Реферат по предмету "Социология"


Многофункциональная роль женщины в современной семье

Федеральное агентство по образованию Рязанский государственный радиотехнический университет Кафедра социального управления, права и политологии Курсовая работа по дисциплине: «Семьеведение» на тему: «Многофункциональная роль женщины в современной семье» Выполнила: студентка гр.469 Редина Ю.Ю. Проверила: доцент кафедры философии Садовничая Л.И. Рязань 2007 Содержание Введение Глава 1.

Проблема совмещения домашней и общественной занятости женщины Глава 2. Функции семьи и роль женщины в ней 2.1 Неравноправное распределение семейных функций между мужчиной и женщиной 2.2 Введение Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины,

ее общественного и семейного положения. Менялись ее образцы и образы в истории человечества, в восприятии, в психологическом плане, но кажется, что затрагивающим ее проблемам нет конца [9,с.5]. В нашей стране очень прочно закрепилась старая, патриархальная точка зрения на распределение семейных обязанностей, взгляд на домашнюю работу как на специфически «женское дело». В массовом сознании преобладают стереотипы, утверждающие, что место женщины - дом, семья, а основное

предназначение - рождение и воспитание детей. Причем, носителями этих убеждений являются не только мужчины. Многие русские женщины сами охотно поддерживают эти взгляды, не замечая несправедливого к себе отношения. Однако не следует забывать о том, что женщина - это тоже человек, который обладает теми же правами, что и мужчина. Женщина как личность хочет реализовать себя, полнее раскрыть свои способности и возможности, стремится к образованию и развитию, достижению высокого статуса в обществе.

Но из-за той огромной роли, которую выполняют в семье большинство наших женщин, возможности проявить себя и развиваться у них значительно сокращаются, если не исчезают совсем! Этим и объясняется актуальность данной работы. Целью работы является как можно более полное рассмотрение проблем женщин связанных с выполнением основных функций в семье. Объектом рассмотрения является женщина и семья. Предмет исследования - трудности женщины обусловленные

ее многофункциональной ролью в семье. Задачи данной работы: раскрыть проблемы женщины, связанные с совмещением домашней и общественной занятости, рассмотреть основные функции современной семьи, проанализировать роль женщины в ней и раскрыть связанные с этим трудности. Глава 1. Проблема совмещения домашней и общественной занятости женщины Традиционно принято изучать оплачиваемый труд в сфере общественного хозяйства изолированно от неоплачиваемой

работы женщин в домашнем хозяйстве. Анализ взаимозависимости рыночной и домашней сфер деятельности позволяет раскрыть механизм «порочного круга», воспроизводящий гендерное неравенство в обществе. Его суть в следующем: домашние обязанности женщины ограничивают ее возможности на рынке труда и обуславливают более низкую заработную плату, это заставляет женщину быть зависимой от зарплаты мужа, и закрепляет сложившееся разделение труда внутри семьи. Так как лучше оплачиваемые рабочие места достаются мужчинам,

то, даже работая, женщины остаются материально зависимыми от мужей [2,с.15]. Массовое вовлечение женщин в рабочую силу не сопровождалось адекватными сдвигами в семейном разделении труда, в изменении условий быта, в представлениях общества о роли женщины в семье. Массовая занятость женщин расширила сферу их трудовой активности - к работе по дому прибавилась работа вне дома. Между тем, господствующий в экономике принцип приоритетности одних видов деятельности по сравнению

с другими, сказавшийся, в частности, на крайне низком уровне развития отраслей, призванных удовлетворять повседневные потребности человека, не привел к созданию такой системы социально-бытовых услуг, которая могла бы взять на себя наиболее трудоемкую работу по обслуживанию семьи, равно как и обеспечить достойные человека условия труда в домашнем хозяйстве [1,c.41]. При этом освоению женщиной новой роли труженицы ни в коей мере не сопутствовала широкая разъяснительная

работа, направленная на необходимость изменения ролей работающих мужчин и женщин в семейном и трудовом коллективе. Ничто не противостояло укоренившемуся в общественном мнении представлению о традиционном разделении обязанностей по хозяйству, где мужчина обеспечивает семью средствами для жизни, а женщина занята домашней работой, детьми. Подобное отношение к ролевому поведению мужчин и женщин в семье, передаваясь из поколения в поколение, образовало устойчивый стереотип, благодаря которому основная, если не вся,

работа по обслуживанию семьи все еще лежит на плечах женщин. Таким образом, на уровне трудового коллектива приоритетными выступают требования к женщине как к работнику. В семье же иерархия ценностей переносится на такие роли женщины, как мать и хозяйка дома. Из этого следует, что и трудовой коллектив, и семья требуют от женщины полной отдачи. При этом первому необходимы постоянное присутствие работника на рабочем месте, его компетентность и

высокая работоспособность, а второму - внимательная жена, рачительная хозяйка дома, любящая мать, что тоже, как известно, связано с расходом значительных физических и душевных сил [8,с.25]. Регламент рабочего времени, установленный законодательством, не разделяется по признаку пола, и его величина у женщин и мужчин практически одинакова. Время, связанное с дорогой к месту работы, возвращением домой, подготовкой к работе, обеденным перерывом, составляет несколько меньший показатель у женщин.

В итоге продолжительность профессиональной деятельности женщин и мужчин мало различается (разница не превышает 1-2часов). Существенно отличаются показатели времени по ведению домашнего хозяйства. Женщины тратят на работу дома в 2 раза больше времени, чем мужчины. В этой ситуации общая трудовая нагрузка на женщину, включающая профессиональную и семейно-бытовую сферы жизни, сохраняется на протяжении длительного времени высокой и достигает 70-80 часов в неделю, что поглощает

три четверти (77%) недельного бюджета времени за вычетом затрат на удовлетворение физиологических потребностей. Подобный объем труда существенно осложняет возможность элементарного восстановления работоспособности женщин, развития их личности, общения с детьми. Для сравнения у мужчин соответствующие показатели составляют 62-63 часа (63%) [8,с.27]. Труд по обслуживанию семьи в целом можно отнести к преимущественно ручному, малопроизводительному, по большей части физически тяжелому, нередко однообразному и утомительному.

Не случайно энергетические затраты домашней хозяйки и рабочего, занятого тяжелым физическим трудом, приблизительно равны. Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном этапе существования нашего общества его важную часть. Оно является сферой человеческой деятельности, в которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др.

Домашний труд необходим для удовлетворения материально-бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих. Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и дополняет общественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению. В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в первую

очередь, женщины. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи [7,c.149]. Обособленность домашнего хозяйства, то есть существование в рамках семьи, сохраняет старые традиции, превращающие женщин в придаток домашнего очага, и всячески препятствует ее стремлению к равенству и свободе. В настоящее время все больше утверждается культ вещей, «чуда-кухни»,

стимулируя дух потребительства, стремясь превратить человека в обывателя, непрерывно гоняющегося за вещами, личным достатком [7,c.149]. Домашний труд, несмотря на его индивидуальную организацию, представляет общественно необходимый вид труда, поскольку обеспечивает жизнедеятельность человека или малой социальной группы. Будучи дополнением к общественному производству предметов потребления и услуг, он выполняет те функции, которые еще не в состоянии охватить общественная сфера обслуживания.

Продукты, создаваемые этим трудом, не входят в экономический оборот, они присваиваются внутри семьи. Целесообразно различать труд в домашнем хозяйстве, направленный прежде всего на обслуживание членов семьи, уборку помещений, стирку и т. п и домашний труд в целом, включающий, кроме того, воспитательные, организаторские, эстетические и другие творческие по своей сущности функции. Следует при этом иметь в виду, что, хотя труд в домашнем хозяйстве направлен на удовлетворение потребностей

отдельной семьи или индивида, он является общественно полезным, так как способствует приумножению материальных и духовных богатств общества, а также воспитанию и формированию человека [5,c.23]. Обособленность домашнего хозяйства, как правило, формирует индивидуалистические стремления и способствует формированию эгоизма отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном ложатся на плечи женщины. Домашнее хозяйство объективно воспроизводит противоречия между общественно-производственной деятельностью

женщины и ее хозяйственно-семейными обязанностями. Оно сохраняет неравенство женщины с мужчиной, и это неравенство остается до тех пор, пока женщина задавлена, как писал В.И.Ленин, «самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства»[7,c.151]. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 часов

в год. У женщин это занятие отнимает 40 процентов времени, идущего на ведение домашнего хозяйства: 10 часов 20 мин. в неделю в крупных городах, 14 час. 40 мин. в малых. Велики затраты времени на стирку белья, глажение 58 час. в среднем на душу населения в год. Время на покупку товаров составляет в среднем 500 часов в год. В современных условиях эти нагрузки еще более увеличились [7,c.151].

Домашнее хозяйство не отличается своей эффективностью: она в 7-8 раз ниже, чем в общественном производстве материальных благ и услуг. Затраты труда и времени на одни и те же операции в общественном производстве предметов потребления и в условиях домашнего хозяйства различны. Так, на приготовление пищи, стирку белья и др. в домашних условиях требуется в 3-4 раза больше затрат труда и в 4-5 раз времени, чем на предприятиях общественного бытового обслуживания.

И все это лежит на плечах женщин, которые имеют фактически два рабочих дня. Один на производстве, другой дома. Работа по дому проводится после или до очередного рабочего дня на производстве, поэтому производительность труда в домашнем хозяйстве у работающей женщины ниже, чем у неработающей [7,c.151]. Трудности, связанные с совмещением профессиональных и семейных ролей, во многих случаях отрицательно сказываются на производственной и социальной активности женщин-работниц: они недостаточно

участвуют в творческой и организаторской деятельности, в работе общественных организаций. Те же трудности нередко порождают конфликтные ситуации и напряженность в семье [5,c.25]. Следует отметить, что домашнее хозяйство довольно часто организуется нерационально, и это сопровождается негативными последствиями для женщин: отсутствием условий и времени для повышения своей квалификации, культурного уровня, образования и т.д. Кроме того, многие женщины, получившие специальное образование

и имеющие специальность, вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь от общественного производства, а часто и от активной общественной жизни. Следовательно, затраты государства на образование остаются невосполненными. Нельзя отрицать и положительную сторону ведения домашнего хозяйства в семье: все это имеет определенную моральную ценность, но, как известно, женщины выполняют эту функцию без особого внутреннего призвания

и желания и с большой охотой участвуют в производственной и общественной деятельности даже в том случае, когда материально обеспечены. Ограниченность мелкого домашнего хозяйства приводит не только к экономическим потерям, но и к отрицательным психологическим последствиям излишней раздражительности, чрезмерной озабоченности бытовыми мелочами, ухудшению настроения, физической подавленности и др. Такое психологическое воздействие домашнего труда на женщину подчас определяет поведение человека и

оказывает влияние на его отношение к другим людям, к действительности. Человек становится замкнутым, необщительным, ограничивает свой мир индивидуальными переживаниями, мало интересуется жизнедеятельностью коллектива, других людей [7,c153]. Использование в домашних условиях техники вряд ли можно считать действенной мерой сокращения затрат труда. Все эти средства механизации, применяемые в домашнем хозяйстве, несомненно, еще крепче привязывают

женщину к домашнему, довольно ограниченному, узкому миру. Она становится рабыней кухни, бытовой техники, за которой нужно ухаживать. Выход один развитие общественной бытовой сферы. Для развития сферы бытового обслуживания характерны противоречия как субъективного, так и объективного свойства. Практика показывает, чем больше удовлетворена женщина содержанием и характером своей профессиональной

деятельности, тем чаще она обращается к услугам службы быта, тем больше стремится механизировать работу по дому, чтобы высвободить время для повышения профессиональных знаний, общей культуры и для общественной деятельности. И, наоборот, чем меньше удовлетворена работница содержанием своего труда, чем ниже ее образование, тем больше игнорирует она бытовые машины, рассчитывая лишь с помощью собственных рук поддержать порядок в доме. При этом часть женщин отдает предпочтение так называемой малой механизации, то есть

оснащению дома бытовыми приборами, придавая меньшее значение индустриализации быта, которой отводит в основном вспомогательную роль. Это обусловлено рядом причин. Нередко предприятия бытового обслуживания находятся далеко от дома, не могут удовлетворить всех желающих, что создает очереди, на которые уходит много времени. Не все услуги этих предприятий пользуются престижем у населения из-за невысокого качества исполнения.

Наибольший спрос существует на те услуги, которые не могут быть выполнены своими силами. Это, прежде всего относится к химической чистке одежды, пошиву верхней одежды, ремонту обуви, квартир и т. д. Питание семьи в столовой обходится дороже, чем дома, не дает пока выигрыша ни во времени, ни в качестве пищи. Кроме того, меню в столовых не рассчитано на семейные обеды: в нем не учтено детское питание, питание для пожилых людей и т. п. Помещения столовых, режим их работы также не способствуют

тому, чтобы их посещали семьями [5,c.26]. Экономическое преимущество (при нормальной экономической жизни общества) общественного сервиса по сравнению с кустарным домашним хозяйством, несомненно служит главным условием успешного решения внутрисемейных проблем. Но это преимущество должно преломляться через сознание людей, их психологию, моральные принципы, правовые нормы и др. В данном случае важное место приобретает сознательная деятельность, идейная направленность,

воспитательная работа, то есть то, что связано с теоретической стороной проблемы. Люди должны быть приучены пользоваться материальными и духовными благами, исходя из разумных потребностей, рационально организовывать свой быт, используя в семье принцип взаимопомощи. Но для этого нужен высокий уровень сознания и культуры. Глава 2. Функции семьи и роль женщины в ней 2.1 Неравноправное распределение семейных функций между

мужчиной и женщиной Под функцией в семье следует понимать внешнее проявление свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определенные действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность ее деятельности. Целенаправленные действия следуют из необходимости удовлетворения потребностей, представляющих воспроизведение объективно осознанных мер и действий. В более конкретном смысле функции семьи представляют набор исторически

обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Следовательно, эти функции изменчивы [7,c.142]. Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. Понятие функции семьи относится к числу основных категорий теории брачных семейных отношений.

Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению в семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе [7,c.143]. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-

экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Основные типы функций современной семьи в связи с основными сферами ее жизнедеятельности представлены в приложении 1. Значительную часть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим распределение семейных функций между мужчиной и женщиной более подробно. Репродуктивная функция это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей

в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством

детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей каждый пятый ребенок появляется вне брака [3,c.57]. Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей

в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономически базисом, а также уровнем духовной культуры. К.Маркс писал: «Голод есть голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» [7,c.146] . В основе экономической функции лежит материальное обеспечение

семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьи осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи. Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры

общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Воспитание это прежде всего адаптация ко всей совокупности общественных ценностей, формирование жизненных позиций. Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни.

Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей залог воспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия. Воздействие осуществляется через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения [3,c.59]. Хозяйственно-бытовая функция удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил,

поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики

и эстетики нашего общества. Функция первичного социального контроля моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений

между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении. Досуговая функция ее главная цель общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное

обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др. Досуг это смена деятельности, исключающая праздное времяпровождение. Если человек не знает, что ему делать в свободное время, то у него, по словам К.Д. Ушинского, портится голова, сердце и нравственность[7,c.147].

К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту чрезвычайно важный момент

в воспитательной деятельности семьи. Расширение сферы досуга связано с увеличением свободного времени, представляющего меру богатства общества, предназначенного для образования, интеллектуального развития, общения, духовного совершенства. Увеличение свободного времени и рациональное его использование проблема огромной важности, показатель прогресса общества. Сексуальная функция соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений

об интимных отношениях [7,c.148]. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин. Наше общество практически единственное в Европе, где в общественном сознании, особенно среди молодежи, так высок рейтинг проституции. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.

Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей. 2.3 Роль женщины и мужчины в социализации и воспитании детей Воспитание является важнейшей функцией семьи. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка,

во-первых, путем непосредственного целенаправленного воздействия на него взрослых членов семьи, прежде всего матери и отца, и, во-вторых, всем строем, образом жизни, который определяется не только и не столько уровнем благосостояния семьи, сколько ее социальными ориентациями, структурой материальных и духовных потребностей, способами и формами их удовлетворения. Содержание и формы воздействия родителей на личность ребенка во многом зависят от того, насколько их

моральные установки соответствуют политическим, нравственным, эстетическим установкам общества, насколько органично семейные интересы сочетаются с общественными. Характер этого воздействия во многом зависит и от педагогической подготовленности родителей, знания ими психологических особенностей развития ребенка, умения соразмерять семейное воздействие с общественным, с влиянием школы, средств массовой информации и т. д.

Воспитательный эффект семейного воздействия значительно возрастает, если ребенок активно участвует в жизнедеятельности семьи, в принятии семейных решений, прилагает все усилия для самовоспитания и самосовершенствования. Особенно это важно для процесса воспитания подростка. Характер и степень участия женщины в общественной жизни служит основой оптимального осуществления ее организаторских и воспитательных функций в семье. Как справедливо отмечал

А. С. Макаренко, «настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой, гражданской жизнью» [5,с.31]. Общее образование, которое получает женщина, помогает принимать правильные педагогические решения, преодолевать многие трудности в процессе воспитания детей и подростков. Дело не только в том, что образованная, культурная женщина глубже проникает в психологический мир своего

ребенка, разбирается в особенностях его характера и поступков, но и в том, что высокий уровень духовных потребностей и запросов родителей определяет семейную атмосферу, влияние которой особенно велико в период становления личности. Атмосфера духовной, интеллектуальной жизни семьи незаменима для правильного формирования личности ребенка. Содержание бесед, характер проведения свободного времени, выбор книг для чтения и обсуждения, умение ответить на самые разнообразные запросы ребенка - все это предопределяет высокий

престиж матери в семье, повышает ее воспитательный потенциал. К детям переходит ее увлеченность профессией, ее многообразные интересы, общественная активность. Становление семейной кооперации, справедливое распределение всех домашних обязанностей укрепляют отношения в семье. Однако данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что как по времени, так и по формам участия в воспитании детей мужчина часто уступает женщине, что отрицательно сказывается и

на отношениях между супругами, и на отношениях между родителями и детьми. Юноши и девушки в большей мере считаются с советами и требованиями матери, больше общаются и дружат с нею, и поэтому степень ее влияния на них выше [4,c.6]. Возросший авторитет матери - отражение активной деятельности женщин как в общественной, так и в семейно-бытовой сферах. Женщина широко пользуется предоставленными ей обществом условиями и для обогащения своей

личности, и для наполнения новым содержанием семейного общения. Это не умаляет значения отцовского авторитета и его роли в воспитании детей. Отцовское влияние не может быть подменено материнским или влиянием детских учреждений. Наибольший эффект, как показали многочисленные исследования, дает сочетание воспитательных усилий матери и отца, общественных и семейных форм воспитания. Это хорошо сознают в семьях, где последовательно осуществляется

кооперация домашнего труда, полнее взаимопонимание между супругами. Такая кооперация встречается чаще в молодых семьях с достаточно высоким уровнем образования супругов. В современных условиях процесс воспитания в семье значительно усложнился. Научно-техническая революция повлекла за собой существенные изменения в быту, в общении, организации досуга семьи. Урбанизация, миграционные процессы, совершенствование средств передвижения, увеличение

объема культурной информации, получаемой с помощью радио, телевидения, кино, раздвинули домашний мир семьи, расширили ее связи, дали возможность почувствовать свою сопричастность событиям, происходящим далеко за пределами семьи, расширили кругозор и старшего, и младшего поколения. Но эти же причины привели и к ослаблению социального контроля со стороны непосредственного окружения детей (семьи, соседей, родственников, знакомых) [5,c.33].

Далеко не однозначное влияние на семейное воспитание и осуществление женщиной воспитательных функций оказывает тенденция к сокращению числа детей в семье. С одной стороны, при небольшом количестве детей в семье родители, казалось бы, могут уделять их воспитанию больше внимания, обеспечить им лучшие условия, дать больше и материальных, и духовных благ, но, с другой стороны, многовековая практика, последние данные педагогики и психологии свидетельствуют о том, что

воспитание в семье одного ребенка-процесс очень сложный и противоречивый. Ребенок постоянно чувствует себя центром внимания старших членов семьи, объектом их любви и восхищения, что часто ведет к эгоцентризму, завышенной самооценке, иждивенческим настроениям. Единственный ребенок лишен возможности вступать в относительно равные отношения с другими детьми, заботиться о младших, чувствовать ответственность за них. На плечи матери при этом ложится дополнительная нагрузка

- восполнить дефицит такого общения усиленными контактами с ребенком. Но даже в этом случае формирование таких черт характера, как коллективизм, самостоятельность, ответственность за порученное дело, ограничено спецификой отношений «мать - ребенок». Для воспитания детей в семье огромное значение имеет пример родителей и близких, общение с ними. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь обращался

А. С. Макаренко к родителям Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все

повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» [5,с.34]. Иначе говоря, на формирование личности ребенка в семье особое влияние оказывает система ценностных ориентации и норм поведения родителей.

В семье именно укрепившаяся связь семьи и общества оказывает главное воздействие на сознание и характер детей, на их образ жизни и поведение. Сплоченная семья с высоким уровнем социального взаимодействия формирует у подростка и способность легко включаться в жизнь школьного коллектива, устанавливать дружеские контакты со сверстниками. У таких детей развито чувство собственного достоинства, коллективизма, умение постоять за себя и отстоять интересы товарищей. Прямая связь обнаруживается между системой социальных

ценностей родителей и уровнем познавательных потребностей ребенка, так как родители, ориентированные на высокие, социально значимые цели и нравственные идеалы, уделяют ребенку гораздо больше внимания, чем родители, для которых на первом месте стоят потребительские интересы. Дети, растущие в семьях с высокими общественными идеалами, обычно стремятся к реальным достижениям в учебе и труде, а не к формальным символам успеха.

В семьях же с низким уровнем социального и эмоционального воздействия, особенно в так называемых «неблагополучных», «проблемных» семьях, больше оснований для формирования нравственно ущербной личности. Возможность негативного влияния на такого ребенка особенно возрастает в переходный для него период, период полового созревания. Переходный возраст сам по себе часто порождает различные эксцессы в связи с тем, что подросток не в состоянии самостоятельно решить многие сложные нравственные проблемы.

Но положение еще больше осложняется, когда родители своим примером или советом не могут подсказать ему правильное решение [4,c.7]. Наиболее эффективно домашнее воспитание детей в таких семьях, которые ориентированы на содержательный профессиональный труд, активную общественную деятельность, на гармоническое сочетание семейных и общественных форм культурно-бытового обслуживания и досуга, на такое распределение обязанностей в семье, при котором главной целью становится формирование и развитие личности всех ее

членов. Именно в таких семьях осуществляется подлинное равенство, рациональное разделение и кооперация труда, что непосредственно отражается на характере и содержании семейно-бытовых ролей и функций женщины, и особенно функции воспитания детей, которую следует рассматривать как важнейший критерий прогресса семьи и общества. Заключение В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в современной семье основную, если не всю работу выполняет женщина.

Чему во многом способствуют сложившиеся в обществе стереотипы о предназначении женщины, прежде всего как домашней хозяйки. «Второй рабочий день» женщин никак не оценивается государством. Более того, в общественном сознании укоренилась мысль, что труд в домашнем хозяйстве - это проблема семьи, а в конечном счете - личное дело женщины. На домашний труд не распространяются те нормативы и оценки, которые имеются в сфере профессионального труда.

Не известно, каковы оптимальные и предельные нормы домашнего труда. Вопрос о том, чтобы каким-то образом оплачивать домашний труд, даже не дискутируется. Женщине предоставлена целая сфера малоквалифицированного труда на безвозмездных началах. И это при том, что она несет на своих плечах наряду с профессиональной деятельностью все возрастающую долю работы, которую должна выполнять сфера услуг. «Двойная занятость» оказывает сильное воздействие

на продолжительность и характер свободного времени женщины. Испытывая постоянный дефицит в полноценном, разностороннем отдыхе, общении с детьми, женщины используют те немногие свободные часы, которые выкраиваются после рабочего дня и выполнения необходимых обязанностей по дому, в основном для элементарного восстановления сил и минимального удовлетворения потребностей в новой информации. В результате на лицо грубейшее нарушение

Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году ООН, в которой говорится, что государства-участники принимают все соответствующие меры с целью: А) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

Б) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими [6,cт.5]. Те семейные функции, которые создают простор для самовыражения женщины, формируют ее как личность (воспитание детей, организация свободного времени), необходимо рассматривать как деятельность, органически присущую

современной семье и имеющую основания для дальнейшего развития. А те функции, которые, напротив, тормозят процесс формирования личности (обслуживание семьи), необходимо расценивать как бесперспективные. Они должны быть постепенно переданы высокомеханизированным и автоматизированным предприятиям бытового обслуживания. Список литературы 1. Безленкина Л.Ф. Женщины в современном общественном развитии

России // Вестник социальной работы РГСИ 1993 №2. 2. Гендерная динамика в развитии российского рынка труда и перспективы социального партнерства. М.: МЦГИ, 2002. 3. Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность М 1974. 4. Колесова А Сучкова В. Женщина и общество: вчера, сегодня, завтра // Правозащита, 1998, №19. 5. Новикова Э. С Языкова В.

С Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М Профиздат, 1978. 6. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН 1979г.// Ведомости Верховного Совета СССР 1982 № 25. 7. Феминология. Семьеведение. Под ред. Шинелевой Л.Т. -Изд. МГСУ «Союз» - М 1997. 8. Харчев

Г.А Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья М.: Наука, 1971. 9. Шинелева Л.Т. Женщина и общество (Декларация и реальность) М.: Политиздат, 1990. Приложение Таблица 1.Основные функции современной семьи Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребностей в детях Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи.

Воспроизводство социальной культуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.

Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.