ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Казанскийгосударственный технический университет имени А. Н. Туполева»
ИНСТИТУТБИЗНЕСА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Специальность 030501
Курс I
Курсоваяработа
На тему«Понятие политической системы общества»
студентки группы 9182
Кузьминой ЛидииВячеславовны
Руководитель:
Никифоров М.М.
Казань-2011
Оглавление
Введение
1. Понятиеполитической системы общества, ее структура
1.1 Понятие итеория политической системы общества
1.2 Структура и функцииполитических систем общества
1.3 Типологияполитических систем общества
2. Государство —основное звено политической системы общества
2.1 Место ироль государства в политической системе общества
2.2 Государство и другие элементыполитической системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время видитсяактуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государствадля того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знатьспособы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов исоциальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политическихрежимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Данная тема видитсяинтересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучениемвзаимодействия государства и политической системы занимаются представителимногих наук — философии, социологии, политологии, правоведения, экономическихнаук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы игосударства, как составной ее части.
Целью настоящей курсовой работыявляется рассмотрение вопроса о понятии политической системы общества и ееструктуре, месте государства в политической системе общества и его роли в ней.
Для достижения поставленной цели вработе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий“политическая система” и “государство”, определить их содержание, а затемвыявить соотношение и роль политической системы и государства в общества.
Задачами, которые определяются цельюработы, являются:
- раскрытие понятия и теорииполитической системы общества;
- рассмотрение структуры и функцийполитических систем общества;
- рассмотрение типологии политическихсистем общества;
- определение места и роли государствав политической системе общества;
- рассмотрение взаимоотношенийгосударства и других элементов политической системы.
Предметом исследования являютсяполитическая система общества и ее соотношение с государством.
Объектом исследованиякурсовой работы являются теоретические положения правоведов-теоретиков,касающиеся теории политической системы общества и роли и места государстваполитической системе общества, интернет-ресурсы.
Принаписании работы были использованы Конституция РФ; современные труды по теориигосударства и права таких авторов, как Мелехин А.В., ЛазаревВ.В., Н.И.Матузов., А.В. Малько, Курьянов М.А., Наумова М.Д., Венгеров А.Б., и др., атакже Конституция Российской Федерации, интернет-ресурсы.
1.Понятие политической системы общества, ее структура
1.1Понятие и теория политической системы общества
Человеческоеобщество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят подвлиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми,появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности,удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как обществоприспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать напотребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечиваетсяполитической системой.
Политическаясистема общества этопредставленные в едином целостном (системном) комплексе государство инегосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны иосуществлении государственной власти[1].Основными элементами политическойсистемы являются:
а) самогосударство;
б) негосударственныеструктуры;
в) органыместного самоуправления.
Политическаясистема общества развивается и трансформируется в более сложную системную связьсовместно с развитием государства. Этот процесс носит постоянный характер.Необходимо отметить, что власть (считай: государство) занимает столько места,сколько ей позволяет это сделать общество.[2]
Политическаясистема как совокупность власти и политических отношений начинает формироватьсяв обществе с появлением частной собственности, классов, с образованиемгосударства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но ужедревнегреческий мыслитель Аристотель /382—332 гг. до н.э./ понимал политику каксложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образправления /власть/ и тип правления.
Другойфилософ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство ДревнегоРима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.
Активноеиспользование термина «политическая система» правления в естественных наукахмногие исследователи связывают с именем Т. Парсонса /1902—1979 гг./[3]
Терминполитическая система был введен в 50 — 60-х годах ХХ века. До этого дляописания властных отношений применялись понятия «тип правления»,«система правления». Однако, процессы развития общества привели ктому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство,создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополиейгосударства и приняла сложный вид.
В.В.Лазарев определяет, политическую систему как устойчивую форму человеческихотношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизньавторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.[4]
/>
Рис.1. Политическая организация общества по В.В. Лазареву
В науке имеется множестворазличных понятий политической системы, что объясняется тем, что отдельныеисследователи избирают разные критерии для характеристики политической системыили преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее можно выделитьследующие основные признаки политической системы:
· во-первых, теснаясвязь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ееосуществление;
· во-вторых, выражениеполитических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
· в-третьих,наличие организационных форм выражения политических интересов;
· в-четвертых,урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми,политическими нормами и политическими традициями. [5]
С учетом названныхпризнаков политическую систему определяют как совокупность государственных инегосударственных политических институтов, выражающих политические интересыразличных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политическихрешений государством.[6]
Внауке также известны несколько основных теорий политической системы.
ТеорияТ. Парсонса заключаетсяв том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая,политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняетопределенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри илиизвне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.
— экономическая подсистема отвечаетза реализацию потребностей людей в потребительских товарах.
-политическойподсистемы определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на ихдостижение.
-социальнаяподсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передача новымчленам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторамимотивации их поведения.
-духовнаяподсистема осуществляетинтеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ееэлементами.
ТеорияД. Истона считается наиболеедетально разработанной и рассматривает политическую систему как механизмформирования и функционирования власти в обществе по поводу распределенияресурсов и ценностей. Системный подход позволил Д.Истону более четко определитьместо политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответныереакции на поступавшие импульсы.[7]В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы,использовав, понятия «вход» и «выход».[8]На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку.Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределенияценностей в обществе. Д. Истон выделил три основных вида требований:распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка имрассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политическойсистеме. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политическойсистемы. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды,преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия.
Политическиерешения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действияосуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблемобщественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активноевлияние на другие подсистемы общества. Д. Истон видел ее смысл в учетевзаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни – ввыявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политическойсистемы – в растворении социальных различий, преодолении политическихконфликтов и противоречий[9].
/>
Рис.2. Теория политической системы по Д.Истону
ТеорияГ. Алмонда характеризует политическую систему, с однойстороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержаниистабильности; с другой стороны – как совокупность взаимозависимых элементов,при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненноважные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политическихсистем Г. Алмонд и Д.Пауэлл перешли от изучения формальных институтов к рассмотрениюконкретных проявлений политического поведения. Из чего они определилиполитическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой,осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурамиобщества по политическим вопросам, т.е. совокупностьполитических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.
ТеорияК. Дойча (кибернетическаятеория). К. Дойч рассматривал политическую систему как кибернетическую, вкоторой политика понималась как процесс управления и координации усилий людейпо достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекцияосуществляется политической системой на основе информации о положении обществаи его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; орезультатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависитот качества постоянного потока информации, поступающей из внешней cpeды, иинформации о ее собственном движении[10].
Ещеодна теория политической системы – марксистская, согласно которой политическаясистема, подобно праву, государству и другим политическим явлениям иинститутам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывносвязано с существованием и функционированием классового общества. Онаформируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы ивозникновения классовых противоречий. С развитием классового общества ипереходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистскимвоззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическаясистема неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, ав социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа(практика показывает что это не совсем так — прим.автора). Политическаясистема, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороныявлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние.Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политическойсистемой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующейопределенную систему производственных отношений.
Основываясьна данных теориях, можно утверждать, что политическая система – этосовокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на нихполитических институтов, учреждений и действий, организующих политическуювласть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этогомногомерного образования является обеспечение целостности, единства действийлюдей в политике.[11]Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты,учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию ифункционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы- это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности иинтересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группывходят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образованийлюдей — все это отражается на политических институтах.[12]Благодаря действию политических институтов и структур, политическая системаоказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмовполитической системы основано на способности властным путем распределятьценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормыповедения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себятакже и взаимодействие властвующего и подвластного.
Такимобразом, политическая система является характеристикой взаимоотношений междугосударством и обществом. Политическая системаконкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем,формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства(монархия, республика), характером политического режима (демократического,тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений(стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.),политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических икультурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическимибюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традициейуклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, скровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитымигражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая обществом,не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем(деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточножизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которыенарушают функционирование других систем общества. Политическая системасуществует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальноеизмерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферойдействия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политическойорганизации общества. В каждом конкретном обществе его политическая система исоответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание несуществуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая каксовокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующаяна основе определенных политических идей, политическая система того или иногообщества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом,оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Извсего указанного выше следует что, политическая система — это универсальнаяуправляющая система общества, компоненты которой связаны политическимиотношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения междусоциальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенныйсоциальный порядок на основе использования государственной власти.
1.2Структура и функции политических систем общества
политический система общество государство
Политическаясистема чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации,объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, кполитической деятельности. Структурирование политическойсистемы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы- либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода[13].
Системномуподходу положил начало Д.Истон, четко определивший границы политической системыи применивший понятие «входа» и «выхода» в политическую систему. На «входе» онопределяет два элемента – требования и поддержку, на «выходе» — решение идействия.
Структурно-функциональныйподход дает видимо, больший простор для структуры политической системыобщества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почтиодни и охватывают одни и те же элементы, за небольшой и несущественной длянастоящей курсовой работы, разницей. Составные элементы называютсядиалектическими сторонами, а политическая система представляется какдиалектическое единство этих сторон.[14]Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем[15]или элементов.[16]
Ниженами сделана скромная попытка представить структуру политической системы обществав обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая,что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь можетпредставлять собой совокупность сложных взаимоотношений собственных элементовили компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составныеэлементы политической системы – подсистемами.
Итак,политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:
1)институциональной – государство, политические партии, социально-экономические идругие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупностиполитическую организацию общества и связанные с функционированием политическойвласти. Центральноеместо в ней принадлежит государству.[17]
2)регулятивной или нормативной – право, политические нормы и традиции, некоторыенормы морали и т.д., определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;
3)функциональной – методы и способыполитической деятельности, составляющие основу политического режима,т.е. совокупность методов и способов осуществления власти.
4)идеологической – политическое сознание, прежде всего господствующая в данномобществе идеология, т.е. совокупность различных по своему содержаниюполитических взглядов, идей, представлений, чувств участников политическойжизни общества.
Некоторыеавторы выделяют также культурную и коммуникативнуюподсистемы. Культурная подсистема включает комплекс типичных дляконкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделейполитического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильностьполитической системы общества и воспроизводство политической жизни на основепреемственности и является интегрирующим фактором политическойсистемы. Коммуникативная подсистема включаетвсе каналы политического взаимодействии и является совокупностьюотношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальнымигруппами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлениии развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизньопределенной политики.[18]
А.И.Демидовотмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторымихарактерными чертами:
· общаяцель для всех участников организации;
· иерархичностьструктуры отношений внутри организации;
· дифференцированностьнорм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную ичасто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции междуруководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации– появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и дажепротивоположных интересам последователей[19]
Вструктуру политической системы включают и политические движения, в которых, какправило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированногочленства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.
Вструктуру политической системы включает и такие организации, которые кполитическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в ихдеятельности — выражение не политических, а экономических или иных интересов. Ктаким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации.Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам,связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможностидля воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработкегосударственных программ занятости, имеют право на участие в урегулированиивопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществленииприватизации государственного и муниципального имущества и т.д.
/>Имеются некоторые спорные моменты в вопросеотнесения некоторых общественных образования в структуру политической системы.
Так,спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы.Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковьимеет право участия в политической жизни государства. В светском жегосударстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации неотносятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни онаможет играть активную роль — заниматься благотворительностью, воспитанием ит.п., но церковь не может преследовать политических целей.
/>Иногда к элементам политической системы относят средствамассовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированиюполитики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, вдеятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха навыборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе стем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи врядли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системыобщества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средствосуществления деятельности основных структурных элементов политической системы[20].
Ив порядке информации, необходимо отметить также деление политической системы наподсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных- высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного(мезоуровень), и неинституционального — нижнего, массового (микроуровень). Всвою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (натех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детальногоизучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной курсовой работы.
Политическаясистема как устойчивая форма человеческих отношений[21],имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать,и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступитьк освещению функций, считаем необходимым уяснить что означает термин «функция».
Функция– это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивомсостоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения еёвнутреннего состояния и внешней среды. В современной политической наукесуществуют, следующие основные классификации функций политической системы[22].
Какизвестно, функции политической системы, как и структура политической системыопределяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно — функционального подхода[23].
Применивсистемный подход к определению функций политической системы, Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы,основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающихвзаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая системадолжна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечиватькоординацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительнойспособностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ.В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней средынеобходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивнойспособностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извневоздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группыфункций:
● преобразования,
● адаптациии сохранения системы.
Перваягруппа, преобразования включает шесть функций, различаемых в зависимости от«входа» и «выхода». На «входе» выделяют двефункции:
1)артикуляция (выражение) интересов;
2)агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов.
На«выходе» четыре функции:
3)разработка норм,
4)применение норм,
5)контроль за применением норм,
6)политическая коммуникация.
Втораягруппа адаптации и сохранения системы, включает две основные функции –политическое рекрутирование и политическую социализацию.
Политическоерекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров дляполитической системы.
Функцияполитической социализации означает воздействие политической системы на процессусвоения индивидом норм политической культуры.
Близкуюпо смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На «входе» онрассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация,артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На“выходе” три — принятие правил, применение правил, судопроизводство.
Современныеавторы выделяют следующие функции политической системы:
Политическоеруководство обществом (управление общественными делами).Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целейи перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельностьиногда называют функцией целеполагания.
Консолидацияобщественно-политического строя, обеспечение существования общества как единогоцелого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованиемразнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различныеполитические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелымипоследствиями для общества, т.е. согласование разнообразныхинтересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешнейбезопасности и стабильности политического строя;
Регулятивнаяфункция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политическогоповедения и политических отношений в государственно-организованном обществе.Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражениенаиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды ивоззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные егочасти. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особойподсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработкестереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественноприемлемого и разумного поведения.
Мобилизационнаяфункция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.
Дистрибутивнаяфункция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовныхценностей между его членами.
Легитимация.Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степенисоответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическимнормам.[24]
Вгосударствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадииформирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская идр.постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другиефункции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политическихкризисов[25].
Влитературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу определенияфункций политической системы общества. И каждая из них представляет известнуюценность и интерес в изучении темы данной курсовой работы. Однако, в силуизвестных ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.
Взавершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным короткоостановиться на неотъемлемой части функций — функциональном кризисе системы.Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состоянийи кризисов разного рода — от частных кризисов отдельных подсистем и структур(правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисовсистемы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаютсяв совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного),национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострениемсоциальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой загражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризисперегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить неможет. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной илиполной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил,лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан сантагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формысуществующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Болееглубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменойполитической системы и типа общества или его существенных характеристик (формсобственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более илименее серьезными революционными преобразованиями.
Такимобразом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функцийвызывает кризис политической системы:
— когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений непринимаются его членами в качестве авторитетных;
— деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфическогоинтереса, не способствует улучшению состояния социального организма, аструктура государственных институтов создается вопреки традициям иисторическому опыту народа[26].
1.3Типология политических систем общества
Всовременном мире существуют многообразные политические системы. В зависимостиот различных критериев предлагаются разные классификации.Практическое значение классификаций политических систем состоит в определениидостаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективнофункционировать и выполнять свои политические роли[27].
Г.Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую,континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную,тоталитарную.[28]
Ж.Блондель предложил в качестве критерия классификации политических системрассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выделипять основных типов:
Ø либеральныедемократии,
Ø коммунистические(авторитарно-радикальные),
Ø традиционные,
Ø популистские,
Ø авторитарно-консервативные.
С.Н.Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:
Ø примитивныесистемы,
Ø патримониальныеимперии,
Ø кочевыеили завоевательные империи,
Ø феодальныесистемы,
Ø централизованныебюрократические империи,
Ø современныесистемы.
Современныев свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные.Широко распространена классификация политических систем, различаемых взависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупностьспособов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав исвобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типаполитической системы:
Ø тоталитарную,
Ø авторитарную,
Ø демократическую[29].
Вопростипологии политических систем изучается разными исследователями и, имеетсястолько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеетсвое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Ноучитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамкаходной курсовой работы, считаем возможным резюмировать известные намклассификацию политических систем.
1.Типология, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политическиесистемы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытыеполитическиесистемы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям другихсистем и самодостаточны.
Отрытыесистемыактивно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовыхсистем, подвижны и динамичны.
2.Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействиявласти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные идемократические политические системы.
Чертытоталитарной политической системы:
−отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установлениежесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стираниеграни между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободыс властью;
−ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
−радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость отгосударственной машины в решении практически всех политических проблем.
Чертыавторитарной политической системы:
−использование сильных, жестких средств решения социальных и политическихпроблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;
−ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
−централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
−сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальномслое.
Чертыдемократической системы:
−правление большинства;
−свобода критики и оппозиции правительству;
−защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
−право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана правчеловека.
3.В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типыполитических систем. Естественным выражением данного фактора служитнационально-государственное многообразие политических систем, их зависимость отполитического опыта, исторических и культурных традиций народов.[30]
Погосподствующим способам управления и разрешения политических противоречий [31]системы подразделяют на командную (ориентированную на использованиепринудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачирешаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную(нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов)[32].
Всвете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболеепрогрессивного типа политической системы формируется не в результатетеоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденностилюдей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальныеинтересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаютсяпротиворечащей им исторической практикой.
2.Государство — основное звено политической системы общества
2.1Место и роль государства в политической системе общества
Центральноеместо в политической системе общества занимает государство как единаяполитическая организация, власть которой распространяется на всё населениестраны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладаетсуверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны инезависимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системеобщества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень«демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущностигосударства[33].Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политическойсистемы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и инымиобъединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия другдругу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейшийэлемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что налюбом этапе развития общества государство выступает как самая массоваяорганизация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слоинаселения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремитсязакрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Этоособенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия,Франция, Япония, США, Швеция.
ВКонституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целяхобразования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охранывнутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту Конституцию для СоединенныхШтатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.[34]«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой насвоей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, …,сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РоссийскойФедерации».[35]
Отсылкик народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии.Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, какдекларациями[36].
Особоеместо и роль государства в политической системе общества определяется тем, чтооно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий исредств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистическихстран, в том числе и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса,основные средства производства, основной городской и жилищный фонд.
Исключительноеместо и роль государства в политической системе определяется еще и наличием унего специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политическихпартий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные ипостоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппаратаони не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд,милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности).Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.
Государствовыделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем,что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают емувозможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказыватьвоздействие на все общественные отношения. Обладая государственнымиполномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своейкомпетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают ихреализацию[37].
Такимобразом, государство является главным звеном политической системы.Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различияинтересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, преждевсего, в сфере интересов всего общества.[38]
2.2 Государство и другие элементыполитической системы
Кчислу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всегоотносятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их созданиепредусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализациипровозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки ихфункционирования определяются соответствующим законодательством. Ст. 13Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» имногопартийность[39].Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.
Массовымиобщественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а такжеобъединения по отдельным сферам жизни общества — культурные, научные,спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могутучаствовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назватьобщественно-государственными структурами. Существуют также многочисленныеобъединения «по интересам», например, общества книголюбов, филателистов,любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику являетсяпреимущественно интеллектуальным.
Ещеодним звеном политической системы общества и религиозные организации. Ееморальное и идеологическое влияние пытаются использовать политические партии иофициальные власти. Это противоречит самой природе религии, выполняющейобъединительную миссию на земле. В противном случае привнесение вероисповедногокомпонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенноепротивостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества вцелом[40].
Наконец,вопрос о взаимоотношениях государства и органов самоуправления, самоорганизацииобщества. Такие органы возникают для решения так называемых местных дел:бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни. Это различныесоветы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы, родительские комитеты и т.п. Ктаким органам самоуправления, самоорганизации относятся и трудовые коллективы,их различные руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления,самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например,трудовые коллективы и некоторых обществах наделялись специальными политическимифункциями выдвижения кандидата в депутаты представительных органов власти, ихучастием в избирательных кампаниях. Органы самоуправления играют большую роль всамых массовых, «низовых» политических структурах общества. Представляют лиорганы самоуправления самый глубинный слой органов государственной власти илиэто отдельные от государства, но взаимодействующие с ним специфическиеорганизации управления делами общества – этот вопрос постоянно возникаетпрактически в каждом обществе и решается по-разному.
Негосударственныепредпринимательские структуры — непременные и важные элементы политическойсистемы, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Все более заметныони и в политической жизни России, в том числе в формах непосредственногоучастия предпринимателей и их объединений в органах представительной(законодательной) власти[41].
Ключеваяроль государства в политической системе обусловлена названными вышеуниверсальными свойствами государственной организации, которыми не обладаютникакие другие организации и элементы политической системы. Только государствовправе регламентировать правовое положение политических партий, общественныхобъединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участиеразличных организаций в избирательной кампании, в политической жизни обществарегламентируется государством. Другие организации могут регулировать толькодеятельность собственных формирований и членов или участников конкретногообъединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определеннымипространственными пределами — регионом действия данной организации или субъектнымсоставом — распространяют свою власть только на членов данного объединения, ане на все общество[42].
Любая политическаядеятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью.Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства,чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Ноаксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и ихобъединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано впрограммных документах различных политических партий разных времен, ясно одно:им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей.Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, нетерритория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правовогомеханизма образования и осуществления государственной власти нет.
Заключение
Итак,в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работыможно сделать следующие выводы.
1. Выступаякак совокупность важнейших политических институтов, возникающая ифункционирующая на основе определенных политических идей, политическая систематого или иного общества выступает как универсальная управляющая системаобщества, которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальнымигруппами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядокна основе использования государственной власти.
2. Политическаясистема, как диалектическая система имеет свои функции, которые определяютсяразными авторами в зависимости от подхода: системного — понятия «»входа» и«выхода», и структурно-функционального – применение категорий диалектическихподсистем.
Вгосударствах, где политическая система вынуждена решатьзадачи, которые она решить не может, возникает кризис политической системы.
3. Всовременном мире существуют многообразные политические системы, которые в своюочередь состоят из составляющих элементов. Государствоже является главным звеном политической системы. Государство интегрируетобщество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностейотдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересоввсего общества. Любая политическая деятельность, вконечном счете так или иначе связана с государственной властью.
4. Завершаяизучение понятия и структуры политической системы общества как темы настоящейкурсовой работы, можно отметить, что цель, обозначенная во вводной части работыдостигнута. Задачи, которые определялись целью работы выполнены.
Список использованнойлитературы
1. МелехинА.В., Теория государства и права: Учебн. пособие, М., — 2010
2. ЛазаревВ.В.(под ред), Общая теория права и государства: Учебник М.,- 2011.
3. Н.И.Матузов., А.В. Малько (под ред), Теория государства и права: Курс лекций — М.,2011.
4. КурьяновМ.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие, -Тамбов,2010.
5. ВенгеровА.Б., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2009.
6. В.Н.Протасов. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.Вопросы и ответы, М., — 2011.
7. МарченкоМ.Н. Теория государства и права. — М., 2009.
8. Косарев А.И.Теория государства и права. М.: — 2008.
9. Р.Т.Мухаев, Правовые основы Российского государства: Учебник, М., — 2007.
10. ПапаринА.С., Политология: Учебник, М.,-2011.
11. МуштукО.З., Политология, М.,-2011.
12. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридическиевузы. – М., 2011 г.
13. КонституцияРоссийской Федерации, 1993., www.constitution.ru/
14. Политическаясистема, www.sibupk.nsk.su