Реферат по предмету "Социология"


Сущность понятия "социокультурный эталон здоровья"

Содержание
Введение
1. Сущность понятия «социокультурный эталонздоровья»
2. Модели здоровья
3. Характеристики здорового человека и компоненты здоровья
Заключение
Список литературы
/>Введение
Здоровье — извечная проблемачеловека и неизбежная тема его мечтаний. В период древнейшей цивилизацииотношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений,которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишето здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древнейМесопотамии. Многие исследователи отмечают влияние на здоровье личностидоминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную)природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы.
Анализ феномена здоровьячеловека приводит к пониманию того, что основной причиной растущегонеблагополучия общества является ухудшение здоровья человека в результате цивилизационногопроцесса, с одной стороны, значительно расширяющего его возможности, а с другой- подрывающего фундаментальные основы его бытия. Выбор современным человекомнепродуктивных антисоциальных форм поведения (наркотизм, преступность,проституция) есть не что иное, как осознанное или неосознанное отклонение отонтогенеза развития жизни, от генетической программы развития человека.
В связи с этим, передпсихологами, педагогами, социологами, врачами, философами стоит вопрос — каксвязать воедино дух, разум и тело, чтобы получить в результате гармоничнуюличность. Учитывая многообразие человеческой природы, невозможно дать единую,совершенную для всех формулу пути к здоровью.
/>1. Сущность понятия«социокультурный эталон здоровья»
Современное культурологическоепонимание проблемы здоровья отмечает его сложную комплексную природу инастаивает на разработке системного отношения к его изучению. В структурноеядро современных представлений и терминологических определений проблемыздоровья входят следующие субконцептуальные образования: виды здоровья,устойчивые социокультурные эталоны здоровья, адаптивные практикиздоровьесбережения.
Виды здоровья (физическое,психическое, духовное, нравственное) выделяются в соответствии с принятымразличением видов социокультурной активности человека.
Социокультурными эталонамиздоровья называются действующие на уровнях общественного, группового ииндивидуального сознания функциональные схемы (матрицы) обобщенных социальныхпредставлений о здоровье и болезни, существующие независимо от национальнойспецифики восприятия, которые проявляются в виде наиболее распространенныхконцепций, дискурсивных моделей и объяснительных схем. Наиболеераспространенным эталонным единицам здоровья, сформировавшимся в системахфилософских, медицинских, биологических и психологических знаний от античностидо наших дней, признаются: «античный эталон»: здоровье как внутренняясогласованность и гармония; «адаптационный эталон»: здоровье какприспособленность к окружающей био-социальной среде; «антропоцентрическийэталон»: здоровье как всесторонняя самореализация или раскрытие духовногои творческого потенциала личности.
Этнические модификации этихэталонов заключены в границах культуры и отражаются в национальных образах,символах, языковых конструктах. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов предполагают,что, наряду с «универсальными», существуют «локальные» эталоныздоровья, специфика которых определяется культурным своеобразием национальныхсообществ. [5]
В качестве одного из активноразвивающихся компонентов культуры здоровья современного человека наукавыделяет физическую рекреацию. Как и другие социальные институтыздоровьесбережения, физическая рекреация функционирует целенаправленно. Вкомплекс ее задач сегодня включаются: совершенствование природной сущностичеловека, развитие его физических качеств и двигательных навыков, формированиегармоничного ансамбля духовных качеств.
Свои задачи физическая рекреациярешает с помощью средств и методов, которые в совокупности создают множествопреимуществ: они доступны людям любого возраста, не имеют жесткой регламентациини по времени, ни по продолжительности; не требуют специально организованногоместа занятий. На сегодня, это самый важный вариативный, нерегламентированныйвид двигательной деятельности, который, конечно, предполагает необходимостьсоблюдения гигиены и культуры занятий (самоконтроль, педагогический имедицинский, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физическогоразвития и адаптационных возможностей каждого занимающегося).
Человеческая жизнь немыслима безцелеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являютсяинтересы, потребности человека. При выборе и реализации цели человекориентируется на ценности, идеалы, нормы. Система социальных норм обеспечиваетупорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Для индивидаценно то, что служит его интересам, что способствует его духовному ифизическому развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, вопределенной ситуации некий индивид предпочитает инвалидность здоровью.
Все социальные нормыотносительны: они различны в разных обществах и этнических группах, разделенныхв пространстве и во времени. Нормы духовного развития — неотъемлемый элементкультуры, представляющий собой систему социально приобретенных итрансформируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей,традиций. В разных странах сложилось разное отношение к потреблению алкоголя,проституции, азартным играм и т.д. В то же время существует большой арсеналуниверсальных норм морали: уважение к старшим, нетерпимость к насилию,неприятие лжи, воровства. В отличие от норм телесного здоровья образцыдуховного становления не имеют конкретных числовых выражений. Их ядромвыступает идеальный тип — успешной социализации, самодетерминации, социальнойактивности.
Здоровье на сегодняшний деньопределяет специфику современного общества в его движении к исторически новомусостоянию. Это положение определяется не только влиянием кризисов: экологического,демографического, геополитического, этнического, нравственного, но и влияниемтехнико-технологических достижений, вызывающих психические напряжения истрессы, в результате которых увеличиваются специфические заболевания.
В современной России за годыэкономических и политических реформ значительно выросли показатели самоубийств,алкоголизма, преступность. Эти цифры воистину устрашают и вызывают тревогу. Высокаячастота самоубийств сама по себе свидетельствует о недостатке психическогоздоровья у населения, а значительное совпадение данных о самоубийствах иалкоголизме, показывает, что здесь мы имеем дело с признаками психическойнеуравновешенности.
В последние годы в нашей странеотмечается выраженный рост числа больных, перенесших алкогольные психозы. Показательраспространенности алкоголизма среди подростков и женщин неуклонно растет.
Бичом российского общества сталипсихосоматические заболевания, которые являются ярким примером конфликтаразума, души и тела. Противоречие двух начал: материального и духовногостановится причиной тяжелых болезней. Основатель валеологии И.И. Брэхман писал,что количество людей, находящихся в третьем состоянии, то есть еще не больных,но уже не здоровых, достигающее свыше 50% всего населения, это указывает нарост заболеваемости. Некоторые исследователи с точки зрения теориипредболезненных (донозологических) состояний определяют их как началопатологического процесса, а другие — уже как процесс болезни [1, C.158].
В середине XX в. произошлокардинальное изменение структуры заболеваемости населения цивилизованных стран:инфекционная заболеваемость отступила глубоко на второй план, а основноезначение по разрушению здоровья людей приобрела, так называемая, хроническаянеинфекционная заболеваемость (ХНИЗ), в первую очередь, — сердечно-сосудистые ионкологические заболевания. К 60-м годам XX в. окончательно оформились хорошоизвестные научные концепции `факторов риска` хронических неинфекционныхзаболеваний и концепция `болезней цивилизации`. Обнаружилось, что важнейшимифакторами риска являются хронический психо-эмоциональный стресс инерациональное питание, а также многочисленные другие болезнетворныеэкологические факторы./>2. Модели здоровья
В разное время в различныхкультурах существовали отличающиеся друг от друга модели здоровья. О. Васильева,Ф. Филатов выделяют три модели здоровья: античную, адаптационную иантропоцентрическую.
В античной модели здоровьепонимается как внутренняя согласованность, гармония, уравновешенность,соответствие всех составных элементов предназначению целого. Здесь идет речь овзаимосвязи духовной и телесной сущности человека. По античному представлению,необходимо заботиться не только о физическом совершенствовании или развитиидуши, нужно стремиться достичь их оптимального взаимоотношения. Тем самымантичная модель здоровья уделяет больше внимания внутреннему устройствучеловека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений сдругими людьми и окружающим миром.
Адаптационная модельрассматривает здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. Вотличие от античной модели, здоровье здесь понимается как «успешнаяадаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром»[5, с.76] В этой модели рассматриваются два аспекта адаптации — биологический исоциальный. Биологический аспект связан с приспособлением человека к окружающейприродной среде. Здоровье понимается как успешное противодействие внешнимвлияниям и сохранение постоянства внутренней среды организма. В социальномаспекте на первый план выступает всесторонняя социализация личности. Особенностьюэтого процесса является то, что на место гармоничного развития встаетсоответствие индивидуальных проявлений личности устоявшейся системесоциокультурных норм. Общество определяет нормы, в рамках которых допускаетсяпроявление индивидуальности человека.
В этой модели здоровьянормальность — соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамкахконкретной культуры [5, с.102] Но какова модель здоровья в нашей культуре? Этоможно видеть на примере подростков, которые считают нормой то, что принято всемье и обществе. Т.о., для них может быть нормальным переедать, выпивать«по праздникам» и весть малоподвижный образ жизни, поскольку так живутвсе вокруг. Т.е. подросток наследует не только приобретенный предыдущимипоколениями культурный опыт, но и т. н. «болезни цивилизации» (алкоголизм,наркомания).
В основе антропоцентрическогоэталона лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. [5, с.132]В отличие от адаптационной модели, в которой здоровье понимается как устойчивоесостояние приспособленности к биологическому и социальному окружению, в этомэталоне предполагается наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем.Здоровье понимается здесь как развитие, изменение, стремление к наиболееполному соответствию своему предназначению. Эта модель базируется наспецифически человеческих характеристиках: смысл и полнота жизни, идентичность,подлинность, самореализация, личностный рост. В этой модели за образец беретсяне средняя норма, а человек, достигший наиболее полной самореализации. Далеебудут показаны характеристики здорового человека, предложенные разными авторамив рамках этой модели./>3. Характеристикиздорового человека и компоненты здоровья
 
Характеристики здоровогочеловека по А. Маслоу:
Расширенное восприятиереальности
Высокий уровень принятия себя,других и природы
Высокий уровень спонтанности
Центрация на проблеме, а не насебе
Повышенное стремление кобособленности и потребность в личном пространстве и уединении
Повышенная автономия,сопротивление «Окультуриванию»
Свежесть оценок и богатствоэмоций
Высокая частота пиковых переживаний
Усиленная идентификация счеловеческим родом
Улучшенные межличностныеотношения
Более демократичная структурахарактера
Очень высокий уровенькреативности
Соответствующие изменения всистеме ценностей [9, с.33]
Критериипсихического здоровья по Б.С. Братусю:
Соответствие субъективныхобразов отраженным объектам действительности и характера реакций внешнимраздражителям, значению жизненных событий.
Адекватный возрасту уровеньзрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.
Адаптивность в микросоциальныхотношениях.
Способность самоуправленияповедением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности вих достижениях. [11, с.145]
Основныекачества человека, достигшего здорового самовыражения по Р. Мэю:
Спонтанность — самое очевидноекачество личности, научившейся самовыражаться. Спонтанность ценится какдобродетель, так как показывает, что человек интегрировал глубинные слои своейличности. Он пришел к согласию со своей инстинктивной жизнью. Спонтанныйчеловек вовлекает в действие большую часть своей личности в целом. Это само посебе доказывает, что он достиг высокой степени личного здоровья.
Искренность. Быть искренним — значит говорить и жить из глубины своей личности; люди называют такое поведениепроявлением «истинного лица», что опять таки означает выражениебольшей части целостной личности. Спонтанность и искренность, в конце концов,всего лишь формы элементарной честности. Тот, кто научился быть честным, тотовладел секретами личностного здоровья. Говорить, поступать, жить из глубиныцелостной личности — вот идеал.
Самобытность. Каждая личностьуникальна и отличается от всех других личностей, которые когда-либо жили. Когдачеловек достигает своей уникальной индивидуальности, он становится автономной,подлинной личностью, руководимой изнутри. Это и делает такого человекасамобытным. Его реакциям свойственна определенная новизна, он передвигается пожизни легко, направляемый свежим дуновением творчества. Тот, кто достигсамобытности, лучше подготовлен к встрече с непредсказуемыми ситуациями жизни. Онстановится частью бесконечного творчества жизненного процесса, и это выражаетсяв его собственной уникальной креативности. Он черпает вдохновение из глубинсвоей души, и именно это придает силу и убедительность его личности. [10]
Из всего вышеупомянутого можносделать вывод, что антропоцентрический эталон базируется на представлении одинамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшиеценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования всвете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение,развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение. [5, с.192]
Выделяют следующие компоненты здоровья:физическое, психическое, социальное здоровье.
Физическое здоровье (ФЗ) обусловленосвойствами организма как сложной биологической системы [11, с.68] Особенностиорганизма человека как биологической системы: саморегуляция, гомеостаз,способность к самовосстановлению, самообновление. ФЗ — состояние организмачеловека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторамсреды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональнойподготовленностью организма к выполнению физических нагрузок [11, с.70] Распространенвзгляд на физическое здоровье как на соответствие параметров организма некимнормальным показателям: нормальная температура, нормальное кровяное давление,нормальная электрокардиограмма и т.д.Н. Амосов доказывает, что такой взгляднедостаточен. Часто бывает, что внешне здоровый человек (с нормальнымипоказателями), попадая в экстремальную ситуацию, теряет свое здоровье.
Это связано с наличием илиотсутствием «резервных мощностей» организма. Они определяются способностьюосновных функциональных систем организма выдерживать повышенную нагрузку. Отколичества резервных мощностей зависит сопротивляемость организма болезням истарости. Количество резервных мощностей увеличивается только за счеттренировки. Незадействованная функция ослабевает, поэтому, чтобы сохранять своефизическое здоровье долгое время, необходимы регулярная физическая нагрузка. [1,с.36]
Психическое (душевное) здоровье — это динамическая характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливаетспособность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели иреализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиямисоциокультурной и природной среды. [11, с.218]. Путь к психическому здоровью — путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов,сомнений, неуверенности в себе. [11, с.162]. Интегрированность личности, т.е. еецелостность, проходит путь от самого нижнего уровня: адаптированности, ксреднему уровню — психологической устойчивости, до высшего уровня — гармонииличности.
Психологическая устойчивость — это сложное качество личности, в котором объединены уравновешенность (равновесие),стойкость (постоянство), сопротивляемость. [11, с.106] Оно позволяет личностипротивостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств,сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Гармонияличности — правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространствомличности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой). [11, с.91] То естьгармония включает в себя показатели всех трех аспектов: биологического,психического и социального.
Социальное здоровье — характеристика такого здорового общества, где минимален уровень «социальныхболезней» В это понятие входят такие факторы как: социальная значимостьраспространенных в обществе заболеваний и причиняемый ими экономический ущерб,влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер ихпротекания и исход, оценку биологического состояния определенной части или всейпопуляции на основе интегрированных статистических показателей. [11, с.143]. Благополучиепопуляции обусловлено эффективным функционированием всех сторон общества. Обществоосуществляет социальный контроль за всеми видами девиантного (отклоняющегося отсоциальных норм) поведения. Т.о., здоровое общество — это эффективное обществосогласно конечным критериям оценки его жизнедеятельности. Т.е. эффективностьобщества оценивается по тому, насколько сохранена и активна его популяция.
/>Заключение
Известно, что технократическаяцивилизация предлагает мировоззренческие установки, в которых разорванаорганическая связь человека и природы. Поэтому возникает культурно-социальнаянеобходимость выработать новое мировоззрение, в котором эта связь была бывосстановлена и одновременно соответствовала реальностям сегодняшнего дня. Достижениеэтой цели невозможно без глубинного осознания смысла, которое несет в себепонятие здоровья.
Ценности, связанные создоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современногочеловека. Культурно-исторический анализ наиболее `влиятельных` воззрений,эталонов, моделей (`античный`, `адаптационный`, `антропоцентрический`),выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватногоприменения, призван способствовать повышению экологичности различных социальныхпрактик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Говоря о социокультурныхэталонах здоровья, мы исходим из представления о «парадигмальномосновании», которое обнаруживается в любой системе знания и выступает вкачестве своего рода системы координат в соответствующей этому знаниюсоциальной практике.
Иными словами, здоровье — этосложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющеенепреходящую ценность для человека.
/>Список литературы
1.   Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретенияздоровья. — М., 2001.
2.   Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 2000.
3.   Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб., 2003.
4.   Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологическийвестник. — Вып.3. — Ростов-н/ Д., 1998.
5.   Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. — М., 2001.
6.   Геринг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. — СПб., 2004.
7.   Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапииподростков. — СПб., 2004.
8.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999.
9.   Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М., 2002.
10.Мэй Р. Искусство консультирования. — М., 2005.
11.Психология здоровья / Под ред.Г.С. Никифорова. — СПб., 2003.
12.Соломин И.Л. Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовыхметафор. — М., 2005.
13.Фромм Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина. — М., 1998.
14.Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986.
15.Фромм Э. Человек для себя. — М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем
Реферат Физико-химические изменения, происходящие при приготовлении блюда Борщ украинский с пампушками
Реферат The Art Of Losing Essay Research Paper
Реферат Satire On Sir Walter Scott And Chaucer
Реферат Методика проведения урока по теме "Значение и состав пищи"
Реферат Львиноголовая цихлида
Реферат Мудрость. Философия. Духовность.
Реферат Этапы становления личности профессионала
Реферат Сор и золото в фольклоре
Реферат Курицын, Иван Васильевич
Реферат Домашняя работа по английскому языку за 9 класс
Реферат Curriculum vitae валдис Затлерс Дата рождения
Реферат Герхарт Гауптман. Ткачи
Реферат Реклама в интернете 3
Реферат Особенности психического развития в младшем школьном возрасте