1
воспитание.
Язык служитважным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяетприобщить школьника к нашей высокорусского языкаидейной и. высокохудожественной литературе, привлечь его к участию вразличных формах драматического искусства, привить потребность читать газеты и журналы.
Усваивая язык,дети узнают тысячи новых понятий из области общественных отношений, природынашей Родины, науки и культуры. Язык связывает поколения народа, он сохраняети передает народную мудрость.
Изучая роднойязык, дети овладевают его грамматикой, в которой сформулированы основные законыи описана структура языка. Пользуясь речью в устной и письменной формах,школьники на практике осознают социальные функции языка. Правило проверки непроизносимыхсогласных в корне слова осознается как частный случай общего правила —единообразного написания корней всех родственных слов; обнаруживается сходствоэтого правила с другими — с проверкой безударных гласных в корне слова, спроверкой правописания звонких и глухих согласных. Работа над словообразованиемпозволяет проследить генезис языковых единиц. Анализ оттенков значения слова взависимости от контекста воспитывает понимание взаимосвязей в тексте. Следующая воспитательная задача —привитие любви к родному языку, понимания его роли и значения. На урокахрусского языка должна звучать только подлинно образцовая речь, нельзя допускатьна уроки речь неряшливую, кое-как на ходу придуманные примеры. Борьба закультуру речи — это тоже средство воспитания.
Огромнымивоспитательными возможностями обладают творческие речевые упражнения (рассказыи сочинения). Сочинение способствует воспитанию самоуважения, веры всобственные силы, развивает интерес к учебному труду и осмысливает вообще всюязыковую работу, в частности орфографию и грамматику. Оно воспитываетактивность, увлеченность, требует осмысления пережитого, виденного,усвоенного. Сочинение — одна из немногих учебных работ в школе, которые даютшкольнику возможность проявить себя, свою индивидуальность.
Уроки русскогоязыка воспитывают ученика также и своей структурой, той методикой, которая на них применяется + методы.
Развитие речи
Объем речиучащихся его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он в период использует всвоей устной речевой практике обучения грамоте предложения — как простые, так исложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т. е. владеют простейшиммонологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ееситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника —игровой деятельностью.
Какие же изменения происходят в речевомразвитии ребенка после его поступления в школу?Изменения очень существенны.Во-первых,резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребенок говорит не потому,что его к этому побуждают окружающие обстоятельства,: «Почему вы думаете, чтоэто лиса?» — «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистыйхвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книжных» конструкций.
Третья особенностьречевого развития первоклассника состоитв том, что в его речевой деятельности все большее место начинает заниматьмонологическая речь,
Монолог впериод обучения грамоте — это пересказ прочитанного, рассказ по восприятию(наблюдению), рассказывание по памяти (что было), по воображению (главнымобразом по картинкам).
Наконец, четвертая особенность речевогоразвития первоклассника — это то, что в школе речь становится объектомизучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь надее структурой и закономерностями. Но в школе он узнает, что речь складываетсяиз слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т. д.
Развитие речи вшкольной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа(лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением(синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).
Первоклассникизнают огромное количество загадок
2
ЛИНГВИСТИКАКАК БАЗА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Теоретическиеобобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методикиобучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи,словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамматике;на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие речь, опираетсяметодика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основыметодики обучения русскому языку.
Хорошоизвестно, что примерно до середины XIXвека учили читать буквослагательнымметодом: заучивали буквы, слоги (склады) и с большим трудом приходили к чтениюслов — вспомним, как учился читать Алеша Пешков. Постепенно по мере постижениясущности русского языка стал меняться способ обучения. Если первичен звук, абуква — лишь условный значок, его обозначающий, то и в обучении правильнее идтиот звука к букве. Так в методику пришел звуковой аналитико-синтети-ческийметод, который действует и по сегодняшний день.
В русскомязыке нет однозначного соответствия между звуками и буквами. Так, твердый имягкий согласные звуки обозначаются одной и той же буквой, но на их качество,твердость-мягкость, указывает последующая буква (мол-моль-мёл). Следовательно,слоговой принцип русской графики (или, как сегодня его иногда называют,позиционный) требует, чтобы первоначальной единицей чтения был слог.
Слогообразующимэлементом является гласный звук, значит, знакомство с буквами должно начинатьсяс изучения букв гласных. При этом, чтобы обеспечить полноценное усвоение принятогов русском языке обозначения твердости-мягкости согласных, в число первыхизучаемых гласных должны попасть не только а, о, у, ы,э, но и е, ё, ю, и, я. Этот вопрос авторами разных букварей решаетсяпо-разному. Правда, в науке о языке на многие вопросы существуют различныеточки зрения, и методика, руководствуясь конкретными задачами обучения, всоответствии с их пониманием на данном этапе должна выбрать ту из них, котораяв большей мере соответствует этим задачам. Например, в синтаксической наукепредложение может характеризоваться по-разному: по составу входящих в негочленов, по выражаемому значению, по участию в организации текста и т. д. Извсех названных подходов наиболее устоявшийся в лингвистике — первый, поэтому они был уже давно выбран методикой. В соответствии с ним большое внимание вначальных классах оказывается вопросу о главных и второстепенных членахпредложения (наряду с вопросом о грамотном оформлении предложения при письме).
Сменалингвистической концепции обязательно сказывается на всей организацииобучения: на его содержании, на исполь-зуемых приемахработы, на видах упражнений. Убедительным примером тому может служитьпостепенно происходящее обновление системы обучения орфографии.
Сегодня, методика развития речи поднимается на совершенно новыйуровень — с сугубо практического на научный-. Одним из важнейших источников,питающих этот процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней сталиактивно развиваться такие направления, как функциональная стилистика, культураречи, теория текста. На границе двух наук — лингвистики и психологии — возникладаже новая область знания, исследующая процессы порождения и восприятия речи,—психолингвистика.
3
ПСИХОЛОГИЯКАК БАЗА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Второйсоставной частью основ методики обучения русскому языку являются психология,.Особую роль, безусловно, играет педагогическая психология — методика активновбирает в себя все то, что непосредственно связано с процессом обучения.
Так,основополагающей для методики обучения русскому языку, как и для методикиобучения математике, природоведению и т. д., является концепция соотношенияобучения и развития, закрепившаяся в понятии «развивающее обучение».Выдвинутая Л. С. Выготским и разработаннаяпсихологами его школы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.) иДея о том,что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должноопережать его, вести за собой, является принципиально важной для решения каккрупных, так и более частных методических вопросов.
Одним израспространенных речевых упражнений традиционно является изложение. Важнейшимпонятием, которое легло в основу фундаментальной психологической концепции,разработанной А. Н. Леонтьевым, является понятие деятельности. С позицийэтой концепции, на ее основе советскими психологами созданы теории, играющиепринципиально важную роль в развитии любой методики. Одной из них является теорияучебной деятельности.
Учиться ребенокможет и в игре, и в труде, и в непринужденном общении со взрослыми; учебныйпроцесс не всегда организуется «по законам» учебной деятельности, имеющей своесодержание и определенную структуру. Мноюлетнимиисследованиями психологов под руководством Д. Б. Эльконинаи В. В. Давыдова показано, что к формированию у ребенка учебной деятельности(а это должен быть целенаправленный процесс) можно и нужно приступать с самогоначала школьного обучения. «Для нормального пребывания в средней школе,— пишетВ. В. Давыдов,— все дети должны иметь… потребность в учении и умение учиться.задач, поставленных… перед начальным образованием. Во-первых, полноценнаяучебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может бытьосновой их всестороннего развития. Во-вторых, действительно прочные умения инавыки… формируются у детей при наличии у них определенных теоретическихзнаний. В-третьих, добросовестное отношение детей к учению опирается напотребность, желание и умение учиться, которое возникает в процессе реальноговыполнения учебной деятельности». (Давыдов.— 1986.— С. 141).
В рамках теорииучебной деятельности сложилась теория поэтапного формирования умственныхдействий П. Я Гальперина, она помогает управлять процессом познанияребенка, подсказывает те этапы, по которым его нужно провести, чтобыобеспечить правильное, надежное формирование полноценных умственных действий.Напомним эти этапы:
1.Предварительное знакомство с целью действия, т. е. создание мотивов дляформирования действия.2. Ориентировка в том, как это действие должно быть выполнено,т).3. Выполнение действия в материализованном виде, т. е. с помощью каких-товнешних «опор»: условных знаков, моделей, таблиц, схем и т. д.
4. Выполнениедействия во внешней (громкой) речи.5. Выполнение действия с проговариванием просебя.6. Выполнение действия без всевозможных внешних и внутренних «опор», вумственной форме.
ПЕДАГОГИКАКАК БАЗА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Третьейсоставной частью основ методики обучения русскому языку является педагогика.
изменения. Вчастности, наметился новый подход к пониманию принципа наглядности.
Если раньшеглавной функцией наглядности считалась иллюстративная, т. е. создание уучащихся конкретных чувственных представлений, образов рассматриваемыхпредметов или явлений, то сегодня за наглядностью закрепляется и другаяфункция: служить средством фиксации выявляемых признаков языковых явлений, ихсвязей и отношений, служить «внешней опорой внутренних действий, совершаемыхребенком» (А. Н. Леонтьев). Таким образом, речь идет о появлении у наглядностиновых функций, т. е. о расширении содержания принципа наглядности.
Важной дляразвития методики школьного обучения явилась также разработка в дидактикепроблемы способов организации познавательной деятельности учащихся. Былпоставлен вопрос о том, что наряду с рецептивной и репродуктивной деятельностьюшкольников (восприятием и воспроизведением материала) значительное место науроке должна занять продуктивная, поисковая или частично-поисковаядеятельность детей (см. работы М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского и др
4
предмет изадачи методики преподавания русского языка.
Методикапреподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назватьприкладной наукой, поскольку опираясь на теорию, призвана решать практическиезадачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Предметомизучения методики русского языка является процесс овладения родным, языком вусловиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.).Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений инавыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и подругим разделам науки о языке
. о задачахметодики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: 1) чему учить, 2)как учить, 3) почему так, а не иначе.
Чему учить?Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ порусскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся,их постоянное совершенствование.
Как учить? Всоответствии с этим вопросом разрабатывают методы обучеция,методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех илииных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работучащихся, уроков и их циклов и т. д.
П о ч е м у т ак, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективностиметодов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций ит. д.
Так, в наши днив методике русского языка исследуются возможности и пути обучения детей6-летнего возраста, повышения воспитательной эффективности и практическойнаправленности обучения, применения игры в процессе обучения, идет поиск такихметодов и приемов,
Каждая ступеньимеет свои особенности. Так, методика дошкольного воспитания ориентируется вобласти языка в основном на развитие речи детей.
методика н а ча л ь н ого „о б у_ч е н ия русскому языку имеет свои особенности. Во всех своих разделах (кроме развитияречи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой-тофундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название — «методиканачального обучения». Назовем основные разделы методики:
Методика обучен и я г р а м о т е, т. е.элементарному чтению и письму. Методика чтения. Задача предмета«Чтение» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детейнавыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения,а также в приобщении их к художественной литературе.
Методика грамматики и орфографии.Она включает обучение письму икаллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографическихнавыков.
Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознаютязык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, котораявызывается не ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речьнужно обдумывать, планировать,говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, что интересно;овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графическойформой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.
Методикаразвития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи устной и письменной.
Методика русскогоязыка, как и другие педагогические науки, затрагивает интересы миллионовлюдей. Известно, сколько горя приносит «двойка» за диктант, за сочинение.
5
Русский языккак учебный предмет в начальных классах.
Необходимостьглубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функ-циями: язык служит человеку, во-первых, средст оформления и выражения мысли, во-вторых,коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении междусобой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональнаясфера).
Одна изважнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курсрусского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебныйпредмет.
Содержание илинии занятнй по русскому языку в начальных классахсостоят:
1) в развитииустной и письменной речи учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучениемграмматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностьюучащихся;2) в обучении детей,пришедших в Iкласс, грамоте,т. е. элементарному правильному и осознанному чтению и письму, и в дальнейшемсовершенствовании этих умений;
3) в изучениилитературной нормы — грамматической правильности орфографическии пунктуационно грамотного письма, орфоэпическиправильного произношения и в овладении выразительностью речи; 4) в изучении теоретического материала пограмматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;5) в приобщении школьников кобразцам художественной, научно-популярной и иной литературы через урокичтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение,в овладении читательскими умениями. Содержание и объем учебного предмета«Русский язык» определено программой —государственным документом, обязательным для выполнения; программа указываеттакже требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Современная программа состоит из вводнойобъяснительной записки и разделов«Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение и развитие речи»,«Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение»,«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». Без языка невозможно существование современногообщества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общениянепрерывно возрастает, и задача школы — сделать его (язык) наиболеесовершенным, тонким орудием общения.
Язык есть средство рационального, логического познания; именно вязыковых единицах и формах осуществляется обобщение в процессе познания,абстрагирование, связывание понятий в суждениях и умозаключениях..Язык, речьнеразрывно связаны с мышлением: овладевая языком, развивая свою речь, школьниктем самым развивает свои мыслительные способности.
Значит,развитие речи — важнейшая задача школы. Это во-первых. Во-вторых, речь неможет развиваться в отрыве от мышления, она должна быть содержательной иопираться на весь процесс познания реального мира.
В методикенаходят конкретное приложение все основные принципыдидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения,принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности ипоследовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений инавыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся впознавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированногоподхода в рамках классно-урочной системы. Эти принципы рассматриваются всовокупности. В последниегоды методика русского языка все больше опирается и на стилистику, особенно в решении таких вопросов, какцелесообразность выбора тех или иных слов, их форм, синтаксических конструкцийв связной речи, в разграничении языка устно-разговорного и письменно-книжного,«делового» и художественного; в анализе, усвоении и использованииизобразительных средств языка художественных произведений и т. п.
Методика чтенияопирается также на теорию литературы:ведь учащиеся анализируют художественное произведение, и хотя эта работапроходит без сообщения учащимся теоретических сведений по литературоведению,методика чтения в начальных классах строится на основе закономерностейсоздания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенноважны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, еготема и сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства языка.
7
методикаформирования грамматических и словообразовательных понятий.
Сущность грам. понятий.
понятие представляет собой формумышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в ихсущественных признаках и взаимосвязях.
В грамматическом понятии так же,как и в любом другом, отражены в обобщенном виде существенные признакиязыковых явлений. Языковые явления, языковые категории отличаются болеевысокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими,общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах. При формировании биологических и физических понятий вкачестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления ипредметы, признаки которых можно наблюдать, сравнивать, систематизировать иобобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщениясущественных признаков, свойственных словам, Словосочетаниям, предложениям,морфемам, лексемам, фонемам и т.п.
В начальныхклассах начинается работа над формированием: 1) морфологических понятий «имя существительное»,«имя прилагательное», «глагол», «предлог»; 2) синтаксических понятий «предложение», «подлежащее», «сказуемое»,«словосочетание»; в) словообразовательныхпонятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренныеслова» и др.
Процессработы над понятием.
Вграмматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы надусвоением понятия прежде всего должен включать анализ определенного языковогоматериала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия.Существенные признаки — это признаки отличительные, без которых того или иногопонятия, как такового, быть не может (они составляют его суть).
Например, для окончаниякак морфемы характерны два таких существенных признака:
1) окончание —изменяемая часть слова; 2)окончание выполняет синтаксическую или формообразующую функцию. Но не толькоэтими признаками ограничивается характеристика данного понятия. Окончаниеимеет еще ряд несущественных признаков, т.е. таких, которые вотдельныхсловах могут быть, а в других могут и отсутствовать. Процесс формированияязыковых понятий условно делится на четыре этапа.
1. Анализязыкового материала вцелях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляетсяабстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений ивыделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковойкатегории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ иабстрагирование. 2. Обобщениепризнаков иустановление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийныхсвязей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования. 3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связеймежду ними. 4. Конкретизацияграмматического понятия на новом языковом материале.
Условияобеспечивающие успешное усвоение понятий.
методическихусловиях:1) активнаяумственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы) 2)целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения кслову и предложению; 3)осознание существенных и несущественных признаков понятия; 4) включение нового понятия в системуранее изученных; 5) раскрытиесущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; 6) наглядное изучение понятия (таблицы,схемы)
Грамматическиеи словообразовательные упражнения.
К аналитическимупражнениям относится грамматический разбор, включающий разборпо частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический).
9
СИСТЕМАИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Задачиизучения и объем материала в каждом классе обусловливаются особенностями именсуществительных как языкового явления, а также возрастными возможностямимладших школьников. основные задачи:—формирование грамматического понятия «имя существительное»;— формированиеумения различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные(без терминов);— формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена иотчества людей, клички животных, некоторые географические названия;—ознакомление с родом имен существительных, употреблением ьв существительных женского рода с шипящими на конце;— развитие умения изменятьимена существительные по числам, распознавать число;— выработка навыкаправописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя,-ия, -ий, -ие, -ье, а также крометворительного падежа существительных с основой на шипящие и ц:свечой, плащом, огурцом, перцем);— обогащение словаря учащихся новымиименами существительными и развитие навыков точного их употребления в речи;—овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения. Все задачи решаютсяво взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется большевнимания одной из задач. Имя существительное как часть речи характеризуетсяопределенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общимдля лексического значения всех имен существительных является предметность. Состороны семантики существительные очень разнообразлы.Они могут обозначать конкретные предметы (книга), живых существ (мальчик),явления природы (ливень), события (война), качества (доброта), действия(ходьба), состояние (сон) и т.д. Грамматические признаки имен существительных: существительныебывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам,могут быть одушевленными и неодушевленными; в предложении чаще употребляются вроли подлежащего или дополнения, реже — в роли сказуемого или обстоятельства;с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется имя прилагательное,в числе — глагол (глагол прошедшего времени — в роде и числе). последовательность работы надименами существительными по классам. Iкласс (12 часов). Подготовительный этап работы совпадает спериодом обучения грамоте и предшествует специальному изучению темы в Iклассе. Подготовка к осознанию понятия «имя существительное»состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этогопредмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-тообозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы сучетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, одежду и т.п.). Классификацияслов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливаячто-то сходное, умение абстрагировать.
Следующий этап(второе полугодие Iкласса) характеризуется специальной работой над лексическимзначением имен существительных и их грамматическим признаком (отвечают навопрос кто? или что?, обозначают предметы). Дети учатся отличатьслова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?На данном этапе первоклассники поднимаются на ступень обобщения.
// класс (28часов). Во IIклассеуглубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении именсуществительных, об именах собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленныхсуществительных, дети знакомятся с родом и числом.
3 класс (50 часов). Основная задача работы надименами существительными в IIIклассе — научить сознательно использовать падежные формысуществительных для выражения своих мыслей и правильно писать падежныеокончания.
Род именсуществительных. Какотмечается в лингвистичес кой литературе, убольшинства существительных род определяете) по окончанию. Пользоватьсяокончаниями для распознавания род; существительных младшим школьникам трудно,так как в русско языке много слов с безударнымиокончаниями (яблоко, полено) кроме того, у существительных разного родамогут быть одинако вые окончания (рояль, тюль —мужской род, сирень, морковь -женский род).
При подбореупражнений учитывается возможность использования учащимися ориентиров: он,мой, она, моя, оно, моё. На начальном этапе работы над родомсуществительных дети рассуждают так: фамилия — она, моя, — значит, этосуществительное женского рода. При изучении рода имен существительныхнеобходимо использовать слова, распознавание рода которых вызывает затрудненияу детей и они допускают ошибки: табель, мебель, мозоль, карамель, тюль,прорубь, калоша. Целесообразно принести на урок толковый словарь ипоказать, как в случае затруднения с помощью словаря можно узнать род существительного.
Во IIклассе в процессе знакомства с родом имен существительныхспециальное внимание уделяется формированию навыка правописания окончаний.Особое внимание уделяется существительным мужского и женского рода, которыеоканчиваются на шипящие (камыш, глушь). Число имен существительных. Впроцессе работы над числом имен существительных во IIклассе у школьников формируются умения:
Склонениеимен существительных. Падеж— категория синтаксическая, так как выражает отношение существительного к другимчленам предложения. Основная работа над категориями падежа исклонения проводится в IIIклассе. Эта работа условно делится на четыре этапа.
1-й этап (15уроков) — понятие о склонениикакизменении окончаний имен существительных по вопросам в зависимости от связислов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.
На данном этаце учащиеся:— знакомятся с названием падежей;—знакомятся с вопросами и предлогами каждого из падежей;— учатся склонять именасуществительные с ударными окончаниями;— овладевают последовательностьюдействий, которые необходимо выполнить для того, чтобы распознать падеж именисуществительного по совокупности его основных признаков. Врезультате изучения падежей учащиесядолжны:
— уметь найти слово, от которого зависитсуществительное, и поставить вопрос к существительному; — усвоить основные вопросы, которыесоответствуют разным падежам;
— знатьпредлоги, которые соединяются с отдельными падежами; — разбираться в некоторых значенияхотдельных падежей.
2-й этап (6уроков) — понятие о типах склонений.Существительные распределяются По трем типам склонений. 3-йэтап (29 уроков) — правописаниепадежных окончаний имен существительных в единственном числе.После общего ознакомления с тремя склонениями идет изучение отдельных склонений. 4-й этап — склонение иправописание имен существительных во множественномчисле. Основныезадачи данного этапа:
— ознакомление сособенностями склонения имен существительных во множественном числе(существительные во множественном числе не делятся на склонения); Грамматическийразбор на этом этапе требует от учащихся: 1) нахождения сходства и различийв вопросах, в предлогах, которые употребляются с существительными в разныхпадежах; 2) определения падежей, падежных окончаний и правильного их обозначенияна письме. В этом смысл обобщающего повторения всего, что учащиеся знают отрех склонениях имен существительных.
10.
Тема «Составслова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительноважной. Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагаетналичие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать фактыязыка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы иобобщения. Эта тема важнапо следующим причинам.
1. Школьникиовладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.2.Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются изтех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которыеисторически сложились и закрепились в системе словообразования и т.д.Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во IIклассе. В IIIклассе
задач таковы: 1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанногоусвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;-
2) вооружитьдетей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить вслове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова сразными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова отоднокоренных слов; 4) научитьшкольников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных,звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическуюзоркость; ознакомить 5) в процессе словообразовательных илексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, решатьзадачи развития связной речи.
Система изучения морфемного состава слова.Система определяет:
1) местоизучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала порусскому языку;2) последовательность работы над понятиями корня, приставки,суффикса, окончания; 3)взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексическогозначения;4) связь работы надформированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из областисловообразования и грамматики.
При построениисистемы в качестве ведущих выступают следующие положения:
— все морфемы вслове взаимосвязаны; —значение каждой морфемы раскрывается в составе слова; — изучение корня, приставки, суффикса иокончания проводится во взаимодействии;
— сущность всехморфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;
— в отдельностикаждая морфема изучается с семантико-сло-
вообразовательнойи орфографической сторон. В системе выделяются четыреэтапа:
1-й этап — пропедевтические (предварительныеподготовительные) словообразовательные наблюдения (Iкласс);
2-й этап — знакомство с особенностями однокоренныхслов и сущностью всех морфем в сопоставлении (IIкласс);
3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня,приставо