Содержание Введение …1.Исторический аспект теории разделения властей… ……….2.Законодательная власть РФ…3.Исполнительная власть РФ….4.Судебная власть РФ ….12 Заключение….………….14 Список использованной литературы … 16 Введение Общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. Чрезмерное сосредоточение власти в одним руках всегда было,
пожалуй, самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования демократии. Ведь необходимое условие существования демократии — отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего времени попытки игнорировать этот принцип вели к
тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и вырождалось в неприкрытый произвол, попирающий гражданские права личности. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия
с законодательными институтами, т.е. органами народного представительства: отчитываться перед ними, а если речь идет о парламентских республиках, то получать от них мандат на осуществление своих функций. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. Основой формирования новой демократической государственности, согласно принятой в 1993г. Конституции РФ, явилось утверждение принципа разделения властей между центром и регионами.
Происходившее радикальное изменение всей системы государственной власти в 90-х гг. XX столетия привело к появлению новых политических институтов РФ. С 1994г. в стране начали функционировать законодательные (представительные) органы государственной власти регионов. Сущность принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя,
издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание. Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной. Разделение властей — это принцип, который заключается в недопущении сосредоточения
всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.1.Исторический аспект теории разделения властей Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он сформулировал идею разделения властей в
государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала
XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий
между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных
актов. Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый.
Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов. Ситуация поменялась в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете
РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны2.
Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий3 (статья 11).
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти4 (статья 12). 2. Законодательная власть. Согласно современной трактовке, законодательная власть представляет собой ту составную часть государственной власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов. Это означает, что главным назначением законодательной власти является
разработка и издание новых законов. К ее задачам относится также дополнение или изменение уже существующих в государстве законов, а в определенных условиях и случаях и отмена их.5 Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная.
В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.6 Свою деятельность законодательная власть осуществляет через органы государственной власти. При этом следует особо подчеркнуть, что их круг строго определен и ограничен конституцией каждой страны и включает в себя лишь те органы государственной власти, которые наделены соответствующими специальными
полномочиями. Стабильность конституционного строя государства, как представляется, во многом, если не в первую очередь, зависит от устойчивого, легитимного положения законодательного (представительного) органа страны. Именно парламенту, в нашей стране - Федеральному Собранию Российской Федерации, принадлежит главенствующее положение в системе всех органов государства, в функционировании всего государственного механизма, в реальном обеспечении принципа разделения
властей. Парламент страны олицетворяет государство и от имени и по поручению государства имеет право принять к своему рассмотрению любой вопрос субъекта Федерации и органа, которому этот вопрос подотчетен или находится в сфере его компетенции. Верховенство законодательного органа страны определяется и его полномочиями, компетенцией в решении формирования и непрерывного функционирования других государственных органов:
Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.7 Пожалуй, функция Федерального Собрания формировать органы государственной власти, определять их правовое положение является одной из важнейших особенностей российского парламента, подчеркивающее его верховенство и подотчетность только
Конституции РФ. Деятельность Федерального Собрания в качестве органа народного представительства основана на следующих принципах: 1) Конституция РФ закрепляет, что порядок избрания депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными законами. Конституция закрепляет и компетенцию палат Федерального Собрания; 2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания, осуществлять
государственную власть; 3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением; 4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности; 5) Федеральное Собрание оказывает влияние на деятельность Правительства возможностью выражения недоверия ему и судебной власти через дачу согласия на назначение
судей высших судебных органов Российской Федерации. Федеральное Собрание — парламент России является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и
Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно для заслушивания: посланий Президента РФ; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат
Федерального Собрания; 2) связанные с организацией деятельности палат; 3) по принятию федеральных законов. 3. Исполнительная власть. Исполнительная власть – система органов государственного управления, действующая на основе конституции и принципов разделения властей. Исполнительная власть имеет универсальный , предметный и организующий характер и направлена на обеспечение законов и актов законодательной власти.8
Исполнительная власть РФ является основой , обеспечивающей защиту суверенитета, территориальной целостности государства; она распространяется на всю территорию страны и осуществляется Правительством РФ при непосредственном руководстве и участии Президента РФ. Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти — законодательная и судебная.
Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присущи только этой ветви власти, и ни один орган не имеет право вторгаться в ее компетенцию. Исполнительная власть, обладая огромным реальным аппаратом принуждения и административными полномочиями, пронизывая все сферы общественных отношений в государстве, является, пожалуй, самой императивной из всех ветвей власти. Исполнительной власти, ее организации и деятельности не присущи и принципы демократии,
отличающие функционирование других ветвей власти (Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда), поскольку принцип принятия решений большинством голосов может парализовать ее деятельность и поставить под угрозу эффективность управления страной. Исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную
направленность государства. Данные три черты определяют исполнительную власть как монопольного (по сравнению с другими ветвями власти) владельца, пользователя и распорядителя огромными организационными и материальными ресурсами, имеющего право на применение силы, возможности воздействия на все властные структуры государства в целом и его субъектов, включая законодательную ветвь власти. Вопрос состоит лишь в том, насколько исполнительная власть контролируема действует в правовом поле
на принципах конституционализма; насколько ее влияние на аналогичные структуры субъектов РФ обеспечивает выполнение организационно-исполнительных функций, не совпадающих с функциями других носителей государственно-властных полномочий; насколько четко работает вся вертикаль исполнительной власти в Федерации. Система органов исполнительной власти ориентирована прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов. Это законы и решения, принимаемые законодательным и представительным
органом страны — Федеральным Собранием; указы Президента РФ; решения референдумов; а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основная функция органов исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательной ветвью власти. Другими важнейшими функциями органов исполнительной власти
являются: охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности; регулятивно-управленческая функция по руководству отраслями социальной деятельности государства; обеспечение прав и свобод граждан.9 Однако данные обязанности органов исполнительной власти не могут в достаточной мере реализоваться без наличия следующих вспомогательных функций: 1) нормотворческой, заключающейся в издании органами исполнительной власти нормативных актов; 2) оперативно-исполнительной, заключающейся в том, что органы исполнительной
власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах; 3) юрисдикционной, заключающейся в том, что органы исполнительной власти могут применять административные, материальные, дисциплинарные и финансовые санкции к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Органы исполнительной власти имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов государственных органов. Эти органы представляют собой самую большую часть государственного
аппарата. По количеству их намного больше, чем законодательных (представительных) и судебных органов. Органы исполнительной власти — самая подвижная часть государственного аппарата, чаще других претерпевающая изменения и реформы. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации образована единая система исполнительной власти, включающая в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов
РФ, что не исключает возможность их классификации по ряду признаков. 4. Судебная власть. Судебная власть – реальная способность судебных органов государства осуществлять правосудие, основанное на нормах права и законах. Наличие сильной и развитой судебной власти является необходимым атрибутом правового государства.10 Судебная власть оказывает влияние на формирование органов законодательной власти. Все конфликтные ситуации в период избирательной кампании рассматриваются в
суде. В период функционирования представительных органов власти, их решения и акты, начиная с органов представительной власти местного самоуправления и заканчивая федеральными законами, принятыми палатами Федерального Собрания РФ, могут быть обжалованы в различные судебные инстанции от районного суда до Конституционного Суда РФ. Высшие суды российского государства могут влиять на законодательную деятельность парламента — Федерального Собрания путем реализации права на законодательную инициативу.
Конституционный Суд, обладающий правом толкования Конституции РФ, фактически может формулировать новые правовые подходы, тем самым включаясь в законодательную деятельность. Законы, Принятые парламентом, подписанные Президентом РФ и опубликованные, могут быть признаны Конституционным Судом РФ неконституционными, т.е. утратившими юридическую силу
Одно из основных назначений судебной власти в демократическом правовом государстве — защитить общество и его членов от произвола исполнительных органов, должностных лиц. Исполнительная власть должна действовать в рамках закона, при его нарушении наступает ответственность, устанавливаемая судом. Судебная власть решает проблемы, связанные с нарушением гражданами и должностными лицами правовых предписаний, установленных государством.
Обычно, в большинстве ситуаций такие предписания выполняются сознательно и добровольно, но при их нарушении государственная власть вправе применить принуждение. В этом случае судебной власти отводится особая роль, так как именно она вправе применить наказание от имени государства.11 Являясь полноценной ветвью власти, судебная власть обладает всеми признаками государственной власти: публичностью, принудительной силой, общеобязательностью решений.
Наряду с этим судебной власти присущ ряд следующих специфических признаков, отличающих ее от других властей: 1) исключительность судебной власти, т.е. невозможность осуществления правосудия никакими другими, кроме судебных, органами; 2) процессуальная форма осуществления правосудия, так как ни законодательные, ни исполнительные органы при принятии решения не скованы такими жесткими рамками процессуального законодательства, как судебные. Любое нарушение процедуры судебного разбирательства может привести к отмене приговора
или решения суда; 3) особый статус судей: помимо жестких требований к кандидатам на пост судьи, устанавливается особый порядок назначения и прекращения их полномочий; 4) правовой контроль за деятельностью судов исключает любое вмешательство в работу суда, а тем более оценку принимаемых решений, со стороны любых, кроме вышестоящих, судебных органов. Заключение Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве
абсолютного большинства современных государств как непременный атрибут правового демократического государства. Концепция разделения властей предполагает дифференциацию основных государственных управленческих функций на три основные: законодательные, исполнительные и судебные, осуществляемые органами государственной власти, как правило, соответствующего профиля: парламентом, правительством и судебными органами. в наши дни конституционная система — это, по сути, демократическая система.
Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив. Одним из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия, является система разделения властей, обеспечивающая сдержки и противовесы в отношении друг друга. Такая позиция основывается на том факте, что в любом государстве существуют некие фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно.
Следовательно, государственную власть следует разделить на несколько сфер, или ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функциями. В соответствии с этой установкой современная политическая демократия строится на принципе разделения власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви власти . Каждая из них обладает собственными специфическими функциями. Более или менее четко фиксируется, как формируются эти ветви, как они взаимодействуют друг с другом,
какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются и т.д. В последнее время в отечественной юридической литературе высказываются мнения о появлении новых «ответвлений» государственной власти - контрольной, прокурорской, президентской и иных. Подобное выделение дополнительных ветвей власти позволяет говорить или о сложности организации системы власти современного государства или о неспособности известной триады (трех властей) сбалансировать взаимоотношения
высших органов государственной власти12. Список литературы 1.Авдеев А.Д. Принцип разделения властей как способ организации власти //Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича.Т 2008 2.Афонина И.А. Политология.
Опорные конспекты. Б 2007 Баглай М. В Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации М Инфра, 2002. 3.Клименко А. ,Румынина В. Экзамен по обществознанию. М 2001 4.Клименко С.В Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: 1999, С.37 5.Конституция Российской Федерации
М 1997, 6.Комкова Г.Н. Конституционное право России. М 2005, Конституция РФ М Юридическая литература, 2005. Хропанюк В. Н. Теория государства и права М 2001. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права М Юрист, 2002. 7.Шилобод М.И Петрухин А.С Кривошеев В.Ф Политика и право,
М 2005.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |