Реферат по предмету "Психология"


Патохарактерологический диагностический опросник для подростков

--PAGE_BREAK--
Истерический (гистрионический) тип (И). Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашению своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи, сумятицы, внезапно возникшей неопределенности, когда крикливость может быть принята за энергию, театральная воинственность — за решительность, умение быть у всех на виду — за организаторские способности. Но лидерский час скоро проходит, так как истероиды не столько лидируют, сколько играют в вожаков, и окружение скоро разбирается, что кроме позерства и трескучих фраз они ни на что не способны. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи скоро распознают их выдумки, их ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Неустойчивый тип (Н). Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом.

С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, употребление наркотиков и других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная — легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип (К). Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде — со временем прочно усваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считают то, что поступает через привычный канал информации, некритичны ко всему, что черпают от привычного окружения, и склонны к предубежденному неприятию всего, что исходит от людей не своего круга. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому проявляется неприязнью к чужакам, настороженностью к незнакомым. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Паранойяльный тип в подростковом возрасте еще не проявляется — его расцвет падает на пик социальной зрелости, т.е. на 30–40 лет. Поэтому с помощью ПДО этот тип диагностировать невозможно. В подростковом возрасте будущие представители паранойяльного типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуацию, реже истероидную и еще реже — гипертимную. Однако уже в этом возрасте может обнаруживаться завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда убежденность, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — безусловно имеют право. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются при как акцентуациях характера, так и при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны.

Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный — с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного.

Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Психастенический — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим.

Эпилептоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим.

Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода.

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни гипертима, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором. Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов и психастеников. Зато некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешанных амальгамных типов. Безнадзорность (гипопротекция) культивирует неустойчивые черты, резистентными к гипопротекции оказываются представители сенситивного и психастенического типов. Зато доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека) усиливает именно сенситивные и психастенические черты. Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») накладывает истероидные черты на представителей почти всех типов, кроме сенситивного и психастенического. Пагубное действие воспитания в условиях жестоких взаимоотношений развивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральной ответственности — психастенические черты.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»).

С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных (р

Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:
Г — гипертимный

Ц — циклоидный

Л — лабильный

А — астено-невротический

С — сенситивный

П — психастенический

Ш — шизоидный

Э — эпилептоидный

И — истероидный

Н — неустойчивый

К — конформный
Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

О — негативное отношение к исследованию;

Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера;

Т — откровенности;

В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;

E — отражения в самооценке реакции эмансипации;

d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков

мужского пола);

М — черт мужественности;

Ф — черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).
ТЕКСТ ПДО И КОД РАСШИФРОВКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

I. САМОЧУВСТВИЕ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование (наиболее подходящие выборы)

2-е иссле­дование (наиболее отвергаемые выборы)

1

У меня почти всегда плохое самочувствие

А



2

Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

ГММ

d

3

Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо

Ц



4

Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день

П



5

У меня почти всегда что-нибудь болит

АА



6

Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств





7

Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей





8

Я легко переношу боль и физические страдания

Ц



9

Мое самочувствие вполне удовлетворительное

ННД



10

У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски



С

11

Самочувствие мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие





12

Я очень плохо переношу боль и физические страдания







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О




II. НАСТРОЕНИЕ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование


2-е иссле­дование

1

Как правило, настроение у меня очень хорошее

ГН



2

Мое настроение легко меняется от незначительных причин

П

Г

3

У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе





4

Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь





5

У меня почти всегда плохое настроение





6

Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия

ЦА



7

Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного

Ш



8

У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим





9

У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев





10

Малейшие неприятности сильно огорчают меня

СЛ

d

11

Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения

Т



12

Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О



III. СОН И СНОВИДЕНИЯ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю

ГНММ



2

Сон у меня богат яркими сновидениями



Э

3

Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать

К



4

Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем

Аd

В

5

Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко



Ц

6

Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения

Ц



7

У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение

А



8

Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин





9

Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час





10

Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть

ЛА



11

Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные





12

По ночам у меня бывают приступы страха





13

Мне часто снится, что меня обижают





14

Я могу свободно регулировать свой сон



А



Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О
    продолжение
--PAGE_BREAK--

IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование


2-е иссле­дование

1

Мне трудно проснуться в назначенный час

Э

Л

2

Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу



К

3

В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл

Т



4

Я легко просыпаюсь, когда мне нужно

Ц



5

Утро для меня самое тяжелое время суток





6

Часто мне не хочется просыпаться

Ф



7

Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне



ЛМ

8

Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым

А



9

Утром я встаю бодрым и энергичным

НН



10

С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером





11

Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной

d



12

Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать

Ц



13

Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О

V. АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование


2-е иссле­дование

1

Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть

Ш



2

Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами есть ничего не хочется

Т



3

Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем

А

ЦЭМ

4

Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу





5

Я люблю лакомства и деликатесы

ЛЛП



6

Нередко я стесняюсь есть при посторонних

СТ



7

У меня хороший аппетит, но я не обжора

М



8

Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту





9

Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное





10

У меня плохой аппетит





11

Я люблю сытно поесть

Н



12

Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде





13

Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность





14

Мне легко можно испортить аппетит





15

Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье

М



16

Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал



И

17

Я плохо переношу голод быстро слабею

Ц



18

Я знаю, что такое чувство голода но не знаю, что такое аппетит





19

Еда не доставляет мне большого удовольствия







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О




VI. ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ[2]



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Мое желание выпить зависит от настроения

+2

Ц

2

Я избегаю пить спиртное, чтоб не проболтаться





3

Периодами я выпиваю очень охотно, периодами меня к спиртному не тянет

М+1



4

Люблю выпить в веселой и хорошей компании

ГГ+2

С-1

5

Я боюсь пить спиртное, потому что опьянев, могу вызвать насмешки и презрение

-1

+2

6

Спиртное не вызывает у меня веселого настроения

-1

+1

7

К спиртному я испытываю отвращение

С-3

ЦЛ+2

8

Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги

+1

Ф

9

Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии

П



10

Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам

СШП-3

+1

11

Спиртные напитки меня пугают



И

12

Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир

Цd



13

Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию

А

Л



Ни одно из определений ко мне не подходит

О

ОЭ

VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Половое влечение меня мало беспокоит

ННД

М

2

Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение



Ц

3

Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни





4

Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия





5

В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю



НН

6

При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем





7

У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать



КВ

8

Моя застенчивость мне очень сильно мешает



ИИ

9

Измены бы я никогда не простил





10

Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе

М



11

Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание



ЛС

12

Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение





13

Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними



ГЛ

14

Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения

ЛИ





Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Люблю костюмы яркие и броские



АВ

2

Считаю, что одетым надо быть всегда прилично, потому что встречают «по одежке»





3

Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой





4

Люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры

ИИ

К

5

Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось

АС



6

Люблю одеваться так, чтобы было к лицу

КФ



7

Не люблю слишком модничать, считаю — надо одеваться как все





8

Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке





9

Об одежде я мало думаю





10

Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм





11

Предпочитаю темные и серые тона





12

Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О
    продолжение
--PAGE_BREAK--


IX. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Нехватка денег меня раздражает



М

2

Деньги меня совершенно не интересуют

Ц

ЭИД

3

Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает





4

Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно

ИМ



5

Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг





6

Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить

ЛА

И

7

Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы





8

Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить





9

Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком





11

Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг





12

Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег





13

Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


X. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Очень боюсь остаться без родителей

П



2

Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь в сердце против них обиды





3

Люблю и привязан, но бывает сильно обижаюсь и даже сержусь

ЛЛВ



4

В одни периоды мне кажется, что меня слишком опекали, в другие — укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения





5

Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни

Е

К

6

Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью





7

Очень люблю (любил) одного из родителей





8

Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют

ЕФФ



9

Очень люблю мать и боюсь, что с ней что-нибудь случится

ПП



10

Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей

М



11

Они меня слишком сильно притесняли и во всем навязывали свою волю

Е

ГЛПЭ

12

Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими

ШЕ



13

Я считаю себя виноватым перед ними

Эd





Ни одно из определений ко мне не подходит

ОЕ

О



XI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды

Д



2

Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует





3

Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив

ГЦ

d

4

Я ценю такого друга, который, умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить

К



5

О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых





6

Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей



И

7

Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы

СС



8

Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю





9

Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне





10

Я сам выбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем





11

Я не могу найти себе друга по душе





12

У меня нет никакого желания иметь друга



Д

13

Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества





14

Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями

Л



15

Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним

А





Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


XII. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Я окружен глупцами, невеждами и завистниками





2

Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня



ЭФ

3

В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят





4

Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих





5

Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого

ММ



6

Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока





7

Легко схожусь с людьми в любой обстановке

Г

С

8

Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе





9

Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и также отношусь сам





10

Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь

В

С

11

Я часто и подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих





12

Людное общество меня быстро утомляет и раздражает





13

От окружающих я стараюсь держаться подальше



П

14

Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими





15

Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом





16

Мне приходилось терпеть от окружающих много обид и обманов и это всегда настораживает меня

d



17

Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня, как на никчемного и ненужного человека







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О



XIII. ОТНОШЕНИЕ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны

ЭЭ

Г

2

Бывает, что незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию



ЭЭ

3

Я избегаю новых знакомств





4

Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу





5

Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди





6

Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав





7

Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним





8

Незнакомые люли меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык

Ц

Г

9

Я охотно и легко завожу новые знакомства

ГЦ

С

10

Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется





11

В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств





12

Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым

СС





Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О
    продолжение
--PAGE_BREAK--

XIV. ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива

И

ШШ

2

В одиночестве я чувствую себя спокойнее

СШШ



3

Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей

ГЭН

СПШШШ

4

Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество

ЛА



5

В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником



ЭИВ

6

В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества

d



7

Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному





8

Я не боюсь одиночества

Ш



9

Я боюсь одиночества и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве





10

Я люблю одиночество





11

Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями

Л





Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О



XV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ




выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Я мечтаю о счастливом будущем, но боюсь неприятностей и неудач





2

Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным





3

Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим

М



4

В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье





5

Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы

ГГ



6

Не люблю много раздумывать о своем будущем





7

Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным

П



8

Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания

Э



9

Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем





10

Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить

П



11

Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту

d



12

Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее





13

Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


XVI. ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать





2

Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит





3

Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг





4

У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, когда я избегаю их





5

Я сам люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все

Ш



6

Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает



Э

7

Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз установленный порядок



ИД

8

Я боюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает

d



9

Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее

ЛЭ



10

Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам

ПШШЭ





Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О



XVII. ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование


1

Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи

ШВ

ППЭ

2

Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки



ЭЭ

3

Неудачи приводят меня в отчаяние

Э

В

4

Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных





5

Если случается неудача, то я всегда ищу что же я сделал неправильно

И



6

Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть





7

Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным

ЭЭd



8

При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться



Л

9

Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко





10

Неудачи меня пугают, и я прежде всего виню самого себя

П

Ц

11

Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания





12

При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний





13

Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться

К





Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


XVIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И РИСКУ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск

Г

СС

2

Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть

С



3

Мне не до приключений, а рискую я только, если к этому принуждают обстоятельства

СМ



4

Я не люблю приключений и избегаю риска





5

Я люблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни



ЭЭ

6

Временами я люблю приключения, и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе

В



7

Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются

Ф



8

Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда это требует мое дело





9

Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль

Г



10

Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют



ЛН



Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О



XIX. ОТНОШЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Я могу идти впереди других в рассуждениях но не в действиях

Ц



2

Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других





3

Я люблю опекать кого-либо, кто мне понравится





4

Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку



И

5

Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам





6

Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает





7

Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю

ПП



8

Я не умею командовать другими

ЛС



9

Я не люблю командовать другими — ответственность меня пугает



И

10

Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет





11

Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали другие





12

Я охотно следую за авторитетными людьми







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О
    продолжение
--PAGE_BREAK--

XX. ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ И ВОЗРАЖЕНИЯМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Я не слушаю критики и возражений и всегда думаю и делаю по-своему

ШШЕ

К

2

Слушая возражения и критику, я ищу доводы в свое оправдание, но не всегда решаюсь их высказать





3

Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую





4

Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне





5

Не люблю, когда меня критикуют и когда мне возражают — сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев

Е

Л

6

Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в уныние





7

От критиков мне хочется убежать подальше

НЕd



8

В одни периоды критику и возражения переношу легко, в другие — очень болезненно

Т



9

Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей

А



10

Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам

Е

ПП

11

Я стараюсь правильно реагировать на критику

Ц

d

12

Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться

Е

И

13

Если меня критикуют или мне возражают, мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет







Ни одно из определений ко мне не подходит

ОЕ

АО



XXI. ОТНОШЕНИЕ К ОПЕКЕ И НАСТАВЛЕНИЯМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Я слушаю наставления только тех, кто имеет на это право

ЦПМ



2

Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья

ЭЭ



3

Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают

ДЕ



4

Я не нуждаюсь в наставлениях

Е



5

Я охотно слушаю того, кто, знаю, меня любит





6

Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается

ЦЛ



7

Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, и по временам я ругаю себя за то, что не слушал их раньше





8

Совершенно не переношу наставлений, если они даются начальственным тоном

Е



9

Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают



И

10

Я охотно слушаю те наставления, что мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе





11

Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали

ИИЕФФ



12

Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемные для меня наставления или избавиться от ненужного для меня покровительства



И

13

Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот

ЕФФФ



14

Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром

ЕФФ





Ни одно из определений ко мне не подходит

ОЕ

О


XXII. ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ И ЗАКОНАМ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение

Е

К

2

Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти

ГГЕ

С

3

Логически обоснованные правила стараюсь соблюдать





4

Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов

d

Г

5

Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют

Е

Л

6

Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность





7

Всякие правила и распорядок вызывают у меня желание нарочно их нарушать

Е

Ц

8

Правила и законы я всегда соблюдаю



ddd

9

Всегда слежу за тем, чтобы все соблюдали правила



И

10

Часто упрекаю себя за то, что нарушаю правила и не строго соблюдаю законы

d



11

Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается

ЛФ



12

Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которые считаю несправедливыми







Ни одно из определений ко мне не подходит

ОЕ

О



XXIII. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДЕТСТВЕ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

В детстве я был робким и плаксивым





2

Очень любил сочинять всякие сказки и фантастические истории

Г



3

В детстве я избегал шумных и подвижных игр





4

Я был как все дети и ничем не отличался от своих сверстников.

Д

Ц

5

Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным





6

Я с детства был самостоятельным и решительным





7

В детстве я был веселым и отчаянным

Г

С

8

В детстве я был обидчивым и чувствительным

СС



9

В детстве я был очень непоседливым и болтливым





10

В детстве я был таким же как сейчас: меня легко было огорчить, но легко успокоить и развеселить

Л



11

С детства я стремился к аккуратности и порядку



ИИ

12

В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети



Л

13

В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть со сверстниками

И



14

В детстве я был капризным и раздражительным

ЭЭ

Л

15

В детстве я плохо спал и плохо ел







Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


XXIV. ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино

ГЭИНН



2

Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли

Э

ЭЭН

3

В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить

Ц



4

Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать

Ф



5

Не любил школу, потому что педагоги относились ко мне несправедливо





6

Школьные занятия меня очень сильно утомляли

d



7

Больше всего любил школьную самодеятельность





8

Любил школу, потому что там была веселая компания





9

Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости



И

10

Очень не любил физкультуры





11

Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе



ШШdd

12

Школьная обстановка меня очень тяготила





13

Старался аккуратно выполнять все задания

Ц

d



Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О
    продолжение
--PAGE_BREAK--


XXV. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ



выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале объективной оценки

1-е иссле­дование

2-е иссле­дование

1

Мне не хватает холодной рассудительности

М

Г

2

Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость

ТТ



3

Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем

А



4

Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других





5

Мне не хватает усидчивости и терпения





6

Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей



ПП

7

Мне не хватает решительности





8

Я не вижу у себя больших недостатков

ЭИ

А

9

В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает то одного, то другого качества





10

Я слишком раздражителен



М

11

Другие находят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличивают

d



12

Я страдаю от того, что меня не понимают

ШИ



13

Я чрезмерно чувствителен и обидчив

С

М



Ни одно из определений ко мне не подходит

О

О


Дополнительные баллы, начисляемые за показатели по графику






ПОРТАТИВНЫЙ КОД РАСШИФРОВКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Публикуемый ниже портативный код ускоряет обработку результатов. В таблицах названы темы опросника («Самочувствие» и др.) и перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй — за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.