--PAGE_BREAK--Особенности комплексного подхода применительно к воспитанию глухих детей
Изложенное выше понимание сущности комплексного подхода к воспитанию целиком и полностью применимо при рассмотрении проблем воспитания глухих детей в условиях специальной школы. Более того, требование осуществления комплексного подхода к специально организованному воспитанию глухих детей еще в большей мере обязательно, чем в общеобразовательной массовой школе. Для справедливости сказанного рассмотрим ряд, естественно, условно выделенных нами выше комплексов, в действительности же тесно взаимосвязанных и тем самым обуславливающих необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию глухих детей.
Комплекс первый – единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания. К ним относятся, во-первых те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы – материальные, политические, духовные. Наше общество – общество, в котором пока еще преобладает общенародная собственность на средства производства, где всем его членам, в том числе и глухим, гарантированы конституционные свободы и права, где покончено с неграмотностью. И экономика, и политика, и идеология, и образование, и воспитание, и духовная жизнь общества -–все направлено на развитие производительных сил и производственных отношений, характерных для поистине демократического общества.
К объективным обстоятельствам, во-первых, относится также и непосредственное окружение человека. Для глухих детей это прежде всего семью и школа. Как уже отмечалось, система специального обучения и воспитания глухих детей включена в общеобразовательную систему образования. В стране осуществляется всеобщее дифференцированное обучение глухих детей, обеспечение их работой по окончании школы, а в случае особых успехов в учебе предоставляется возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования.
Таким образом, объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания глухих детей, в широком смысле среда в структурном и функциональном отношении чрезвычайно сложны и многообразны. Каждый их компонент может быть при отдельном рассмотрении представлен цепью систем, подсистем, составляющих частей и элементов, оказывающих соответствующее влияние на результат воспитания. Но как бы ни были различны по своей структуре, природе, функциям объективные обстоятельства, все они по сути своей являются гуманистическими, демократическими. В этом смысле они объективно предполагают именно воспроизводство самих себя и адекватного человека в процессе воспитания. Именно это обстоятельство и является чрезвычайно важной предпосылкой для успешного осуществления комплексного подхода к воспитанию в условиях спецшколы глухих. Сурдопедагог в своей работе может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью всестороннего развития глухого школьника.
Комплекс второй – структура личности воспитуемого. В структурном отношении личность представляет собой совокупность, целостное единство биологического, психологического и социального. В основе понимания биологической сущности глухого человека заключено философское положение о человеке как непосредственно природном существе.
Природные особенности (определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система) являются важнейшими предпосылками психического развития. Движущими силами, факторами развития глухого являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в спецшколе, общественно полезная трудовая деятельность).
Основоположник современной отечественной психологии и дефектологии Л.С. Выготский внес большой вклад в изучение личности аномального ребенка, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. “Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация”. Именно поэтому “говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта”. Положение Л.С.Выготского о том, что “ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок”, “что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным”, “что “замещение и компенсация” как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект” сыграло большую роль в развитии теории и практики современной сурдопедагогики. Оно служит основой неиссякаемого гуманизма и оптимизма отечественных дефектологов. Свидетельством тому служит тот факт, что в условиях современной действительности возможно неограниченное всестороннее развитие глухих детей.
Глухой от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг – глухоту и ее следствие – немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.
Обучения языку глухих детей – это в высшей степени комплексная проблема! Это предмет особого рассмотрения. Однако без принципиальных положений мы не сможем дать истинную картину личности глухого. Ибо язык слов, словесная речь для глухого играет решающую роль в развитии его биологической, психической и социальной сущности, способствует его всестороннему развитию как социальной личности.
Если речь идет об овладении языком слышащим ребенком, различают устную и письменную формы словесной речи. В таком же порядке и происходит овладение языком слов в норме – слышащим ребенком. Слышащий ребенок воспринимает на слух обращенную к нему речь, воспроизводит ее по подражанию. Вступая в разнообразные отношения со старшими и себе подобными, он практически усваивает язык слов, познает окружающий мир, развивается и биологически, и социально. Биологическое и социальное представляет собой не сумму двух слагаемых, а взаимосвязанное, взаимообусловленное, неделимое, целостное единство –комплекс.
Глухой ребенок по отношению к слышащему находиться в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь. Следовательно, нужно для него создать соответствующие его природе условия. Нужны обходные пути для овладения языком слов. В современной дидактической системе обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения (С.А.Зыков) различают три формы словесной речи: дактильная, устная и письменная. В качестве исходной формы речи, наиболее полно отвечающей природе глухого ребенка, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной речи – дактильная форма. Каждой дактилеме соответствует определенная буква алфавита. Сурдопедагог, используя звукоусиливающую аппаратуру, внятно проговаривает слово при максимально четкой его артикуляции, одновременно и сопряженно “проговаривает” (дактилирует) его пальцами руки, предъявляет глухому карточку с данным словом. Глухой по подражанию воспроизводит слово дактильно и устно путем проговаривания. Данное слово соотносится с предметом, его свойством или действием, которое оно обозначает. Таков наиболее общий, схематический путь обучения словесной речи глухого ребенка. Он приведен нами с тем, чтобы продемонстрировать действие механизма компенсации недостающего слуха в условиях специального обучения глухих языку.
Во-первых, глухой воспринимает устное слово зрительно. Его специально обучают чтению устной речи с лица. Во-вторых, он обучается дактильной речи. При дактилировании у ребенка развиваются мышечные кинестезии руки. Для глухого проговаривание рукой — это не просто движение пальцев руки. Одновременно происходит развитие высших психических и физиологических процессов коры головного мозга, функций центральной высшей и периферической нервной системы. При дактилировании у глухого образуются прочные нейродинамические связи между кинестезиями кисти руки, артикуляционного аппарата и корой головного мозга. В-третьих, ребенок артикулируя, развивает речедвигательный аппарат, голосообразование, речевое дыхание, происходит соответствующая рефлекторная деятельность. В-четвертых, благодаря звукоусиливающей аппаратуре, у ребенка развивается слуховое восприятие устного слова, его фонетический образ. В-пятых, глухой ребенок считывает слово с предъявленной сурдопедагогом карточки, усваивая при этом письменную форму речи. в процессе педагогически целесообразной деятельности глухие дети на одном и том же речевом материале усваивают комплексно дактильную письменную и устную формы речи. Язык слов усваивается глухими детьми в процессе живого непосредственного общения, т.е. при выполнении и основной социальной функции.
Компенсирующая роль языка огромна и всестороння. Развивая психическую деятельность, как функцию особой части материи, называемой мозгом человека, язык способствует преодолению последствий глухоты, развитию социальных и биологических параметров личности глухого, максимально полной интеграции и адаптации его в среде слышащих в качестве равноправного труженика общества.
Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.
Комплекс третий — воспитание как вид деятельности субъекта воспитания. В современной общеобразовательной спецшколе-интернате для глухих детей осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам воспитание глухих школьников в основном совпадает с общими принципами педагогики. цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых детей активных участников общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.
Высокая цель социального воспитания глухих детей, ее достижение в реальном процессе воспитания предполагают высокое качество воспитания. Еще Л.С. Выготский горячо отстаивал необходимость социального специального воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание аномальных детей требует “специальной педагогической техники, особенных методов и приемов”, а также на то, что “только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области”. Он подчеркивал, что “нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в дефективную педагогику”. В этих глубочайшего смысла мыслях Л.С. Выготского заключена квинтэссенция специально организованного воспитания глухих детей. Воспитатель должен быть дефектологом-сурдопедагогом с высшим суродопедагогическим образованием. На основании глубоких знаний общей и специальной педагогики и психологии он должен, ориентируясь на реальные возможности глухого, в соответствии с целью социального воспитания, спланировать работу. Суродопедагог должен действовать со знанием дела, применяя правильные, эффективные методы воспитательной работы. Он должен видеть в глухом воспитаннике прежде всего личность. Личность глухого воспитуемого должна стать своеобразным геометрическим местом точек специально организованного воспитания и обучения. Воспитатель как субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Глухота, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании он подчеркивал: “Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал — не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов”.
Идеи Л.С.Выготского о путях развития специального воспитания и обучения глухих детей получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественной сурдопедагоики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ж.И. Шиф и т.д.). Вопрос о выборе правильных путей, соответствующего содержания эффективных форм и методов воспитательной работы в школе глухих является одной из центральных проблем комплексного подхода к воспитанию.
Комплекс четвертый — воспитание как наука. Социальное воспитание должно представлять собой строго научную систему. Фундаментом, методологической основой ее является диалектическая, научная философия. Общественное воспитание глухих детей является подлинно гуманистической системой. В нашем современном обществе впервые в истории человечества господствующая общегосударственная система специального воспитания ставит своей целью всестороннее и гармоническое развитие граждан, лишенных слуха. Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания глухих детей. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и всесторонней подготовке выпускников спецшколы глухих к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Как единая комплексная система — социальное воспитание управляется обществом с учетом его нужд и потребностей, в соответствии с его заказом на необходимый ему в конкретной исторической обстановке тип личности.
продолжение
--PAGE_BREAK--