Реферат по предмету "Философия"


Условия интеграции науки, образования и бизнеса в современной России

Санина Анна Георгиевна — кандидат социологическихнаук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципальногоуправления Государственного университета — Высшая школа экономики(Санкт-Петербург).
Задачиобеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанногона знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами всферах науки,
образованияи производства. Интегративное взаимодействие таких институтов даетмультипликационный эффект, как о том свидетельствует, в частности, опыт Китая, Израиляи Финляндии, где стимулирование развития небольших инновационных предприятийпри поддержке государства стало одним из факторов экономического роста. Малые исредние предприятия, развитие которых связано с быстрым освоениемнаучно-технических достижений,
составляютоснову экономической жизни большинства промышленно развитых стран. Их влияниена формирование рынка труда побуждает власти заботиться об улучшении ихинфраструктуры и условий деятельности, что позволяет снизить уровеньбезработицы и улучшить экономическую ситуацию.
Хотяакадемическая наука не решает конкретных производственных или финансовых задач,ее открытия и достижения влияют на экономическую и производственную сферу черезразвитие техники, совершенствование производственных технологий, улучшениесоциальной организации.
Всферу науки как области теоретического знания не входит выполнениеконструкторских разработок в производственной и хозяйственной практике. Этообласть прикладных исследований.
Редкиеслучаи сочетания в одном лице ученых-исследователей и инженеров встречаютсясреди экспериментаторов (П. Л. Капица) или инженеров, тесно связанных сфизическими науками (С. П.
Королев).Но, как отмечает В. М. Бродянский, «даже самые „инженерные“фи-Статья подготовлена в рамках реализации проекта Ресурсного центраСанкт-Петербургского государственного университета „Основные векторыинтеграции в современном обществе: наука, образование, бизнес“ (грант N2049). стр. 122 зики и химики все же остаются больше теоретиками, а самые»теоретичные" инженеры — практиками" [1, с. 49]. К примеру, дляинженера отраслевого НИИ основная доля затрат труда приходится на прикладныеисследования, разработку и совершенствование промышленных образцов, и оченьнезначительная — на теоретическую деятельность. Попытки крупных ученых стать навремя инженерами или предпринимателями чаще всего приводят к печальнымрезультатам. Среди примеров — неудачный дебют А. Эйнштейна в роли конструкторасамолетов в 1915 г. [2], а также попытка Й. А. Шумпетера применитьэкономические познания в деятельности на посту президента частного банка, завершившаясябанкротством [3, с. 13].
Наукавлияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но ипо другим каналам — через экономику, организацию и т.д. В формировании культурынаукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежитобразованию, поскольку при современном производстве высокой сложностистановится очевидным, что чем квалифицированнее работник, чем выше его общаякультура и качество его труда.
Предполагается,что интеграция образования, науки и производства приведет к повышениюинновационного потенциала российской экономики. Цель осуществляемых в этойобласти национальных проектов и программ состоит в подъемеконкурентоспособности отечественных предприятий благодаря обучению их персоналапередовым методам труда и трансферу между бизнесом и наукой. Процессыинтеграции развиваются в определенных организационных формах (технопарки, исследовательскиеуниверситеты, НПО, консалтинговые фирмы и т.д.), которые способны решатьисследовательские, образовательные и производственные задачи, а такжеудовлетворять потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах.
Предпосылкиразвития интегративных комплексов в образовании, науке и бизнесе складываютсяиз политических, нормативно-правовых, экономических и социально-культурныхусловий. Политические условия реализуются на государственном уровне, выступаюткак актуализация потребности в изменении сложившихся и устойчиво сохранявшихсясоциальных практик. Такая потребность возникает в ответ на социальные измененияв мире: ускорение научно-технического прогресса, интенсификация процессовинформатизации и т.д. Однако ее реализация требует целенаправленных усилий, которыедолжны быть предприняты, прежде всего, государственной властью.
Государство,признавая науку, образование и бизнес важнейшими ресурсами обновления экономики,стремится способствовать развитию научно-интеллектуального и образовательногосекторов. Это позволяет поддерживать приоритетные направлениянаучно-технического прогресса, формировать в мировом сообществе имидж Россиикак страны, заботящейся об интеллектуальном потенциале. Признание необходимостистимулирования развития инноваций на стыке науки, образования и бизнеса привелок созданию в 1990-х гг. в ряде европейских государств Национальных СистемИнноваций (National Systems of Innovation) [4]. Особую поддержку получаютразличные виды интегративных комплексов: технопарки, инновационные фирмы и т.п.Концепция Национальных Систем Инноваций призвана также акцентировать вниманиеполитиков и государственных чиновников на том факте, что недостатоквзаимодействий между ключевыми институтами современной экономики — наукой, образованиеми бизнесом — может привести к сепаратному развитию фундаментальных исследований,прикладных разработок и производства того или иного продукта или услуги. А этоведет к серьезным дисбалансам и, как итог, к общей стагнации [5].
В«Основах политики Российской Федерации в области развития науки итехнологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», утвержденныхв 2002 г., переход к инновационному развитию страны был определен как основнаяцель государственной политики в области развития науки и технологий. Ееприоритетными направлениями были объявлены: «1) развитие фундаментальнойнауки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствованиегосударственного регулирования в области науки и технологий; 3) формированиенациональной инновационной системы; 4) повышение эффективности использованиярезультатов научной и научно-технической деятельности; 5) сохранение и развитиекадрового потенциала научно-технического комплекса; 6) интеграция науки иобразования; 7) развитие международного научно-техническогосотрудничества» [6]. В документе «Стратегия развития науки иинноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» отмечается: стр.123 «мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическоеразвитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке(преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличиемразвитой среды „генерации знаний“, основанной на значительном секторефундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитойнациональной инновационной системой, целостной государственной политикой инормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности» [7].
Инвестициив интеллектуальный капитал в передовых странах являются наиболее эффективнымспособом размещения ресурсов. Из этого следует, что развитие и структурароссийского сектора исследований и разработок должны отвечать растущему спросусо стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии.Предлагаемые российским сектором исследований и разработок научные результатымирового уровня должны находить применение в российской экономике, условиемчего является восприимчивость российского предпринимательского сектора кинновациям [8]. Принятие подобных документов на федеральном уровне отражаетпризнание того факта, что высшее руководство нашей страны рассматриваетинтеграционные процессы как одно из приоритетных направлений.
НиМинистерство образования и науки РФ, ни руководители образовательных учрежденийне могут с точностью сформировать прогноз в отношении того, как надлежитосуществлять подготовку и переподготовку специалистов в плане удовлетворенияпотребностей инновационной экономики. По этой причине условия развитияинтеграционных процессов связаны с делегированием полномочий: государство, осознавая,что намного более надежно и эффективно предоставить выбор самим потребителямобразовательных услуг, передает определенные полномочия по стратегическому итактическому управлению интеграционными процессами самим его участникам (преждевсего, организациям, обладающим финансовыми возможностями). Нормативно-правовыеусловия. Процесс формирования интегративных комплексов должен осуществляться наоснове обоснованных и нормативно закрепленных правил. По оценкам специалистов, насегодняшний день законодательство РФ в этой области находится в стадиистановления: нет единого кодифицированного федерального акта, устанавливающегоправовые механизмы процесса интеграции науки, образования и бизнеса, отсутствуетстройная система взаимосвязанных и согласованных нормативных правовых актов, регулирующихотношения в этой сфере. Вопросы правового обеспечения реализации«Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. в инновационной сфере» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.) находятся в центре внимания Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной ДумыРФ.
Нафедеральном уровне можно выделить группы правовых норм, регламентирующиевопросы, связанные с претворением в жизнь идеи интеграции бизнеса, науки иобразования.
1.Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие научную деятельность: УказПрезидента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-техническогопотенциала РФ» (1992 г.), Федеральный закон «О науке игосударственной научно-технической политике» (1996 г.) и др.
2.Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность:Федеральные законы «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) и др.
3.Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие инновационные процессы: законРФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), закон «Об информации, информационных технологий и защите информации» (2006 г.) и др.
4.Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие интеграционные процессы науки, образованияи бизнеса: закон «О государственных научных центрах РоссийскойФедерации» (1993 г.), Указы Президента РФ «О государственнойподдержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки» (1996 г.), «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатовнаучно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности всфере науки и технологий» (1998 г.), Закон «О статусе наукоградаРоссийской Федерации» (1999 г.), Постановление Правительства РФ «Обуниверситетских комплексах» (2001 г.), Закон «Об автономных учреждениях» (2006 г.), Указ Президента РФ «О федеральныхуниверситетах» (2008 г.) и др. стр. 124 5. Нормы гражданского, бюджетного,налогового законодательства, которые закрепляют основы правового статусанаучных, образовательных и бизнес организаций как юридических лиц и регулируютмногие общие вопросы, связанные с экономическими условиями процесса интеграции.К ним относятся нормы гражданского законодательства о порядке созданияюридических лиц (Ст. 48 — 64 ГК РФ), об основах правового положения учреждений(Ст. 120 ГК РФ), ассоциациях (союзах) (Ст. 121 — 123 ГК РФ); нормы, определяющиеимущественные права юридических лиц (Гл. 19 ГК РФ), и другие. Эта группа нормвключает также нормы бюджетного законодательства, предусматривающие источники ипорядок финансирования научной и образовательной деятельности (Ст. 84 — 87Бюджетного кодекса РФ), устанавливающие права высших учебных заведений инаучных организаций как субъектов бюджетного процесса и закрепляющие правовыеосновы их финансовой деятельности (Ст. 158, 161 — 163, 237 Бюджетного кодексаРФ и др.). Это также правовые акты о защите интеллектуальной собственности. Нарегиональном уровне, как и на федеральном, правовые основы интеграции науки, образованияи бизнеса устанавливаются, прежде всего, законами субъектов РФ, регулирующимиправоотношения в данных сферах. Это законодательство преимущественно идет попути воспроизведения соответствующих норм об интеграции, предусмотренных федеральнымзаконодательством. Вместе с тем законодательство ряда субъектов РФ содержитправовые нововведения. В качестве примера можно привести законы о наукенекоторых субъектов РФ (например, республик Бурятия, Саха (Якутия), Читинской иТюменской областей), которые устанавливают специальные статьи, посвященныеинтеграции науки, образования и бизнеса и значительно расширяют перечень еенаправлений. Некоторые субъекты РФ законодательно зафиксировалиорганизационно-правовые формы интеграции, отсутствующие в федеральномзаконодательстве: они расширили круг субъектов, на базе которых они могут бытьсозданы, включив в него промышленные предприятия, научно-производственныеобъединения, центры дополнительного образования. Законы о науке некоторыхобластей устанавливают, что учебнонаучные комплексы могут быть образованы набазе не только государственных вузов и научных организаций, но инегосударственных организаций и учреждений, занимающихся научной, научно-техническойи (или) инновационной деятельностью.
Экономическиеусловия интеграции науки, образования и бизнеса связаны с объединением ресурсовдля получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Необходимосоздать комфортную среду для развития инноваций в различных отраслях науки иобразования. Предлагается предусмотреть налоговые и экономические льготы дляпредприятий, занимающихся освоением в производстве новой техники и технологий, обеспечитьсоздание особых экономических зон и т.д.
Говоряоб экономических условиях интеграции, следует отметить, что дестабилизирующеевоздействие на развитие науки, образования и бизнеса оказали и продолжаютоказывать негативные экономические явления, сопутствующие переходному периоду:социальная и экономическая нестабильность; дефицит финансовых средств; старениеи несоответствие материально-технической базы современным потребностям научнойи образовательной деятельности; устойчивая тенденция к уменьшению численностимолодых кадров и сокращению контингента научных и научно-педагогическихработников вследствие низкой оплаты их труда. Основные трудности вызваныэкономической слабостью организаций, находящихся на стадии вовлечения врыночные отношения. Сегодняшнее информационное пространство российскойэкономики состоит из слабо связанных между собой информационных секторов (государственныхи коммерческих, ведомственных и региональных), каждый из которых в силуразличных причин малодоступен для использования и расширения. В то же время впоследние годы наметилась положительная тенденция в развитии российскогоинновационного бизнеса: прирост числа малых инновационных предприятий, увеличениевнутренних затрат на исследования и разработки, повышение удельного весавнебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки. Вэтих условиях исследование влияния интегрированного развития информационныхтехнологий на развитие предпринимательства в стране становится как никогдаактуальным. По мнению ряда авторов, специфическим условием развитияинтеграционных процессов в науке, образовании и бизнесе в нашей стране являетсянеобходимость стр. 125 экономической перестройки этих социальных институтов всвязи с развитием рыночных отношений [8; 9; 10]. Эта проблема не является новойдля нашего общества. Еще в СССР в условиях плановой экономики реализовывалисьмодели интеграции, благодаря которым появлялись отдельные высокотехнологическиенаучно-производственные комплексы, отличавшиеся конкурентоспособностью намировом рынке.
Федеральныевласти, похоже, осознали пагубность стихийного развития рыночной экономики. Этоподтверждается введением государственного регулирования деятельностиестественных монополий (нефтегазовые и энергетические предприятия), оказаниемгосударственной поддержки ряду отечественных производителей легковыхавтомобилей и телекоммуникационного оборудования, серьезными попыткамиукрепления производственной базы и восстановления кадрового потенциалавысокотехнологических отраслей отечественной фармацевтической промышленности.Наконец, об этом свидетельствует отмеченный в последние годы ростгосударственных расходов на технологические инновации, научные исследования иразработки, а также на образование; в 2009 г. на реализацию инновационных образовательных программ государство выделило 10 млрд. руб. [11].
Однакопри рыночных отношениях актуальным становится поиск принципиально новых моделейинтеграции, значимым экономическим условием которых является диверсификацияисточников финансирования научно-исследовательской работы, образовательныхтехнологий (гранты, договоры с хозяйствующими субъектами, реализация научныхразработок, научное консультирование, экспертиза, информационные услуги, проектные,организационные услуги, реализация патентов, лицензий и т.д.). По мнению Г. А.Китовой и Т. Е. Кузнецовой, диверсификация источников финансированияопределяется особенностями и характером получения выгод отнаучно-образовательной деятельности (обществом в целом, государством, частнымипредприятиями, конкретными людьми, общественными организациями и др.). Онадостигается за счет использования гибких схем мобилизации внебюджетных средств(при использовании органами управления современных методов мониторинга иконтроля) [12]. Особо значимую роль в процессах диверсификации финансированияпроцессов интеграции науки, образования и бизнеса играют два условия.
Первоеусловие — это повышение спроса на технологические инновации. По оценкамэкспертов, на сегодняшний день такой спрос остается относительно низким и несоответствует условиям достижения устойчивого экономического роста. Количествопромышленных предприятий в России, приобретающих интеллектуальные разработки(Know-how) для использования в своей деятельности, то есть запатентованныеоригинальные идеи и передовые технологии, в настоящее время составляет менее 3%[13]. Показатели развития НИОКР на отечественных промышленных предприятиях покаотстают от среднемировых показателей. Удельный вес инновационно активныхпредприятий в России в последние три года находится на уровне 9%, чтозначительно ниже, чем не только в странах ОЭСР (там этот показатель составляетоколо 50%), но и в странах Восточной Европы (Румыния — 28%, Словения — 32%, Польша- 38%) [14].
Второеусловие, влияющее на процессы диверсификации финансирования процессовинтеграции науки, образования и бизнеса, — это создание преимущественно сучастием государства финансовых институтов, призванных стимулировать процессыкоммерциализации (Российский фонд технологического развития, Инвестиционныйфонд Российской Федерации, Фонд содействия развития малых формпредпринимательства в научно-технической сфере, Венчурный инновационный фонд).
Социально-культурныеусловия интеграции науки, образования и бизнеса заключаются в укоренении вобществе знаний и умений, целей и ценностей, связанных с воспроизводствоминновационного потенциала, осознанием роли науки, образования и бизнеса [15]. Вданной связи не менее важным, чем осознание и поддержка интеграционныхпроцессов на государственном уровне, является наличие инициативы самихучастников интеграционных процессов. Так, например, первый американскийтехнопарк появился во многом благодаря инициативе Стэнфордского университета потерриториальной и функциональной интеграции малых фирм, занятых инновационнойдеятельностью.
Российскиеусловия формирования интегративных комплексов по сравнению со странами Западаимеют значимую специфику: развитие интеграции происходило (и, в определеннойстепени, происходит сейчас) на фоне кризисного положения основныхинституциональных акторов.
Характернымв данном плане является мнение о том, что стр. 126 развитие процессовинтеграции образования, науки и бизнеса зачастую связано с выживаниемобразования и науки в современных российских условиях. В 1990-х — 2000-х гг. вРоссии наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. По даннымИнститута социологии Российской академии наук, в 2007 г. профессия ученого является престижной в оценках только 8% жителей страны [16]. В то же времяв США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессийисключительно по степени престижности, профессия ученого является самойпрестижной для 51% населения, весьма престижной — для 25% и престижной для 20%[17]. Вместе с тем в нашей стране в последние годы возросли требования куниверситетскому образованию. Они определяются как новыми условиями на рынкетруда, так и повышением роли «пожизненного образования». Растет числолюдей, претендующих на университетское образование. При этом растет конкуренциямежду различными университетами, между университетами и другимиисследовательскими институтами, между частным и государственным образованием.
Бизнесмены,в свою очередь, начинают предъявлять требования к тому, какими они хотели бывидеть выпускников профессиональных учебных заведений. Успешность в бизнесезависит от способностей персонала фирм быстро перестраивать свою деятельность вменяющихся условиях. Именно поэтому отечественный бизнес становитсязаинтересованным в реформе образования: ему нужны конкретные специалисты, и онготов финансово поддержать их обучение. Президент Российского союзапромышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил о том, чтобизнес-сообщество готово активно включаться в работу Минобрнауки: «Бизнесхочет участвовать в формировании профессиональных образовательных стандартов, атакже принимать непосредственное участие в управлении учебнымизаведениями» [18].
Вроссийском обществе также растет убеждение в том, что интеграция науки, образованияи бизнеса имеет исключительное значение для обеспечения конкурентоспособностиспециалистов. Именно качество новых поколений специалистов определяет уровеньнаучных достижений и их возможный творческий потенциал.
Внашей стране у преподавателей высшей школы, ученых и предпринимателей возникаетосознанная необходимость в дальнейшем развитии реализуемых ими различных видовактивности, включая выход на междисциплинарный и практически ориентированныйуровень. В России существует определенный опыт в сфере двусторонней интеграции:преподаватели вузов, как правило, наряду с преподаванием всегда занимаютсяисследовательской работой; в составе многих университетов есть НИИ, ориентированныена практическую реализацию научных идей; ряд вузов страны (МГУ, СПбГУ, Томскийгосударственный университет) считаются исследовательскими университетами.Традиция же трехсторонних взаимодействий только начинает формироваться.Интеграционные инициативы в науке, образовании и бизнесе отражаютсоциально-экономические изменения в стране. Высшая школа и наука наряду сдругими инфраструктурами были вынуждены в условиях рыночной экономики изменитьспособ функционирования. В большом количестве стали появляться различныеобразовательные организации, предлагавшие образовательные услуги, выходящие зарамки государственных стандартов, но отвечающие новым запросам населения, какправило, на коммерческой основе. В качестве отдельной составляющейсоциокультурных условий интеграции науки, образования и бизнеса можно выделитькогнитивные условия, связанные с определением так называемого «общегосмысла», вкладываемого в понятия «интеграция», «интегративныекомплексы» и «бизнеса» и т.п. Однако до сих пор несформулировано научно и конвенционально обоснованное определение данных понятий,отсутствует единый подход к его применению, то есть четко не обозначен сампредмет политического, экономического и социального регулирования. Особую роль винтенсификации процесса определения сути и содержания понятий, связанных синтеграцией науки, образования и бизнеса, играют коммуникации ученых, преподавателейи предпринимателей, реализующиеся, в большинстве случаев, в форме научныхконференций, семинаров, симпозиумов. В качестве примеров можно привестиконференции: «Бизнес-Образование-Государство: опыт, стратегии, тенденции»,проведенную Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий(АП КИТ) (Тверь, 2006 г.); «Интеграция науки, образования, бизнеса ипромышленности: инновационный и инвестиционный аспекты», подготовленнуюКомитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению истр. 127 экологии (Москва, 2006 г.); «Практика корпоративногоантикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки ибизнеса», проведенную Институтом менеджмента Московского государственногоуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (Москва, 2007 г.), и др. Подобные творческие контакты являются условием развития процессов интеграции науки, образованияи бизнеса — чтобы осуществить процесс интеграции бизнеса, науки и образования, нужноиметь теорию интеграции, а недостаточное определение инновационной политики вРоссии препятствует диалогу бизнеса, науки и образования.
Внастоящее время отечественные наука, образование и бизнес находятся на стадиипоиска жизнеспособных форм интеграции. Они строятся по сетевому, а не поиерархическому принципу.
Сетевоевзаимодействие уравнивает его участников, разных по институциональной иорганизационной специфике. Сетевая форма взаимодействия позволяет учитыватьособенность, характерную для отечественного делопроизводства. Она заключается втом, что при решении вопросов о партнерстве большинство руководителейпредпочитают персонифицированное («личное»), а не институциональноевзаимодействие. В данном случае речь идет о том, что важнейшим компонентоминтеграции выступает неформальная коммуникация, возможности для осуществлениякоторой по существующим каналам связи, в том числе основанным на современныхкомпьютерных технологиях, весьма ограничены. Между тем доверие являетсянаиболее значимым фактором создания социальных сетей, особенно если речь идет осетях с плотной структурой, предполагающих высокий уровень надежности [19].Институциональное доверие в данном случае не заменяет довериятрансперсонального, формируемого через устойчиво повторяющиеся личные контакты.
Межличностноевзаимодействие выступает решающим условием эффективного взаимодействиясоциальных сетей. Необходимость систематических личных контактов в сочетании сограниченностью временного ресурса, в свою очередь, делает практическинеизбежной концентрацию социальных сетей на небольших территориях, где имеютсяусловия для осуществления успешных взаимодействий. Именно поэтомуинтеграционные комплексы, существующие в образовании, науке и бизнесе, зачастуюрасполагаются на территории, прилегающей к одному из этих акторов — чаще всего- к университету. Формирование любого университета как учреждения, включенногов трехсторонние отношения образования, науки и бизнеса, способствуетобъединению в его стенах трех непременных элементов современного общества — науки,образования и рынка. Влияя друг на друга, они дают возможность сформироватьновый образ университета, а следовательно, и новую политику, основанную наединстве рыночных сил и социальной защищенности университета, егопреподавателей и студентов в мультикультурных условиях, что обеспечиваетсясвязями университета как центра науки и культуры и в то же время как центрапредпринимательства [20].
Необходимоотметить, что в процессах взаимодействия науки, образования и бизнеса в Россиипреобладает двухсторонняя интеграция, а предпочтения выбора партнера поинтеграции (образование, наука или бизнес) зависят от опыта взаимодействия, отпредставлений об основополагающих видах деятельности партнера. Вузы и научныеучреждения более склонны к интеграции друг с другом в фундаментальных сферахнаучной и образовательной деятельности; в прикладных сферах деятельности ониотдают предпочтение бизнесу. Бизнес отдает предпочтение науке висследовательской сфере, а вузам — в образовательной.
Вслучаях трехстороннего взаимодействия среди его участников чаще всего выделяетсяведущее звено: представители науки, образования или бизнеса выступают синициативным предложением о создании трехсторонних договоров, совместныхцентров, лабораторий, или о сотрудничестве в рамках научно-образовательногокомплекса. Актор-инициатор в дальнейших взаимодействиях занимает ведущуюпозицию, определяя приоритетных партнеров и направления деятельности. Вусловиях повышения требований общества к результативности образования с точкизрения эффективности совокупных затрат, необходимости удовлетворения ожиданийобучающихся на получение достойной занятости чаще всего инициатором выступаюттехнические университеты и вузы, имеющие традиции в области прикладных научныхразработок и их внедрения. Одной из наиболее распространенных форм интеграции приэтом является создание учебно-научнопроизводственных комплексов. Благодаря этойформе достигается синергетический эффект использования возможностей работающегопромышленного оборудования в учебном процессе, целевых стр. 128 НИОКР и обменазнаниями между учеными, преподавателями и производственниками. Другой формойинтеграции, при которой инициатива в большей степени принадлежит бизнесу (какправило, это крупное предприятие), выступает формирование образовательныхпрограмм подготовки специалистов «в соответствии с пожеланиямизаказчика». Интегративные комплексы по инициативе научных институтов иорганизаций создаются в нашей стране значительно реже. В последнее время в ходеинтеграции науки, образования и бизнеса стали появляться организационныеструктуры, составляющие некое «четвертое звено» процесса формированиявнешних неформальных структур. В качестве примера можно привести ПопечительскиеСоветы в Федеральных университетах, а также национальные, региональные имеждународные ассоциации сетей, которые занимаются продвижением новых сетевыхтехнологий в области сотрудничества между странами, организациями, университетамии отдельными учеными. Сюда же входят международные координационные центры. Это,к примеру, Европейская ассоциация университетов, программа ОЕСД«Институциональное управление высшим образованием», Европейскийнаучный фонд, Евразийская ассоциация университетов, которые берут на себя рольинициатора создания интегративных процессов, а впоследствии — частично и рольсетевого менеджера, регулирующего процессы взаимодействия науки, образования ибизнеса. Возможно, именно развитие гибких сетевых структур (инновационныхкластеров), создаваемых на основе многосторонних соглашений и объединяющих вузы,научные организации, предприятия, инновационные фирмы, можно считать одним изнеобходимых условий для успешного функционирования интегративных комплексов.
Список литературы
1.Бродянский В. М. Основы специальности. М.: МЭИ, 1984.
2.Зелиг К. А. Эйнштейн. М.: Атомиздат, 1966. С. 196.
3.Автономов В. С. Шумпетер и его книги // Шумпетер Й. А. Теория экономическогоразвития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007.
4. Nelson R. (ed.). National Innovation Systems. A ComparativeAnalysis. — New York / Oxford, 1993. 5. Lundvall B.A. (ed.). NationalInnovation Systems: Towrds a Theory of Innovation and Interactive Learning. London,1996.
6.Интернет-сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru
7.Сайт: Президент Российской Федерации молодым ученым и специалистам.www.youngscience.ru/753/820/979/index.shtml
8.Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условиеинновационного развития экономики России. Высшее профессиональное образование икадровая политика в современной России // Аналитический вестник СоветаФедерации ФС РФ. 2006. N 25(313).
9.Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшееобразование в России. 2005. N 1.
10.Некипелов А. Современное экономическое образование: интеграция академическойнауки и высшей школы // Мир перемен. 2006. N 1.
11.Приоритетные национальные проекты. Новости от 10.04.2008. www.rost.ru 12. Китова Г. А., Кузнецова Т. Е. Интеграция науки и образования в экономикезнаний. emag.iis.ru 13. Российский национальный комитет по Тихоокеанскомуэкономическому сотрудничеству. www.rncpec.fareast.ru 14.Административно-управленческий портал, www.aup.ru 15. Брижань А. В.Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономикиРоссии. Дисс.… к.э.н. по спец. 08.00.05. — Краснодар, 2006.
16.Институт социологии РАН. www.isras.ru 17. Jones D. Areyou proud of your job? Prestige affects employee satisfaction // USA Today.
24.05.2005. www.usatoday.com 18. Профессиональноеобразование и рынок в зеркале СМИ. www.eurekanet.ru 19. Sergeyev V., Alekseenkova E. Integration Processes in theCommonwealth of Independent States (CIS) Space // Griffiths Я. Т. (ed.). Economic Integration inPost-War Europe. Princeton, 2007. 20. Налетова И. В. Метафундамендализмисследований современного высшего образования // Электронное научное издание«Аналитика культурологии», www.analiculturolog.ru стр. 129
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecsocman.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ядерные отходы - ядовитое наследство для 12 тысяч будущих поколений
Реферат Экономика и планирование природопользования
Реферат Агентирование - форма посредничества
Реферат Визит Рихарда Вагнера к Россини
Реферат Этический аспект взаимодействий человека и природы
Реферат Ватметри низької частоти
Реферат Экология и здоровье человека
Реферат Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг
Реферат Анализ предприятия РУП "Завод точного машиностроения"
Реферат Экология. Химическое загрязнение окружающей среды
Реферат Экология, понятие биогеоценоза
Реферат Анализ обеспеченности основными средствами на предприятии
Реферат Анализ использования фонда заработной платы ОАО "Свiтанак"
Реферат Анализ основного и оборотного капитала. Анализ финансовой устойчивости предприятия
Реферат Расходы бюджетной системы, их содержание и классификация