Реферат по предмету "Педагогика"


Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
²Амурскийгуманитарно-педагогический
государственныйуниверситет²
(ФГОУ ВПО«АмГПГУ»)
Реферат
Тема: Семья исемейное воспитание детей у разных народов мира
Комсомольск-на-Амуре
2010

Содержание:
1. Понятие семьи и особенностисемейного воспитания
2. Воспитаниев Японии
3. Воспитаниев Америке
4. Дошкольноеи детское воспитание в Европе
Библиографическийсписок

1. Понятие семьи иособенности семейного воспитания
Многие авторы популярных публикацийрассуждают о семье так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб»,«вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демографБ.Ц. Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа,объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принятаи у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основупринимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи,отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает,что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом,полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе,если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и необходимо ввестив определение семьи.
ЭТНОПЕДИАТРИЯ — новаянаука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разныхстранах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточенымиллионами лет эволюции, они инстинктивно «знают», когда и сколькоспать и есть, каким образом «общаться» с родителями и как сообщать имо своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разныхнародов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливаютпримерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желаниепоесть выражают более коротким плачем, чем их «цивилизованные»ровесники.
Как заметил канадскийпедиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если вобычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсигив Кении детям «положено» просыпаться по несколько раз за ночь. ВГолландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив,полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети вАмерике ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже ихевропейских сверстников.
2. Воспитание в Японии
Традиционная японскаясемья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четкодифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считалсяглавой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Новремена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, ияпонские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности.Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятиемпо-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой,в которой он работает.
Такое разделение ролейнаходит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношениик жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутридома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин».Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов«брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младшийбрат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше-и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметновыделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол– это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, носоответственно и больше обязанностей.
Раньше браки в Япониизаключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во вниманиесоциальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся повзаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональнымисвязями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже.Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы(в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.
Воспитанием ребенказанимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ –так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русскомязыке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимаетсядетьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то»,«быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношенийматери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины,высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чутьбольше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери идата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.
Ребенку ничего незапрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно»,«плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя ипросит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, ихтоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать засвоими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, вкоторых сами становятся активными участницами.
Папы появляются напрогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А вплохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговыецентры, где есть игровые комнаты.
Мальчики и девочкивоспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальныероли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. Всыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – Деньмальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба,которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущегомужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учатвыполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитаниисказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различныекружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть вкафе и поболтать о нарядах.
Японцы никогда неповышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесныхнаказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозойотчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома илипротивопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, всестанут над тобой смеяться», — говорит мама непослушному сынишке. И для него этодействительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японскоеобщество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. — Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку тыне найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почемуодиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от домавоспринимается как настоящая катастрофа.
Японка никогда непытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет котчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает своенедовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойноеповедение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются неотстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Детиже, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувствовины и раскаяния, если доставляют им неприятности.
Основная задача японскойпедагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе.Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос всторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Болеетого, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется всознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, онстановится объектом насмешек или даже ненависти.
Наблюдаются в СтранеВосходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растетинфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых,проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Ночуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам новогопоколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которымвполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.
3. Воспитание в Америке
Со времен освоения«дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный наборкачеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: этораскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций иощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности изаконопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет.Каковы же особенности американского воспитания детей?
Воспитание в семье до сихпор — важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенныеработой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно большевремени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в ихувлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бырегулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. Иутренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальнойкультурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам свидеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уствызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.
Вопреки распространенномумнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию ксокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем игде остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно,поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильноотличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, повсей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек,нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детскиесады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовскиеструктуры.
В Америке широкораспространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы поочереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаютсяна нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения,обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобныхобъединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала ихучастников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.
Бабушки в США, какправило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекаетиз старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобыиметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Крометого, американцы — очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, среднийжитель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастуювнуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представителисреднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в СШАпрактически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитаниядетей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такогопозволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремлениесоздавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожитьвсю жизнь в таком «щадящем режиме», им предстоит адаптироваться кусловиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучатьк реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра засамыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющеебольшинство представителей этой профессии в США — женщины без какого-либоспециального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (частонелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое,по американским стандартам, вознаграждение.
Оставлять маленьких детейбез присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут бытьподвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия(травма, пожар), то и уголовному наказанию.
Много внимания уделяетсясоблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочекневозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементыэротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.
Следует сказать несколькослов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо незапрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, чтовоспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуюто невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые ихприменяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям нарукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признакахподобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезномуразбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, чтоприменяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.
В качестве наказания длянепослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек ипрочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступокродителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). Витоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остаетсябеседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробнымобъяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться оченьсложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако напрактике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.
Несомненным преимуществомамериканского подхода к воспитанию является его неформальность и упор напрактические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическимзнаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение кусвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительныеклассы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В частитеории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности,иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети вАмерике спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Библиографический список:
1.        Мейвогель Рия(Нидерланды). Дошкольное и детское воспитание в Европе// Обруч, 1998 №5. – с.4-6.
2.        Мама и Малыш.Традиции и современность // №5, 2005. с. 10-16.
3.        Афанасьева Т.М.,Семья сегодня – М.: Знание, 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Hayden Carruth Essay Research Paper Hayden CarruthScrambled
Реферат Русские в Золотой Орде (положение, следствия, борьба)
Реферат Установка освещения на птицефабрике
Реферат Сборник задач и расчетно-графических работ по технологии переработки полимеров
Реферат Человек как биологическое, социальное и культурное существо
Реферат Місце та роль людини в ринковій економіці
Реферат Viii. Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей
Реферат Влияние малых доз радиации на клеточный иммунитет
Реферат Калькулирование себестоимости продукции по системе "Стандарт-костинг". Связь с традиционными методами учета затрат
Реферат Жизнестойкость и совладающее поведение личности
Реферат Державний фінансовий контроль ревізія
Реферат Исследование причин повышения концентрации серы в ферросиликомарганце и разработка способов ее
Реферат Военно-морская контрразведка на русском Севере (1914-1917)
Реферат Антропология шпаргалка
Реферат Розрахунок вольт-амперної характеристики сонячного елемента при врахуванні зміни поверхневої рекомбі