Реферат по предмету "Право"


Принцип разделения властей в Российской Федерации

Содержание Введение …1.Исторический аспект теории разделения властей… ……….2.Законодательная власть РФ…3.Исполнительная власть РФ….4.Судебная власть РФ ….12 Заключение….………….14 Список использованной литературы … 16 Введение Общепризнанной нормой построения и функциониро­вания аппарата управления в современных демократичес­ких государствах является разделение властей. Чрезмер­ное сосредоточение власти в одним руках всегда было,


по­жалуй, самой большой опасностью, угрожавшей демокра­тическим принципам, порождавшей деспотизм и беспра­вие. Разделение властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную стало одним из основополагающих прин­ципов функционирования демократии. Ведь необходимое условие существования демократии — отсутствие монопо­лии любого политического органа на власть, поэтому де­мократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего вре­мени попытки игнорировать этот принцип вели к


тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и вырождалось в неприкрытый произвол, попирающий гражданские права личности. При разделении властей исполнительные, законодатель­ные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролиру­ют друг друга и препятствуют опасной для демократичес­ких процессов концентрации власти в руках представите­лей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия


с законодательными институтами, т.е. органами народного представительства: отчитываться перед ними, а если речь идет о парламентских республиках, то получать от них мандат на осуществление своих функций. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парла­менты согласовывают их содержание с правительственны­ми инстанциями. Основой формирования новой демократической государственности, согласно принятой в 1993г. Конституции РФ, явилось утверждение принципа разделения властей между центром и регионами.


Происходившее радикальное изменение всей системы государственной власти в 90-х гг. XX столетия привело к появлению новых политических институтов РФ. С 1994г. в стране начали функционировать законодательные (представительные) органы государственной власти регионов. Сущность принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя,


издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание. Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной. Разделение властей — это принцип, который заключается в недопущении сосредоточения


всей полноты го­сударственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: за­конодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.1.Исторический аспект теории разделения властей Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он сформулировал идею разделения властей в


государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала


XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий


между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных


актов. Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый.


Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов. Ситуация поменялась в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете


РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны2.


Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий3 (статья 11).


Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти4 (статья 12). 2. Законодательная власть. Согласно современной трактовке, законодательная власть представляет собой ту составную часть государ­ственной власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов. Это означает, что главным назначением законода­тельной власти является


разработка и издание новых законов. К ее задачам относится также дополнение или изменение уже существующих в государстве законов, а в определенных условиях и случаях и отмена их.5 Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная.


В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.6 Свою деятельность законодательная власть осущест­вляет через органы государственной власти. При этом следует особо подчеркнуть, что их круг строго опреде­лен и ограничен конституцией каждой страны и вклю­чает в себя лишь те органы государственной власти, которые наделены соответствующими специальными


полномочиями. Стабильность конституционного строя государства, как представляется, во многом, если не в первую очередь, зависит от устой­чивого, легитимного положения законодательного (представительно­го) органа страны. Именно парламенту, в нашей стране - Федеральному Собранию Российской Федерации, принадлежит главенствующее по­ложение в системе всех органов государства, в функционировании всего государственного механизма, в реальном обеспечении принципа разделения


властей. Парламент страны олицетворяет государство и от имени и по поручению государства имеет право принять к своему рас­смотрению любой вопрос субъекта Федерации и органа, которому этот вопрос подотчетен или находится в сфере его компетенции. Верховенство законодательного органа страны определяется и его полномочиями, компетенцией в решении формирования и непрерыв­ного функционирования других государственных органов:


Правитель­ства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, назначение и освобождение от должности Генерального прокуро­ра РФ.7 Пожалуй, функция Федерального Собрания формировать органы государственной власти, определять их правовое положение является одной из важнейших особенностей российского парламента, подчер­кивающее его верховенство и подотчетность только


Конституции РФ. Деятельность Федерального Собрания в качестве органа народного представительства основана на следующих принципах: 1) Конституция РФ закрепляет, что порядок избрания депутатов Го­сударственной Думы и порядок формирования Совета Федерации ус­танавливаются федеральными законами. Конституция закрепляет и компетенцию палат Федерального Собрания; 2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, пу­тем их избрания, осуществлять


государственную власть; 3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия феде­рального бюджета и контроля за его исполнением; 4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и мо­жет отрешить его от должности; 5) Федеральное Собрание оказывает влияние на деятельность Пра­вительства возможностью выражения недоверия ему и судебной вла­сти через дачу согласия на назначение


судей высших судебных органов Российской Федерации. Федеральное Собрание — парламент России является высшим представительным и законодательным органом Российской Федера­ции. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах сво­ей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и


Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независи­мо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.


Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно для заслушивания: посланий Президента РФ; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. Существуют три основные группы полномочий палат Федерально­го Собрания, закрепленные конституционно: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат


Фе­дерального Собрания; 2) связанные с организацией деятельности палат; 3) по принятию федеральных законов. 3. Исполнительная власть. Исполнительная власть – система органов государственного управления, действующая на основе конституции и принципов разделения властей. Исполнительная власть имеет универсальный , предметный и организующий характер и направлена на обеспечение законов и актов законодательной власти.8


Исполнительная власть РФ является основой , обеспечивающей защиту суверенитета, территориальной целостности государства; она распространяется на всю территорию страны и осуществляется Правительством РФ при непосредственном руководстве и участии Президента РФ. Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти — законодательная и судеб­ная.


Установленные конституционными и законодательными норма­ми полномочия органов исполнительной власти присущи только этой ветви власти, и ни один орган не имеет право вторгаться в ее компе­тенцию. Исполнительная власть, обладая огромным реальным аппаратом принуждения и административными полномочиями, пронизывая все сферы общественных отношений в государстве, является, пожалуй, са­мой императивной из всех ветвей власти. Исполнительной власти, ее организации и деятельности не присущи и принципы демократии,


от­личающие функционирование других ветвей власти (Совета Федера­ции, Государственной Думы, Конституционного Суда), поскольку принцип принятия решений большинством голосов может парализо­вать ее деятельность и поставить под угрозу эффективность управле­ния страной. Исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную


направленность государства. Данные три черты определяют исполнительную власть как монопольного (по сравнению с другими ветвями власти) владель­ца, пользователя и распорядителя огромными организационными и материальными ресурсами, имеющего право на применение силы, возможности воздействия на все властные структуры государства в це­лом и его субъектов, включая законодательную ветвь власти. Вопрос состоит лишь в том, насколько исполнительная власть контролируема действует в правовом поле


на принципах конституционализма; на­сколько ее влияние на аналогичные структуры субъектов РФ обеспе­чивает выполнение организационно-исполнительных функций, не совпадающих с функциями других носителей государственно-власт­ных полномочий; насколько четко работает вся вертикаль исполни­тельной власти в Федерации. Система органов исполнительной власти ориентирована прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов. Это за­коны и решения, принимаемые законодательным и представительным


органом страны — Федеральным Собранием; указы Президента РФ; решения референдумов; а также нормативные правовые акты субъек­тов Российской Федерации. Основная функция органов исполнительной власти, которая и пре­допределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательной ветвью власти. Другими важнейшими функция­ми органов исполнительной власти


являются: охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности; регулятивно-управленческая функция по руководству отраслями социальной дея­тельности государства; обеспечение прав и свобод граждан.9 Однако данные обязанности органов исполнительной власти не могут в достаточной мере реализоваться без наличия следующих вспомогательных функций: 1) нормотворческой, заключающейся в издании органами испол­нительной власти нормативных актов; 2) оперативно-исполнительной, заключающейся в том, что органы исполнительной


власти обеспечивают реализацию правовых норм, со­держащихся как в законах, так и подзаконных актах; 3) юрисдикционной, заключающейся в том, что органы исполни­тельной власти могут применять административные, материальные, дисциплинарные и финансовые санкции к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонару­шения. Органы исполнительной власти имеют ряд особенностей, отли­чающих их от других видов государственных органов. Эти органы представляют собой самую большую часть государственного


аппарата. По количеству их намного больше, чем законодательных (представи­тельных) и судебных органов. Органы исполнительной власти — самая подвижная часть государственного аппарата, чаще других претерпе­вающая изменения и реформы. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации обра­зована единая система исполнительной власти, включающая в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполни­тельной власти субъектов


РФ, что не исключает возможность их клас­сификации по ряду признаков. 4. Судебная власть. Судебная власть – реальная способность судебных органов государства осуществлять правосудие, основанное на нормах права и законах. Наличие сильной и развитой судебной власти является необходимым атрибутом правового государства.10 Судебная власть оказывает влияние на формирование органов законодательной власти. Все конфликтные ситуации в период избира­тельной кампании рассматриваются в


суде. В период функционирова­ния представительных органов власти, их решения и акты, начиная с органов представительной власти местного самоуправления и закан­чивая федеральными законами, принятыми палатами Федерального Собрания РФ, могут быть обжалованы в различные судебные инстан­ции от районного суда до Конституционного Суда РФ. Высшие суды российского государства могут влиять на законодательную деятель­ность парламента — Федерального Собрания путем реализации права на законодательную инициативу.


Конституционный Суд, обладающий правом толкования Конституции РФ, фактически может формулиро­вать новые правовые подходы, тем самым включаясь в законодатель­ную деятельность. Законы, Принятые парламентом, подписанные Президентом РФ и опубликованные, могут быть признаны Конститу­ционным Судом РФ неконституционными, т.е. утратившими юриди­ческую силу


Одно из основных назначений судебной власти в демократическом правовом государстве — защитить общество и его членов от произвола исполнительных органов, должностных лиц. Исполнительная власть должна действовать в рамках закона, при его нарушении наступает от­ветственность, устанавливаемая судом. Судебная власть решает проблемы, связанные с нару­шением гражданами и должностными лицами правовых предписаний, установленных государством.


Обычно, в большинстве ситуаций такие предписания выполняются сознательно и добровольно, но при их на­рушении государственная власть вправе применить принуждение. В этом случае судебной власти отводится особая роль, так как именно она вправе применить наказание от имени государства.11 Являясь полноценной ветвью власти, судебная власть обладает все­ми признаками государственной власти: публичностью, принудитель­ной силой, общеобязательностью решений.


Наряду с этим судебной власти присущ ряд следующих специфических признаков, отличаю­щих ее от других властей: 1) исключительность судебной власти, т.е. невозможность осуществ­ления правосудия никакими другими, кроме судебных, органами; 2) процессуальная форма осуществления правосудия, так как ни зако­нодательные, ни исполнительные органы при принятии решения не скованы такими жесткими рамками процессуального законодательст­ва, как судебные. Любое нарушение процедуры судебного разбира­тельства может привести к отмене приговора


или решения суда; 3) особый статус судей: помимо жестких требований к кандидатам на пост судьи, устанавливается особый порядок назначения и прекра­щения их полномочий; 4) правовой контроль за деятельностью судов исключает любое вме­шательство в работу суда, а тем более оценку принимаемых решений, со стороны любых, кроме вышестоящих, судебных органов. Заключение Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве


абсолютного большинства современных государств как непременный атрибут правового демократического государства. Концепция разделения властей предполагает дифференциацию основных государственных управленческих функций на три основные: законодательные, исполнительные и судебные, осуществляемые органами государственной власти, как правило, соответствующего профиля: парламентом, правительством и судебными органами. в наши дни конституционная система — это, по сути, де­мократическая система.


Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив. Одним из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия, является система разделения вла­стей, обеспечивающая сдержки и противовесы в отношении друг друга. Такая позиция основывается на том факте, что в любом государстве существуют некие фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно.


Следовательно, госу­дарственную власть следует разделить на несколько сфер, или ветвей, каждая из которых обладает собственными спе­цифическими функциями. В соответствии с этой установкой современная политичес­кая демократия строится на принципе разделения власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви власти . Каждая из них обладает собственными специфическими функциями. Более или менее четко фиксируется, как формируются эти ветви, как они взаимодействуют друг с другом,


какими пра­вилами, нормами и процедурами в своих действиях руко­водствуются и т.д. В последнее время в отечественной юридической литературе высказываются мнения о появлении новых «ответвлений» государственной власти - контрольной, прокурорской, президентской и иных. Подобное выделение дополнительных ветвей власти позволяет говорить или о сложности организации системы власти современного государства или о неспособности известной триады (трех властей) сбалансировать взаимоотношения


высших органов государственной власти12. Список литературы 1.Авдеев А.Д. Принцип разделения властей как способ организации власти //Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича.Т 2008 2.Афонина И.А. Политология.


Опорные конспекты. Б 2007 Баглай М. В  Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации М Инфра, 2002. 3.Клименко А. ,Румынина В. Экзамен по обществознанию. М 2001 4.Клименко С.В Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: 1999, С.37 5.Конституция Российской Федерации


М 1997, 6.Комкова Г.Н. Конституционное право России. М 2005, Конституция РФ М Юридическая литература, 2005. Хропанюк В. Н. Теория государства и права М 2001. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права М Юрист, 2002. 7.Шилобод М.И Петрухин А.С Кривошеев В.Ф Политика и право,


М 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творческий процесс
Реферат Объекты эколого-правовой охраны
Реферат Сравнение Челкаша и Гаврилы по рассказу М. Горького Челкаш
Реферат Искусственные силикаты
Реферат Emblems of the UK
Реферат Ионизирующее излучение и защита от них
Реферат Колодочные тормоза
Реферат Отряд удильщикообразные (Lophiiformes)
Реферат Проект производственной эксплуатации машинно-тракторного парка подразделения сельскохозяйственного предприятия
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины международное право по направлению 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Реферат Тепловой и конструктивный расчет секционного водо-водяного подогревателя теплосети
Реферат Планирование и организация физической безопасности как составной части комплексной безопасности предприятия (на примере АЭС)
Реферат What Is The Meaning Of Challenge Essay
Реферат Философия, круг ее проблем, роль в обществе
Реферат Новые направления кадровой политики специалистов социальной сферы (к проблеме разработки профессиональных стандартов)