. Маковецкий // Финансы и кредит. — 2005. — N31. — С. 19-37. — Начало. Продолжение: N 32. — С. 14-24; N 33. — С. 53-63.
17. СысоеваЕ.Ф. Финансовые ресурсы и капитал организации: воспроизводственный подход / Е.Ф.Сысоева // Финансы и кредит. — 2007. — N 21. — С. 6-11.
18. ЧерняеваИ.В. Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческойорганизации / И.В. Черняева // Экономический анализ: теория и практика. — 2008.- N 17. — С. 54-57. — Библиогр.: с. 57 (10 назв.).
19. ШириковС.И. Аудит учета операций с нераспределенной прибылью (непокрытым убытком)коммерческой организации / С.И. Шириков // Финансовые и бухгалтерскиеконсультации. — 2008. — N 8. — С. 42-50.
20. ШулякП.Н. Финансы предприятия: учебник / П.Н. Шуляк. – изд. 6-е, перераб. и доп. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.