Реферат по предмету "Педагогика"


Профессиональная личность. Становление и развитие педагога

КФ НГПУ
Реферат
Тема: Профессиональная личность. Становление иразвитие педагога
2010

План
1. Профессиональная личность педагога
2. Становление и развитие
3. Источники

 
Ведение
Можнос полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется даннаяобщественность, можно судить о её культурном уровне ижизнеспособности.(М.М.Рубинштейн)
Современныйучитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным итребовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивнымиспособностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся,быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностныхсвойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка исамообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность,дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность,искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все этиспособности и качества в совокупности и составляют собой уникальную,своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителядостигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств,а прежде всего за счёт максимального развития тех способностей, которые создаютпреобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни идеятельности педагога.
Реализациясовременной политики в образовании невозможна без педагога, владеющеговысоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущиеинтеллектуальные позиции в обществе.
Современныйпедагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования,высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочьему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитиишколы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не толькоформировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, нои вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности,помочь педагогу оценить свое «Я».
Учитель- профессионал — этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так какхорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современногообщества.
Педагогическийпрофессионализм определяется через понятие«педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и какидеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов ксамосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективностипедагогического труда.
Педагогическоемастерство зачастую воспринимается как важнейшеепрофессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Однимиз важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считаетсярезультативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемостишкольников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагоганаиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принятосчитать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Личностьпедагога в традиционной системе обучения:
Более всего при подготовке к урокамучитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения новогоматериала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этомпреподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практическивсегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим вучебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкийуровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с егособственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовымзнанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своемурежиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика,установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное,прохождение программ.
Для того чтобы перевести информацию взнание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе,так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последниедостигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникаетцелый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходятна преодоление нежелания детей учиться.Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагалпреподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможныйобъем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, негорит, а дымит.
 
2. Становление и развитие педагога
 
Первыйуровень предполагает овладение профессиональными знаниями втечение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первыедва года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитанна два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному изпредметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическоеобразование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Дляполучения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогическогообразования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоитьпрофессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускнуюработу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двумпедагогическим специальностям.
Полноевысшее педагогическое образование основывается на базовоми представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных иобразовательных программ по направлениям специализации. Основная цель даннойступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшуюнаучно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическоеобразование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки,предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типахобразовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).
Вгосударственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшегопедагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого-педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный,составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитиемировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого-педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образованиеучителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческойиндивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоениесодержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческойкультуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.
Существуетразличное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателяконкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и наставникамолодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразованиев широком
смысле слова — это совершенствование своих знаний и умений в различныхобластях действительности, а в узком — совершенствование специальных знаний иумений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должносоответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль.Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучитьсебя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждомэтапе деятельности.
Профессионализмучителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные,нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только ввоспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно,учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь имследовать. Начинающему педагогу предлагается оценить своиличностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов(методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность,культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовныйконтакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи;эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личныекачества.
Послеэтого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считаетпрофессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный,вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данныепомогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные ислабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования,наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практическиесеминары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждаяиз этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагогатворческого подхода и совместной с коллегами деятельности.
Самовоспитаниеначинается с момента появления плана — программы изменения своей личности. Впроцессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованыразличные приемы, среди них выделяются три группы:
· Самоинформирование
·  Самопобуждение
· Самоорганизация
Самоинформированиеосновываетсяна самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек неможет определить направление работы над собой. Самопознание основывается наумении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег,школьного психолога, учеников и их родителей.
Самопобуждениек самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формамиявляются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждениюв сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессиональнозначимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания,но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формысамоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Выявляяспособности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченкоустановили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интереск работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени,состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессепрофессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешниеи внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает отом, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов(знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способовсамоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствиезнаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательскойдеятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные ислабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальныевозможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только нанакопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневнойпедагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивациюпрофессионального саморазвития.
Важнымпрофессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Какправило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере необладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствияпрофессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, какхотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) устудента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примернотакой: вначале — обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознаниисостояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее — определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.
Сейчасмного говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальномподходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей,«имеются они у него на все 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на50% — посредственный, ниже 50% — плохой» [5, с. 214]. Но ведь всякийучитель — личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать:в чем сила и слабость каждого из них.
Важнымпоказателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческихкачеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, асубъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов,проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяетинтерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности,им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес кпедагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностяхдетей, а не только на требованиях программы. Становление творческойиндивидуальности педагога — достаточно длительный процесс, требующий выработкиумения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей,нести ответственность за результаты обучения и воспитания.
Итак,индивидуальность и профессионализм — две неразделимые стороны личностипедагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовитьи оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, еслипрофессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются приподготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческойиндивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом вниманияшкол и педагогических вузов.
Видыдеятельности педагога;
— особенности педагогической профессии;
— условия труда педагога;
— основные требования к профессии учителя;
— перспективы профессионального роста.
Всеуказанные личностные и профессиональные качества составляют модель«идеального» или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами посебе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще ипрофессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постояннуюсамооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.



Литература
1. Курдюмова И. М.,Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы //Педагогика. 1998. N 3.
2. Шиян О. М.Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1.
3. Макаренко А. С. Овоспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.