Реферат по предмету "Педагогика"


Всеобщее среднее образование в СССР

Содержание курсовой работы:
«Всеобщее среднее образование в СССР»
 
1. Вступление …………………………………………………………. 2-4
2.Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднемуобразованию………………………………………………………… 4-23
3. Законодательство о всеобщее среднем образовании вСССР…..  24-36
4. Заключение…………………………………………………………   36
5. Литература…………………………………………………………    376. Нормативно – правовые акты……………………………………  37-40

1. Вступление
Актуальность темы данной работыопределяется целым рядом важных обстоятельств.
Во-первых, вступлением ведущих мировыхдержав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые вистории человечества знания и образование востребованы как важнейший элементразвития и прогресса.
Во-вторых, необходимостью обстоятельногоанализа как советского, так и современного исторического опыта разработки иосуществления государственной политики в области образования для выясненияреальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержкиобразовательных учреждений.
В-третьих. Хорошо известно, чтореформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры исодержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания кпотребностям общества и государства.
В-четвертых, череда реформ в сфереобразования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дняне получала оценки современных специалистов-историков  (что будет заметно поиспользованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Безпромежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшейсфере человеческой деятельности, каким и является образование.
Цель работы рассмотрениезаконодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общемусреднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществлениясоветской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. припереходе ко всеобщему среднему образованию.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятомупятилетнему плану раз­вития СССР предложил провести в области дальнейшего развитияшкольного дела два важнейших мероприятия:
всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение[1].
Съезд партии предлагал завершить к концу пятилет­ки переход от семилетнегообразования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик,городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейшихпромышленных центрах и подго­товить условия для полного осуществления вследующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальныхгородах и сельских местностях.
Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению былаобеспечена возможность получить среднее образование.
Советская власть, декла­рируя введение всеобщего обучения, гарантировалаего осуществление путем организации ряда мероприятий, да­ющих детям иподросткам действительную возможность получить соответствующее образование.
Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сетишкол и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места житель­стваучащегося, а при отдаленном расстоянии — наличием интерната, в котором мог быжить ученик; хорошо подго­товленными для занятий с детьми учителями; возможно­стьюприобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей;  необходимойбесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщееобучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению,организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста[2].В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза,обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. Привсеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание пред­метов на родном длядетей языке.
Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенноменяется содержание среднего об­разования. XIX съезд КПСС предложил: в целяхдальнейшего повышения социалистического воспитательного значенияобщеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шко­лу,условий для свободного выбора профессий—присту­пить к осуществлению ипроведению мероприятий, необ­ходимых для перехода к всеобщему политехническомуобучению в средней школе[3].
2. Законодательство о развитии советской школы на пути ковсеобщему среднему образованию
Требование о введении в стране всеобщего обязатель­ного обучениявыдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бед­ноте» указывал накрайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.
«Только даровое и обязательное обучение всех детей,—писал он,—можетизбавить народ хотя бы отча­сти от теперешней темноты»[4].В программу РСДРП, при­нятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровоми обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего поладо 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счетго­сударства.
Огромныйвклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин,под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии иправительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальныепроблемы просвеще­ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездахСоветов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитетаи Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписалдесятки постановлений Советского правитель­ства. Он участвовал и выступал сречами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ­ногопросвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самыйпристальный интерес к прак­тической жизни и работе органов народногообразования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче­ской иметодической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научныхучреждениях старых специа­листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар­компроса,совершенствованием его структуры, разработ­кой Положения об этом органеуправления.
Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованиюпрошла ряд этапов. На первом этапе — в 20-е — начале 30-х гг. шел процессстанов­ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решалазадачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи,ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения[5].
На первом этапе развития советской школы шла боль­шая работа поопределению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебныхпланов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения ивоспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки,которая сама пере­живала стадию становления, влияние различных буржуаз­ныхтеорий, в том числе «свободного воспитания» и отми­рания школы, осложняли этуработу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.
В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации деланародного образования в Российской Социалистической Советской Республике»,подписанное В. И. Лениным.
Состояниенародного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающеохарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми­тета СоюзаССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР задесять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано вэтом постановлении, осталась поч­ти поголовная неграмотность населения,особенно в де­ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополиейимущих классов. Царская империя представ­ляла собой огромную тюрьму народов.Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар­скогоуправления. Порабощенные великодержавным гне­том народы этой империи лишеныбыли какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально­стямвоспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особеннотяжелом положении нахо­дились культурно отсталые национальности, державшие­сяцаризмом в состоянии полнейшей темноты и невеже­ства, что позволяло сисключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их[6].
В первые же годы революционного строительства Советское правительствопоставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя­зательногообучения.
В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде пар­тии 18—23 марта 1919 г.,была поставлена задача прове­дения в стране бесплатного и обязательного общегообразова­ния для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовойшколе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введениеобязатель­ного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста вшколах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебнымипособиями. Для переростков намечалась орга­низация особых занятий при школах.
В первые годы советской власти, несмотря на не­обычайно тяжелое положениестраны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодо­левая всепрепятствия, способствовал развитию культур­ного строительства и в первуюочередь всеобщего обуче­ния детей. Стремительно развертывалась школьная сеть,особенно в сельской местности, увеличивались контин­гента учащихся. Если в1914/15 учебном году на терри­тории царской России было 105524 начальных,неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебномгоду в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них[7].
Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотрпринципов финансирования просвети­тельных учреждений, передача школ на местный,еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но ужев 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, новерный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавлива­лось крестьянскоехозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно былиликвиди­рованы последствия постигшего голода[8].
Это дало возможность Х съезду Советов, состоявше­муся 27 декабря 1922 г.,обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все мерык тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений былорешительно приостановлено.
Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И.Ленин пишет свои исторические  «Странички из дневника». Он предлагл передвинутьвесь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередьпотребностей первона­чального народного образования[9].
В РСФСР в 20-е — начале 30-х гг. наряду с четырех­летней начальной,семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно вобъеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы сталисоздаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возниклифабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполнялитакже рабо­чие факультативы (рабфаки) и техникумы.
Большой вклад в развитие школы, в повышение уровня учебно-воспитательногопроцесса вносили Ленинский ком­сомол, его школьные ячейки, пионерскиеорганизации и органы ученического самоуправления. Школьные вопросысистематически обсуждались на съездах и конференциях комсомола.
Быстрыми темпами росло образование во всех союзных и автономныхреспубликах, чему способствовало создание алфавитов на базе русского языка дляряда малых наро­дов, введение обучения на родном языке, развитие сетинациональных школ и педагогических учебных заведений[10].В первой и второй Программах КПСС, в «Декларации прав народов России», в рядедругих законодательных актов Советского государства обращалось особое внима­ниена обеспечение прав всех народов на их культурное развитие. На подъем народногообразования в союзных и автономных республиках оказало сильное воздействиесоздание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.
Подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение ихполитической и научной, психолого-педаго­гической и методической квалификацииосуществлялись в педагогических учебных заведениях — техникумах (учи­лищах),институтах, педагогических факультетах универ­ситетов, педагогических станциях,школах передового опыта и других учреждениях.
Однако в 20-е гг. единая система народного образо­вания еще не сложилась.Имела место многотипность школ, что обусловливалось историческим прошлым, эко­номическимии культурными особенностями союзных и автономных республик. В странеотсутствовали единые типы школ, единые учебные планы и программы, не былоединства в планировании и организации учебных заня­тий. Даже продолжительностьучебного года была раз­личной: на Украине она некоторое время составляла 181день, в Белоруссии — 158, а в Киргизии — лишь 143 дня[11].Только в 1930 г. второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованиювысказалось за создание еди­ной системы народного образования. Рекомендацииэтого совещания были реализованы в постановлениях партии и правительства ошколе, принятых в последующие годы.
Главным научно-исследовательским центром советской педагогики и школыявлялся НИИ методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, а научно-педагогической,учебной и курсовой базой — Академия коммунистического воспитания им. Н. К.Крупской. Важную роль играли и Высшие педагогические курсы при 2-м Московскомгосу­дарственном университете. В состав научно-методических учрежденийНаркомпроса РСФСР входили первая опыт­ная станция по народному образованию вКалужской губернии, вторая (Шатурская) — в Московской губернии и третья (Гагинская)— в Рязанской губернии, а также несколько десятков опытно-показательныхучебно-вос­питательных учреждений в РСФСР, Украинской, Бело­русской и другихреспубликах.
Фундамент советской педаго­гики и образования закладывали такие деятелигосударства, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С.Бубнов. Важный вклад в педагогико-образовательную  науку внесли П. П. Блонский,С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, А. Г. Калашников, М. М. Пистраки дру­гие.
С первых лет Советской власти учительство и учащие­ся учебных заведенийстали объединяться в свои профес­сиональные союзы, первыми из которых были союзучи­телей-интернационалистов, союз коммунистов-учащихся и союз работниковпросвещения и социалистической культуры. В речи на первом съездеучителей-интернациона­листов в 1918 г. В. И. Ленин, говоря о стержневых направ­ленияхработы учительства, произнес следующие слова, ставшие девизом советскихпедагогов: «Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учи­тельстводолжно слиться со всей борющейся массой тру­дящихся. Задача новой педагогики —связать учитель­скую деятельность с задачей социалистической органи­зацииобщества»[12].С 1922 по 1934 г. существовал единый профсоюз работников просвещения, которыйобъединял учителей и воспитателей школы, детских садов, детских домов,преподавателей вузов, сотрудников учреждений науки и политпросветработников.
Коммунистическая партия, придавая огромное значе­ние роли учительскойинтеллигенции в социалистическом строительстве, приняла ряд мер по вовлечению всвои ряды лучшей части педагогических кадров. В 1924 г. вышли постановления ЦКРКП (б) «О работе среди сель­ского учительства» и «О приеме в партию сельскихучи­телей». В соответствии с рекомендациями Центрального Комитета партии вянваре 1925 г. был проведен первый Всесоюзный съезд учителей. В эти годы многоеудалось сделать для повышения авторитета и престижа педагоги­ческой профессии,улучшения материального и культурно-бытового обслуживания учителей. Так, в 1918г. СНК принял постановления «О прибавках народным учителям» и «О нормах оплатыучительского труда». В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Опенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и другихработников просвещения в деревне», а в 1929 г.— постановление «О пенсионномобеспечении ра­ботников просвещения за выслугу лет». Сельские учителя получилиряд льгот и преимуществ.
Органы народного образования и педагогические кол­лективы школ подруководством партийных комитетов и местных Советов, при активном участиипрофсоюзных, комсомольских и других массовых организаций активно участвовали вобщенародном движении за ликвидацию неграмотности взрослого населения.Повсеместно работа­ли пункты ликбеза, кружки, школы и курсы грамоты,проводились культпоходы, недели и месячники по ликви­дации неграмотности,издавались буквари и учебно-на­глядные пособия[13].В стране ряд лет функционировали Всероссийская чрезвычайная комиссия поликвидации неграмотности и местные чрезвычайные комиссии, общество «Долойнеграмотность», возглавлявшееся М. И. Калини­ным.
К вопросу всеобщего обучения детей привлекалось внимание центральных иместных советских органов. Один за другим выносятся постановления цен­тральныхорганов республик о подготовке к введению всеобщего обучения, намечаются планыего введения. В 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР признал необходимымприступить к разработке плана введения всеобщего обучения.
В центральных и местных органах народного образо­вания шлиподготовительные работы по введению обяза­тельного начального обучения всехдетей.
В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было вынесено постановление осети учреждений Наркомпроса РСФСР. Совет Народных Комиссаров предложилорганизовать при Наркомпросе РСФСР и губернских (областных) отделах народногообразования сетевые комиссии по всеобщему обучению из представителей Народногокомиссариата просвещения, Народного комис­сариата финансов, Рабоче-крестьянскойинспекции и Центрального статистического управления. Постановле­нием былиустановлены и закреплены сеть и контин­генту просветительных учреждений.
Впостановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. даны подробные директивы осроках введения всеобщего обязательного начального обучения, о сети школ,предельном радиусе района, обслуживаемого од­ной школой, и др.
Предельнымсроком введения всеобщего обязатель­ного обучения на территории РСФСР ВЦИК иСНК уста­новили 1933/34 учебный год.
XV съезд партии в «Директивах по составлению пя­тилетнего плана народногохозяйства» указывал, что пятилетний план в связи с задачами социалистическогостроительства должен учесть необходимость решительно­го повышения культурногоуровня населения города и деревни, развития национальных культур народностейСССР и увязать план культурного строительства с ин­дустриализацией страны, какнеотъемлемую часть обще­го плана социалистического строительства СССР. В ос­новуплана культурного строительства съезд предложил положить те задачи народногообразования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящих­ся —всеобщее обучение, ликвидацию неграмотности, массовое профтехническоеобразование, а также задачи подготовки квалифицированных специалистов и научныхработников[14].В резолюции «О работе в деревне» съезд предложил местным партийным организациям«принять меры по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательногопервоначального обучения, всемерно под­держивая в этом деле инициативунаселения и местных советов».
На основе успешного развития народного хозяйства развертывалась сеть школвсеобщего обучения, увеличи­валось количество средних школ, рос контингентучащихся. Однако рост сети школ народного образова­ния отставал от бурногоразвития народного хозяйства, что явилось тормозом в деле дальнейшегостроительства всеобуча.
В июне 1930 г. XVI съезд партии, отметив, что страна имеет всенеобходимое для организации всеобщего пер­воначального обучения, указал, чтопереход к обяза­тельному первоначальному обучению и ликвидация не­грамотностисейчас являются главной задачей[15].
В резолюции по отчету ЦК ВКП (б) было сказано:
«XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблемреконструктивного периода — про­блему культурной революции. Однако темпыразверты­вания культурного строительства в стране еще совершен­но недостаточны.Съезд обращает внимание на необхо­димость их усиления. Проведение всеобщегообязатель­ного первоначального обучения и ликвидации неграмот­ности должностать боевой задачей партии в ближайший период».
На основании решений XVI съезда партии Централь­ный КомитетВКП (б) летом 1930 г. (25 июля) вынес развернутое постановление «О всеобщемобязательном начальном обучении». Это постановление является исто­рическойдатой в деле введения всеобщего обуче­ния в СССР[16].
14 августа 1930 г. ЦИК и СНК СССР также вынесли постановление о всеобщемначальном обучении.
ПостановлениеЦК ВКП (б) и постановление ЦИК и СНК СССР дают развернутую программуорганизации введения повсеместного всеобщего начального обучения семилетнего вгородах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.
В 1930 г. Центральный Комитет принял постановле­ние о шефстве комсомоланад осуществлением всеобщего обучения. Тогда же 20 тыс. комсомольцев быломобили­зовано на педагогическую работу. XI съезд ВЛКСМ считал первейшейобязанностью комсомола помогать партии и советскому правительству восуществлении за­кона о всеобщем обязательном обучении детей, прини­мать самоеактивное участие в оказании всемерной помо­щи органам народного образования впроведении учета детей, подлежащих обучению, в расширении школ и интернатов,добиваться, чтобы ни один ученик не покинул школу, чтобы не было детейшкольного возраста вне школы[17].Ленинский комсомол проделал исключительно большую работу в помощь партии иправительству по осуществлению всеобщего обучения, вовлечению в шко­лу детей,по строительству школьных зданий и их обору­дованию. При разрешении стольграндиозных задач, которые стояли перед органами народного образования поосуществлению десятилетнего обучения, помощь ком­сомольских организаций былаеще более действенной, более организованной. Особенно необходимо было ихучастие в работе по планированию школьной сети, вовлечению детей в школу,участие в организации соцсоревнования по строительству школьных зданий, ихремонту и мате­риальному обеспечению.
Было разрешено союзным и автономным республикам и краевым (областным)исполкомам, а также райиспол­комам вводить обязательное семилетнее обучение и вдругих местностях, в первую очередь в районах сплош­ной коллективизации.
Значительно увеличились ассигнования бюджетных средств на школу. Былопредложено привлечь к финан­сированию всеобщего обучения, к строительству,ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, проф­союзные,кооперативные и другие общественные органи­зации, а также инициативу широкихмасс (в порядке социалистического соревнования, специальных отчисле­ний,поступлений от культурных гектаров, коллективных запашек, помощи шефов,бесплатного трудового участия и пр.)[18].
Советское правительство предлагали местным органам значительно усилитьматериальную помощь детям наименее обеспеченных родителей в виде бесплатного обеспечения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой,питанием, транспортом; в целях мобилизации сил и средств советскойобщественности для проведения всеобщего обязательного начального обуче­ния,предлагалось создать в срочном порядке при краевых (областных) исполкомах,райисполкомах, городских, по­селковых и сельских советах комитеты содействиявсе­общему обязательному обучению.
Активное участие в осуществлении всеобщего обяза­тельного обученияпринимали профессиональные организа­ции: отчисляли деньги в фонд всеобщегообучения, выде­ляли членов союзов для педагогической работы, организо­вываликурсы и семинары для направляемых в школы лиц с целью вооружить их необходимымипедагогическими зна­ниями[19].
ЦК ВКП (б) и Советское правительство дали указание о развер­тыванииподготовки педагогических кадров для школ.
«Осуществление вкратчайший срок всеобщего обяза­тельного начального обучения связано с рядомкрупней­ших трудностей, — говорится  в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930г.— Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при усло­вии,когда дело проведения всеобщего обучения превра­тится в массовуюобщественно-политическую кампа­нию, опирающуюся на инициативу исамодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое исполь­зованиетаких методов работы, как культпоход, соцсо­ревнование, шефство предприятий надшколами, обще­ственные смотры, массовые конференции и т. п.»[20].
ЦК КПСС  предложил всем пар­тийным организациям рассматривать введениевсеобще­го обязательного начального обучения как важнейшую политическуюкампанию на весь ближайший период.
Постановления партии и правительства о введении всеобщего начальногообучения с 1930/31 уч. г. нашли горячий отклик среди широких масс трудящихся.Мест­ные партийные организации, органы власти приняли со­ответствующие решения.Были отпущены значительные материальные средства на постройку, ремонт и оборудо­ваниешкол. Были организованы фонды всеобщего обучения[21].
Уже через 7 месяцев после принятого ЦК КПСС постановления о введениивсеобщего обязательного начального обучения, ЦК ВКП(б) в по­становлении от 21февраля 1931 г. отметил значительные успехи в деле практического осуществлениярешений XVI съезда партии и постановления ЦК ВКП (б); в промышленных городах, вфабрично-заводских районах и рабочих поселках был осуществлен в основномпереход все­общего обучения на базе семилетки.
В годы первой пятилетки Советское правительство приняли ряд постановле­нийо школе, сыгравших огромную роль в улучшении ее работы. 8 марта 1929 г. былопринято постановление «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах ипереподготовке учителей»; 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидациинеграмотности»; 25 августа 1931 г.— «О начальной и средней школе»; 25 августа1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и сред­ней школе»; вфеврале 1933 г.— «Об учебниках для на­чальной и средней школы». 19 сентября1932 г. ЦИК СССР принял программный документ об улучшении под­готовкиспециалистов с высшим и средним образовани­ем — постановление «Об учебныхпрограммах и режиме в высшей школе и техникумах»[22].При ЦИК СССР был образован Комитет по высшей технической школе, в функ­циикоторого входила разработка учебных планов, учеб­ных программ и методовпреподавания для институтов и техникумов, утверждение сети этих учебныхзаведений, контроль за ходом учебной работы.
В этот период было завершено введение всеобщего начального обучения. В1932 г. в стране работали 166 тыс. общеобразовательных школ, в которых училисьоколо 21 млн. человек. Почти в 3 раза по сравнению с 1914 г. возросла численностьучителей (в 1914 г.—231 тыс., в 1932 г.— 615). Значительно возросла сеть выс­шихи средних специальных учебных заведений. Если в 1927/28 уч. году в стране было148 вузов, то в 1932/33 — 832. Соответственно увеличилось число среднихспециальных учебных заведений: от 1037 до 3509. Количество индустриальных вузовза пятилетку воз­росло в 10 раз, а техникумов — в 4 раза[23].Однако позднее в результате ликвидации и объединения части вузов и техникумових количество несколько сократилось и только к 1940 г. вновь поднялось,достигнув примерно уровня конца пятилетки.
К последнему году первого пятилетнего плана осуще­ствление всеобщегообязательного обучения приближа­лось к завершению. Полностью оно было законченов 1934 г. В городах и промышленных центрах всеобщее обучение было осуществленов объеме семилетней школы.
Второй этап развития советской школы охваты­вает период с середины 30-х идо конца 50-х гг. (вторая и третья пятилетки. Великая Отечественная война, чет­вертаяи пятая послевоенные пятилетки). На этом этапе главной задачей наряду сдругими, которые решало со­ветское учительство, являлось осуществлениенеполного среднего образования детей и молодежи — сначала семи­летнего, затемвосьмилетнего[24].Следует отметить, что уже на первом этапе семилетнее образование детей,особенно в городах, приобрело довольно широкий размах (в крупных городах ипромышленных центрах большинство детей и подростков обучались в семилетках). К1941г. школа достигла крупных успехов в развитии общего образования. В странефункционировали 199 тыс. общеобразова­тельных школ, на 75 тыс. больше, чем в1914 г. Числен­ность учащихся в общеобразовательных школах состави­ла 35 млн.человек, или почти в 4 раза больше, чем в дореволюционное время. Количествоучителей достигло 1238 тыс. человек. Около миллиона человек учились в сред­нихспециальных и 812 тыс. человек — в высших учебных заведениях.
В результате ликвидации окружных отделов народно­го образования исоздания районных, улучшилось управление школой. Из Наркомпроса вы­делилисьведомства по управлению высшей школой, профтехобразованием, искусством,культурно-просвети­тельными учреждениями, печатью, физической культурой испортом. В 1934 г. была упорядочена структура началь­ной и средней школы, а в1935 г.— организация учебной работы и внутренний распорядок школы. Прави­тельствоСССР разработали и осуществили ряд коренных мер по ликвидации детскойбеспризорности, установили основ­ные типы детских учреждений.
XVII съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем планеразвития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) постановил осуществить в обла­стиповышения культурного уровня жизни рабочих и трудящихся деревни всеобщееобязательное обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, посколькув городе эта задача была в основ­ном уже разрешена на протяжении первойпятилетки.
Конституцией СССР (ст. 121), принятой 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIIIВсесоюзным Съездом Сове­тов, было провозглашено право на образование всехграждан СССР. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным начальнымобразованием, бесплатностью обучения.
В течение двух первых пятилеток, на основании гран­диозных успеховпромышленности, завершения коллекти­визации сельского хозяйства, повышенияобщего благосостояния рабочих и колхозников в стране широко развернулась сетьначальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высшихучебных заведе­ний научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культурыи других просветительных учреждений[25].
 Как и в первое пятилетие, быстро росла сеть школ и контингенты учащихсяв республиках, где при царско-помещичьем режиме искусственно задерживалосьразви­тие народного образования.
В области народного образования план третьей пятилетки (1938-1942 гг.)предусматривал осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершенияв деревне и во всех национальных республи­ках всеобщего семилетнего среднегообучения с расши­рением охвата детей десятилетним обучением с тем, что­быувеличить количество учащихся в начальных и средних школах в городах и рабочихпоселках с 8,6 до 12,4 мил­лиона, а в сельских местностях с 20,8 до 27,7миллиона.
В органах народного образования и госпланах союз­ных республик шлабольшая работа по осуществлению директив XVIII съезда Коммунистической партии,по развертыванию сети семилетних и средних школ на осно­венароднохозяйственного плана третьей пятилетки. Так, Народный комиссариатпросвещения РСФСР подсчитал, что количество учащихся с 18,2 млн. человек в1937/38 уч. г. возрастет до 24,3 млн. в 1942/43 уч. г. Общее коли­чество школувеличится за это же время с 106720 до 118326.
Следующее организационное мероприятие касалось профсоюза работниковпросвещения, на основе которого были созданы союзы работников высшей школы, ра­ботниковначальной и средней школы, дошкольных учреж­дений (в послевоенный период этипрофсоюзы вновь объединились). В соответствии с требованиями времениподверглась реорганизации структура аппаратов наркомпросов, укреплены болеесильными работниками мест­ные органы народного образования. Перестала существо­ватьфункциональная система построения наркомпросов союзных республик и ихучреждений на местах[26].Прекра­тилось издание так называемых рассыпных учебников, и началась открытаяпродажа школьных учебников. Была осуждена вредная практика перегрузки учащихсяи пионеров общественно-политическими заданиями и при­няты кардинальные меры поулучшению преподавания гражданской истории и географии, введено преподаваниеКонституции СССР.
В 1936 г. Центральный Комитет партии принял по­становление «Опедологических извращениях в системе наркомпросов», которым полностью быливосстановлены в своих правах педагоги и педагогика, ликвидировано зве­нопедологов в школах, изъяты педологические учебники, упразднено преподаваниепедологии в педагогических учебных заведениях[27].
В области высшего и среднего специального образова­ния вводились болеестрогие требования к знаниям сту­дентов и новые правила приема в учебныезаведения: отменены при приеме в вузы и техникумы ограничения, связанные ссоциальным положением абитуриентов, уста­новлен единый учебный год, твердоеучебное расписание, сокращено количество часов обязательных занятий в ин­ститутах,уменьшено количество изучаемых дисциплин, ликвидированы пережиткибригадно-лабораторного мето­да обучения, усилено внимание к производственнойпрак­тике студентов[28].
Огромное значение в деле осуществления всеобщего семилетнего обученияимел указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «Огосударствен­ных трудовых резервах». Президиум Верховного Совета СССР призналнеобходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленностьгосударственные тру­довые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человекпутем обучения городской и колхозной молодежи опре­деленным производственнымпрофессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фаб­рично-заводскогообучения. В ремесленные и железнодо­рожные учебные заведения ежегоднопринимаются около 800 тыс. учащихся в возрасте 14—15 лет. В первые годысуществования этих учебных заведений в них учились подростки, окончившие 5—6классов общеобразователь­ной школы, занимались они по программе, близкой ксемилетней школе[29].
Во второе пятилетие было осуществлено всеобщее обязательное начальноеобучение повсеместно в стране и семилетнее в городах и рабочих поселках.Значительно увеличилась сеть семилетних и средних школ в сельской местности.
К концу второго пятилетия основные показатели роста образовательногоуровня трудящихся СССР за время советской власти были следующие: в 1914 г.всего учащихся в шко­лах всех ступеней было 8137 тыс., а в 1938/39 уч. г.— 37173 тыс., количество учащихся увеличилось в 4,2 раза. Число учащихся начальных I—IV классов за это же вре­мяувеличилось в 2,9 раза (с 7261 тыс. до 21 333 тыс.), учащихся V—Х кл.общеобразовательной школы в 16 раз (с 636 тыс. до 10 184 тыс.)[30].
В третье пятилетие страна вплотную подошла к за­вершению повсеместногосемилетнего, а в городах и ра­бочих поселках среднего десятилетнего обучения.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союза 1941 г.нарушило темпы роста культур­ного строительства страны.
Забота Советского правительства об обучении детей, их здоровья проявиласьв военные годы с осо­бой силой. Эвакуированным детям из районов военныхдействий была предоставлена возможность обучаться в школах, были организованыспециальные интернаты, в которых содержание учащихся взято на государственныйсчет. Дети получали по специальным школьным «наря­дам» одежду и обувь[31].
В 1942 г. Советом Народных Комиссаров СССР было указано на необходимостьвовлечения в школы всех детей школьного возраста и освобождения всех школь­ныхзданий, занятых не по назначению, за исключением школьных зданий, используемыхпод госпитали и эвакуированные предприятия.
Чтобы поднятькультурно-технический уровень рабо­чего класса до уровня работниковинженерно-техниче­ского труда, было решено осуществить всеобщее среднееобучение в городе и завершить всеобщее семилетнее обу­чение в деревне и во всехнациональных республиках. Однако Великая Отечественная война отодвинула осу­ществлениеэтих планов. В годы войны на временно оккупированных территориях десятки тысячшкол, внешколь­ных и дошкольных учреждений, педагогических учебных заведенийбыли уничтожены врагом. Несмотря на тяже­лейшие условия военного времени, вседети школьного возраста учились, проводилась работа по расширению сети иулучшению работы детских садов. Повсеместно принимались конкретные меры поустройству детей, остав­шихся без родителей, значительно улучшилась работа детскихдомов и интернатов при школах[32].С 1943 г. во мно­гих городах и рабочих поселках стали функционировать вечерниеобщеобразовательные школы работающей моло­дежи, а с 1944 г.— школы сельскоймолодежи.
Большоепринципиальное значение имело постановле­ние Совета Народных Комиссаров РСФСР,вынесенное в 1943 г. в связи с подготовкой школ к 1943/44 уч. г., об открытииоднокомплектных школ в населенных пунк­тах, насчитывающих не менее 15 детейшкольного воз­раста и находящихся на расстоянии 3—5 км от ближай­шей школы.Этим постановлением школа была приближе­на к населению, к детям. В военноевремя это имело особо важное значение, так как подвоз детей в отдален­ные школыбыл очень затруднен[33].
В целях учета всех детей школьного возраста, под­лежащих обучению, 14июля 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР была утверждена инструкция оборганиза­ции учета детей и подростков и установлен порядок конт­роля завыполнением закона о всеобщем начальном обу­чении. Эта инструкция в дальнейшембыла принята и в других союзных республиках. Учет детей школьного возрастаинструкцией возлагался на городские, районные исполкомы, поселковые и сельскиеСоветы депутатов трудящихся.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1943 г. было введенораздельное обучение мальчиков и дево­чек в школах столиц союзных и автономныхреспублик, в краевых, областных и крупных промышленных городах. Введениераздельного обучения было продиктовано необ­ходимостью учесть должным образомфизическое разви­тие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к тру­ду ипрактической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся. НароднымКомиссариатом просве­щения в связи с этим была разработана подробнаяинструкция, определяющая ближайшие мероприятия по проведению раздельногообучения в школах[34].В 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек введено в 77 крупнейшихгородах, в 1944 г. оно распространено еще на 69 городов.
Исторической датой для народного  образования является 8 сентября 1943г., когда было принято Сове­том Народных Комиссаров Союза ССР постановление «Оприеме в школы детей семилетнего возраста». В сен­тябре 1944 г. в школы РСФСРпришли дети двух воз­растов — семилетки и восьмилетки, всего 1 млн. 728 тыс., в1945 г.—2 млн. 300 тыс.
Снижение возраста приема детей в школу имело боль­шое положительноезначение. Вовлечение в школу семи­леток дало возможность взять их подпедагогическое на­блюдение, а это было крайне важно в то время, когданаблюдение за ними родителей, в виду их занятости на работе или по мобилизации,значительно ослабло[35].
С 1944/45 учебного года в средних школах стали прово­диться выпускныеэкзамены на аттестат зрелости, лучшие выпускники награждались серебряными изолотыми меда­лями[36].
В целях дальнейшего развития педагогических наук и подготовки кадров попсихологии и педагогике в Моск­ве в 1944 г. была создана Академияпедагогических наук РСФСР.
Переход на всеобщее десятилетнее обучение потребовал пересмотрасодержания обучения в школе и измене­ния ее организационной структуры.Существовавший концентрический курс обучения в средней школе не оправдывалсебя. Пересмотр программ в целях осуществле­ния политехнического обучениянаправлялся в сторону усиления практических занятий, работы на школьныхучебно-опытных участках, в рабочих комнатах, учебных кабинетах, проведенияпроизводственных экскурсий и т. д[37].
В 1946г. возникла новая форма общего образования взрослых — заочнаяшкола. Советское правительство приняло по­становление о льготах и преимуществахдля учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.
Частично задачи перехода к всеобщему среднемуобразованию решались через заочные (вечерние, смешанные) школы.
 3. Законодательство о всеобщее среднемобразовании в СССР
С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнееобучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тыс. общеобразовательныхшкол, в которых обучалось почти 35 млн. человек.
Введениевсеобщего среднего образования требует разрешения вопроса о радиусеобслуживания школой учащихся старших классов. В 1923 г. при пла­нированииначальных школ был установлен трехкило­метровый радиус обслуживания учащихсяэтими школа­ми. Как известно, в школу тогда поступали дети восьми­летнеговозраста. С 1944 г. в школу принимаются дети 7 лет.
Если всеобщее семилетнее обучение в стране было введено без сравнительнобольших затрат на строитель­ство школьных зданий, так как в основном былиисполь­зованы помещения начальных школ, укрупнены семилет­ние, средние школы идр., то тогда уже при введении всеобщего среднего образования нельзя былоставить вопрос об уплотнении имеющихся школьных зданий. Потребовалось быстроительство большого количества новых школ[38].Определение рационального типа школьного здания по­могло с большей экономией исвоевременно построить новые здания для средних школ.
Министерством просвещения РСФСР сообщаются списки обязательного типовогоучебного и хозяйственного оборудования для начальных, семилетних и среднихшкол, здания которых строятся по типовым проектам и вводятся в эксплуатацию с1952 г. Таким образом, вновь строящиеся школьные здания могут быть приняты в экс­плуатациютолько при условии их полного учебного и хозяйственного оборудования. Спискиэти настолько зна­чительны, что они, при условии пополнения их некоторы­миприборами и инструментами, необходимыми для по­литехнического обучения, могутудовлетворить все по­требности преподавания в средней общеобразовательной школе[39].На обязанности органов народного образования лежало обеспечение по этим спискамучебным оборудова­нием всех вновь строящихся школ, а также установлениеконтроля над приемом новых школьных зданий, строи­тельство которых велосьдругими ведомствами, преиму­щественно хозяйственными. Та же задача стояла передотделами народного образования по укомплектованию учебными пособиями и преждепостроенных школьных зданий.
Рациональное планирование школьной сети предпола­гало точные расчетысредств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий,стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред­ней школы[40].Подробные сведения по этим вопросам дают­ся в статье Н. А. Поманского — «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».
Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образованияприобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годомрасширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо­ванию была оченьвелика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школрабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов,фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рациональнопланировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревалапотребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочеймолодежи при больших произ­водствах, их оборудования и обеспечения штатным со­ставомпреподавателей[41].
Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни­стической партии об осуществлениисреднего образования могло быть успешным при условии организован­ного участия вэтом деле ком­сомольских, профсоюзных организаций, всей советскойобщественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациямрассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам­паниюна весь ближайший период. Тогда же было пред­ложено партийным комитетам не режедвух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной частиисполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.
Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования приосуществлении всеобщего среднего об­разования, не должны были заслонять итекущие задачи по за­вершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовалиповседневной заботы.
В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебныхпланов и программ, согласно которым в I—IV классах вводились уроки труда, в V—VII—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII—Хклассах—различные тру­довые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создавать­сяученические производственные бригады[42].
Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связишколы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»,предусматривающего перестройку общеобразова­тельной средней школы, в страневводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование[43].
Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования,закон установил, что полное сред­нее образование будут давать не толькообщеобразова­тельные, но и специальные средние учебные заведения.
15фев­раля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организациишкол с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя быладопущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебныхзаведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшениювоспитания и медицинского об­служивания детей дошкольного возраста» в 1960 г. всистеме АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.
Третий этапразвития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60—70-е гг.
Основные направления работы в области народного образования былисформулированы в принятой XXII съез­дом КПСС (октябрь 1961 г.) Программепартии: осущест­вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшениеобщественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; созданиеусловий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос­питанияподрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего исреднего специального образования[44].
В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организациейшкол-интернатов и школ с про­дленным днем, расширением сети вечерних (сменных)школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность впедагогических кадрах. Поэтому было реше­но увеличить контингент обучающихся впединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школахсоздавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическоеобразование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право посту­патьбез экзаменов на последней курс педвузов[45].
В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки всредних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальныхшколах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961—1965) было введено вдействие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс.больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось поч­тина 6,5 млн.
Из организационно-педагогических и программно-ме­тодических мероприятийследует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципаизу­чения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а еесистематический курс стал препода­ваться с VII класса). Кроме того, в это времяпоявились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласнопостановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков»(май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ спреподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классовс числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранномуязыку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившеесясоотношение изучения иност­ранных языков в школе и нашли целесообразным устано­вить,чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% — французский, 20% —немецкий, 10% — ис­панский и другие языки[46].
Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданными ошибочным размеже­вание сфер деятельности партийных, советских, профсоюз­ныхи комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, вчастности, промышленные и сель­ские областные отделы народного образования.Вслед­ствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, атакже совместная творческая деятель­ность учительских кадров города и села.Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернуласьширокая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования всредней школе с требованиями социального и научно-технического про­гресса[47].
Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованиюуправления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканскоеМинистерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР иУченый методический совет, а также Все­союзный совет по вопросам средней школы,в который вошли все министры просвещения союзных республик.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерахдальнейшего улучшения ра­боты средней общеобразовательной школы» в практикушколы вводились новые учебные пла­ны, программы и учебники. Систематическийкурс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные измененияв структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний пофизико-математическим, естествен­ным и гуманитарным наукам, а также дляразвития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса сталипроводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы суглубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предме­тов.
Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежирешена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечернейшкол. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедря­лись новые методы итехнические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и невезде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения[48].На все это было обращено внимание минис­терств просвещения, местных органовнародного образо­вания.
К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательноговосьмилетнего обучения.
Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений  просвещения сыгралопостановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ковсеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитииобщеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органамнародногообразования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов ипрограмм по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних шко­лахнеобходимое количество учебных кабинетов; расши­рить сеть вечерних школ и ихфилиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу[49].
Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров,повышения их мастерства и твор­ческой инициативы была введена систематическаяаттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и«учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышенияквалификации директоров средних школ, при республиканских институтахусовершенствова­ния учителей — кафедры педагогики и психологии.
В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 млн. учителей ивоспитателей. Учителя IV—Х (ХI)клас­сов в абсолютном большинстве имели высшее педагоги­ческое образование.Повышением квалификации педаго­гических кадров занимались 186 институтовусовершен­ствования учителей, свыше 4,5 тыс. методических работ­ников, более200 заочных и вечерних отделений при ста­ционарных педагогических учебныхзаведениях и универ­ситетах.
В70-е гг. были приняты такие основополагающие документы, как «О 50-летииВсесоюзной пионерской орга­низации им. В. И. Ленина», «О мерах по дальнейшемуулучшению условий работы сельской общеобразователь­ной школы», «О состояниинародного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднегопрофессионально-технического, среднего специального и высшего образования вСССР» и др. Верховный Совет СССР в 1973 г. утвердил «Основы законодательстваСоюза ССР и союзных республик о народном образовании»[50].
Всеобщее среднее образование было призвано обеспечить подготовку молодыхпоколений к приобретению профес­сии, к выполнению многообразных социальныхфункций, к активному участию в трудовой и общественно-полити­ческой жизнистраны. С каждым новым этапом разви­тия советского общества эти задачи системыобразования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовались исама система образования[51].
Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднегообразования был сделан в годы десятой (1976—1980) и одиннадцатой (1981—1985)пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразова­тельнаяподготовка населения.
В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным)образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятогонаселения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846человек. Только за годы десятой пяти­летки среднее образование получили свыше25 млн. чело­век, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобра­зовательнуюшколу 20 млн. человек.
В 1981/82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн.человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах —свы­ше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжалиобразование в средних учебных за­ведениях. В средних школах работающей молодежив 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.
Продолжалась работа по дальнейшему совершенство­ваниюучебно-воспитательного процесса в школе. Значи­тельно больше внимания сталообращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, атакже идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическоеразвитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов­ление«О дальнейшем совершенствовании обучения, вос­питания учащихся общеобразовательныхшкол и подго­товки их к труду»[52].
Значительно улучшилась работа по подготовке, повы­шению квалификациипедагогических кадров в соответст­вии с требованиями школы и других учрежденийпросве­щения. Возросла численность и улучшился состав педа­гогических кадров. В1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогическихучилищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школготовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языкадля националь­ных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания,предметов эстетического цикла и других учеб­ных курсов.
На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народногообразования: «Взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщемусреднему образованию. Главное… в том, чтобы повысить качество обучения,трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценкерезультатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения сжизнью, улучшить подготовку школьников к обществен­но полезному труду»[53].
Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятияреформы общеобра­зовательной и профессиональной школы. Школьная реформа былапризвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советскогообщества — формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своимиположениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частнымиполо­жениями по вопросам народного образования и реальным ходом развитиясистемы просвещения. Она была направлена на совершенствование структурысреднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональнойподготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения,укреп­ление связи семьи, школы и общественности[54].
Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, ксожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании,либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ необладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения­мии навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка ипрофессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материальногопроизводства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главныйтруд детей — это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможнонадежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве[55].
На всем протяжении истории советской системы народ­ного образованияСоветское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы наобсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократическийхарактер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦККПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительствакрупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита­тельныхучреждений, рядовые учителя, представители мас­совых организаций трудящихся итворческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местныхпартийных органов, министерств, ведомств, научных уч­реждений, учителей иопытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций,выступ­ления печати, письма трудящихся.
Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всехтрудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъемаэкономического могу­щества и духовного потенциала страны, формирования новогочеловека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо­образным опубликовать проектреформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио ителевидению были организованы выступления организаторов народного образования,учителей, деятелей науки и культуры, рабо­чих и крестьян, родительскойобщественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения.В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению иобобщению предложений граж­дан[56].
Реформашколы опиралась на прочную организацион­ную и материальную базу. Одновременно сподготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссииПолитбюро ЦК КПСС велась разработка кон­кретных практических мер по реализацииположений ре­формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе исоответствующим образом настроить руководителей пред­приятий и объединений,строек, колхозов и совхозов. В ор­ганизации трудового обучения школьниковбазовым пред­приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школоборудование, рабочие места, квали­фицированные кадры. Разумеется, понадобятсяопределен­ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководителиминистерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище итехникум долж­ны стать важным цехом базовых предприятий»[57].
Советской Правительство сочло необходимым, что­бы конкретные планыреализации реформы были разра­ботаны и утверждены с учетом местных условий вкаждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.
Вусловиях всеобщего обязательного среднего образо­вания численность учащихсявечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее неполучившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в среднихПТУ и средних специаль­ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-егоды по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Измениласьструктура сети вечер­них школ: сократилось количество малочисленных школ,увеличилось число филиалов и учебно-консультацион­ных пунктов непосредственнона предприятиях и в рабо­чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче­ния,сессионный режим занятий. Издавались спе­циальные учебные пособия, методическиеи дидактиче­ские материалы, рассчитанные на самообразование[58].
Объективные тенденции развития системы образова­ния в стране — ростсредних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательностьсреднего образования молодежи — существенно изменяли социаль­ные цели вечернихи заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, неполучившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная частьмолодежи, не имеющей среднего обра­зования, была сосредоточена именно в ведущиххозяйственных сферах — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве исфере обслуживания населения[59].
В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельнаянеобходимость усиления роли ве­черних и заочных школ в расширении экстернатнойформы завершения общеобразовательной подготовки работаю­щей молодежи. Впостановлении ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР «О дальнейшем совершенствованииобщего среднего образования молодежи и улучшении условий работыобщеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширенияэкстернатной формы полу­чения среднего образования. Дневные средние школы, прикоторых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективнуюметодическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах сучащимися детской школы, что психологически не оправ­дано. Между темпотребность завершения среднего обра­зования путем самостоятельной подготовки ипоследующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определеннойчасти трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных илисемейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы,выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того,существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но несдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебныхзаведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образованиявозможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающихнавыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам[60].
На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образованияс его последующим переходом к общему среднему.
4. Заключение
 
В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднемобразовании,  исторические предпосылки, особенности осуществления советскойгосударственной политики в сфере образования  при переходе ко всеобщемусреднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца80-х годов; противоречивый характера образовательнойполитики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельныенеблагоприятные явления в советской образовательной системе.Рассмотрены предпосылки и основные направленийреформы и этапы общего и всеобщего среднего образования в СССР, ее взаимосвязьс общим ходом экономических реформ в стране.
Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этотпроцесс нашел свое продолжение в социальной, в образовательной сфере. По сути,именно этот качественно новый рубеж в развитии советского общества обозначилзадачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка,а затем и реализация этой государственной установки составляло главноесодержание образовательной политики на протяжении всего советского периода.Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществлениявызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и среднегообразования.
Поставленная на рубеже 30-40-х годов советским Правительством задачаперехода к всеобщему среднему образованию была выполнена в концу 60-х началу70-х годов.
5. Литература
1. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднегообразования. М. 1957.
2. Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.
3.Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование – дело партийное. Волгоград. 1969.
4. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.
5.     Сайдакова Е.И.Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.
6.     Прокофьева М.А.Народное образование в СССР. М. 1985.
7. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов.М. 1987.
8. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.
9. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.
10. Абакумов А.А.  Народное образование в СССР. Общеобразовательнаяшкола. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.
11. Кабатченко М.В.  Народное образование в СССР. М. 1986.
12. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.
13. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.
14. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М.1989.6. Нормативно – правовые акты:1. Постановление Совнаркома РСФСР от 13 мая 1938г. N 107 «О ходе выполнения постановления ЦК ВКП (б
)  и  СНК СССР от 13 марта 1938 г. „Об обязательном изучении русскогоязыка в школах национальных республик и областей“. 2.  Постановление Совета Министров РСФСР от 18сентября 1953 г. N 1082 „О мероприятиях по дальнейшему улучшению работышкол рабочей молодежи“. 9. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10января 1955 г. N 47-р.3. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня1959 г. N 1133 „Об утверждении Инструкции по учету детей и подростковшкольного возраста, подлежащих всеобщеобразовательному восьмилетнемуобучению“ (СП РСФСР, 1959, N 7, ст. 66).4. Постановление Совета Министров РСФСР от 7августа 1959 г. N 1325 „О порядке и сроках перехода на новую системушкольного образования“ (СП РСФСР, 1959, N 10, ст. 93).5. Постановление Совета Министров РСФСР от 29декабря 1959 г. N 2027 „Об утверждении положений о восьмилетней школе,средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственнымобучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе“ (СПРСФСР, 1959, N 21, ст. 180). 6.  Постановление Совета Министров РСФСР от 11августа 1960 г. N 1225 „О дальнейшем развитии и улучшении общественногопитания в общеобразовательных школах“. 7. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая1962 г. N 578 „О подготовке учителей труда и производственного обучениядля общеобразовательных школ“.8. Постановление Совета Министров РСФСР от 3сентября 1964 г. N 1111 „О переводе средних общеобразовательных трудовыхполитехнических школ с производственным обучением РСФСР на новый срокобучения“ (СП РСФСР, 1964, N 17, ст. 118).9. Постановление Совета Министров РСФСР от 19ноября 1964 г. N 1439 „О мерах по улучшению вечернего и заочного образованияработающей молодежи“ (СП РСФСР, 1964, N 20, ст. 144). 10. Постановление Совета Министров РСФСР от 20июля 1972 г. N 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованиюмолодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» в РСФСР». (СП РСФСР,1972, N 17, ст. 106). 11. Постановление Совета Министров РСФСР от 27августа 1973 г. N 448 „О мерах по дальнейшему улучшению условий работысельской общеобразовательной школы“ (СП РСФСР, 1973, N 18, ст. 134)12. Постановление Совета Министров РСФСР от 2августа 1974 г. N 449 „О мерах по улучшению общего среднего вечернего изаочного образования рабочей и сельской молодежи“. 13. Постановление Совета Министров РСФСР от 3сентября 1974 г. N 494 „Об организации экспериментальных среднихобщеобразовательных школ“. 14. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня1984 г. N 235 „О дальнейшем совершенствовании общего среднего образованиямолодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы“.
15. Положение СНК РСФСР «Об организации дела народногообразования в Российской Социалистической Советской Республике». Июнь 1918 г.
16. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовойшколе РСФСР».
17. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательномначальном обучении».
18. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовкепреподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей».
19.  Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.— «О работе поликвидации неграмотности»
20. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной исредней школе».
21. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.— «Об учебныхпрограммах и режиме в начальной и сред­ней школе».
22. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебныхпрограммах и режиме в высшей школе и техникумах».
23. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «Огосударствен­ных трудовых резервах».
24. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г.  «О приеме в школы детейсемилетнего возраста».
25. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизньюи о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
26. Постановление  ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 фев­раля 1960 г.«Об организации школ с продленным днем».
27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения ра­боты средней общеобразовательной школы».
28. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г.  «Озавершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшемразвитии общеобразовательной школы».
29. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22 декабря 1977 г. приняли постанов­ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос­питанияучащихся общеобразовательных школ и подго­товки их к труду».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение и анализ технико-экономических показателей кислородно-конвертерной плавки с комбинир
Реферат Расчет и обоснование привода
Реферат Анализ антивирусной программы ESET Smart Security 4.2.64.12
Реферат Билеты для проведения контрольных мероприятий по Turbo Pascal для начинающих
Реферат Ii всероссийская научно-практическая конференция
Реферат Маркеинговые исследоваия поведения потребителей ресторанных услуг
Реферат Napoleon And Wellington Essay Research Paper The
Реферат Стадии проектирования систем автоматизированного проектирования
Реферат Изучение твердофазных реакций, протекающих при высокотемпературном окусковании тонкоизмельчённых железорудных материалов
Реферат Управление оборотным капиталом 5
Реферат Із бабусиної скрині
Реферат История ислама в Южной Италии
Реферат Исследование социально–психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий
Реферат Розробка іміджу модельної агенції
Реферат Сочинение-рассуждение о любви и дружбе