Реферат по предмету "Философия"


Функции философии и ее роль в жизни общества

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
КузбасскийГосударственный Технический Университет
Кафедрафилософии
Учебнаядисциплина «ФИЛОСОФИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА ПО ТЕМЕ № 2
«ФУНКЦИИФИЛОСОФИИ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
                                                                                    
                                                                              Выполнил:
                                                                                          студент гр. ГПт-54
                                                                               Зорин В.В.
                                                                              Проверил:
Междуреченск2005
 

ПЛАН
 
Введение  
1.  Философия как особая форма духовной жизни  
2. Философия как рациональное мировоззрение  
3. Методологические и социальные функции философии
4.  Философия в системе культуры 
Заключение 
Список литературы

                                     ВВЕДЕНИЕ
Многиепроблемы, которые рассматриваются в философии, дли­тельное время ставились ипо-своему решались в рамках мифологии, ко­торая возни­кает задолго до философиина 50 — 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места ироли человека в мире и соци­альной действительности, воз­можности человека впознании и преоб­разовании мира. Но от­веты на данные вопросы длительное времяда­вались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в товремя. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и форми­рованиечеловеческого разума. Первые попытки отве­тить на вопросы о сущности мира,общества, человека и человеческого познания с помо­щью разума и выразились ввозникновении первых философских сис­тем. Само появление философии  свидетельствовалоо том, что человечество пе­решло к новой стадии своего развития — к формирова­ниюи развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно свозникновения философии. И разум­ность каждого человека определяется мерой освоенияфило­софской культуры. И в этом смысл философии.
Самоназвание «философия», согласно преданиям, употребил  впер­вые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его времяумных людей назы­вали мудрецами. Са­мого Пифагора причисляли к семи вели­киммудрецам. Но Пифагор за­являл, что он не мудрец, а фи­лософ, то есть любящиймудрость. И это название филосо­фии, как любви к мудрости сохранилось до настоя­щеговре­мени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуреосуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании.Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным,целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, вотношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общейнауки.
Первыефилософы пытались обобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, вседостижения культуры и предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы,многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развитиячеловечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельныхнаук и этот процесс продолжается в настоящее время. В на­стоящее время и окружающиймир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуютсямногими кон­кретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос онадобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретныминауками. И неко­торые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывалидаже вред­ность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философияв настоящее время, когда знания дают конкретные науки?
Но,тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди кней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, какизучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрож­дения, Новоговремени и совре­менности. Уже из этого видно, что дли­тельное время многиепоколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованногочеловека. И определение смысла филосо­фии возможно лишь на пути рассмотрения самой фи­лософии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

1.  Философия как особаяформа духовной жизни
 
Важной стороной в философии являетсяразвития общества и его духовная жизнь.Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей,хороший морально-психологический климат.В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной ималовыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В  содержании  духовной  жизни  обществапроявляется его подлинно человеческаясущность. Ведь духовное (или  духовность) присуще только человеку,выделяет и возвышает его над остальным миром.
Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается раз­личнымипроявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можносказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни идуховной жизни общества.
К основным элементам духовной жизни общества можно от­нести духовныепотребности людей, направленные на созда­ние и потребление соответствующихдуховных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную дея­тельностьпо их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизниследует отнести также духовное по­требление как потребление духовных ценностейи духовные от­ношения между людьми, а также проявления их межличност­ногодуховного общения.
Основу духовной жизни общества составляет духовная дея­тельность.Ее можно рассматривать как деятельность созна­ния, в процессе которой возникаютопределенные мысли и чув­ства людей, их образы и представления о природных исоци­альных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенныевзгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические ирелигиозные воззрения. Они во­площаются в моральных принципах и нормахповедения, про­изведениях народного и профессионального искусства, рели­гиозныхобрядах, ритуалах и т.д.
Все это принимает вид и значение соответствующих духов­ных ценностей,в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи,гипотезы и теории, худо­жественные произведения, моральное и религиозноесознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этомморально-психологический климат, скажем, в семье, про­изводственном и иномколлективе, в межнациональном обще­нии и в обществе в целом.
Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовныхценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Это имеетрешающее значение для по­вышения их грамотности и духовной культуры. Важнуюроль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многихучреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется лиона в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д.Результатом такой де­ятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.
Основными побудительными силами духовной деятельнос­ти выступаютдуховные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека кдуховному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, кдуховному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Ониобусловлены всей совокупностью обстоятельств  жизни людей и выражаютобъективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного исоциального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибопредстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного ииндивидуального сознания и само­сознания.
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную соци­альную направленность.Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в томчисле нравст­венных, эстетических, религиозных и других, уровнем духов­нойкультуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственнойжизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощныепобудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.      
Существенной стороной духовной жизни общества является духовноепотребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей,о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворениедуховных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь топроизведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируютсоответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовнойкультуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразныхдуховных потребностей человека.
Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когдаоно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовныеценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влияниемвсего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потреблениеможет навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению истандартиза­ции потребностей и вкусов многих людей.
Отвергая всякое манипулирование личностным и группо­вым сознанием,надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательноеформирование потребностей в  подлинных духовных ценностях — познавательных,художест­венных, нравственных и других. В этом случае потребление ду­ховныхценностей будет выступать как целенаправленное со­зидание и обогащениедуховного мира людей.
Встает задача повышения уровня культуры духовного по­требления. Вданном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящейдуховной культуре. Дня этого надо развивать и обогащать духовную культуруобщества, сде­лать ее доступной и интересной для каждого человека.
Производство и потребление духовных ценностей опосреду­ется духовнымиотношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно ктем или иным духов­ным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также какего отношения к другим людям по поводу этих ценностей—их про­изводства,распространения, потребления, защиты.
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями.Исходя из этого, можно выделить такие виды ду­ховных отношении, как познавательные,нравственные, эсте­тические, религиозные, а также духовные отношения, возни­кающиемежду учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.
Духовные отношения — это прежде всего отношения интел­лекта ичувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете — ко всейдействительности. Они пронизы­вают духовную жизнь общества от начала до конца.
Установившиеся в обществе духовные отношения проявля­ются в повседневноммежличностном общении людей, в том числе семейном, производственном,межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психо­логическийфон межличностного общения и во многом обу­словливают его содержание.
Общественное и индивидуальное сознаниеявляется центральным моментомдуховной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так,напри­мер, духовная потребность представляет собой не что иное, какопределенное состояние сознания и проявляется как осознан­ное побуждениечеловека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей.Последние же есть вопло­щение ума и чувств людей. Духовное производство естьпроиз­водство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовныхценностей. Все эти духовные образования вы­ступают в качестве предметовдуховного потребления. Духов­ные отношения между людьми есть отношения поповоду ду­ховных ценностей, в которых воплощено их сознание.
Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений,художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий,отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражениеобщественной жизни в общественном сознании не является каким-томеханически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражаетсярасположенный вдоль ее бере­гов природный пейзаж. В данном случае в одномприродном  явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественномсознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества,их сущность и содержание.
Общественное сознание имеет социальную природу. Оно
возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой  и иной деятельности. Именно в ходе совместной практическойдеятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования всвоих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах ипонятиях, идеях и теориях — это две стороны практической деятельности людей.
Будучи отражением явлений общественной жизни, различного рода образы,взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений всвоих практических целях, в том числе в целях их непосредственногопотребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетическогонаслаждения ими и т.д. В конечном счете содержание общественной практики, всейсоциальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием ихобщественного сознания.
Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результатсовместного осмысления социальной действительности практическивзаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природаобщественного сознания и его основная особенность. 
Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том,что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.
2.Философия как рациональное мировоззрение 
Мировоззрение- система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядросамосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самихсебя и своего места в мире.
Вмировоззрении выделяют 2 уровня:
1.рационально-теоретический
2.жизненно-практический
Философияотносится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать отздравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироватьсястихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опытачеловека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрированана человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
По своему содержанию философия есть стремление квсеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучениякакой-либо отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальностьв ее единстве. Для философии характерно представле­ние о том, что мир обладаетвнутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальностьмира как целого — тако­во характерное содержание философии.
Нередко говорят о предмете философии. Однакотермин «пред­мет» более применим к объектам изучения частных наук. Предмет —это то, что предстоит, подлежит, что очерчено. Философское же со­держание частоне отвечает этим требованиям; его можно усмотреть повсюду. «В отличие отученого-естествоиспытателя, стремящегося к познанию материального мира, —отмечал испанский мыслитель X. Ортега-и-Гассет (1883—1955), — философ не знает каковпредмет философии». Применительно к философии более правильно гово­рить осодержании, а не о предмете. Стремясь охватить мир в его единстве, философияставит вопросы предельного характера, такие, как: какова сущность мира? В чемего первоистоки? Почему суще­ствует человек? В чем смысл истории общества? Вчем состоят фундаментальные основания совместного бытия людей? Каков смысл жиз­ничеловека? И др.
По своему методу философия есть рациональныйспособ объясне­ния действительности. Она не довольствуется эмоциональнымисим­волами, а стремится к логической аргументированности и обоснован­ности. Вэтом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматриваютмир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философиястремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере илихудожественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в филосо­фиииграют вспомогательную роль.
От философии как рационального теоретическогознания сле­дует отличать философские запросы. Философские запросы могутсодержаться в религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии иживописи. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствуето потребности, человека и общества так или иначе осмыслить предельные основа­ниясвоего бытия.
По своей целифилософия есть знание, свободноеот утилитарных практических интересов. Этим она отличается от большей части зна­ний,прежде всего научных и технологических, которые призваны обслуживатьпрактические нужды. Полезность не есть цель философии. Характерно изречениеАристотеля: «Все другие науки более необхо­димы, но лучше нет ни одной».
3. Методологические исоциальные функции философии 
Социальная философия решает многие «общиевопросы», касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействияего основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процессаи т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются при исследовании своих проблемразличные общественные науки: история, политическая экономия, социология,политология, социальная психология, право, этика и др.
Обращение к положениям социальной философиипомогает представителям этих наук находить решения их специфических проблем.Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук,определенным образом направляет проводимые ими исследования соответствующихсторон общественной жизни, формирует подходы и принципы их изучения. Этовозможно потому, что она помогает предстателям общественных наук осмыслитьместо в обществе изучаемых ими явлений, их связи с другими социальными явлениями,сочетание закономерностей и случайностей в их развитии и т.д.
Эффективность этой помощи зависит прежде всего отсодержания социальной философии, степени ее проникновения в суть того или иногообщества, происходящих в нем процессов. Именно глубина и широта ее суждений иконцептуальных положений, эвристический характер многих из них, т.е. присущаяим способность постигать тайны общественных явлений и их сложныевзаимодействия, определяют теоретическое и методологическое значение социальнойфилософии. Это значение обнаруживается при использовании ее положений решениисоответствующих проблем науки и практики.
Задача социальной философии состоит вовсе не втом, чтобы детально отразить все явления и процессы общественной жизни. Жизньобщества чрезвычайно богата различными событиями.   Она весьма сложна многообразнымисвязями между общественными явлениями, носящими динамичный и противоречивыйхарактер. Все богатство и сложность общественной жизни не в состоянии выразитьни одна наука. Не ставит перед собой такой цели и социальная философия. Однако,воссоздавая ту или иную идеальную модель развития общества и его отдельныхсторон, социальная философия способствует пониманию сущности различныхобщественных явлений, и места и роли в обществе, вскрывает наиболее значимыепрямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы.В конечном счете она воспроизводит целостную картину существования общества,вскрывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции изакономерности его развития.                                                    
В этом выражается основное содержание концепциймногих традиционных и современных направлений и школ социальной философии. Желательно,конечно, чтобы содержание концепций социальной философии как можно болееглубоко отра­жало реальные социальные процессы, что способствовало бы их болееглубокому пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее,для научного обоснования практической деятельности людей. Необходимость этогопостоянно напоминает о себе. Важно чтобы развитие общества шло не самотеком, абыло бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А дляэтого надо, в частности, чтобы их деятельность была как можно менее стихийной икак можно более сознательной, осмысленной ими на уровне понимания проблем всегообщества. Это особенно важно для деятельности государственных органов,призванных целенаправленно организовывать практическое решение социальныхпроблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мирелюди стремятся к тому, чтобы более осмысленно, с учетом не только сиюминутных,но и долговременных интересов, решать проблемы своей общественной жизни, отчего зависит и решение их личных проблем.
Социальная философия, действительно, придерживаетсянаучных основ при анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходитиз соответствующих принципов. К ним можно отнести:
–   подход к обществу как к целостной социальнойсистеме, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи иливзаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным изакономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социальногодетерминизма как теоретического и методологического принципа исследованиясоциальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между нимипричинно-следственных и закономерных связей и отношений;
–  рассмотрение всех общественных явленийи процессов в их  постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии;это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений висторически развивающемся социальном; контексте, т.е. в системеих развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями,вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Этозначит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их изисторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходилоили проис­ходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложныхвыводов об их сути и социальном значении;
– нахождение и анализ тех социальныхпротиворечий, которые определяют суть и источник развития данных обществен­ныхявлений и процессов;
 – рассмотрение последних в их историческойпреемственности с учетом того, что действительно устарело и играет нынеконсервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить,сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по путицивилизации и прогресса;
– все это выражается в принципе перехода отабстрактного кконкретному в анализе развития общества, отдельныхсоциальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип,обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности изначения по сей день.
4.  Философияв системе культуры 
Для фи­лософии культура является предметомизучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры.Действительно, для науки предмет познания — не она сама, а природа; дляискусства предмет творческой деятельности — не оно само по себе, а творимый имособый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления — не онасама, а власть и государство; для религии пред­мет познания и поклонения —опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики ирелигии не состоит в направле­нии рефлексии на самих себя, в их рамках неставится вопрос о дос­тижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, ониуясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, вкакой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому, толькобудучи постигнуты философски, отдельные формы культу­ры (наука, искусство,политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут статьорганическими частями единого целого культуры.
Очевидно, что смысл и предназначение культуры втом, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшиечувства и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма.Вне культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение Очевидновместе с тем и то, что далеко не всегда культура соответствует своему смыслу ипредназначению. Культура часто не справляется с задачей противодействия грубымпроявлениям человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX н. Казалось бы, наблюдаемыйв наше время небывалый прогресс науки и тех­ники, всеобщая грамотность иинформатизация, доступность достиже­ний культуры большинству населения должныобеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако,к сожале­нию, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дали серьезныеоснования говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры,повлекшей за собой неспособность исполнять соб­ственную миссию, стала дифференциация культуры.
На определенном этапе культура начинаетраспадаться на множе­ство не связанных или почти не связанных между собойнаправлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложив­шеесяположение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватыватьцелое культуры, как свою собственную жизнь… Да, уже давно попытка обогатиться духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разныхнаправлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждоенаправление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей,вслед за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкиеотрасли. Но и эти последние, есте­ственно, должны были подвергнутьсядальнейшему делению. Отдель­ные вопросы науки, отдельные понятии в областитеоретической впол­не соответствуют той же крайней специализации в искусстве, втех­нике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизациюфабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная частькакого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он непонимает… то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вреднойи духовно разруши­тельной должна быть оцениваема специализация ума и вообще ду­шевнойдеятельности?»
В советское время в нашей стране задачаобеспечения единства культуры решалась главным образом за счет насажденияединой госу­дарственной идеологии — марксизма-ленинизма. Это было опреде­леннымрешением проблемы. Однако, как показали последующие со­бытия, идеологическийпуть обеспечения единства культуры неэф­фективен: единство оказалось формальным,поэтому непрочным. В постсоветское время остро переживается процесс распаденияце­лостного культурного организма России и других стран постсоветско­гопространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и соответствующейспециализации сопровождается распадением ее вслед­ствие количественногопреобладания массовой и откровенно коммер­ческой культуры. Впроизведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффектапопулярности или коммерческого эф­фекта. Проблема развития и сохранениядуховной целостности чело­веческого бытия перед создателямимассово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать врассматриваемом аспекте по­ложение в постсоветском пространстве с положением взападных стра­нах, то в последних оно выглядит более благополучным, хотя и дале­кимот совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние)отрицательные последствия расчленения культуры. Задачу синтеза культуры исохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует постоянновозобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.
В процессе осмысления культуры как целогофилософия рассмат­ривает ее не как готовый безжизненный продукт чего-тодругого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера(1874— 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется ко­нечным продуктом,но желает понять и тот особый способ производ­ства, который производит данный продукт.Ведь от этой производи­тельной активности, отделявшейся и постоянновозобновляемой работы духа зависит в конечном счете не только язык, но и миф, ирелигия, и искусство. Понять и прояснить это для каждой отдельной отраслидуховной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальнос­ти иособенности, во всей неповторимости формы и способа суще­ствования должнафилософия»'. Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условийсуществования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку,технику, политику, рели­гию, мифологию и т.д. не только в их фактическойданности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какойпотребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или инаяформа культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться нафиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставитьвопросы относительно того, какой культура должна быть.

                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение философии можно усмотреть не впрактической полез­ности (утилитарности), а в нравственном пафосе. Историяфилосо­фии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал,способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всегонравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также иобщественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этойсвязи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как«знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради дости­жений игосподства», т.е. позитивному, — научному и технологичес­кому знанию.
На базе философииформируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, чтопозволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последнихнаучных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формироватьнеобходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мирчеловека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельныеспециализирован­ные сферы философского знания косвенно способны приносить зна­чительныепрактические результаты. Например, философия и ме­тодология науки помогаютотдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствуетнаучному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в реше­нииобщественно-политических, экономических и др. проблем. Мож­но с полным правомутверждать, что во всех достижениях челове­чества присутствует значительный,хотя и косвенный вклад фило­софии.

                                 Списоклитературы 
1.  Философия:Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ,1998. — 520 с.
2.  А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина«Философия. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников по темам:«Предмет философии», «Античная философия». М., 2000
3.  Основы  философии.  Отклассики  к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
4.  Смирнова Н.Н., Конспект лекций пофилософии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.
5.  СпиркинА.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики,       1999. —816с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.