Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Программированное обучение»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент: Усольцева Н.А.
Группа: ПЗ-4938(б)с
Специальность: Профессиональное
Обучение (дизайн)
Курган 2010г.
Сущностьпрограммированного обучения
/>/>/>/>/>Программированное обучение— это обучение по заранееразработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так ипедагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучениябыла предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером дляповышения эффективности управления процессом учения с использованием достиженийэкспериментальной психологии и техники.
/>
Объективнопрограммированное обучение отражает применительно к сфере образования тесноесоединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам,возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественнойдеятельности. Для повышения эффективности управления процессом учениянеобходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этомупроцессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления.Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным сдостижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлениюпроцессом учения. Реализация этих требований в обучающих программах базируетсяна данных психолого-педагогических наук, изучающих специфические особенностиучебного процесса. Однако при разработке этого типа обучения одни специалистыопираются на достижения только психологической науки (одностороннеепсихологическое направление), другие — только на опыт кибернетики(одностороннее кибернетическое). В практике обучения — типично эмпирическоенаправление, при котором разработка обучающих программ основывается напрактическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельныеданные.
В основуобщей теории программированного обучения положено программирование процессаусвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучениепознавательной информации определенными дозами, являющимся логическизавершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированнымобучениемпонимается управляемое усвоение программированногоучебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированногоучебника, кинотренажера и др.) (рис. 1). Программированный материалпредставляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации(«кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определеннойлогической последовательности./> /> /> /> /> /> /> />
Рис1. Программированное обучение: суть, достоинства, недостатки
/>
Впрограммированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс,так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Онипоследовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозыследует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть«шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
/>/>Обычно, при составлении обучающихпрограмм, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимостьсистематической обратной связи, из психологических — индивидуализация процессаобучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной моделипроцесса усвоения. Наиболее известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскуютеорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животныхнет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающиепрограммы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Длявыработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкиешаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированноесложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которыхучащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программусистемы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальнаястепень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающиеподсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнениереакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения:вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова, двухслов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишиячетыре строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.
Длязакрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощьюсловесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильностиответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократногоповторения реакций.Типыобучающих программ
/>
Обучающиепрограммы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на:
а) линейные,разработанные Скиннером,
б)разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейнаясистема программированного обучения, первоначально разработаннаяамериканским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основебихевиористского направления в психологии.
· Он выдвинулследующие требования к организации обучения:
o При обучении учащийся должен проходитьчерез последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».
o Обучение следует построить такимобразом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он нетолько воспринимал учебный материал, но и оперировал им.
o Перед тем, как перейти к изучениюпоследующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.
o Учащемуся необходимо помочь путемделения материала на небольшие порции («шаги» программы), путемподсказок, побуждений и т.д.
o Каждый правильный ответ учащегосянеобходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только дляформирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этойсистеме, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в томпорядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят втом, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационномтексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, котороедо этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказалсяправильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ несовпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом,линейная система программированного обучения основана на принципе обучения,предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы изадания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемыйучится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильностивыполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельностиобучаемого.
/>Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всехучащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. Всилу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и туже последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги,т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).
2. Разветвленнаяпрограмма программированного обучения. Ее основоположником являетсяамериканский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкоераспространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся,предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну изкоторых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программыобеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпупродвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большиевозможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности,чем линейные, ограничивающие познавательная деятельность в основном восприятиеми памятью.
Контрольныезадания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора несколькихответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные,содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора одинответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в видеподтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагупрограммы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущностьдопущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущихшагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Кроме этихдвух основных систем программированного обучения разработано много других, втой или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или обаэти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
/>Общий недостаток программ, построенных на бихевиористскойоснове, заключается в невозможности управления внутренней, психическойдеятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрациейконечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программыосуществляют управление по принципу «черного ящика», чтоприменительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель приобучении состоит в формировании рациональных приемов познавательнойдеятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но ипути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показаланепригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ.Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористскоймодели обучения не привели к существенному улучшению результатов./>Развитие программированного обучения в отечественной науке ипрактике
/>/>/>/>/>
Вотечественной науке теоретические основы программированного обучения активноизучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним изведущих специалистов является профессор Московского университета Нина ФедоровнаТалызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975).
/>
Вотечественном варианте этот тип обучения базируется на так называемой теориипоэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и теории кибернетики.Реализация программированного обучения предполагает выделение по каждомуизучаемому предмету специфических и логических приемов мышления, указаниярациональных способов познавательной деятельности в целом. Только после этоговозможно составление обучающих программ, которые направлены на формированиеэтих видов познавательной деятельности, а через них и тех знаний, которыесоставляют содержание данного учебного предмета./>
программированноеобучение управляемое усвоение/>/>Достоинства и недостаткипрограммированного обучения
Программирование обучениеимеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбираетсяучеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способыумственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет иряд недостатков, например:
o не в полной мере способствуетразвитию самостоятельности в обучении;
o требует больших затрат времени;
o применимо только для алгоритмическиразрешимых познавательных задач;
o обеспечивает получение знаний,заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмернаяалгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательнойдеятельности.
· В годынаибольшего увлечения программированным обучением — 60-70-е гг. ХХ в. — былразработан ряд систем программирования и много различных обучающих машин иустройств. Но одновременно появились и критики программированного обучения. Э.Лабэн так суммировал все возражения против программированного обучения:
o программированное обучение неиспользует положительных сторон группового обучения;
o оно не способствует развитиюинициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;
o с помощью программированного обученияможно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;
o теория обучения, основанная наподкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;
o в противоположность утверждениямнекоторых американских исследователей — программированное обучение нереволюционно, а консервативно, так как оно книжное и вербальное;
o программированное обучение игнорируетдостижения психологии, которая уже более 20 лет изучает структуру деятельностимозга и динамику усвоения;
o программированное обучение не даетвозможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляетсобой «обучение по крохам».
Хотя не всеэти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собойопределенные основания. Поэтому интерес к программированному обучению в 70-80-егг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базеиспользования новых поколений компьютерной техники.
Как ужеотмечалось, наибольшее распространение различные системы программированногообучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишьотдельные элементы программированного обучения, главным образом для контролязнаний, консультаций и тренировки навыков. В последние годы идеипрограммированного обучения стали возрождаться на новой технической основе(ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, илиэлектронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностьюавтоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалогобучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основномв разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, атакже проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил,что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечиваетдостаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызываету них неослабевающий интерес.
Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика. Новыйкурс: Учебник для студ.пед.вузов. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 1999.
2. (http://www.modelschool.ru/index.htmlМодельная; см. сайт Школы завтрашнего дня),
3. (http://www.kindgarden.ru/what.htm;см. материал «Что же такое Школа Завтрашнего Дня?»).