Реферат по предмету "Педагогика"


Познавательная деятельность человека

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Методология и логикапознавательной деятельности человека
1.1 Понятие и сущность методологии илогики познавательной деятельности
1.2 Философские взгляды наэффективность познавательной деятельности человека
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Жизнедеятельностьчеловека предполагает активное исследование объективных закономерностейокружающей действительности. Познание мира, построение образа этого миранеобходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человекомсобственных целей.
Познавательнаядеятельность составляет особую сторону жизни субъекта, то есть самого человека.Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основныхсоставляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы егопроявления составляют фундаментальное отличие человека от животного.
Представление о человекекак о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы,средства и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучаетсяразличными науками — философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.
Объектом психологиипознания является реальный человек как субъект познавательной деятельности,разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств,всей истории его индивидуального развития.
Человеческое познаниеразделяется на два уровня — чувственный и рациональный. К первому уровнюотносится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познанияу человека складывается образ, картина окружающего мира — мир в егонепосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познаниесубъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частнойформе — ощущениях.
Из выше изложенноговытекает вся актуальность темы «Методология и логика познавательнойдеятельности человека» и представляется бесспорной – особенно, если учестьтекущие тенденции как в России, так и в мире.
Научная значимость даннойработы состоит в решении давно назревших проблем и вопросов по «Методология илогика познавательной деятельности человека». Практическая значимость зависитот решенности методических, организационных и временных подходов.
При написании работы потеме использовалась современная литература по философии и труды выдающихсяфилософов.
При проведенииисследования были использованы следующие методы исследования:
ü   анализ.
ü   синтез.
ü   моделирование.
Результаты могут бытьиспользованы для будущих исследований .
Объект работы — система«Методология и логика познавательной деятельности человека».
Предмет исследования –текущие отношения философского мира к данной проблеме.
Цель работы – раскрытиетемы «Методология и логика познавательной деятельности человека».
Задачи исследованияследующие:
1. Решить и обозначитьтеоретическую часть «Методология и логика познавательной деятельности человека»;
2. Определитьпроблематику с опорой на сегодняшний день;
3. Сделать выводы ипредложения.

1. МЕТОДОЛОГИЯИ ЛОГИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
 
1.1Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
 
Под методологией познавательнойдеятельности обычно понимают систему принципов и способов организации ипостроения теоретической и практической деятельности, а также учение об этойсистеме. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связис необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемовпознавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной сопорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основууказанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разныеисторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципыи нормы подхода к объектам науки.
Историческипервоначально проблемы методологии и логики познавательной деятельностичеловека разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа иПлатона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта,антитетический метод Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса,феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, чтометодология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесносвязана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теорияпознания), онтология (теория бытия) и логика.
Методологияпознавательной деятельности человека в известном смысле «уже» теориипознания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методовпознания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности,субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности.
Сдругой стороны, методология и логика познавательной деятельности человека несколько«шире» гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания,принятые в науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще,осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческойдеятельности.
Следуетподчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболеетесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное вниманиенаправляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описаниеего формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении отконкретного содержания высказываний и умозаключений.
Можноотметить, что логическое исследование науки — это средства современнойформальной (математической или символической) логики, которые используются дляанализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и ихкомпонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучениявозможностей научного знания.
Начинаяс Нового времени (XVI--XVII вв.) методологические идеи разрабатываются нетолько в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частныхнаук — механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющаяпостепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотяэтот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.
Характернойчертой современной науки является комплексное изучение как закономерностейразвития и строения знания в наиболее общей — логико-философской форме, так изакономерностей развития конкретных направлений и ветвей науки. В рамкахконкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и формнаучного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанныхнаправления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научногопознания.
Особенноактивно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук какфизика, биология, химия.
Эмпирическойбазой разработки методологии и логики познавательной деятельности являетсяистория человека, но взятая не сама по себе, а в широком философском,социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.
Всовременной науке принято различать общую и частную методологию.
Впервой анализируются методы, общие для многих наук, или для всей науки какособой системы знания, во второй — для отдельных групп наук. Фактически можноговорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладаетотносительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основеклассификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного ивсеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частныхнаук и отдельных дисциплин, на уровне особенного — междисциплинарные и общенаучныеметоды, а уровень всеобщего занимают философские методы.
Многоуровневостьметодологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своейпрофессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными ипротиворечивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайнов литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимыхвнутри самой науки.
Наэтом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственнопрофессиональную методологию, и датируют период обособления методологии иприобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века.Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, чтоона включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи счем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов,форм, способов и стилей мышления.
1.2 Философскиевзгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Для философии, познаниеокружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческихпроблем.
Вопрос о том, познаваемли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознаниичеловека, его ориентации и деятельности в мире.
Функцию ориентациичеловека восполняет знание.
Знание — это высшийуровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Без знанийневозможно формирование картины мира. Бэкон: «Знание — есть сила».
Сущность познавательныхотношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске иполучении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемыпознания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера непротиворечат друг другу. Вера — это познание вещей без доказательств. Вера — это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то верапомогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии былизаложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особыйпроцесс. Демокрит выделил знание «темное» (чувственное) и«истинное» (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, чтодоказано и проверено на опыте, но прийти к истине может не каждый, а лишьмудрец.
Сократ поднимал вопрос ометодах достижения истинного знания. Главный из них — диалектика, как искусствоведения спора.
Аристотель создалнаиболее совершенную по тем временам теорию познания. Истину он рассматривалкак знание, соответствующее вещая, а заблуждение — искажение истины. Он выделялсубъект и объект познания.
В средние века основныеусилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, каквысшей причины всех вещей. Разум — ниже веры. Отсюда лозунг — «Знать,чтобы верить в существование Бога».
В эпоху Возрожденияпознание рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Новоговремени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловленопромышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблемупознавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Онсчитал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностейнепознаваем. Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано спрактикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.
В истории философиисформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, тоотрицали познаваемость мира — агностицизм. Его представители не отрицали сампроцесс познания, но они считали, что он ограничен познавательнымивозможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание — это особыйвид отражательной деятельности человека.
2. Познание — естьдуховная сторона практической деятельности человека.
3. Познание — высшийуровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание — этосоциальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века напознание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке — это потребностьизучения космоса).
Познание возможно толькопри опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваютсясовокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на ужедостигнутое.
Познавательный процессвозможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познаниииграет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позицийразличных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних — благо, для других — зло).
На познание активновлияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание — это всегдатворческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественнаязначимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция,как тип мышления.
О состоянии познания ипрактики:
В философии под практикойпринято понимать деятельность человека, направленную на преобразованиеокружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессепознания:
1.        Практика — источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизнипознавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитиеновых отраслей познания.
2.         Практика — цельпознания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их вжизни.
3.        Практика — критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знанийне универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наукаиспользует логические доказательства.
Познание развивается,т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход отулавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержанияк абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственноепознание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие,представление.
Ощущение — отражениеотдельных признаков и свойств предметов (температура).
Восприятие — целостныйобраз предмета или явления.
Представление — сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познаниевсегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того жеявления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешниммиром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания — рациональное или теоретическоепознание. Формы логического познания — понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общиепринципы и свойства предметов.
Суждение — связь понятий,с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение — связьмежду несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человекупостигнуть внутреннее в вещах — их структуру, сущность, законы.
Это касается, преждевсего, познания социальных явлений.
Обе ситуации познаниятесно связаны между собой.
Процессу познания присущинекоторые противоречия:
1. Противоречие междусубъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностямичеловека в практическом преобразовании мира и недостаточных знаниях о нем.
2. Иногда познаниюприсуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражениемвнешнего мира.
3. Противоречие междусложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия междутечениями в науке, между теориями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Итак, философиярассматривает процесс познавательной деятельности человека как процессотражения. Познание в идеальной форме воссоздает предметы и процессыобъективной реальности. Для реконструкции этого процесса требуется осмыслениеосновных категорий процесса познания как отражения. Ими, прежде всего, являютсякатегории объекта и субъекта познания.
Под объектом познанияпонимается весь окружающий человека мир, все, что находится за пределами егосознания. В более узком смысле является не весь мир, а та его часть, на которыйнаправлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.
Субъектом познания вшироком смысле является все человеческое общество, осуществляющеепознавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле иныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше,продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупностьгипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняютот того. Чтобы повторять их еще раз.
В узком смысле субъектомпознания является конкретный человек, исследователь или группа людей,осуществляющая совместную познавательную деятельность.
Таким образом,познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и объекта. Такоепонимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.
Само научное познание иего результат имеют объективные и субъективные характеристики, производныесоответственно от объекта и субъекта познания.
Следствие философскоговывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно болеечетко разграничить основные его виды:
а) научное познаниестремится максимально элиминировать (устранить) субъективный компонент знания;научный результат тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нееустранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различныеусловия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеетникакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал,какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективнойформе фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Всеостальное в науке, как говорится, от лукавого.
б) философское познаниене может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрениемчеловека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знаниесубъективным не назовешь. Субъективное — есть синониминдивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого ииллюзорного. Философское знание — субъектное по своей природе. Субъект здесьрассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями егохарактера, привычек, индивидуальной психики. Он — субъект познания, элементпознавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека каксубъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностныхособенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражатьсвойства субъекта;
в) индивидуальноепознание, согласно трактовке особенностей познавательного процесса, как раз иявляется субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира,личных познавательных способностях конкретного человека.
Подобный вывод осубъективных и объективных характеристиках познавательного процесса имеетзначение, когда объект познания представляет бой природный феномен. Несколькопо-иному представляется там, где объектом познания является человеческоеобщество или сам человек.
Философский вывод: особенностьювзаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект иобъект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либочеловек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.
Следствия философскоговывода:
2   социальноепознание имеет специфические черты, связанные с полным или частичнымотождествлением субъекта и объекта познания;
3   особенность такойпознавательной процедуры заключается в том, что существенным фактором познанияявляются субъектные и субъективные характеристики;
4   субъектныепараметры — суть характеристики объекта (общества или человека) в ихобщезначимом выражении;
5   субъективныепараметры связаны с ролью субъективного фактора: воли, социальной ииндивидуальной психики, социальных и индивидуальных феноменов веры, убеждений,стереотипов мышления и поведения, индивидуально-личностные характеристик такогообъекта, каким является общество, социальная группа, индивид;
6   социальныезаконы, в отличие от природных, большей степени имеют статистический,вероятностный характер.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.Блинкин С.А. Очерки оестествознании (Уроки творчества).-М.: Знание, 1979.
2.Богданович В.И., Могиленко А.Р.,Оганесян М.С. и др. Системный метод и его место в современном естествознании /В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. — М.:Наука, 1973, С. 378-383.
Большая советская энциклопедия.-3-е.Изд. Т.9. — М., 1979.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общуюпсихологию: Курс лекций. — М.: МГУ, 1988. — 315 с.
4.Горелов А.А. Концепция современногоестествознания. — М.: Центр, 1997. — С. 81-90.
5.Кандыба Д.В. Тайные возможностичеловека. — М.: КСП, 1995. — Кн. 2.
6.Концепция современногоестествознания: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — С. 262 — 365.
7.Круть И.В. Системная организацияобъектов природы и проблема оснований естественнонаучного знания / В кн.Проблемы философии и методологии современного естествознания. — М.: Наука,1973. — С. 406-410.
8.Кузнецов В.И., Идлис., Гутина В.Н.Естествознание. — М., 1996. — Гл. 13-17.
9.Основы физиологии человека: учебникдля высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. Т. 1,2. — СПб.:Международный фонд истории культуры, 1994.
10.Проблема развития в современноместествознании / Сб. статей. — М.: МГУ, 1968.
11.Проблемы философии и методологиисовременного естествознания. — М.: Наука, 1973.
12.Рузавин Г.И. Концепциясовременного естествознания. — М.: ЮНИТИ, 1997. — С. 122-135.
13.Рузавин Г.И. Системный подход иединство научного знания / В кн. Единство научного знания. — М., 1988. — С. 237-252.
14.Сверлова Л.И., Воронина Н.В.Содержание основных законов естествознания. Концепция современногоестествознания: Программа курса и методические материалы для студентов1-3-курса. — Хабаровск, 1996. — С. 16-20.
15.Современное естествознание и материалистическаядиалектика/ Под ред. В.А.Амбарцумяна. — М.: Наука, 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :