РЕФЕРАТ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АРЕ
Сейчас,когда в ряде государств происходит трансформация централизованной экономики врыночную, особый интерес представляет опыт в этом отношении крупнейшей страныарабского мира – Египта.
Осуществлявшиесяв Объединенной Арабской Республике в 60-е годы мероприятия антикапиталистическойнаправленности привели к появлению мощного госсектора, охватывавшегопромышленность, транспорт, финансовую сферу, внешнюю торговлю. К началу 70-хгодов этатистская экономическая система исчерпала, однако, возможности своегоразвития, и переход президента Египта Анвара Садата к ее реформированию былобусловлен объективными причинами. С 1974 г. в Египте начала проводиться политика «открытых дверей», целью которой было обеспечить экономический рост,предоставив свободу действий частному сектору. При этом, однако, мероприятия поприватизации крупных и средних промышленных предприятий практически непроводились.
ШагиА. Садата во многом шли в том же русле, что и предпринимавшиеся в 1952-1955 гг.премьер-министром Египта Гамаль Абдель-Насером попытки привлечь к развитиюреальной экономики национальный капитал, дав ему финансово-налоговые льготы. Вобоих случаях результаты оказались аналогичными: не располагавшая достаточнымисредствами египетская буржуазия предпочла вкладывать деньги в те сферы, где былвозможен быстрый оборот капитала – торговлю, сервис, подряды и т.п. В 70-е годыдело осложнялось к тому же тем, что господствующие позиции в промышленностизанимал госсектор и частные производители были связаны с государственнымипредприятиями, производственные возможности которых (а не требования рынка) ипредопределяли объемы выпускаемой продукции. Свою роль сыграл, какпредставляется, и морально-психологический фактор. Дело в том, что в 60-е годыв ОАР сформировалась так называемая паразитическая буржуазия, сколотившаясостояние на спекуляциях, воровстве, взяточничестве. Теперь, приобретявозможность действовать легально, она предпочитала идти «проторенными путями»,а не рисковать своими капиталами, инвестируя их в производственную сферу. Крометого, либерализация внешней торговли привела к тому, что в страну хлынул из-зарубежа поток потребительских товаров. Это нанесло существенный урон местнойлегкой промышленности и повлекло за собой образование (в связи со значительным увеличениемимпорта) отрицательного внешнеторгового сальдо.
Довольнобыстро страна оказалась в ситуации финансового кризиса. Дефицит платежногобаланса возрос с 68 млн. долл. в 1970 г. до 1360 млн. долл. – в 1975 г.3 Бюджетный дефицит достиг в 1976 г. 2840 млн. долл.4 Попыткиправительства стабилизировать ситуацию, повысив собираемость налогов,результатов не принесли. Так, в 1975 г. оборот капитала в сфере подрядовсоставил 600 млн. ег. ф., из которых в виде отчислений в казну поступило лишь600 тыс. ег. ф.5 Египетское руководство тогда стало искать выход напутях сокращения государственного субсидирования цен на продукты питания идругие товары первой необходимости, на что действительно расходовалисьзначительные средства – только дотации на поддержание цен на сахар «съедали»всю выручку от экспорта хлопка6. Подобный шаг был, однако, чреваттем, что значительная часть населения осталась бы без средств к существованию.В этих условиях заявление А. Садата в январе 1977 г. о намерении отменить субсидирование вызвало массовые стихийные выступления в Каире и другихгородах, вынудившие президента отменить свое решение.
Вобществе начала быстрыми темпами нарастать социальная дифференциация. В 1975 г. в Египте насчитывалось 500 миллионеров, в то время как до революции 1952 г. их было всего четыре7. Вместе с тем 90% населения оказалось за чертой бедности8.Выпускники вузов получали зарплату всего 30 ег. ф. в месяц, а крупные чиновники– 70-80ег. ф.9
Врезультате резко обострилась внутриполитическая ситуация. Начала нарастатьактивность подпольных фундаменталистских группировок. По стране прокатиласьволна организованных исламистами террористических акций и даже открытыхвооруженных выступлений. Попытки режима силой подавить оппозицию успеха непринесли, и в октябре 1981 г. А.Садат был убит боевиками экстремистскойгруппировки «Джихад».
Ставшийпосле его гибели президентом АРЕ Хосни Мубарак понимал, что возврат к изжившейсебя практике «арабского социализма» Г.А. Насера невозможен, но и следованиеполитике «открытых дверей» в ее прежнем варианте также невозможно, посколькузаводит страну в экономический, социальный и политический тупик. Но при этомсразу же проявилась одна из характерных черт политического стиля Х. Мубарака – небросаться с ходу исправлять недочеты, принимая меры косметического или в лучшемслучае тактического характера, а провести тщательный анализ сложившейсяситуации и на его основе выработать долгосрочную стратегию.
Врезультате была разработана программа структурных реформ. В течение первыхчетырех-пяти лет упор был сделан на развитие инфраструктуры (электроэнергетики,дорог, портов, средств связи, сервиса), что сформировало благоприятствующуюкапиталовложениям «окружающую среду»10. Это, а также государственнаяподдержка предпринимательства позволили вовлечь в производственную сферучастный капитал, и в течение последующих 10 лет в стране были построены сотнинебольших, но хорошо оборудованных предприятий, с избытком обеспечивающихнаселение почти всеми необходимыми и к тому же дешевыми товарами народногопотребления11. Это, в свою очередь, создало необходимый длядальнейшего наращивания производства оборот средств.
Вовторой половине 80-х годов в качестве стратегической была выдвинута задачадобиться превышения роста производства над приростом населения12. Нодля этого было необходимо повысить эффективность ведущих отраслейпромышленности, что не представлялось возможным без их приватизации. Однако издесь египетское правительство действовало крайне осторожно, тщательнопросчитывая каждый свой шаг и детально анализируя его последствия прежде, чемдвигаться дальше. Темпы денационализации нарастали постепенно. С 1994 по первыйквартал 1998 г. было продано в частные руки 113 государственных компаний сактивами 30,8 млрд. ег. ф., где работало 258 тыс. человек13. Пикприватизации, как ожидалось, должен был прийти на 1999 г., когда планировалось продать 97 госкомпаний с активами 30,8 млрд. ег. ф. (257 тыс.работников). Процесс перехода средств производства в частные рукипредполагается в основном завершить в 2000 г., когда будет денационализировано еще 40 госкомпаний с активами в 8 млрд. ег. ф. (90 тыс. работников)14.При этом, однако, не будут приватизироваться Всеобщая компания Суэцкого каналаи государственная нефтяная корпорация «Иджипшн Дженерал Петролеум», имеющиестратегическое значение для экономики, военные заводы, гостелевещание и радио,а также больницы и школы. Кроме того, за государством останется контрольныйпакет акций мукомольных и фармацевтических предприятий (продукция которыхсубсидируется) с целью сохранить низкие цены на хлебобулочные изделия илекарства. В целом, в результате осуществления программы денационализации долягоссектора в промышленном производстве должна понизиться до 13% и в валовомвнутреннем продукте до 3%15.
Ужев течение года после приватизации 90% компаний, перешедших в частнуюсобственность, добивались внушительного увеличения прибылей. Кроме того,продажа государственной собственности позволила обеспечить существенныефинансовые поступления в госбюджет – 16,9 млрд. ег. ф. до 1 июля 1998 г.
Весьмаосторожно проводилось и реформирование банковской системы, где сначала былимодернизированы структуры контроля и лишь затем осуществлена либерализация. Этостало одной из причин того, что Египет сумел избежать финансово-экономическогокризиса, охватившего в 1998 г. ряд регионов мира.
Улучшениеобщей экономической ситуации, а также систематическое корректирование «Законаоб иностранных инвестициях и свободных экономических зонах» с целью егоадаптации к изменяющимся условиям повлекли за собою усиление притока капиталаиз-за рубежа. По состоянию на середину 1998 г. в рамках этого закона в стране действовали более 2 тыс. предприятий с капиталом 39, 9 млрд. ег. ф. икапиталовложениями 65,8 млрд. ег. ф., из которых 48% приходилось на долюпромышленности, 18% – финансов и 9% – строительства.
Результаты,которых удалось добиться, впечатляют. В 90-х годах экономическое развитиеЕгипта приобрело устойчивый характер. Рост ВВП увеличился с 1,9% в 1990 г. до5,7% в 1998 г.16 В 1999 г. рост ВВП должен составить, как ожидается,6,2%. Таким образом, увеличение ВВП существенно обогнало прирост населения,составляющий 1 млн. человек (или 1,6%) в год17. Особенно важно, чтов 90-х годах темпы увеличения сельскохозяйственного производства превысилитемпы роста населения, достигнув в среднем 3,2% в год18. Во многомэто было обеспечено за счет роста урожайности: с 1982 по 1997 г. сбор с 1 федданапшеницы вырос с 15 до 24 ц, кукурузы – с 17 до 30 ц, риса – с 24 до 35 ц19.
Стабилизировалосьи финансовое положение. Правда, сохраняется дефицит бюджета (2,6 млрд. ег. ф. в1997 г.), но его отношение к ВВП, составляющее в настоящее время около 1%,постоянно сокращается20. В то же время платежный баланс являетсяположительным21. Значительно выросли валютные резервы – с 1,5 млрд.долл. в дореформенный период до 20 млрд. долл. в 1998 г.22 Не менееважно существенное снижение инфляции – с 24% в год в середине 70-х годов до4,6% в 1998 г.23
Вместес тем, ряд серьезных проблем пока не нашел решения. Продолжается ростотрицательного сальдо такой важной отрасли, как торговля – 6,7 млрд. долл. в1993 г., 12,5 млрд. долл. в 1998 г.24Национальный доход на душунаселения составляет менее 1 тыс. долл. в год, что предопределяет затрудняющуюускорение темпов роста производства относительную узость внутреннего рынка25.В феврале 1997 г. произошел крах фондовый биржи, глобальный индекс которой досих пор в 2 раза ниже, чем в январе 1997 г. Однако все эти трудности непорождают в экономике (по крайней мере, на данный момент) явлений кризисногохарактера.
Важныеизменения произошли и в социальной структуре. Если в 1965г. 55% самодеятельногонаселения было занято в сельском хозяйстве, то в 1991 г. 44 – в сфере услуг, 34– в сельхозпроизводстве и 22% – в промышленности26. Налицо, такимобразом, тенденция к постепенному приобретению египетским обществом черт,характерных не для развивающихся, а для развитых стран.
Ещебольшее значение имеет рост численности среднего класса. В настоящее времяоколо 3 млн. египтян получают доход 15 тыс. долл. ежегодно. Если в 1994 г. встране было продано 40 тыс. новых автомобилей, то в 1998 г. – уже 60 тыс.27Разрастание среднего класса ведет, в том числе, и к сужениюсоциально-политической базы фундаменталистских движений: вряд ли егопредставители будут готовы жертвовать своим благосостоянием и своими жизнямиради очередной эгалитаристской утопии – возврата к обществу, существовавшему вVII в. во времена «праведных халифов», к чему призывают мусульманские«возрожденцы».
Продолжается– хотя и медленно – рост доходов населения в целом. Если в 1970 г. ВВП наодного человека составлял 234 долл., то в 1990 г. – уже 971 долл.28Важно и то, что экономическая ситуация является стабильной и люди могут неопасаться за завтрашний день, что при проведении реформ учитывается социальныйфактор (85% жителей страны имеют возможность приобретать по карточкам, т.е. пофиксированным ценам, хлебобулочные изделия, масло и сахар)29.
Курсегипетского руководства на социальную поддержку малоимущих продиктован, помимовсего прочего, пониманием того, что если исламистские оппозиционные группировкивозглавляют выходцы из интеллигенции и среднего класса, то их ядро составляютбеднейшие и маргинальные слои, в наибольшей степени страдающие от экономическойлиберализации. При этом в качестве приоритетного географического направлениясоциальных программ избран Верхний Египет, всегда бывший главным оплотомрелигиозных экстремистов. Так, из 1,6 млрд. ег. ф., израсходованных в 1991-1996гг. Фондом социального развития Арабской Республики Египет на создание рабочихмест для молодежи и вовлечение в процесс оздоровления экономики неправительственныхструктур, основная часть вложений пришлась на верхнеегипетские провинции30.
Вполитическом плане правительство АРЕ проводит в отношении исламистов линию наподавление экстремистов, ограничение деятельности умеренных оппозиционныхорганизаций и предоставление относительной свободы действий консервативномукрылу, выразителем интересов которого является партия «Умма». Большое значениепридается сохранению «мусульманского имиджа» режима, фактически носящегосекулярный характер, и обеспечению поддержки его политики официальнымирелигиозными институтами, в первую очередь «Аль-Азхаром». Одновременнопредпринимаются энергичные шаги по перекрытию внешних каналов подпиткиэкстремистских организаций.
Подобноекомплексные мероприятия позволили существенно ослабить позиции фундаменталистови добиться значительного снижения их активности. В 1997 г. экстремисты провелилишь несколько изолированных (хотя и получивших широкий международныйрезонанс)террористических акций против иностранных туристов в Каире и Луксоре. В1998 г. им не удалось организовать ни одного теракта в городах. В 1999 г.крупнейшая подпольная организация «Аль-Гамаа аль-исламийя» объявила, чтопрекращает вооруженную борьбу, в связи с чем египетское правительство принялорешение об освобождении из тюрем свыше 1 тыс. ее членов. В то же время дведругие экстремистские группировки – «Джихад» и «Аль-Каи-да» аналогичногорешения пока не приняли.
Стабилизациивнутриполитической обстановки способствует и курс египетского руководства на«дозированную» демократизацию общества, обеспечивающий пропрезидентскимполитическим силам доминирующую роль в сочетании с элементами либерализации.Успешное проведение такого рода линии во многом зависит от способности режимаконтролировать выборы в органы законодательной власти. После того, как в 1987г. блок умеренных исламистских организаций (Ассоциация «Братьев-мусульман»,Социалистическая партия труда и Либерально-социалистическая партия) получил 60мест в Народном собрании, став там наиболее крупной оппозиционной группой,парламент в октябре 1990 г. был досрочно распущен и принят новый закон овыборах31. В соответствии с ним было снят «порог» в 8% голосовизбирателей, необходимых для получения какой-либо партией мест в Народномсобрании, с одновременной отменой ограничений на выдвижение «независимых»кандидатов32. При этом было сохранено положение об организации ипроведении выборов «под наблюдением» Министерства внутренних дел. В результатена состоявшихся в ноябре-декабре 1990 г. выборах проправительственнаяНационально-демократическая партия (НДП), председателем которой являетсяХ.Мубарак, получила 348 мест, Национально-прогрессивная (левая) партия сталаединственной оппозиционной организацией, проведшей своих кандидатов в Народноесобрание (на восемь мест), а 83 мандата досталось «независимым», в своембольшинстве лояльно настроенным по отношению к режиму33. Наследующих выборах в ноябре-декабре 1995 г. НДП получила 417 мандатов из 454.Этой партии принадлежит подавляющее большинство и в Консультативном совете, гдеее представители имеют 84 голоса из 90.
Подобнаясистема позволяет «правящему классу» сохранять за собой всю полноту какзаконодательной, так и исполнительной власти и при этом не допускать«перегрева» внутриполитической ситуации, предоставляя легальной оппозициитрибуну для публичного выражения своей точки зрения и (что не менее важно), создаваяу нее иллюзию возможности прихода к власти законным путем.
Наиболеесерьезной проблемой, с которой сталкивается и будет сталкиваться Египет вобозримом будущем, остается численность населения. За последние 100 лет онавозросла с 6,5 млн. до 60 млн. человек34, т.е. в 10 раз35.Как и в прошлом столетии 98% египтян проживает в дельте и долине Нила, площадькоторых составляет 4% территории страны36. При этом перспективаснижения темпов роста населения не просматривается в силу как существующихтрадиций, так и влияния религии (против ограничения рождаемости выступают нетолько исламские неправительственные организации, но и «Аль-Азхар»). Выход,следовательно, состоит в превышении темпов роста производства над увеличениемчисленности населения. В настоящее время эта проблема решена, но и в будущемЕгипту предстоит поддерживать рост ВВП на уровне, как минимум в 3 разапревышающем прирост населения, т.е. 4,5% в год37. Кроме того, увеличениечисла жителей неизбежно вызовет дальнейший рост ввоза продовольствия, накоторое в 1998 г. приходилось уже 22% импорта и на его закупку было затрачено 4млрд. долл. Это превысило все доходы от экспорта, объем которого составил лишь3 млрд. долл. Далее, скученность населения, влекущая за собою концентрациюпромышленных предприятий, создает серьезные экологические проблемы. В настоящеевремя Каир, число жителей которого достигло 15 млн. человек, – один из наиболеезагрязненных городов мира.
Нормальноефункционирование египетской экономики во многом зависит и будет зависеть отпритока валюты из-за рубежа. Главный ее источник – денежные переводы работающихза границей египтян (3,3 млрд. долл. в 1998 г.), туризм (2,9 млрд. долл.),доходы от Суэцкого канала (1,7 млрд. долл.). Кроме того, Египет получаетиностранную финансовую помощь порядка 2,5-3 млрд. долл. ежегодно38.Что касается поступлений от экспорта, то основная их часть – около 50% –приходится на продажу нефти39. На стабильность валютных поступленийоказывают воздействие различного рода политические и экономические факторы.Так, осуществление боевиками «Аль-Гамаа аль-исламийя» в ноябре 1997 г. терактав Луксоре, в результате которого были убиты 58 иностранных туристов, повлеклоза собой падение доходов от туризма на 600 млн. долл. В связи со снижением ценна нефть египетскому правительству придется в 1999 г. пойти на некотороесокращение бюджетных расходов (так по крайней мере намечалось), чтобы сохранитьдефицит бюджета на уровне 1% ВВП.
Сучетом всего этого нельзя исключать возможность ухудшения в будущемэкономической ситуации в Египте вследствие продолжающегося осложнениядемографической ситуации, сокращения валютных поступлений или просчетов вполитике руководства либо под воздействием всех этих факторов вместе взятых.Неизбежное в подобном случае обострение социальных проблем, скорее всего,повлечет за собой активизацию фундаменталистских движений, способных (в отличиеот легальных оппозиционных партий)заручиться достаточно широкой поддержкой, особенносо стороны малоимущих слоев, по которым в первую очередь и ударит экономическийкризис. В случае дальнейшего нарастания негативных явлений в экономике исползания страны к хаосу приход исламистов к власти вполне может статьреальностью. При этом им вряд ли удается решить экономические и социальныепроблемы Египта. Напротив, стремление мусульманских «возрожденцев» претворить вжизнь свои утопические идеи, скорее всего, приведет лишь к дальнейшемуобострению этих проблем. Вместе с тем, Египет почти неизбежно станет эпицентромагрессивного исламизма, что повлечет за собой непредсказуемые последствия дляарабского мира и Среднего Востока, а также мусульманских республик СНГ.
Темне менее, развитие событий по подобному «катастрофическому сценарию» не являетсянеизбежным. Египетское руководство отдает себе отчет в характере тех«стратегических вызовов», с которыми сталкивается страна, и уже осуществляет вэтой связи соответствующие мероприятия долгосрочного характера.
Демографическуюпроблему предполагается решить путем начавшейся в 1996 г. реализации двухграндиозных проектов – освоения земель в Новой долине и на Синае. Первым из нихпредусматривается орошение сначала 1 млн. федд., а в последующем 7 млн. федд. вЗападной пустыне40. Таким образом, площадь обрабатываемых земель,составляющая сейчас 7,2 млн. федд., удвоится41. Проект расчитан на20 лет, его стоимость оценивается в 30 млрд. долл., 20% из которых должновыделить государство, а 80% – частные инвесторы42. Водупредполагается перебросить из Асуанского водохранилища, для этого будетпостроен канал протяженностью в 500 км. Запланировано создание и новогокрупного водохранилища емкостью в 120млрд.куб.м (Асуанское водохранилище – 140 млрд.куб. м воды)43. Что касается второго проекта, то им предусматриваетсяорошение 450 тыс. федд., для чего на Синайский полуостров через четыре тоннеляпод Суэцким каналом будет направлена нильская вода44.
Валютныепоступления предполагается увеличить за счет экспорта газа, запасы которогопревышают 100 млрд. куб. м. Уже в этом году планируется начать его поставки вИорданию, Израиль и в Палестинскую автономию45.
Другимперспективным направлением считается экспорт электроэнергии. Разработаныпроекты объединения энергосистем Египта, Иордании, Сирии и Турции (стоимость348 млн. долл.), а также Египта, Ливии, Алжира и Марокко с выходом черезГибралтарский пролив на Испанию46. Кроме того, намечено объединениеэлектросетей Египта и Конго, что позволит начать переброску энергии,вырабатываемой плотиной Инга47.Египтяне рассчитывают, что к 2017 г.энергетический экспорт достигнет 40 млрд. кВт•час.
Параллельнопринимаются энергичные меры к наращиванию вывоза товаров. Поставлена задачаобеспечить прирост экспорта ежегодно на 20% при таком же уменьшении импорта.Государство будет в этой связи оказывать поддержку товаропроизводителям иэкспортерам, в том числе путем предоставления различного рода льгот.
Чтобысохранить и в будущем стабильный экономический рост, должное внимание уделяетсяинвестициям, на что расходуется около 20% госбюджета48. В 1998 г. вдополнение к имеющимся 24 тыс. промышленных предприятий была введена в стройеще 1 тыс., а 2 тыс. строились49. Объемы капиталовложенийпредполагается существенно увеличить, прежде всего за счет привлечения средствиз-за рубежа. Особые надежды возлагают в Каире на инвестиции арабскихгосударств Персидского залива и других регионов, объем которых составляет внастоящее время всего 1,2 млрд. долл.50 На решение этой задачинацелена в настоящее время, в том числе, и египетская дипломатия. Притокусредств должно способствовать и уже введенное освобождение от налогов на 20 леткапиталовложений в Новую долину и ряд оазисов, на 10 лет – в мелиорацию иземледелие и на 5 лет – в индустриальные проекты51.
Сохранениевысоких темпов экономического развития обеспечит дальнейшее увеличениечисленности среднего класса и, следовательно, изменение конфигурациистратификационной структуры общества от пирамидальной к ромбовидной. Это, всвою очередь, должно повлечь за собой возникновение более благоприятной средыдля распространения соответствующих современным реалиям идеологическихвоззрений и сужение сферы воздействия идей религиозного возрожденчества.Потенциал исламистских концепций, правда, вряд ли будет быстро исчерпан, номожно ожидать, что фундаменталистская идеология будет в нарастающей степенивытесняться идеологией реформаторской, ориентирующей мусульманскую религию насодействие модернизации. Возможности для этого заложены в самом исламе,который, по мнению, в частности, такого известного ориенталиста, какМ.Робинсон, реалистичен в своей основе и способен поощрять экономическуюинициативу52.Одновременно будет, видимо, расти популярностьсекуляристских воззрений, в соответствии с которыми богу должно быть отданобогово, а кесарево оставлено раису.
Естественно,происходящие процессы повлекут за собой требования дальнейшей политическойлиберализации, повышения роли легальных оппозиционных партий, отхода отнынешней системы «дозированной демократии». Насколько гладко будет проходитьэтот процесс, во многом будет зависеть от способности египетского «правящегокласса» осознать его неизбежность. В то же время дальнейшая демократизациябудет в конечном счете отвечать и интересам самого режима, который по мерепродвижения по пути реформ и снижения степени государственного вмешательства вэкономику будет все больше терять способность утверждать свою легитимность вглазах населения через патронирование системы распределения, что поставит наповестку дня вопрос об изменении «общественного договора» через ассоциированиереформ с демократизацией и подмену экономических обязательств государстваобязательствами политическими.
Такогорода сценарий развития Египта представляется более вероятным, чем«катастрофический вариант», что позволяет с достаточным оптимизмом смотреть набудущее этой страны.
экономика политика египет мубарак
Списокисточников и литературы
1. IV всесоюзнаяконференция африканистов Африка в 80-е годы: итоги и перспективы развития(Москва, 3-5 октября 1984 гг.). Тезисы докладов и научных сообщений. Вып. IV,ч. I. M., 1984, с. 12.
2. The Middle Eastand N/>orth Africa.1977-1978.L., 1977, с. 311.
3. Рамадан А.А.Мысрфи аср Ас-Садат, с. 144.
4. A Land ofOpportunity. Cairo, б.г.,с.З.
5. A New BusinessEnvironment for a Great Country; Независимаягазета.19.03.1999.
6. Ближний Восток и современность. Вып. 6. М., 1999, с.25-26.
7. The Middle Eastand North Africa. 1977-1978, с. 297;
8. Независимаягазета. 19.03.1999.
9. Независимая газета. 19.03.1999.
10. Ближний Восток и современность. Вып. 6, с. 25-26.
11. Азия и Африка сегодня. 1997,№ 10, с. 11.
12. Независимая газета. 02.09.1997.
13. Старостин Б.С.Освободившиеся страны. Общество и личность. М., 1984, с.173.