Реферат по предмету "Педагогика"


Школа как ведущий фактор социализации

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАГНИТОГОРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедрасоциальной педагогики

Курсоваяработа
ШКОЛА КАКВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Выполнила:
студентка 3курса, СГФ
Аяяя. Ф.Ф.
Научныйруководитель:
д.п.н.,профессор Ипппп К.Р.
Магнитогорск– 2008 г.

Введение
 
Современная социокультурная ситуацияв России характеризуется качественными изменениями приоритетов и ценностей вобщественном сознании, что не могло не затронуть образование и педагогическуюнауку в целом. Социально-экономическая и политическая нестабильность в странеотражается на развитии сферы культуры и образования, затрудняя социализациюмолодого поколения. Противоречия между объективной потребностью российскогообщества в формировании личности, способной не только адаптироватьобщечеловеческие ценности, но и вырабатывать собственные ценностные ориентациии реальным уровнем состояния общественной жизни становится очевидными. Особуютревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихсяобщеобразовательных школ, к восприятию общечеловеческих и национальныхдуховно-нравственных ценностей и традиций народов России.
Бездуховность, ориентиры на западныеобразцы жизни, потеря культурных народных корней, рост преступности, насилия — все это печальные реалии современного российского общества.
Статистика неумолима: практически вкаждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучнойсемьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете вподразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, накоторые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты. Характер«семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 разаувеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикомановстало в 3,3 раза больше, а наркоманов — в 17,5 раза. Наркотики проникли вшколы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто наулице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедныхсемей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и нарост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей (20,4) Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизнирешающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у20% школа, у 10% улица. Все это уже является своеобразным результатомразобщения требований социальных институтов, а, следовательно, негативными,виктимогенными последствиями социализации подрастающего поколения.
Процесс социализации подрастающегочеловека изменился, – превратившись от относительно направляемого в стихийный.Где требования семьи, школы и других социальных институтов разобщены, а иногдаи противоречат друг другу.
В настоящие время процесс социализацииявляется предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблемасоциализации была поставлена в науке в конце прошлого века. Наиболее пристальноона стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг.превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания.
Однако проблемы социализацииподростков, особенно в условиях образовательного учреждения в отечественнойлитературе все еще не являются предметом специального исследования. Срединаучных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения и социализацииподрастающего человека в современном обществе уделяли Василькова Ю.В.,Змановская Е.В., Мудрик А.В., Галагузова М.А., Шакурова М.В. и другие. Все они поднимаютвопрос о защите подростка, как со стороны общества, так и со стороныгосударства, реабилитацию их социального статуса, созданию благоприятныхусловии для успешной социализации ребенка. Их исследования раскрываютособенности развития школьника как субъекта педагогического процесса,взаимодействия учебно-воспитательной системы с процессом социализации.
Таким образом, остро назреваетнеобходимость систематизации управления процессом социализации ребенкаинститутами, занимающимися воспитанием.
Актуальность проблемы социализацииребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы,как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за еепределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, как единогосоставляющего в процессе социализации.
Цель исследования: изучить проблему влиянияшколы на социализацию ребенка
Объект исследования: процессвоздействия образовательного учреждения на социализацию ребенка.
Предмет исследования: социализация ребенкав условиях образовательного учреждения.
Задачи исследования:
·          анализнаучно-методической литературы по данному вопросу;
·          рассмотретьобщеобразовательную школу как институт социализации и воспитания;
·           выявить реальноесостояние проблемы социализации детей в образовательном учреждении.
Методы исследования: теоретическиеметоды (анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ),опросные методы (анкетирование, тестирование).
Структура курсовой работы: работасостоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованнойлитературы, приложения.

1. Сущность, этапы и механизмыпроцесса социализации
Понятие «социализация» характеризуетв обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм,ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры,присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционироватьиндивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализация личности осуществляетсяпод влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, инаправленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими жеусловиями являются успешное воспитание и образование человека (19, 47).
Социализация и есть атрибут образажизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат.Непременным условием социализации является культурная самоактуализацияличности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни былиусловия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самойличности.
В традиционной отечественнойсоциологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе еевзаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, врезультате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социализацияесть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различаютопределенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой ипослетрудовой. Основы функционирования на каждом из этапов закладываются винститутах социализации, важнейшим из которых является школа.
Социализация личности — это сложныйпроцесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которогоформируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений(8, 18).
Одной из главных целей социализацииявляется приспособление, адаптация человека к социальной реальности, чтослужит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционированияобщества.
 Однако здесь могут быть крайности,выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные, в конечном счете,с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальнойактивностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видамиприспособления.
Разумное приспособление к социальнымусловиям, не наносящие ущерба, как самой личности, так и окружающим, должныбыть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.
В противном случае теряют смыслвопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостностиобщества.
Вопрос о роли среды в детерминацииповедения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью.
У человека всегда есть выбор и,следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройствообщества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом иответственности общества перед личностью.
Элементы социальной структурыличности:
1. Способ реализации в деятельностисоциальных качеств, проявляющейся в образе жизни и таких видах деятельности,как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная,социально-бытовая.
При этом труд должен рассматриваться,как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ееэлементы.
2. Объективные социальные потребностиличности.
Личность — органическая частьобщества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другимисловами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями,которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личностьможет осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они неперестают существовать и определять ее поведение.
3. Способности к творческойдеятельности, знание, навыки, именно творческие способности и отличаютсформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования, какличности.
Причем, творческие способности могутпроявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природесвоей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые напервый взгляд, творческими не назовешь. Например, рутинная работа в трудовойсфере, а между тем и в ней проявляется творчество, и создаются различные машиныи механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным.Словом, творчество — отличительная черта человека, как личности.
4. Степень овладения культурнымиценностями общества то есть духовный мир личности.
Выделяются три параметра в строенииличности: …широта связей человека с миром, степень иерархизированности и общаяих структура (12, 226).
5. Нравственные нормы и принципы,которыми руководствуется личность.
И, наконец, убеждения — самыеглубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.
Убеждения связаны с осознаниемличностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей,составляющих как бы ядро структуры личности (19, 49).
Каждая личность, так или иначе,участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется.Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянноменяется ее социальное окружение. Личность, получает новую информацию, новыезнания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убежденияопределяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может бытьпонята, как применение социальной структуры личности в соответствии стребованиями общества.
Процесс социализации — это процессвзаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя,одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения егов систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностныхизменений. Эта последняя трактовка является наиболее традиционной длясовременной социологической литературы, где под социализацией понимаетсяпроцесс социального становления человека, который включает в себя усвоениеиндивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений Сущностьсоциализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член тогообщества, к которому он принадлежит.
Социализация личности — сложный,противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
Существуют различные подходы квыделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ведущийвид деятельности, ведущий институт социализации. Наиболее признанной являетсяточка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастнойпериодизаций жизни человека. Так, выделяют младенчество, раннее детство,дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый, ранний юношеский,юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство (18,23).
Многие исследователи обращаютвнимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации,связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций иэлементарных форм существенного поведения.
Для каждого возраста или этапасоциализации выделяют три группы задач: естественно- культурные,социально-культурные и психологические.
Решение этих задач являетсяобъективной необходимостью для развития человека.
Естественно-культурные задачи — достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического исексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (уразных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности,различные темпы полового созревания).
Социально-культурные задачи — познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человекдолжен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но ипринимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективноопределится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшимокружением человека.
Социально-психологические задачи — это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни ина перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапасоциализации содержание стих задач и средства их реализации различны (18, 18).
По мнению А.В. Мудрика, есликакая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаютсянерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитиечеловека, либо делают его неполным (19, 48). Социализация осуществляется черезряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмысоциализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты какмеханизм социализации: школа, семья и т.д. Все они складываются в универсальныемеханизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный,межличностный, рефлексивный (18, 12).
Традиционный механизм социализацииэто усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущиего семье и ближайшему ему окружению человека.
Институциональный механизм — реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями иучреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т.е.они создавались специально для осуществления функции социализации (например,институты системы образования), другие являются неспециализированными, т.е. онивыполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями(например, армия).
Стилизованный механизм социализациидействует в рамках субкультуры. Субкультура — это совокупность норм, ценностей,поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, чтообусловливает определенный стиль жизни этой группы.
Межличностный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этомпоследние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители,учитель, друг и т.д.
Рефлексивный механизм социализацииосуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог,в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иныеценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществусверстников и т.д.
Социализация каждого человекаосуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этихмеханизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен.Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционномумеханизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходитинституциональный механизм социализации. Притом школа, как институциональныймеханизм социализации является системообразующим фактором саморазвития личностив совокупности с иными механизмами социализации. Это обусловлено «закладкой»фундаментальных основ для адаптации человека в современном обществе, созданиемсхем реагирования в определенной ситуации.
 
2. Общеобразовательная школа какинститут социализации и воспитания ребенка
 
В большей степени духовный кризисотражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались всвоеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностноестановление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях,фактически необходимо иметь в виду негативные факторы социализации, под которойисследователи понимают процесс развития личности под влиянием и вовзаимодействии с социальной средой. Социализация имеет две стороны. Перваяхарактеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям,усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в видусамореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме ипредполагает определенный результат деятельности человека, выражающийся вобъективно значимом культурном элементе. Важной закономерностью в процессесоциализации является обусловленность результатов самореализации личности вобществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализацииусваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализациибудут носить асоциальный характер.
Отмечается возрастающая у молодежизападная ориентация в сфере культуры, образа жизни, искусства, чему немалоспособствуют средства массовой информации, по всем каналам внедряющие всознание растущего человека новые и отнюдь не безупречные образцы поведения. Иэти параметры уже неоднократно оговаривались в работе.
Детство — то один из самыхответственных периодов, поскольку здесь складываются основы нравственности,формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Крометого, стабилизируются черты характера и основные формы межличностногоповедения. Ребенок стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания напризнание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себясвое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее;определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности.Естественно, что все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становленияребенка от младшего школьника до выпускника учебного заведения (25, 29).
Непременным условием социализацииподростка является его общение со сверстниками, которое складывается вобщеобразовательной школе и различных неформальных подростковых объединениях.Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка ив определении его статуса в глазах ровесников.
Приобретение социального опытаребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются в обществесверстников, во всех конкретных малых группах, в которые он входит. И этимподчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подросткаи его социализацию.
Современная наука рассматриваетсоциализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которыминдивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве многоправного члена общества,проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность,исполнительность, возложение личностью на себя определенной мерыответственности. В широком плане проблема социализации реализуется через всюсистему воспитания и обучения. Чтобы сформировать творческую личность, обладающуюпознавательными потребностями и деятельностными качествами, необходимацеленаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое,социально-политическое, духовно-информационное воздействие образовательной иокружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность формируется,развивается, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мирв себе.
Анализ научно-педагогическойлитературы по проблеме социализации подростков, а также реальное состояние этойпроблемы в практике позволяют выделить некоторые устойчивые противоречия между:
— возрастающими потребностями ивозможностями совершенствования процесса социализации подростков вмежличностных отношениях и недостаточно эффективным использованием этихвозможностей в педагогическом процессе;
— новыми требованиямижизнедеятельности подростков в межличностной среде и недостаточнойнаучно-методической и практической разработанностью педагогическихрекомендаций, обеспечивающих эффективность межличностных отношений подростковкак средства их социализации.
Социализация личности представляетсобой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человекживет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается вразличные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влиянияокружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализациисостоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, ккоторому он принадлежит (19, 47).
Ребенок постоянно включен в те илииные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальнаяорганизация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные,традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться впротиворечии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся системавоспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей,нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиямконкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными(10, 23).
И если данному обществу требуетсяформирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этогонеобходимо преобразование системы воспитания, способной организовыватьэффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности.Развивающая роль системы воспитания при этом выступает, открыто, делаясьобъектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личноститребует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствованиясистемы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихсяформ. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима безопоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развитияребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существуетопасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия напроцесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм вподходе к человеку (26, 52).
Суть подлинно гуманистическогоотношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности какполноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственнаяактивность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но самаэта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления,определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенкана основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого ихвоспроизведения, а творческого использования (8, 12).
Следовательно, важно так строитьпедагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка,организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных иответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущемучеловеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путьморально-нравственного и социального развития.
Воспитание представляет собой неприспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социальногобытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоенияобщественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшееразвитие формирование ориентации детей на определенные ценности,самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Условие эффективностивоспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания ицелей деятельности.
Под воспитанием понимаетсяцеленаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимойчеловеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствованиянравственных и творческих сил этого человека, через построение такойобщественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится взачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается вдействительность. Воспитывать — это значит направлять развитие субъективногомира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственнымобразцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку,а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальныхособенностей каждого ребенка (5, 37).
Как указывал Л.С. Выгодский, учительс научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды,регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником (1, 25).
Но социализация личности непредставляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая исубъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ееактивные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, исаму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессецеленаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.
Основными функциями школы, каквоспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В.Мудрику следующие:
· приобщение человека к культуре общества;
· создание условий для индивидуального развития идуховно ценностной ориентации;
· автономизация подрастающих поколении от взрослых;
· дифферентация воспитуемых в соответствиями с ихличностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональнойструктуре общества (18, 105).
Рост круга потребностей, законвозвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характерформирования конкретных черт и качеств личности, которые чаще всего иформируются в микросреде подростка, в том числе и в школе. К таким конкретнымчертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы,относятся:
·          ответственность ичувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) иуважение к другим;
·          честность исовестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;критичность и убежденность;
·          наличие твердых,не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
·          инициативность идисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей итребовательность к себе и другим;
·          способностьразмышлять, взвешивать и воля;
·          готовностьдействовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность,избегание ненужного риска (6, 295).
Названный ряд качеств не случайносгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств абсолютных. Самоелучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычностремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную мерусоотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдясебя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, которая способнастать полноценным и полезным членом общества. Школа, являясь для ребенка,независимо от его возраста, является «колыбелью» для взращивания определенныхкачеств личности. Уже неоднократно подчеркивалось о рассогласованноститребовании семьи и школы, школы и общества. Так вот, если взрослый можетсамостоятельно найти выход из многообразия предъявляемых требовании, то ребенокнет. Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой истихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационногообеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение свзрослыми — педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляетсядвухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков,формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.
Естественно, что помимо школы этот жеопыт ребенок может получить и в других институтах социализации – улице, дома,молодежных кружках, секциях. Но это уже будет иная форма, трансформированнаяэтими институтами, форма социализации, при которой социализация будетпроисходить уже при относительном направлении этих же институтов. К тому жевременной отрезок, который проводят дети в школе, и, к примеру, в секции,отличается, да и объем информации, и виды деятельности ребенка болееразнообразный. Менталитетом нашего народа сформирована точка зрения,направленная на то, что школа — основа допрофессиональной, или, если так можновыразиться предстартовой подготовки человека во взрослую жизнь. И еетребования, ее устои воспринимаются как наиболее правильные, пусть даже и всовременном искажении.
В процессестихийной социализации школа, как всякая социально-психологическая общность,влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия еечленов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а поройсущественно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания иопыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые в большойсвоей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательнойорганизации с точки зрения ее основной функции — воспитания, но помогаютадаптироваться в жизни общества.
На процесссамоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания иформ организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более илименее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своихпотребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизниорганизации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный,антисоциальный), особенно в тех случаях, когда воспитуемые стремятсяминимизировать свое пребывание в организации и реализуют себя вне ее рамок.
В относительно социальноконтролируемой социализации школа играет ведущую роль, ибо именно в них человекв большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы,опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.
3. Влияние микроклимата школы насоциализацию подростков
Современное общество, по мнению М.Макарова требует незамедлительной нравственной санации, потому что как нормастали восприниматься оскорбления, считающиеся даже признаком остроумия, уменияреагировать на поведение другого, в том числе незнакомого человека, акатастрофически возросшее употребление слов-паразитов и ненормативной лексики(мата) не только в обиходе, но и в СМИ (14, 68). Сексуальная раскрепощенность ираспущенность стали непременным атрибутом современного человека, а у подросткови молодежи — еще и показателем их «продвинутости». Очевидно, что эта тенденциянаходится в тесной связи с неблагополучным социальным климатом в обществе, ееотражением и является современное снижение общего уровня нравственностишкольников.
Можно с уверенностью утверждать, чтоучащийся, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеетотклонения в области нравственного, да и психического здоровья, и процесс егодальнейшей деградации будет продолжаться. Примитивизация личности учащегосясопровождается повышенной вероятностью принятия ошибочных решений, а такжеиспользованием далеко не лучших образцов поведения. Хорошо известна и теснаясвязь этого феномена с уровнем асоциального, вероятностью криминальногоокружения, злоупотреблением алкоголем и другими одурманивающими веществами.Ненормативная лексика разрушает не только психическое, но и соматическое(телесное) здоровье, воздействуя резонансными колебаниями на клеточныеструктуры. Если молитва оказывает оздоравливающее действие не только наверующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с«антимолитвой», разрушающей и душу, и тело. У школьников, употребляющихненормативную лексику, отмечается повышенный уровень нервной возбудимости ивраждебности к окружающим. У таких учащихся, как правило, неадекватное восприятиесоциальной среды, они чаще не удовлетворены своей жизнью, у них сниженасамооценка и достаточно низкий уровень социально-психологической адаптации (25,31).
Показатель уровня социализированностишкольника диагностируется множеством методик от психологических тестов и анкетдо разработанных на профессиональном уровне методов наблюдения и эксперимента(7, 6). В нашем случае для диагностики адаптации школьника на современном этапев процессе социализации подойдет подборка диагностических методик, применяемыхна практике социальными педагогами и школьными психологами. Чаще всегоосновными методами диагностики служат беседы, тестирование, анкетирование. Заоснову взяты апробированные методики, проведенные на базе образовательногоучреждения МОУ средняя общеобразовательная школа № 20.
Наиболее просты в использованиианкеты. Так с учащимися 5, 6 классов в первой четверти проводится анкетирование«Взаимоотношения в коллективе и характер проведения учащимися свободноговремени (Приложение 1)», направленное на изучение положение подростка вшкольном коллективе, уровень его адаптации к среднему звену, а также сферуинтересов, увлечении. Данная анкета позволяет проследить показательсоциализированности в данный момент и осуществить прогноз ближайшего развитияшкольника. Таким образом, при опросе 53 школьников в возрасте 12-13 лет, былиполучены следующие результаты: доминирующий тип отношений в коллективе –дружеский; однако положительная мотивация при посещении школы снижается исоставляет 32%, что в какой то мере свидетельствует о наличии у подростковдискомфорта в учебном заведении. Подтверждением этого служит высокий показательколичества учащихся, проводящих свое свободное время на улице – 63%. Однако,это может являться и особенностью подросткового возраста, для которого значимо именнообщение со сверстниками. Методика позволяет диагностировать и другие параметры(Приложение 2), видоизменять блоки вопросов, комбинируя их в зависимости отболее конкретной цели опроса. Дополнением к данной методике может служить иопросник «Микросоциум и подросток», позволяющий проследить причины дискомфортаребенка в коллективе (Приложение 3). Анкетирование проводится анонимно последующим параметрам: мотивация к учебному заведению в целом; наличиеконфликтов со сверстниками и старшими; наличие асоциальных поступков поотношению к ребенку и способ его реагирования на них (Приложение 4).
Неплохо себя зарекомендовали ипроективные методики, позволяющие в совокупности получать более полнуюинформацию. Так, например, проективная методика «Вы и ваше окружение (Приложение6)», предназначена для изучения влияния окружения на подростка иизучение его взаимоотношений. Подростку предлагается каждую из 15 предложенныхфигурок оценить по следующим параметрам предпочтения: очень симпатичный; симпатичный;безразличен; не очень симпатичен; очень не симпатичен. Далее на основании ключапроизводится интерпретация данных.
Таким образом, по итогам проведенияметодики, был получен следующий результат для конкретного ученика: общееколичество набранных баллов 171.
Один из учащихся 6 класса, Дима,готов сделать все, чтобы договориться со своим окружением, даже ценойконформизма и отказа от собственного «Я». Тот, кто хорошо знаком с ним, вполнеможет этим воспользоваться себе на пользу. Его манера отношений в отношении слюдьми вынуждает его тратить на эти самые отношения больше сил и эмоции, чемнужно на самом деле.
Следовательно, ребенок подверженвлиянию окружающих, ему не хватает общения со сверстниками. Данные проведеннойметодики также подтверждаются и другими методами диагностики, в частностинаблюдением и беседами с одноклассниками.
Педагоги самостоятельно могут изучитьне только уровень социализированности школьника, но и проследить механизм егоформирования в негативной или позитивной среде относительно нормативныхпоказателей для каждого отдельно взятого региона страны. Проводимыедиагностические методики подтверждают наличие комплекса факторов, обусловленныхмежличностными противоречиями, как с педагогическим коллективом, так и сучащимися.
В школах и местах, где дети общаютсяв неформальной обстановке, употребление ненормативной лексики в сочетании субогим словарным арсеналом стало скорее нормой, чем исключением. Главную задачушколы мы видим в том, чтобы воспрепятствовать этой тенденции, направить усилияна привлечение внимания к речевой культуре как составной части обшей культурычеловека. С этой целью на начальном этапе можно обращать внимание школьников,ориентированных на европейский идеал современного молодого человека, на устнуюречь внешне привлекательных дикторов информационных и ведущих научно-популярныхпрограмм центральных каналов телевидения, поскольку их язык в целомсоответствует нормам произношения, ударения и грамматическим формам, аинтонация предложений определяется национальными особенностями языка. Когда жеу учащихся сформируется внешнее подражание языку и речи стильных и образованныхтелеведущих, следует привлечь богатый арсенал русской классики. Язык и речьлитературных героев, того же Евгения Онегина, написавшего в стихах письмоТатьяне и воспетого уже нашим современником, победителем «Фабрики звезд»Антоном Зацепиным, должны стать нормой-образцом для современных школьников.Следует отметить, что воспитательный аспект романов в школьной практике в нашевремя, к сожалению, недооценен: в лучшем случае они являются предметомлитературоведческого анализа, в худшем — формальной частью программы политературе (14, 69).
Немаловажное значение в процессесоциализации учащихся в школе имеет сексуальное воспитание. Не следуетзабывать, что характер интимной жизни определяется не только внешностью,темпераментом, возрастом, состоянием здоровья, но и общественной моралью,взаимоотношениями, принятыми в семье, среди товарищей по работе и учебе.
В современной школе взаимоотношенияподростков порой удивляют своей откровенностью: распространенным явлением сталипоцелуи девочек при встрече. А уж если «встречаются» мальчик и девочка, тообъятия и поцелуи становятся доказательством для всех их союза и непременнымусловием их дальнейших «встреч». Между тем взаимоотношения сегодняшнихподростков с сексологической точки зрения, как ни странно, характеризуютмоногамность и стремление к единопартнерству. В этом случае проблема переходитиз области чисто биологической в социальную. Каждый педагог должен уметь вестиграмотный разговор с ребятами на такие темы, как венерические заболевания,проституция, гомосексуализм, изнасилования, противозачаточные средства, аборт(11, 38).
Важным моментом нравственногооздоровления школьников является выбор одежды, в которой они предпочитаютнаходиться в учебное время. Отличительная черта современной школы — свобода ввыборе одежды со стороны, как учеников, так и педагогов. Например,учителям-женщинам не возбраняется носить брючные костюмы модных расцветок, аучителя-мужчины могут приходить на работу в джинсах. Важно, чтобы костюмучителя был привлекательным и служил примером для воспитанников, стимулировалформирование вкуса в выборе одежды. Сейчас в большинстве школ нет общепринятойформы, и это приводит к тому, что ученики, в частности старшеклассники, носятвсе по последней моде: от обтягивающих брюк и коротких топов для девочек дошироких и на несколько размеров больше штанов и рубашек для мальчиков. И все жевведение единой школьной формы в наше время хотя бы для каждой отдельно взятойшколы — не ностальгическое ретроградство, этот шаг, как показывает опыт,позволит снять напряженность и даже социальную расслоенность между учениками.Единая школьная форма, а не просто одежда, приучает к порядку, дисциплине,«мажорности», чего добивался в свое время А.С. Макаренко, она настраивает наделовой тон в отношениях и, стирая грань между богатыми и бедными, делает всехучеников внешне не выделяющимися (16, 98).
Другим немаловажным нравственнымаспектом социализации учащихся в школе является социальное положение педагога.В облике педагога важны все его составляющие: личностные качества,профессионализм, отношения с коллегами, возраст, пол, привычки, одежда и дажезапах. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией, выражением лица,улыбкой, направленностью интересов, отношением к делу, всем своим внешним ивнутренним обликом. Учитель-воспитатель положительно влияет на подростков,заражая их своей влюбленностью в предмет, в свою работу. Однако социальныйстатус школьного учителя, как, впрочем, и педагогической профессии,незаслуженно низок. Государственным деятелям, политикам не следует забывать,что от воспитателя зависит, каким будет облик наших потомков: в его властистановление личности школьников, формирование их мировоззрения. Чего ожидать отучителя, получающего мизерную зарплату и думающего не столько о современныхтехнологиях обучения, сколько о том, как поддержать приемлемый уровеньблагосостояния? Очевидно, что пока учитель не будет за свой труд получатьдостойную зарплату, позволяющую следить за модой, покупать книги и выписыватьпедагогическую периодику, «входить» в Интернет, чтобы быть в курсе юношеской имолодежной жизни, его неадекватное социальное положение и как следствиенасмешливое, небрежное отношение к нему со стороны части учащихся сохранятся.Тем не менее, несмотря ни на что учитель имеет авторитет в обществе каквоспитатель, носитель культуры, социальный институт. Именно он на определенномжизненном этапе своего воспитанника является его наставником (14, 70).
Уверенно можно утверждать, чтоповышение социального статуса педагога, уровня и качества его жизни являетсянеобходимым условием социализации учащихся. Это так, потому что учеников всегдабудет интересовать жизнь своего учителя, им хочется больше знать о нем, быватьу него в гостях, проводить вместе с ним свободное от уроков время… Учитель недолжен испытывать дискомфорта из-за отсутствия спортивного костюма иликомпьютера, не говоря уже о наличии дома кабинета или гостиной.
Это еще один из вариантов измененияситуации к лучшему, но на ребенка в процессе его жизнедеятельности в школевлияет огромное количество факторов: это не только сверстник и учитель, но иадминистрация, общественное мнение об образовательном учреждении, семья,которая непрерывно осуществляет анализ деятельности своего ребенка и самойшколы в целом. Микроклимат в школе – важнейшая составляющая социализацииребенка во время всего периода нахождения ребенка в школе, если неединственная, доминирующая его часть.
Ребенок впитывает в себя все влияниемикросоциума, становясь его полноценным участником со всеми плюсами и минусами,и именно образовательное учреждение с ведущей ролью педагогического коллективаи коллектива сверстников, взаимно дополняя друг друга, дают весь нравственный,социальный опыт и уровень знаний, необходимый человеку в будущем.

Заключение
Ребенок – существо ранимое,чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказаниепомощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всегообщества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье.Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненныйопыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший институт вжизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», которыйисправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственноезвено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собираетсяцелая личность. Необходима интеграция школы в воспитании ребенка, необходимоисцеление современного ребенка ради спасения будущего поколения, чтобысегодняшние дети не превратились в изгоев общества в деморализованныхпреступных элементов.
Социализация – развитее исамоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, чтопроисходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемымии целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Социализация происходит на протяжениивсей жизни, но особенно важным является социализация в период детства.Рассматриваемый вопрос влияния школы, как ведущего фактора социализации,подразумевает, что именно в данный период происходи как закладка новых качествличности, так и закрепление уже имеющихся, усвоенных на предыдущем этапесоциализации ребенка.
Школа – учебно-воспитательнаяорганизация, специально создаваемая государством, основной задачей которойявляется социальное воспитание и обучение определенной возрастной группынаселения.
Следовательно, школа, являясь составнымфактором социализации, играет ведущую роль по ряду причин: создание на ее базеотносительно контролируемых условии жизнедеятельности ребенка; созданиепредстартовых позиции для успешного вхождения во взрослую жизнь; взращиваниегуманистических идеалов ее воспитанников.
Школьный возраст является синзетивнымименно для восприятия большого количества информации не только и не, сколькопознавательного характера, сколько направленной на обогащение личностногосоциального опыта маленького человека. Значение школы, как ведущего факторасоциализации достаточно трудно переоценить и на фоне получения знаний,предпрофессиональной подготовки ученика. Также, как в дошкольном возрасте, важнаигра для умственного и личностного развития, также в школьном важно общение изначимый социальный жизненный опыт всех участников учебно-воспитательногопроцесса.
На процесссамоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания иформ организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более илименее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своихпотребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизниорганизации влияет на вектор самоизменения.
Поставленные цели и задачи в началеработы считаю выполненными: рассмотрены понятие социализация и ее механизмы;дан теоретический анализ современного влияния образовательного учреждения насоциализацию ребенка; показано влияние школы, как одного из ведущих факторов насоциализацию ребенка; предложен собственный взгляд на проблему социализацииребенка в сенах образовательного учреждения.
Литература
1.   Аверин В.А.Психология раннего детства. СПб., 2000.
2.   Бочарова В.Педагогика социальной работы. М., 1994.
3.   Васильева З.Изучение личности школьника учителем. М., 1991.
4.   Василькова Ю. В.Лекции по социальной педагогике. М., 1991.
5.   Василькова Ю. В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2001.
6.   Галагузова М. Н.Социальная педагогика. М., 1999.
7.   Грецов А.Г. Узнайсебя. Психологические тесты для подростков. М., 2007.
8.   Гуманизацияроссийского образования и проблемы защиты детства: Сб. ст. М., 1995.
9.   Должностные обязанностисоциального педагога//Вестник образования. – 1995. — № 11. – С. 63-65.
10. Ильина Т. А. темаобсуждения – педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. — №11.
11. Змановская Е.В.Девиантология: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2003.
12. Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
13. Лесгафт П. Ф.Психология нравственного и физического воспитания/ под ред. М.П. Ивановой. –Воронеж, 1998.
14. Макаров М.Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.//Воспитаниешкольников. -2006. -№2.-С.68-70.
15. Матейчек З. Родителии дети. М., 1992 год.
16. Методика итехнология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред.М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2002.
17. Методика работысоциального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. М, 2003.
18. Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. М., 1999.
19. Мудрик А.В.Социализация человека как проблема.//Социальная педагогика.- 2005 — № 4. –С.47-56.
20. Н. Тихонова.Российская семья в начале века: ситуация удручающая //Воспитание школьников.-2002 -№3. – С.29-30.
21. Овчарова Р. В.Справочная книга социального педагога. М., 2001.
22. Рабочая книгасоциального педагога/под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1994.
23. Теория иметодология социальной работы, под ред. С.И. Григорьева. М., 1994.
24. Целищева Н. Удоброго дела – широкие крылья.// Социальная педагогика.- 2005 — № 3. – С.37-40.
25. Фалькович Т.А.Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11классы. М., 2007.
26. Шакурова М. В.Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М.,2002.

Приложение 1
/>Анкета для выявления характера отношении между учениками ихарактера проведения ими свободного времени
Цель: изучить уровень адаптациишкольника, микроклимат взаимоотношений в классном коллективе и характерпроведения свободного времени учащимися.
Инструкция: выбрать вариант ответа,который больше всего подходит или написать свой. Заполняется класс, датапроведения, желательно фамилия, имя ученика.
Вопросы
1. Удовлетворен ли ты своимивзаимоотношениями с одноклассниками?
а) да; б) скорее да, чем нет; в)скорее нет, чем да; г) нет.
2. Каковы взаимоотношения содноклассниками?
а) дружеские; б) приятельские; в)равнодушно-холодные; г) враждебно-конфликтные.
3. Хочется ли тебе ходить в школу?
а) да; б) нет.
4. Какие кружки посещаешь?
5. Где и с кем проводишь свободноевремя?
6. В чем ты видишь основной источникполезных знании и умении?
а) во внеклассной работе; б) в делахи увлечениях по месту жительства;
в) в домашних условиях; г) в общениис друзьями.
7… Считаешь ли ты, что полностьюиспользуешь свои возможности в обучении?
а) да; б) нет; в) не совсем; г) немогу ответить.

Приложение 2
 
Анкетирование «Микросоциум иподросток»
Цель: изучение мотивации к обучениюучащихся; выявление сфер конфликтности и степени распространенности агрессиисреди подростков.
Инструкция. Дорогой друг! Мы проводимисследование взаимоотношений в коллективе с целью оказания тебе помощи вдальнейшем. Подписывать свою анкету не обязательно, но если тебе так хочется,то можно. Пожалуйста, отвечай на вопросы искренне. Ты можешь выбрать один илинесколько вариантов ответа.
Вопросы.
1. Твой пол
2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты идешь обычно вшколу: а) с удовольствием; б) с хорошим настроением; в) равнодушно, безудовольствии с плохим настроением?
4. Случалось ли тебе участвовать вдраке или чтоб тебя били? Если да, то с кем: а) со сверстниками в школе; б) сосверстниками на улице; в) со старшими ребятами в школе; г) со старшими ребятамина улице; д) с другими людьми; е) такого не случалось?
5. Случалось ли, чтобы кто-либопытался унизить, оскорбить, издеваться над тобой: а) да сверстники в школе; б)да сверстник на улице; в) да старшие ребята в школе; г) да старшие ребята наулице; д) да другие людьми; е) такого не случалось?
6. Случалось ли, чтобы у тебя отбираливещи, деньги, требовали принести что-либо из дома: а) да случалось; б) нет?
7. Если случалось, как ты поступал вэтом случае: а) рассказывал родителям; б) старшему брату; в) другу, подруге; г)учителю; д) пытался защитить себя, дрался; е) никому не рассказывал, простоотдавал, что требовали; ж) такого не случалось?
Приложение 4
Итоги анкетирования «Микросоциум иподросток»
Опрошено: всего 74 ученика, из них поклассам: 6 «А» класс 20 уч-ся; 6 «Б» класс 27 уч-ся; 6«В» класс 27 уч-ся
Цель проведения опроса: изучениемотивации к обучению учащихся; выявление сфер конфликтности и степенираспространенности агрессии среди подростков.
Показатели приведены цифровые безперевода в проценты.Всего опрошено Итог в процентах 6а 6б 6в Общее 20 27 27 74 Вопрос и вариант ответа 1. Посещают школу: с хорошим настроением 42% 8 8 15 31 равнодушно, без удовольствия 47% 7 16 12 35 с плохим настроением 27% 6 13 1 20 2. Участвовали в драке со следующими категориями людей или подвергались воздействию:
со сверстниками в школе 23% 4 4 9 17 со сверстниками на улице 25% 3 7 9 19 со старшими ребятами в школе 15% 4 2 5 11 со старшими ребятами на улице 1% 1 1 с другими людьми 3% 2 2 нет 39% 11 14 4 29 3. Пытались унизить, оскорбить, издеваться над респондентом: да сверстники в школе 35% 3 16 7 26 да сверстник на улице 9% 6 1 7 да старшие ребята в школе 8% 1 2 2 5 да старшие ребята на улице 5% 3 1 4 да другие людьми 11% 1 6 1 8 нет 46% 14 5 15 34 4. Отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома у респондента: да 9% 1 3 3 7 нет 88% 17 24 24 65 5. Варианты реагирования респондента в этом случае? Рассказывал родителям 3% 1 1 2 Старшему брату 1% 1 1 Другу, подруге 5% 1 3 4 Учителю 3% 2 2 Пытался защитить себя, дрался 8% 3 3 6 Просто отдавал, что требовали Нет 81% 18 21 21 60

Приложение 3
Проективная методика «Вы и вашеокружение»
Цель: изучение влияниямикороокуржения на ребенка
Инструкция: Каждому из нас хочетсяпобольше узнать о себе, о своих друзьях. Мы предлагаем Вам маленький рисуночныйтест, который и поможет лучше разобраться в этом. Оцените каждую из 15предложенных фигур по следующей схеме: а) очень симпатичный; б) симпатичный; в)безразличен; г) не очень симпатичен; д) очень не симпатичен
/>
Интерпретация результата:
Блок А (120-130 баллов). Не выноситпринуждения и всякого рода обязательств и потому старается не допускать, чтобыему приказывали в любой из сфер. Но там, где отношения строятся надобровольности, готов на все. Умеет идти другим на встречу, хотя не всегда емухочется, поскольку главным всегда считает собственную независимость.
Блок Б (131-143). Без особыхтрудностей и внутреннего сопротивления всегда может идти навстречу тем людям,которые ему нужны или симпатичны. Ему присуще определенное ощущениесобственного превосходства, что снимает барьеры в общении с окружающими. Небоится, что не сможет, справится с просьбами и ожиданиями окружающих. Еслиоказывать на респондента давление то, ответом с его стороны будет агрессивнаяреакция.
Блок В (144-156). Удается со всеминайти общий язык и, прежде всего потому, что в каждом видит равноправногопартнера.
Это не означает, однако. Что легкоуступает или поддается влиянию окружающих. При конфликтах с окружающими всегдаумеет трезво оценить реальную ситуацию и ожидает того же от окружающих.
Блок Г (157-169). В своем окружениивсегда стремится добиться понимания и признания. Нелегко установить контакттолько с теми людьми, которые маскируют свое истинное отношение к нему. Тогдаон чувствует себя неуверенно. Его позиция диктуется эмоциями и потому лучшебудет. Если он будет время от времени прислушиваться к голосу разума, а не кхору чувств.
Блок Д (170-190). Готов сделать все,чтобы договориться со своим окружением, даже ценой конформизма и отказа отсобственного «Я». Тот, кто хорошо с ним знаком, вполне может этимвоспользоваться себе на пользу, а он этого и не заметит. Его манера отношений слюдьми вынуждает его тратить на эти отношения больше сил и эмоции чем нужно насамом деле.
Ключ к методике:Позиция оценки фигуры Порядковый номер фигуры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 А 4 14 10 7 2 5 12 3 8 13 11 15 1 9 6 Б 5 15 11 8 3 6 13 4 9 14 12 16 2 10 7 В 6 16 12 9 4 7 14 5 10 15 13 17 3 11 8 Г 7 17 13 10 5 8 15 6 11 16 14 18 4 12 9 Д 8 18 14 11 6 9 16 7 12 17 13 19 5 13 10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.