/>Содержание
Введение. 2
Глава I.Теоретические основы и условия внедрения в образовательный процесс методовпроекта при изучении предмета технология. 3
1.1 Образовательный процесс предмета технология какфедерального компонента общеобразовательной учебной программы… 3
1.2 Материальная база кабинета технологии — основареализации учебной программы… 12
1.3 Теоретические основы обеспечения безопасных условийработы учащихся в школе. 18
Глава II.Разработка и реализация проекта универсального верстака для слесарных работ. 24
2.1 санитарные нормы и правила слесарных верстаков дляработы школьников разного возраста. 24
2.2 Единые нормы и правила представленные и установленные вслесарных работах 26
2.3 Разработка темы уроков к проекту: универсальный верстак для слесарных работ 28
Заключение. 39
Литература. 40
Введение
Методикапрофессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучениястудентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстнаяподготовка в направлении будущей профессии и специальности.
Всовременном образовании — это прежде всего подготовка молодежи к культурно — иприродосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мирдеятельности.
Содержаниеспециальности составляют предметные циклы дисциплин Государственныхобразовательных стандартов подготовки преподавателей и рабочих в отрасли(машиностроение и технологическое оборудование), является основойпрофессиональной подготовки специалистов в различных сферах технико-технологическойдеятельности человека.
Впромышленном производстве необходимы, прежде всего, профессиональныеобщетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору,инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочимразличных профессий и специальностей.
Общетехническаяподготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основконструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия,расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т.д.
Искусствопреподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику всоответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методикапреподавания всех общетехнических дисциплин.
Глава I. Теоретическиеосновы и условия внедрения в образовательный процесс методов проекта приизучении предмета технология
1.1 Образовательный процесс предмета технология какфедерального компонента общеобразовательной учебной программы
Технология,с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общегообразования. По базисному учебному плану ее изучение начинается в начальнойшколе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается набазовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.
На ступениосновного общего образования на изучение технологии в 5-7 классах выделено 2часа в неделю, в 8 классе — 1 час в неделю. Один час технологии в 8 классепередан в национально-региональный компонент для организации изученияобучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный часрекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе,с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональныеособенности местного социально-производственного окружения могут бытьпредставлены в авторской программе для конкретного общеобразовательногоучреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Два часаучебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонентобразовательного учреждения для организации предпрофильной подготовкиобучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагаетсяреализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуетсявернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывноститехнологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологиипри подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивномупрофилям.
Обучениешкольников технологии строится на основе освоения конкретных процессовпреобразования и использования материалов, энергии, информации, объектовприродной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовкиучащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с цельюудовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся,возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономическихусловий обязательный минимум содержания основных образовательных программ потехнологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Техническийтруд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственныйтруд (агротехнологии)».
Каждоенаправление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовымразделом для программы по направлению «Технология. Технический труд»является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочныхматериалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехническиеработы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика»,«Современное производство и профессиональное образование».
Дляпрограммы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовымиявляются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных иподелочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающийтруд» обязательно включают в себя также разделы «Электротехническиеработы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика»,«Современное производство и профессиональное образование».
Базовымиразделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственныйтруд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство».Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиямсельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленногопроизводства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетомсезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы,включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а такжебазовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда илиобслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе приэтом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данномрегионе.
В связи сперераспределением времени между указанными разделами в комбинированныхпрограммах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ вразделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющихминимума содержания обучения по технологии. Комплексно для такихкомбинированных программ планируется освоение раздела «Современноепроизводство и профессиональное образование» и проектная деятельностьучащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельскихшкол носили комбинированный характер, сочетая технологии технического исельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного исельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях полученияпрофессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общемдля обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.
В видуобъективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторамидля технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могутбыть заменены электротехническими работами с электроприводом иэлектромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.
В базисномучебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общегообразования «Технология» не входит в число обязательных учебныхпредметов на базовом уровне в федеральном компоненте. Там она представлена всоставе учебных предметов по выбору на базовом уровне. На ее изучение в X и XIклассах здесь отводится 70 часов (по одному часу в неделю в каждом классе).
Учитываязначение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся,их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывноститехнологической подготовки в системе общего и профессионального образования,рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента икомпонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в X и вXI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут бытьпредставлены в программе соответствующими территориальными или местнымитехнологиями, видами и объектами труда. Для профилей нетехнологическойнаправленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать исовершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельностипо выбранному направлению профильной подготовки.
Для технологическогопрофиля общеобразовательной подготовки учащихся X и XI классов на изучениекурса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательныхучреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профильобщеобразовательной подготовки старшеклассников дает учащимся возможностьприобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук впрактической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Концептуальнаяидея разработки нового стандарта содержания по технологии состояла в развитии функциональнойтехнологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различнымвидам созидательной деятельности. (Функциональная технологическая грамотностьвыражается в способности учащихся выполнять работы по распространеннымтехнологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различныетехнологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности). Содержаниестандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выборупрофессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
В каждомразделе минимума содержания образовательных программ по технологии для основнойшколы, независимо от выбранных направлений технологического обучения иизучаемых технологий, предусмотрено освоение следующих сквозных тематическихлиний содержания обучения:
культура иэстетика труда; безопасность трудовой деятельности;
получение ииспользование информации в текстовой и графической формах с использованием ЭВМ;
элементыприкладной экономики и предпринимательства;
мирпрофессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; творческая,проектная деятельность;
влияниетехнологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденцииразвития техники и технологий.
В ГСОО дляосновной школы вместо традиционного для российского трудового обучения раздела «Культурадома» по технологии введен раздел «Технологии домашнего труда»,обязательный для изучения всеми школьниками, в котором привычное для педагоговсодержание дополнено изучением рациональных методов поведения на рынке товарови услуг.
В сравнениис действующим стандартом разгрузка содержания проводилась по следующимнаправлениям:
изменениеструктуры содержания учебного материала; это позволило тематически и поэтапносогласовать стандарт по технологии с содержанием стандартов по математике,физике, химии, биологии, обществоведению экономике и информатике; на этойоснове удалось заметно сократить объем теоретического материала, дублирующегосодержание естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
исключениесложного материала (по электротехнике и радиоэлектронике, ремонтно-отделочнымработам, информационным технологиям, материаловедению); теоретические основыэтого материала опережали соответствующие курсы и разделы по другим предметамобщего образования, поэтому они были малодоступными для усвоения учащимисяосновной школы; такой материал был мало подкреплен практической деятельностьюшкольников в массовой школе;
введениесодержания раздела «Информационные технологии», изучаемого ранее вобразовательной области «Технология» в Федеральном компонентегосударственного стандарта общего образования в содержание предмета «Информатикаи ИКТ»;
перенос рядакомпонентов содержания разделов «Художественная обработка материалов»и «Введение в художественное конструирование» — в предмет «Искусство»,«Основ предпринимательства» — в предмет обществознание, включаяэкономику и право.
В целомсокращение количества изучаемых понятий и законов, уменьшение объема исложности практических работ по образовательной области «Технология»позволило обеспечить разгрузку содержания примерно на 30 процентов.
Обновлениесодержания образования связано с расширением вариативности путей достиженияцелей изучения образовательной области «Технология», предоставлениемучителю свободы в выборе объектов труда и изучаемых технологий с целью болееполного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современнойжизни. В содержание образования по технологии включен материал, направленный наподготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночнойэкономики, освоение современных и перспективных технологий.
Личностнаяориентация образования реализована в стандарте посредством предоставленияучащимся возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда впроцессе изучения всех разделов «Технологии». Значительная частьминимума содержания по этому предмету направлена на приобретение учащимисяобщетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельностинезависимо от ее вида, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.
Функционально-прикладнойхарактер обучения технологии обеспечивается в процессе освоения разнообразныхспособов практической деятельности по изготовлению личностно или общественнозначимых объектов труда.
Виды исодержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяетосуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости,согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего итехнологического образования, возможностями выполнения правил безопасного трудаи требований охраны здоровья школьников.
Широкоеиспользование творческой и проектной деятельности при обучении технологииспособствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. Уучащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опытколлективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатахтруда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.
В результатесистематического изучения технологии учащимся прививаются навыки соблюдениядисциплины труда, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда,ответственность за результаты своей деятельности, патриотизм и гордость задостижения отечественных ученых и инженеров.
В минимумесодержания образовательных программ по технологии заложена преемственностьцелей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы. Обучениешкольников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельностив создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальнойшколе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой ихозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессиональногосамоопределения.
Впервые вотечественном образовании для учащихся X-XI классов был разработаны Минимум содержания образовательныхпрограмм и требования к уровню достижений для технологического профиля ибазового уровня обучения. Стандарт базового уровня обучения предназначен дляиспользования в школах с универсальным профилем обучения и в школах с нетехнологическими профилями обучения.
На базовомуровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способностишкольников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы ипроводится обучение технологиям проектирования и создания объектов труда сучетом познавательных интересов учащихся.
Втехнологическом профиле обучения предусмотрена углубленная технологическаяподготовка старшеклассников в выбранной отрасли и направлении технологическойдеятельности. По ее завершении учащиеся могут получить справку об освоениипрофильного курса по технологии. При углубленном уровне профильнойтехнологической подготовки, с использованием времени за счет регионального ишкольного компонентов БУП, допускается выдача свидетельства государственногообразца о профессиональном обучении.
Как и самапедагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. Прислучайном обучении, которое, мы помним, опережало организуемое в школе,преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослымитрудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением школ родились методысловесные, которые долго доминировали.
Американскийпедагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения».Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональнымучителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третьяреволюция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая,свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию икомпьютеризацию дидактической работы.
Понятно, чтов разные периоды развития образования тем иным методам придавалось болеесущественное значение. Вместе тем практика доказала, что ни один из них, будучииспользован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вотпочему в технологии успехов можно достигнуть только при использовании многихметодов, поскольку ни один из них не является универсальным.
Большинствоотечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером.В ней выделяют следующие методы.
Объяснительно-наглядный(репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы,радио — и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Онтренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательскойработы и не развивает творческое мышление.
Проблемныйметод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе скнигой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиесяприобретают навыки логического, критического мышления.
Частично-поисковыйметод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции,проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие вотдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментаминаучно-исследовательской работы.
Исследовательскийметод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования,изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученныерезультаты. Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечиваетпостепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшуюсамостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полнуюсамостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода отпреподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя иучащихся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.
В технологиивсе эти методы могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии соспособом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Крометого, существуют четкие, выработанные практикой рекомендации по особенностямметодики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в видуобстоятельство, о котором уже упоминалось ранее: названные методы достигаютоптимального эффекта в гармоническом единстве. Для определения рациональностиих сочетания необходимо знать дидактические особенности каждой группы иметодические аспекты их использования при занятиях со школьниками по технологии.
1.2 Материальная база кабинета технологии — основареализации учебной программы
Учебныемастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Онипредназначены для:
трудовогообучения учащихся I-VII классовв соответствии с утвержденными программами;
выполненияслесарных работ учащимися VIII-IXклассов, обучающимися по профилям «Автодело» и «Основыагротехники и механизации растениеводства»;
организацииобщественно полезного, производительного труда учащихся;
проведенияфакультативных занятий по трудовому обучению;
работытехнических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.
В отдельныхслучаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональноеобучение учащихся VIII-IXклассов по профилям «Деревообработка», «Металлообработка» и«Обработка тканей».
В общеобразовательнойшколе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения иобщественно полезного труда учащихся I-IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (иликомбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработкетканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательныхшколах и школах-интернатах в соответствии с положением об этих школах могутсоздаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.).В школах, в которых в соответствии с п.10 постановления Совета Министров СССРот 14 августа 1968 г. № 628 «О мерах по дальнейшему развитию народныххудожественных промыслов» введено обучение учащихся техническим приемамизготовления художественных изделий, создаются мастерские народныххудожественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).
Количествомастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимостиот количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом номенклатурытипов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ,утвержденной Госгражданстроем РФ и согласованной с Министерством просвещения иГоспланом СССР от 27 мая 1985 г. (НШ-85-90). При необходимости для группыблизлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебныемастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия(организации) могут создавать учебно-производственные участки дляпроизводительного труда учащихся V-VIIи других классов на правах своих структурных подразделений.
Строительствоновых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I-VII классов и пристройкунедостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлятьтолько по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии снормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП П-65-73 «Общеобразовательныешколы и школы-интернаты»). Помещения учебных мастерских должны бытьсветлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных иполуподвальных помещениях. .
Учебныемастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами,приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обученияв соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий иучебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерствомпросвещения РФ на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами,технической и технологической документацией. При наличии свободной площадимастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другимоборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественнополезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, атакже профессионального обучения в VIII-IX классах.
Оборудование,не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливаетсяв мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, чтооформляется соответствующими актами.
В учебныхмастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективногопользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих местдолжны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии сучебными программами, а также учитывать различия антропометрических данныхучащихся, требования эргономики, научной организации труда и техническойэстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования имебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организацииучебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждогоучащегося.
Рабочееместо учащегося для индивидуального пользования — верстак или специальный столс откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должнаобеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволятьприменять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянноприменяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладкахразличной конструкции.
Количестворабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы всоответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25и более человек, в сельских — 20 и более человек.
Рабочее местоучителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х 2000 х 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов иустройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочегоместа учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для храненияучебно-наглядных пособий и инструментов.
К рабочемуместу учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.
В мастерскихдолжны строго соблюдаться требования, Положения об организации работы по охранетруда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасностии производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственныхмастерских, а также для учебных кабинетов, цехов (пролетов, участков) ипредприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерствомпросвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производитсяосвещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрическиерозетки в мастерских маркируются по напряжению.
Каждаяучебная мастерская оснащается умывальниками1 со щетками и мылом в количестве20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). Вспециально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора,обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки иуниверсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указываютсяадрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарныесредства, включая углекислотный огнетушитель.
Помещениямастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования,в том числе по безопасности труда и производственной санитарии,материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерскихорганизуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, суказанием, кто и когда изготовил экспонаты.
Цвет дляокраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя изтребований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальныхцветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4 026-76 «Цвета сигнальные и знакибезопасности».
Привыполнении конкретных видов работ рабочие места учащихся обеспечиваютсяинструкциями по безопасности труда. Они разрабатываются на основе типовых,утверждаются директором школы и согласуются с. профсоюзным комитетом. Инструкциипересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Всоответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. №387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшиемедицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения обучащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает умедицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерскихучащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Пользованиеспецодеждой должно быть строго индивидуальным.
К выполнениюкаждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведенияинструктажа по безопасности труда.
Заключение опригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приемушколы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письмуМинистерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. № 54-М «Об акте приемаготовности школы к новому учебному году».
Организацияи режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются сучетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обученияучащихся I-VII классов,утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22февраля 1985 г. № 3216-85.
Администрацияшколы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению ихоборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их техническогообслуживания, рационализации рабочих мест.
Приказом пошколе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнениеобязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).
Учительтрудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:
совместно сзаместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующимхозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием,инструментами, материалами;
планируетработу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющиморганизацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планируетизготовление изделий на учебный год;
организуетналадку и ремонт техники, оборудования, инструмента, приспособлений;
следит засвоевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления),состояния изоляции электропроводки;
отвечает забезопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояниемастерских;
принимает наответственное хранение имущественно — материальные ценности мастерских, ведет вустановленном порядке учет.
Учителятрудового обучения, руководители кружков и организаторы общественно полезного,производительного труда, работающие в мастерских1:
осуществляютподготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);
обеспечиваютзанятия заготовками, технической документацией;
проводятинструктаж учащихся по безопасности труда по каждому виду проводимых работ срегистрацией по ГОСТ 12.0.004-79;
несутответственность за выполнение учащимися правил безопасности труда,производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во времяработы в школьных учебных мастерских.
Использованиеучебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением,запрещается.
1.3 Теоретические основы обеспечения безопасныхусловий работы учащихся в школе
Организацияучебных работ и содержание учебно-производственных помещений
1. Фронтальноевыполнение обучающимися учебных и производственных работ по пайке различныхдеталей мягкими припоями в мастерских не допускается.
2. Учебныемастерские для обучения учащихся по профессиям, связанным с выполнением работпо пайке сплавами, содержащими свинец, должны иметь специализированные рабочиеместа, оборудованные всем необходимым для выполнения этих работ.
3. Приобъеме учебных работ, выполняемых учащимися по пайке сплавами, содержащимисвинец, превышающем 10% общего времени обучения в учебной мастерской, количестворабочих мест, оборудованных для пайки, должно составлять 1/4-1/3 количестварабочих мест учащихся в этой мастерской.
4. Вучебно-производственных мастерских, не оборудованных вентиляцией, производстворабот по пайке деталей мягкими припоями запрещается.
Специализированныерабочие места, предназначенные для выполнения работ по пайке мелких деталей,должны оборудоваться местными вытяжными устройствами, обеспечивающими скоростьдвижения воздуха непосредственно на месте пайки не менее 0,6 м/с.
Системавентиляции этих рабочих мест должна быть автономной. Совмещение в однувентиляционную установку устройств, обслуживающих рабочие места для пайки идругое производственное оборудование, запрещается.
5. Во времявыполнения учебно-производственных работ по пайке помещенияучебно-производственных мастерских необходимо обеспечивать приточным воздухом,подаваемым в верхнюю зону в количестве, составляющем примерно 90% объемавытяжки. Подвижность воздуха в рабочей зоне должна быть не менее 0,3 м/с. Недостающие10% приточного воздуха должны подаваться в смежные, более чистые помещения.
6. Отделкапомещений учебно-производственных мастерских, а также воздуховодов,коммуникаций, отопительных приборов и т.п. должна допускать их очистку от пылии периодическое обмывание. Стыки стен между собой, с потолком, полом следуетвыполнять закругленными; стены, оконные рамы, отопительные прибору, воздуховодыи т.д. должны быть гладкими и покрыты масляной краской светлых тонов; полыдолжны быть гладкими, без щелей и иметь уклоны к трапам канализации.
7. Вучебно-производственных мастерских после каждой смены, в течение которойвыполнялись работы, связанные с пайкой деталей свинец содержащими припоями,должно производиться мытье полов. Сухая уборка пола не разрешается.
В периодыобучения, когда на рабочих местах, выделенных для пайки, каждодневнопроизводится пайка мелких деталей, раз в две недели должна выполняться общаявлажная уборка учебно-производственных мастерских.
8. Хранениеодежды в помещениях, где производится пайка, запрещается. Запрещается также ихранение рабочих халатов, в которых производятся работы по пайке свинецсодержащими припоями, в гардеробных, предназначенных для уличной и домашнейодежды.
9. Внепосредственной близости от рабочих мест, предназначенных для выполнения работпо пайке мелких деталей мягкими припоями, должны быть установлены умывальник сбесперебойной подачей воды, бачок с 1-процентным раствором уксусной кислоты дляпредварительного обмывания рук и легко обмываемые переносные емкости для сборабумажных или хлопчатобумажных салфеток, используемых для обтирания рук, и длясбора ветоши, использованной при уборке рабочего места после выполнения работпо пайке. У умывальников постоянно должно быть мыло, щетки, достаточноеколичество салфеток для обтирания рук (бумажные или хлопчатобумажные разовогоупотребления).
Применениеполотенец общего пользования не разрешается.
Организациярабочих мест и их содержание
10. Верстаки,рабочие столы или другое оборудование, предназначенное для выполнения работ,связанных с пайкой, должны быть максимально простой конструкции,легкодоступными для тщательной очистки.
11. Рабочиеповерхности столов или другого оборудования, а также поверхности ящиков дляхранения инструмента должны покрываться гладким, легко обмываемым материалом. Допускаетсяпокраска внутренней поверхности ящиков для инструмента масляной краской.
12. Поверхностистолов, ящиков для хранения инструмента и тара, используемая на рабочих местахпри выполнении работ по паянию свинец содержащими припоями, должны в конце каждойсмены очищаться и обмываться горячим мыльным раствором.
13. Использованныесалфетки и ветошь, которые могут быть загрязнены свинцом, после окончания сменыдолжны сжигаться. Повторное использование их не допускается.
14. Рабочиеместа должны обеспечиваться пинцетами для перемещения стержней или кусочковсплава.
15. Расходуемыесплавы и канифоль должны помещаться в кюветах, исключающих загрязнение свинцомрабочих поверхностей столов или другого оборудования, предназначенного длявыполнения работ, связанных с пайкой.
16. Длядоставки и хранения на рабочих местах свинцовых сплавов и изделий, покрытыхэтими сплавами, надо иметь достаточное количество легко обмываемой, удобной дляпереноски тары.
17. Естественноеи искусственное освещение учебно-производственных мастерских и рабочих местучащихся должно удовлетворять установленным санитарным нормам (СН 245-71). Причемнормы освещенности повышаются на одну ступень по шкале освещенности, еслинормируемая освещенность в учебно-производственных мастерских меньше 300 лк прилампах накаливания.
Нормыиндивидуальной профилактики
18. Рабочуюодежду, в которой выполняют работы по пайке мелких изделий свинец содержащимиприпоями, хранить отдельно от уличной и домашней одежды. Уносить эту одеждудомой запрещается.
19. В периодкаждодневного выполнения обучающимися работ по пайке свинец содержащимиприпоями менять рабочую одежду и сдавать ее в стирку необходимо не реже одногораза в неделю. Стирка и обезвреживание рабочей одежды, в которой выполнялисьработы по пайке, должны производиться школой отдельно от остальной рабочейодежды в соответствии с условиями обработки одежды, загрязненной свинцом.
20. Вход впомещение для приема пищи, столовые и буфеты в рабочей одежде запрещается.
21. Втечение рабочего дня учащимся, выполняющим работы по пайке, следует мыть рукинесколько раз. При переходе к выполнению новых работ, при выходе из мастерскойи перед принятием пищи мытье рук обязательно.
22. Обязательнычистка зубов и полоскание полости рта перед принятием пищи и после окончанияработы по пайке. При небольшом объеме работ, выполняемых учащимися по пайке (до10% общего времени обучения в мастерской), можно ограничиться полосканиемполости рта. Хранение зубных щеток в рабочей одежде и чистка зубов в помещениимастерской не допускаются.
23. Впомещениях, где производится пайка, запрещается прием и хранение пищи ипитьевой воды, а также курение.
24. Впомещениях, где производится пайка, и особенно в ящиках, предназначенных дляхранения инструмента, запрещается хранение вещей работающих.
Размещениеоборудования в мастерских
1. Рабочееместо учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, целесообразнорасположить недалеко от входа.
2. Класснаядоска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.
3. Расстояниемежду слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходывдоль мастерской) — не менее 100 см.
4. Отстанков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.
5. Крайниетиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должныотстоять от стены не менее чем на 70 см.
6. Расстояниемежду столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см,а между рядами — не менее 70 см.
7. Встолярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличениеих размеров за счет выдвижения зажимных винтов.
8. Механическоеоборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные ифрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 — 50 см отстены.
9. Заточныйстанок устанавливается дальше от других станков.
Глава II. Разработка иреализация проекта универсального верстака для слесарных работ2.1 санитарные нормы и правила слесарных верстаковдля работы школьников разного возраста
Опасности вработе
1. Травмированиерук при работе неисправным инструментом.
2. Травмированиерук при запиливании без применения приспособлений.
До началаработы
1. Наденьтеспецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет иликосынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.
2. Проверьтеналичие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака(зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления длячертежа).
3. Разложитена верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленномучителем. Удалите с верстака все лишнее.
Во времяработы
1. Надежнозакрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
2. Пользуйтесьтолько исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйтеинструмент только по назначению.
3. Работайтелучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено инадежно закреплено в шаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
4. Работайтестрогальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок,фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюючасть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяйте. Ручкиинструментов должны быть удобными для работы.
5. Технологическиеоперации (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйтена верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладныедоски.
6. Недопускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременновозвращайте учителю инструмент общего пользования.
7. Неотвлекайтесь во время работы, следите за прарильными приемами работы.
8. Приготавливайтеи разогревайте клей только под. наблюдением учителя в изолированном от мастерскойи хорошо вентилируемом помещении.
9. Непользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем иэлектрообогревателями.
10. Применяйтепри запаливании направитель для опоры полотна инструмента.
11. Очищайтеструги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.
12. В случаепорчи инструмента во время работы немедленно замените его.
Послеокончания работы
1. Остаткиматериалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.
2. Проверьтесостояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.
3. Уберитесвое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и несметайте ее рукой.
4. Проверьтеналичие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтитедо установленного зазора (не более 2-5 мм).
5. Приведитесебя в порядок.
6. Выходитеиз мастерской только с разрешения учителя.
2.2 Единые нормы и правила представленные иустановленные в слесарных работах
В мастерской для трудового обучения и общественнополезного труда учащихся I-IVклассов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляетсобой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащаетсясъемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов № 1 и №2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирается(примерно) следующая: 50% столов группы «Б» (600 мм) и 50% столовгруппы «В» (660 мм).
Длявыполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также дляразличных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6 — 8 рабочихмест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высотастолов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовойгруппе «Г» (720 мм), так как работа за ними производится в основномстоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски сшириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине,для резания тонкого листового металла и пробивания в нем отверстий, приборы длявыжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуютсяэлектропитанием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжнымустройством.
Мастерскиепо обработке древесины и металла. Рабочим местом индивидуального пользования вданных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. Приотсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) кверстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В длявыполнения электротехнических работ.
Рабочимиместами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металлаявляются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальныеприспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а такжедополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием дляорганизации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочныерабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительныхи режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарныестанки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
Окраскаизделий распылением в мастерских должна производиться в специальнооборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерскихиспользуются комплекты специального оборудования
с отсосомвоздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальныеместа с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.
Специальныепомещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья иготовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются дляхранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенныхработ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
Этипомещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположениеи геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания накруглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
Станки: фуговальныйшкольный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся коборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают вспециальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливатьсянепосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во времязанятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, атакже токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуютсявентиляционными отсосами.
Рабочееместо учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительнооснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
2.3 Разработка темы уроков к проекту: универсальныйверстак для слесарных работ
Урок №1
Разделпрограммы: Элементы машиноведения
Тема: Этапысоздания изделий из древесины.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Ознакомитьучащихся с ходом действий в создании изделий из древесины;
2. Датьпонятие сборке;
3. Датьпонятие о специальных инструментах и технологических картах;
4. Рассказатьо технологических переходах
Развивающиецели урока:
1. Уметьправильно подобрать заготовку;
2. Уметьпроверять на прочность изготавливаемые детали;
3. Научитьсячетко распределять переходы;
4. Формироватьумение правильно составлять технологические карты.
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьбережное обращение с инструментами;
2. Воспитыватьуважение к людям труда;
3. Воспитыватьлюбовь к труду
4. Воспитыватьдобросовестное отношение к порученному делу.
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:заготовка, сборочная единица, инструкционная и технологическая карта.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко«Технологи — 8, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныйэтап;
2. Мотивационныйэтап;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Этапактуализации знаний;
5. Изучениенового материала;
6. Этапприменения нового материала;
7. Подведениеитогов урока;
8. Домашнеезадание.
Урок №2
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Разметказаготовок из древесины
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Ознакомитьс предварительной разметкой;
2. Ознакомитьс технологией пользования угольником при разметке;
3. Датьпонятие рейсмуса;
4. Датьпредставление о правильном пользовании рейсмусом, шаблоном.
Развивающиецели урока:
1. Научитьсяосуществлять предварительную разметку;
2. Уметь спомощью угольника указывать разметки;
3. Уметьпользоваться рейсмусом, циркулем;
4. Научитьсяправильно, экономично применять рейсмус.
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьбережное обращение с инструментами;
2. Воспитыватьаккуратность;
3. Воспитыватьлюбовь к труду
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:угольник, линейка, рейсмус, циркуль, шаблон.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко»Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныйэтап;
2. Мотивационныйэтап;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Этапактуализации знаний;
5. Выполнениеучащимися трудового задания;
6. Подведениеитогов урока;
7. Домашнеезадание.
Урок №3
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Пилениестолярной ножовкой.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Датьпредставление о пилении и указать разновидности;
2. Ознакомитьс разновидностями пил и их правильным применением;
3. Ознакомитьс правилами безопасности;
4. Датьопределение понятию стусло и его применение.
Развивающиецели урока:
1. Уметьразличать виды пиления;
2. Научитьсяработать с разными видами пил;
3. Научитьсясоблюдать правила безопасности при пилении;
4. Уметьпользоваться стуслом при распиливании.
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьбережное отношение к инструментам;
2. Воспитыватьаккуратность
3. Воспитыватьлюбовь к труду
4. Воспитыватьдобросовестное отношение к порученному делу.
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: беседа
Оборудование:ножовка, стусло, виды пил.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко«Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныйэтап;
2. Мотивационныйэтап;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Этапактуализации знаний;
5. Выполнениеучащимися трудового задания;
6. Подведениеитогов урока;
7. Домашнеезадание.
Урок №4
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Строганиедревесины.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Датьпонятие струга;
2. Ознакомитьучащихся с устройством рубанка;
3. Обучатьобработке детали при помощи рубанка;
4. Ознакомитьс правилами безопасности.
Развивающиецели урока:
1. Уметьразличать виды струга;
2. Знатьустройство рубанка;
3. Научитьсязакреплять заготовку и обрабатывать;
4. Создаватьзнания о правилах безопасности при строгании со столярными инструментами.
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьбережное отношение к инструментам;
2. Воспитыватьуважение к людям труда;
3. Воспитыватьлюбовь к труду
4. Воспитыватьаккуратность.
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: беседа
Оборудование:рубанок, фуганок, ножи, колодка.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко»Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныймомент;
2. Мотивационныймомент;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Подготовкак выполнению трудового задания;
5. Организацияи подготовка рабочего места;
6. Самостоятельноевыполнение учащимися трудового задания;
7. Подведениеитогов урока;
8. Домашнеезадание.
Урок №5
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Соединениедеталей на шурупах.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Датьпонятие шурупа;
2. Ознакомитьучащихся с инструментами, необходимыми для соединения деталей;
3. Ознакомитьс правилами ввинчивания шурупов;
4. Ознакомитьучащихся с техникой безопасности.
Развивающиецели урока:
1. Усвоитьпонятие шурупа и различать по видам;
2. Научитьсяпользоваться инструментами, необходимыми для соединения деталей;
3. Научитьсяподбирать шурупы, необходимые для соединения деталей изготавливаемого изделия;
4. Уметь соединятьдетали при помощи отвертки. .
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьнаходчивость
2. Воспитыватьуважение к труда;
3. Воспитыватьаккуратность при работе;
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: беседа
Оборудование:шуруп, шлиц, отвертка,.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко«Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныймомент;
2. Мотивационныймомент;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Подготовкак выполнению трудового задания;
5. Организацияи подготовка рабочего места;
6. Самостоятельноевыполнение учащимися трудового задания;
7. Подведениеитогов урока;
8. Домашнеезадание.
Урок №6
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Соединениедеталей на клею.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Датьзнания о видах клея;
2. Ознакомитьс процессом получения клея в школьных условиях;
3. Ознакомитьс процессом склеивания деталей.
Развивающиецели урока:
1. Научитьсяразличать виды клея;
2. Уметьготовить клей в школьных мастерских;
3. Научитьсясклеивать детали по правилам;
4. Ознакомитьсяс правилами безопасности при работе.
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьнаходчивость
2. Воспитыватьуважение к труда;
3. Воспитыватьаккуратность при работе;
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: беседа
Оборудование:Клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка,струбцины.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко»Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныймомент;
2. Мотивационныймомент;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Подготовкак выполнению трудового задания;
5. Организацияи подготовка рабочего места;
6. Выполнениеучащимися трудового задания;
7. Подведениеитогов урока;
8. Домашнеезадание.
Урок №7
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Выпиливаниелобзиком.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Датьпонятие о лобзике;
2. Ознакомитьс последовательностью выпиливания лобзиком внутреннего контура;
3. Датьпонятие о надфиле;
4. Ознакомитьс техникой безопасности.
Развивающиецели урока:
1. Уметьсоздавать знания о лобзике и его составных частях;
2. Научитьсяпользоваться лобзиком;
3. Научитьсявыпиливать внутренние контуры;
4. Уметьвычищать внутренний выпиленный контур надфилем.
Воспитательныецели уроков:
1. Воспитыватьэстетические качества;
2. Воспитыватьуважение к труда;
3. Воспитыватьаккуратность при работе;
4. Развиватьсилу воли.
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: беседа
Оборудование:лобзик, пилка, выпиловочный столик.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко«Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныймомент;
2. Мотивационныймомент;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Подготовкак выполнению трудового задания;
5. Организацияи подготовка рабочего места;
6. Самостоятельноевыполнение учащимися трудового задания;
7. Подведениеитогов урока;
8. Домашнеезадание.
Урок №8
Разделпрограммы: технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Лакированиеизделий.
Класс: 5
Время: 45мин.
Образовательныецели уроков:
1. Датьпонятие лакирования и его назначение;
2. Ознакомитьс процессом лакирования;
3. Ознакомитьучащихся с техникой безопасности.
Развивающиецели урока:
1. Получитьзнания о процессе лакирования;
2. Научитьсяподготавливать поверхности под лакирование;
3. Знатьинструменты, необходимые для лакирования;
4. Уметьсоздавать знания о мерах безопасности перед лакированием.
Воспитательныецели уроков:
1. Развитиехудожественного вкуса;
2. Привитиелюбви к красоте изделия;
3. Воспитыватьаккуратность при работе;
Тип урока: урокизучения нового материала
Методпроведения урока: беседа
Оборудование:Лак, морилка, кисточки, томпоны.
Литература:
1. П/р В.Д. Симоненко»Технологи — 5, М. — 2004.
Местопроведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационныймомент;
2. Мотивационныймомент;
3. Сообщениетемы и цели урока;
4. Подготовкак выполнению трудового задания;
5. Организацияи подготовка рабочего места;
6. Самостоятельноевыполнение учащимися трудового задания;
7. Подведениеитогов урока;
8. Домашнеезадание.
Заключение
Цельюдипломной работы являлась определение значения технологической подготовкиэлементам машиноведения на уроках технологии учащихся в системетехнологического образования.
Современныйэтап научно-технического прогресса, да и любые другие исторические этапхарактеризующиеся серьёзными изменениями, происходящими в технике, технологии иорганизации производства, требуют от человека любой профессии мобильноститрудовых функций, способности адаптироваться к новой, современной технике и технологии.Этого требует время, это необходимо для того, чтобы решить проблему социальнойнезащищённости выпускников школ и вузов.
Задачамидипломной работы являлись:
Обзортеоретической и методической литературы по теме курсовой работы;
Дать понятьучащимся о понятии технология и технологическое образование;
Разработатьплан — конспекты уроков по проблеме исследования.
Методамидипломной й работы при выполнении поставленных задач являлись:
Теоретическийанализ научно-методической литературы.
Применениелогических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения дляпостроения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложенииданной работы.
Реализацияуроков технологической подготовки учащихся.
Литература
1. Амиров А.Ф. Профессионально-трудовая социализация школьников: аспектпедагогического руководства. — Челябинск, 1999.
2. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников. Сближениеобщеобразовательной и профессиональной школы. — М., 1986.
3. Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленностьобучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентовпедагогических институтов. — М., 1990.
4. Багоцкий С.В. Экологическое образование и история техники // Школа ипроизводство — 1997. — №4. — с.71 — 73.
5. К Соловьянюк В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения — БирГПИ,2004.
6. Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. — Курск, 1998.
7. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников,Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. — Брянск; Ишим, 1998.
8. Соловьянюк В.Г. Основные понятия технологического образования. — Бирск,2005.
9. Соловьянюк В.Г. Основные понятия технологического образования. — Бирск,2005.
10. Соловьянюк В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения — БирГПИ,2004.