Реферат по предмету "Биографии"


София Ротару

Советская, украинская эстрадная певица (р. 1947)

Карьера Софии Ротару как певицы всесоюзного масштаба началась в 1972 году с песни «Червона рута». Такое же название имел и вокально-инструментальный ансамбль, солисткой которого была певица. Мало кто знает, что руководил ансамблем ее муж Анатолий Евдокименко.

София Михайловна Ротару родилась в селе Маршенцы, что на Западной Украине, 9 августа 1947 года. Вся семья будущей певицы была музыкально одарена. В родном селе Софии вообще были сильны музыкально-этнографические традиции. Ее отец хорошо играл на скрипке, пел, мать смотрела за детьми, которых в семье было шестеро.

Первым человеком, обратившим внимание на голос Софии, был ее учитель Алексей Дряб. В то время она училась в Черновицком музучилище и в сопровождении оркестра пела на смотре художественной самодеятельности в Киеве. В возрасте 17 лет выступала в Кремлевском Дворце съездов в Москве. На выпускном концерте в музучилище в 1968 году доцент А. Пулинец заверил Софию Ротару, что ее ожидает блестящее будущее эстрадной певицы. В том же году она пела на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Болгарии, а осенью вышла замуж.

Молодая певица, которой тогда был 21 год, выступала вместе с именитыми коллегами Юрием Гуляевым, Тамарой Синявской, Эдуардом Хилем, Эдитой Пьехой. Их она ранее слышала лишь по радио. В день рождения певицы Софии Ротару вручили золотую медаль фестиваля и букет белых роз со словами: «Софии — от Софии».

Первые успехи не вскружили ей голову. Она поступает на заочное отделение Кишиневского института искусств, одновременно преподает сольфеджио и теорию музыки в Черновицком культп-росветучилище. В то время идти на профессиональную эстраду она не хотела, хотя не испытывала недостатка в приглашениях. В конце 60-х годов на Буковине наблюдался настоящий бум народного искусства. Тут и там возникали молодые этнографические и фольклорно-эстрадные коллективы.

С будущим мужем София познакомилась необычно. Анатолий Евдокименко служил в армии на Урале. Однажды он вырезал из журнала фотографию певицы в праздничном наряде, повесил над койкой и показывал товарищам снимок: «Вот какие красавицы живут у нас на Украине!» После демобилизации Анатолий разыскал Софию и подружился с ней. В то время он был студентом физико-математического факультета Черновицкого университета, собрал вокально-инструментальный ансамбль и пригласил Софию Ротару быть его солисткой.

В 1972 году на экраны вышел фильм «Червона рута» Украинского телевидения, который представил всесоюзному зрителю новую певицу Софию Ротару и солистов вокально-инструментального ансамбля «Червона рута» — Василя Зенкевича и Наза-рия Яремчука. С этого фильма и началась подлинная творческая биография Софии Ротару, которая поверила в себя и в собственные силы, ибо сотни тысяч телезрителей внушили ей эту веру.

Вокально-инструментальный ансамбль «Червона рута» начал гастрольную деятельность. Первый концерт состоялся в Звездном городке под Москвой. Космонавты оказались чуткими и доброжелательными слушателями. «Ваши песни, — сказал после концерта летчик-космонавт Г. Шонин, — мы понесем в сердцах в космические просторы». После этих гастролей в печати появились и первые отзывы. Про Софию Ротару писали, что она «владеет сильным, глубоким, редкой красоты тембра голосом и поет на удивление легко». Ансамбль «Червона рута» вышел на большую эстраду вместе с такими ансамблями, как «Песняры», «Орэра», а София Ротару на практике применяла знания хормейстера, полученные ею в институте.

Гастрольные поездки благотворно сказались на опыте певицы: она творчески взрослела, становилась требовательнее к себе. Так, она перестала увлекаться песнями, основанными лишь на красивой мелодике и национальном колорите, в ее репертуаре появились новые серьезные произведения, такие как «Сизокрылый птах», в которых явно присутствовал драматизм. Песня «Сизокрылый птах» стала этапной для Софии Ротару.

Следующей песней, прогремевшей на весь Советский Союз, была «Песня о Кишиневе», которую авторы, композитор Е. Дога и поэты Т. Воде и Е. Лазарев, по просьбе певицы переименовали в «Мой город». В новой интерпретации песня посвящалась уже всем городам, а не какому-то одному. С этой песней София Ротару в 1973 году выступила на международном фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии и завоевала первую премию.

Позже певица заинтересовалась сюжетной песней. В ее репертуаре появилась «Лебединая верность» Е. Мартынова и А. Дементьева. Многие помнят эту балладу, отмеченную трагическими нотками. В подобном ключе была решена и «Баллада о матери», написанная теми же авторами, песня, в которой рассказывалось о матери, увидевшей в кадрах военной кинохроники своего погибшего сына.

В последующие годы певица гастролирует по стране, записывает новые песни, а на порой раздающиеся упреки в падении популярности спокойно отвечает: «Я не должна нравиться всем». В это время в репертуаре певицы появляются песни «Где ты, любовь?» Р. Паулса на стихи И. Резника и «Красная стрела» А. Мажукова на стихи Н. Зиновьева. Однако у Софии Ротару начинаются проблемы со здоровьем. Она ложится в больницу, куда кинематографисты приходят с очередным сценарием и получают вынужденный отказ. А после выхода из больницы певице пришлось переехать в Ялту, и лишь спустя некоторое время она возвращается в кино: в 1981 году снимается в фильме «Душа» в творческом дуэте с М. Боярским. Фильм имел кассовый успех, но, по отзывам прессы, основную его зрительскую аудиторию составили поклонники группы «Машина времени».

Певица пребывает в постоянном творческом поиске. Сама о себе она говорит так: «Я не имею права провалиться». Так, плодотворным было ее сотрудничество с композитором В. Матецким. Что касается творчества певицы, то о нем положительно высказывались многие композиторы. Например, Е. Мартынов был убежден, что София Ротару — вообще лучшая исполнительница его песен. Е. Дога восхищался ее музыкальностью: «Возьмет ноту — мурашки по телу. Сразу ощущается весь объем ее голоса». Арно Бабаджанян говорил: «Голос для нее — средство самовыражения, а не самолюбования».

Некоторое время София Ротару увлеченно работала с композитором Давидом Тухмановым, группой «Машина времени». О своей работе с этим коллективом певица говорила так: «С ними удивительно сложно, но интересно работать».

Когда-то, еще в годы учебы в институте, ее приглашали сыграть роль Бэлы в экранизации «Героя нашего времени» М. Лермонтова. Через некоторое время предложили сыграть другую роль — княжны Веры из последней части того же произведения. Но если Ротару и мечтала сняться в серьезном кино, то совсем в другой роли: ее привлекает исторический персонаж, героическая украинская девушка, отравившая неверного возлюбленного и осужденная за это на смерть, но помилованная гетманом Хмельницким.

Несколько песен, исполненных Софией Ротару в конце эпохи застоя в мажорно-плакатном ключе («Дадим шар земной детям!», «Родина моя» Д. Тухманова или «Мой край» Н. Мозгового), бесспорно, не лишены музыкальной выразительности.

В последнее время к сожалению, София Ротару практически перестала петь на концертах живьем. Однако публика по-прежнему любит ее и прощает певице подмену живого голоса фонограммой, поскольку перед глазами до сих пор стоит образ артистки, некогда взволновавшей всю страну искренним исполнением.

Список литературы



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.