Реферат по предмету "Педагогика"


Основные положения педагогики А.С. Макаренко

План:
1.      Введение
2.  Основные  факты биографии  А.С. Макаренко
 3.   Основныеи педагогические принципы А.С. Макаренко.
4.     А. С. Макаренко  о требованиях к личности учителя
5.      Заключение
6.      Литература
 
                                             Введение
    Антон Семенович  Макаренко (1888-1939) –один из отечественных педагогов  иписателей.   Он  творческипереосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие впедагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко навопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания.Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методикевоспитательного процесса.
    Вданном  реферате  рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. Асохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до нашихдней?
    Тема моего реферата – А.С. Макаренко основныеположения педагогике, а также рассмотрены требования к личности учителя. Требование к личности учителя одна изключевых проблем.  Ведь педагог –главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности,зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Сейчас,когда Украина  находится на перепутье,крайне важно определить роль и значение личности педагога в современномобществе. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чемзаключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким ондолжен быть?
    Сейчас, когда отечественное образованиеподвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своегоразвития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стерженькаких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личностипедагога,  ее роли в процессеобразования, а значит, и в жизни всего общества. Оказавшись перед такимивопросами. Мы вряд ли сразу сможем дать определенный ответ. А не обратиться линам за помощью  к классику отечественнойпедагогики, А.С. Макаренко?
    Рассмотримосновные положение педагогике и требования к личности учителя. Из них можнобудет почерпнуть некоторые взгляды и взять их на вооружение в наши дни и, соответственно,сделать вывод об актуальности принципов Макаренко в наше время.
        
                 Основные  факты биографии  А.С. Макаренко  
   Антон Семенович Макаренко родился  1марта 1888 года  в городке Белополье  Харьковской губернии  в простой рабочей семье. Семье Макаренкожилось трудно.  Еле-еле удавалось свестиконцы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование.Поэтому в 1895 году
Антонпоступает  учиться сначала в Белопольскуюшколу, а затем  в  1901году  в Кременчугское четырехклассноеучилище. И  в  Белополье, и в Кременчуге Антон училсяотлично, выделялся  среди соучениковглубиной знаний, широтой кругозора.   В документе об окончание училища у Антонастояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получилсвидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ справом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народногопросвещения.   Это было в 1905 году, а уже в  сентябре этого года  в двухклассном железнодорожном училищенебольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работатьновый учитель – Антон   СеменовичМакаренко. В 1914 году в Полтавеоткрылся учительский институт. Блестящесдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентомПолтавского учительского института.
      В 1916году Антона  Семеновича призвали вцарскую  армию. Около полугода был он надействительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине  близорукости. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт.  Институт закончил первым по успеваемости ибыл награжден золотой медаль.  В 1917-1919г.г. он заведовал школой вКрюкове.  В 1920 г.принял   руководство детской колонией подПолтавой в дальнейшем колония им. Горького. В 1928-1935г.г. работал вдетской коммуне им. Дзержинского в Харькове. С июля 1935 года он –помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем ипроходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второйполовины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практикии в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под егопера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическаяпоэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренкобыл награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в областилитературы». Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал спереработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно сталоплохо. Через  несколько минут  Макаренко скончался. Врачи констатироваливнезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.
    Основные ипедагогические принципы А.С. Макаренко.
        А.С. Макаренко разработал стройнуюпедагогическую систему, методологической основой которой являетсяпедагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практическицелесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявлениязакономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то естьорганического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. Припараллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника»,который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идеявоспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимостиформирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников,жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности ииндивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и вовсем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, онпротивопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую подуху, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.  Творчество Макаренко пришло в противоречие состалинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантскойсоциальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельногочлена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание.Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственнаяи требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил,больших способностей».
                     Рассмотрим теперь основыпедагогике А.С. Макаренко.
1.  Воспитание детей в коллективе
      Коллектив– это контактная совокупность людей, основанная наследующих принципах:
 общая цель;
 общая деятельность;
 дисциплина;
 органы самоуправления;
 связь данного коллектива с обществом;
     По своей структуре коллектив делитсяна 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичногоколлектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся впостоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичныйколлектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллективназывается отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается насрок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы повозрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружныйколлектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить ичерез общий коллектив, главное условие существования которого – возможностьсобраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своегоразвития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляеттребования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу;создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, которыйпредъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.
     Педагогический коллектив –это коллектив воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детскогосамоуправления. Законодательный орган– это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет правоголоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизниколлектива. Исполнительный орган –это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председателикомиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.
 2.  Дисциплина и  режим.
      Дисциплина– это не средство и не метод воспитания. Эторезультат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, этохорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна впервую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят вышеинтересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.
       Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точнопо времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным повремени;  обязательным для всех; носитизменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть безнаказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должноприносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, чторебёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.
  3.  Трудовое воспитание.
Макаренко не мыслилсвою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммунетруд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день.Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемостикоммуны.
4.     Проблема семейного воспитания.
Макаренко пишетлекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейноговоспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, одисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматриваетпроблемы педагогического мастерства и педагогической техники.
 
          Рассмотрим теперь коллективизм впонятии  А. С. Макаренко
          «Впростейшем определении коллективизм означает солидарность  человека с  обществом»   (А. С.  Макаренко).
            Эта сторона личности включает в себяследующие признаки:
1.  Умение работать вколлективе;
2.  развитуюспособность к коллективному творчеству;
3.  товарищескуюсолидарность и взаимопомощь;
4.  активное участиев коллективной деятельности;
5.  заботу о своемколлективе и его перспективах;
6.  осознание себяхозяином коллектива;
7.  ответственностьза своих товарищей и за весь коллектив;
8.  умение приказатьи подчиниться товарищу;
9.   желание ипотребность подчинить свои интересы коллективу;
           10.  принятие коллективных   перспектив и традиций как своих собственных.
           Антон Семенович разработал и на практикеблестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность черезколлектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания вдетском коллективе
          рассмотрел такие вопросы, как:
—  строениеколлектива;
—  взаимоотношения вколлективе;
— педагогическое требование,  дисциплина,   поощрения  и наказание;
—  нравственное итрудовое воспитание;
—  стиль работы;
—  самоуправление,традиции;
—  индивидуальныйподход к детям.
Личность и коллектив, коллектив и личность… Развитие ихвзаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов ивзаимоотношений — стояли в центре, но вой педагогической системы. Макаренковыступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за созданиенормального психологического климата в детской среде, который дает каждомугарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.
            Однойиз черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считалсамоуправление, без которого не мыслил развитие детского   коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто немог отменить решения общего    собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, аиногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот этопереживание   ответственности   творило чудеса, хотя воспитывалось согромным трудом.
Антон Семенович так организовал педагогический и трудовойпроцесс в коммуне, что «каждыйребенок включался и системуреальнойответственности»: и в роли командира, и вроли рядового.Там, где отсутствовала эта система, считалМакаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.
          Важнейшейгранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характервзаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивалсяотношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищескомобщении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, вклассе.
          Воспитатель — это, прежде всего членколлектива, а потом уже наставник, старший товарищ.
          Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включениедетей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу исамой личности.
          Опираясь на взгляды выдающихсясоветских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал.Но  «Труд без идущего рядом образования,без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носитвоспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).
— участие в производительном труде сразу меняло социальный статус(положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающимиотсюда правами и обязанностями;
— но Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в видусоздание ценностей, не является положительным элементом воспитания.
         Сторонники словесного, книжноговоспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестилипроизводительный труд учащихся.
         В формировании подрастающего поколения также надо учитыватьвлияния  семьи, поэтому Макаренко А. С.написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха«семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданскогодолга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки,отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — всеэто влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теориивоспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.
       А.С. Макаренко о требованиях  к личности  учителя
 Роль личности педагога в воспитании и обществепо Макаренко.                       Чтобы понять подход Макаренко кличности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательногопроцесса и роли учителя в нём.  Разрабатываяв логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущностиличности как совокупности всех общественных отношений.  Макаренко сделал чрезвычайно важный дляпедагогики вывод, что отношения  должны,  прежде всего,  составлять «истинный объект воспитательнойработы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект – личность иобщество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность,изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно… Следовательно,невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представитьсебе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности кобщественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих вобществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом,а учителя, воспитательный коллектив – как необходимое опосредующее звено междуобществом и личностью.
Воспитание отдельной личности, как известно,Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива вцелом. «Я не считаю, — говорил он, — чтонужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив».Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлятьосновную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать итот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив втворчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикойиндивидуальной, то есть непосредственным влиянием  воспитателя на личность ребёнка.
    Гуманизм педагогики Макаренко.
 Любимым писателем А.С.  Макаренко был Максим Горький   его
оптимистический,  реальный подход к жизни, с верой в человека.Многие принципы и взгляды Макаренко близки по духу произведениям Горького, и важное место в этой системевзглядов занимает идея о личности педагога. Так, Макаренко писал: « Хорошеев человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить кчеловеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, болееинтересное нужно учиться у Горького… Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда неумиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку иникогда не остановится перед самым суровым осуждением.  Такое отношение к человеку есть отношениемарксистское».
Одним из ярких последователей и преемниковпедагогических идей Макаренко был выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский.Опираясь на идеи и принципы Макаренко и следуя им, он писал: «Воспитательдолжен выражать своим доверием, прежде всего оценку лучшего, доброго начала вчеловеке, как бы «забывая» одновременно о зле». Признаком дремучегопедагогического невежества он считал то, что отдельные воспитатели, оказываядоверие воспитаннику, одновременно напоминают ему: за тобой много грешков, я обэтом помню, но вот видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же иты хорошим. «Подобные слова учителя – соль на рану в человеческом сердце:воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только длятого, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает попытки учителя».Доверие в форме прощения воспитаннику проступка ни в коем случае не должно бытьпредметом специального, усиленного внимания со стороны воспитателя иучеников  коллектива.
     Педагогическаяцель в понимании Макаренко.
  Макаренко считал, что ведущим компонентом ввоспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный законобуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства,результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и кдругим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.
   Поэтому цель воспитательного процесса,указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией икаждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом иэнергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной.Мы не можем допустить никакого средства, — говорил Макаренко, — которое не велобы к поставленной нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко,должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результатсвоей работы и создавать все условия для достижения этого результата.
Между отдельными компонентами воспитания, его целью,средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованныесвязи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должнопостоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива,особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и другихобстоятельств. Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средствне может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступаяв новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни идеятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению.Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем,воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременноустранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут бытьнеизменными и наши воспитательные цели.  Вэтом заключается ещё одна функция педагога – разработка новых, современныхвоспитательных целей и их соответствующих методов достижения.
Педагогический коллектив как необходимое условиевоспитания и обучения.
     Огромное значение Макаренко придавалформированию педагогического коллектива. Он писал: «Должен быть коллективвоспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив неимеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку,там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрылзакономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловленоуровнем сформированности  педагогического коллектива. «Единствопедагогического коллектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, исамый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе,возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодноопытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическимколлективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическомколлективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренкоутверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества илиталанта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только впедагогическом коллективе.
Однако  писалМакаренко, «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можноохарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы незнаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у насвозьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать».
 
Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко.
     В теоретическом наследии и опыте А. С.Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна изцентральных. Мысль К. Маркса о том, что «…действительное духовное богатствоиндивидуума всецело зависит от богатства его действительных отношений»,послужила основанием для макаренковского утверждения:«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».  Учителя в конечном счёте для того и вступаютв личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуявсе отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развитияотношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям – ко всей окружающейдействительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения сучащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательногорегулирования процесса формирования всей совокупности отношений своихвоспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным идейственным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитиесамодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественнойактивности учащихся, их самоуправления.
Отношения педагогов и учащихся в школе – этовзаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемоепедагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом иобусловленными социально и психологически всей системой господствующих вобществе материальных и идеологических отношений.
В трудах А. С. Макаренко с большой полнотой былираскрыты с марксистско-ленинских позиций сущность и основы методикиформирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся в  советской школе. Принципиально новым в егоподходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативныйхарактер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам еговремени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную системудействий всего педагогического и детского коллективов, педагог-новаторподчеркивал, что педагогически целесообразные отношения воспитателя ивоспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов,взаимная помощь. Взыскательность и требовательность друг к другу.
А.С. Макаренко решительно опровергал широкораспространенное мнение, будто дети могут любить и ценить толькоснисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последнейстепени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если ониторчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, ноесли вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они всена вашей стороне, и они не выдадут….   И наоборот, как бы вы ни были ласковы….  как бы вы ни были симпатичны в быту и вотдыхе,  если ваше дело сопровождаетсянеудачами и провалами,  если на каждомшагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком»,- никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного ииронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливошельмующего».
А.С. Макаренко высмеивал и осуждал возню с«уединенной» личностью, разоблачал «педагогические теории», доказывавшие, чтохулигана нельзя вызвать в коридор. Умение увидеть в человеке положительныесилы, уважать их, но не умиляться и не снижать требований, не останавливатьсяперед самым суровым осуждением – такое отношение к человеку А.С. Макаренконазывал марксистским, подлинно гуманным. Соединение требования с уважением кличности воспитанника он считал основным принципом советской педагогики.
Кроме того, Макаренко считал: «Хороший воспитательдолжен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельныенаблюдения над воспитанниками случаи, характеризующие то или иное лицо, беседыс ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса илиперелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах. Этот
дневник,ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.
Чтобы воспитатель мог работать в таком направлении,он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь праванаказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своегоимени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать.Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всехвоспитанников и вести как следует свою работу.
Все данные о воспитаннике, какие возникнут впроцессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитательобязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы этобыло простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти квоспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессесовместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель долженсмотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объектвоспитания».
В педагогической теории получила развитие идея А.С.Макаренко о том, что логика отношений учителя и учащихся в школе вытекает изсамой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характераэтих отношений в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальныхособенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качествучителей они всегда должны оставаться отношениями старших и младших товарищей,отношениями ответственной зависимости.
Педагогический опыт по Макаренко.
    При анализе особенностейдетей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайносложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личностьребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесьдействуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуютрезультаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, каксущественные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентамивоспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личностиучителя Макаренко, — наличие и постоянное накопление педагогического опыта,постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху педагогического опыта Макаренко в немалойстепени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовалсясобственной «программой — минимум», то есть системой реальных, совершеннонеобходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания.«Нужно принять геройские меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Бездостижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И,напротив, достижение этого минимума открывает широкие просторы по всем направлениям»,- писал Макаренко.
Особенности педагогических приёмов по Макаренко.
    Учитывая особенностиситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый разнаходит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, можетизменить поведение ученика.  То есть ондолжен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используяколлектив, обстановку, фактор времени и так далее.  Именно вариативность каждого приёма делаетвозможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплинупостоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждомконкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приёмприменять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболееэффективных для данного ученика.
     Развитие педагогического мастерстваучителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт дотворческого его преломления,  квариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личностивоспитанника.
     Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
 а)    Метод — «атака    в лоб»,   варианты   «атаки    в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
 б) Метод «обходногодвижения», когда «против личности восстановлен весь коллектив.  Тогда битьфронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него,я    против   него,    и    человек   может    сломаться.. .»,
 в) Важным средствомвоспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить самые простые слова и фразы  («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами.Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г)   Огромноезначение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых впедагогике выявил, обосновал     и   на  практике     использовал   фактически     все элементы педагогической техники.
д)   А. С.Макаренко   считал,    что нет и быть    не может какого-то


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.