Содержание
Введение...................................................................................................... 3
Часть 1. Теоретические и методологические основы
исследования процесса подготовки будущих
менеджеров.................................................................................. 8
Часть 2. Уровни и содержательно-организационные формы
системы довузовской подготовки............................................... 10
Часть 3. Развитие форм и методов профориентации будущих
менеджеров.................................................................................. 12
Заключение................................................................................................ 17
Список использованной литературы
Введение
Исследование закономерностей формирования, функционирования и развития персонала, в том числе кадров управления, учет степени его влияния на осуществление общественного прогресса всегда занимали видное место в социально-экономической теории. В зарубежной экономической науке давно доказано, что без человеческого фактора в производстве невозможно создать какие-либо ценности. "Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, - можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать."
В условиях становления новых экономических отношений в Украине, одним из решающих факторов, обеспечивающих этот процесс, важнейшей социальной потребностью становится подготовка нового типа управленческих работников - руководителей фирм, предприятий, управляющих, директоров крупных компаний, а также менеджеров в начальном и среднем звене управления.
Создание единой системы подготовки таких кадров в стране - важнейшая задача, решение которой объективно предполагает комплексность, непрерывность, последовательность, а, значит и поисково-творческую деятельность по развитию эффективных форм профессиональной ориентации, подготовки управленческих кадров нового типа. Решение ее, по нашему убеждению, будет значительно эффективнее, если поиск будущих менеджеров и их экономическая, психологическая и профессиональная подготовка будет проводиться на основе четкой профессиограммы менеджера и ее широком использовании в учебно-воспитательном процессе.
Дело подготовки молодого поколения к труду в новых социальных условиях становится сегодня приобретает еще большую значимость, а тем более подготовки к труду управленческому, предъявляющему свои требования к знаниям, профессиональным и деловым качествам. Складывающемуся рынку крайне нужны менеджеры из числа молодых людей - энергичных, инициативных, экономически подготовленных, настроенных на творческий поиск, владеющих навыками эффективного управления производственными и технологическими процессами, налаживания коммуникативных связей в коллективе. Профессиональных управленцев начали готовить во многих вузах, разного рода бизнес-лицеях, школах, однако продуманной, четко отлаженной системы профессиональной ориентации, отбора, обучения и эффективного использования менеджеров на рынке труда в Украине еще не создано. Такая работа должна вестись по многим направлениям и на различных уровнях, где необходимо: активное включение соответствующих структур в областных, городских и районных государственных администрациях; усиление этой работы в общеобразовательных школах, в образовательных структурах нового типа; расширение довузовской подготовки.
Ход обучения, практика подготовки студентов показывает, что в учебное заведение управленческого профиля необходимо принимать студентов предварительно профессионально ориентированных, проводить качественный отбор в вуз на основе изучения личности кандидата с помощью различных психологических методик.
Довузовская подготовка будущих менеджеров, становясь важной составной частью системы непрерывной профессиональной подготовки кадров управления - одна из тех научных проблем, внимание к которой должно заметно усилится. Это определяется следующими обстоятельствами.
1. С расширением масштабов и усложнением задач окончательного перехода Украины от административно-распорядительной системы к саморегулированной, цивилизованной рыночной экономике, эффективного использования накопленного социально-экономического потенциала, инфраструктуры, перепрофилирования нерентабельных предприятий, роазвития новых отраслей и производств, проведения в полном объеме разгосударствления экономики, приватизации, развития всех форм собственности и повышения в итоге уровня жизни - все более влиятельным компонентом созидательно-преобразующей деятельности людей становится субъективный фактор, в первую очередь сознание, новое экономическое мышление и прфессиональный уровень людей.
Исследование проблемы экономического образования всего населения и прежде всего молодежи, поиск и реализация качественно иных подходов к ее профессиональной подготовке - одно из основных условий успешного решения названных задач.
2. Формирование системы новых общественных ценностей (политических, идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так важно ныне для нашей страны, возмжно лишь на основе развития социально-экономических устоев. Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач по экономическому обучению и профессиональной подготовке молодежи не противоречит задачам ее культурно-нравственного воспитания, а, наоборот, позволяют ставить и решать их более качественно. В этой связи необходимо преодолеть абсолютизацию экономических факторов и прийти к пониманию того, что экономический успех как общественного производства в целом, так и отдельного предприятия в решающей мере зависит не только от общеобразовательной профессиональной подготовки работников, но и от общего уровня их культуры, воспитанности.
Чем раньше в процесс целенаправленного воспитания будут вовлечены будущие менеджеры, тем больше шансов на развитие их мыслительно-познавательных, эмоциональных качеств, которые во многом определяют нестандартность научных, технологических, организационных решений. Поэтому проблема воспитания молодежи в целом и, в особенности, ее части, определяющейся в профессиональном управленческом плане, приобретает в настоящее время чрезвычайную актуальность и является вместе с гуманизацией образования одной из ведущих стратегий обновления всей педагогической работы.
3. Особую значимость проблема довузовского образования приобретает в связи с совершенствованием всей системы профессиональной подготовки молодежи, предусматривающей значительное улучшение деятельности вузов, их качественное обновление. В соответствии с решениями Верховного Совета Украины по высшей школе, в частности, Законом Украины "Про освіту" высшее образование должно быть ориентировано на интересы социально-экономического развития, потребности рынка труда.
Развитие эффективных форм экономического образования, совершенствования учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным международным стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их знаний и профессиональных навыков - эти и другие задачи, стоящие ныне перед вузом экономико-управленческого профиля будут решаться тем успешнее, чем целенаправленнее будет проводиться предварительная профессиональная подготовка, развитие, воспитание в системе довузовской работы, а также осуществляться качественный отбор в вуз на основе профессиограмм, тестирования, индивидуальных бесед, использования других методов.
4. Необходимость исследования условий и путей предварительной подготовки будущих студентов управленческих факультетов обусловлена тем, что уровень образования школьников по экономической, предпринимательской проблематике не отвечает нынешним требованиям, а намеченные меры по базовой экономической подготовке в школе внедряются в жизнь крайне медленно в силу определенных причин (отсутствие учителей, учебников, программ и т.д.) Наличие же небольшого числа экономических классов в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах проблему не решают. Еще хуже обстоит дело с базовым (начальным) образованием по менеджменту. В Украине, по нашим данным, существует не более 20 учебных и внешкольных заведений (школ, отделений, факультетов, центров), которые качественно вооружают будущих студентов управленческих вузов первичными знаниями в области менеджмента (Киевская академия детского предпринимательства “Деловые дети Украины”, Кировоградская школа юного менеджера при областном детско-юношеском центре, факультет довузовской подготовки ДонГАУ и др.). С учетом этих обстоятельств научный анализ имеющейся практики довузовской работы и поиск рациональных форм экономико-управленческого образования учащейся молодежи становится важнейшим требованием к исследованию возможностей создания эффективной системы подготовки будущих менеджеров.
5. Довузовская управленческая подготовка выступает актуальной научной проблемой в едином контакте с профориентационной работой, требования к которой в последние годы значительно возрастают. На необходимость расширения такой работы давно нацеливает принявшая конвенцию МОТЮ “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”, а аткже Кабинет министров Украины, одобривший “Конвенцию государственной системы профессиональной ориентации населения”. К сожалению, такая работа только начинается и затрагивает пока ученическую молодежь в наименьшей степени. Поэтому требуется изучение различных направлений и уровней профориентационной работы, и прежде всего в системе довузовской подготовки с конкретной ориентацией и отбором в вуз в строгом соответствии с паспортом профессии и моделью выпускника - будущего экономиста-менеджера.
Следовательно, необходимость теоретического и эмпирического анализа проблем формирования и развития системы довузовской подготовки будущих менеджеров вызвана как потребностями повышения роли человеческого фактора в проведении глубоких социально-экономических преобразований в стране, так и необходимость создания и всестороннего развития кадрового управленческого потенциала рыночной экономики.
Часть 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса подготовки будущих менеджеров
Эффективность обучения в значительной мере зависит от всей совокупности методов преподавания и воспитания, дидактики, которая составляет теорию работы преподавателя, своеобразную меодику (технологию) обучения.
Характерными особенностями дидактики в подготовке менеджеров являются:
содержание понятия “субъект” и “объект” преподавания и воспитания;
содержание понятия “довузовская подготовка менеджеров”;
определение уровней и содержательно-организационных форм системы довузовской подготовки.
Довузовская подготовка менеджеров в общем виде есть одна из новых форм подготовительной работы, которая обеспечивает достижение оптимального уровня общеобразовательных, экономических социально-психологических и управленческих знаний личности, развитие интересов, потребностей и наклонностей ее деятельности в сфере менеджмента.
В силу своей многоплановости, сложности, специфичности довузовская подготовка требует системного подхода, всестороннего социально-экономического обоснования, высокой организации в ее создании и развитии. Довузовская подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль при условии максимального использования преимуществ складывающихся новых экономических отношений, рынка труда, а также достаточно высокого интеллектуального, творческого потенциала молодежи, положительных в целом традиций системы образования, механизма взаимодействия средней и высшей школы.
Высокий образовательный и первичный профессиональный уровень, достигаемый в системе довузовской подготовки, сознательный выбор профессии менеджера, адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного предпринимательства и услуг.
1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию проблемы первичного обучения и профессиональной подготовки будущих менеджеров.
2. Дать анализ количественных и качественных показателей существующей довузовской практики работы с молодежью по формированию кадрового потенциала рыночных реформ.
3. Выявить и раскрыть основные направления и методику исследования системы довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.
4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы довузовской подготовки, содержательно-организационные формы ее функционирования.
5. Определить роль, место и эффективность довузовского обучения в непрерывной системе подготовки менеджеров.
6. Раскрыть основные направления и пути совершенствования управления системой довузовской подготовки.
7. Разработать практические рекомендации по профессиональной ориентации, отбору, адаптации и развитию управленческих задатков в процессе начального экономико-управленческого образования и воспитания.
Часть 2. Уровни и содержательно-организационные
формы системы довузовской подготовки
Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным представлениям о деятельности менеджера, на которые идет ориентация при отборе слушателей на факультете. Кроме того, он должен способствовать созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где наряду с совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный нами опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-первых, это четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку схема всегда позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная организация предметных направлений и осуществление связей между предметами.
Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994, с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов, определим их необходимость для теоретической подготовки будущих руководителей.
Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:
Волевой человек Пользователь
руководитель, организатор информацией
Менеджер
Душа коллектива Знаток Интеллектуал и
производства культурный человек
Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.
Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с основами экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и аудита, основы экономики фирмы международная система бухучета и аудита, основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.
Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как: персональный компьютер и документирование управленческой деятельности, стенография.
Третья группа предметов объединяет введения в специальности производственного и непроизводственного менеджмента, менеджмента внешнеэкономической деятельности предприятий, административного и природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.
Четвертое направление учебной деятельности факультета должен сформировать так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и права, введение в культурологию.
Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая физическая подготовка.
Часть 3. Развитие форм и методов профориентации
будущих менеджеров
Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг, организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, - все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника, ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение, мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.
Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей специальностью (будущий врач не идет готовиться к поступлению в экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь подробно на хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим, что концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе самых лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То есть важным является не столько соответствие школьника, пришедшего в довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста, сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.
Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание мотивационной среды и предупреждают об опасности получения учащимися неадекватного впечатления о вузе, если в процессе мотивирования умалчивается о недостатках качества преподавания или организации учебного процесса.
По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью получения начального экономического образования можно считать деятельность факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии управления (ДонГАУ).
Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи: выявление и развитие специальных качеств и склонностей для работы в управленческой сфере; организация учебно-воспитательного процесса для получения первичных знаний и практических навыков в сфере менеджмента и маркетинга; обеспечение целевой подготовки наиболее одаренных детей для поступления в академию на льготных условиях.
Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится собеседование. Однако если в производственной или коммерческой фирме собеседование используется как инструмент отбора персонала, помогающее в значительной мере оценить такие важные качества претендента как компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные параметры, потенциальную полезность для фирмы, то собеседование в системе довузовской подготовки имеет целью выявить основные психические характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению лидерских качеств или наоборот.
Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также с помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый” потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как мотивированность, направленность, а также динамические психические качества (внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося. Первое расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.
Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп качеств: профессионально-деловых, административно-организаторских, социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.
Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей, предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор по этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д. Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками профессиональной управленческой деятельности.
В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент, прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на профессиональную подготовку.
На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения слушателей к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы являются подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире “Экономическая эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-исследовательских работ, которые проводятся в рамках Малой академии наук школьников. Под руководством преподавателей слушатели готовят работы по экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко анализируют общетеоретические положения, но представляют опыт практической деятельности фирм и предприятий.
Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим дисциплинам вуза дополняются выставками творческих работ слушателей, выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение этих вопросов организации работы на факультете способствует развитию у будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой, стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.
Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны обеспечиваться в процессе воспитания юных менеджеров. Программы экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете, предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.
Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной практике.
1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально оценить его причины и следствия”.
2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо расслабиться”.
3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть место и для отдыха, и для работы”.
4. “Я понимаю радость неудачи”.
Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку навыков самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого эмоционального и морального сознания как негативный фактор. Однако овладение любой профессией сопровождается усвоением определенного набора аксиом; и чем оно успешнее, тем успешнее практическая деятельность. Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать управленческие ситуации с целью повышения прибылей организации, интересы которой он представляет. И эффективность его работы будет тем выше, а личное удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество стереотипов управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в процессе профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость коренного реформирования образования в соответствии с новыми экономическими отношениями актуализирует необходимость практических исследований в области подготовки специалистов для той или иной профессиональной сферы деятельности. Одним из таких исследований является анализ системы довузовской подготовки, как этапа в становлении личности школьника и адаптации к будущей профессии. В этой связи становится необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки будущих управленцев, с учетом того, что практика довузовской подготовки опережает теорию.
Важным является также вопрос определения методологии довузовского образования, в особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что в известной степени делает данное исследование оригинальным. В настоящей работе сделана попытка теоретического обоснования концепции довузовского образования, а также определения дальнейших его перспектив через развитие новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.
В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь те учебные заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые средства в создание подготовительных структур, которые помогут не только правильно определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и адаптировать будущих студентов к требованиям и программам подготовки специалистов. А также те, которые в отборе студентов будут использовать теорию управления персоналом, элементами которой являются кадровый менеджмент и маркетинг образования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.
2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк: ДонГАУ, 1998 - 40 с.
3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. / Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 126-127.
4. Донецька державна академія управління. Факультет довузівської підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. - Донецьк, 1994.
5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51
6. Концепція профорієнтації учнівської молоді.// Психолого-педагогічні новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.
7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в довузовских формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.
8. Можаровский В.А., Бурега В.В. Некоторые социально-педагогические аспекті довузовской подготовки будущих менеджеров. / Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 134-135.
9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.
10. Розанов В.В. Психология управления. - М.: “Бизнес-Школа “Интел-Синтез”, 1997. - С. 97-109
11. Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.
17