Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Управление образования городскогоокруга Рефтинский
Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетнымосуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей
Педагогический проект
Тема: Педагогическое сопровождениемузыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
 
Рефтинский 2010 г.

Содержание
 
Введение
I. Теоретическая часть
1. Музыкальноевоспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современныхконцепций детства
2. Музыкальность имузыкальные способности
3. Становлениямузыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
II. Практическая часть
1. Выявлениемузыкально одаренных детей
2. Педагогическиеусловия воспитания музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография

Введение
Актуальность исследования. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детейявляется важнейшим условием формирования творческого потенциала общества,развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Всвязи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научныхметодов их диагностики и программ развития все больше привлекают вниманиеисследователей теоретиков и практиков.
В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена внашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не толькотеоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы,связанные с образованием и воспитанием одарённых детей.
Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве, начиналосьв лаборатории развития способностей научно-исследовательского институтадошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучениемузыкальной одарённости (руководитель темы — К.В. Тарасова). В детском саду №2036 г. Москвы была открыта специальная группа одарённых детей, среди которыхбыли и музыкально одарённые. В фокусе внимания исследователей оказался процесс становлениясистемы музыкальности, составляющих ее музыкальных способностей, индивидуальныеи возрастные особенности их развития у дошкольников с выраженными задаткамиодаренности, в том числе музыкальной. Эта работа привлекла внимание, т.к. нашдетский сад реализует программу «Развитие» Л, А, Венгера, в которой особоевнимание уделяется работе с одаренными детьми.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает,что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительнойработе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализациисвоего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольныхномеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическаядеятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не какдополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы смузыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкальногоруководителя детского сада.
На территории п. Рефтинский в 2010году стартовала муниципальная комплексная целевая программа «Поддержкаталантливых детей» на 2010-2012 годы. Целью, которой является — выявление иподдержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитиеоптимальной образовательной среды, способствующей самоопределению,самореализации личности. Авторы программы акцентируют внимание педагогическогосообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже вдетском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, ихпоиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельностиобразовательного учреждения. В рамках этой программы в течение учебного года реализуютсяразличные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольноговозраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитиюличностного потенциала способных и одаренных детей. Таким образом, детскиесады получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную ихподготовку.
Музыкальный руководитель детскогосада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается передрядом проблем:
· Выбор методавыявления детей с выраженной музыкальностью;
· Подбор методов иприёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализациитворческого потенциала таковых детей;
· Актуализацияпроблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса –родителями и педагогами образовательного учреждения.
Объект проектирования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детейстаршего дошкольного возраста.
Предмет проектирования — психолого-педагогические условия развитиятворческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольноговозраста.
Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциаламузыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изученияфеномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкальноодаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми свыраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями ипедагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренныхдошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческогопотенциала.
Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:
— Работа с детьми,
— Работа с педагогами и родителями.
Участниками проекта являются воспитанники детского сада №50«Колобок», педагоги и родители. Настоящий проект рассчитан на 5 лет следующегомежаттестационного периода с 2010 по 2015 г.г., ниже в таблице приведены этапыего реализации.
Этапы реализации проекта Задачи Сроки Подготовительный
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Разработать проект детского объединения «Жемчужинки» 2010 г. Диагностический
1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
2. Выявить детей с выраженной музыкальностью 2010 г. Практический
1. Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми
2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми 2011 — 2014 г.г. Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников. 2015 г.
В течение реализации проекта промежуточные результаты,достижения воспитанников будут отражаться в ежемесячном выпуске газеты«Колобок». Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижениявоспитанников будут представлены в местной газете «Тевиком», а так же на сайтеУправления образования п. Рефтинский. Итоговые результаты реализации проекта,обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.
 

I. Теоретическая часть
 
1.1.Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контекстесовременных концепций детства
Что мы знаем о детстве?
В силу широкой распространенности данного понятия каждый изнас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и егозначение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точкизрения пониманием детства скрывается неопознанность и необъяснимость этогофеномена. Как справедливо отмечает Я.Корчак: «Мы детей не знаем… Мы не умеемобъяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: содной стороны, жизнеспособность клеток, с другой — уязвимость. С одной стороны,возбудимость, выносливость, сила; с другой — хрупкость, неуравновешенность,утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом«неутомимым» или хронически усталым» (20)
Наука предпринимает многочисленные попытки изучить иобъяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической ипедагогической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этихнаук имеет свой уникальный багаж знания о детстве, который в перспективеобязательно будет обобщен и позволит приблизиться к пониманию данного феноменав развитии человечества.
А знаете ли вы, что детство как самостоятельное понятиеобосновалось только к началу XVIII в.? Предшествующий ему XVII в. понималдетство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под котороймыслилась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший кобучению, закономерно считался взрослым.
В истории существовали разные типы отношения взрослых кдетству: первобытный инфантицид; восприятие детей как материал, пригодный длялюбых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильноорганизованного воспитания в эпоху Просвещения; социализация ребенка — из«верхов» и «низов» общества XIX в.; помощь и поддержка детства при сохранениииндивидуальности ребенка во второй половине — конце XX в.
Почему так важно знать современные концепции самоценностидетства и какова их роль в решении задач музыкального воспитания и развитияребенка-дошкольника?
Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т. е.понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важнейшая задача дляпедагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стильпрофессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачивоспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания иразвития, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.
Анализ авторских концепций детства поможет:
· определиться в понимании феномена детства и егосамоценности, т.е. ответить на вопрос: ради чего каждому человеку даетсядетство?
· выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и всоответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогическойдеятельности, т.е. ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизниребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительнымрезультатом профессиональной деятельности, и каким образом его достичь?
· обозначить приоритетность задач музыкального воспитания иразвития ребенка, т. е. получить ответы на вопросы: в чем заключается смыслобщения ребенка с музыкой, каковы результаты этого общения и в чем они будутвыражаться?
Постараемся рассмотреть существующие сегодня впсихолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальныеавторские концепции, рождение которых произошло в недавно завершившемся XX в.Необходимо отметить, что таких концепций несколько.
Приведем их тезисное изложение.
Концепция Д. Б. Эльконина рассматривает природу детства вконтексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие,закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детствов качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека,ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностьючеловеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовныхпотребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладенииребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способамичеловеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и вовзаимосвязи с ними.
Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б.Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этогоприсвоения осуществляется развитие человека.
Концепция Д. И. Фельдштейна рассматривает детство как особоеявление социального мира, которое ученый определяет функционально,содержательно и сущностно.
Функционально: детство — объективно необходимое состояние вдинамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающегопоколения к воспроизводству будущего общества.
Содержательно: детство — это процесс постоянного физическогороста, накопления психических новообразований, освоения социальногопространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в немсебя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихсяи усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
Сущностно: детство представляет собой особое состояниесоциального развития, когда биологические закономерности, связанные свозрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют своедействие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющемудействию социального.
Блестящее отражение данная концепция находит в концепции III.А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость,как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит,что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоженеповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всехвозможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это заизюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, иесли помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, торебенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хотьмалюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником,помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которыесотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будетблагодарно им.
Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность.Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целоепоколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нуженчеловеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другогочеловека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужногочеловека. Вот он и рождается со своей миссией» (5).
В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческогодетства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именнодетство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбуотдельного индивида. Следуя утверждению В. И. Вернадского, определяющегодетство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как«макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В. Т. Кудрявцева, заключается вразвивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры.Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, —культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающийи обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатомих решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Идею понимания детства ради становления детской субкультурыразделяют и разрабатывают исследователи В. В. Абраменкова, М. С. Каган, Р. М.Чумичева и другие. Рассматривая природу культуры детства, М. С. Каганопределяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них — сама субкультурадетства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка.Второй — проявление детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельностиребенка. В связи с этим детская субкультура в широком смысле — это все, чтосоздано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — этосмысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и формобщения, осуществляемых в детских сообществах в той или инойконкретно-исторической социальной ситуации развития.
Содержанием детской субкультуры, по мнению В. В.Абраменковой,становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия имифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество,эстетические представления детей.
Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболееостро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р. М. Чумичева)функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируютвзрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний,воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.
В концепции новой психологии детства А. Б. Орлова мир детстваи мир взрослости это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. ЕщеЯ. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаковозрелые минуты моей и его жизни...» (20).
Мир детства, по мнению А. Б. Орлова, обладает своимсобственным содержанием, представляющим несомненную ценность для миравзрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью(сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор,это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.
Концепция развития субъективности человека, выдвинутая В. И.Слободчиковым и Е. И. Исаевым, позволяет определить самоценность детства,заключающуюся в:
· становлении человеческого тела в единстве его сенсорных,двигательных, коммуникативных функциональных органов;
· развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций,воли и способностей;
· оформлении личностного способа бытия, свободного иответственного отношения к себе и другим людям.
Ряд авторов, разделяя данный подход (Н. Н. Авдеева, М. В.Корепанова, Е. О. Смирнова и др.), рассматривают самоценность детства вконтексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определяетсякак период сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен встановлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений,прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этоммире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способстроить отношения с миром и предъявляет себя в нем.
В концепции Я. Корчака детство — это долгие, важные годы вжизни человека. У автора мы найдем образные определения понятия детства,например: «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудностии помехи своей жизни. Ребенок строит себя — его все больше ибольше; глубже врастает в жизнь» (20).
«Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишьчасть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или толькоперечеркнуть и вложить свое содержание.
Ребенок и беспредельность.
Ребенок и вечность.
Ребенок — пылинка в пространстве.
Ребенок — момент во времени...» (20).
«Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера.Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанныйи шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе,что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях.
В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, онесть, только пока еще рассеянный, как бы туман эротических предчувствий.
В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработаноторможение.
В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостаетлишь опыта.
Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок —взрослым.
Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатываетденьги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться» (20).
Концепция В.В.Зеньковского, опубликованная в 1924 г., исегодня выглядит современно и привлекательно. «Основная наша ошибка в отношениидетей, — пишет автор, — заключается в том, что мы считаем детскую душурешительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеютместо те же психические движения, что и у нас, только еще неразвитые, слабые.Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняястадия в ее развитии» (17). Такой подход ученый определяет как биологический впонимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи.В.В.Зеньковский утверждает, что «… мы не потому играем, что мы дети, но длятого и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этойформуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямоеобщение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности.Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачидетства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействиепутем введения в игру работы фантазии» (17). Основная функция фантазии,воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка всоответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В.В.Зеньковским. Вникнем в этот закон: «Всякое чувство ищет своего выражении, какв телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимнонезаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собойослабление чувства вообще. (17) Под психическим же выражением чувства следуетразуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживаниючувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержаниечувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаряобразам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психическоговыражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного»психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными инезакрепленными — как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакогоследа». Отсюда вполне очевиден вывод о том, что психическим корнем игры детейстановится эмоциональная сфера, а сама игра служит целям телесного ипсихического выражения чувства. Итак, данная авторская концепция детствапозволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас данодетство? Ради фантазии, а работа фантазии — ради игры, а игра — ради выражениянашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство — радидуши, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческогосуществования.Понимание самоценности детства в авторских концепциях Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста 1. Детство как период присвоения богатств родовой культуры (Д. Б. Эльконин
По Н.А.Ветлугиной:
воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;
знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;
содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;
развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности
По О. П. Радыновой:
развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;
формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной культуры
По Ю.Б.Алиеву:
формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;
приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования; развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенка
По А. Н. Зиминой:
развитие музыкальности ребенка;
обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
развитие художественно-творческих способностей 2. Детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром (Д. И. Фельдштейн, Ш. А. Амонашвили).
По Юн-Руар Бьеркволли:
становление человека с музой в душе;
осознание собственной личности и овладение искусством жизни через музыку;
становление опыта общения через овладение языком музыки с раннего детства и его дальнейшее совершенствование;
достижение биокультурной и экологической целостности, в которой счастливо живет человек в процессе музыкальной деятельности, особенно пения; создание ощущения сопричастности с окружающим миром через музыкальные произведения, особенно спонтанные песни, подводящие ребенка к более естественному и простому познанию окружающей действительности 3. Детство как период культуроосвоения и культуросозидания, результатом которого будет явление детской субкультуры (Т. В. Кудрявцев, А. Б. Орлов и др.) 4. Детство ради выражения, осознания и закрепления чувства (В. В. Зеньковский)
По Н. А. Бергер:
накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов деятельности; эстетическое воспитание личности ребенка
По А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской:
становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо:
помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т.е. научить его общаться с искусством;
помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности
По Р. М. Чумичевой, А. В. Шумаковой:
развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры старших дошкольников. Для этого нужно:
раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их выражения в музыке; воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры;
учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное содержание; развивать у детей музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;
развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки;
познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в музыке

1.2 Музыкальность и музыкальные способности
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано санализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, ккоторым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишьблагодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общихспособностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономернопроисходить в контексте изучения и развития общих познавательных ипсихомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так ив любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем болеезакономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей отрождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.
Что же такое способности и кого называют способным?Традиционно способности рассматриваются психологической наукой какиндивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одногочеловека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения имкакой-либо деятельности. При этом базисом способностей являютсяанатомо-физиологические задатки человека.
Автор современной концепции способностей человека В. Д.Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующихотдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности,проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализациидеятельности (39). Показателями проявления способностей являютсяпроизводительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности.
Ученому удалось выделить общие познавательные и психомоторныеспособности личности и критерии продуктивности психических процессов,определяющие их (см. табл. 1).
На этих способностях базируются все виды деятельности, таккак человек наделен ими от природы. У конкретного человека, отмечает Шадриков,каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии скритериями, по которым можно определить особенности развития той или инойспособности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяютему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретнойдеятельности, можно назвать способным.
Привлекательной выглядит и структура способностей,предложенная Шадриковым, которая включает в себя функциональный и операционныйкомпоненты, формирующиеся в течение жизни человека в процессе общения идеятельности.
Функциональный компонент способностей более стабилен, он вопределенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонентспособностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характерадеятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Такимобразом, специальные способности — это варианты проявления общих способностей,их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так,например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такиеобщие познавательные способности, как восприятие, память, представление,воображение, мышление и психомоторные способности.
Таблица 1. Критерии развития общих познавательных ипсихомоторных способностей человекаОбщие способности Критерии продуктивности
Познавательные: ощущение (сенсорные процессы); восприятие (перцептивные процессы); память (мнемонические способности); представление;
воображение (имажинитивные процессы); мышление (мыслительные процессы);
внимание (аттенционные процессы)
скорость возникновения и различения ощущений; дифференцированность (тонкость) ощущений и точность; устойчивость уровня чувствительности; объем, точность, полнота, быстрота, эмоциональная окрашенность восприятия;
объем, точность запоминания и воспроизведения, прочность и скорость запоминания;
яркость-точность представлений, соответствие образа воспринимаемому ранее объекту, полнота образа, детальность представленной в образе информации; новизна, оригинальность и осмысленность; широта оперирования образами;
гибкость мыслительных процессов, темп, скорость протекания, самостоятельность, экономичность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли, критичность; сосредоточенность, объем, распределение, переключение, устойчивость, оперативная подвижность внимания Психомоторные Скорость реакции и движений, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Подмузыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый длязанятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякойдругой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальныхспособностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.
Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека кмузыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основнымпризнаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемымузыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость намузыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнениюученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированноговосприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно,т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлениюмелодии) и чувство ритма. Итак, Теплов выявляет три основные музыкальныеспособности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различатьладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способностьпроизвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотноедвижение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно(двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительностьмузыкального ритма и точно воспроизводить его .(37)
Однако музыкальность не исчерпывается выделенными Б. М.Тепловым способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление,исполнительские, творческие способности и др.
К общим музыкальным способностям современные исследователи(К. В. Тарасова) относят:
· эмоциональную отзывчивость на музыку;
· познавательные музыкальные способности — сенсорные(мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкальногослуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве егорепродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) имузыкальную память.
Педагогу дошкольного образования важно понять, чтомузыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживатьмузыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их каксредствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другойхудожественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Наразвитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественнаядеятельность.
Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником,отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя егопознавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитиеадекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общихспособностей ребенка, а значит, и музыкальных.

1.3 Становления музыкальности на разных возрастных этапахдошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б.М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденныхиндивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания иобучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В.Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главнымобразом системой обучающих воздействий» (35). Об этом же говорит А. Л.Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваютсяи тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. Пристечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных,способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможностинереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленностьличности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал иразвивают его (11). Это принципиально важная позиция для тех, кто работает смаленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.
Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, ещедо двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
· проявление музыкальной впечатлительности малыша;
· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку),проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активныхдвижениях под нее;
· потребность в музыкальных впечатлениях;
· проявления музыкальной активности: наличие музыкальныхпредпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка(пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху,сочинительство и импровизация музыки).
Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признакранней детской музыкальности.
На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальноевосприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечьиз нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок ужеготов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнеемузыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.
Привлекает детей данного возраста и исполнительство каквозможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивныйпериод для развития общих и специальных музыкальных способностей.
К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальныевпечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесахрегистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм,сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно идр.). Активно развивается музыкальная деятельность.
В связи с заметным скачком в развитии познавательныхпсихических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенокпятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности.Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этихрешений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходитстановление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готовк довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характерамузыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче вразных видах художественной деятельности. Укрепляются специальныеисполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.
Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуетсясамостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуетсямузыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носитьцеленаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детскойисполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передатьмузыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастаетпознавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкальногопроизведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальноеповествование, возможность использования музыкального произведения всамопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексеобщие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности,ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренностидошкольника.

II. Практическая часть
2.1 Выявление музыкально одаренныхдетей
Среди многообразных человеческих дарований музыкальныеспособности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и вотношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкойпризнавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальнойпсихологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела своитрадиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей ролимузыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов вмузыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецелозависело от наличия или отсутствия этих качеств.
Однако музыкальные способности у всех детей выявляютсяпо-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляютсядостаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует омузыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваютсятруднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховыепредставления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя,или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте- У большинствадошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствиераннего проявления способностей не является показателем слабости или тем болееотсутствия способностей (Б.М. Теплов).
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок(особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностейнаблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатыемузыкальные впечатления1.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны.Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могутпроявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркостьэмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудностьвоспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховымипредставлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию,эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная Связь эмоций, слуха и чувстваритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувствосвязано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, воснове музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональнойвыразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает вразвитии, это может послужить причиной вялого развития других, так какмузыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремяустранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы(Б.М. Теплов).
Признавая динамичность, развиваемость музыкальныхспособностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и наосновании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужныпостоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяетсудить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственнокорректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, какправило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программныминавыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важноконтролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередьмузыкальных способностей детей.
Навыки и умения иногда выступают показателями развития тойили иной способности, например овладение чистотой интонирования в пенииявляется показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Ноэта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальныхинструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но можетподобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у негомузыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствиискоординированности слуха и голоса.
Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателямиразвитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так,способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не можетбыть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которыепозволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритматакже не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками иумениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительностьдвижений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах можетбыть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувстваритма), только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится попоказу или с применением цветовых и других обозначений.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какиеспособности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практикемузыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трехосновных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховыхпредставлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) внаибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этойструктуры музыкальности важно определить показатели развитости каждоймузыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в своейпедагогической практике использовала технологию педагогического наблюдения.Составляя программу педагогического наблюдения (Приложение № 1) выделила в нейследующие этапы.
1. Определение объекта педагогического наблюдения;
2. Постановка цели;
3. Определение предмета – единицы наблюдения.
4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения.
5. Проведение процедуры наблюдения
6. Анализ полученных результатов
Педагогическое наблюдение проводилось на базе детского сада №50 «Колобок» в марте-мае 2010 года среди детей старшей и подготовительнойгрупп, а так же сентябре 2010 года в подготовительной группе. Ниже приведенырезультаты педагогического наблюдения.
1. Объектпедагогического наблюдения – музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения — выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предметнаблюдения (единицы наблюдения):
· Выраженноестремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интереск музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желаниепеть, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольнойигре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества
· Доминирующиехарактеристики учебной и игровой деятельности:
1. инициативность–безынициативность;
2. креативность,эвристичность – репродуктивность;
3. образность,эмоциональность – рациональность, понятийность;
4. спонтанность — аккуратизм;
5. воля, упорство-мягкотелость, нерешительность
· Характеробщения и поведения на музыкальных занятиях
1. заинтересованность
2. инициативность
3. активность
4. творческость
· Уровень развитиятворческих способностей (показатели психологической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
· Уровеньразвития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
Результаты педагогического наблюдения выражены в диаграммах№1,2,3
Высокий
Средний
Низкий  
Диаграмма №1   />
Среди детей старшей группы №6 выявлено 9 человек созначительно выраженной музыкальностью, что составило 45% от числа всех детей.

/>/> /> /> /> /> />
Высокий
Средний
Низкий   /> />
Диаграмма №2  

Среди детей старшей группы №9 выявлено 6 человек созначительно выраженной музыкальностью, что составило 30% от числа всех детей.
Высокий
Средний
Низкий  
Диаграмма №3   />
Среди детей подготовительной группы №9 выявлено 9 человек сзначительно выраженной музыкальностью, что составило 38% от числа всех детей.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведеныиндивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитаниядетей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так жемы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различныхконкурсах и программах. С детьми организована кружковая работа в детскомобъединении «Жемчужинки».
 

2.2 Педагогические условия воспитания музыкально одаренныхдетей старшего дошкольного возраста
 
Методологической основой организации процесса музыкальноговоспитания в дошкольном образовательном учреждения являются теоретические трудыисследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б, М,Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н.Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики –проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так жеявляются теоретической основой для организации педагогического сопровождениямузыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними.
Технологическим условием педагогического сопровождениямузыкально одаренных детей является организация дифференцированного подхода впроцессе музыкального воспитания дошкольников.
Прежде чем представить особенности индивидуальной работы содаренными детьми важно отметить, что основным содержанием музыкальноговоспитания таковых детей является реализуемая в нашем детском саду авторскаяпрограмма И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой «Ладушки».(19) Эта программаподразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубленияв какой-либо раздел. Основной задачей программы является введение ребенка вмир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи программы:
1. Подготовить детейк восприятию музыкальных образов и представлений
2. Заложить основыгармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства ритма икрасоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
3. Приобщить детей крусской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детейк освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельностиадекватно детским возможностям.
5. Развиватькоммуникативные способности (общение детей друг с другом творческоеиспользование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
6. Познакомить детейс многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Методические принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является созданиенепринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможностьосвоиться, захотеть принять участие в занятии
2. Второй принцип – целостный подход в решениипедагогических задач:
· Обогащение детеймузыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
· Претворениеполученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
· Приобщение кнародной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучиваниенародных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматриваетусложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала сприродным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитанияявляется принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой,радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Такимобразом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу.Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки.Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошемунастроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:
· Музыкальноезанятие
· Развлечения
· Вечера досуга
· Самостоятельнаяигровая деятельность
Музыкальное занятие проводится в подгруппе по следующейструктуре:
1. Музыкально-ритмическоедвижение;
2. Развитие чувстваритма, музицирование;
3. Пальчиковаягимнастика;
4. Слушание музыки;
5. Распевание,пение;
6. Пляски, игры,хороводы;
Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников ибез специально организованных процедур диагностики может различать группувоспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей большелюбит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детейэто лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иныхспособностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутитьрадость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Учитывая выше сказанное, без специально организованныхпроцедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не можетобойтись. В непрограмированном наблюдении за детьми не избежать субъективныхоценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки испособности. Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решатьследующие задачи педагогической практики:
· Осуществлятьдифференцированный подход в воспитании и развитии детей. Выявить детей сскрытой одаренностью.
· Оцениватьэффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания.Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним изважнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Для выявления музыкально одаренных детей в своейпедагогической практике использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдениеведется по разработанной программе. Результаты наблюдения – наличие илиотсутствие того или иного параметра, фиксируются в протоколе. На основеполученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальностиребенка.
Как уже отмечалось в теоретической части настоящего проекта,музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей ипедагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденносправляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильнуюстратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороныдать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю ктворческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другимдетям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать,нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такиедети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же ихтворческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольныхномеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненногомузыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложностьисполнения может быть неравной.
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли квыводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимсявозможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации.Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповыхзанятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко онииспытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-тоеще кроме программного содержания.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мыорганизовали кружковую работу. Реализация педагогического проекта детскогообъединения «Жемчужены» (Приложение №2) ведется по двум направлениям
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах наместном, муниципальном и областном уровнях;
– подготовка сольных номеров для концертных программ идосуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику,проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательнодолжен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбираетсяон с учетом возможностей и предпочтений детей.
Большой мотивационной силой является новизна -музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов ипрочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должносводиться к простому разучиванию и репетициям.
Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлятьместо импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешьдисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссальноголичностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальныйруководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативныммышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь толькопри таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревогии даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу иэнергию их личности.
Материально-технические условия организации педагогическогосопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условийорганизации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К нимотносится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекаетвоспитательный процесс.
Развивающая предметная среда – это система условий,обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Среда развития ребенка – это комплексматериально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических,психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей ивзрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные(витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни издоровья.
Представим предметно развивающую среду, созданную в нашемдетском саду согласно позициямВ.А. Петровского. «Непременным условиемпостроения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являетсяопора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми» (26).В.А.Петровский определяет следующие принципы построения развивающей среды вдошкольных учреждениях:
— дистанция, позиции при взаимодействии — ориентация наорганизацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
— активность — реализация возможности проявления активности иее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметногоокружения;
— стабильность-динамичность среды — направленность условий наизменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями,меняющимися возможностями детей;
— ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование,реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности,позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности,не мешая друг другу;
— эмоциогенность среды — индивидуальная комфортность иэмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
— эстетическая организация среды — сочетание привычных инеординарных элементов;
— тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности средык изменению, корректировке, развитию;
— учет половых и возрастных различий как возможности длядевочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми вобществе эталонами мужественности и женственности.
Всем известно, что мир предметов окружающий ребенка можетиметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже стены могутвоспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию. Светлый просторный,эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм искусства, музыки,который может вдохновлять к творчеству. Цвет его стен и штор гармоничносочетаются. Текстильный декор меняется в зависимости от сезона, так в летнийпериод зал оформляется радужными шторами, в межсезонье зелено-желтыми тонами, ав зимний период зал оформлен в голубо-синих тонах. Музыкальный зал оснащендетской мебелью — стулья и столы разной высоты, расписанные хохломскойросписью. Музыкальный руководитель и воспитатель общаясь с детьми, занимаетместо на специальном невысоком стуле, чтобы сохранить позицию глаза в глаза.
Традиционно основные декорации располагаются на центральнойстене. Большое значение имеет смена оформления соответственно календарному илитематическому празднику. В зале имеются две ширмы, одна раскладная, другая вформе цилиндра, их наличие позволяет реализовать принцип динамичности среды.Наличие мягкого ковра позволяет организовывать работу детей в малых группах, неиспользуя стульев, а так же беседовать, играть сидя в кругу, что создаёт болеераскрепощенную обстановку.
В нашем детском саду создан, функционирует и в 2007 году лицензированмузей «Русская изба», в котором собраны экспонаты представляющие быт русскойдеревни конца 19 и начала 20 века. Программа «Ладушки» предусматривает широкоеиспользование фольклорного материала, многие праздники развлечения в нашемдетском саду частично или полностью построены по сюжетам народных сказок или попраздникам народного календаря. Поэтому они проводятся или в помещении музеяили с использованием музейных экспонатов в качестве декораций и костюмов.
Для эффектности того или иного номера детей или взрослыхнеобходимо использовать хорошо подобранные и качественно исполненные костюмы. Запоследние несколько лет костюмерная детского сада значительно пополниласьновыми атрибутами и костюмами, как для детей, так и для взрослых.
В каждой группе созданы уголки понародному быту.Здесь и домашняя утварь и игрушки, и музыкальныеинструменты (деревянные ложки, трещотки, колотушки, свистульки), а такжепроизведения прикладного искусства (дымковские игрушки, Городецкая роспись,Жостовские подносы, Уралосибирская роспись) И всё это сделано совместно сродителями. Доступность этих материалов детям обеспечивает постоянный интерес уних к народному творчеству, возможность использовать инструменты в свободнойдеятельности. В этом уголке можно поиграть на деревянных палочках, ложках,маракасах, рассмотреть весёлую матрёшку и сходить в гости к дымковским игрушкам.
Методический кабинет музыкальных руководителей оснащендетскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маскиразличных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации ипортреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы.За несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски смузыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а также диски и кассеты с записями различной музыки, так или иначе используемой впроцессе музыкального воспитания детей. Методический кабинет музыкальныхруководителей оснащен персональным компьютером, в котором собраны исистематизированы материалы (рабочие программа, педагогические проекты,сценарии, материалы для информационных стендов, для консультаций педагогов иродителей и др.) в цифровом формате.
Одним из необходимых условий взаимодействия с одареннымидетьми является организация работы с их родителями или законнымипредставителями. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается последующим направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление реализуется черезанкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализполученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
—   Выявить интересы и предпочтенияродителей;
—   Выявить уровень их осведомленности втех или иных вопросах образования и воспитания детей;
—   Узнать семейный опыт, семейныетрадиции воспитания детей;
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы,тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительскиеклубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышениекомпетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитиюребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителямиреализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек.Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни,пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, атак же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условияхсемьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре ибыте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем неменее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащениев совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлениюотносятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы дляродителей, праздничные развлекательные программы, театрализованныепредставления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлениипредполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлениимузыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети поособенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили своистарания их родители.
Итак, родитель, непосредственноучаствующий в организации педагогического процесса, является незаменимымпартнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость ирадость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции.Выше сказанное будет справедливо и по отношению к одаренным детям. Более того,родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированыдля активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для такиродителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудностивоспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителямидетей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощидетям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшегообучения детей в системе дополнительного образования.

Заключение
 
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей являетсяважнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития наукии культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируяпсихолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том,что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поискапедагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной насегодняшний день.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает,что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительнойработе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализациисвоего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей свыраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
1. Разработать методвыявления детей с выраженной музыкальностью
2. Осуществлятьдифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
3. Разработатьпроект детского объединения «Жемчужинки»
4. Организоватькружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
5. Способствоватьобогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкальноговоспитания детей;
6. Организоватьработу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процессмузыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников ипартнеров.
В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:
1. Воспитанники детского сада с выявленными задаткамимузыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях,(праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детскомсаду, на муниципальном и областном уровнях.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностяхразвития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации иразвитию их творческого потенциала.
В течение реализации проекта промежуточные результаты,достижения воспитанников будут отражаться в ежемесячном выпуске газеты«Колобок». Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижениявоспитанников будут представлены в местной газете «Тевиком», а так же на сайтеУправления образования п. Рефтинский.
Для оценки эффективности реализации проекта необходимо напротяжении межатестационного периода вести мониторинг участия воспитанников вдетских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном, областном ифедеральном уровнях, а так же мониторинг развития музыкальных способностейвоспитанников. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенныйпедагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.

Библиография
1. «Детский сад исемья» /Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой.– М.: Просвещение, 1986.
2. «Одаренныйребенок» /под ред. О.М. Дьяченко — М; 1997 г.
3. «Основыдошкольной педагогики» /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.
4. «Психологияодаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М.Марюгина – М; 2000 г.
5. Амонашвили Ш.А.Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.
6. Белова Е.С.«Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» — М; 1998 г.
7. БогоявленскаяД.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» подредакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
8. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга дляучителя. – М.: Просвещение, 1991.
9. Гогоберидзе А.Г.,Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста:современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
10. Горшкова Е. Оформировании музыкально-двигательного творчества в танце //Дошкольноевоспитание, 1991, № 12.
11. Готсдинер А.Музыкальная психология. — М., 1993.
12. Давыдова М.А.Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительнаягруппы. – М.: ВАКО, 2006.
13. Дзержинская И.Л.Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
14. Доронова Т.Н.Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
15. Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.
16. Зверева О.Л.,Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений.– М.: Академия, 2000.
17. Зеньковский В.Психология детства. — Екатеринбург, 1995
18. Казакова Т.Г.Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание,1993, № 4.
19. Каплунова И.,Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста,Серия «Ладушки» — «Композитор», Санкт-Петербург, 1999 г.
20. Корчак Я. Каклюбить ребенка. — Калининград, 2002.
21. Лейтес Н.С.«Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
22. Малахова Л.Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс,2008.
23. Масару Ибука.После трех уже поздно: Пер. с англ. — М.: РУССЛИТ, 1991.
24. Метлов Н.А.Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985
25. Михайлова М.А.Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 1997.
26. Петровский В.А.,Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.//Дошкольное образование в России. — М., 1993.
27. Попова Л.В.«Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М.,1993.
28. Радынова О.П.Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
29. Радынова О.П.Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
30. Радынова О.П.Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера,2009.
31. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М,Академия, 2000.
32. Савенков А.И.«Детская одаренность: развитие средствами искусства» — М; 1999 г.
33. Савенков А.И.«Одаренные дети в детском саду и школе» — М; 2000 г.
34. Степанов С.С…«Психологический словарь для родителей», М., 1996.
35. Тарасова К.Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
36. Тарасова К.В., КузьминВ.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольноговозраста. – М., 1994.
37. Теплов Б. М.«Проблемы индивидуальных различий» — М, 1961,
38. Теплов Б.Психология музыкальных способностей. — М., 1961.
39. Теплов Б.М.Избранные труды в 2 т. – М., 1985. — Т. I
40. Шадриков В.Способности человека. — М., 1997.
41. Юдина Е., ЕгошинаВ. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.