Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.      Теоретическиеосновы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшегодошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиеническихнавыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, ихзначение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиеническихнавыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формированиякультурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа поформированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольноговозраста
2.1   Выявление уровня сформированностикультурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированиюкультурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделаннойработы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируютсяв дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична,а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяютсякаждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются:навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка вокружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом исо взрослыми[9;31].
Формирование привычек и навыков осуществляется поднепосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающейобстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов:условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка квыполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенныхдействиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированиюнового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новыевещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детейприучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо,преодолевая трудности разного характера[9;32].
Воспитание у детейнавыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране ихздоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Вконечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правили норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей ивзрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, агигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблемами воспитаниякультурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы,как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежныхавторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Для того, чтобывоспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольномобразовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она непрепятствовала этому процессу.
Перед нами стоитпроблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки для эффективногоформирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольноговозраста.
Объектом исследованияявляется процесс формирования культурно-гигиенических навыков у младшихдошкольников.
Предметом исследования– организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиеническихнавыков у младших дошкольников.
Цельданной работы: изучить организацию обстановки иметодику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшегодошкольного возраста.
Для реализации целинеобходимо решить следующие задачи:
1. Изучить ипроанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиеническихнавыков.
2. Выявить, созданные в группе детеймладшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиеническихнавыков.
3. Разработатьрекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования:овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническиминавыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующейподдержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Для решенияпоставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение ианализ психологической, педагогической и методической литературы; методнаблюдения, педагогический эксперимент.
Научнаязначимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующейнаучно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимымавторским исследованием.
С одной стороны,тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, какбыло показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы.Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую,так и практическую значимость.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
1.1  Воспитаниекультурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливаниябольшое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиеническихнавыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контактыс окружающими.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдениючистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке икультурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.[9; 41]
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычекявляется образование условно-рефлекторных связей, выработка динамическихстереотипов.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженнуюсоциальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные вобществе правила, соответствующие нормам поведения.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специальнонаправленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры,в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов:условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношенияребенка, упражнений в определенных действиях.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка,привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлениемновых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать удетей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнятьне только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоленияопределенных трудностей.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степениформируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенкав высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием,умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннегои младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимозакреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлятьсамостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовымдействиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстронаучить ребенка определенной последовательности операций, из которыхскладывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять заданиебыстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действияавтоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, гдедети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получитьпомощь при затруднениях.
1.1.1      Гигиеническоевоспитание детей
Воспитаниеу детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране ихздоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Вконечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правили норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей ивзрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада –привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [4;74]
 Впроцессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобывыполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиеническиенавыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают квыполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользованиятуалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычкуполоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив егоэтому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должныотноситься к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки смылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоватьсяиндивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить,чтобы все вещи содержались в чистоте.[4;75]
Формированиенавыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными,замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых ихустранять.
Гигиеническоевоспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Ссамого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во времяеды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоватьсястоловыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно нетолько уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что,перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательнопомыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Вдетских садах создаются условия, способствующие формированию и прочномузакреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательноналичие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.
Воспитаниекультурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешногорешения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетомвозраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий впроцессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимостисоблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужнодобиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильнойпоследовательности.[4;76]
Вмладшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играхспециально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны,могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Встарших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для болееуспешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периодадошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы,используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детскомсаду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиеническоговоспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: означении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиеническихпроцедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурныхупражнений.
Гигиеническиезнания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлениюс окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические исюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр»,«Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки,распределив роли между детьми.
Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если онизакрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам былоинтересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то сталзначительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытымстолом и т. п.).
На физкультурных занятиях во время общеразвивающих упражненийможно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития,о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, онеобходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончаниязанятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажныеобтирания до пояса). Во время труда в помещении или на участке также естьнемало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например,воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и старатьсяне поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда иинвентарем. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживатьчистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне.
Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарныеправила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной,например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо длятого, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагаетумение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердоусвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, вобщественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Всесведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессеразнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режимаможно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Дляэффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет ивнешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети вэтом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитательдолжен быть для них образцом.[4;76]
Длязакрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различныепоручения, например, назначить санитаров для систематической проверки усверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу.Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно вразных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видетьрезультаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательнымусловием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки кздоровому образу жизни является высокая санитарная культура персоналадошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия длясохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующееусловие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единствотребований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки вобщении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки,воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенкупример.
1.2  Культурно-гигиеническиенавыки, их значение в развитии ребёнка
В дошкольном возрастеследует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причембольшое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольныхучреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоитьвсе основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность,легко, быстро и правильно выполнять.
Ребенка нужно научитьсодержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется вповседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы,одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные вдошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
При воспитаниикультурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Вдошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымывруки, и для малыша это становится законом.
После утреннейгимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежаетвсе тело под струями воды. Необходимо, чтобы после приема душа или умыванияребенок вытерся насухо. Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно этоправило соблюдать летом.
Определенное вниманиеследует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных седой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясьв одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.
Необходимо добиватьсятого, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувствомудовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной формеследует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепленияздоровья.
С первых дней жизни приформировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил инорм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша вмир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнокостанется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверноемнение! Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут неодновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций,психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего идошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиеническихнавыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиеническиенавыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малышещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. Ине всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего неполучается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь тактрудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается.Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всюпоследовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мамаэто сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнкупри малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, тоочень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните»,«Завяжите», «Оденьте».
Для того, чтобызавершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильнойпоследовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важнымстановится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело доконца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослыйнапоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своейинициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такиеволевые качества личности, как целеустремлённость, организованность,дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнениекультурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основэстетического вкуса.
Так, девочка начинаетприглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда еёпричесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовыхпроцессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешнийвид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своейодежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своемуоблику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит кконтролю за своим внешним видом.
Освоениекультурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетниймалыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Покаона ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человекуили персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
В четыре-пять лет удетей начинаются складываться моральные понятия «хорошо»,«плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основанииоценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки,гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано сформированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваютсянравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, чтоони сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потомсамостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильностьвыполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого.Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша квыполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действиемстоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинаетиспытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственнойнормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный:«Я хороший, потому что всё делаю правильно!».
Дети 3-4 лет тольконачинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ниминравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надопомнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появлениежалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правилдругими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка встремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получитьподдержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться сбольшим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественноетребование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
1.2.1       Методикавоспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольноговозраста
Воспитаниекультурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой кформированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию являетсясоздание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичностьнеобходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательномоют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенкусамостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждыйребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основойметодики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно,пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
В1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одеждынадеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
Навтором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыкикультуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать приукладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
 На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно можетодеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий,входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.
 Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеетзапоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. Вособенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В такихслучаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее,предлагает запомнить рядом сидящего товарища.
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первуюочередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Детиотличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократнопоказывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобывыделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательностьотдельных операций.
Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальныедидактические игры, используются игровые приемы.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этотпериод нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания,которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше вдействиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки(намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец),чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специальнопредназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоватьсяносовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом(пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаютсябережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастныхгруппах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы,упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровыеприемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержаниекультурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего всамостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх иигровых ситуациях.
Ввоспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом видепедагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детскогоучреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценкеотдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четкоопределить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиеническиенавыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательнойработы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков можетпривести к их быстрой утрате.
1.3  Путиформирования культурно-гигиенических навыков
Формированиекультурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психическогоразвития в раннем возрасте — становлением орудийных и соотносящих действий.Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человеквоздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящихдействий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения:малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенцеза петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослыедолжны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной(туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные наудобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоениякультурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего импредмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя настановление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок отражает (особеннопоначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы инеоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детейэтого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок можетзаменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрастеон старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.
Чтобы ускоритьформирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игрнапоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли тыпомыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенныекультурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в своюочередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
 Культурно-гигиеническиенавыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнкувида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Малыш научился одеватьплатье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: чтосначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схемудействий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То естьпроисходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с однимэлементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложныеформы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение кпредметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но исвоих вещей, за порядком.
Таким образом, можноутверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечиваютпереход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащаютсодержание этой деятельности.
Дошкольник 3-х летосознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований кпредстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Длядетей этого возраста очень важным является мотив своей внешнейпривлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речисоставляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшиедошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые дляпроведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода.Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимымстановится выполнение действии в правильной последовательности, потому что ееположительно оценивает взрослый.
В дошкольном возрасте уребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуютсяспособы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, какправило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистотутела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиеническиенавыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В. Петерина).Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается дляанализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством ихвыполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиеническиенавыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотойодежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия длябытового процесса.
Ребенок регулирует своеповедение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения вбытовых процессах.
Высокое качествовыполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейтик другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть рукии после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом,лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимостиего выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнитьдействие.
Таким образом,освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия,выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формированияпривычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности исистематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известнуюсамостоятельность.
Привычки выполнятьтребования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разныхжизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых.Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль заним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному,произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 летмогут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольномвозрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности иусвоении правил поведения.

2.    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯРАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитаниекультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним изважнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированиюкультурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводитьсякак индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, атакже непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей,родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознаннымидействиями, а затем и привычкой.
 Контрольнад правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применениеразличных средств поощрения и наглядных средств для повышениязаинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М.Монтессори – упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаемвоспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скореесоздадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. [9;67] Педагог способствуетэтому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляетсявозможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой,ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает заней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Онпротирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенкуне с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений,самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Длякаждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляетсяребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.
 Всоответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском садуребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильнопользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться послеумывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком,освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоватьсястоловой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевыватьпищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Намибыли определены задачи экспериментальной части исследования:
1.   Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детейвторой младшей группы.
2.   Определить сформированность культурно-гигиенических навыков удетей второй младшей группы.
3.    Разработатьмероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детеймладшего дошкольного возраста
4.    Определить эффективность разработанных мероприятий.
Эксперимент состоял из 3-х этапов:
1.   Констатирующего;
2.   Формирующего;
3.   Контрольного.
База исследования: воспитанники второй младшей группы ДОУ № 17 г.Сызрани.
2.1  Выявлениеуровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшегодошкольного возраста
Для участия в дальнейшем исследовании нами былоотобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой (Приложение 1). Одну группу мыопределили как экспериментальную, а другую как контрольную.
Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровеньсформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиеническихнавыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:
а)   установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренныйдля детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания,пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;
б)   выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональностьи последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.
г)   выявить условия, созданные в группе для формированиякультурно-гигиенических навыков;
д)   выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их спецификуи эффективность;
е)   выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого,их самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Мы вели наблюдение за работой воспитателя и восьмью детьмиэкспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдениепроводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основаниитребований «Программы воспитания в детском саду».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.