Содержание
ВведениеГлава 1.Теоретические аспекты использования метода проектов
1.1 Метод проектов:обзор литературы
1.2 Типология проектов
Основные требования к использованию метода проектовГлава 2. Особенностиорганизации проектной деятельности на уроке
2.1 Этапы работы над проектом
2.2 Методические рекомендаций по организации проектной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Внастоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформированиясвоих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебногопроцесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центревнимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знанияподвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умелисамостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельносовершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, еслиокажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придетсязаниматься всю сознательную жизнь.
Модернизацияроссийского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поискановых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционнымформам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика ивовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболееорганичных и эффективных форм преподавания английского языка является методпроектов.
Методпроектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американскихпедагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил дальнейшее развитие [10,131].Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии имногих других странах.
Впроектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательнуюдеятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности,способности детей к творческому мышлению.
Выбраннаятема данной работы является наиболее актуальной в настоящее время, так какметод проектов, сравнительно новый метод в преподавании английского языка,способствует активному вовлечению учеников в различные виды практическойдеятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.
Такимобразом, мы можем сказать, что основная проблема работы заключается вопределении условий обучения английскому языку на основе метода проектнойдеятельности на среднем этапе обучения.
Объектом нашей курсовой работы является методпроекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметомявляется выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешнойорганизации проектной деятельности в целом.
Цель исследования состоит в том, чтобыразработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Основнымизадачами в ходе написания данной курсовой работы являлись:
-Выявить особенности организации и требования к использованию методапроектов;
-Раскрыть понятие «метод проектов»;
-Рассмотреть этапы работы над проектом.
Глава1. Теоретические аспекты использования метода проектов
1.2Метод проектов: обзор литературы
Проект –специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимисякомплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихсясозданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающийметод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность впланировании, организации и контроле своей деятельности.
Методпроектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепцииинструментализма Дж. Дьюи [10,133]. Основная цель метода проектов –предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний впроцессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграциизнаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора,эксперта, дополнительного источника информации.
Воспитательныйпотенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новыхтехнологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал,выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьныерамки.
Одной изтехнологий, обеспечивающей лпчностно-ориентированное воспитание и обучение,является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другиесовременные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
Вотличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даётучителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенноеиноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, насовместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игрырезультаты своего труда.
КарлФрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболеезначимые следующие:
- Участники проектаподхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- Участники проектадоговариваются друг с другом о форме обучения;
- Участники проектаразвивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- Участники проектаорганизуют себя на дело;
- Участники проектаинформируют друг друга о ходе работы;
- Участники проектавступают в дискуссию [10, 238].
Проект впроективном образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методепроектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенногоучебного материала; в проективном образовании – разработка проекта – цельобучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достиженияконкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и полученияреального практического результата.
Вобучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-хгодов XX века. Начиная с этого времени,ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия поиспользованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известноересурсное пособие для преподавателей – D.L. Fried-Booth «Project Work» (OUP, 1986) – в настоящее время готовитсяк переизданию.
Методпроектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучениявозникли в России практически параллельно с разработками американскихпедагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году былаорганизована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использоватьпроектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти,эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно ипоследовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов былосуждён.
С техпор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьнойпрактике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешноразвивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии,Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованиюДж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.
Н.Г.Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на«последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационнымипаузами для усвоения базовых теоретических знаний» [3,111]. Это определениеотносится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Проекты,предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектовчертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являютсяследующие:
- использованиеязыка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- акцент насамостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
- выбор темы,вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной сусловиями, в которых выполняется проект;
- отбор языковогоматериала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой ицелью проекта;
- наглядноепредставление результата.
Такимобразом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельнаядеятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя,направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматическойпроблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеальногопродукта.
Инымисловами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт(сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированныезнания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристическийпроспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстведвора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке,написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо,когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.
1.2.Типология проектов
Внастоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из такихклассификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блури М. Сент-Джонразличают три вида проектов:
1. Групповой проект,в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучаетопределенный аспект выбранной темы.
2. Мини-исследование,состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованиеманкетирования и интервью.
3. Проект на основеработы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующейстудента теме и подходящий для индивидуальной работы [11,76].
Исследователисчитают последний тип самым легким для практического использования и потомусамым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, чтоон предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы слитературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочникамии библиотечными каталогами.
В связис этим кажется справедливой точка зрения Р. Джордана, который считает,что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изученияиностранного языка для специальных целей. В то же время «мини-исследование» и«работу с литературой» можно рассматривать и как разновидности групповогопроекта, который является наиболее важным для методики [10,85].
Проекты,выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать понескольким основаниям.
По типупродукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можноразделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые,сервисные, комплексные.
Проекты,основанные на доминирующей деятельности учащихся, подразделяются на практико-ориентированные,творческие, ролевые, информационные.
Попродолжительности проекты бывают: мини-проекты, краткосрочные, недельные,долгосрочные.
Но мыостановим своё внимание на рассмотрении точки зрения доктора педагогическихнаук, известного исследователя в области современных технологий обученияучащихся Е.С. Полата, которая определяет метод проектов как «определеннымобразом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся,индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение тогоили иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, нои организацию процесса достижения этого результата» [14,78].
В трудахавтора мы видим наиболее проработанную типологию проектов в соответствии с ихпризнаками:
1. Доминирующий в проекте метод:исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.
2. Предметно-содержательная область:монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.
3. Характер координации проекта:непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участникапроекта).
4. Характер контактов (среди участниководной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
Всоответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:
Исследовательские.Данный тип требует хорошопродуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполненияпроекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальнуюзначимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методыобработки результатов.
Творческие.Творческие проектыне имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается,подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработкутакого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемыхрезультатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
Ролево-игровые.Втакихпроектах также структура только намечается и остается открытой до окончанияпроекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленнуюхарактером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои,имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участникамиситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могутвырисовываться ближе к концу работы.
Практико-ориентированные.Такой тип отличаетчетко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта,которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самихучастников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм,звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проектподобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарийвсей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждогов обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектамиособенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентацииполученных результатов и возможных способов иностранных применения их напрактике.
Согласновторому признаку проекты могут быть:
Монопроекты.Данные проекты лучшепроводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальнойтематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием,с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений,приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается иформа.
Межпредметныепроекты. Такого родапроекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколькопредметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемысохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих водном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всехучителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговойпрезентации.
Потретьему признаку – характеру координации – проекты могут быть:
Соткрытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует вработе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всехучастников.
Соскрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники иотчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает запроцессом и может выступить в роли советчика или помощника.
Похарактеристике контактов проекты бывают:
Внутренниеили региональные (впределах классов одной школы, школ, округов, города).
Международные.Они могут иметь местопри школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международныепроекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют учителюсовременные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительнонедавно и называются телекоммуникационными проектами.
Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческаяили познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительномрасстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющаяобщую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов,способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общегорезультата.
Участиев телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в определенныесреды: информационные, социальные, языковые; способствует формированиюглобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувствосоциальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилогкультур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилахнаписания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей,живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание инациональные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантноотнестись к точке зрения партнера по проекту.
Работанад проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решениюкакой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы еёрешения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д.
Такимобразом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальныеумения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость,трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладениезнаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональнуюадаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
Подводяитоги, мы можем видеть наиболее проработанную типологию проектов Е.С. Полата всоответствии с их признаками:
1. Доминирующий в проекте метод:исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировачный;
2. Предметно-содержательная область:монопроект, межпредметный;
3. Характер координации проекта:непосредственный, скрытый;
4. Характер контактов: среди участниководной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
5. Количество участников проекта.
1.3Основные требования к использованию метода проектов
Говоря отребованиях к использованию метода проектов, нужно отметить, что проектнаяработа разделяется на подготовительные упражнения, которые служат как бымостиком к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.
Подготовительныезадания могут быть на любые темы, по которым выполняются проекты. Задания выполняютсяв классе, а работа над проектом ведется вне школы.
С точкизрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося вобласти изучения иностранного языка выполнение проекта ставит учащегося в такиеусловия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и что очень важно,во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все компоненты учебнойдеятельности:
- Целеполагание иструктурирование учебной деятельности, что связано с определением цели ихарактера проекта, отбором материала, построением программы учебнойдеятельности;
- Способностьуправлять своей учебной деятельностью, в том числе посредством рефлективногоанализа, самоконтроля и самооценки характера и результата речевых и учебныхдействий на последовательных этапах выполнения проекта;
- Технологическийаспект, связанный с использованием стратегий и приёмов учебной деятельности,использование которых обусловлено задачами проекта;
- Способностьпринимать ответственные решения относительно характера и конечного результатаучебной деятельности на всех этапах выполнения проекта, причём внося понеобходимости коррекцию в задачи и способы учебной деятельности;
- Способностьвзаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.
Многиеучителя пытаются создать в классе ситуации, как можно приближенные кдействительности и способствующие применению учениками знаний, полученных впроцессе обучения. Наиболее эффективным средством в этом случае являютсяигровые ситуации или, как их называет психолог А.А. Леонтьев, «стимулирующиеситуации» [2,41]. Они могут быть использованы на любом этапе обучения и даютвозможность обучать школьников неподготовленной речи в межтематическом плане.
Припроведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованностьдетей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающимисточником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Как этосделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.
Во-первых,решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такоепрактическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знанийпривлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к раннейсоциализации.
Во-вторых,заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность,так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.
В-третьих,«по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие впостановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочьсформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта,вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, вещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Этосоздаёт мотивацию личного участия в работе.
В-четвертых,грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетнойканвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, котораяволнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетнаяканва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-хклассов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбраннымисообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой ипроблемой учебного проекта.
И,наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итогпроектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделаннойработе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работалвесь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.
Проектныезадания предполагают большой объём работы для учителя. Он может сам предложитьтему проекта, но чаще всего предлагают учащиеся, и учителю необходимопродумать, какой языковой материал будет необходимо повторить или обсудить сучениками заранее, какие вопросы будут рассматриваться в течение работы надпроектом (чем длиннее проект, тем более детальной разработки он требует).
Учёная-исследовательв области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что методпроектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типешкол, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
1. Наличие значимой в исследовательскомплане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания,исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая, теоретическая,познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная деятельностьучащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне него;
4. Структурирование содержательной частипроекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
5. Использование исследовательскихметодов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижениегипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечныхрезультатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы[17,8].
Времяработы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать надпроектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю втечение более длительного времени. Несмотря на политику «невмешательства» ввыполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениямиучеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, нохотят узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить. Для этого учительможет попросить их заполнить специально составленную анкету.
Подводяитоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного изэффективнейших новых методов развития коммуникативных навыков на урокеанглийского языка, а использование различных видов проектов помогают учителюсделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным дляучащихся любого возраста.
метод проект обучение английский
Глава2. Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка
2.1Этапы работы над проектом
Приреализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитанияшкольников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Онстановится организатором самостоятельной работы учащихся, используяразнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрытьсубъектный опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранномязыке, использованию различных способов выполнения заданий без боязниошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболеезначимые и интересные для них виды и формы работы поощряет стремления каждогонаходить свой способ решения проблемы, в ходе урока анализировать работуодноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути, позволяякаждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создавая обстановкудля естественного самовыражения на иностранном языке, давая возможностьреализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.
Опираясьна вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.
Первыйэтап –поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы /проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создатьусловия для становления субъектности личности.
Какпоказывает практика, чаще всего вопрос, как и при помощи каких технологийвоспитывать, является наиболее сложным для учителя. Согласно Е.В. Бондаревской,современное воспитание, в противовес идее коллективизма, уравниловки,ориентации на среднего ученика, одинаковому подходу к каждому, стремлению«дотянуть» каждого до одного уровня без учета индивидуальных особенностей,возможностей и желания, базируется на индивидуализации, социализации,культурной идентификации и духовно-нравственном саморазвитии личности – всё этонеобходимо учитывать при формулировке темы проекта [5;132].
Следующейзадачей является необходимость включения всех учащихся в работу над самимпроектом.
Первыйэтап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он такжеважен и для самого учителя, так как на этом этапе происходит и его собственнаяпрезентация в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их приразработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.
Разрабатываятему проекта, учитель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности длякаждого ученика, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпаусвоения материала. Учителю для соответствующего анализа своего участия в разработке проекта, так же как иученикам, целесообразно вести собственный дневник, планируя участие каждогоученика, его движение в работе, взаимоотношения с членами группы и т.д.
Выбортематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов можеткасаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учениковпо нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу,актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения егособственного жизненного опыта и включения в различные среды.
Темапроекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем школьном возрастеученики вполне могут самостоятельно сформулировать проблемы и исследовательскиепознавательные задачи, что и должно активно поощряться учителем и незаметно дляучащихся направляться им. Это позволит учителю выявить степеньсамостоятельности мышления школьников, их умение увидеть проблему; он можетопределить степень осведомленности учеников в конкретной предметной области,выявить их индивидуальные интересы.
Введениетемы проекта, её обсуждение, комментирование также способствует развитиюиноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены переднеобходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания,использования соответствующих языковых и речевых средств.
Второйэтап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формированиегрупп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбораинформации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов вгруппе.
Используяметод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках английского языка,педагог создаёт условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует ихтворческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно планируемаядеятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики запрашиваютдополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников,консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказываютсвоё отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ходи результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центрпроцесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.
Широкийдиапазон использования исследовательских методов в определении проблемыисследования, её основных задач, анализа полученных результатов, подведенииитогов, использовании статистических или каких-либо творческих отчетов, икоммуникативных заданий типа «Выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точкузрения», а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать,анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память,внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаютсянавыки самостоятельной работы.
Чтобыпроект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопониманиемежду учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в пареили группе.
Навтором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработкиразличных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать нетолько внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но ивозможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формированияисточников личностного опыта учеников с различным интеллектуальным и творческимпотенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работенад проектом в группе или паре.
Работаявместе с учителем, ученик имеет возможность совместно с педагогом анализироватьсвою деятельность, выбирать и отстаивать точку зрения, делать определенныевыводы в нравственной сфере, ценностном отношении, ибо, если нет рефлексииличности, нет её развития. При совместной деятельности, когда учитель выполняетфункции консультанта, он также меняет свой стиль общения с учениками и,соответственно, на уроке чаще звучит похвала, просьба, одобрение, вниманиеучеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности, раскрываетсяцель выполнения каждого задания.
Третийэтап – практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта.Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сборвсего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительномузанятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь,отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневникамикаждого или группы в целом.
На этаперазработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в работу такиеречевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбираю материали делают записи – чтение и письмо. Во время презентации может быть выбранаформа доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и ихкомментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должныпродемонстрировать школьники, будут выступать устная речь и письмо.
Лучшевсего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, таккак в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомыйграмматический и лексический материал.
Четвёртыйэтап – презентационный. Один из важных этапов осуществления учебного проектаявляется презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важнакак для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и формупроведения презентации уже с самого начала работы над проектом.
Выбранныйспособ презентации или опирается на уже сформированные умения проводитьпубличные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом этиумения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрацияили альбома, или альманаха или устного доклада.
Результатможет быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма),слайд-шоу, web-сайта и прочего. Вид и формапродукта определяются при постановке цели и задач проекта.
Подготовкак презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И еслипомнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замыселспособа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить, преждевсего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представитьодно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основнойидее проекта.
Результатнеобходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать ипоказать, опубликовать, представить на общее обозрение. Дляподростка возможность получить признание результативности его самостоятельнойтворческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходитсамоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваютсянавыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показатьсвою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своейзначимости, компетентности, успешности.
Формыпроведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностейучащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важноподдержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизернымиони ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию паоценке предъявленного.
Презентацияпроекта важна и для самосознания каждого участника группы. Выступление передодноклассниками, приглашенными гостями даёт возможности каждому ученикупублично проявить себя. Выступая с докладом, школьники учатся правильнодержаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также,давая пояснения, включать необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнеедаже просто увидеть свою фамилию в списке исполнения проекта. Не менее важна вэтой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критическиезамечания.
Пятыйэтап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проектаи общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов. Учитель наданном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так жезаписывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшегообсуждения.
Так жене менее важна на данном этапе оценка усилий каждого ученика и группы в целом:креативность, качество использования источников, потенциал и возможностикаждого, качество отчёта или подготовленной презентации. Учитель проводитличные беседы с каждым участником и анализирует выполнение плана работы надпроектом, а так же взаимоотношения в группе, планирует дальнейшие этапы работыкаждого, развивая у учащихся самокритичность, стремление к самообразованию,желание добиться дальнейших успехов.
Учащиесятак же могут принимать участие в беседе, планируя индивидуально или с учителемдальнейшие шаги, как в изучении языка, так и в участии в дальнейших проектах,стремясь тем самым к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Такимобразом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и особенности каждого изних, мы можем сказать, что при поиске необходимой информации, при работе снеобходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждениисобранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевойдеятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
2.2 Методические рекомендацийпо организации проектной работы
- При использовании метода проектовучитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные»технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболеесложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретногокурса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того,чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал,дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения,а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимойпроблемы, для приобретения нового знания.
- Таких достаточно крупных проектов покаждому предмету может быть в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущегоучебного года, при подготовке к новому учебному году на каждой кафедреразработать и представить на методический совет предложения по проектам посвоим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить графикпроведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требуетзаметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождаетот текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которойединовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторыйперерыв между работой над проектами по разным предметам.
- Проект требует тщательной подготовкии проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочнуюдеятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенныйурок.
- Перед проектной деятельностью учительдолжен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а такжевозможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения,навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом; какиеновые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы надпроектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации,иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты,приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какаяпри этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работас документами, поиск информации в Интернете).
- Учитель должен продумать весь ходработы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в полезрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся.Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковойдеятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишьненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученикивысказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, болеетого, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязываетребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового.Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез,проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точкузрения аргументами, доказательствами, фактами.
- Итак, на первом уроке учительпредлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, нодостаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытомвиде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя– так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировалипроблему, но совершенно самостоятельно. Далее учитель предлагает попробоватьнайти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать наводящие вопросы,которые не уведут ребят слишком далеко от задуманного учителем сценария. Задачаучеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговойатаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затемначинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остаетсячетыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательскихгрупп). И вот тогда учитель предлагает каждой из групп взяться за работу поодной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал).На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательскойгруппы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Всепредложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.
- В конце концов, в результате такогоколлективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются (ноопять же не навязываются группе; если группа по какой-то причине не согласна смнением большинства, ей предоставляется право идти своим путем, но искатьдоказательства своей правоты). На протяжении последующих уроков учитель можетработать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока наработу над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основнаяпоисковая деятельность происходит во внеурочное время. На уроке могут проводитьсякакие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие специальногооборудования, обсуждения в группах или коллективно и т.д.
- И, наконец, на сдвоенном урокепроисходит защита проектов (по гипотезам). Каждая группа вправе решить сама,какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельностиона изберет, какую систему и средства доказательств она представит. Учитель натаких уроках – практически сторонний наблюдатель. После защиты гипотезы группойостальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам исследовательскойгруппы любые вопросы по данной теме. Класс либо соглашается с представленнойсистемой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности.Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другуюточку зрения. Группа имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли (иликакая-то оказалась отвергнутой) свое подтверждение, ребятам предлагаетсязаглянуть немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, возникающие врезультате полученных знаний.
- В одних случаях эта тематика можетвыдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету,естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Вдругих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые,естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чистопознавательные, но и творческие, прикладные.
- Тематика проектов может касатьсякакого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знанияотдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще,однако, темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному дляпрактической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не поодному предмету, а из разных областей, их творческого мышления,исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне естественноинтеграция знаний.
- Тем для проектов – неисчерпаемоемножество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» – делосовершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никакрегламентировать.
- Результаты выполненных проектовдолжны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом,бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.)
Заключение
Методпроектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённогоотрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом иучителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера иконсультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные иписьменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одномумнению.
Умениепользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относятк технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться кстремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Немаловажноезначение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегдаесть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционнойформе проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работенад проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости отзнаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность завыполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектнаядеятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлениисебя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего,учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, еслисобственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия,выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Цели изадачи нашей курсовой работы были достигнуты. Было успешно разработаныметодические рекомендации по организации проектной работы, а так же раскрытопонятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования киспользованию метода проектов.
В ходе работы надкурсовым проектом мы раскрыли понятие метода проектов: методом проектов –технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит ирешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельнойдеятельности учащегося.
Мы разработалиметодические рекомендации по проектной работы:
- При использовании метода проектовучитель заранее тщательно готовится к таким урокам.
- Тематика проектов может касатьсякакого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знанияотдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
- Учитель на таких уроках должен статьпрактически сторонним наблюдателем
А также рассмотрели этапыработы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.
В итоге мы пришли квыводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организациипроектной деятельности.
Списоклитературы
1. Азимов Э.Г.Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).-Златоус, 1999.-748с.
2. Ариян М.А.Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностраннымязыкам.// Иностранные языки в школе.-1999.-№6-С.17-21.
3. Бабанский К.С.Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-Москва: Просвещение,1985.-213с.
4. Барменкова О.И. Оработе над проектом.//Иностранные языки в школе.-1997.-№3-С.25-27.
5. Бондаревская Е.В.Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. — Ростов-на-Дону,1995.-147с.
6. Гульчевская В.Г.,ГульчевскаяН.Е. Современные педагогические технологии. — Ростов-на-Дону:Издательство-РИПК и ПРО,1999.- 346с.
7. Зимняя И.А.,Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку.//Иностранные языкив школе.-1999.-№3-С.9-15.
8. Компьютерныетелекоммуникации в школе: Пособие для учителя/ Под редакцией Е.С. Полат.-Москва,1995.-218с.
9. Копылова В.В.Методика проектной работы на уроках английского языка.-Москва,2003.-317с.
10. Кукушин В.С. Теория и методикаобучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.
11. Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.
12. Мартынова Т.М. Использованиепроектных заданий на уроках английского языка.//Иностранные языки вшколе.-1999.-№4-С.19-21.
13. Миролюбов А.А. Изучение иностранныхязыков: средство развития личности ученика.//Советская педагогика.- 1989.-№6-С.13-14.
14. Новые педагогические и информационныетехнологии в системе образовании: Учебное пособие для студентов педагогическихВУЗов/ Под редакцией Е.С. Плат. — Москва: Издательский центр «Академия».-Москва,1999.-211с.
15. Побокова О.А., Немченко А.А. Новыетехнологии в обучении языку: проектная работа. — Иркутск, 2003.-432с.
16. Полат Е.С. Метод проектов на урокаханглийского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24.
17. Полат Е.С. Обучение всотрудничестве.// Иностранные языки в школе.-2000.-№1-С.4-11.
18. Уляшкина Г.В. Опыт организации внекласснойработы по созданию мультемедийного шоу.- Москва,2000.-263с.
19. Фрей К. Проектный метод.- Берлин:Бельц, 1997.-349с.
20. Davis M.,Owned D. Helpwith Your Project.-London: Arnold,1997.-39p.
21. Friend-Booth D. ProjectWork.-Oxford: Oxford University Press, 1986.-543p.
22. Haines S. Project:Material for Teachers.-Harlow: Longman, 1989.-212p.
23. Hutchinson T. Introductionto Project Work.-Oxford: Oxford University Press, 1997.-124p.
24. Hutchinson T. ProjectEnglish.-Oxford: Oxford University Press, 1997.-254p.
25. Phillips D., Burwood S.Project with Your Learners (Primary Resource Books). — Oxford: OxfordUniversity Press, 1999.-365p.
26. Ribe R., Vidal N. ProjectWork. Step by Step.- Oxford: Heinemann, 1993.-456p.
27. Richards J., Plan J.Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics.- Harlow: Longman,1997.-211p.
28. Richardson T. Implicationof New Educational Technologies.-London, 1992.-124p.
29. Verma G., Beard R. What isEducational Research?-Aldershot: Gower, 1981. — 53p.
30. Vidal N. An Excuse forProject Work.-Barcelona, 1989.-154p.