Содержание
Введение
1. Сущность поликультурного воспитания. Принципы, функции,способы
2. Состояние поликультурного воспитания. Основные проблемы итенденции развития
3. Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
Заключение
Список использованных источников
/>/>Введение
/>/>/>Основные тенденции развития теории и практики воспитания и вXXI в. остаются в центре внимания общественных и педагогических кругов введущих странах мира.
Существуют несколькотеоретических эпицентров воспитания, в первую очередь США, Западная Европа,Япония и Россия, под влиянием которых находятся остальные регионы и страны. Условияэффективности воспитания в значительной мере находятся вне собственнопедагогических усилий и зависят от социально-политической атмосферы. Вместе стем само по себе воспитание — мощный инструмент по созданию благоприятногодемократического и гуманного социального климата. Стимулом демократизациивоспитания является движение общественности, участники которого настаивают намодернизации воспитания как потребности социального прогресса.
В обсуждении проблемвоспитания участвуют не только ученые-профессионалы, но и представителиполитических партий, профсоюзов, ассоциаций родителей. При этом сотрудничаютпедагогические силы различной ориентации. Повышенное внимание к воспитательнойпроблематике показательно для российского общества. Оно появилось на волнеострейшего социального кризиса, который влияет на сознание, чувства, характеркаждого отдельного человека. Результатом такого влияния оказались нарастающиеугрозы дегуманизации, гипертрофированного рационализма, потери высокихнравственных идеалов, асоциальное поведение молодежи, что свидетельствует онизкой эффективности ее воспитания.
Мировая школа движется попути демократизации воспитания. У этого многоаспектного и многопроблемногопроцесса есть общие черты, несмотря на особые в различных регионах и странахсоциальные, политические, экономические, этнические условия.
В понимании демократизмавоспитания есть два взаимоисключающих подхода. Первый, основанный на идееэгалитаризма, исходит из того, что все дети равны от рождения, и предлагаетсосредоточиться на принципах единообразного воспитания. Этот подход до конца80-х гг. был официальной доктриной бывшего СССР и в значительной мереЯпонии.
Однако второй подход,основанный на идее антиэгалитаризма, приобретает все больше сторонников. Ониисходят из того, что система воспитания должна выполнять две функции:собственно воспитания и социального отбора. В первом случае речь идет оприобретении знаний, умений, формировании характера, во втором — ораспределении по различным профессиональным и общественным стратам. Школа должнаэффективно осуществлять обе функции и тем самым решать задачи демократическоговоспитания. Антиэгалитаристы исходят из того, что следует свести донеобходимого минимума равенство и максимально учитывать различия субъектоввоспитательного воздействия.
Демократическая системавоспитания предполагает ориентацию на ряд важных педагогических условий:равенство членов общества независимо от социального положения, пола,национальной, религиозной, расовой принадлежности. Ей присуща такая организацияучебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно,творчески мыслить и работать. Демократическое воспитание основано на идеяхплюрализма, вариативности, диверсификации, вследствие которых открываютсяперспективы многозначного по целям и содержанию воспитания и обучения.
В современном миреполикультурное воспитание и образование — непременные составляющиенадмоноэтнических цивилизационно-культурных сообществ. В условияхсовременных цивилизаций возможны две взаимоисключающие судьбы отдельныхнародов. Первая предполагает, что ведущие этносы, подобно бульдозеру, раздавятсамобытную культуру и образованность малых этносов. Вторая подразумеваетконструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играет воспитаниеи образование.
В России злободневностьтеоретической и практической разработки поликультурного воспитания обострена покрайней мере тремя серьезными обстоятельствами. Во-первых, кризисом идей иопыта социалистического интернационального воспитания. Во-вторых,социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев ииммигрантов из бывших республик СССР. В-третьих, усилением процессовнационально-культурного самоопределения народов Российской Федерации.В условиях сосуществования в стране различных типов цивилизаций требуетсяуделять гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблем культурныхразличий.
Оценивая состояниеполикультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно неявляется приоритетом образования и педагогики. В политических декларацияхи педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духеполикультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику.Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобныевопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм.Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Онасоциально детерминирована и должна быть воспитана.
В этих условиях особуюактуальность для отечественной педагогики и школы приобретает изучение итворческое использование позитивного мирового опыта поликультурного воспитания.
Итак, цель даннойкурсовой работы — исследовать основные тенденции развития поликультурноговоспитания школьников в современном мире. Для педагогов это весьма важно,поскольку способствует приобщению к общечеловеческим приоритетам в воспитании иобучении.
Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущностьполикультурного воспитания школьников;
— изучить современноесостояние и тенденции развития поликультурного воспитания в мире;
— исследовать развитиеполикультурного воспитания школьников на постсоветском пространстве.
/>1. Сущность поликультурного воспитания. Принципы, функции, способы
/>/>/>Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасльнаучного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований вмировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукойнакоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Российские ученые кразработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно — в90-е гг. XX в. Так что можно сказать, что отечественнаяполикультурная педагогика находится в стадии становления. Опубликованы статьи,в которых обсуждаются отдельные вопросы о субъектах, функциях, содержании ицелях поликультурного воспитания.
Кроме понятия«поликультурное воспитание», используются и другие понятия: кросскультурноеобразование, межкультурное образование, интеркультурное образование,двукультурное образование и др. Одно из первых нормативных определенийпонятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в которомпредставлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому,национальному или расовому признаку».
Некоторые педагоги,например профессор Лe Тхан Кхои, считают, что более точно в научном ипрактическом отношении использовать понятие «интеркультурное воспитание»,подчеркивая тем самым важность в педагогике межэтнического диалога. [1, стр.87]
Антиподы. Антиподполикультурного воспитания — педагогика этноцентризма. Крайнийантидемократизм педагогического этноцентризма проявляется в виде идеологиирасизма и гипертрофированного национализма, которым присущи представленияпревосходства одной этнической группы над другой. В теории и практикевоспитания, кроме открыто проповедуемых расизма и национализма, наблюдаются«скрытый» расизм и «мягкая» дискриминация. Это происходит тогда, когда педагогии учителя (порой неосознанно) потворствуют расистским и националистическимстереотипам, не занимают активной позиции в защиту культурно-образовательныхправ этнических меньшинств, обходят молчанием их культуру.
В педагогическойлитературе порой содержатся негативные упоминания о национальных меньшинствахили вовсе игнорируется их существование. Попытки улучшать условия образованиядетей из расовых и национальных меньшинств вызывают тайный или явный отпоридеологов монокультурного воспитания. Они противятся устранению социальных,экономических, культурных, образовательных барьеров, порождающихкультурно-образовательную дискриминацию, не позволяющих повышать уровеньдостижений в сфере воспитания и образования представителей национальныхменьшинств.
На пути поликультурноговоспитания стоит и этноцентризм малых этнических групп — их закрытость вотношении доминирующих наций и других малых этнических групп. Проявлениемподобного этноцентризма оказываются зачастую особые учебные заведения дляэтнических меньшинств (афроамериканские и латиноамериканские школы в США,например). Подобные школы фокусируют воспитание и обучение преимущественно в рамкахкультуры меньшинства, изолируют от культурного диалога с доминирующей и другимималыми этническими группами.
Вразрез концепциямполикультурализма в мировой педагогике предлагаются парадигмы ассимиляции иаккомодации. Первая исходит из неприятия многокультурности и необходимостиреставрации монокультурного общества с главенством ценностей доминирующегоэтноса. Другая парадигма предусматривает разграничение культурного многообразияи монокультурности, создание «плюралистической дилеммы». [6, стр.18]
Субъекты. В мировойпедагогике нет единого взгляда на дефиниции поликультурного воспитания.Особенно это касается его субъектов. Субъектам поликультурного воспитания могутбыть присущи три основные характеристики: 1) культурная общность;2) языковая общность; 3) статус национального меньшинства илибольшинства. В поликультурном воспитании обычно задействованы двасубъекта: ведущий и малый этносы, непременным свойством которых являетсякультурное взаимодействие.
В современных странахобычно наличествует доминирующий тип цивилизации и его носитель(носители) — ведущий (ведущие) в культурном и политическом отношении этнос(этносы). Эти субъекты обладают мощной и давней культурой. Так, в России —это русская нация, которая переплавила культурные, религиозные традиции Востокаи Запада. Традиции средиземноморской цивилизации, корни которой уходят вАнтичность и Средневековье, развивают доминирующие этносы во Франции, Испании,Италии. Духом предприимчивости пронизаны протестантские англосаксонскаяцивилизация Великобритании и ее «младший родич» — цивилизация белогобольшинства в США. В Канаде исторически сложилась двуязычная цивилизация,у истоков которой поселенцы из Франции и Великобритании.
Доминирующиекультуры — исторический продукт эпохи становления государств Новоговремени. Единый народ, единый язык, единая страна, единая культура —такова идеология подобных сообществ, где этнические меньшинства постоянноощущали давление и дискриминацию в социальной и культурной сфере.В условиях, когда фактически закончилась эра мононациональных стран, вмировом сообществе вызревает неприятие монополизма доминирующих культур вполиэтнических государствах. Эти культуры видятся как участникивзаимообогащающего диалога с субкультурами малых этносов. Становится все болееочевидным, что знание особенностей другой культуры на этническом уровне, навыкимежкультурного общения необходимы не только представителям инокультурныхсистем, но и доминирующей этнической общности. Ведущие национальные группынуждаются в поликультурном воспитании как способе стать толерантными вотношении иных субкультур, непримиримыми к дискриминации и расизму. [13, стр.56]
Другой субъектполикультурного воспитания — представители субкультур. Вопрос о дефиницияхэтого субъекта (наличие которого, по сути, мотивирует проблему поликультурноговоспитания) остается в мировой педагогике открытым. На Западе, преждевсего в США, он нередко трактуется весьма широко, применительно как кнациональным меньшинствам, так и любым субкультурам, включая женщин, людей сзадержками в развитии, высокоодаренных, малоимущих, сексуальные меньшинстваи пр.
Значительная частьпедагогов, впрочем, не склонна к столь всеобъемлющему подходу, полагая, чтополикультурное воспитание адресовано прежде всего к этническим меньшинствам(малым этносам), специфика которых — обладание собственной культурнойтрадицией и одновременно осознание себя подгруппой большого сообщества. Понятие«этническое меньшинство» почти неизбежно имеет расовый и социальный подтексты:во-первых, определенное генетическое единство, во-вторых, предположение обущемлении со стороны большинства общества.
Малые этническиегруппы — субъекты поликультурного воспитания почти всегда объединяютэтническая и языковая общность, культурные традиции (религия, искусство,история и пр.). Но в этих правилах есть исключения, порожденныеспецифическими историко-культурными процессами. Так, расово близкиеафроамериканцы не имеют собственного языка. И, напротив, русскоязычныеменьшинства ближнего и дальнего зарубежья связывает нередко не этническая, аязыковая и культурная общность.
Разнообразие малыхэтнических групп порождено историческими, социальными, культурными и инымиособенностями их возникновения. Среди них условно можно выделить следующиесубъекты поликультурного воспитания.
1. Автохтонные группы,не обладающие государственно-культурной автономией: индейцы, народы Севера вСША и Канаде, народности Севера и Дальнего Востока в России, датчане, сорбы вГермании, корсиканцы, баски во Франции, валлийцы, ирландцы в Великобритании,аборигены Австралии, курды в Ираке и Турции, айны в Японии, берберы в Алжире,цыгане в Европе и пр.
2. Коренные группы,имеющие государственно-культурную автономию и самостоятельность: башкиры,калмыки, татары, якуты — в России, баски, каталонцы — в Испании,шотландцы — в Великобритании и пр.
3. Национальныеменьшинства, оформившиеся на протяжении Нового и новейшего времени:афроамериканцы и латиноамериканцы — в США и Канаде, евреи — в Европеи США, армяне — в России, Западной Европе и на Ближнем Востоке,немцы — в России, корейцы — в России и Японии, русскоязычныеобщины — в СНГ и Прибалтике, китайцы, индийцы — в странахАзиатско-Тихоокеанского региона.
4. Иммигранты второйполовины XX в. [15, стр.128]
Глобализация современногомира ведет к количественному и качественному изменению субъектов, нуждающихся взащите культурно-образовательных интересов. Если сегодня это этническиеменьшинства отдельных государств, то в недалеком будущем это и ведущие этносымалых стран: датчане, люксембуржцы, франкофоны и фламандцы в Бельгии и т. д.
принципы, функции,содержание, способы. Поликультурное воспитание фокусируется на несколькихпедагогических принципах:
— воспитаниечеловеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
— воспитание длясосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;
— воспитаниетолерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Основной функциейполикультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречиямежду системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с однойстороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимнаяадаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурногодиктата.
К числу функцийполикультурного воспитания можно отнести:
— формированиепредставлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
— осознание важностикультурного многообразия для самореализации личности;
— воспитание позитивногоотношения к культурным различиям;
— развитие умений инавыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности ивзаимопонимания.
Поликультурное воспитаниепреследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм»,«равенство» и «объединение»: 1) об уважении и сохранении культурногомногообразия; 2) о поддержке равных прав на образование и воспитание;3) о формировании в духе общенациональных политических,экономических, духовных ценностей.
Ключевые целиполикультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к инымкультурам толерантность (терпимость) лишь начало приобщения к иным культурам.За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность.Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культуртакие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен.
Многоступенчаты целиполикультурного воспитания и при решении проблем равных прав на образование.Речь может идти о преодолении отставания в интеллектуальном и социальномразвитии этнических групп посредством компенсирующего обучения. Соответствующаяполитика обычно касается национальных меньшинств (афроамериканцев, например),но может адресоваться и национальному большинству, как, например, вЮжно-Африканской Республике, посредством создания учебных заведений —мостов для подготовки к школьному обучению африканских детей.
Проблема гарантии прав наобразование актуальна и для национальных меньшинств, которые не уступаютведущему этносу по уровню развития культуры и образованности, но нуждаются взащите своих культурных ценностей (русскоязычные в Балтии, европейскиеменьшинства в Канаде, например).
Поликультурноевоспитание — это одновременно приобретение знаний и соответствующеевоспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении кгруппам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшенииакадемических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеаловдемократии и плюрализма». [17, стр.240]
Поликультурное воспитаниенадо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающихкультурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам,национальностям, расам, верованиям.
Содержаниеполикультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров:социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий ипредставлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения кдиверсифицированному культурному окружению; развития навыков социальногообщения.
Суммируя сказанное офункциях, целях, содержании поликультурного воспитания, можно утверждать, чтооно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащениямалой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление исамоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных иобразовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистическойкультурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса.В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малыхэтносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданскогообщества.
Существенной являетсяпроблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способовтакой организации является соответствующее изучение тех или иных учебныхдисциплин. Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурногокомпонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулироватьинтерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зренияна окружающий мир.
Ведущим при этом остаетсядвуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса,иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяетсякультурологической направленности филологического образования. Ученыесправедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не толькослужит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления,чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.
Поликультурное воспитаниемногодисциплинарно. Помимо языков, при его реализации изучается широкий спектрдисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. Соня Нието(США), Ле Тхан Тхои (Франция) утверждают в связи с этим, что поликультурализмдолжен пронизывать все предметы учебной программы.
Так, предлагаетсяпреподавать литературу, историю и обществоведение, давая непредвзятые оценки,избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода.К примеру, при изучении обществоведения следует помочь понять, почемуисламский фундаментализм не приемлет западной светской государственности.В курс литературы надо включать изучение шедевров разных мировыхцивилизаций.
Преподавание литературы,построенное на началах компаративизма с упором на лучшие образцы мировойлитературы, позволит осветить универсальную сущность и богатство оттенковприроды человека. Изучение истории должно показывать связь народов и культур,значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащениивеличайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовнойжизни Китая и Японии).
Поликультурное воспитаниеосуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно,следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но икультурно-просветительных центров семьи, Церкви, общественных объединений,средств массовой информации. [26, стр.90]
Вряд ли можно утверждать,что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы иметоды. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность инашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевыеигры, рефлективные методы и пр. Подобную методику уместно применять сучетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, присоциокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы,изучение местных обычаев, этикета; при освоении понятиймногокультурности — лекции, эвристические беседы, работа с источниками;при развитии навыков межкультурного общения — диалог и пр.
Поликультурное,гражданское, интернациональное воспитание. Поликультурная педагогикаперспективна для гражданского воспитания в сложных условиях многонациональногогосударства. «Поликультурное воспитание — это не только сугубо этническоеявление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожноми этнически поляризованном мире».
Не менее важным выглядитполикультурное воспитание в условиях становления нового типа гражданственностикак результата политико-экономической глобализации. Например, в ЗападнойЕвропе, где гражданское воспитание происходит на фоне активной экономической иполитической интеграции, обострилась проблема учета культурно-воспитательныхзапросов не только национальных меньшинств, но и малых государств. Многиепедагоги (Н. Грант, Ф. Феррер, З. Люхтенберг и др.) видятсущественную опасность гарантиям культурно-образовательных интересов меньшинстви небольших государств Европы в экспансии американо-англоязычной культуры.По их суждениям, поликультурная педагогика, учитывающаякультурно-воспитательные запросы малых народов, в состоянии обеспечить развитиеплюралистической европейской идентичности, позволяющей воспринимать ценностиразличных культур и быть открытыми для конструктивного диалога. Ониподчеркивают двойную функцию поликультурного воспитания при становленииевропейской гражданственности: взращивания национальных особенностей ипреодоления национальных антагонизмов. Подобное воспитание должно удовлетворятьпотребности национальных и общеевропейской культур.
Поликультурное воспитаниеимеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатамиполикультурного воспитания, как и интернационального, должны быть: [33, стр.118]
— понимание и уважениеиных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
— осознание необходимостивзаимопонимания между людьми и народами;
— способности общения;
— осознание не толькоправ, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
— понимание необходимостимежнациональной солидарности и сотрудничества
— готовность участвоватьв решении проблем другого сообщества и этноса.
Подобноинтернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связеймежду сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культурразличных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно синтернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитаниепредусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формируетчувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации,национализму, расизму.
В то же времяполикультурное воспитание отличается от интернационального, так как делаетакцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматриваетпрежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществованиеразличных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с инымикультурными ценностями. Соответственно, в поликультурном воспитании учетнациональных особенностей является более важным, нежели в интернациональномвоспитании.
Будучи близким идеегуманного межнационального сосуществования, поликультурное воспитание отвергаетконсолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния инымцивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны,отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой —содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения несколькихкультур.
/>2. Состояние поликультурного воспитания. Основные проблемы и тенденцииразвития
/>/>
Вопросы демократизациивоспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее числогосударств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении.Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническимсообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовойиммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимостьтолерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общинпорождает потребность поликультурного воспитания и образования в качествеважного социального и педагогического принципа.
Поликультурное воспитаниеисходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах неможет быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должновключать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации,адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.
В поликультурномсообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурномвзаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы не исключают наряду сразвитием общенациональной культуры обогащение посредством воспитания иобразования как доминирующей, так и малых культур. Подобные тенденциипредполагают сопряжение через воспитание культурных и этнических ценностей всехучастников межэтнического и межкультурного диалога, создание общегоинтеркультурного пространства, в пределах которого каждый человек обретаетсоциальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языками субкультурам.
XX столетие прошло подзнаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательнойдискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизациядолжна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одногосообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегдасоблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп.Поликультурное воспитание — важная гарантия сохранения гуманных ценностейчеловеческой цивилизации.
Поликультурноевоспитание — демократический педагогический ответ многокультурных иполиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящихперед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условиемдемократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.
Поликультурная педагогикаможет быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания иобразования, способствующий гармонизации отношений представителей различныхцивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизациивоспитания и образования, поликультурное воспитание многонациональногонаселения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре черезпонимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, наоснове диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами иценностями.
Фактор нарастающейзначимости поликультурного воспитания, изменения педагогики в целом —глобализационные, интеграционные мировые процессы. Важнейшим их проявлением,глубинной причиной становления поликультурного воспитания оказалосьпроисходящее в последние пятьдесят лет новое «великое переселение народов».Мощные потоки мигрантов в развитые страны Запада, Австралию, Россию заметновидоизменяют этнический состав государств. Зачастую подверженные «комплексумаргинала», рожденного ослаблением культурной связи с исторической родиной,иммигранты не желают быть изгоями на новой родине, стремясь войти в еекультуру. Поликультурное воспитание оказалось педагогическим ответом наприсутствие иммигрантов. [29, стр.147]
В условиях экономическойи политической интеграции все большее значение придается сохранениюнациональной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитаниепризвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условияхглобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения иразвития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практикувоспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики ишкольной политики.
Интерес к поликультурномувоспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилениемборьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах сполиэтническим составом. Нарастает потребность в овладении основамимежкультурного общения у определенных страт и профессий, в частности упреподавателей, бизнесменов, работников сферы обслуживания.
Основные проблемы итенденции развития.
Мировая педагогическаямысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладеМеждународной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с однойстороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, котороеон занимает в современном мире, а с другой — привить ему уважение к другимкультурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающимпоколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительногоотношения к культурным ценностям иных национальностей.
Образование и воспитаниестремятся ответить на вызовы общества, где происходит обогащение и развитиекультурного многообразия больших и малых этносов.
Представители этническихменьшинств сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем,придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия,культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределахпедагогических требований, построенных на культурно-образовательной традициибольшинства. Пренебрежение культурной традицией детей из национальныхменьшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание вшколе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогическихресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики,поддержки со стороны школьной администрации.
Изменения воспитания иобразования в духе поликультурности в современном мире уже происходят.На Западе этот процесс особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если вначале XX в. ответом на возраставшую плюрализацию общества была политикаоткровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940—1950-е гг.движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло напервый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960—1970-е гг.в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурногомногообразия; разрабатываются специальные программы поликультурногообразования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.
На смену эпизодическимпедагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культуре приходиликонцептуальные программы образования, направленные против расизма и иныхнациональных предрассудков. В них делаются попытки учитыватьмировосприятие инокультур, предлагается учебный материал по истории, культуре,литературе доминирующей культуры. Во многих странах мира установкиполикультурализма входят в программы педагогического образования.
Страны, где в той илииной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделитьна несколько групп: [18, стр.43]
— с исторически давними иглубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
— сделавшиесяполикультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий(Великобритания, Франция, Голландия);
— ставшие поликультурнымив результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).
Основными направлениями,в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира,являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерамипротив этноцентризма. Все эти направления отражаются в особых учебныхпрограммах и специальном обучении детей из меньшинств, а также обращениивоспитания ко всем детям многоэтнического школьного класса.
Педагогическая поддержкадетей — представителей меньшинств осуществляется в нескольких видахпедагогической работы:
— лингвистическаяподдержка: обучение на языке большинства и преподавание языка малой группы;
— социокоммуникативнаяподдержка: знакомство (особенно детей иммигрантов) с нормами поведения,принятыми в стране пребывания;
— специфическоепреподавание учебных предметов; так, преподавание языка меньшинства содействуетуспеваемости говорящих на нем детей, что позволяет смягчать трудности приизучении социальных наук, истории, естествознания, поскольку дети из меньшинствчасто не владеют соответствующей терминологией на доминирующем языке;
— работа с родителями;родители-иммигранты включаются в процесс улучшения академических результатовсвоих детей и унесут главную ответственность за приобщение детей к окружающейсреде. [35, стр.102]
Билингвальное обучение(обучение на родном для меньшинства и доминирующем языках) рассматривается какважный инструмент академических успехов детей этнических меньшинств. Существуетряд программ, основанных на концепции двуязычного обучения. Одна из них,например, предусматривает переходное использование родного языка меньшинств какспособа обучения (особенно в первый год) до поддержки билингвального обучения вболее старших классах. Благодаря двуязычию налаживается коммуникация этническихгрупп, приобретаются дополнительные лингвистические знания как одна из гарантийсоциальной мобильности. Билингвальное обучение — важный путь формированияличности — носителя общенациональной культуры в полиэтническомгосударстве.
Масштабы поликультурноговоспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяетсязначительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде.Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России иСША. Власти Англии, Германии, Франции фактически проходят мимо проблемполикультурной педагогики. В условиях неприятия идей поликультурализма нагосударственном уровне его задачи в воспитании и образовании берут на себя самиэтнические меньшинства.
В некоторых странахполикультурное воспитание позволило смягчить проблему дискриминации темнокожихменьшинств (США и Канада). Однако проблема продолжает быть весьма острой.В подтверждение этого сошлемся на результаты опроса, проведенного в начале2000-х гг. среди карибов, проживающих в Англии, США и Канаде. Респондентампредлагалось ответить, насколько реализованы их намерения продвинуться впрофессиональной сфере, улучшить материальное положение, получить достойноеобразование. В Англии недовольство высказали 33% опрошенных, в США —14%, Канаде — 20%. [11, стр.149]
Важными причинамиподобных различий являются неодинаковые условия образования и адаптациитемнокожих меньшинств к доминирующей культуре. Так, в США и Канаде они обычнопогружены в свои этнические сообщества и отчуждение здесь большая редкость. Ихвхождение в доминирующую культуру в Канаде проходит заметно быстрее, чем вАнглии, поскольку эта страна — более открытое общество. В США иКанаде сняты явные барьеры на пути получения образования для чернокожегонаселения, чего нельзя сказать о Великобритании.
Проблемыполикультурализма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамкахнепрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулосьпрежде всего учащихся общеобразовательных ступеней. Вместе с тем растетпонимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшегообразования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учетрасового и этнического многообразия и различий состава студентов. Выдвигаютсяцель преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов изразных этнических и культурных групп, и установления между ними гуманныхотношений как важного условия прогресса человечества.
Идеология этноцентризма,национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурноговоспитания. Подобная идеология, отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио (2003)экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике немецкий ученыйФ. Миттер, прежде всего ущемляет права на воспитание и образованиеэтнических меньшинств.
Понятие«поликультурализм» получило в педагогике США и Канады широкое распространение сначала 1960-х гг. и превратилось в расхожее клише в педагогическойлитературе. Понятие применяется прежде всего к традиционнойсоциально-педагогической проблеме решения расовых и этнических конфликтов.
В США понятие«поликультурализм» поначалу использовалось прежде всего в контексте расового сепаратизмаи этноцентризма и имело негативное значение. В этом состояло существенноеотличие от его трактовок педагогами Канады. Однако использование понятия«поликультурализм» лишь в отрицательном смысле длилось недолго.В 1990 г. Дайяна Равич, бывший заместитель министра образования США,выступила со статьей, где различает два понятия: «плюралистическийполикультурализм» и «сепаратистский плюрализм», отнеся первое к позитивнымсоциопедагогическим явлениям. [13, стр.18]
Поликультурное воспитаниетрактуется в американской педагогике по крайней мере как идея, реформа школы,учебно-воспитательный процесс.
При постановке вамериканской педагогике идеи поликультурности центральным встал вопрос, почемуучащиеся из этнических меньшинств демонстрировали наихудшие знания. Особенночасто ответ сводился к утверждению, что эти школьники находятся вне норм иоснов белой культуры, которая является базой образования. Возникло два подходак решению подобной ситуации: либо школьники из этнических меньшинств должныэффективнее приобщаться к белой культуре, либо ценности меньшинств должны статьдля них сутью образования.
Ученые Станфордскогоуниверситета предложили золотую середину при взгляде на эти два подхода,обосновав в 1987 г. свои проекты о реформе содержания образования.В новые программы наряду с ценностями традиционной западной цивилизациипредлагалось включать ценности неевропейских культур.
В свою очередь идеологиэтнических меньшинств поставили вопрос о включении ценностей своих субкультур иих субординации с евроамериканской культурой при воспитании подрастающегопоколения. Они, однако, больше думали об этнических различиях, нежели онациональной идентичности. Например, афроамериканцы видят важнейшей частьюобразования изучение специфического опыта черных американцев. Гавайцынастаивают на школьном обучении по учебникам на гавайском языке. Испаноязычныетребуют ввести билингвальное обучение.
Поликультурное воспитаниерассматривается как объективная необходимость. Дж. Бэнкс и К. Кортесвыделяют 4 группы педагогических результатов, которые обеспечиваетполикультурализм: равные возможности обучения, осведомленность о культурахсреди учащихся и педагогов, поликультурность в программах обучения, вхождениена равных представителей меньшинств в глобальное общество.
Дж. Бэнкс выделяетнесколько ступеней (моделей) возможного движения образования в США к реализацииидеи поликультурности: A — воспитание и обучение исключительно наевропейских ценностях; B — преимущественно еврокультурный компонент воспитанияи обучения дополнен ценностями малых меньшинств; C — при воспитании иобучении устанавливается баланс ценностей культур различных этнических групп. [8, стр.22]
Некоторые педагоги(Дж. Фаркаш, Дж. Бэнкс) подчеркивают опасность того, что поликультурноевоспитание с его акцентом на учет полиэтнического, полирасового общества усилити сохранит дистанцию между этническими группами, поощрит разобщение. Онисчитают, что правильно реализованное поликультурное воспитание должнообъединять, а не разъединять.
Подходы к проблемеполикультурности претерпели в американской педагогике качественную эволюцию.Поначалу предлагалось стремиться к полной ассимиляции учащихся —представителей различных языков и этнических групп. Подобный подход носил следыидей сегрегации. Его представители, например, «высокомерно считали, будточернокожие не имеют культурных ценностей, которые следует сохранить, или чточернокожие сами хотят забыть свою расовую принадлежность». Критикуя идею ипрактику ассимиляции, Дж. Бэнкс пишет, что «мифическая англо-американскаякультура требовала от этнических меньшинств пройти процесс самоотчуждения» ичто культурная ассимиляции иммигрантов и цветного населения отнюдь не явиласьгарантией полноценного включения в жизнь общества.
Поликультурное воспитаниенаходится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурноговоспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского обществасравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сферевоспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявлениеподобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств как к доминирующимэтническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истокиусматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и «культурногогеноцида» этнических меньшинств.
Западноевропейскиепедагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтническихотношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективныхнаправлений:
— адресуется ко всемшкольникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этническогобольшинства;
— направлено на изменениесодержания и методов образования, в результате чего поликультурность становитсяосновополагающим педагогическим принципом;
— отражает подвижнуюкультурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;
— сосредоточено навзаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурногоотчуждения;
— предусматриваетобучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнутьобщечеловеческий характер научных знаний.
Часть западноевропейскихпедагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности ипредпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания.Показателен в связи с этим обмен мнениями на XX конференции ЕОСП (июль 2008 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обученияэтнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, французФ. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы.Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть — и не только воФранции.
Поликультурное воспитаниев Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Этовызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, значительная часть иммигрантовприбывает из других европейских стран (включая Турцию); во-вторых,поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем жесубъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры,исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упорна воспитании взаимопонимания европейцев.
В правящих кругахЗападной Европы признается злободневность поликультурного воспитания. Так,Роман Герцог (ФРГ) в своем выступлении в 2006 г. первоочередной задачей школы определил налаживание дружеских отношений «людей из разных этнических групп»,подготовку к жизни в неоднородной культуре Германии. Подчеркивает необходимостькультурной открытости национальным меньшинствам и другой германскийпрезидент — Иоханн Pay. [19, стр.178]
Фактически, несмотря нарекомендации Европарламента и Совета Европы, декларации видных политиков,официальные круги ведущих стран Западной Европы не уделяют поликультурномувоспитанию внимания, которого оно заслуживает. Поворот к поликультурномувоспитанию происходит крайне медленно, однако признаки его очевидны.
Характерна в связи с этимдинамика позиций Национальной ассоциации полирасового воспитания вВеликобритании. Ее лидеры прошли путь от благосклонного намерения помочьменьшинствам ассимилироваться и погрузиться в доминирующую культуру допедагогической программы поддержки многообразия культур в британском обществе.Эта программа, разработанная в конце 90-х гг. ХХ в., предусматривает:1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия;2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических ирасовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитаниюосознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия поознакомлению с культурами меньшинств.
Идеи поликультурноговоспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику.Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на заднийплан. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия,направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов.Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно.Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуютмалозначимые практические меры. К подобным декларативным документамотносится, к примеру, доклад департамента образования Великобритании«Образование для всех» (1985), где провозглашена политика плюрализма,направленная на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств иосознание принадлежности к этим культурам.
/>3. Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
После распада СССР, крахастратегии создания «исторической общности — советского народа» новыегосударства, возникшие на постсоветском пространстве, поставлены переднарастающей проблемой педагогических решений поликультурности.
В новых государствах приопределении отношения к этой проблеме обозначились два диаметрально различныхподхода: первый исходит из стремлений учета культурно-образовательных интересоввсех этносов, населяющих то или иное государство; второй подпитывается мощнымвсплеском национализма. Правящие элиты некоторых новых независимых государствпроводят очевидно дискриминационный курс в сфере образования в отношении техгрупп населения, которые оказались национальными меньшинствами.
Россия.
Отечественная поликультурнаяпедагогика не приемлет политической односторонности социалистическогоинтернационального воспитания. Она альтернативна идее формированияусредненной, вне национальных культур личности, с установками на достижениеидеологического единомыслия. Вместе с тем сверхзадачей поликультурнойпедагогики является воспитание гражданина демократической России.
В России поликультурноевоспитание — демократический ответ на потребности многонациональногонаселения. Резко обострилась проблема поликультурного воспитания в связи свозросшим в 1990-е гг. потоком иммигрантов из стран ближнего и дальнегозарубежья.
Если в других странахэтнический фактор зачастую способствовал культурному обособлению однойнациональной группы от другой, то российская этнофедеративная системаскладывалась по-иному. Российские этнические республики считаются родинойопределенных этнических групп. К моменту развала СССР в большинстве автономныхреспублик националистические идеи отчетливо не выражались. Русские составляютабсолютное или относительное большинство населения в 12 из20 изначально существовавших этнических республиках Российской Федерации,а в шести из них к представителям титульного этноса относится абсолютноеменьшинство жителей (например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33%населения — якуты).
Русский народ, русскаякультура остаются для остальных наций и этнических групп основным посредником смировой культурой. Одновременно надо учитывать, что народы России относятся кразным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в неодинаковых моделяхвоспитания. Так что поликультурное воспитание в российских условиях означаетинтегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским,национальным (нерусским) и общечеловеческим.
В России ситуациякультурного многообразия обусловливает усиление этнокультурной направленностиобучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителейэтнических ценностей и русского языка как инструмента межнационального общенияи транслятора русской и мировой культуры.
Поликультурное воспитаниев российских условиях может быть определено как приобщение подрастающегопоколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировойкультурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формированиеготовности и умения жить в многокультурной среде. Подобное пониманиеполикультурного воспитания в принципе совпадает с общемировыми трактовками,которые предполагают, что содержание воспитания и обучения черпаетсяодновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры.
Как и в остальныхмногонациональных сообществах, магистральную цель поликультурного воспитания вРоссии можно определить как формирование человека, способного к эффективнойжизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающегообостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в миреи согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой целивытекают задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственногонарода; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире,положительного отношения к культурным различиям; создание педагогическихусловий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения спредставителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира исотрудничества.
Идеи поликультурноговоспитания разрабатываются параллельно с идеями народной педагогики(этнопедагогики) и педагогики формирования культуры межнационального общения.Разработчики этнопедагогики сосредоточены прежде всего навоспитательно-образовательных проблемах одной (обычно малой) этнической группыи анализируют перспективу воспитания с акцентом на национальные традиции.
Педагогика формированиякультуры межнационального общения занимается вопросами воспитания российскогопатриотизма, дружбы народов и веротерпимости и видит фундамент подобноговоспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального(федеративного) и всечеловеческого компонентов образования. Подобная концепцияисходит из понимания воспитания в виде суммы автономных компонентов, включающихэтнокультурные знания о том или ином народе, которые рассматриваются каксредство трансляции духовных ценностей родной культуры, формированиянационального характера и самосознания. [30, стр.126]
Ряд отечественныхтеоретиков поликультурного воспитания (М. Н. Кузьмин и др.)считают «компонентный подход» малоплодотворным и видят в нем источниксамоизоляции и роста националистических тенденции в воспитании нерусскихэтнических групп. В противовес предлагается педагогическая организациядвижения нерусского школьника от родной культуры к культуре российской имировой. Речь идет о воспитании на диалогической межкультурной основе, чтообеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов.Назначение подобного диалога — включение личности в культурный опыт,осознание специфики и близости разных цивилизационных типов, культурногомногообразия как условия развития общества и индивида в поликультурномсоциальном контексте.
Поликультурное воспитаниеучитывает объективное несовпадение культурных потребностей отдельных этносов иобщероссийских государственных целей воспитания и образования и предполагаетобучение по единым федеральным стандартам при введении в образовательный стандартрегионального компонента. Если федеральный стандарт направлен на обеспечениеединого образовательного пространства России, тонационально-региональный — на придание образованию национально-значимыхчерт, отражение в содержании и учебном процессе историко-социокультурных,природных, хозяйственных, экологических и иных специфических особенностей ипроблем конкретного региона.
Совокупность особенностейи проблем региона позволяет определить национально-региональный компонент каккомплекс норм и требований к структуре и Обязательному минимуму содержания иуровню подготовки выпускников в регионе, имеющий национально значимые традициинарода, проживающего на территории данного региона.
Соответственно такомуподходу Министерство образования Российской Федерации в начале 90-х гг.XX в. подчеркивало необходимость создания множества национальных школ,которые, с одной стороны, обеспечивают Единый государственный стандартвоспитания и образования, а с другой — приобщают к национальной(этнической) культурной традиции, т. е. воспитывают личность, способнуюжить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают обеспечитьобразование, начальная ступень которого погружает в стихию родных культуры иязыка, а средняя и высшая ступени выводит на общероссийское и мировоекультурное пространство. В итоге поликультурное воспитание оказываетсяследствием взаимодействия культуры малого этноса, русской культуры,многонациональной культуры России и мировой культуры.
Поликультурное воспитаниеосуществляется в определенном историческом и педагогическом контексте.В советский период этнический и национальный показатель нерусских школ,состоявший прежде всего в преподавании на родном языке, постепенно исчезал.К концу 1980-х гг. доминирующим типом нерусской школы оказалосьучебное заведение с обучением на русском языке и преподаванием родного языкакак одного из предметов. В результате несколько поколений нерусскихнародов получали воспитание вне родного языка и национальной культуры, на базерусского языка и редуцированной русской культуры.
Идеи поликультурноговоспитания применительно к России позволяют по-новому взглянуть накультурно-педагогическую роль обучения на русском и других языках. Безусловно,русский язык остается универсальным средством культурного диалога всех народовРоссии. Однако в контексте поликультурного воспитания очевидна перспективность,по крайней мере, билингвального обучения: на русском языке и языке другогоэтноса. Причем в условиях России полилингвальное обучение должно бытьчрезвычайно вариативным по своим культурно-образовательным функциям. Так, натерриториях областей и краев Российской Федерации русский язык выступает какязык доминирующий, тогда как на территориях этнических республик такую позициюон разделяет с языками местных этносов.
Особое обучениепредставителей нерусских национальностей организуют не только в национальныхреспубликах и образованиях, но и в местах их компактного проживания в другихрегионах. [37, стр.69]
Уникальный опытполикультурного воспитания накоплен в Москве. К настоящему времени в столицеРоссии организованно действует более 100 национальных общин. В 2008 г.в Москве насчитывалось около 60 дошкольных учреждений, школ икультурно-образовательных центров, в программу которых включен этнокультурныйкомпонент. Это государственные и частные заведения. Яркий пример:учебно-воспитательный комплекс № 1650. В школе занимаются не толькопо стандартным учебным программам. В 2007/08 учебном году здесь имелись22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское,башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское,корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское,украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении посубботам и воскресеньям дополнительно к основной программе школьники изучаютязык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа вплоть донациональных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все этоносители языков и культур.
Кроме того, в 2008 г. насчитывалось до 30 частных национальных школ (армянские, грузинские, еврейские,корейские, татарские, чувашские и пр.).
В программах российскихучебных заведений отсутствуют специальные курсы поликультурного воспитания.Соответствующие вопросы рассматриваются на междисциплинарном уровне: припреподавании языков, истории, предметов естественно-научного,художественно-эстетического циклов. При обучении предполагается знакомить ссамобытностью культур русского и малого этносов, общероссийской и мировойкультурой, обращая внимание на их общие и особенные черты.
В последние годыпроведены интересные эксперименты по организации поликультурного воспитания,которые позволили обогатить научные и практические представления в этой отраслипедагогического знания. К их числу относится опыт общеобразовательнойшколы № 17 в г. Твери. В школе были проверены некоторыеметодики, показатели и уровни, способы оценки поликультурного воспитания. Так,показателями поликультурной подготовки рассматривались знания о поликультурнойсреде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям такой среды,поведение в ней. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности(высокий, средний, низкий), способы их измерения. Например, на высоком уровнезнания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональнаяоценка иной культуры — исходить из рационального, критического подхода,нормы поведения — базироваться на ценностях взаимного уважения.На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, существуетпреимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурныхобщностей, в поведении проявляются националистические тенденции. Для достижениявысокого уровня в программу обществоведения был включен курс «Многообразиекультур и я», при преподавании истории использовались модули, тематика которыхвключала сведения о достижениях отдельных цивилизаций и культур. В процессеобучения использовались традиционные и сравнительно новые методы обучения:диалоги, беседы, ролевые игры, встречи с представителями инокультур и пр.
Ближнее зарубежье (страныСНГ, Прибалтика). В странах ближнего зарубежья острейшей проблемойявляется дискриминация русскоязычного населения (в том числе и в сфереобразования), в результате чего с конца 1980-х гг. многие русскоязычные(по неофициальным данным, до 8 млн человек) вынуждены былиэмигрировать в Россию.
В законодательстве странближнего зарубежья определены разные подходы к этому вопросу. В частистран СНГ (Азербайджан, Армения, Туркменистан, Узбекистан) провозглашено (хотяи анонимно) свободное использование и развитие языков других народов.В остальных странах СНГ конституции прямо гарантируют право обучения нарусском языке. Так, Конституция Украины гарантирует свободное развитие,использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств.
В странах СНГ наофициальном уровне нет явной культурной дискриминации русскоязычного населения.Здесь сохраняются государственные русскоязычные школы. Так, в Грузии в 2006/2007 учебномгоду насчитывалось 214 таких школ, в том числе в 87 преподаваниевелось лишь на русском языке. Тем не менее обучение в государственных школах нарусском языке на Украине, в Казахстане и других странах СНГ сворачивается. [27, стр.151]
Неконструктивную позициюв отношении культурно-образовательных прав русскоязычного населения и другихнациональных меньшинств занимают власти Балтии. Впрочем, в этой позиции имеютсяопределенные различия. Так, официальная педагогика Литвы, признаваяправомерность поликультурного воспитания, рассматривает его как путь интеграциив литовскую культуру.
Власти Латвии дажеформально отказываются от поликультурного воспитания. Они проводят в отношениинациональных меньшинств жесткую, фактически дискриминационнуюкультурно-образовательную политику. В Латвии, где русскоязычные меньшинствасоставляют около 40% населения, по сути, в отношении них планомерноосуществляется стратегия культурного ущемления и в лучшем случае ассимиляции.Русские, еврейские, цыганские, эстонские и другие малые национальные общины,стремясь сохранить свои языки и культуру, создают частные учебные заведения.Вместе с тем они отнюдь не настроены конфронтационно, сознавая необходимостьинтеграции с латвийскими культурой и языком.
В целом государственнаяполитика Латвии, Эстонии, Литвы имеет целью вытеснить из общения русский язык иязыки других национальных меньшинств. В этих государствах свободноеиспользование и развитие языков национальных меньшинств резко ограничены.Например, русский и польский языки (языки особо крупных национальныхменьшинств) не названы субъектами права в законах о языках.
Главным рычагомвытеснения языков и культуры национальных меньшинств является системаобразования. Так, в Латвии официальной доктриной определено, что обучение всредней школе должно осуществляться на государственном, латышском языке. На такназываемый национальный блок (родной язык, литература, история территории) всредних школах отведено 25% учебного времени, 75% должно занимать преподаваниеобщеобразовательных предметов на латышском языке. В неполной средней школепредусмотрен постепенный переход от языка семьи на латышский язык сиспользованием билингвального обучения. Главная задача Министерства образованияЛатвии состоит в выработке нормативной базы, которая позволит перейти собучения на русском языке на обучение на латышском языке. Еще жестче ставитсяэта задача в Законе Латвии об образовании: с 2004 г. вести обучение всредней школе только на латышском языке. [21, стр.122]
/>Заключение
Изучениемирового школьно-педагогического опыта служит формированию открытогопедагогического мышления, при котором осваиваются наиболее целесообразные иперспективные идеи и взгляды на проблемы воспитания. При всей специфичностивоспитание в отдельных странах отражает актуальные и глобальные педагогическиеподходы, что позволяет приобщать школьников к тем ценностям воспитания иобразования, которые лежат вне корпоративных, узких социальных и национальныхинтересов. Развитие воспитания в современном мире — многостороннийпроцесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошлирешительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческойцивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новыепотребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школьного воспитания иобразования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретениянациональных и общечеловеческих культурных ценностей. Школа заметно меняет свойоблик, который приближается к уровню современных социальных, политических,педагогических требований. Резюмируя развитие воспитания в современном мире,выделим в нем те тенденции, которые вызывают особые надежды:
— линия на демократизациювоспитания;
— диверсификация идифференциация воспитания;
— гуманистическая направленностьвоспитания;
— использование форм иметодов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельностьучащихся;
— модернизация учебно-воспитательногопроцесса;
— опытно-экспериментальнаядеятельность;
— педагогизация новейшихтехнических средств;
— интеграция школьного ивнешкольного воспитания и образования;
Прогресс воспитаниянемыслим без тесной связи теории и практики. При этом диалектическиотмирает устарелое и нарождается новое, воспитание наполняется инымсодержанием.
Поликультурная педагогика– сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание нетолько специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьмаадекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация всовременном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты,различные дискриминационные явления, классовые, политическиеи религиозные противоречия. Развитие этого направления современнойпедагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутьюпроцессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создатьобщество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защитадостоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание– демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтническихобществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировойцивилизацией.
Поликультурная педагогикаможет быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания иобразования, способствующий гармонизации отношений представителей различныхцивилизаций и культур.
В условияхэкономической и политической интеграции все большее значение придаетсясохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурноевоспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условияхглобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развитияэтнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения итем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к поликультурномувоспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилениемборьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах сполиэтническим составом.
/>Список использованных источников
1. Байярд Р. иБайярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Пер. с англ. — М., 2001.
2. Богданова О. С.,Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. — М., 2008.
3. Бондаревская Е. В.Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. — М., 2001.
4. Борисенков В.П.Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки //Педагогика. – 2004. – № 1.
5. Воскресенская Н. М.Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. —№ 2. — С. 105—107.
6. Гусев В.В.Системные основания образовательной технологии. — М, 2005
7. Гусинский Э.Н.Образование личности. — ML, 2004
8. Давыдов В.В.Развивающее обучение. — М, 2006
9. Джуринский А. Н.Чему и как учат школьников в Японии. — М., 2007.
10. Дмитриев Г. Д.Многокультурное образование. — М., 1999.
11. Дьюи Дж.Психология и педагогика мышления. — М., 1999
12. Загвязинский В.И.Теория обучения. Современная интерретация. – М., 2001
13. Зимняя И.А.Педагогическая психология. — Р-н-Д, 2007
14. Иванова Н.,Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – №1.
15. Каган В.И.,Сычеников И.А. Основы оптимизации обучения в высшей школе. — М., 2007
16. Кан-Калик В.А.,Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 2000.
17. Караковский В. А.Воспитательная система школы. — М., 2004.
18. Кларин М.В.Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 2007.
19. Коротяев Б.И.Педагогика как совокупность педагогических теорий. — М., 2006
20. Корсунов В. И.,Балицкая И. В. Актуальные вопросы образования в США. —Ю.-Сахалинск, 2000.
21. Крупенин А.Л.,Крохина И.М. Эффективный учитель. — Ростов н\Д, 2005
22. Кузьмин М.Н.Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. –1999. – № 6.
23. Кузьмин М. Н.Переход от традиционного общества к гражданскому. Изменение человека. —М., 2007.
24. Кузьмина Н.В.Способности, одаренность и талант учителя. — Л., 2005. Кулюткин Ю.Н., СухобскаяГ.С. Мышление учителя. — М., 2000
25. Лацис О. Странапобедившего патриотизма // Новые известия. — 2001. —12 мая.
26. Макаев В.В.,Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальнаяпроблема современной школы // Педагогика. – 2008. – № 4.
27. Макаев В. В.,Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурноеобразование — актуальная проблема современной школы //Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 3—10.
28. Мураяма С.Дети и школа в обществе изобилия: Пер. с япон. — М.,2006.
29. Нерознак В. П.Лингвоэтатизм в странах СНГ и Балтии // Известия Академии педагогических исоциальных наук. — М., 2001. — С. 21—25.
30. Симонов В.П.Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. — М., 2005
31. Скок Г.Б.Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. — Новосибирск, 2003.
32. Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 2005
33. Состояние,проблемы и стратегия развития педагогического образования / Под ред. А.А.Вербицкого, М.Н. Костиковой. — М., 2006
34. Супрунова Л. Л.Поликультурное образование в современной России // Мagister. — 2007. —№ 3. — С. 79—81.
35. Тайчинов М.Г.Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 2008. – № 2.
36. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. — М., 2004
37. Талызина Н.Ф.,Буткин Г.А. Педагогическая психология. — М., 12008
38. Тарроу Н.Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. — 2003. —№ 4. — С. 107—132.
39. Терещенко М.Равняйсь! Не хочу... // Век. — 2007. — № 23.
40. Тубельской А. Н.Беседы с директором «Школы самоопределения» // Учительская газета. — 2005. —№ 22—
41. Френе С.Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. — М., 2000.
42. Шахнина И. 3.Гуманитаризация высшей школы США. — Казань, 2003.
43. Ямбург Е. А.Школа для всех: адаптивная модель. — М., 2006.