Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого

СодержаниеВведение
1.Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
2.Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
3.Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого
Заключение
Списоклитературы
/>Введение
Изменения социальных условийв конце 80-х начале 90-х годов, привело к кризису воспитательной работы вобразовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел кпотере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направлениявоспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). Врезультате воспитательная работа, представляющая собой совокупностьвоспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.
Существует наука о воспитании- педагогика. Но воспитывать человека — это, скорее, искусство. И научить этомуискусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому стаким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлиннымталантом воспитателей.
В настоящее время перед педагогическимобразованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задачаподготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитаниеу него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных игуманных качеств. Современный учитель должен иметь подчерк педагогической деятельности,устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовыватьсовместный поиск ценностей и норм поведения.
Этим качеством современныепедагоги должны учится у таких замечательных людей как Руссо и Толстой.
Цель данной работырассмотреть педагогические концепции Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого.
Задачи данной работырассмотреть:
1. Педагогическая концепцияЖан-Жака Руссо;
2. Педагогическая концепцияЛ.Н. Толстого;
3. Взаимосвязь педагогическихконцепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого.

/>1. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
В конце XVIII в., всвязи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубжеосознаваться в употреблении слова личность значение: индивидуальные, личныесвойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личныхкачеств и ощущений, чувств, личная сущность (ср. в языке Карамзина, в русскихпереводах сочинений Жан-Жака Руссо и т. д.).
Теория свободного воспитанияЖ.-Ж. Руссо заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следоватьза спонтанными проявлениями его совершенной природы.
Формирование личностипроисходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового,умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.
Вся эта работа начинается ещев младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человеквечный познавательного. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознаниемира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковомвозрасте. Подростковый период — это один из сложнейших этапов жизни человека.Именно эти аспекты учитываются в педагогической концепции Жан-Жака Руссо.[1]
Направленность личностичеловека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности,духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Жан-ЖакРуссо хорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальныхпотребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал “потребностьчеловека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитиеэтой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладаниюдуховными ценностями”. Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Руссо,сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была егопотребность в другом человеке.
Материальные потребности,потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, в общении сдругими людьми — такова иерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается вработах Жан-Жака Руссо по мере развития его философско-педагогических взглядов.Главный смысл воспитания для Руссо в том, чтобы взаимное человеческое общение идуховное обогащение были источниками полноты и многогранности. Формированиеличности человека — это последовательное изменение и усложнение системыотношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Онопроисходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский июношеский возраст. Поэтому Руссо, считал, что на развитие личности иформирование качеств нужно воздействовать именно в детском возрасте.
Развитие человека какличности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических идуховных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личностьформируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личностиразвиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.Развитие человека — это процесс количественного и качественного изменения,исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которогоскрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторонличности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжениивсей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источниксоциального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
Творчество Руссо с каждымгодом привлекает все более пристальное внимание мировой научной ипедагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это неслучайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатилапедагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как втеорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный,революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Таким образом, Руссо, неотрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностямкачественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая изтаких потребностей — потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной иограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желаниясегодня знать больше, чем знал вчера. В самой глубине человеческого существаесть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователемприроды и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. Руссовидел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природноеначало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должнывоодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренниесилы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, — очень сильный стимулинтереса к знанию.
Направленность личностичеловека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности,духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Руссохорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальных потребностейи потребностей познания./>/>
2. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
Все выдающиеся педагогическиешколы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образованиячеловека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Длядореволюционного времени характерно формирование христианских духовныхценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностейобщецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурноенаследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил урокиморали. Для него личностным образцом — педагогическим идеалом — был человек,умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. Впедагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценностьличности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев,С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования вэтот период признавались именно личностно-ориентированные ценности. [2]
Л.Н. Толстой считал, что чеммоложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то,что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.
Толстой настойчиворекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличныхоценок, чтобы отличники “не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих натройки не угнетало чувство неполноценности”.
Толстой рекомендует педагогамвызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины ихребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный напервый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужнопохвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, воснове которой лежит оценка только положительных результатов, приводитчрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков.
Воздействие на неустоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осужденияколлектива чаще всего приводит к тому, что ребенок “ломается”, становитсялицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепойненависти против всех.
Всякаяхудожественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична дляучителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этотпроцесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правдуискусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства отфальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни сталовоплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественномтворчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, итолько тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести кпедагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ,его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропуститьчерез себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своихсобственных. Я считаю, что для урока психологическая, техническая,интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимоподготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство.
Особенно важно вэмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верныйтон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве.Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найтиверный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,-одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.[3]

/>3.Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо иЛьва Николаевича Толстого
В прошлом успешностьвоспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания,учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно- технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может бытьоценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельнодействовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не моглобыть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться кмолодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъектусоциального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиальноиного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно,курс на сотрудничество, в психологии требование понимания. Соответственно входе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные "свойства " молодых людей.[4]
Большой проблемойсегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно вэстетически — нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в нашевремя уделено много внимания появляются специализированные школы, детские сады,гимназии, колледжи и прочее. Многие педагоги забыли, что целью являетсявоспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.
Огромную проблемупредставляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности ученика,начиная с начальной школы. Очень часто школьная программа не предусматриваетфизиологические особенности человека. Нельзя сказать, что концепции Руссо иТолстого похожи, они как бы дополняют друг друга.

/>Заключение
Путь к новой моделивоспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, еецелей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции ироли учителя — воспитателя. Философские идеи о безграничности развитияличностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие вобщественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природыребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательнойдеятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека.
Труд и культура, всяжизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят отуровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемыхрезультатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: “Выучить,запомнить!”. Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чембольше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на заднийплан задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен — она невольноуничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальноезаучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственногосодержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачипо формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большимупрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактнуюсистему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека.

/>Список литературы
1.        Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. – Барселона, ЮНЕСКО, 1998. – 175 с.
2.        Левин К., Литтл А., Конклаф К.Влияние образования на задачи развития (I). // Перспективы. Вопросыобразования. ЮНЕСКО. — № 2. — М., 2003. — с.259.
3.        Основы педагогического мастерства:Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 2003.- 302с.
4.        Хмель Н.Д. Теоретические основыпрофессиональной подготовки учителя. – Алматы: Бiлiм, 2000. – 320 с.
5.        Хозяинов Г.И. Педагогическоемастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2001. — 201с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические аспекты ценообразования
Реферат Влияние международных моделей полицейской охраны общественного порядка в Латинской Америке: экспериментальные программы поддержания правопорядка с привлечением населения
Реферат Администрация Первомайского района, именуемая в дальнейшем "Администрация района", в лице главы администрации района А. В
Реферат Культорологическая роль экспозиции центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Спасо-Андронниковского монастыря
Реферат Оценка рекреационных ресурсов Владимирской области
Реферат Договор найма-продажи
Реферат Железнодорожный переезд
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Стратегическое планирование за конец 2000 года
Реферат «Особенности развития самооценки у учащихся»
Реферат Специальность "Связи с общественностью": проблемы терминологии и профессиональной подготовки
Реферат Агропромышленная депутатская группа (АПГ)
Реферат Реализация алгоритма обработки данных
Реферат Дослідження методів та інструментальних засобів проектування цифрових пристроїв на основі програмованих логічних інтегральних схем (ПЛІС)
Реферат Экономика автомобильного транспорта
Реферат Темперамент 22