Реферат по предмету "Производство"


Методика изучения раздела Правила дорожного движения в условиях технологического профиля межшк

--PAGE_BREAK--
Умение– способность делать что-либо, приобретенная знанием, опытом. Например, умение выполнять на автомобиле поворот направо. Оно вырабатывается путем применения знаний правил дорожного движения в сочетании с опытом управления автомобилем при выполнении определенных маневров (своевременно включить правый указатель поворота, при перестроении уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении, заблаговременно занять крайнее правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении). В первоначальный момент вырабатывается умение сознательно, в последующем -автоматически.

Для формирования и совершенствования у обучаемого умения важно использовать первоначальный момент сознательного действия.

Навык– это автоматическое, не контролируемое сознанием действие.

Так навык выполнения правого поворота на автомобиле вырабатывается неоднократными упражнениями сначала на одном и том же перекрестке улиц, а затем на различных.

Формирование умений и навыков проходит несколько этапов. Рассмотрим, из каких этапов складывается умение выполнения на автомобиле правого поворота на перекрестке улиц (дорог).

Первый этап – объяснение обучаемому назначения данного умения. Здесь необходимо заострить внимание обучаемого на том, что правильное выполнение правого поворота – неотъемлемая часть мастерства вождения автомобиля. Обучаемого надо предупредить и о том, что неправильное выполнение поворота может привести к задержке следующего за ним транспорта на перекрестке, а то и к аварии.

Второй этап – повторение теоретических знаний, на основе которых приобретается умение. Для этого у обучаемого нужно спросить (а при нечетком знании напомнить) о требованиях правил дорожного движения и технике выполнения правого поворота.

Третий этап — практический показ руководителем занятия выполнения правого поворота с последующим объяснением трудностей, с которыми может встретиться обучаемый. Этот этап формирования умения позволяет предупредить ряд ошибок, возникающих вследствие недопонимания при объяснении без показа.

Четвертый этап – самостоятельные действия обучаемого под наблюдением руководителя занятий. На этом этапе будущий водитель сознательно применяет теоретические знания. Руководитель занятия обязан анализировать действия обучаемого, разбирать и предупреждать его ошибки.

Пятый этап — самостоятельное и систематическое закрепления умения путем анализа действий водителей- профессионалов при наблюдении  за их работой на перекрестке. Систематичность закрепления осуществляется путем повторения умения при отработке последующих упражнений.

Приведенная схема формирования является отвлеченной, рассмотренной вне упражнения. В действительности, в соответствии с установившейся системой организации и проведения занятий по вождению автомобиля, формирования умения необходимо разбирать в комплексе всего упражнения, в сочетании с другими умениями.

При таком подходе к рассмотрению формирования сразу нескольких различных умений первый и пятый этапы будут всегда общими. На первом этапе говорится о назначении всех умений, отрабатываемых в данном упражнении; на пятом, в заключительной части упражнения, — организуется их закрепление  в произвольном сочетании. Пятый этап продолжается и при отработке последующих упражнений, но в совокупности с вновь приобретаемыми умениями.

Второй-четвертый этапы могут быть общими или повторяться от одного умения к другому. Например, в упражнении «Движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке», приемы плавного торможения,  умение трогания автомобиля с места, движение по прямой и остановка отрабатываются одновременно, а в упражнении «Проезд перекрестков», где предусматривается получение обучаемым таких умений, как проезд перекрестков в прямом направлении, повороты автомобиля направо и налево, развороты для движения в обратном направлении, указанные этапы будут повторяться четырежды, если умения отрабатывать поочередно.

Наиболее действенной схемой формирования умений при обучении вождению автомобиля считается та, в которой первый и пятый этапы общие, а второй – четвертый повторяются от умения к умению. Такая схема вплотную приближается к наиболее современному – третьему пути осуществления единства теории и практики.

К чему может привести отработка всех трех умений одновременно в упражнении «Проезд перекрестков»?

Во-первых, затянулось бы теоретическое объяснение и практический показ инструктором.

Во-вторых, не каждый обучаемый смог бы полностью запомнить все объяснения и практические действия инструктора, и последнему пришлось бы затратить дополнительное время на повторное объяснение в ущерб самостоятельной практической езде обучаемого.

Однако в ряде упражнений, когда невозможно отрабатывать умения раздельно, этапы их формирования могут быть полностью общими или частично общими.

Полное овладение знаниями, навыками, умениями проходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие – осмысление – закрепление – применение.

Восприятие – первый шаг обучаемых в процессе усвоения новых знаний. Оно непосредственно отражает в их сознании изучаемые предметы (детали, узлы, приборы, агрегаты), знаки, правила дорожного движения и эксплуатации автомобилей, процессы. От педагогически разумной целенаправленной организации восприятия нового материала зависит дальнейший процесс усвоения.

Восприятие тесно связано с отвлеченным мышлением, которое помогает находить общее, существенное, свойственное для всех отдельных восприятий.

Так, знание отдельных сигналов светофора и регулировщика, не позволяет сделать вывод о правилах проезда через регулируемые перекрестки.

Сформулировать правила проезда через регулируемые перекрестки возможно только в результате мыслительной работы обучаемых под руководством преподавателя.

Руководитель должен увязывать изложение нового материала со старым. При таком объяснении новый материал представляется более доступным и лучше усваивается. Инструкторы свои занятия обязаны строить с учетом знаний обучаемых по правилам и основам безопасности движения.

         Центральное звено в процессе усвоения – осмысление, элементы которого содержатся в восприятии. При восприятии какого-либо предмета схватывается его основной смысл, а затем путем ряда мыслительный операций (отбор существенных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, анализ – синтез, обобщение, формирование понятий) представление о нем становится все более глубоким.

         В процессе осмысления производится: сопоставление данного предмета с другими, нахождение общего в нескольких предметах, поиски отличительных черт данного предмета от других, определение обучаемыми предмета (знаки, правила, процессы).

         Важный дидактический прием – сравнение, помогающее глубже понять сходство и различие между предметами, знаками, правилами, процессами.

         Важным звеном в процессе усвоения является закрепление пройденного материала. Так в конце прохождения предметов «Устройство автомобиля», «Эксплуатация автомобиля», «Правила дорожного движения» и «Основы безопасности движения» на повторение отводится несколько часов. Навыки, получаемые при отработке упражнений по ежедневному техническому обслуживанию и в пути, дополнительно закрепляются на занятиях по вождению автомобиля.

Процесс усвоения считается законченным, если подготовленный учащийся способен найти применение полученным знаниям.

Знания, которые обучаемый не в состоянии использовать, считаются формальными, полностью не усвоенными.

         При подготовке водительских кадров находят применение следующие методы обучения: устное изложение материала (рассказ, лекция, объяснение), беседа, показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение), упражнения (устные, письменные, с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические), самоподготовка.

            В формировании умений и навыков вождения автомобиля используют практические упражнения, в процессе отработки которых обучаемые должны научиться мастерству вождения и экономичности вождения автомобиля.

         Таким образом, мастерство вождения автомобиля достигается выработкой у обучаемых твердых и точных навыков в вождении, отличным знанием техники вождения и правил дорожного движения и их выполнением, постоянной бдительностью за рулем и умением быстро ориентироваться и своевременно принимать правильные решения в любой создавшейся обстановке, что возможно лишь при специальной организации учебного процесса и условий обучения.

За счет классической дидактической основы педагог в состоянии разработать собственную модель обучения. Не маловажную роль играет педагогическое партнерство, т.е. совместный поиск педагогической траектории.

Риск предложить коллеге свою педагогическую идею или совместный поиск таковой, преодолевать перипетии тупиков, падений и откровений, готовность взять на себя педагогические сверхзадачи и сверхответственность не только за собственный творческий рост, но и за профессиональный успех – это и есть кредо профессионального партнерства педагогов.

 Главное в педагогическом деянии – ПРИ-О-ТВОРИТЬ культуру для ученика: щедро приоткрыть это пространство для  роста ученика, а не творить культурные ценности за него, так как в этом случае педагог, может быть, и станет субъектом культуры, но перестанет быть Учителем.

 Педагог должен ценить научную мысль, но и владеть культурой исследовательского поиска, быть способным воплощать её через разработку личной и коллективных научно – исследовательских программ, концепций, через написание методических, психолого – педагогических и популярных трудов, через общение с научной литературой и учеными. Через представление результатов своего педагогического поиска на конференциях, семинарах, фестивалях и так далее.
2.2. Основы методики, средства и формы организации изучения раздела  «Правила дорожного движения» на технологическом профиле в условиях межшкольного учебного комбината.

Изучение  правил дорожного движения в условиях межшкольного учебного комбината может быть представлен как отдельный предмет, так и специальным разделом обшей дисциплины «Автодело». Рассмотрим вариант отдельного предмета. Для того чтобы осознать методику преподавания учебной дисциплины, необходимо сначала познакомиться с тематическим планом

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов и тем занятий

РАЗДЕЛ 1 ПДД

Количество часов

10 класс

11 класс

Всего

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.

Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Дорожные знаки.

Дорожная разметка и ее характеристики.

Контроль обучения.

Практическое занятие по темам 1-3.

Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.

Регулирование движения.

Контроль обучения.

Практическое занятие по темам 4-5

Проезд перекрестков.

Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Контроль обучения.

Практическое занятие по темам 6-7.

Особые условия движения.

Перевозка людей и грузов.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.



4
10

2
-
8
4
-
8

4
-

-

-

-
-

4
10

2
-
8
4
-
8

4
-

-

-

-
-


-
-

-
-
6
-
-
8
-

-
14

4

2

4
2

-
-
-

4

2

4
2


-
6
-
-
8
-

-
14

-

-

-
-



12.
13.
14.
15.
16.
17.

РАЗДЕЛ 2 ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Административная ответственность.

Уголовная ответственность.

Гражданская ответственность.

Правовые основы охраны природы.

Право собственности на транспортное средство.

Страхование водителя и транспортного средства.

Контроль обучения.

Текущий (промежуточный) срез знаний.

Итоговый срез знаний, (Раздел 1)

Входной срез знаний, (Раздел 2)


-
-
-
-
-
-



-
-
-
-
-
-




2
2
2
2
1
1


2
2
2
2
1
1





ВСЕГО: 90

40

40

-

50

22

28



Консультации:

Экзамены: внутренние

                 в ГИБДД

-

-

-

6

12

6

12

-


 
 2.3.Методические указания по изучению «Правил дорожного движения».

Общие положения.

Приступая к изучению Правил дорожного движения, необходимо прежде всего показать ведущую роль этого дорожного кодекса в обеспечении безопасности и порядка на автомобильных трассах. Самое убедительное доказательство тому – вывод официальной статистики дорожно-транспортных происшествий, из которой следует, что большая часть происшествий (до 80% и более) является результатом отступления водителя или пешехода, а порой того и другого, от принятых в этой области норм и правил, а не действия каких-то не зависящих от человека факторов.

Важно обратить внимание учащихся на то, что в нынешних условиях движения у водителя остается очень малое время на оценку дорожной обстановки и принятие решения. Поэтому только твердое знание Правил дорожного движения, отличные навыки их правильного выполнения являются условием безопасности дорожного движения.

Переходя к рассказу об общих положениях Правил, следует особо подчеркнуть, что Правила дорожного движения являются едиными для всей страны и их требования обязательны к исполнению повсеместно, т.е. не только на автомобильных дорогах, но и в любых местах, где возможно движение транспортных средств, — в поле на уборке урожая, на заводском дворе, площадке для стояния и т.д.

В заключение надо провести беседу о видах ответственности лиц, управляющих транспортными средствами.

Дорожные знаки.

Прежде всего,  на ярких примерах надо показать учащимся, что Правила определяют действия участников дорожного движения лишь в общих ситуациях, а не те или иные режимы и ограничения, которые вытекают из конкретной обстановки, вводятся при помощи дорожных знаков.

Чтобы преодолеть языковые барьеры, на знаках применены рисунки-символы.

Все предупреждающие знаки целесообразно распределить для изучения на четыре группы. Запомнить названия предупреждающих знаков несложно. Труднее (и важнее)представить себе характер и степень той опасности, о которой они предупреждают водителя.

Знаки приоритета и предписывающие объединены в две группы не только потому, что служат средством указать водителям на тот или иной режим движения при переезде перекрестков и отдельных участков дорог. Прежде чем говорить о знаках приоритета, надо познакомить учащихся с понятием «уступить дорогу» и «преимущественное право».

Обязательно надо подчеркнуть локальный характер знака «Уступите дорогу».

Дав общую характеристику запрещающим знакам, целесообразно разделить их на две группы. В первую отнести те, что запрещают дальнейшее движение транспортных средств по видам, весовой нагрузке или габаритам. Во вторую – запрещающие некоторые маневры и действия водителей.

Изучая знаки первой группы, надо, прежде всего показать, в чем сходство и различие между знаками «Въезд запрещен» и «Движение запрещено». И тот и другой запрещают двигаться дальше всем транспортным средствам, кроме трамвая, троллейбуса, автобуса и маршрутного такси.

Дорожная разметка и ее характеристика.

Определенный порядок в дорожном движении можно устанавливать не только при помощи дорожных знаков, но и определенного вида линиям или надписям прямо на покрытии или элементах обустройства дорог.

На линии  разметки, прежде всего, стоит обратить внимание, объяснив, когда можно пересекать линии разметки, а когда нельзя.

Затем перейти к линиям желтого цвета. Объяснив, что они могут применяться не только с соответствующими дорожными знаками, но и самостоятельно, запрещая на отдельных участках дорог остановку или стоянку транспортных средств.

Контроль обучения. Тестирование (приложение №1).

Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.

Регулирование дорожного движения.

Прежде всего,  требуется рассказать о светофорном регулировании. К нему прибегают при регулировании на перекрестке с интенсивным движением транспорта. При помощи наглядных средств обучения (плакатов, макетов и действующих моделей) учащихся знакомят со всеми применяемыми в дорожном движении типами светофоров – вертикальными и горизонтальными, с дополнительными секциями и без них, а также специальными светофорами для регулирования движения только пешеходов или только трамваев, троллейбусов и маршрутных автобусов и такси. Необходимо специально подчеркнуть, что светофоры могут регулировать очередность пропуска транспортных средств не только по всей ширине дороги, но и по отдельным проезжим частям и даже по отдельным полосам проезжей части.

Закончить тему о сигналах светофора надо через рассмотрение ситуации, когда, кроме светофора на перекрестке, установлены знаки приоритета.

Определенную роль отвести теме по изучению сигналов регулировщика. Преподаватель сам или с помощью одного из учащихся должен показать, какие положения корпуса регулировщика и жесты руками являются для водителя сигналами, разрешающими движение. Не лишне напомнить, кто еще, кроме штатных сотрудников милиции, относится к лицам, уполномоченным регулировать движение.

В заключение надо показать жезл и круглый диск регулировщика и наиболее употребительные из тех дополнительных сигналов, которые регулировщик может подавать водителям с целью побудить их ускорить или замедлить движение, сменить полосу движения, остановиться и т.п.

Проезд перекрестков. Проезд пешеходных переходов, остановок и переездов.

С повышением интенсивности движения увеличивается число перекрестков, где движение регулируется или работниками ГИБДД непосредственно, или при помощи технических средств – светофоров. Однако и это не исключает взаимного пресечения путей и не освобождает водителей от необходимости в некоторых случаях самим решать вопрос об очередности проезда. Такие случаи и надо рассмотреть с учащимися. Особо стоит остановиться на действиях водителя при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Надо также обратиться к ситуации, при которой запрещается выезд на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора: если образовался затор.

Рассказ о правилах проезда регулируемых перекрестков обязательно надо иллюстрировать показом ситуаций на макетах и схемах.

Рассматривая неравнозначные перекрестки, надо особо остановиться на нестандартных, где главная дорога имеет свое направление. Здесь водители часто допускают ошибку, думая, что тот, кто покидает главную дорогу, утрачивает свое преимущество перед теми, кто находится на второстепенной дороге. Это обстоятельство никакой роли в очередности проезда перекрестка не играет.

Особого разговора заслуживает вопрос о маневрах, которые водители выполняют на перекрестках дорог.

Особое внимание надо обратить при изучении правил проезда пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, т.к. не случайно в городах и населенных пунктах значительная часть дорожно-транспортных происшествий происходит именно в местах массового перехода дорог пешеходами и вблизи остановок общественного транспорта. Надо обстоятельно рассмотреть и те случаи, когда нельзя выезжать на переход, хотя на нем никого нет, показать опасность обстановки «Закрытого обзора».

Приступая к теме «Проезд железнодорожных переездов», следует особо подчеркнуть, что пересечения автомобильных и железнодорожных дорог представляют собой места повышенной опасности. Одной из причин этого является значительно больший остановочный путь поезда по сравнению с автомобилем.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Особые условия движения. Перевозка людей и грузов. Техническое состояние и оборудование.

С развитием автомобильных перевозок и строительства автомобильных дорог увеличивается число автомагистралей. Для повышения безопасности движения по таким скоростным дорогам Правилами вводится ряд ограничений при движении по ним.

Разбирая с учащимися  их требования, надо не только зачитывать и разъяснять сами формулировки, но и обсуждать, почему каждое из ограничений повышает безопасность движения.

Обязательно еще раз надо показать учащимся специальную разметку, которая нередко применяется в местах выезда на автомагистрали и отделяет полосы ускорения от основной проезжей части, и специально подчеркнуть, что при наличии полосы ускорения каждый выезжающий на магистраль должен попадать на нее только через этот «шлюз».

Необходимо обратить внимание на движение на крутых спусках.  Запрещена здесь и езда с выключенным сцеплением или передачей. К чему это может привести, надо показать на конкретных примерах.

Надо особо подчеркнуть значение особого внимания и соблюдения всеми водителями требований безопасности при движении в темноте и вообще в условиях ограниченной видимости, которая может возникнуть и днем в снегопад, сильный ливень, туман и т.д.

Учащимися должны быть усвоены правила пользования осветительными приборами во время движения, остановки и стоянки, а также знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем.

Для безопасности и порядка на дорогах правила перевозки пассажиров имеют такое же значение, как и требования, которые определяют и регламентируют сам процесс движения.

В качестве методического приема можно в начале урока рассмотреть обстоятельства нескольких происшествий, причиной которых явилось нарушение этих правил.

Правила перевозки людей, прежде всего, направлены на то, чтобы исключить перевозку людей на случайных машинах, случайными водителями.

Перевозка грузов должна производиться таким образом, чтобы не подвергать опасности пешеходов и других участников движения. Для этого к закреплению груза Правилами предъявляются определенные требования, которые надо разъяснить учащимся. Особое внимание надо обратить на изменение положения центра тяжести автомобиля при его загрузке и, следовательно, устойчивости автомобиля, связать это с правильным выбором скорости.

Практические занятия по Правилам дорожного движения.

Практические занятия по Правилам дорожного движения – особенно комплексные упражнения – должны максимально приблизить учебную обстановку к реальной ситуации движения на улицах и дорогах. В точном выполнении Правил дорожного движения огромное значение наряду со знанием всех знаков имеет тренированность внимания, восприятия и памяти, и особенно, опыт ориентировки в сложной обстановке дорожного движения. Этот опыт учащиеся должны приобрести в ходе практических занятий. Поэтому в отличие от упражнений в ходе теоретических занятий нельзя ограничиваться макетами, стендами и тренажерами, хотя они и необходимы. Практические занятия желательно организовать в виде экскурсий по городу по заранее продуманным маршрутам, используя для этой цели пешие прогулки, поездки на городском транспорте. Необходимо для этой цели, исходя из местных условий, подобрать для каждого практического занятия соответствующие объекты наблюдения на участках дорог, перекрестков, площадей и т.п., а также удобные «смотровые площадки». Целесообразно заранее подготовить схемы соответствующих участков улиц и дорог.

Практическое занятие по опознаванию дорожных знаков надо начать  с решения задач на различные случаи применения дорожных знаков, на перекрестках, где применяются светофоры различного типа и присутствует инспектор ГИБДД.

Большую эффективность дают занятия в группах, особенно при наблюдении за движением транспортных средств и фиксации случаев неточных, по их мнению, действий водителя (затем обсудить полученные наблюдения).

Практические занятия по обгону надо проводить на участке оживленной магистрали, где обгоны выполняются часто. Перед занятием следует поставить задачу: определить в ходе наблюдений, своевременно ли подают водители сигнал об обгоне, правильно ли выполняют перестроения и выбирают интервалы, верно ли оценивают возможности для обгона.
Глава 3.
 Педагогический эксперимент и анализ его результатов.

3.1. Методика проведения эксперимента.

Проведение педагогического эксперимента по апробации методики оценки результата обучения Правилам дорожного движения в условиях межшкольного комбината.

Любая педагогическая технология реализуется разными исполнителями, а это и требует апробации, отслеживания результатов, корректировки, новых проб – экспериментирования. Не будем забывать, что в педагогических технологиях, как бы сами по себе они ни были научно обоснованы и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не случайно великий В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное) может выглядеть и быть новым, если человек со своим мнением, подходом, и ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости.

Любой учебный предмет можно сравнить с башней – система знаний строится по кирпичику в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности различных разделов. Если в основании «башни» не хватает нескольких «камней», то вся система будет неустойчивой и может рухнуть.

Между тем ликвидировать пробелы в знаниях учащихся можно путем организации  оценки результата обучения и на ее основе проектировать дальнейшие действия по изменению ситуации.

3.2 Анализ результатов эксперемента и рекомендации. Методика оценки качества обучения раздела «Изучение ПДД» в условиях МУК (на базе МОУ «Центр образования» Полевского городского округа)

Эксперимент по апробации методики оценки результата обучения Правилам дорожного движения проводился с учащимися 11-х классов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Центр образования» Полевского городского округа обучающихся на технологическом профиле (специальность «Автодело») в период с сентября 2006 года по февраль 2007 года.
Цель эксперимента:

— получение информации об уровне основных  умений и навыков, ошибках, недочетах и пробелов  в знаниях по Правилам дорожного движения;

— активизация самостоятельной деятельности учащихся по ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

— повышение качества знаний по Правилам дорожного движения обучающихся на технологическом профиле и адаптация к восприятию дальнейшей профессиональной ориентации на специализацию, связанную с автоделом;

— прогнозирование направления дальнейшего совершенствования процесса обучения.

В качестве формы оценки результата образования было  выбрано тестирование. Тестирование проводилось в двух классах, в письменной форме, по готовым бланкам, которые ранее были апробированы.

Тест включал в себя 5 заданий. Всего предлагалось 2 варианта. Бланк тестирования содержал задания теста  и справа от каждого задания свободное место для записи ответа.

Время проведения тестирования – 40 минут

Результаты тестирования по каждому классу представлены в таблицах (приложения № 2).

Анализ результатов тестирования и расчет выполнения проводился по формуле:

Объем тестирования: N=89

K=S1/S, где

S1 — сумма баллов, набранных учащимся;

S— общее количество баллов по тесту, S= 36.

Первый тест включал в себя задания на проверку знаний по результатами изучения технических сведений Правил дорожного движения.

Результаты тестирования оценивались по критериям, представленным в таблице:

Уровень знаний

хороший

удовлетворительный

низкий

Степень выполнения теста

k>0,7

0,55

k

Сумма баллов, набранных по тесту

   2536

20

S1

При k>0,5 тест считался пройден

P% = m/N*100%

Процент выполнения теста

Процент выполнения теста определяется по формуле:

m-число учащихся, справившихся с тестом и показавших данный уровень знаний.

Процент выполнения теста:

Уровень знаний

хороший

удовлетворительный

Всего

Число учащихся

17

9

26

Процент выполнения теста

22,5%

17%

39%



Сравнение процента выполнения теста по классам:

Класс

Выполнили тест

Не справились с тестом

Общее кол-во чел.

Кол-во чел.

В %

Кол-во чел.

В %

11-А

3

25%

9

75%

12

11-Б

6

40%

8

60%

14



Таким образом, большинство учащихся показали ниже среднего процент выполнения теста, и, тем самым, недостаточный уровень знаний, оперативных умений и алгоритмическим навыков по Правилам дорожного движения.

В пересчете на пятибалльную систему оценок, средняя оценка, полученная при тестировании, равняется 3.

С целью выяснения причин такого уровня знаний был проведен анализ базовой подготовки учащихся. Оказалось, что у учащихся не сформирован опыт работы с тестовым материалом.  В основном педагоги использовали вопросно-ответные формы контроля знаний, т.е. чаще применяли фронтальный опрос учащихся. Поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных занятий по данному учебному предмету.

С целью дальнейшего изучения проблемы был проведен анализ уровня знаний учащихся по основным темам.

Второй тест включал в себя задания по проверке практических навыков по Правилам дорожного движения.

Уровень знаний и практических навыков основных тем, вынесенных на тестирование, показан в таблице:

Основные темы

11-А

11-Б

Среднее значение

Решение задач на различные случаи применения дорожных знаков.

56%

68%

63%

Иллюстрации способов применения всех видов разметки.

31%

38%

34,5%

Определение верных и неверных действий водителя и пешеходов (на примерах, предложенных в заданиях)

60%

53%

55%



Таким образом, наиболее прочными являются навыки решения задач на различные случаи применения дорожных знаков и определения верных и неверных действий водителя и пешехода (на примерах, предложенных в заданиях теста). Средний уровень знаний (около 50%), требуемого Государственным стандартом образования на технологическом профиле при изучении автодела.

Для расширения базы данных по уровню подготовки обучающихся на технологическом профиле Центра образования мы провели общий мониторинг успеваемости учащихся 11-А и 11-Б классов на основе входящего контроля в начале учебного года и по итогам обучения за первое полугодие (приложение № 3).

В конце первого полугодия для полноты информации мы провели анкетирование учащихся, в ходе которого учащимся предлагали ответить на следующие вопросы:

1. Нужны ли дополнительные занятия по правилам дорожного движения?

2. Если нужны, то когда должны быть организованы дополнительные занятия?

3. Посещали ли  Вы ранее такие занятия по другим предметам?

4. Достаточно ли одного дополнительного часа в неделю для таких занятий?

5. Если Вы посещали дополнительные занятия по другим предметам, то помогли ли они Вам в учебе?

Анкетирование проводилось в письменной форме. Было сдано 22 анкеты. Распределение ответов представлено в таблицах (приложение № 4).

Результаты мониторинга и анкетирования подтвердили прогноз, высказанный на основе проведения тестирования учащихся.

О необходимости дополнительной работы высказалось большинство учащихся. Многие учащиеся ранее посещали дополнительные занятия по другим предметам и это дало положительный эффект в обучении. Большинство учащихся отметили, что дополнительные занятия должны проводиться в течение первой четверти.
На основании проделанной работы, мы пришли к выводу, что необходимо пересмотреть технологии преподавания на технологическом профиле в условиях межшкольного учебного комбината, используемые формы организации образовательного процесса, а также техники и приемы, направленные на активизацию умственной деятельности обучающихся.

Выводы по констатирующему эксперименту:

1. Проведение входного контроля в начале учебного года необходимо.

2. Анализ результатов позволяет преподавателю объективно оценить:

— уровень базовых знаний по Правилам дорожного движения, основных оперативных умений и навыков, поступивших на технологический профиль;

— пробелы в знаниях;

— характер ошибок, допускаемых при выполнении заданий;

— умения применять основные правила на практике.

3. Дополнительные занятия дают положительный эффект только в случае обязательного посещения всех занятий, поскольку преподавателем выстраивается целостная и взаимосвязанная система основных понятий и фактов.

4. Необходима соответствующая методическая и дидактическая обеспеченность дополнительных занятий.

5. Проведение дополнительных занятий позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся и устранить, по возможности, пробелы в знаниях.

6. Проведение повторного тестирования, анализ его результатов, полученные оценки и выводы позволяют составить прогноз «группы риска», т.е. учащихся, показавших минимальные результаты как входного, так и повторного тестирования.

7. Проводимый эксперимент позволяет преподавателю выбрать соответствующую методику обучения Правилам дорожного движения в отношении «группы риска»,  взяв за основу педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В первую очередь, обратив внимание на игровые технологии.

 В  старшем школьном возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в этот период является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому особое место заняли деловые игры: имитационные (когда на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, например, ГИБДД и т.д… имитировать можно события, ситуации, конкретные действия людей), операционные (они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например описание действий водителя или пешехода по дорожным знакам), ролевые (в этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица).
Заключение.
У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим: 1) умение – это автоматизированное действие, играющее вспомогательную роль и входящее в состав навыка; 2) умение – владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка; 3) умение – способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков; 4) умение – сознательное владение приемом деятельности; 5) умение – сознательное владение мыслительными операциями.

        Проблемы формирования умений из методической сферы в современных условиях переходят в социально-педагогическую. Школа призвана помочь ученику определиться в различных сферах жизнедеятельности. Выбор стратегии жизнедеятельности обусловлен внутренней логикой развития, возникающей потребностью найти смысл собственного существования.

Одним из психолого-педагогических положений, учитывающихся при организации образовательного  процесса, является то, что эффективное становление личности осуществляется в условиях разнообразной (умственной и практической) деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия субъекта с объектом. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет впитывания в себя более широкой части мира (распредмечивание). Она всегда предметна, мотивирована и имеет сложную структуру: мотивы, цель, действия, операции, условия протекания, результат.

        Основной единицей деятельности является действие, которое осуществляется операциями, связанными с условиями достижения цели. Психологами установлено, что научить какой-либо операции можно тогда, когда она становится для учащегося действием, т. е. является целью обучения. Затем выдвигается новое действие, в которое предыдущее включается как операция; таким образом, при выполнении нового действия происходит закрепление предыдущего и его автоматизация.

        Поэтому для проведения эксперимента при составлении тестов и зданий в основу был положен деятельностный характер. Задания были подобраны таким образом, чтобы учащийся мог продемонстрировать не только и не столько объем знаний по Правилам дорожного движения, сколько уровень овладения практическими умениями, умениями ориентироваться в сложной ситуации, в том числе и на дорогах.

        С учетом этих оснований в качестве объектов усвоения были отобраны инвариантные виды деятельности, имеющие в основе самоопределение и самореализацию ученика как субъекта образовательного процесса.

        Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений – это система деятельностных заданий. Деятельностное задание – это задание, отражающее единство мотивационного, операционного и когнитивного компонентов, которое требует от ученика использования адекватного способа учения. Выделяют следующие виды деятельностных заданий: образные, аналитические, синтетические, пространственные, хронологические и оценочные. Образное задание – это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими. Интеллектуальные и логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно-логического мышления. Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.

        Разновидностями деятельностных заданий выступают задачи и упражнения. Их основное отличие состоит в дидактических функциях.

        Система упражнений должна охватывать весь процесс обучения. Для упражнений выбирается не дополнительный, а основной учебный материал. Необходимо научиться видеть возможности содержания для развития познавательных способностей учащихся. Она должна соответствовать возрастному уровню умственных сил и стимулировать их развитие; охватывать все действия, формируемые в образовательном учреждении; обеспечивать перенос действия в новые условия учебной деятельности (курс, предмет).
Приложение № 1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.