Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Реферат
Тема:
Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплини в кружковой работе
Выполнила:
Мережкова Р.О
2010 г.

Содержание
1.  Организация технического творчестваучащихся
2.  Составление технического задания
3.  Планирование и организация поразвитию технического творчества
Заключение

1.  Организация технического творчестваучащихся
Особое место в работе педагогических коллективовпрофтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организациизанятий по техническому творчеству во внеучебное время.
Это организация технических кружков, кружки по углубленномуизучению профессии и предметов общетехнического цикла.
В кружках учащиеся конструируют, изготовляют модели и макетыновой техники, приспособления, повышающие производительность труда иобеспечивающие высокое качество изделий, учебно-наглядных пособия,модернизируют оборудование учебных мастерских. Благодаря этому расширяется ихкругозор, формируется практические навыки и умения, устойчивый интерес кприобретаемой профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению трудностей,формируется стремление к постоянному повышению уровня технических знаний, ктворческому поиску.
Вместе с тем создание творческих объектов не самоцель.Главное – обеспечить развитие технических творческих способностей учащихся.Поэтому для подготовки квалифицированных рабочих, способных к творческомутруду, необходимо не только увеличение числа технических кружков и количестваучастников, но и систематически совершенствование методики их работы.
Определенный педагогический эффект может быть достигнут при использованииследующего методического приема: прежде чем приступить к изготовлению объекта,необходимо привлечь учащихся к творческому процессу его конструирования.Каждому учащемуся следует предложить сконструировать определенную деталь,эскиза составить технологическую карту ее обработки. Все это учащийся можетвыполнить самостоятельно. В процессе работы все учащиеся могутконсультироваться с преподавателями, чтобы проверить правильность выбраннойпоследовательности обработки деталей и составления технологической карты.
Приступая к изготовлению объекта, следует организоватьколлективное обсуждение предложенных вариантов, проверить чертежи,технологические карты, произвести экономическую оценку эффективностипредложенного конструктивного решения задания. Подвести учащихся к выборуоптимального варианта.
В совместном процессе технического творчества педагогстимулирует разбитие технической активности учащихся, на конкретных примерахпомогает своим воспитанникам воплотить в действующих объектах их первые зрелыемысли. Все это способствует развитию технического творчества на уровнесовременных требований педагогики и психологии.
2. Составление технического задания
Руководитель предлагает учащимся определить количество,назначение и основные размеры деталей, на основании технического рисунка иданных. Затем сообщает учащимся требования, предъявляемые к конструкции.
Устройство нужно правильно расположить. Быстро и надежнозакрепить заготовку или инструмент перед обработкой, а обработку выполнить безпредварительной разметки. Применение приспособлений повышает производительностьи безопасность труда, обеспечивает необходимую точность обработки деталей.
К приспособлениям предъявляются технико-экономические иэстетические требования, главные из которых — надежное выполнение функций идостаточной запас прочности, что обеспечивает рациональной конструкцией,оптимальным расположением узловых соединений и правильным размером деталей.
При конструировании приспособлений необходимо добиватьсяснижения себестоимости изделий, что достигается применением доступных инедорогих материалов, простатой технологического процесса и уменьшением затраттруда на изготовление. Эстетические требования определяются созданием удобныхдля работы, красивых по форме и отделке элементов изделия. Так как всетребования, предъявляемые к приспособлениям, техническим заданиям привестиневозможно, руководителю следует сообщить их учащимся в форме рассказа илибеседы.
После того, как учащиеся уяснили целевое назначениеприспособления и условия его эксплуатации, определили основные размеры деталейи конструкции в целом, выбрали материал и способы соединения деталей, импредлагается разработать собственный вариант конструктивного решения.
Разработка собственной идеи осуществляется в процессеознакомления с аналогичными конструктивными решениями по образцам, схемам итехническим рисункам. Эта работа предполагает формирование у учащихсяпредставления об изделии, показ широких возможностей для проявления творчества,создание условий для формирования умения переносить принцип действия однойконструкции на другую, восполнять недостающие звено в заданной конструкции,проектировать ее схематически, конструировать по собственному замыслу.
Задачи на перенесение принципа действия с одной конструкциина другую требуют от учащихся умения использовать готовые элементы техники,изменять размеры деталей, а иногда и их конструкцию применительно к новымусловиям работы. Следовательно, постановка таких задач целесообразна в процессеконструирования и изготовления любого объекта. Практика работы подтверждает,что задачи на выполнения недостающего звена в конструкции вполне доступныучащимися. Они не взывают трудностей, так как имеющиеся звенья конструкции, содной стороны, подсказывают решение, а с другой — дают простор для поискасобственного варианта.
При проектировании схематически заданной конструкцииучащимися необходимо дополнительные данные по типовым деталям машин. Механизмовпередач, кинематическим парам и т.д. При конструктирование по собственномузамыслу руководитель должен помочь учащимся разработать общиерационализаторские решения с последующем воплощением их в объектах.
Разработка конструктивного варианта приспособления (а такжеинструмента, технологического процесса и т.п.) может осуществляться в двухнаправлениях. Руководитель предлагает учащимся:
1. Рассмотретьнесколько конструктивных решений аналогичных приспособлений и коллективноопределить вариант конструкции, наиболее полно соответствующей функциональномуназначению приспособления;
2.  вспомнитьразличные конструктивные решения приспособлений, с которыми они встречались напрактике, и изобразить собственный вариант в графической форме.
3. Практикапоказала, что второй вариант дает наилучшие результаты, так, как, конструктируязнакомые изделия, учащиеся хорошо знают их назначение и условия работы.Представленные учащимися решения руководитель группируют по вариантам, ипредлагает им коллективно обсудить их достоинства и недостатки.
4. В ходе обсужденияследует заострить внимание на соответствии конструкции функциональномуназначению и условиям эксплуатации, необходимости учитывать форму и материалдеталей, способы их соединения, красоту внешнего вида изделий. Анализдостоинств и недостатков каждой конструкции вырабатывает у учащихся критическийподход к конструированию, формирует умения и навыки. В ходе обсуждениянедостающие данные. Затем учащиеся приступают к составлению техническогозадания.
После ознакомления с несколькими конструктивными решениями,обсуждения их достоинств и недостатков, составления принципиальной схемыконструкции, вычеркивания эскизов и рабочих чертежей деталей руководительпредлагает начать подготовку к изготовлению приспособления. Для этого учащиесядолжны составить последовательное описание операций на изготовление порученныхему деталей. После согласования последовательности обработки с руководителемучащемуся предлагается заполнить технологическую карту.
В техническом творчестве учащиеся эта изготовления имеетвесьма существенное значение, так как объективное заключение о действительнойрациональности конструируемого приспособления можно сделать лишь тогда, когдаоно будет изготовлено, собрано и испытано. При этом изготовление конструкции,разработанной самим учащимся, формирует у него ясное представление о связиконструирования с требованиями технологии. Наряду с этим в процессеизготовления самостоятельно сконструированного объекта учащиеся сталкиваются снеобходимостью оперативно разрешить затруднения, возникающие из-за отсутствияпредусмотренных чертежами материалов и заготовок, запланированных дляизготовления инструментов и оборудования. Кроме того, в процессе изготовленияконструкции у учащихся формируются профессиональные навыки и умения.
Определенный вклад в развития творчества и рационализаторскойдеятельности учащихся вносит также и теоретическое обучение, в частностизанятия по спецтехнологиям. На уроках спецтехнологии, и в процессепроизводственного обучения преподаватели и мастера далеко не всегда используютпроблемный метод обучения. Вместе с тем решение проблемы предполагает выход иззатруднения, в результате чего усваиваются новые технические знаний, умения инавыки, формируются волевые качества личности — целеустремленность,настойчивость, самостоятельность и др.
Применение проблемного метода в обучении во многом зависит отпедагогического мастерства преподавателя, от его квалификации. Однако как бы нибыло мастерство педагога, основ значительной мере зависит от оснащенностикабинета спецтехнологии необходимым оборудованием и техническими средствамиобучения. В недостаточно оснащенном кабинете невозможно дать учащимся знанияоснов современной техники и технологии, которые необходимо не только длясознательного и прочного овладения профессий, но и для последующего повышенияпроизводственной квалификации. Кабинет спецтехнологии — это не только учебноепомещение, в котором проводиться теоретические занятия; это своего родалаборатория, в которой учащиеся впервые открывают тайны науки и техники,приобщаются к процессу создания, творчеству. Здесь в полной мере раскрываютсяспособности учащихся, формируется интерес к профессии.
Рабочее место преподавателя должно оборудовано так, чтобыобеспечить четкую, продуктивную работу с учащимися. Подробно останавливаясь наописании кабинета по спецтехнологии, покажем, в каких условиях и в определенноймере в создании таких условий максимально реализуются возможности использованияспецтехнологии для развития технического творчества, формирование творческихкачеств личности будущих рабочих.
К таким возможностям можно отнести:
— привлечение учащихся к разработке и изготовлению учебно — наглядных пособий и их последующее использование в учебном процессе (плакаты,чертежи, схемы, технологические карты, образцы работ, инструменты,приспособления, схемы механизмов, станков)
— выполнение зданий, предполагающих самостоятельную работуучащихся с учебной и специально подобранной технической литературой;
— организация лабораторный работ с проблемными заданиями;
— анализ передовых методов труда новаторов производства;
— решение задач, связанных с организацией труда,рационализаторской технологических процессов и конструирование в этих целяхразличных приспособлений;
— организация внеклассных технических занятий (проведениеконференций, олимпиад, выпуск газет).
Использование технического оснащения кабинета сецтехнологиирасширяет диапазон и обогащает возможности применения проблемного методаобучения, установления органических связей знаний по спецтехнологии спрофессией.
Добиваясь того, чтобы они в полной мере осозналинеобходимость теоретических занятий в своей будущей работе, приучились кмыслительным операциям по сравнению и нахождению ошибок, что в значительнойстепени способствует развитию технического мышления подготавливаемых рабочих.
3. Планирование и организация работыпо развитию технического творчества
Работа по развитию техническоготворчества осуществляется на основе единого перспективного плана, составляемогос учетом планов работы предметных кружков и кружков технического творчества,которые разрабатываются преподавателем, мастерами производственного обучения.
Организацией и руководствомтехническим творчеством учащихся, пропагандой знаний занимается училищный советпо техническому творчеству, в состав которого входит: заместитель директора поучебно-производственной работе мастера производственного обучения,преподаватели спецтехнологии. Председатель методической комиссии, а такжеучащиеся, активно участвующие в техническом творчестве училища.
В это план включаются вопросы,связанные с развитием технического творчества, рационализацией. Изобретательством,а также с необходимостью совершенствования всего учебно-воспитательногопроцесса, внедрения элементов научной организации труда в деятельностипедагогов. Поэтому одно из важных звеньев в работе – разработка конкретныхмероприятий, реализация которых должна стать неотъемлемой частью всегоучебно-воспитательного процесса. Эти мероприятия ежегодно следует расширять иуглублять с учетом современного уровня развития техники. При определениимероприятий и составления плана учитывается конкретные условия каждого училища.Профиль изучаемых профессий, уровень инженерно-педагогических работников.Вместе с тем, следует учитывать целый ряд универсальных вопросов, которыецелесообразно отражать в плане училища.
План состоит из двух разделов.Мероприятия первого раздела связаны с научно- технической информацией, а такжес совместной деятельностью учащихся с инженерно-педагогическими работниками потехническому творчеству, мероприятия второго отражают специфическуюнаправленность на развитие рационализаторства и изобретательства.

 
Заключение
 
Как свидетельствует опыт педагогической практики, в нашемучилище накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развитиятехнического творчества и творческого мышления и творческого отношения крешению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методическиерекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время этаработа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основанииизучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству можнопредложить еще несколько требований и рекомендаций для руководителей кружков имастеров производственного обучения, направленных на повышение эффективности организациитехнического творчества и рационализаторской деятельности учащихся.
1. Учебно-воспитательныйпроцесс должен воедино слить высокопроизводительный труд учащихся, овладениерабочей профессией, развитие элементов технического творчества и формированиедобросовестного отношения к труду. Материал по производственному обучению испециальной технологии, ориентирующей мастера и преподавателя на развитиетехнического творчества в учебном процессе, должен стать составной частьюпрофессиональной подготовки учащихся.
2. Занятия потехническому творчеству следует начинать с изготовления несложных объектов,важно, чтобы учащиеся справились с работой, почувствовали уверенность в себе,испытали первый успех, потребность в творческой деятельности.
3. Конструкторскаядеятельность учащихся, даже на первоначальном этапе, должна включать элементысамостоятельного творческого поиска. Для этого следует ставить учащихся впроблемные ситуации, требующие самостоятельности, напряжения мыслительнойдеятельности.
4. Передизготовлением объекта с учащимися следует осудить возможные рациональные измененияотдельных элементов конструкций.
Список использованной литературы:
1.  Скородумов Н.М Личный пример мастера2005 г.
2.  Мосолов В.А, Карагоз Ю.А Планированиевоспитательной работы в учебной группе. 2004 г.
3.  Ступарик Б.М Организация техническоготворчества в группе. 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ишемия мезентериальных сосудов
Реферат История зарубежной педагогики, Джуринский А.Н.
Реферат Образ автора в романе Герой нашего времени
Реферат Август Леш и его книга: "Теория о размещении производственных сил"
Реферат "Иди, куда влечет тебя свободный ум..."
Реферат Индивидуальное обучение детей младшего школьного возраста
Реферат Классификация физико-химических методов обработки и очистки Плазменные методы удаления материала
Реферат Применение технологий развивающего обучения на уроках информатики
Реферат Балякин, Андрей Борисович
Реферат Asthma Essay Research Paper ASTHMA
Реферат Вознаграждения работникам по МСФО
Реферат Заслон дикому туризму на Ольхоне
Реферат Версии гибели АПЛ "Курск"
Реферат Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир
Реферат Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин"