Реферат по предмету "Политология"


Основные тенденции развития военно-политической обстановки в мире до 2015 г.

Ю.Г. Романченко, кандидат исторических наук, доцент,В.И. Лутовинов, доктор философских наук,  профессор РАГС при Президенте РФ,А.В. Анастасин, кандидат военных наук, доцент
Военно-политическаяобстановка в мире в целом характеризуется нестабильностью. На ее формированиесущественное воздействие оказывают: стремление США установить либо упрочитьсвое господство в ряде регионов, имеющих особое экономическое ивоенно-стратегическое значение, вооруженные конфликты, острые социальныепроблемы во многих странах мира, терроризм, распространение оружия массовогопоражения и др.
Попрогнозам американских экспертов, США к 2015 г. останутся ведущей силой вмировом сообществе. Глобальное влияние Соединенных Штатов в экономической,технологической, а также в военной и дипломатической сферах не будет иметь себеравных как среди наций, так и международных организаций. Эта мощь не толькообеспечит Америке превосходство, но и сделает ее одной из важнейших силмирового развития.
РуководствоСША стремится использовать нынешний период максимального взлета своей мощи,чтобы обеспечить формирование такого международного порядка, который сохранилбы в неприкосновенности ведущее место и процветание США в течение всейобозримой перспективы.
Изменившаясявоенно-политическая обстановка в мире скорректировала позиции США на характербудущей войны. По взглядам американского военного руководства, угрозавозникновения широкомасштабной ядерной войны между крупными державамизначительно снизилась. Вместе с тем будет возрастать вероятность возникновениялокальных и региональных конфликтов, в разрешении которых Вашингтон отводитсебе роль главного арбитра.
Вэтой связи новая Стратегия национальной безопасности 2002 г. отводит СШАмессианскую роль в переустройстве мира. В документе подчеркивается, что СШАбудут стремиться привнести демократию, свободные рынки и торговлю в каждыйуголок мира и будут поддерживать любую страну в решении этих задач.
Наибольшаяугроза, с которой сталкиваются Соединенные Штаты Америки, по словам президентаБуша, «находится на пересечении радикализма и технологий». По его мнению,террористы и враги Соединенных Штатов Америки полны решимости создать ииспользовать оружие массового поражения. Преодоление этой угрозы требует отСоединенных Штатов Америки использования всех средств – «военной силы, лучшейобороны метрополии, правоохранительных органов, разведки и активных усилий попресечению финансирования террористов». По этой причине военное строительствоориентировано на обладание такими силами и средствами, которые позволяютодержать победу в конфликте с любым гипотетическим противником.
Несмотряна провозглашенную готовность сотрудничать с ООН, новая Стратегия оставляет заСША возможность нанесения «упреждающих ударов» по государствам, поддерживающимтеррористические организации или разрабатывающим оружие массового поражения.Таким образом, Стратегия национальной безопасности США 2002 г., по существу,отвергает концепции сдерживания, которые определяли оборонную политику в годыхолодной войны, в пользу долговременной упреждающей политики в отношениивраждебных государств и террористических групп.
Однимиз факторов, призванных обеспечить решение поставленной задачи, являетсядальнейшее качественное совершенствование военной мощи США. Планыреформирования ВС США к 2012–2015 гг. предполагают повышение военной мощи засчет их коренного перевооружения с использованием новейших технологий,повышение защищенности территории США путем развертывания НПРО. Возможности СШАдостигать своих целей с помощью военной силы существенно возрастут после того,как будет создана национальная система противоракетной обороны. Хотя этопроизойдет не раньше чем через 10-15 лет, само проведениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области, даетамериканскому ВПК большие возможности для создания принципиально новых образцоввоенной техники и оружия.
Длямодернизации своих вооруженных сил нынешняя администрация добивается увеличениявоенных расходов до 4% ВВП. Во второй половине нынешнего десятилетия этотпоказатель может увеличиться до 4,5% ВВП. Военные расходы США, составлявшие в1998 году 260 млрд. долл., в 2003 финансовом году достигнут почти 400 млрд.долл., и в дальнейшем будут иметь тенденцию к росту. В результате возникаетбеспрецедентная в мировой истории ситуация, когда военные расходы СШАсоставляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. Еще вышеамериканская доля в глобальных расходах на закупку вооружений (около 65%) и навоенные НИОКР (примерно 75%).
Большоезначение для укрепления военной мощи США имеет также новая ядерная стратегия,официально принятая в начале 2002 г. В соответствии с ней, количестворазвернутых ядерных боезарядов составит до 3800 единиц в 2007 г. и 1700-2200ед. – в 2012 г. При этом Соединенные Штаты оставляют за собой право прекратитьсокращение и нарастить ядерные силы для ответа на непредвиденную угрозу. В новойядерной доктрине декларируется, что снятие боеголовок с носителей являетсяпредпочтительным способом сокращения стратегических ядерных сил.
Большаячасть снятых боеголовок и «разгруженных носителей» не уничтожается, апереводится в резерв, где из них формируется та часть так называемых «гибкихсил», которая предназначена для возможного реагирования на протяженные повремени угрозы (от нескольких недель до более одного года).
Одновременноядерное оружие продолжает рассматриваться США не только как инструментполитического сдерживания противников, но и как средство их решительногоразгрома. В соответствии с Единым интегрированным оперативным планом веденияядерной войны (СИОП) на территории России расположено примерно 2260 целей,которые могут стать объектом ударов со стороны стратегических ядерных сил США.План содержит 65 вариантов ядерных атак по России. В СИОП также определенынесколько сот целей в Китае, Иране, Ираке и КНДР. За счет этого общее числообъектов ядерного нацеливания увеличилось с 1997 г. по настоящее время с 2500до 3000.
НамерениеВашингтона распространить ядерное сдерживание не только на Россию, но и настраны, стремящиеся к обладанию ОМУ, может привести к полному торпедированиюпереговорного процесса о нераспространении ядерного оружия. Вместе с тем нельзяполностью исключать возможность применения ядерного оружия в том или в иномрегионе, где, по мнению США, существуют угрозы американским интересам.
Новаявоенная стратегия США предусматривает сохранение группировок передовогобазирования в Европе, в АТР, а также в других регионах мира, где этогопотребуют интересы Вашингтона. Главным театром военных действий считаетсябогатая природными и энергетическими ресурсами Азия, что, независимо отнамерений американского руководства, может рассматриваться как стремлениеобеспечить свое военное присутствие в районах, непосредственно примыкающих кграницам РФдля оперативного применения своих вооруженных сил в сочетанииневоенными средствами достижения внешнеполитических целей.
Геостратегическоеразмещение ВС США выглядит следующим образом. Пентагон сохраняет 100-тысячныегруппировки войск в Европе и на Дальнем Востоке, а также создал 50-тысячнуюгруппировку в районах Ближнего Востока и Центральной Азии. Эти войскаподдерживаются мобильными силами авиации и флота. Кроме того, расположенные натерритории США основные силы американской армии могут быть использованы длянаращивания войск для ведения крупномасштабной войны в любом районе мира. Такимобразом, США являются единственной страной в мире, способной осуществлятьглобальное военное вмешательство.
Подавляющеевоенное превосходство США позволяет Вашингтону качественно изменить сутьвоенного противоборства. По взглядам военно-политического руководства США,будущая война или крупный военный конфликт с участием американских ВСпрогнозируются как широкомасштабные действия с использованием, главным образом,неядерных вооружений и новейших технологий. При этом делается акцент на переносвоенных действий в воздушно-космическую сферу. Вместе с тем, отрабатываявопросы применения ядерного оружия в региональных конфликтах для «сдерживанияпротивника от использования ОМП против американских войск», Вашингтон неотвергает ограниченного его применения.
Фактически,речь идет не о «бесконтактной», а об «односторонней войне», в которой СШАуничтожают военные, экономические и политические цели другой стороны (Ирак,Югославия, Афганистан), неся минимальные потери. Участвуя во многих войнах ивооруженных конфликтах, США приобрели уникальную военно-политическую практику, котораяможет быть востребована не только для защиты от террористов, но и длясовершения агрессии.
Необходимоиметь в виду, что вооруженные силы США модернизируются для обеспеченияподавляющего превосходства над любым потенциальным противником, которым, в перспективе,может оказаться и Россия. В этой связи обращает на себя внимание, что, несмотряна некоторое улучшение российско-американских отношений, США, по-прежнему,рассматривают Россию в качестве важного геополитического соперника.
Ихотя официальные лица отрицают возможность прямого военного противостояниямежду Россией и Соединенными Штатами, тем не менее, полное военно-политическоедоверие между двумя государствами отсутствует. Латентное стратегическоесдерживание будет продолжать оставаться одним из важнейших факторовроссйско-американских отношений и мировой политики.
ПодходСША к взаимоотношениям с Россией характеризуется стремлением Вашингтона недопустить возрождения ее в качестве сильной державы, способной стать центромпритяжения в постсоветском пространстве. Это связано с тем, одна из целейполитики США направлена на обеспечение политического, экономического и военногоприсутствия в постсоветском пространстве. Поэтому потенциальная военная угроза,как считает военно-политическое руководство США, может исходить и от России втом случае, если она сможет стать динамично развивающимся государством, твердоотстаивающим свои интересы на международной арене.
Разницав совокупной мощи США и России настолько велика, что наши страны не станутравноправными партнерами в обозримой перспективе.
Единственнойобластью, где РФ обладает пока сопоставимой с США мощью, осталась сфера ядерныхвооружений. Фактически на сегодняшний день только нераспространение ОМУостается серьезной проблемой, где позиции двух государств совпадают.
Борьбас международным терроризмом лишь на короткий отрезок времени улучшилароссийско-американские отношения. Причем, это сближение изначально былодостаточно противоречивым и носило в значительной степени конъюнктурныйхарактер. Более того, политика двойных стандартов, проводимая Вашингтоном,начинает превращать борьбу с терроризмом в фактор противоположного свойства.Под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористическихмероприятий США, по существу, ведут курс на поступательное вытеснениеРоссийской Федерации с постсоветского пространства. В данном контекстеВашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а вкачестве страны, следующей в фарватере американской политики по основнымвопросам международных отношений.
Ужев настоящее время деятельность американской администрации, направленная наликвидацию или игнорирование международных договоров, составляющих основустратегической стабильности в мире, в частности, Устава ООН и Договора по ПРО,может рассматриваться как завуалированная угроза и подготовка к дальнейшейреализации своих экспансионистских целей.
Наличиебольшого числа центробежных факторов и противоречий в российско-американскихотношениях позволяет говорить об их непрочности и потенциальной возможностивозрождения конфронтационности, которая со стороны США может приобрестихарактер военно-силового давления, предпринимаемого с целью наиболее полногодостижения собственных национальных интересов. Угрозы национальным интересамРоссии со стороны США могут быть осуществлены в форме различного рода акцийвнешнеполитического, военно-политического, экономического, информационного идругого характера. Вероятнее всего, их главной целью будет не устранение Россиикак самостоятельного субъекта международных отношений, а поддержание ее всостоянии хронически больного государства, постоянно занятого решением острыхвнутренних проблем.
Непосредственнаявоенная угроза безопасности России со стороны США в рассматриваемый периодможет иметь место в том случае, если на базе неоспоримого экономического,военного, политического лидерства Вашингтона, администрация США сочтетвозможным использование военной силы в постсоветстком пространстве длядостижения американских интересов. «Балканизация» России, предполагающаясоздание на ее территории ряда квази-государств, может оказаться возможнымсценарием развития событий, если внутренние социально-экономические исоциально-политические трудности в РФ станут факторами ее распада. При этом СШАсмогут обеспечить собственный контроль над российским ядерным оружием.
Внаправлении ослабления потенциального геополитического соперника – России,вероятнее всего, будет действовать и Североатлантический альянс, которыйявляется главным инструментом проведения политики США в Европе.
Военно-политическая обстановка в Европе
Несмотряна то, что создаются определенные предпосылки для налаживания взаимодействия РФи НАТО по формуле «двадцатки» в решении общих проблем, они не смогут обеспечитьзащиту интересов России и ее военную безопасность.
РасширениеНАТО за счет стран ЦВЕ и Балтии, по-видимому, этим не ограничится. В качествепотенциальных союзников альянса могут рассматриваться практически все пока ещенейтральные европейские государства, а также некоторые страны-члены СНГ.Приближение ОВС НАТО, включая ядерный компонент, к границам России создаетреальную возможность для их использования против РФ в случае обострениявоенно-политической обстановки. Кроме того, постоянное присутствие мощнойвоенной группировки Североатлантического альянса в непосредственной близости отроссийской территории представляет средство военно-политического нажима ишантажа. Экспансия НАТО на Восток и увеличение военной мощи альянса, объективноведут к образованию новых разделительных линий и эрозии действующих режимовконтроля над вооружениями в Европе.
Европейскийсоюз, расширяя свои функции, вступил в качественно новый этап своего развития.Наряду с созданием общей валюты, приемом в свои ряды новых членов и дальнейшимсовершенствованием структуры своих органов, ЕС считает своей задачей проведениеобщей внешней и оборонной политики.
Развитиеевропейской интеграции в контексте российских интересов имеет свои плюсы иминусы. С одной стороны, расширение союза имеет позитивное значение для РФ,поскольку оно приблизит к ее границам более высокую по уровню своего развитияинфраструктуру, технологические, производственные и другие возможности ЕС.Партнерство РФ с ЕС в ближайшее десятилетие может выражаться в совместныхусилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе безразделительных линий, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, атакже в укреплении взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.
Но,с другой стороны, РФ становится для стран-членов ЕС внешним фактором, что можетпривести к возникновению экономических, визовых и прочих барьеров. Вместе стем, возможно, что Евросоюз стремится к тому, чтобы установить «ресурсныйвектор» основным направлением сотрудничества РФ – ЕС. Кроме того, Евросоюзможет использовать различные средства давления в отношении России, что уженаглядно проявилось в связи с событиями в Чечне.
Подэгидой Евросоюза создается многонациональная военная структура, в результатечего ЕС приобретает черты не только политического, социального, экономического,но и военно-политического альянса. Формирование воинского контингента быстрогореагирования Евросоюза численностью 60 тыс. человек, на вооружении которогобудет находиться около 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей,предполагалось завершить до конца 2003 г. Реализация этих планов приведет кувеличению совокупной военной составляющей Запада. Учитывая, что возникновениереальных военных угроз в зоне безопасности Европейского Союза являетсямаловероятным, нельзя полностью исключать использования ЕСБР в постсоветскомпространстве, учитывая наличие здесь большого конфликтогенного потенциала, атакже возможность повторения «югославского сценария».
Вопросыукрепления безопасности в Европе могли бы получить свое разрешение в рамкахОБСЕ, однако, в ее работе стали проявляться географические и функциональныедисбалансы.
Врамках создаваемой натоцентристской системы безопасности руководство альянсастремится использовать потенциал ОБСЕ с тем, чтобы, заручившись решениями этойорганизации на проведение миротворческих операций, задействовать свои военныеструктуры как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами. Проявилисьтакже существенные противоречия в подходах разных групп государств-участников квопросу о роли и задачах ОБСЕ.
Внастоящее время деятельность ОБСЕ концентрируется исключительно напостсоветском пространстве и бывшей Югославии. Эта организация дрейфует отвсеобъемлющего форума безопасности в сторону инструмента «демократизацииевропейской периферии». В настоящее время и в обозримой перспективе ОБСЕ врядли сможет играть эффективную роль в деле обеспечения европейской безопасности.
НаСевере Европы, где непосредственно соприкасаются интересы России, Норвегии,Дании и Исландии – членов НАТО, а также Швеции и Финляндии, имеются предпосылкиукрепления региональной безопасности.
Вместес тем Север Европы по-прежнему остается активным районом деятельности крупныхгруппировок военно-морских флотов и военно-воздушных сил ядерных держав.
Рядгосударств, прежде всего США и Норвегия, заметно активизировали свои усилия понаращиванию потенциала своего военного и экономического присутствия вроссийском секторе Арктики.
Несмотряна значительное сокращение боевой мощи Северного флота в местах его дислокации,со стороны НАТО, как и в прежние времена, ведется широкомасштабнаяразведывательная деятельность, постоянно присутствуют иностранные военныекорабли и самолеты, которые могут быть использованы в качестве стартовыхплатформ высокоточного оружия. Традиционные ежегодные учения сухопутных войскна территории Норвегии и ВМС в Норвежском море проходят по сценарию, имеющемудалеко не дружественную РФ направленность.
С1996 г. существенно осложнился режим допуска представителей российскойпромышленности на Шпицберген, где нашей стране принадлежит несколько угольных концессий.Доступ на архипелаг, ранее практически свободный, теперь приобрел визовыйхарактер. Кроме того, значительные пространства архипелага (57% территории)объявлены охранными заповедными зонами, посещение которых с апреля 1993 г.строго регламентировано.
Впоследние годы участились досмотры российских рыбопромысловых судов боевымикораблями ВМС Норвегии в международных водах Баренцева и Норвежского морей. Вряде случаев российские суда подвергаются аресту и принудительномуконвоированию в норвежские порты. На протяжении последних нескольких летотмечается нарастание интенсивности таких действий.
Завсем этим кроются вполне конкретные экономические интересы, связанные систощением расположенных в Северном и Норвежском морях нефтегазовыхместорождений, которые, даже при сокращенных темпах добычи, к 2010 г. будутпрактически исчерпаны, а также сокращением биологических и других ресурсоврегиона. С другой стороны, на континентальном арктическом шельфе Россиирасположено примерно 3/4 запасов гидрокарбонатов. Дальнейшее обострениересурсной проблемы в течение всей рассматриваемой перспективы, возможно,осложнит отношения РФ со странами региона и НАТО.
НаЮге Европы военно-политическая обстановка также продолжает оставаться сложной.Несмотря на присутствие подразделений КФОР в Косово, конфликт далек от своегоразрешения. Более того, фактически под маской так называемой Освободительнойнациональной армии (ОНА), осуществляющей военные акции в Македонии, скрываютсябоевики из Армии освобождения Косово. Единая сеть албанских экстремистскихструктур охватила все албанское пространство Югославии и Македонии ифункционирует в виде жестко связанных военно-политических организаций,объединенных в единую командную, тыловую и финансовую структуру.
Давниесвязи с НАТО позволяют албанским экстремистам использовать территорию Косовокак общую тыловую базу для операций в Македонии, Черногории и Южной Сербии.Альянс откровенно попустительствует деятельности боевиков на территорииМакедонии. Запад оказывает давление на власти этой страны, убеждая их, что несуществует иного пути к мир, у кроме как через уступки албанскому меньшинству.НАТО, ЕС продолжают проталкивать законы, ведущие к обособлению албанскойобщины, что ведет к потере суверенитета над северо-западными территориями Македонии.По оценке некоторых исследовательских организаций, Македония входит в списоксамых рискованных государств с точки зрения возможности возникновениягражданской войны.
Чтоже касается Союзной республики Югославия, то при посредничестве ЕС, в марте 2002г. подписано соглашение, согласно которому Сербия и Черногория, формальнооставаясь в едином государстве, фактически являются самостоятельными. Новоеобразование представлено одним голосом в ООН. Общими для Сербии и Черногорииостаются пока воздушное пространство и армия. Однако это государственноеобразование имеет два экономических пространства, разные денежные единицы,налоговые системы и таможенные правила. Вместе с тем, край Косово, выведенрезолюцией СБ ООН 1244 из состава Сербии и включен в состав СРЮ, которойфактически больше не существует.
Такимобразом, несмотря на осуждение Североатлантическим альянсом международноготерроризма, на Балканах имеет место его фактическая поддержка и использование всобственных целях. Очевидно, что конфликты в бывшей Югославии относятся к числууправляемых со стороны Запада. Расчленение югославской федерации, котороепродолжалось на протяжении почти десяти лет и которое завершилось полнымраспадом страны на ряд мелких несамостоятельных образований, может представлятьсобой модель для аналогичных действий в отношении России.
Черноморско-каспийскийрегион играет важную роль в стратегических планах США и НАТО в связи наличиембольших запасов нефти в Каспийском море и созданием транспортных коридоров длядоставки ее непосредственным потребителям.
Потенциальныеугрозы безопасности России в этом регионе связаны с тем, что такие закавказскиегосударства, как Азербайджан и Грузия становятся все более зависимыми от США,других членов НАТО, в том числе Турции. Азербайджан и Грузия выразилиготовность стать членами НАТО или разместить на своей территории базы альянса,что можно рассматривать как стремление разрешить существующие территориальныеконфликты военным путем, а также получить определенные дивиденды со стороны СШАи их союзников за счет проведения антироссийской политики.
Длятого чтобы полностью доминировать на территории бывшего СССР, США расширяетвоенное присутствие на Кавказе, которое становится все ощутимее в связи сприбытием в Грузию американских советников. Грузия является наиболее активнымпроводником американских интересов на Кавказе. Кроме того, отказываясьсотрудничать с Россией в проведении антитеррористической операции в Панкисскомущелье, Грузия, тем самым, содействует сохранению чрезвычайно сложной обстановкив Чечне и в сопредельных с ней других российских регионах.
Другимгосударством, активно содействующим распространению американского влияния впостсоветском пространстве, является Азербайджан. Особый интерес к Азербайджанусо стороны США и их основных союзников объясняется также тем, что безазербайджанского участия в проектах по транспортировке запасов углеводородовКаспийского моря, их реализация будет очень трудноразрешимой. Кроме того,Азербайджан, граничащий с Ираном, представляется весьма удобной площадкой длябазирования ударной авиации США и стран НАТО в случае проведенияконтртеррористической операции против этой страны, которая квалифицируетсяВашингтоном как оплот международного терроризма. Платой Азербайджану можетстать более существенная поддержка США и НАТО в разрешении проблемы НагорногоКарабаха. В свою очередь, официальный Баку связывает выход из карабахскоготупика, прежде всего, с Вашингтоном и Брюсселем. Таким образом, в подходахАзербайджана, США и ряда других стран НАТО наблюдается совпадение интересов,что превращает их в реальных союзников.
Оситуации в потенциально конфликтных регионах РФ. Распад СССР, фактическийпровал социально-экономических и политико-правовых реформ последнегодесятилетия способствовали росту социальной напряженности на всем постсоветскомпространстве. В Российской Федерации это привело к резкому ухудшениюкриминогенной ситуации, возникновению этнонациональной напряженности, что вомногом предопределило условия возникновения целого ряда кризисов и конфликтов.
Кпотенциальным кофликтогенным регионам в Российской Федерации по степенивозрастания потенциальной угрозы можно отнести следующие:
Северо-Кавказскийрегион. Основным дестабилизирующим элементом в Северо-Кавказском регионе будетоставаться Чечня. В случае неэффективности социально-экономических мер понормализации жизни населения республики, возможно дальнейшее усилениесепаратистских настроений, которые способны поставить под вопрос пребываниеЧечни в составе России. Стремление к обретению независимости отдельныхсоциальных групп, проживающих на Северном Кавказе, может получитьдополнительный импульс в связи с продолжением деструктивных процессов в Чечне иеще более распространиться в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии,Карачаево-Черкессии, Адыгее, Северной Осетии-Алании, а также Татарстане идругих регионах. Эта тенденция будет активно поддержана со стороны государств,стремящихся добиться дальнейшего ослабления России.
Калининградскаяобласть, а также некоторые дальневосточные территории продолжают оставатьсярегионами, слабо связанными с остальной частью России. Угрозы военнойбезопасности РФ могут быть связаны с дальнейшей изоляцией Калининградскойобласти от остальной части российской территории вследствие расширения НАТО иЕвросоюза, а также углублением социально-экономических проблем и обострениемкриминогенной обстановки. В случае дальнейшего ослабления политических иэкономических связей внутри РФ, возможен фактический выход этих территорийиз-под суверенитета российского государства. При этом фактор военной силы,вероятнее всего, не будет играть решающей роли, однако, учитывая дальнейшееизменение соотношения военных потенциалов в пользу сопредельных государств,можно предположить, что его использование в качестве дополнительного аргументастанет неизбежным.
Военно-стратегическаяобстановка в Европейском стратегическом континентальном районе будетопределяться усилением интеграционных процессов и повышением роли НАТО врешении проблем континента.
ОрганизацияСевероатлантического договора является проводником американских интересов вЕвропе. Поэтому следует ожидать развития хорошо скоординированной политики СШАи НАТО по отношению к России, важной составной частью которой являетсярасширение Североатлантического альянса и усиление его мощи, уже в настоящеевремя превышающей обычный военный потенциал России в количественном отношении вчетыре раза.
Повышениебоевого потенциала планируется осуществить не только за счет приема в альянсновых членов, но также с помощью оснащения армий стран-участниц новым оружием,которое должно произойти в течение ближайших 10 лет. Перевооружение должнопридать ОВС НАТО высокую мобильность, оперативность боевого развертывания,гибкость в применении различных видов оружия на различных театрах военныхдействий. Модернизация вооруженных сил альянса направлена на то, чтобы ониобладали высокой способностью проецировать силу в различных регионах мира ибыли способны вести наступательные действия разного масштаба.
Врезультате осуществления планов модернизации ОВС НАТО, Североатлантическийальянс приобретет дополнительные возможности для осуществления различного родавоенно-силовых действий в отношении России. Вместе с тем развязывание военныхдействий в Европе, как результат прямой конфронтации России сСевероатлантическим союзом, можно считать маловероятным. Однако НАТО можетпопытаться использовать военную силу в случае обострения на территории РФкакого-либо этноконфессионального конфликта.
Концептуальнаяустановка на подготовку ОВС блока к двум видам войн (всеобщей и ограниченной),с ориентацией на применение обычных средств поражения, по-видимому, сохранится.В вероятной войне ОВС НАТО могут действовать как самостоятельно, так и в союзес другими европейскими государствами, не являющимися членами блока. В качествепотенциальных союзников альянса при этом могут рассматриваться практически всепока еще нейтральные европейские страны. Однако реальное участие каждойконкретной страны в войне на стороне НАТО будет зависеть от различных факторов.
Характери направленность проводимых альянсом учений показывает, что большое внимание наних уделяется ведению военных действии в постсоветском пространстве. С началомвоенных действий основное внимание будет уделяться всестороннему решению задачогневого поражения основных группировок войск (сил) противника, снижения(уничтожения) его военно-экономического и военного, в первую очередь,ракетно-ядерного потенциалов, срыва мобилизационного развёртывания и работытыла, нарушения системы государственного и военного управления РФ и ее союзников.
Наиболееоптимальной формой применения огневых средств рассматривается воздушнаякампания. Главное внимание будет уделяться подготовке и проведению первыхвоздушных наступательных операций, которые могут начаться в ходе выдвижения илидо начала оперативного развертывания группировок сухопутных войск. Основнаяцель этих операций – завоевать превосходство в воздухе, нарушить системугосударственного и военного управления и нанестипоражение российским войскампервого оперативного эшелона.
Существеннаяроль в стратегических операциях ОВС НАТО в Европе будет отводиться объединеннымвоенно-морским силам. Их вклад в решение задачи разгрома группировок сухопутныхвойск противника, особенно на приморских направлениях, и уничтожения объектовинфраструктуры значительно возрастет.
Наюжном фланге Европейского стратегического района главную угрозу для Россиибудут представлять вооруженные конфликты, перерастание которых в локальнуювойну может стать предпосылкой для возможного вмешательства в них соседнихстран, а при определенных обстоятельствах и государств, входящих в НАТО (подприкрытием ООН или ОБСЕ).
Военно-стратегическиецели войны НАТО против России могут заключаться в установлении полностьюконтролируемого со стороны США и альянса режима в Москве, а также в созданиитакой системы военно-политического и стратегического давления, котороевынуждало бы РФ идти на дальнейшие уступки соседним государствам, а такженационалистическим и сепаратистским группировкам и силам.
Военно-стратегическимицелями военно-силовых действий против РФ может быть также отторжение от нееКалининградской области, Северо-Кавказских республик РФ, обеспечение контролянад районами богатыми запасами минеральных ресурсов, и над маршрутами ихтранспортировки.
Такимобразом, военно-политическая обстановка на Западе имеет тенденцию к осложнению,что связано с вовлечением в НАТО новых членов, расширением военныхприготовлений альянса, стремлением его руководства выполнять роль главной силы,в том числе, по разрешению существующих противоречий на континенте.
Вперспективе ситуация на европейском континенте будет определятьсявзаимодействием следующих векторов: США – Европа, США – Россия, Европа-Россия.Оставаясь членами НАТО, Франция и Германия будут, в той или иной форме,противодействовать стремлению США к установлению полного доминированияВашингтона в европейских структурах безопасности, их использованию длядостижения своих глобальных целей.
Вобозримой перспективе вялотекущие этноконфессиональные конфликты на территорииряда европейских государств, в том числе в постсоветском пространстве,возможно, сохранятся, что будет представлять собой источник потенциальнойвоенной угрозы для безопасности России и ее союзников.
Потенциальныевоенные угрозы безопасности России со стороны НАТО обусловлены увеличением еевоенной мощи, расширением пространственных масштабов деятельности, выходом ОВСи его инфраструктуры на границы РФ.
Особенностигеостратегического размещения сил альянса ставят ВС РФ в крайне невыгодное, сточки зрения обеспечения военной безопасности страны, положение. ПриближениеОВС НАТО, включая его ядерный компонент к границам РФ, увеличивает опасностьего использования против России в случае обострения военно-политическойобстановки. Кроме того, постоянное присутствие мощной военной группировкиСевероатлантического альянса в непосредственной близости от российскойтерритории представляет средство военно-политического нажима и шантажа.
Возможностьтрансформации военной опасности в военную угрозу в Европейском стратегическомконтинентальном районе будет определяться не только характером деятельностиНАТО, но и способностью России эффективно решать проблемысоциально-экономического развития и военной реформы.
Развязываниевоенных действий в Европе как результат прямой конфронтации России с Североатлантическимсоюзом можно считать маловероятным. Однако НАТО может попытаться использоватьвоенную силу и другие средства давления в случае обострения на территорииРоссии какого-либо этноконфессионального конфликта, что вынудило бы ее идти науступки националистическим и сепаратистским группировкам, а также темгосударствам, которые эти группировки поддерживают.
РаспадРоссии на отдельные государственные образования может стать возможным сценариемразвитием событий в том случае, если США смогут обеспечить контроль надорганами государственного управления РФ, которые окажутся неспособнымипротивостоять центробежным процессам.
Положение в Азии
НаБлижнем Востоке мирный процесс зашел в тупик. Вместе с тем, возникновение новойарабо-израильской войны пока представляется маловероятным. Хроническаянестабильность будет постоянным фактором развития военно-политическойобстановки в этом регионе в течение весьма длительного периода.
Силовоедавление в отношении Ирака со стороны США и Великобритании, возможно, перерастетв прямую агрессию, чтобы добиться ухода с политической арены С. Хусейна и егосторонников, обеспечить приход к власти в стране политиков, свободных отидеологии арабского национализма, и, в конечном итоге, вернуть Ирак в орбитусвоего влияния.
Поводомдля масштабной военной акции против Ирака являются обвинения в поддержкеБагдадом террористических организаций и наличие у него оружия массовогопоражения. Действительной причиной стремления Вашингтона уничтожить нынешнийрежим в Ираке, является стремление США установить свой полный контроль надрегионом, имеющим большое стратегическое и экономическое значение.
Дестабилизацияобстановки в Ираке может привести к геополитическим переменам, связанным собретением в той или иной форме курдской государственности.
Военно-политическаяобстановка на Среднем Востоке в течение длительного времени будет сохранятьэлементы неопределенности, что обусловлено, с одной стороны, действиямимеждународной коалиции в Афганистане, а с другой – невозможностью в короткиесроки решить проблему национального примирения в этой стране и вывести ее напуть устойчивого развития. Непримиримость интересов различных группировок,острые национально-этнические противоречия, а также объективные трудности,связанные с полным уничтожением террористических отрядов и руководящего ядрадвижения Талибан, ведут к затягиванию военного противостояния и отодвигают нанеопределенное время возможность мирного урегулирования в Афганистане.Консервация неустойчивого внутриполитического положения в Афганистанепредполагает сохранение напряженной обстановки на границах с соседнимицентрально-азиатскими странами. Имеется опасность проникновения отдельных группэкстремистов и на территорию России, вооруженных нападений на пограничныезаставы РФ.
Сдругой стороны, затягивание военной фазы операции в Афганистане создаетпредпосылки для длительного присутствия США и других государств в ЦентральнойАзии, что соответствует их геополитическим интересам. Террористические акты вСША в сентябре 2001 г. были умело использованы Вашингтоном для укреплениясвоего влияния в южных районах бывшего СССР. Действия США и их западныхсоюзников привели к тому, что все южное подбрюшье России оказалось подконтролем ведущих держав стран-членов НАТО.
Целиамериканской политики в Центральной Азии состоят в том, чтобы обеспечитьконтроль над запасами нефти и газа и маршрутами их транспортировки, а такжеосуществлять разведку против РФ и КНР, находясь в непосредственной близости отих границ. Особое значение для укрепления военно-стратегических позиций США врегионе имеет размещение их военных сил вблизи столицы Киргизии, откуда онимогут действовать и в направлении Афганистана, и в направлении Каспийскогоморя. Вследствие того, что Бишкек расположен почти на равном расстоянии междуАфганистаном, Каспийским морем и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая,он имеет исключительную военно-стратегическую ценность для США.
Дислокация201 дивизии в Таджикистане пока позволяет сохранить российскиевоенно-стратегические позиции в Центральной Азии, однакоотсутствие серьезныхроссийских экономических проектов может негативно сказаться на дальнейшей ролиМосквы в регионе.
Военноеприсутствие США в Центральной Азии, позволяет Вашингтону на длительнуюперспективу обеспечить формирование выгодной для себя геополитической игеостратегической ситуации. Фактически, США осуществляют переделЦентрально-Азиатского региона – традиционной зоны интересов России, Китая,Пакистана и Ирана.
Существующиетерриториальные, этнические и религиозные противоречия, продолжающеесявооруженное противостояние между Индией и Пакистаном и внутриафганская война, атакже усиление влияния исламского фундаментализма обусловливают обстановкуповышенной конфликтности на Среднем Востоке.
Особуюугрозу миру и безопасности стран региона представляет наличие ядерного оружия ивозможность его применения в вооруженных конфликтах Индией, Пакистаном, а такжеИзраилем. К 2015 г. не исключено значительное продвижение работ по созданиюядерного оружия в Иране. В ближайшие годы существует реальная перспективапоступления РСД на вооружение ВС Ирана, Индии, Пакистана. Израильская армия ужеимеет их на вооружении. Распространение ядерного оружия и средств его доставкиведет к нарушению стратегической стабильности и нарушению баланса сил в рядерегионов, которые граничат, либо близко расположены к территории России, чтозатрагивает интересы ее безопасности. Вместе с тем существует опасность того,что экстремистские силы могут попытаться использовать различные виды ОМП длядостижения тех или иных целей.
ВЦентрально-Азиатском стратегическом континентальном районе вероятность агрессиипротив РФ незначительна. Вместе с тем нельзя полностью исключать возможностьтого, что, отдельные вооруженные формирования террористического толка могутвмешаться в разрешение противоречий в Таджикистане и развязать пограничныйконфликт с Узбекистаном.
Доктринальныеустановки Ирана не несут в себе конфронтационной, агрессивной направленности.Потенциальные противники, которыми в настоящее время считаются США и Израиль,рассматриваются в большей мере как политико-идеологические, а не военные.Угрозы США в отношении Ирака создают предпосылки для превращения его в союзникаИрана. Главной целью возможной войны провозглашается разгром вторгшегося натерриторию Ирана агрессора и защита суверенитета исламской республики. Участиеиранских войск в вооруженном конфликте в Закавказье маловероятно, так как этонеминуемо приведет к прямому столкновению Ирана с Турцией – членом блока НАТО,что даст повод США выступить на стороне союзника и тем самым реализовать своюугрозу о «наказании» Ирана за его причастность к международному терроризму.
ВовлечениеИрана в вооруженный конфликт на стороне одного из близлежащих конфликтующихгосударств СНГ маловероятно, так как подобный вариант развития событий можетпривести к прямому столкновению ВС Ирана с вооруженными силами отдельныхгосударств Содружества, включая Россию. Это противоречит курсу Тегерана наустановление отношений стратегического партнерства с Российской Федерацией иразвитие тесных союзнических отношений с исламскими странами СНГ. Вместе с тем,наличие противоречий в отношениях между Ираном и Россией по поводу линииразграничения в Каспийском море создает предпосылки для возникновенияконфликтов между прикаспийскими государствами. Кроме того, не исключено, чтоиранское руководство попытается использовать проблемы, с которыми сталкиваетсяРоссия на международной арене, и в области внутреннего развития для достижениясвоих интересов за счет РФ.
Такимобразом, в ближайшей перспективе вооруженная агрессия на этом направлениинепосредственно против России маловероятна. Тем не менее, в дальнейшем угрозаинтересам РФ может возникнуть при попытке вмешательства во внутренние делагосударств ближнего зарубежья под предлогом проведения миротворческих либоантитеррористических операций.
Необходимоотметить, что нынешняя ситуация на южных границах Российской Федерации имеет неузкорегиональный характер, а представляет собой целый узел противоречивыхпроблем широкого международного плана, в том числе и в контексте стратегическихотношений Россия – Запад.
Военно-политическаяи военно-стратегическая обстановка на Дальнем Востоке формируется подвоздействием укрепления международных позиций КНР, других новых индустриальныхстран и усиливающимся соперничеством государств региона.
Особоевлияние на формирование ситуации в регионе оказывает Япония, котораятрадиционно следует в фарватере внешней и военной политики США. В настоящеевремя Япония продолжает активно наращивать свой военный потенциал исотрудничество по военной линии с США. По взглядам военно-политическогоруководства Японии, развязывание крупномасштабной войны с сопредельнымистранами в ближайшие годы маловероятно. Вместе с тем не исключается возможностьвозникновения в АТР региональных вооруженных конфликтов различнойинтенсивности, которые могут затронуть интересы этого государства.
Японскоеруководство не рассматривает ни одно конкретное государство в качествепотенциального противника. К основным факторам угрозы стабильности и миру в АТРим отнесены сохранение напряженности на Корейском полуострове и наличиетерриториальных притязаний ряда стран региона на острова Спратли вЮжно-Китайском море. Обеспокоенность проявляется также по поводу модернизацииКитаем вооруженных сил и демонстрируемой им решимости использовать силу длязащиты национальных интересов. Кроме того, настороженность Японии вызываетнеопределенность целей содержания Россией на Дальнем Востоке крупнойгруппировки войск.
Сучетом современных тенденций в развитии военно-политической обстановки основныеусилия в обеспечении безопасности Япония сосредоточивает на комплексномприменении дипломатических, политических, экономических, военных и другихсредств в интересах достижения целей национальной политики, а такжепредотвращения конфликтов в прилегающих районах либо их быстрой локализации.Этот подход положен в основу японской «концепции комплексного обеспечениянациональной безопасности», которая составляет политическую основу военнойдоктрины Японии. Строительство японских вооруженных сил осуществляется всоответствии с концепцией «базовых оборонительных сил», которая предусматриваетсоздание Японией минимально необходимых вооруженных сил, предназначенных дляотражения прямой агрессии.
Конституциейстраны и японо-американским договором о взаимном сотрудничестве и обеспечениибезопасности предусматривается применение национальных вооружённых сил ввоенных действиях только в рамках операций по отражению агрессии против Япониии только на территориях, находящихся под японским управлением. Эти операции, взависимости от масштабов агрессии, могут проводиться как самостоятельно, так иво взаимодействии с ВС США. Кроме того, Япония может оказывать тыловуюподдержку ВС США при возникновении чрезвычайной ситуации в регионе,затрагивающей интересы Токио.
Несмотряна прогресс в развитии двусторонних отношений, Россия и Япония все еще далекиот заключения мирного договора. Учитывая трудности периода, переживаемогоРоссией, японская сторона, по-видимому, будет стремиться использовать своифинансовые и другие экономические возможности, чтобы добиться уступок в вопросеокончательного территориального разграничения.
Отношениямежду КНР и США имеют большое значение для развития военно-политической ивоенно-стратегической обстановки в АТР. Набирающий политическую, экономическуюи военную силу Китай будет стремиться к тому, чтобы постоянно демонстрироватьсвою готовность защищать собственные национальные интересы и ограничить областиамериканского доминирования. При этом не исключена возможность обостренияобстановки вокруг Тайваня. Однако, китайская сторона будет стремиться избегатьразрыва отношений с США.
Учитываяогромную численность китайского населения и высокие темпы его прироста,руководство Китая будет проводить политику поощрения эмиграции своих граждан вдругие страны, включая дальневосточные регионы РФ. Исходя из того, что вобщественном мнении населения КНР по-прежнему присутствуют стереотипы,связанные с существованием пограничной проблемы в российско-китайскихотношениях, не исключена возможность того, что по мере дальнейшего укрепленияэкономического и военного потенциалов, территориальные претензии к РФ вновьстанут частью официальной политики Пекина. При возникновении кризисной ситуациив двусторонних отношениях КНР может пойти на ввод своих вооруженных сил натерриторию РФ под предлогом защиты безопасности и интересов проживающих наДальнем Востоке китайцев.
Навооруженные силы КНР возложены две основные внешние функции: сдерживаниепотенциальных противников от попыток военного давления и защита национальныхинтересов военно-силовыми способами. Они нацелены на ведение в основномоборонительных действий. Вместе с тем не исключается, в определенных условиях,проведение наступательных операций различного масштаба с ограниченными целями –захват спорных территорий, установление контроля над акваториями, разгромприграничных группировок противника и т.п.
Ядерноеоружие рассматривается, главным образом, как средство стратегическогосдерживания и устрашения. Однако, учитывая огромную численность китайскогонаселения и ментальность сознания китайцев, можно предположить, что, в крайнемслучае, руководство страны может пойти на риск применения ядерного оружия,ущерб от использования которого окажется неприемлемым для потенциальногопротивника и допустимым для достижения тех или иных политических целей КНР.
Нанесениевнезапных массированных авиационных и ракетных (в обычном снаряжении) ударов содновременным радиоэлектронным подавлением системы управленияпротивоборствующей стороны, осуществление ударов скрытно сосредоточенной мощнойгруппировки сил быстрого реагирования (СБР) и активное использование всех форми способов информационной войны рассматривается китайскими военнымиспециалистами в качестве основного способа войны с потенциальным противником вусловиях резкого обострения военно-политической обстановки.
Крометого, не исключается и другой вариант: развертывание активных действий винформационном пространстве, постепенное наращивание политического иэкономического давления на потенциального противника с последующимдемонстративным развертыванием ударных группировок СБР, усиленных объединениямии соединениями главных сил под видом учений или маневров, постоянное увеличениечисла пограничных инцидентов, переходящих в авиационные и ракетные удары, а впоследующем и проведение наступательных операций различного масштаба.
Обстановкана Корейском полуострове постепенно улучшается. Однако КНДР будет оченьосторожно продвигаться в сторону сближения со своим южным соседом, опасаясьповторения опыта ГДР. Можно также ожидать со стороны северокорейских властейпопыток добиться масштабной экономической помощи со стороны Вашингтона и Сеулавзамен на отказ от продолжения испытаний ракетного оружия и постепеннуюлиберализацию режима.
Такимобразом, в Дальневосточном стратегическом районе угроза регионального военногоконфликта с участием многих стран или коалиций государств невелика. Вместе стем значительно возрастает вероятность возникновения локальных войн каксредства разрешения различного рода разногласий (политических, экономических,территориальных), накапливающихся между Китаем и соседними с ним государствамив процессе выполнения намеченного правительством этой странывнешнеполитического курса – занятия КНР доминирующего положения вАзиатско-Тихоокеанском регионе. Использование военной силы или угрозы ееприменения рассматривается в Китае в качестве одного из способов достиженияэтой цели.
Африка
Обстановкана Африканском континенте характеризуется наличием острых проблем, несмотря наусилия ООН и Организации Африканского Единства (ОАЕ), которая будеттрансформироваться в Африканский Союз, создаваемый по типу Европейского.
Крайняянищета, межплеменные конфликты, болезни, в том числе СПИД, уничтожают остаткииндустриальной экономики и государственности ряда стран Африки. Трайбализмявляется одной из основных преград на пути развития африканских государств иведет к возникновению внутренних и международных конфликтов на континенте.Активное вмешательство Запада в межэтнические конфликты будет иметь место в томслучае, если оно приведет к укреплению, в первую очередь, геополитических игеоэкономических позиций развитых стран.
Вместес тем на Африканском континенте существуют государства, которые, согласнотерминологии Вашингтона, отнесены к так называемой «оси зла». В случае успешнойреализации политики военно-силового давления в отношении Ирака, возможноповторение действий США в отношении Ливии и некоторых других африканскихгосударств, особенно богатых полезными ископаемыми.
ИнтересыРоссии в Африке связаны, прежде всего, с необходимостью решения следующихзадач: восстановление экономических позиций России в ряде стран региона,осуществление поставок военной техники и вооружений заинтересованным сторонам,а также участие в рамках гуманитарных усилий международного сообщества.
Выводы:
1.Анализ тенденций развития военно-политической и военно-стратегическойобстановки в мире в целом и в отдельных регионах свидетельствует о наличиидостаточного потенциала их обострения, что может привести к расширениюмасштабов существующих и развязыванию новых вооруженных конфликтов.
Впериод до 2015 г. угрозы военной безопасности будут иметь системный характер ипредставлять собой совокупность одновременно действующих негативных факторов. Кним, в первую очередь, следует отнести укрепление и расширение НАТО, появлениев непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз ивоенных контингентов, распространение ОМУ и средств его доставки, поддержка СШАи другими государствами центробежных тенденций в постсоветском пространстве, эскалацияконфликтов вблизи государственной границы РФ, территориальные притязания к РФ,деятельность сепаратистских и террористических организаций.
Вобозримой перспективе опасность распространения ядерного оружия не толькосохранится, но, возможно, возрастет. В значительной степени оно спровоцированополитикой США и их союзников в отношении Югославии, Ирака и других стран.Стремление ряда государств получить доступ к ОМП, и в частности, к ядерномуоружию, может рассматриваться как попытка добиться упрочения собственнойнезависимости и безопасности. Однако расползание ядерного оружия увеличиваетвероятность его применения со стороны гипотетических ядерных держав и поэтомузатрагивает интересы безопасности РФ.
2.Военно-политическая обстановка на Западе будет характеризоваться расширениемвлияния Североатлантического альянса, стремлением закрепиться в постсоветскомпространстве, а также, в отсутствие реалистического сценария военных действийпротив России, попытками использовать совокупную военную мощь НАТО, силбыстрого развертывания ЕС и, возможно, формально нейтральных государств, дляоказания военно-политического давления и получения уступок в различныхобластях.
3.На Востоке наиболее вероятным сценарием развития обстановки является развитиедоговорно-правовой базы отношений России с ее ближайшими соседями, что неисключает попыток с их стороны использовать, прежде всего, экономический,социокультурный и демографический потенциалы при опоре на возрастающуювоеннуюмощь для решения тех или иных противоречий в свою пользу.
4.На Юге сосредоточен наиболее конфликтогенный потенциал, что обусловленопродолжением гражданской войны в Афганистане, распространением действийисламских боевиков на соседние страны. Вашингтон и некоторые другие страныбудут пытаться использовать ситуацию на Юге, существующие межгосударственные,этнические, религиозные противоречия в регионе для еще большего ослабленияэкономического и военного потенциала РФ. Приближение вооруженных сил стран НАТОк границам России на южном направлении, в целом, воссоздает геополитическуюситуацию, которая существовала в отношении СССР в годы холодной войны, когдапочти по всему периметру его границ были расположены военные базы США и ихсоюзников.
5.Угроза развязывания военной агрессии в ее традиционных формах со стороны СШАили стран НАТО против РФ в настоящий момент маловероятна. Это положение будетсохраняться до тех пор, пока США не осуществят проект национальной ПРО. Силовыедействия против России могут быть возможны также вследствие дальнейшего значительногоее ослабления в политической, экономической и военной областях. При сохраненииотносительно высокой устойчивости Российского государства и боеготовности егоВооруженных сил, вероятнее всего, главным средством достижениявоенно-стратегических целей США в предстоящие двадцать лет будет проведениевсевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и спецпропагандистскихопераций.
Сцелью дестабилизации обстановки и оказания силового нажима на РоссийскуюФедерацию, потенциальные противники будут инициировать и спонсироватьвооруженные конфликты разной интенсивности на ее территории и в соседнихрегионах. Для окончательного отделения регионов и их суверенизации могут бытьпредприняты «миротворческие» и «гуманитарные» операции по югославскому сценарию.
Нарушениетерриториальной целостности России может произойти, вероятнее всего, невследствие прямой агрессии, а в результате демографической экспансии на ДальнемВостоке, экономического, политического, информационного и военного давления наЗападе и на Юге.
6.Вместе с тем, нельзя исключать полностью вероятность агрессии против России,которая может осуществляться под видом миротворчества. Исходя из опыта военныхдействий США и их союзников против Ирака и Югославии, можно предположить, что ввойнах ХХI века мирное население и среда его обитания будут специальнымиобъектами нападения. Следует также ожидать, что террористические действияпостепенно станут одним из видов вооруженной борьбы, который будут использоватьне только террористические организации, но и ВС крупных государств.
7.Военно-политическая акция США против Ирака может нанести ущерб национальнойбезопасности России, поскольку действия Вашингтона затрагивают обостряющиесямежцивилизационные отношения. Исходя из того, что значительная часть мусульманскогонаселения России в той или иной степени испытывает антиамериканские чувства всвязи с позицией Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке, можно предположить,что продолжение эскалации напряженности вокруг Ирака будет способствоватьусилению радикальных исламских течений в РФ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fnimb.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.