Реферат по предмету "Педагогика"


Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка

— 3 -
                            ВВЕДЕНИЕ
     «Сословами с непроверяемыми написаниями младшие  школьники
встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах»АЗБУКИ" де-
ти сталкиваются со словами«абажур»,  «арбуз»,«библиотека», «ко-
нура»,«мавзолей»,  «торшер»и многими другими [13,  с.22]. Число
таких слов с каждой страницей учебников по русскому  языку, чте-
нию, математике, природоведениюи другими дисциплинами все больше
возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной
цифры — более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наи-
более употребительные из этих слов должны быть усвоенывсеми уча-
щимися начальных классов.
     К сожалению,наблюдения показывают, что учащиеся, оканчиваю-
щие начальную школу,  допускают ошибки в написании большого коли-
чества весьма употребительныхслов с непроверяемыми орфограммами.
Поэтому эта тема актуальна.
     Одна изпричин  актуальности  -  неразработанность методики
обучения непроверяемым написаниям,  преждевсего,  неупорядочен-
ность дидактическогоматериала,  на котором следует проводить ра-
боту над написаниями данного типа, и отсутствие научнообоснован-
ных рекомендаций о том,  как нужно обучать этим  написаниям. Без
усвоения употребительных слов с непроверяемыминаписаниями учащи-
еся не могут в полной мереовладеть литературной речью,  ее пись-
менной формой.
     Поэтому дляусвоения учащимися слов с непроверяемыми написа-
ниями  учителю необходимо  использовать в своейработе различные
методы и приемы, работать над значением этих слов.

                              — 4 -
                      _МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
     1. Анализлингвистической и методической литературы по теме.
     2.Наблюдение  за  учебной деятельностью учащихся начальных
классов и методической работой учителя над непроверяемыминаписа-
ниями.
     3. Опытноеобучение по определению наиболее удачных методи-
ческих приемов обучениясловарным словам.
     4.Статистическая обработка данных, полученных в результате
обучения непроверяемым написаниям в контрольной и эксперименталь-
ной группах с применением компьютерных программ.
                      _ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
     1.Познакомиться с приемами обучения непроверяемым написани-
ям.
     2.Выявить  основы и принципы методикиформирования орфогра-
фических навыков с помощьюприемов обучения непроверяемым написа-
ниям.
     3. Обосноватьэффективность различных приемов.
      _ПРЕДМЕТИССЛЕДОВАНИЯ .: организация учебного процесса, направ-
ленного на усвоение учащимися начальных классов словарныхслов.
      _ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ .:  Методические приемыформирования навы-
ков правописания словарных слов на основе развития общей орфогра-
фической зоркости.
.

                              — 5 -
      _БАЗАИССЛЕДОВАНИЯ .:  Средняя школа — гимназия N 11 г.Ельца,2
«Д» КЛАСС. Учитель — Яковлева Валентина Александровна.
     _ГИПОТЕЗА .: Использование учителем в  своей работе  различных
приемов  и  методов обучения  способствуетэффективному усвоению
детьми слов с непроверяемыми написаниями.

                                — 6 -
     I. ПРИЕМЫОБУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЯМ
        НАУРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА
     1.ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ
     Слово — могучий двигатель мысли,  незаменимоесредство обще-
ния и великий источниквдохновения.  Словарный  состав необходим
языку как строительный материал. Чем богаче словарныйсостав, тем
богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение  ими
орфографии, многие  учащиеся  затрудняются в подборе проверочных
слов.  Непониманиесмысла одного слова ведет часто к непониманию
всего содержания читаемого материала.
     Природурусской орфографии раскрывают с помощью ее  принци-
пов:  разные типы орфограмм подводятся под действиеморфологичес-
кого, традиционного, смыслового и других принципов, что помогает
в выборе методов и приемов обучения не всей орфографиивообще,  а
каждому конкретному типу орфографических явлений[13,  с.22]. По-
нять  принципы орфографии — значит воспринятькаждое ее отдельное
звено общей системы, каждую орфограмму увидеть  во  взаимосвязях
всех сторон языка.
     Рассмотримтрадиционный принцип орфографии.
     Есть в русскомязыке слова,  которые пишутся так, как приня-
то:  либо всоответствии с традицией родного языка: «калач», «со-
бака», «корова»;  либосохраняют написание по языку — источнику:
«касса», «магазин».Непроверяемые правилами слова многочленны,  в
письменной речи учащихся их число достигает многихдесятков и да-
же сотен.  Ониусваиваются запоминанием,  а проверяютсяс помощью
орфографического словаря.

                                — 7 -
     Попреимуществу слова с традиционными написаниями — это  за-
имствования из другихязыков.  Многие из них вошли в русскийязык
сравнительно недавно: «ванна» — из немецкогоязыка, «пионер» — из
французского, «компьютер» — из английского; иные — в давние вре-
мена: «арбуз», «балык» — из тюркских языков,«чемодан» — из пер-
сидского,  «солдат»  -  изнемецкого,  «декабрь» — излатинского.
Многие слова нерусского происхождения настолько  «обрусели»,  что
уже  не  воспринимаются как заимствования:  «трактор»,  «пиджак»,
«лампа» и пр.
     Многиенаписания,  относимые к числунепроверяемых, на самом
деле могут быть проверены на основе языка — источника(если  учи-
тель и ученик хотя бы немногознают этот язык): «аккуратный»- от
латинского "accuratus"(буква «а» в начале слова, две буквы «к»),
«пассажир» — от французского "passger" (буква «а» в первом слоге,
две буквы «с»), «трамвай» — отанглийского tramway, «хоккей» — от
английского " hockey",«аллея» — от французского "allee"и т.п.
     Иногданаписание, считающееся традиционным и непроверяемым,
может  быть  проверено на основе знания этимологии иисторических
изменений в фонетике русского языка: «петух» — от «петь»; «горох»
— содержит полногласие "-оро-",в котором не бывает буквы «а».
     Традиционныенаписания не противоречат ни морфологическому,
ни фонематическому принципам орфографии, ни правиламрусской гра-
фики.  Но в рамках традиционного принципа всеже  есть несколько
случаев, противоречащих общей системе графики.
     Традиционноенаписание сочетаний "жи",  "ши"  с буквой  «и»
(хотя  после  всегда твердых  согласных  [ж] и [ш]употребляется
гласный [ы], a не [и]) "ча", "ща" с буквой «а», «чу», "щу" с бук-
вой «у (несмотря на то, что звуки [ч] и [щ] всегда мягкие, и после

                                — 8 -
них дети должны писать "чя","щя",  "чю","щю" — поаналогии с  по-
добными позициями,  где мягкость предшествующего согласного обоз-
начается буквами«я»,  "ю").Объясняется написание этих сочетаний
исторически: в древне-русском произношении согласные [ч],[щ] бы-
ли всегда твердыми, а [ж] и [ш] — мягкими (в  современном языке
мягкие  [ж] и [ш] встречаются в нерусских словах:  «жюри»,  "Жюль
Верн" и т.п.). Историческое написание сохранилось досих пор.
     В начальныхклассах написание этих сочетаний обычно заучива-
ется без какого-либообъяснения,  что, конечно, не может ненано-
сить  ущерба формированию у детей понятия оборфографической сис-
теме.
    Морфологическому принципу противоречит традиционное  написа-
ние отдельных слов; например,«калач» по морфологическому принци-
пу следовало бы писать "колач" — от слова «коло» — «колесо»  (ка-
лач обычно круглый); буква«а» пишется по традиции.
     Есть слова, в которых традиция написанияможет быть подкреп-
лена пониманием  морфологического  состава слова и даже способа
словообразования.Так,  написание сложных  числительных,  которое
должно быть усвоено младшими школьниками запоминанием,может быть
понято детьми по их образованию: "пять-десят", "пять-сот"и т.п.
     Еслиморфологические  написания усваиваются ипроверяются на
основе фонетического, словообразовательного  и  грамматического
анализа слов и их сочетаний, то традиционные написанияусваивают-
ся, в большинстве случаев,запоминанием и проверяются по словарю.
     Запоминание вначальных классах играет очень важную роль, им
не следует пренебрегать, наоборот, нужна гибкая системамотивации
и игровых методик, облегчающих детям запоминание трудныхслов.
     Традиционныенаписания непроверяемы в том смысле, что они не

                                — 9 -
могут быть проверены, подобно морфологическим, сильным позициями
соответствующих гласных и согласных фонем.Ноони сохраняют основ-
ной  признакморфологического написания: единообразное написание
корня слова, морфемы. В самом деле, все родственные слова с неп-
роверяемым корнем,  например, "-машин-": «машинка», «машинист»,
«машинный», «автомашина»,«машиноведение», «машинопись,- сохраня-
ют единообразное написание этого корня.  Это значит, что традици-
онный принцип по своей функцииочень близок  принципу  морфологи-
ческому.
      2.МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ
     Начиная с  первого класса,  проводится постояннаяработа по
запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаютсяслова и не
проверяемые,  ипроверяемые: последние в ассоциативных парах (или
группах) с проверочными словами: „луг-луга“.
     Но в  отличие от  первого  класса, во втором классе даются
списки непроверяемых слов,  правильное написание  которых обяза-
тельно; их 5О, согласнопрограмме. В учебнике эти слова введены в
упражнения,  атакже даны отдельно, напечатаны крупно письменными
буквами.  Гдевозможно, они тематически связаны с изучаемым грам-
матико-орфографическимматериалом.  Так,  в теме „Большая  буква“
даны слова „корова“,  »молоко", «собака»,«город», «деревня», ко-
торые легко входят всловосочетания с собственными именами.
     Многие слова,которые в начальных классах усваиваются в сло-
варном порядке какнепроверяемые, на самом деле могут быть прове-
рены на более высоком уровне обученности. Так, в словах «корова»,
«молоко», «город», «деревня» полногласия   "-оро-",   "-оло-",

                                — 10 -
"-ере-" пишутся всегда с буквами «о»и «е»;  в том,  что это пол-
ногласия,  а не случайные сочетания,  легко убедиться,  подбирая
проверочные родственные слова:  «город-град» ( "-оро-", чередуется
с "-ра-"),"  деревня-древо,  древесный"  ("-ере-",  чередуется с
"-ре-"), «молоко-млеко, млечный»("-оло-", чередуется с "-м-").
      _МЕТОДЫИ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ:
     а) методязыкового анализа — приемы звуко-буквенного  анали-
за, фонетического разбора, орфографического комментирования,уст-
ного проговаривания;
     б) зрительноезапоминание — вместе с кинестезическим (речед-
вигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, спи-
сывания с различнымизаданиями,  проверки слов пословарику,  ис-
пользования плакатов или таблиц,  выделения орфограмм цветным ме-
лом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;
     в)сопоставление и противопоставление тематических групп за-
учиваемых слов ( например,сопоставление названий домашних живот-
ных:  «корова», «лошадь»,«собака»),однокоренных слов («рабочий»,
работа, работать"), форм слова(«стакан-стаканы», "учитель-учите-
ля"), сравнение по значению ("машина-машинка-машинища",  «дерев-
ня-город»,  «мороз-жара»),  пример противопоставления («учебник,
ученик»-«учитель») и т.п.;
     г)сопоставление  зрительного и слуховогообразов (составов)
слов:  различныевиды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пи-
шущий воспринимает звучащееслово, его звуковой состав он перево-
дит в буквенный, графическийкомплекс и записывает;
     д) составление словосочетаний  (синтез) струдными словами,
выработка словесных ассоциаций:«пальто» — «осеннее пальто»,«надел

                                — 11 -
пальто", «пальто велико»; «сорока» — «сорока-болтунья», "белобо-
кая сорока",«заметили сороку», «сорока улетела» и т.п.;
     е) составлениепредложений с трудными словами, включение их
в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формыестествен-
ной речи;
     ж)занимательные формы работы: включение трудных слов в сло-
весные игры, кроссворды,ребусы; составление стихотворений с эти-
ми словами, юморесок,  загадок,  отгадывание загадок; проведение
викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву«а», на букву
«м», больше слов с безударными гласными и т.п.
     Установленоэкспериментально,  что для успешногозапоминания
непроверяемых слов они должны повторяться после первогоизучения:
через две недели; еще через месяц 2 раза: затем через 2 месяца с
целью контроля [13, с.23]. Однако в практике многих учителей ис-
пользуются словарные диктанты,  которые проводятся устно в начале
каждого урока. Такие устные диктанты,  занимающие2-3 минуты  (и
даже меньше), позволяют постоянно держать в памяти детей трудные
слова,  а такжепроверять их усвоение и работать над индивидуаль-
ными  ошибками учащихся.  Такие мини-диктанты могут варьироваться
частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произ-
несением и пр.
     3.ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ  ПРИ  УСВОЕНИИ УЧАЩИМИСЯ  «СЛОВАРНЫХ
         СЛОВ»
     Одной из причин,затрудняющих усвоение «словарных слов», яв-
ляется то, что работа наднепроверяемыми безударными гласными ве-
дется на урокеизолированно,  в отрыве от всейдругой  орфографи-

                                — 12 -
ческой работы.  Так,  написание непроверяемых безударных гласных
осваивается в отрыве от изучения проверяемых,  хотя в основе  их
правописания лежит  одно и то же умение:  обнаруживать гласный в
слабой позиции, т.е. в безударном положении.
     Толькоопираясь на обобщенное умение ставить орфографическую
задачу,  можновести дальнейшую работу над способами ее решения в
зависимости от разновидности орфограммы.
     К другойпричине можно отнести то,  что  при знакомстве  со
«словарными» словами ребенку отводится,  какправило,  пассивная
роль:  словопредъявляется и анализируется самим учителем. Учаще-
муся предлагается лишь списатьи заучить его. Однако механическое
заучивание слов утомляет ученика и не формирует у негоинтереса к
языку.  Столь  же неэффективно механическое выписывание слов при
работе над ошибками.
     Работу по  освоению таких слов рекомендуется строить в нес-
колько этапов,  каждый из которых призван решать конкретнуюзада-
чу.
     Первым шагом вэтой работе является введение нового  слова.
На этом этапе предполагается проведение многоплановойработы.
     11.Предъявление слова.
     В настоящеевремя используются следующие способы:
     а) чтениезагадки, отгадывание ее учащимися;
     б)прослушивание грамзаписи и определение предмета,  о кото-
ром идет речь;
     в) рассматривание  предметной картинки (из набора«картинный
словарь»);
     г)описание  признаков предмета илипредъявление слова-сино-
нима.

                                — 13 -
     Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащие-
ся начинают работать над такназываемым «слуховым» образом слов.
     12.Работа над «слуховым» образом слов.
     В школьнойпрактике распространен  следующий  способ подачи
«словарного» слова:  сначала  учащиеся отгадывают  загадку (или
рассматривают картинку). Затем учитель поясняет:«Сегодня мы поз-
накомимся с новым словом.  Посмотрите, как оно пишется, запомните
его написание. Теперь давайте разберем  это  слово!» Проводится
звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.
     Такой порядокработы неудачен, так как учащиеся пассивно зна-
комятся с новым словом, чтоснижает эффективность его восприятия.
Правильнее поставить иначе.
     Учащиесяпроговаривают слово хором, затем по одному орфоэпи-
чески, без выделения слогов определяют«трудное» место.
     Это оченьважно для всей последующей работы,  таккак именно
здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Еслив пери-
од обучения грамоте учащихся знакомили с признакамиорфограмм (со
слабыми позициями для гласных и согласных: для первых — положение
без ударения, для вторых — положение в конце слова иперед другим
согласным), то после орфоэпического произнесения детисразу могут
назвать  в этомслове «трудное» место.  Какизвестно,  дети лучше
запоминают то,  что,  как им кажется,  они нашли сами. Если дети
умеют определять «трудное»  место в словедо начала письма,  то
процесс письма становится для них более осознанным.
      13.Запись слова с «окошком» («дыркой»).
     После того какдети определят ударный  и  безударный слоги,
они записывают «словарное»  слово втетрадь.  Важнейшее условие
состоит  в  том, чтобы  учащиеся, записывая  слово, сами  показали

                                — 14 -
«трудное» место  пропуском  буквы — так называемым«окном»,  или
«дыркой». Дети записывают слово, пропустив,например, букву безу-
дарного гласного и ставяударение.  Однако при такой форме записи
важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущеннойбуквы должен
непременно ставиться  какой-либо  «сигнал опасности» — например,
точка:" б.реза".
     Послепроведения необходимой работы учащиеся самостоятельно
вставляют нужную букву и еще раз записывают слово,предварительно
проговорив его орфографически,т.е. как оно написано.
     Специфическаяформа записи слова с пропуском «трудного» мес-
та — это способ, предлагаемый детям для фиксациипоставленной ор-
фографической задачи. Важно,чтобы учащиеся при работе со словами
с непроверяемыми  написаниями  учились прежде всего обнаруживать
орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.Такая
же форма записи используются и при изученииорфограмм,  подчиняю-
щихся правилами:  «Обнаружив „трудное“место,  не пиши наугад,  а
оставь „окно“ там, где надо решитьорфографическую задачу, и лишь
затем приступай к ее решению».
     Иногда учителяпредъявляют детям карточку,  на которойслово
записано с пропущенной буквой: «б.реза».
     Этотприем  не равноценен приему записи словас «дыркой» са-
мим учеником, так как школьник имеет дело сорфографической зада-
чей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятель-
но.
     После того какучащиеся записали слово с «окном», они пыта-
ются подобрать проверочноеслово и определить нужную букву. Когда
это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источни-
ку.

                                 — 15 -
     Согласнотрадиционной  методике,  учитель сам показывает на
доске,  предъявляетего с выделенной орфограммой на карточке либо
просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.
     Здесьцелесообразно внести некоторые усовершенствования.
      14.Работа над «зрительным» образом слова.
     Ученики могутполучить ответ на поставленный вопрос (о нуж-
ной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к сло-
варю учебника).Это будет способствовать,  во-первых,  накоплению
опыта  работы  со словарями,  во-вторых,  формированию умения не
только ставить,  нои решать орфографическую задачу самостоятель-
но.  Для  лучшего усвоения орфографического облика слова на этой
стадии работы полезно использовать элементы этимологическогоана-
лиза (если он помогаетобъяснить написание слова).
     На этапевведения нового слова работа над непроверяемым на-
писанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку
орфографической задачи, которая фиксируется пропуском  соответс-
твующей буквы,  выбор способа решения и собственно решение орфог-
рафической задачи, в том числе,если это целесообразно, с исполь-
зованием этимологическогоанализа.  Завершающий шаг — запись сло-
ва, организованная так, чтобыобеспечить запоминание его орфогра-
фического облика.
     Как пишетМ.Р.Львов, «иногда написание, считающееся традици-
онным и непроверяемым, можетбыть проверено на основе знания эти-
мологии и  исторических изменений  в  фонетике русского  языка»
[13, с.24].
     Обращениек  истории  слов может помочь детям в изучении ор-
фографии отдельных слов.  Учителя знают о возможности использова-
ния  элементов этимологического анализа длярешения орфографичес-

                                — 16 -
ких задач, но прибегают к немуредко из-за отсутствия в собствен-
ной методической лаборатории необходимого материала.
     При работе надтак называемыми словарными словами определен-
ную трудность для школьниковпредставляет прочное запоминание ор-
фографического облика слова. Известно,что запоминание облегчает-
ся вовлечением в процессвосприятия различных анализаторов.  Сле-
довательно, и упражнения должныопираться на различные виды памя-
ти.
     Хорошемуусвоению правильного написания слова  способствует
использование   системы   списывания,  разработанной  психологом
П.С.Жедек [16, с.  ]. Запоминанию слов способствует и  привлечение
мнемонических приемов.
     К мнемотехникеможно отнести такие стихи, рассказы, рисунки,
ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциа-
ции,  помогают детям запомнить трудное слово. Этиприемы особенно
полезны  в  тех случаях,  когда  не может помочь этимологическая
справка.
     Работу по  организации тематических  групп  слов описывает
С.Н.Лысенкова [15, с.  ].
     Часто учителями  объединяются слова  с безударной гласной в
первом слоге, например,
     морковь                 картофель
     помидор                 капуста
     Помогаютзапоминанию небольшие рассказы детских  писателей,
например, рассказ  Н.Сладкова«Сорока и медведь»,  рассказ А.Возне-
сенского «Собака».
     Послезнакомства с рассказом «Собака» учитель задает вопрос:

                                — 17 -
     — Заслуживаетли собака медаль за свою верную службу? (да)
     К изображениюсобаки прикрепляется медаль, формой напоминаю-
щая букву «о».
     С большиминтересом дети относятся к рисункам, схемам, нап-
ример,
     Орех                   (орех круглой формы)
     рАкета                (ракета в виде буквы «А»)
     Работу по  запоминанию слова «ягоды» (ягода) можно начать с
рассмотрения картинок с изображением малины, черники,земляники и
т.п.  Детямзадается вопрос:  «Как можно назватьвсе эти предметы
одним словом?» (ягоды)
     Учащиесязаписывают слово с «окном». Для запоминания орфог-
раммы предлагаетсярисунок:  ягОды(букву «о» можно изобразить  в
виде какой-либо ягоды).
     Нельзя обойтии работу со словами, в которых есть непроизно-
симые  согласные. Возьмем  для  примера слово «лестница».  После
предъявления слова учащимся предлагается (устно)провести  звуко-
вой анализ этого слова. .
     Определить«трудное» место в слове и обозначить его  "окош-
ком" учащиеся не смогут. После звукового анализаодному из учени-
ков даются карточки с буквами:  Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц,  которые нужно
разместить на ступеньках лестницы (см. рисунок).
.

                                — 18 -
 ш1
                                       а
                                    ┌────
                                    ц│
                                  ┌──┘
                                 и│
                              ┌──┘
                              н│
                           ┌──┘
                         т │
                        ┌──┘
                      с │
                     ┌──┘
                   е │
                  ┌──┘
                 л│
               ───┘
 ш2
Затруднения могут возникнуть с размещением буквы  «Т».Тогда  учи-
тель должен помочь детям,  объяснить, какое место и почему в этом
слове «трудное», и дать этимологическуюсправку.
      4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА»
          ДЛЯЗАКРЕПЛЕНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
    «Этимологический словарик»,  который  адресован учителю  и
предназначен для организации  словарно-орфографической  работы на
уроках грамматики и орфографии в 1 классе (программа 1-3)и во  2
классе (программа 1-4).
     Традиционнослова  с непроверяемыми  написаниями,  или так
называемые «словарные» слова,  усваиваются младшими  школьниками
путем механического запоминания  их  графического облика.  Это
объясняется прежде  всего  тем, что  правописание  таких  слов
основано на историческом принципе орфографии,  в соответствии  с
которым морфемы  родственных  слов пишутся   единообразно,   но
проверить их посредством современного литературного  произношения

                                — 19 -
нельзя, и поэтому их написание рекомендуется  запомнить. С  этой
целью новое слово обычно записывается  на  доске или  карточке,
прочитывается, анализируется,  несколько   раз  проговаривается
орфографически,  записывается в   тетради,   затем  многократно
повторяется на следующих уроках.
     Такаяметодика, ориентируя учащихся на формальное заучивание
этих  слов,  не обеспечивает  достаточно  быстро и  прочно   их
запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки,допускаемые
младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и  в словах,
родственных изученным: "земл _е .ника", "п _а .года";«к _а .ньки»;" пл _а .ток",
но "пл _о .точек";"береза, но «б _и .резовый»и т.п.
     Повышение  эффективности усвоения   слов   с  традиционным
написанием психологи, передовые учителя  связывают с  изменением
характера их запоминания: запоминание  графического облика  слов
должно  быть   осмысленным, а   не  механическим.   Осмысленность
запоминания может быть достигнута на  основе понимания  учеником
знания изучаемого слова, сущности и характерасодержащейся в  нем
трудности, установления связи данного слова  с ранее  изученными
словами, сообщения  (учителем)   и  использования   (учащимися)
специальных приемов запоминания,  активного включения  «трудных»
слов в речевую практику ребенка.
     Интересно, чтомладшие школьники,  стараясь  облегчить себе
запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно,
непроизвольно отыскать опору запоминания  или в  языке,  или  во
внеязыковой действительности: «Восток пишется с»о",  потому  что
там солнышко восходит".
     Однако частоэти опоры бывают  ложными:  «М _и .дведь,  его еще
М _и .шей называют, М _и .шенькой»; «К _а .ньки — потому что  мы  на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дифракционная структура изображения Критерии качества оптического изображения
Реферат THE SHAKESPEAREAN AGE Essay Research Paper THE
Реферат Дослідне підтвердження закону Бойля-Маріотта
Реферат «дорабатывают»
Реферат А также лучший план Бога для тебя. Бенни Хинн говорит
Реферат Conflicts Essay Research Paper A Tree Grows
Реферат Кубанские казаки в период Второй Мировой войны
Реферат Сырьевая база химической промышленности
Реферат «Организация основного производства на поточной линии №3 в мелкоштучном цехе булочно-кондитерского комбината»
Реферат Дозиметрия эквивалент поглощения единицы измерения и характеристика доз
Реферат Джерела і приймачі оптичного випромінювання
Реферат Correlation Between Tempest And The New World
Реферат Дослідження трифазної системи при зєднанні споживачів трикутником
Реферат Дослідження фототранзистора
Реферат Итог подчинения - социальная и экономическая реорганизация деревни