Федеральноеагентство по образованию
Пензенскийгосударственный педагогический университет имени В.Г. Белинского
Физико-математический факультет
Кафедра педагогикиКурсовая работа
Педагогический опыт воспитательной системы В.А.Караковского
Пенза2008
Содержание
Введение
1. Обучение и воспитаниев школе
2. Школьный коллектив
3. Самоуправление вшкольном коллективе
4. Дидактические ивоспитательные системы в школе
5. Начальное образование
6. Коммунарская методика
7. Роль родителей ввоспитании детей
8. Роль игры в учебнойдеятельности
9. Общественный смотрзнаний
10. Система воспитания
11. Комплексный подход всистеме воспитания
Заключение
Список литературы
Введение
Цель моей работызаключается в том, чтобы изучить воспитательную систему Караковского. Выделитьв ней наиболее важные моменты, рассмотреть влияние его нововведений на системуобразования. Как при этом изменялась тенденция развития личности ребенка.Выявить наиболее приемлимые методы для возможного внедрения в практическуюдеятельность учителей. Выяснить его вклад в развитие системы образования.Изучить личность Караковского с точки зрения его профессиональной деятельности.Выяснить его вклад в педагогику как науку.
Караковский Владимир Абрамович-педагог, доктор педагогических наук(1989), народный учитель СССР (1991). По окончании Челябинского педагогическогоинститута работал учителем русского языка и литературы в средней школе №48, с1962 г. – директор средних школ, в том числе с 1977 г. средней школы №825 вМоскве.
В 1963 г. в челябинской школе №1 стал применять методику коллективноготворческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил ее разработку вМоскве. Его воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося иего развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности,сотрудничестве, общей заинтересованности. Коммунарские сборы, дидактическийтеатр, творческая учеба, “читай — город”, аукционы знаний, научные экспедициипредставляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бывоспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий возрастнойколлектив. Караковский является также одним из авторов педагогикисотрудничества.
1. Обучение и воспитание в школе
Школа, отважившаяся на создание гуманной, демократическойсистемы, должна быть готова к разрушению ложного благополучия. Самое первое исамое трудное, что приходится делать,- менять педагогические ориентиры,перестраивать профессиональные ценности. В школе начинает формироваться новаяцелевая установка, новая совокупность принципов, идей, положений. Сформулируемих.
1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью.Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в нейчеловека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
2. Воспитание и обучение эффективны там, где естьпостоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личностьшкольника — главная ценность и основной объект его заботы.
3. Высокая требовательность к ученику должна органичновключать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучениебез уважения – подавление.
4. Обучение и воспитание взаимосвязаны они взаимнопроникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая,обучать — в этом целостность учебно-воспитательного процесса.
5. Обучение и воспитание — это не однонаправленноедействие, а взаимодействие педагога и воспитанника, основанное навзаимопонимании, это творческое содружество единомышленников.
6. Обучениеи воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчествоучителя — важнейший признак педагогической культуры.
7. Воспитательныйпроцесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы.Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся,воспитывающим.
Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим,если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, еслионо системно.
9. Главным инструментом социалистического воспитанияявляется коллектив школы, действующий на демократических и гуманистическихпринципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями,общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
2. Школьный коллектив
Большое внимание отводилось созданию школьного разновозрастногоколлектива, взяв четкий ориентир на его опережающее развитие относительно других,в том числе и первичных коллективов. На первом этапе это было объективнойнеобходимостью. Конечно, возможен и другой путь: создавать прочные первичныеколлективы, постепенно объединяя их в общешкольный. Но ведь пока все классыстанут хорошими коллективами, может пройти так много времени (а скорее, этоговообще не дождаться), что до школьного коллектива дело уже и не дойдет. Тогда ипридется его лепить как механическую общность. Кроме того, известно, чтопервичные коллективы обладают некоторой замкнутостью и ревниво относятся кобщению своих членов с представителями других классов. Создание школьногоколлектива «сверху» не означает, что формирование первичных коллективовоткладывается до поры, пока не сплотится вся школа. Их развитие идетпараллельно, одновременно, но главным ориентиром и субъектом их развитияявляется общешкольный коллектив. Входящие в коллектив школы в качествесоставных компонентов различные по типу, величине и долговременности ребячьиобъединения в системе существуют не сами по себе, не разрозненно, а дополняютдруг друга, взаимодействуют, подчиняясь общим целям и задачам. И в этом случаеможно говорить о школе как о системе коллективов. Развитие главного коллективаи идет от простой совокупности — к системе.
Только при этом условии может возникнуть сплоченныйразновозрастный общешкольный коллектив, который, по глубокому убеждениюКараковского, является ядром школьной воспитательной системы.
Определив цели, задачи будущей системы, сформулировавпедагогические принципы и позиции, необходимо обратится к поискамсистемообразующей деятельности. Хотелось бы, чтобы она совпала с основнойдеятельностью ученика, с учебной.
Но к этому готовы не были: непопулярность учебы в сознаниибольшинства ребят, узкая специализация и разобщенность учителей-предметников,замкнутые ячейки кабинетной системы, ориентация на знания и навыки, лобовыеприемы в решении ученых задач — все это не могло способствовать интеграциивоспитательных воздействий. Тогда обратились к сфере досуга. Здесь все былипримерно в равных условиях, здесь не так сильна власть «обязаловки», а приусловии достаточного разнообразия и права выбора возникали достаточнокомфортные условия для раскрепощения личности.
Кроме того, многолетней практикой доказано, что собственновоспитательная деятельность обладает по сравнению с другими видами работынаибольшим интеграционным потенциалом. Непременные черты каждого ключевого дела- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение иколлективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступаютвместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности иответственности.
Второй этап связан с отработкой содержания деятельности иструктуры системы. В качестве целевой установки выдвигается превращение в основномсозданного коллектива в инструмент массового воспитания. Система как бы«стягивает себя в узлы»: повторение дел и ситуаций, признанных коллективом,рождает традиции, коллективные привычки.
3. Самоуправление в школьном коллективе
Самоуправление — непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива — бесполезно говорить осамоуправлении.
Значит, самоуправление — не цель, а средство воспитания.Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное неорганы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива
В отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога,стиль его отношений с ребятами. Здесь преобладает не прямое, не лобовоевоздействие учителя, воспитателя, а его скрытая позиция, сила его реальногоавторитета, такт и ум.
Нельзя переносить на органы ученического самоуправления структурывзрослых, не свойственные возрасту и психологии школьников бюрократическиеформы управления.
Каждый коллектив конкретной школы сам определяет,какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть ивременные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одногодела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки иподвижны.
Виды самоуправленческой деятельности:
· участиев планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьногоколлектива;
· участиев работе педсовета;
· работав постоянных и временных органах самоуправления;
· выполнениеколлективных, групповых и индивидуальных поручений;
· дежурствопо школе, классу, спецпосту;
· деятельностьсоветов классов;
· деятельностьдежурных командиров (ДК);
· участиев работе лагерных сборов;
· работапедклассов.
Заметно улучшились самоуправленческие процессы в школьноми классных коллективах. Для приобщения к самоуправленческой деятельностивозможно большего числа учеников в классах ввели должность дежурного командира.Он избирается большинством голосов открытым, прямым голосованием на общемсобрании классного коллектива. Срок работы его — один месяц. По истечении этогосрока класс обсуждает деятельность командира, оценивает ее и выбирает нового ДКна следующий срок. Права и обязанности дежурного командира определеныспециальным Положением. На время своей работы дежурный командир входит в составсовета отряда или комсомольского бюро.
Продумывая структуру школьного самоуправления,отказались от громоздкой сети штабов и комиссии, а пошли по пути разнообразных,гибких, временно действующих инициативных групп.
Tpи-четыре раза в году в школе собирается Большой совет. В неговходит ученический, пионерский и комсомольский актив 5-11 классов с класснымируководителями (они входят в актив класса), совет пионерской дружины, комитеткомсомола и все «взрослое» руководство школы (директор, его заместители, секретарьпартбюро, председатель профсоюзного комитета, секретарь учительскойкомсомольской организации). Обсуждая принципиально важные вопросыжизнедеятельности школьного коллектива, использовали такие приемы, как разговорна кругу, мозговую атаку, групповую дискуссию, прием моделирования.
Совершенно особое место в воспитательной системе нашей школызанимают трехдневный лагерный сбор aктива, окончательно оформившийся в лучших своихчертах и набравший силу именно нa втором этапе развития системы.
Итак, на втором этапе идет бурное развитие школьногоколлектива, усложнение его деятельности, усложнение внутриколлективныхотношений. В это время возможно некоторое ослабление классных коллективов, таккак рамки класса для многих ребят становятся тесными. Но это явление временноеи легко регулируемое именно в рамках системы. В педагогической среде все большепринципиального единомыслия: учителя к этому времени успевают оценитьобъективные достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Ониначинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности вдостижении общих успехов. На третьем этапе развития системы значительноусложнили ее целевую установку: теперь учителя были в силах выйти на личность,уделить основное внимание личностному подходу в воспитании. Это вынудилообратиться к педагогической и психологической науке, начать формированиепсихологической службы в коллективе. Но пожалуй, самое главное — соединениевоспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс. Теперь учителямбыли по плечу сложные дидактические задачи, ведь к этому времени под учебныйпроцесс была подведена мощная воспитательная база.
4. Дидактические и воспитательные системы в школе
В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Онимогут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи.В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей — сама посебе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная — в другой. Это вовсене умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чащевсего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасносправляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная системане нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчиненодидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммызнаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случаечисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь,эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательнойситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем ируководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательнуюфункцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занятвыполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.
Включение урока в воспитательную систему многое меняет.Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Цельюурока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика,определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, вучебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всейвоспитательной системе.
Значит, меняется роль ученика на уроке: он становитсяактивным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизньученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходитобогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственновоспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет независимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем иисполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становитсяделом каждого учителя.
Главным недостатком, учебной работы многих школ являетсяотстраненность личности ученика от получаемых им знаний.
Современный школьник знает много и о многом, номеньше всего — о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют вотрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук ичеловеческого опыта познавать и совершенствовать себя — вот это была быистинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами недостигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника,пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательнойсистемой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этотперенос идет от простого к сложному — от элементарного интереса к осознаниюсамоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такиенаправления и формы учебно-воспитательной деятельности:
— разработкадидактических игр, создание дидактической игротеки;
— организацияпознавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математикии др.);
— «аукционызнаний», проводимые на специальных уроках;
— проведениенаучно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;
— организацияобщешкольных познавательных игр;
— деятельностьклассных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;
— широкоеразвитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;
— привлечениеученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебнойпрограммы, уроков по ним;
— проведениеуроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеровучителя;
— введениев учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;
— разработкановых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;
— организация праздниковзнаний в форме Читай-города.
Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли кважным для себя выводам. Дидактический театр — это такая форма сценического действия,которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знаниякак бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает своюличную позицию.
Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевойигре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высокихсценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах(внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическомтеатре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе стем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы,декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с однойстороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой — источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, чтодети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.
Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь какбы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяетучебную и воспитательную работу в единый процесс.
Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных делявляется межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знаниямладшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие,сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковскийрешил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую формузанятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Какизвестно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению однихи тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам).Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). Водном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторымучителем — остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастныхколлектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идетгруппами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают вроли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговомповторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительноповышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями,развивают любознательность и творчество.
Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы.Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьнойжизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметноменяется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает втворческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школепоявляется новый тип педагога- педагог-исследователь.
5. Начальное образование
Первый класс — это ответственный период жизни ребенка. В этомклассе все первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека- ученик, и первая самостоятельность — прочитанная книга, и первый поход, ипервый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, отпервого общения с ними, от отношений, которые складываются в классе, во многомзависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе.
В первом классе учитель стремится познакомить детей, подружить их,вызывает у них доверительные чувства, доброе отношение друг к другу,заинтересовывает совместной деятельностью трудиться в коллективе. Этомупомогает новый для детей вид деятельности — ученье, а также вся внеурочнаяработа, и прежде всего совместные игры.
Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Наряду с блестящеподготовленными, эрудированными, начитанными, умеющими интересно излагать своимысли есть не знающие элементарного: название дней недели, времен года, именродителей. Отличаются первоклассники и опытом жизни в коллективе сверстников.По этому признаку в классе можно выделить три группы: «домашних» детей, воспитанниководного детского сада, воспитанников разных детских садов.
«Домашние» дети практически не имеют опыта жизни в детскомколлективе, поэтому они часто испытывают трудности в общении с одноклассниками,более ранимы и чувствительны, для них характерно чувство тревожности, но, какправило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического счета,воображение более развиты.
Воспитанники разных детских садов имеют опыт жизнив коллективе, но, попав в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников,с которыми они дружили, общались, нет опоры на друзей, знакомый коллектив. Впервые две недели они чувствуют растерянность, дискомфорт. Это продолжаетсянедолго. Дети довольно быстро находят контакт с одноклассниками.
Воспитанники одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективесверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают другдруга. Для них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, ониактивно общаются со сверстниками и взрослыми.
Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить,объединить в общность — совместная деятельность. Во второе воскресенье сентябрямы обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее внепринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные формы совместнойдеятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к походу даетвозможность привлечь родителей к классным делам (дети сами еще мало активны).Они тщательно готовятся к походу, продумывают маршрут, снаряжение, готовятсоревнования, конкурсы, игры.
Ребята в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга,быстрее знакомятся, завязываются дружеские связи, выделяются лидеры.
Родители могут увидеть своего ребенка в общении с одноклассниками,с большим числом взрослых, услышать, как разговаривает, ведет себя ребенок, чтоговорит, сравнить, отметить и хорошее, и то, что требует корректировки. Походпозволяет им познакомиться с другими родителями класса.
Учителю дает возможность сразу выделить наиболее активных детей итех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данногокласса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг сдругом, степень активности.
После похода дети уже увереннее себя чувствуют в классе,появляются пары, тройки и более крупные объединения (особенно мальчиков). Науроках они становятся спокойнее, на переменах более шумные.
Огромные возможности развития личности в классном коллективе таитв себе учебная деятельность. Так, на уроках труда можно научить работатьвдвоем, помогать друг другу, одалживать товарищу инструменты и материалы,объяснять однокласснику непонятное, выполнять общую на двоих работу. Первоевремя ребятам трудно разделить работу между собой: каждому хочется все сделатьсамостоятельно, но со временем первоклассники начинают понимать, что работатьвдвоем удобнее, да и работа лучше и быстрее получается, посоветоваться можно,обменяться впечатлениями, а ведь это тоже немаловажный факт. В конце первогокласса могут работать бригадами по три человека. Эта работа требуетраспределения поручений, планирования работы, анализа сделанного.Систематическая коллективная работа на уроках в течение года способствуетобогащению и углублению деловых и дружеских взаимоотношений детей между собой,развитию навыка коллективного сотрудничества, пробуждает интерес к товарищам,воспитывает уважение к чужому мнению, развивает навыки общения.
Для формирования коллектива класса существенно, что в нем естьзвездочки. В звездочках могут полнее раскрыться возможности, таланты детей.Ребята видят себя в разных ролях: и командиром, и подчиненным, — быстреепривыкают к одноклассникам, чувствуют себя увереннее, комфортнее, чем среди 35детей, и через звездочку легче адаптируются к школе, к классу.
Участие в школьных коллективных делах, при подготовке к которымпроисходит разновозрастное общение, способствует развитию детей младшегошкольного возраста. Выступая перед другими коллективами школы, класспредставляет собой единый организм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия,знакомятся с традициями школы и утверждают их в последующих классах. Дела,проводимые в классе и в школе, создают атмосферу увлеченности, радости,хорошего настроения, желания работать, эмоционального комфорта в. коллективе.
Новая учебная деятельность полностью захватывает первоклассников,а учитель, оценивающий эту деятельность, становится основной фигурой процессаобучения, мнение которого определяющее. Сам коллектив в начале первого классане представляет единства, он находится в стадии зарождения. В конце первогогода обучения у первоклассников появляется интерес к одноклассникам, кколлективу класса и школы.
К концу года у ребят повышается интерес к коллективнойдеятельности. Уменьшается количество конфликтов и ссор, ребята стараютсяразрешать возникшие проблемы мирным путем.
6. Коммунарская методика
Коммунарская методика возникла во внешкольной среде и строиласьсразу как чисто воспитательная. Данная система начала формироваться в сфередосуга. Это обстоятельство, а также и то, что система сразу начинала работать вдемократическом режиме, что сориентирована она была на ребенка, развитие еготворческих задатков, — все это создало благоприятные условия для использованиякоммунарской методики. Вначале ее попробовали на отдельных, разовых коллективныхделах.
Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня,называемый ТУ (творческая учеба).
Однажды в школе появилось объявление: «Внимание! Завтра, ввоскресенье, в 11 часов утра, в школе стартует ТУ 1. Членами его экипажа можетстать любой ученик, учитель или родитель, кто хочет, чтобы в школе жилосьинтересно, дружно, весело. Ждем всех желающих. Явка не обязательна».
В первой воскресной встрече приняло участие сравнительно немноголюдей — чуть больше 60 человек. Но на ТУ-2 пришло уже более ста сорока. С техпор одно из воскресений месяца мы открываем школу для всех желающих интереснопровести время в кругу хороших друзей. Именно такой характер — дружеский,непринужденный, доброжелательный — носят эти встречи.
Итак, в 11 часов утра собираются желающие. В актовом зале всеусаживаются в общий круг, в центре которого зажигается светильник — бригантинас алыми парусами как символ дружбы, верности, романтики. Несколько ребят берутв руки гитары, и в кругу начинают звучать любимые песни. Они помогают создать вбале обстановку дружелюбия и раскованности.
Начинается первая часть творческой учебы. Это встреча синтересными людьми или коллективами — с путешественниками и учеными, рабочими испортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть — творческая. Всеприсутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудьзадание, которое нужно подготовить в течение получаса — часа, а потом показатьвсем результат группового творчества. Например, все делятся по временам года:родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом — другую и т. д. Каждаягруппа через отведенное время должна «защищать» свое время года, доказав, чтооно самое лучшее.
Встреча заканчивается общими песнями, которые посвящаютсяименинникам или товарищам, служащим в Армии.
Эта воскресная встреча существенно отличается от воспитательногомероприятия, проведенного по правилам традиционной методики. В ней нет точногоплана, отработки текста и действий, нет заранее прогнозируемого результата.Зато много экспромтов, выдумки, юмора, творчества.
Что такое коммунарство? Караковский выделил четыре подхода копределению этого понятия.
Это — жизненная концепция воспитателей-энтузиастов, ихпедагогическая вера.
Это — движение-взрослых и детей, осуществленное в определенных исторических(временных) рамках.
Это — организация, союз единомышленников, единоверцев. Это — то,что осталось от движения и организации, что отсеяно и проверено временем, аименно — методика, инструмент конструирования педагогической реальности. Приэтом важно подчеркнуть, что наибольший успех эта методика имеет тогда, когдаона осуществляется не как простой набор операций, а как реализациягуманистической и демократической педагогической концепции.
Развиваясь во внешкольной среде, коммунарская методика строиласьсразу как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальнойструктуры школы. В школе господствовал авторитаризм, в условиях внешкольногодетского учреждения, которому отводилась роль организатора досуга, свободапедагогического творчества и маневра была относительно большей.
Вот почему введение коммунарской методики в школьную жизнь требуетосмотрительности и терпения, чувства ситуации и точного расчета. Дело в том,что в школе есть немало условностей, обязательных моментов режима, есть и скучная,повседневная, даже рутинная работа. На одном интересе и романтике всю школьнуюжизнь не построить. Но именно сейчас, как никогда, жизнь и быт школы нуждаютсяв обновлении, а методика воспитания — в освобождении от дидактического пресса,от засоренности и формализма. И тут неоценимую помощь окажет коммунарскаяметодика.
Коммунарство родилось в самом конце пятидесятых годов вЛенинграде. Там, во Фрунзенском Дворце пионеров, родилась знаменитая на всюстрану Фрунзенская коммуна. У ее колыбели стояли Игорь Петрович Иванов и ФаинаЯковлевна Шапиро.
Черты коммунарства и его принципы.
Первое. Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения.Ребята с гордостью называют себя коммунарными, так как высокие идеалы людейкоммунистического будущего считают для себя реальными жизненными ориентирами ивоплощают их в своей среде без опасений быть осмеянными. Это удовлетворениеестественной потребности юности в идеале.
Второе. Яркая альтруистическая направленность, установка напостоянное, ежегодное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание всебе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Этапозиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себяработой на их благо. В главном девизе коммунаров есть фраза «Наша цель — счастье людей!»
Третье. Пять само: самоорганизация, самостоятельность,самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятиеиждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высочайшая личнаяответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этомотрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовностьподчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частаясменяемость руководства в коммуне, работа дежурных командиров.
Четвертое. Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами.Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых. Коммунары самиприглашают к совместной с ними работе взрослых, облекая их полным доверием, ноне предоставляя им никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения. Втакой ситуации пропадает ощущение возраста. Это же требует от взрослыхпостоянного творческого напряжения, чтобы не превратиться в балласт, непотерять статус старшего друга.
Пятое. Творчество — черта любой деятельности. Принципиальноестремление сделать самое скучное дело интересным, даже праздничным ведет кпостоянной импровизации, экспромту. Это же качество является гарантией отформализма. В одной из коммунарских речевок говорится: «Формалист и бюрократ — самый ядовитый гад!» Выдумывания новых форм неизбежно обостряет внимание кинструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары — люди ярковыраженных педагогических наклонностей.
Шестое. Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна- это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь.Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Ноколлектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию.Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимуюиндивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постояннуюготовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести.
Когда говорят о коммунарской методике, подразумевают чащевсего методику коллективных творческих дел. Действительно, КТД (коллективноетворческое дело) — это главная методическая единица. КТД — это целаясовокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.
Коммунарская (или «орлятская») методика — это громадное богатство,которым сегодня надо владеть каждому педагогу — воспитателю. Но для этого нуженопределенный уровень отношений. Если просто заменить старост дежурнымикомандирами, при этом ничего не меняя ни в содержании, ни в характере ихдеятельности и положения, толку не будет. Если призвать детей к откровенности,но при первом же непривычном суждении обидеться и закатить истерику — этопринесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но приэтом говорить больше учеников и встречать после каждого слова ребят со своимипоправками и комментариями — это будет смешно и нелепо. Если устраивать сценыревности каждому коллеге, пользующемуся популярностью у ваших учеников, — этомерзко, недостойно учителя. Если на родительских собраниях клясться в любви к детями подчеркивать свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражатьсяпри первом появлении ребенка — надо немедленно уходить из школы.
В этих случаях лучше не пользоваться методикойколлективных творческих дел. Но кто всерьез решится на эту методику, тот оченьскоро почувствует ее преимущество перед педагогикой требований и педагогикоймероприятий.
7. Роль родителей в воспитании детей
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общениисо взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратиласвоей ценности. Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детейэтого возраста еще достаточно крепка. Родители авторитетны для учениковначальной школы. В младших классах родители обычно оказывают учителю большуюпомощь, которая касается и воспитательной работы с классом. С первых дней учебыребенка в школе многие родители проявляют искренний интерес к делам класса, ихволнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении,много ли у него друзей и какие они.
Однако привлечение родителей к воспитательнойработе с классным коллективом младших школьников имеет определенные трудности:родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса, они загружены работой,домашними делами, плохо представляют, какую реальную пользу могут принестиклассу и школе, порой они занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающихрезультатов деятельности, проводимой без их участия. Все это требуетцеленаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, попривлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствуетспециально организованная коллективная творческая деятельность детей иродителей (походы, игры, сборы, праздники).
Задолго до поступления ребенка в школу Караковский предлагалначинать готовить родителей к их новой позиции по отношению к детям ввоскресной школе для родителей. Она работает каждое третье воскресенье месяца.На занятия родители чаще всего приходят с детьми. Пока папы и мамы занятысерьезным делом, ребята знакомятся со школой, классами, слушают сказки, смотрятдиафильмы, то есть уже до поступления в первый класс старается познакомить иподружить будущих одноклассников, показать им те классы, в которых они будутучиться, «заразить» их духом школы.
На занятиях в воскресной школе мы знакомим родителей сособенностями возраста младших школьников, рассказываем о том, как развиватьпамять, мышление детей, проводим занятия по темам: «Ваш ребенок средисверстников», «Острые углы семейного круга», «Игра в жизни ребенка» и др.Общение на этих занятиях очень свободное, родители задают массу вопросов,делятся опытом воспитания своего ребенка, участвуют в практических занятиях,играют с детьми. В то же время родители много узнают о школе, в которой будутучиться их дети, знакомятся с ее традициями, проникают в атмосферу жизни школы.Таким образом в течение года предлагается приобщать родителей к школе, и онипсихологически уже готова стать нашими друзьями и помощниками в работе склассным коллективом.
Одним из направлений работы с родителями является привлечение их кучастию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьмисоставляют сценарий выступления класса, помогают на репетициях, шьют костюмы,сочиняют стихи и песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделатьпраздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, вседелают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместнойдеятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет кругобщения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.
Неоценима роль родителей в работе со звездочками. Каждуюзвездочку опекают родители — члены классного родительского комитета. Этиродители сплачивают вокруг себя родителей ребят всей звездочки. Обмениваютсятелефонами, совместно готовят выступления звездочки на классных праздниках,ходят в кино, на экскурсии, в парк.
Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают емунайти общий язык с товарищами по звездочке, да и способности самих родителейбыстрее раскрываются в небольшом коллективе.
Кроме эпизодических выступлений, родители ведут и постояннуюработу с классом. Они проводят спортивные занятия, ведут кружок вязания иматематический кружок, проводят экскурсии по Москве.
Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы,сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться вжизнедеятельность своих детей делает процесс воспитания более эффективным.
8. Роль игры в учебной деятельности
Опыт работы школы Караковского свидетельствует о необходимостиактивного включения игры в учебную деятельность. Благодаря игре на уроках, детилегче, быстрее и прочнее усваивают новый материал, более комфортно чувствуютсебя в классе, более дружественными становятся их связи с одноклассниками,менее формальными — отношения с учителями, эффективнее развиваютсявнутриколлективные отношения.
Особый интерес представляют уроки, которых нет в сетке расписанияначальных классов. Это уроки творчества. Они строятся по-разному, форм и видовна них множество, но общим является то, что весь урок — это игра,увлекательная, занимательная, творческая.
Уроки творчества не только развивают фантазию ребенка,художественный вкус, активизируют познавательную деятельность, но испособствуют развитию внутриколлективных отношений, создают мажорный климат вклассе, укрепляют дружеские связи.9.Общественный смотр знаний
Общественный смотр знаний — это эффективная формаучебно-воспитательной работы. Он интересен прежде всего тем, что реализуетсвязь урока и внеурочной работы, обучения и воспитания на основе использованияколлективных форм познавательной деятельности.
Общественный смотр знаний проводится в классе по инициативе самихучащихся или по решению совета дружины и комитета комсомола. Подготовку к немуведут совместно ученики, учитель-предметник и классный руководитель. Вначалевыбирается учебный предмет, потом в нем выделяется наиболее важная или наиболеетрудная для ребят тема. Учитель составляет программу смотра, определяя кругтеоретических знаний и практических навыков, которые будут подвергатьсяпроверке, составляет список рекомендуемой литературы. В задачи смотра входит нетолько проверка знаний по важному материалу, но и проверка навыковколлективного труда и познавательной деятельности, уровня сплоченности,сознательности, выявление мотивов учения.
Чтобы работать с классом, надо “овладеть” им – не подавить, незапугать, а выйти на “связь”, вызвать класс на общение, утвердить себя в глазахребят как личность. Чтобы дети понимали учителя, он должен научиться пониматьих. Надо уметь смотреть на жизнь глазами своих учеников, знать их психологию,жизненный опыт и многое другое.
Чтобы работать со школьниками не формально, надо знать, что ихволнует. Нельзя уходить от острых вопросов. Нельзя отгораживаться от ребятшкольной программой. Иначе они потеряют интерес к учителю, он превратиться дляних в сухого урокодателя. Если ученики идут к тебе с вопросом, значит, онидорожат твоим мнением, ты их интересуешь как личность.
1. Система воспитания
Система воспитания влияет на ребенка буквально с самогоего рождения.
Признак системности свойствен всем социальным объектам и явлениям,в том числе и таким, как семья. Ценностные ориентации и жизненные установкиродителей, слова, дела и поступки, стиль взаимоотношений, весь семейный уклад,образ жизни семьи — это целая система воспитательных воздействий, в рамкахкоторой происходит начальное воспитание ребенка. Причем личность ребенка сразуформируется целостно, воздействие семьи он воспринимает не по частям, а вединой взаимосвязи.
Попадая в детский сад, ребенок переходит и в новую для неговоспитательную систему — государственную систему дошкольного воспитания,реализующуюся в жизни конкретного воспитательного учреждения. С этих порребенок испытывает влияние сразу двух систем, причем в первой происходит как быкорректировка, перестройка с учетом нового положения ребенка.
С момента поступления в школу ребенок включается в системувоспитания более высокого порядка: она решает более сложные воспитательныезадачи более сложными воспитательными средствами. Это переводит ребенка в новоесостояние, ставит в новую позицию и приводит ко второй корректировке семейнойсистемы воспитания.
И опять следует заметить, что признак системности присущ школе какгосударственному учреждению, он заложен в программах и структуре школы, ворганизации ее жизни и быта. Однако это не означает, что во всех школах созданыэффективные воспитательные системы.
Система воспитательной работы школы — это и есть та формаинтеграции педагогических воздействий, которая создает оптимальные условия длякоммунистического воспитания учащихся.
Система воспитания как сложная социальная систем обладает рядомпризнаков. Караковский выделяет важнейшие из них.
Целенаправленность. Целевая установка конкретно-школьной воспитательнойсистемы, с одной стороны, отражает общие цели коммунистического воспитания, идругой — трансформирует их в задачи, соответствующе конкретным условиямвоспитания. Эти задачи носят как бы ступенчатый характер: решение их поднимаетшколу на новый уровень, но вызывает необходимость ставить новые, более сложные.В целевой установке отражаются принципы, исходные позиции педагогическогоколлектива по наиболее важным вопросам воспитания. Совокупность ведущих идей,составляющих целевую установку системы, существует не отдельно, не сама посебе, а является ее внутренней сущностью. Эти идеи, овладевшие сознанием всехучастников системы (и взрослых и детей), становятся сами по себе могучимсредством воспитания и играют весьма активную роль.
Целостность. Система состоит из компонентов (содержаниевоспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационныеформы, управленческие процессы и т. д.). Но она не является простой их суммой,а представляет собой органическое единство, внутри которого существует четкаявзаимосвязь и взаимодействие. Каждый компонент системы занимает в ней свое,строго определенное место и играет свою, строго отведенную ему роль.Взаимосвязь и взаимодействие компонентов настолько сильны, что изменение одногоиз них влечет за собой изменение других, а нередко и всей системы.
Вместе с тем система не есть гармония. В ней есть своипротиворечия. Некоторые компоненты могут быть сознательно гипертрофированы, иэто не может не делаться за счет других каких-то частей. Не надо этого бояться,ибо в процессе развития в системе происходят процессы саморегуляции,переориентации, компенсации. Чем эффективнее система, тем быстрее в нейдостигаются поставленные задачи, тем чаще выдвигаются новые цели, решениекоторых переводит систему на новую качественную ступень. А на новом виткеразвития может возникнуть необходимость изменить соотношение компонентов,видоизменить связи.
Значит, в каждом из конкретных моментов развития системахарактеризуется различной степенью гармонии. Но это отнюдь не противоречит идеегармонического воспитания. Практика показывает, что можно достичь значительныхуспехов во всестороннем воспитании личности, например, отлично поставленнымпроизводительным трудом или, скажем, краеведением. Но это не значит, что в этомслучае можно говорить об атрофировании других видов воспитания. Особенностьздесь состоит в том, что труд или краеведение становятся доминирующим видомдеятельности, через который осуществляется и политическое, и эстетическое, инравственное воспитание. Этот доминирующий вид деятельности является как бысердцевиной системы, питающей через «кровеносные сосуды» все органическоеединство. Легче добиться целостности, если система строится вокруг такогокомпозиционного центра (одного или нескольких). Главная особенность такихключевых видов деятельности заключается в их интегративных свойствах.Целостность достигается и системой связей, главные из которых взаимодействие иобщение.
Динамизм. Любая система имеет свою историю.
Школьная воспитательная система, как уже говорилось, тоже явлениене статичное, а развивающееся. Развиваясь во времени, она проходит несколько,этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, видыдеятельности, организационные формы, приемы и методы воспитательноговоздействия. Сложный и длительный процесс создания системы начинается не сразуво всех сферах воспитания, а с решения наиболее насущных для данного коллективазадач. Причем чем значительнее эти задачи, тем с более высокого идейного уровняначинается создание системы.
Педагогический коллектив, создающий систему воспитания, не долженстремиться «объять необъятное». Он, точно рассчитав и учтя свои силы,возможности, начинает строить систему на том, что заведомо хорошо удается, чтопозволит реализовать все воспитательные возможности конкретной школы, местныхусловий, контингента учащихся и родителей, педагогических кадров, общественнойсреды.Нельзятребовать, чтобы в данной системе было всего поровну, нелепо подсчитыватьпроцентное соотношение трудового, политического, нравственного и другоговоспитания. Однако, возникнув в каких-либо доминирующих видах деятельности,система постепенно охватывает все большие участки жизни коллектива, проникая вовсе сферы воспитания. В то же время развитие каждого элемента системы приводитк превращению его в педагогический комплекс, создающий возможностивсестороннего воспитательного воздействия на детский коллектив и личность.
Школьная воспитательная система должна своевременно обновлятьсякак в содержательном, так и в организационном аспектах. Это может быть вызваноразными причинами: важными событиями в жизни страны, реализацией поставленных всистеме задач, повышением требований к работе школы, обновлением составапедагогического и детского коллективов, сменой руководства. Очень важно, чтобыобновление системы было следствием потребности воспитательного коллектива. Еслиэта потребность не будет вовремя удовлетворена, может наступить остановка вразвитии системы. Чаще всего обновление связано с усложнением: усложняютсяцели, задачи, содержание, отношения, связи, управление. Но именно этоусложнение и поднимает систему на новую ступень, в противном случае обновлениене имеет смысла. Так как введение нового требует времени, сил, средств, то напервых порах оно может отвлечь внимание от других участков работы — привести к нарушениюравновесия, но это ненадолго. Когда нововведение войдет органично в систему,будет ею освоено, равновесие восстановится.
Управляемость. Система воспитательной работы предполагаетпостоянное изучение ее состояния и организацию соответствующих емупедагогических воздействий. Эффективность педагогического управления системойзависит от знания объективных закономерностей воспитания, от информационнойобеспеченности воспитательного процесса, оттого, насколько овладели педагоги методамианализа своей работы, и, наконец, от опоры на детское самоуправление.
Школа как социально-педагогическая система развивается по законамсоциального управления. Педагогический и ученический коллективы — компонентыодной системы, которые не могут существовать один без другого или в отрыве другот друга. Значит, их взаимодействие, взаимовлияние, сотрудничество носятобъективный характер, это формы системообразующей связи.
Педагогический коллектив — управляющая, а ученический — управляемая подсистемы. Но это не значит, что управляющее действие носитоднонаправленный характер: от субъекта — к объекту. Ученический коллектив, какуже отмечалось, не только объект педагогического воздействия, но и субъектсобственного развития. Ученический коллектив по отношению к учительскому можетиногда выступать в роли субъекта существенного воспитательного воздействия.
Это не противоречит основным законам управления. В частности,принцип необходимого разнообразия требует: управляющая система должна обладатьне меньшим разнообразием состояний, чем управляемая. Чем сложнее объект, темсложнее должен быть субъект. Но субъект приспосабливается к объекту не толькотем, что сам усложняется по мере усложнения объекта. Существует и другойпроцесс: субъект искусственно сокращает разнообразие объекта, регулируя связи врамках этой ограниченности. Это и понятно: управлять всеми процессаминевозможно, да и не нужно. Поэтому педагогический коллектив может упроститьученический до примитивизма, а может развить его до высочайшей степени сложности.
Взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка. Ниодна система не может существовать сама по себе. Во-первых, она вписана вопределенную социальную и природную среду. Во-вторых, школьная воспитательнаясистема включена (является подсистемой) в более широкие системы воспитания — государственную, региональную, с которыми неизбежно связана и взаимодействует.
Социальная среда оказывает на школьную систему воспитания двоякоевлияние. С одной стороны, оно проявляется через деятельность идеологических иадминистративных органов и организаций, общественности, шефов, внешкольныхдетских воспитательных учреждений, соседних школ, ПТУ, техникумов, вузов,учреждений культуры, местных средств массовой информации. С другой значительноевлияние на внутришкольный воспитательный процесс оказывают особенностисоциального своеобразия данного региона, семья, сфера свободного общения идругие факторы, не поддающиеся точному учету и организации.
В отношениях с окружающей средой и проверяется прочность системы,ее устойчивость и стабильность, реакция на непредвиденные ситуации и «внешниераздражители».
Как всякий цельный опыт, воспитательная система конкретнойшколы имеет авторский характер (автором может являться как руководитель школы,так и группа педагогов-единомышленников). Значит, роль субъективного фактора вэтом очень велика. Уходит из коллектива или перестает работать авторскаягруппа, главный носитель системы,- она ослабевает, гаснет. В этом нет ничеготрагического, ибо пришедшее на смену новое руководство формирует новый опыт.Однако идеи, выведенные из предыдущего опыта, могут быть переданы новомупоколению педагогов и обогатить новую систему.
11. Комплексный подход в системе воспитания
Система — более широкое понятие, она включает в себя комплексы.Системный подход — это стратегия воспитания, комплексный — его тактика. Можно суверенностью сказать: там, где создана система воспитания, непременноосуществляется и комплексный подход. И наоборот: отсутствие системывоспитательной работы существенно затрудняет применение комплексного подхода.
Комплексный подход родился не в кабинетной тиши, а в многотруднойвоспитательной практике, поэтому интуитивно его понимает любой опытный педагог.Но активное применение комплексного подхода на интуитивном уровне — уделмастеров воспитания. Чтобы вооружить этим инструментом воспитания каждогопедагога, нужно его осознать, осмыслить профессионально, поставить на службуобщему делу.
Вероятно, не будет ошибкой утверждать, что воспитание как таковоесуществует одновременно и как сложнейший процесс, протекающий в объективнойреальности, и в сознании тех, кто воспитывает. Естественно, что нашепедагогическое сознание опережает реальность, ибо построено на идеальныхобразцах, к которым мы ведем наших воспитанников. Естественно, что междуреальным и идеальным есть противоречие, которое мы стремимся преодолеть. Нодело не только в этом. Многие годы мы привыкли расчленять в своем сознаниивоспитательный процесс на его составные части (трудовое, физическое,эстетическое и т. д.). Постепенно стали навязывать объективной реальности такойфункциональный подход, а порой и подменять им жизнь школьника. Так нам удобнеепланировать воспитательную работу, удобнее учитывать и проверять. Между тем вреальной действительности такого разделения не существует, ибо давно доказано,что ребенок воспринимает направленное на него воздействие целостно.
Комплексный подход вытекает из самой сутикоммунистического воспитания, из главной его цели — всестороннего игармонического развития личности. Гармонию можно создать только гармонией.Человека нельзя воспитывать по частям и по очереди: «сегодня работаю надчестностью, завтра воспитываю трудолюбие». Личность — совокупность качеств,которые развиваются в человеке одновременно и непрерывно. Причем надо учесть,что педагогическое воздействие имеет свои перерывы, а воспитание — процесспостоянный.
Комплекс — слово латинское. Оно обозначает объединение, связь,сочетание. Можно сказать: комплексный подход — это совокупностьцеленаправленных, взаимосвязанных воздействий с учетом всего многообразияусловий и факторов воспитания.
Комплексный подход позволяет, не увеличивая объема работы, а лишьинтегрируя средства педагогического воздействия, добиваться большейэффективности труда воспитателя.
Учительский труд настолько многогранен, так плохо подвержен точнымизмерениям, так органически связан с неуловимыми движениями человеческогохарактера что порой ему невозможно дать объективной оценки.
Все, что говорит и делает педагог, потеряет свой смысл и значение,если не будет пронизано чувством высочайшей ответственности за формированиечеловека, гражданина.
Заключение
Я рассмотрела основные идеи воспитательной системы Караковского. Кним относятся – обязательное создание внутришкольного коллектива; присутствиеэлементов самоуправления внутри него; внедрение коммунарской методики, основнойцелью которой являлась подготовка к коллективной работе. Благодаря ей школьникидолжны были научиться совместно работать, заниматься коллективным творчеством,то есть она должна была содействовать развитию личности ребенка. Развитие уребенка адаптации к различным жизненным ситуациям. Очень часто у Караковскогоприменялась методика коллективных творческих дел. Воспитание также должно бытьсистемным и применяться комплексный подход в воспитании, что привело бы кбольшей эффективности труда воспитателя.
Караковский, по-моему, пытался внедрить действенные методы вработу школы. Он старался опираться на личностные особенности детей, развивалкоммутативные способности учащихся, старался приобщить к процессу образованияне только детей, но и их родителей.
Караковский внес большой вклад в развитие системы образования.
Список литературы
1. Иванов И.П.Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
2. Караковский В.А.Воспитай гражданина. – М.: Моск. рабочий, 1987.
3. Караковский В.А.Директор-учитель-ученик. – М.: Знание, 1982.
4. Караковский В.А.Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,1992.
5. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. – М: Знание, 1979.
6. Караковский В.А.Пути формирования школьного ученического коллектива. – М., 1978.
7. Стать человеком.– М.: Знание, 1992.
8. Фролов А.А.,Макаренко А.С. Основы педагогической системы. – Горький, 1990.