Реферат по предмету "Психология"


Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспектыособенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровняразвития воображения
1.1 Изучение факторов,обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежнойпсихологии
1.2 Проблема детских страхов и ихвозрастная динамика
1.3 Воображение как фактор,обуславливающий развитие детских страхов
Глава 2 Изучение особенности страхову детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развитиявоображения
2.1 Методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Библиографический список

Введение
Психологическоездоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных,психологических и многих других факторов.
По мнениюавторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёноккак самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательнымвоздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальныеэкспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являютсятревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б.Ковалёва и другие).
Страх является наиболееопасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху,создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов удетей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблемастрахов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё вдетском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьерстраха в своём сознании.
А.И. Захаров впервые вотечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развитиядневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияниеразличных факторов.
Детские страхи в той илииной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжелопереживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильномповедении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являютсяпризнаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат вобласти семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность ввоспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку,которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенкаотличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностьюпротивостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются врезультате длительных и неразрешимых переживаний или острых психическихпотрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов.Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей,так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек­тивнаязамкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностикиневротических страхов.
В последнее время вопросыдиагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольноширокого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встаетнеобходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детскихстрахов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как вознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и внаправлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такойподход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, нои на порождающие его обстоятельства.
Страхи, эмоциональныенарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет.Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять мерыпо преодолению фобий у ребёнка.
Но страх может быть иконструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решениемногих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на путиребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.
Помочь в этом можетвоображение. Нужно только помочь ребенку воспользоваться им. Благодарявоображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, чтореально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но онитакже могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладениекоторыми по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.
Причины детских страховрассматривали многие психологи: А.И. Захаров, Т.А.  Немчин, В.Н. Мясищев, Дж.Алан и другие. В качестве таковых назывались: соматическая ослабленностьребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативныевзаимоотношения с родителями, конфликты между родителями.
Следует отметить, чтокаждый случай преодоления детских страхов уникален и требует от специалистовдлительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической процедуреосновное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизических, личностныхсвойств, а первичная среда пребывания ребенка не подвергается тщательномуисследованию.
В каждом конкретномслучае следует проводить профилактику и коррекционную работу, исходя изособенностей ситуации, индивидуально-личностных характеристик дошкольника,специфики семейной и социальной ситуации и прочих факторов.
Цель исследования –изучить особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимостиот уровня развития воображения
Объект исследования –дети среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования –роль воображения в процессе овладения детскими страхами детьми среднегодошкольного возраста.
Гипотеза исследования:воображение является одним из факторов обуславливающим появление страхов у детейсреднего дошкольного возраста.
Для достижения даннойцели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояниепроблемы детских страхов у детей дошкольного возраста впсихолого-педагогических исследованиях;
2. Выявить возрастныеособенности и характер появления детских страхов.
3. Изучить особенностиразвития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проследитьзависимость развития воображения и появления детских страхов у детей среднегодошкольного возраста..
Методы исследования:
· Теоретические:анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
·  Эмпирические:тестирование (методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И.Захарова и М.А. Панфиловой), обработка результатов исследования.
База исследования: МДОУд/с № 121

Глава 1Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста взависимости от уровня развития воображения
 
1.1 Изучениефакторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной изарубежной психологии
Проблемедетских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкогораспространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов ипсихотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователейсуществуют различные подходы к определению страха.
А.В.Петровский,М.Г. Лрошевский страх определяют как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозыбиологическому или социальному существованию индивида и направленную наисточник действительной или воображаемой опасности [39].
О.М. Дьяченкоговорит, что страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинктасамосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страхимеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волеваяустойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации,сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страхов: испуг,боязнь и т.д. [17]
Ковалев В.В.отмечает, что страх — это чувство внутренней напряженности, непосредственнойопасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождаетсяразнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено — отнеопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса [24].
В.ДЗеньковский считает страх одной из основных и врожденных форм реакции души:меняются предметы страха, меняется выражение страха, и его влияние на внутренниймир личности, на ее поведение, но страх, как известная форма оценки, как типотношения к миру и людям, остается всегда в нас. По мнению автора, если ребенокхоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его[5].
Д. Айке определяетстрах как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день можетнаблюдать в себе самом. Страх -это неприятное эмоциональное переживание, когдачеловек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность [5].
А. Кемпинскив своей работе отмечает, что, когда приходится давать определение такихпонятий  как, например: страх, ужас, боязнь, тревога и т.п. дать его ясноеопределение не удается. Автор считает, что так бывает всегда, когда речь идет опонятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, нотрудно определять, констатирует он [37].
Согласно Е.Степановой, страхи — это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответна реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явнойопасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапныхпотерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер ипредставляет собой оборонительную реакцию, средство защиты [41].
По мнениюА.И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающаяв ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоциюстраха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт,что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всегопериода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь вбоязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбылюдей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играетзащитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать какестественное сопровождение человеческого развития [20].
А.И.Захаров отмечает, чтострах может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 летнередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страхнеожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страхмедицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества,темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти.От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят,кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи[22].
По мнению А.Фрейд, 3. Фрейд, страх — аффективное состояние ожидания какой-либо опасности.Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологическихслучаях – фобией. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных желаний ипотребностей [5].
Понимание опасности, еёосознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений,когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретаютхарактер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлениитравмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо болеераспространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые,окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которыенепроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво,подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Всё это даёт основаниеговорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается(вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-тосопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелосьв памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольноассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [3].
Так же часто, как термин«страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревогеесть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства.Апофиз страха и тревоги — ужас. Тревога — это предчувствие опасности, состояниебеспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, котороетрудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга,ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувствоответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можнорассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме,если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжноетечение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан длявыхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого фактавозникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так какон боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию[2].
В самом общем виде страхусловно классифици­руют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) иличностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожноймнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всегосовпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами,возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхиусловно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационныйстрах возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке.Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например егосклонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке илипри контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общийэмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в нихотражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [8].
В психологии и педагогикесуществуют разные классификации страхов.  Ю.Л.Неймер выделяется 3 основных видастрахов: реальный, невротический и страх свободный:
Реальный страх — рациональное выражение инстинктасамосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический — разнообразные формы «бесцельногостраха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормальногоприменения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный — общая неопределённая боязливость,готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся всостоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либообъектом, вызывающим этот страх [5].
Овчарова Р.В. выделяетследующие виды страхов [45]:
Возрастные страхи отмечаются у эмоциональночувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностногоразвития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов уродителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его отопасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретовсо стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнкуродителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всехвзрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителямитого же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения междуродителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхамив процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большойэмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением илипостоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности,взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями,избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатомдлительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образомчувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях сродителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниямив семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как наисточник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школынеобходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе,боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем [45].
Некоторые дети паническибояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях,когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся кошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказаниевсё равно присутствует.
В ряде случаев страхперед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физическойагрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свойхарактер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться сосвоими чувствами, контролировать их.
Но наиболее полной можносчитать классификацию страхов А. И. Захарова:
1. По характеру — природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степениреальности — реальные и воображаемые.
3. По степениинтенсивности — острые и хронические [19].
Несмотря на то, что страх- это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный,естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страхкратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубокоценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер,поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеютзащитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектомстраха.
На патологический страхуказывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок,потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность,то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятноевоздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека ксоциальной действительности.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации,являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может бытьлибо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность [3]. Страх может иметьсвоим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни счем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх можетвызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связимежду этими чувствами.
По мнению Г.Эберлейнаналичие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться сосвоими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобыдействовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [3].
Такимобразом, несмотря насвою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психическойжизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя,таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущеек более критичному и избирательному отношению к ней. Страх может выполнятьопределенную социализирующую или обучающую роль в процессе формированияличности. Представления об образующих страх источниках опасности являютсяизвестным коммуникативным или жизненным опытом. Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние,особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровомучеловеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большоезначение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уженаступившей опасностью.1.2 Проблемадетских страхов и их возрастная динамика
Возрастные страхи, т. е.страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражаютисторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боитсяостаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних,неизвестных ему лиц (в 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в егопредставлении) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед БабойЯгой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня ипожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей,одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек несмог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения впоколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от такназываемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаютсяпутем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности,принятые в той или иной общественной среде [37].
 При большем, чем внорме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояниепсихического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления кпоиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится всеболее пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любойриск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуациюобщения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность иаффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы.Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, котораявсе более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительныеэмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоватьсяпропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всехэтих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая нанеспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, всвои силы и возможности.
На каждом из этаповсвоего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разныхвозрастов [33]:
— от рождения до 6месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстроедвижение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.
— от 7 месяцев до годамалыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса),практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки,высота.
— дети от 1 до 2 летмогут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна(ночные кошмары).
— источником страховдетей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников,смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возрастапугают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, машины.
— дети с 3 до 5 летначинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это возрастэмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четковыражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми.Формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенокподразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числечувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность — ребенок занимаетсебя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению сосверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появлениявоображаемых страхов.
— в 6-7 лет апогеядостигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувствовремени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь небесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Именно вэтом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату — начинаетуходить из жизни старшее поколение.
Вышеперечисленные страхи- возрастные, в идеале они должны проходить по истечении определенного времени,однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться изакрепляться. Самый бесстрашный возраст — у девочек в 3 года, у мальчиков — в 4года.
Обратимся к таблице«Детские страхи (норма)». Здесь приведены данные исследования М. Кузьминой  [8].
Таблица
«Детские страхи (норма)».
/>

Звездочкой (*) отмеченыстрахи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.
Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся:оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться;умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочныхперсонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов;некоторых животных (волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина,поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды;огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднеечисло страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхамдети 6—7-летнего возраста.
С возрастом количествострахов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей страховбольше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано с тем, чторебенок не имеет положительного примера родителя того же пола и чувствует себянеуверенно, самооценка у него занижена. То же касается и детей изнеблагополучных семей, и детей из семей, живущих замкнуто. Наиболее же страхамподвержены старшие дошкольники и девочки.
Психологи обращают особоевнимание на следующие «кризисные» возрасты: 3–4 года, когда общее количествострахов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6–7 лет, 11–12 лет [33].
Сложным «кризисным»периодом, как видно из таблицы, является семилетний возраст. Причем длядошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения,а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу,смерти родителей.
Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали,что одной из самых распространенных причин появления детских страхов являетсянеправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения [40]. Средипричин формирования и развития различных патологических черт характера иневротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие:внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей;нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгогоотсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения;личностные характеристи­ки родителей и некоторые другие. Неадекватноеродительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта сокружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного измеханизмов формирования и развития личностных аномалий.
Необходимо отметить, что боязливость и страх в дошкольномвозрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы приадекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активнойработы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способеноказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинскийотмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок,изуродовать его морально и убить душу [7].
А. И. Захаров выделяет социально-культурные и психологическиепредпосылки развития страха. По мере развития психики человека и усложненияформ его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал всеболее психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первыхлет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочныеперсонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будутжить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носятреальный характер. Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, аДядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушатьсяродителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когдаучатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно — логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с при­ходящимумением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлениемспособности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия [20].
Страхи детейдействительно «взрослеют» вместе с ними, становясь более реальными исоциальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя» и не слишкомярко выражены, то это как одно из подтверждений нормального, своевременногоразвития ребенка.
Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения,страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь иблагополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людейвне сферы его непосредственного общения.
Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли онвыражен вообще, зависит от индивидуаль­ных особенностей психического развития иконкретных социальных условий, в которых происходит формирование личностиребенка [22].
Продолжающийся процесс урбанизации отдаляет человека отестественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений,интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это можетнеблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большогогорода иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. Ктому же из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточнаясамостоятельность в организации свободного времени вне дома.
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаютсячаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальнойквартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр именьше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контактадруг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты,страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственнымдетям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки[22].
Недостаточная двигательная и игровая активность, а такжепотеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства.Большинство из них уже не могут с азартом играть в прятки, «казаки-разбойники»,лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игрсущественно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней иодносторонней интеллектуализации психики.
Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянноиспытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной илипреднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики идевочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая идоминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях сдетьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери такжеуказывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, чтозатрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачибеспокойства со стороны матери. Если мальчики 5—7 лет в воображаемой игре«Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, аматери, то страхов у них больше [20].
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых летжизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньшевыйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти материиспытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желанияодновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детскиеучреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь инедостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главнымобразом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий сребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлениемпредопределить его образ жиз­ни по заранее составленному плану, исполняющемуроль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительныедети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежноеотношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрастеони нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых [23].
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителейдети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число ихстрахов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоциональноранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуациидевочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола ввоображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать можетнадолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение удетей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (удевочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страховкошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразнымиэмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.
У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и ихстрахи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют другна друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхиу девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и, преждевсего, с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиковинтенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когдастрахи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структурубеспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональнойсферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболеескреплены и мотивированы [44].
Максимум страхов наблюдается в 5-8 лет, при уменьшенииинтенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложнопсихологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Какизвестно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам,когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление(вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе).Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способнопричинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрастенаиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можноуже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов какновой психической структуре формирующейся личности.
На количество страхов оказывает влияние состав семьи. Удевочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше внеполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста кразрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степенистремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчикихотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца,как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает имуверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствиеотца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение материведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастаниестрахов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опорыматерью [22].
Наиболее подверженыстраху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог.Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональномконтакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередкоохваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятсямаксимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, чтоих чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлениисоциальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастуюнеобоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо.Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущаютсебя несчастными в своем «счастливом» детстве.
Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться,поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличениечисла взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяютребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет местасверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражениючувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническоечувство эмоциональной неудовлетворенности и беспокойства, особенно принежелании или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавитьи частые конфликты между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда онпомимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится ещеболее незавидным [19].
Возраст родителей такжеимеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, умолодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менеесклонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 иособенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает преимущественнотревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей.Неудивительно развитие «поздних» детей под знаком чрезмерных забот ибеспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживаютпризнаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность всебе. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях,(при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следуетговорить о тревожности
А. И. Захаров считает,что процесс приобретениястрахов связан с действием трех факторов [19]. Это:
1. Врожденные источники. Каждыйноворожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций илибазисных черт личности, называемым «темпераментом». Обусловленные темпераментомстили реагирования индивидуума являютсяся довольно устойчивыми и, по всей видимости,делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мереподвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны ксовладанию со стрессовым опытом.
2. Опыт. Непосредственноестолкновение с негативными событиями может привести к развитию страха помеханизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшегораздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием,которое уже вызывает реакцию страха.
3. Мышление ивоображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особеннокогда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения.
Наличие страхасвидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями истремится их победить. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, товзрослея, он передаст их своему ребенку, эти страхи будут аукаться человеку вдальнейшем: всю жизнь ему придется бороться с унаследованными страхами.
Но окончательно всерасставляют по своим местам конкретные условия жизни, в которых формируетсярастущая личность.

1.3 Воображениекак фактор, обуславливающий развитие детских страхов.
Проблема развитиявоображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. На  значение воображения, фантазии вжизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшиеонтогенез психического развития.   Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи)утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокогоуровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении стемпом развития  других психических процессов [9].
Жизненный опыт ребенка,особые формы его обучения и воспитания (а у каждого малыша они уникальны),индивидуальные проявления могут в некоторых случаях привести к формамотклонения в развитии воображения.
Это только так кажется, что ребенок — дошкольник такой уж фантазер, живущий вмире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что онвидит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своихпредставлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это виграх, сказках, рисунках. Иногда эта переработка заводит так далеко, что мы несразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили егофантазию. Но в простых случаях связь воображения ребенка с реальностьюпрослеживается очень четко.
При рассмотрении сущностивоображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается вумении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека,тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме такое умениепозволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира ивыражать их в специфических символических формах [17]. Отличительнойособенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна,своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признакареальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваютсяимеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего планадействий [7].
О.М. Дьяченко отмечает,что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитиивоображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное»воображение [16]. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З.Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчествоявляются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны сразвитием врожденных тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческогоповедения — это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех порпока не будет достигнут терпимый уровень. Неофрейдисты также полагали, чтоосновная функция воображения — это защита личности, защита «я», компенсациянегативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, апредсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности. Воображениеможет выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такаяфункция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии«я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: черезовладение субъектом своими переживаниями при отыгрывании, выражение их в творческихпродуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующейреальный неуспех [16].
Фрейд считает, чтовоображение является средством удовлетворения невыполнимого в реальностижелания, т.е. порождается депривацией. По его мнению, фантазии, как исновидения, выполняют роль компенсаторного механизма, призванного заполнитьпустоту или переадресовать причиненное зло самому обидчику. Беттельхеймдополняет идею Фрейда, замечая, что воображение крайне необходимо дляправильного развития ребенка: если учесть его бессилие и зависимость в миревзрослых, воображение спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит емунадежду. Более того, на различных стадиях развития (согласно фрейдовскойклассификации) фантазия позволяет ребенку преодолеть свои эмоциональныепсихологические проблемы и даже подняться над ними [16].
Другое направление вразвитии воображения — исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. Вних воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка ирассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющегопредвосхищать изменения действительности [9].
Пиаже полагает, чтовоображение играет чрезвычайно важную роль в познавательном ичувственно-двигательном развитии ребенка. Символические игры вроде замков изпеска и гоночных автомобилей из солонок можно рассматривать как способ развитиядвигательных функций организма и его познавательно-пространственной ориентации.Исследования последних лет отмечают наличие у воображения двух аспектов:компенсаторного и творческого. Ребенок дает волю своим фантазиям, чтобы уйти отнеприятной ситуации или утолить нереализованное желание. С другой стороны,воображение дает простор творческим способностям ребенка [9].
Основная задачапознавательного воображения — это специфическое отражение объективного мира,преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности,достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения детимогут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо,отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образкакого-либо события или явления.
Аффективное воображениевозникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я»реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. Приэтом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию впроцессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой — выступать вкачестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумяосновными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентациютравмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способыразрешения конфликтных ситуаций; во-вторых, через создание воображаемойситуации, снимающей фрустрацию [17].
Воображение – этовнутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которогоребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормальноразвивающегося ребенка воображение является генетической, биологическойфункцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения (согласно теорииПирса, 1977): подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного имперсонажа, и игра «понарошку», т.е. воображаемая или символическая игра, когданекий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения[44].
Развитие воображения таитв себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов. Всеродители замечают, что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самыеразличные страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно –скелетов, чертей и пр. Появление страхов является спутником и своего родапоказателем развивающегося воображения.
Первый этап в развитиивоображения можно отнести к 2,5—3 годам. В этом возрасте, по мнению О. М.Дьяченко, как раз и происходит разделение воображения на познавательное иаффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста [17]. Содной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметоми отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а вслучае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям. Сдругой — выделение своего личного «я», переживание своей отделенности отокружающего мира.
В этом случае на разномматериале дети представляли моменты, связанные в основном с переживаниемстраха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, иливолк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забираютих). У детей менеепредставлена способность дифферен­цировать реальность и фантазию.
О.М. Дьяченко отмечает,что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала сиспользованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных всознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативныхпереживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованиюсимволов для выражения своих отрицательных переживаний [16]. Первоначально этисимволы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем создаютсясамостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хорошиймальчик).
Второй тип защитыличности с помощью воображения — это создание воображаемой ситуации, снимающейфрустрацию. Перефразируя известное выражение относительно детского аутизма отом, что нет такого ребенка, который предпочел бы воображаемое яблокореальному, можно, наверное, сказать, что нет такого ребенка, который непредпочел бы воображаемое яблоко никакому. В случае угрозы образу «я» ребенокстроит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получаетпозитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не можетсогласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связанырассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самогосильного в группе победили и т.п [43].
По-настоящемубесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражаютего, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогдавозникает патология в проявлении страхов у ребенка.
Исследования А. И. Захаровапоказали, что наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем умальчиков в 3 года, у девочек в 4 года. Мальчики, следовательно, раньшеначинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще ихбоятся. Данный возраст — наиболее важный период жизни, когда бурно развиваетсявоображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, исказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью [20].
Перечисленные персонажи визвестной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей принедостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.
После 3 и особенно 4 лету Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них:черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей — скряга, жадный, высохшийот зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажапоявляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Ягауносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную четуантиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных,внушаемых и упрямых детей.
Неудивительно, что верятв Кощея и Бабу Ягу и боятся их дети эмоционально чувствительные ивпечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, такимобразом, — своеобразный тест на развитие этих психических качеств,свидетельство остроты и глубины чувств ребенка [22].
С. Янсон, С. Виноградовотмечают, что чем лучшеразвито у ребенка воображение, чем богаче его внутренний мир, тем более«одушевленные» и непростые страхи населяют его жизненное пространство [43].
Большинство страховмимолетны: испаряются так же быстро, как и возникают, не оказывая на жизньребенка сколько-нибудь серьезного влияния. С другими ребенок может справитьсясам той же силой воображения, что и породила страх. Но самые сильные страхистановятся настоящей проблемой: возникают в самый неподходящий момент, вызываюту малыша постоянное чувство опасности, незащищенности, тревожности.
Второй этап в развитиивоображения — возраст 4—5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоениенорм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности.Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание восновном через образцы, которым ребенок должен следовать [9].
Обычно страх перед Кощееми Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько,что может понять вымышленный характер этих персонажей.
В этом возрасте уздоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычноаффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием имреальной травмы.
Наблюдения показывают,что появление страха перед темнотой у ребенка совпадает по времени с разви­тиемсферы воображения.
Известно, что в темнотевоображение усиливается у взрослых людей. У ребенка же, для которого вы­мыселсоседствует, с реальностью без противоречия, в большей степени проявляютсяособенности содержания воображения. Темнота бывает для него населена домо­выми,колдуньями, чародеями и т. д. Дети и в реальном своем мире все наделяютволшебными свойствами: предметы у них «способны» говорить, думать, действо­вать…Взрослые не всегда учитывают эту особенность детского воображения и ведут себяподчас во вред ре­бенку. Если малышу 4—5 лет показать такой «не­страшный» дляшкольного возраста фильм, как «Рус­лан и Людмила», то ребенок ответитдлительной реак­цией страха: может вскакивать и кричать по ночам, боятьсясумерек, пустой комнаты. Сновидения детей часто отражают их страхи. Детипросыпаются в темноте от «страшного сна», долго не могут заснуть под впечатлениемобразов, а затем уже просто боятся «неизвестно чего».
Эмоциональночувствительные дети с развитым воображением в более значительной степениподвержены страхам, чем дети с неразвитым воображением.
Есть дети, неиспытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителейребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. Идети, можно сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себявести.
Однако полное отсутствиестрахов — не всегда безусловный плюс. Отсутствие этих страхов не всегда можетстать подтверждением нормальной, благополучной обстановки в семье, полногодостатка любви и внимания. В некоторых случаях оно может свидетельствовать оботсутствии у ребенка воображения, что едва ли можно отнести к числуположительных моментов.
В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубиныпереживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за другихдобрых героев, которым грозит опасность.
Особая категория бесстрашных детей — из семей хронических алкоголиков. Заметно,что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания бездумны, а раскаяниерассчитано только на внешний эффект [43].
Без специальногоруководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающегоизживания травм, может приводить к патологическим застойным переживаниям(навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации.
Знакомясь с различнымиперипетиями сказочных событии, ребенок учится вовремя распознавать опасность инаходить в себе силы для ее преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократнопридется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман,прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная завистьущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление иунижение других. Так что сказки — это школа распознавания нередко скрытых,глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей.
Культураэмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться вситуацию), так же как и овладение различными другими элементамиобщечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементамиприемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимымиусловиями полноценного развития воображения ребенка. Воображение играет очень важную рольв жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурюэмоций, а с другой — способ постижения мира, который снимает временные ипространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлоеи будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Эторасширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

Глава 2Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста взависимости от уровня развития воображения
 
2.1Методика исследования
 
Нами было проведеноисследование детей 4-х летнего возраста МДОУ д/с № 121 (10 человек: 5 мальчикови 5 девочек).
Цель исследования:изучить особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимостиот уровня развития воображения
Задачи исследования:
1. Выявить страхидетей среднего дошкольного возраста
2. Выявить уровеньразвития воображения у детей среднего дошкольного возраста
3. Выявитьзависимость особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста от уровняразвития воображения
Методика исследования:«Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.
Каждому ребенку предлагается два дома — красный и черный. В эти домапредлагается рассе­лить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный —«страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черныйдом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять.
 Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляястрахи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопросо том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самымизбегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипномотрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсьтемноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а ненапротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, чтоон говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти,только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
Инструкция:  «Скажи,пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1.  когдаостаешься один;
2.  нападения;
3.  заболеть,заразиться;
4.  умереть;
5.  того, чтоумрут твои родители;
6.  чужих  людей;
7.  потеряться;
8.  мамы илипапы;
9.  наказания;
10. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
11. опоздать в сад (школу);
12.  перед тем как заснуть;
13.  страшных снов (каких именно);
14.  темноты;
15.  волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
16.  машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
17.  бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);
18.  когда очень высоко (страх высоты);
19.  когда очень глубоко (страх глубины);
20.  в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе(страх замкнутого пространства);
21.  воды;
22.  огня;
23.  пожара;
24.  войны;
25.  больших улиц, площадей;
26.  врачей (кроме зубных);
27. уколов;
28.  боли (когда больно);
29.  неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет(боишься, вздрагиваешь при этом).»
Анализ полученныхрезультатов: экспериментатор подсчи­тывает страхи в черном доме и сравнивает ихс возрастными нормами.
Методика О.М. Дьяченко
Цель: изучить особенностивоображения ребенка дошкольного возраста
Подготовка исследования.Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами:контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок— голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования.Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получиласькакая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу обумении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка   данных.  Выявляют   степень   оригинальности, необычности изображения. Устанавливают типрешения задач на воображение.
Нулевой тип.Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образавоображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисуетрядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенокдорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельногообъекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Такжеизображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображаяотдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет(не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенокизображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет ссобакой).
Пятый тип. Заданнаяфигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает какосновная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок —  голова и т. д.), тотеперь фигура включается как один из второстепенных элементов для созданияобраза воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которыммальчик рисует картину).
2.2Результаты исследования
Результаты исследования пометодике исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой  мысвели в таб.1 и представили в диаграмме (рис 1)
Таблица 1.№ вопроса Ф.И. ребенка % мальчики девочки Гриша М. Сережа И. Антон П. Саша П. Илья К. % Света П. Маша К. Оля В. Ира Д. Катя И. 1 х 20 х 20 2 3 4 5 6 х х 40 х х 40 7 х х х х 80 х х х х 80 8 х 20 х 20 9 х 20 10 х х х х х 100 х х х х х 100 11 12 х 20 х х х 60 13 х х х х 80 х х х 60 14 х х х х 80 х х х х х 100 15 х х х 60 х х 40 16 17 18 х 20 19 20 21 х х 40 х х х 60 22 х 20 х х 40 23 х х 40 х х 40 24 25 26 х х 40 х 20 27 х х 40 х х х 60 28 29 х 20 Кол-во страхов 7 7 6 8 7 9 7 7 7 9
Результаты исследования показали, что количество страхов удетей данной группы соответствует возрастной норме: мальчики – 7 страхов,девочки — 9страхов.
Нами выявлено наличие следующих страхов у исследуемых детейсреднего дошкольного возраста:
· Бабы Яги, КащеяБессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ: 100 % — мальчики, 100% -девочки
· темноты: 80 % — мальчики,100% — девочки
· потеряться: 80 %-мальчики; 80 %  — девочки;
· страшных снов:80 % — мальчики; 60 % — девочки;
· волка, медведя,собак, пауков, змей (страхи животных): 60 % — мальчики; 40 % — девочки;
· чужих людей: 40 %- мальчики, 40 %- девочки;
· перед тем какзаснуть: 20 % — мальчики; 60 % — девочки;
· воды: 40 % — мальчики; 60 % — девочки;
· пожара: 40 % — мальчики; 40 % — девочки;
· врачей: 40 % — мальчики; 20 % — девочки;
· уколов: 40 % — мальчики; 60 % — девочки;
· мамы или папы: 20% — мальчики; 20 % — девочки;
· огня: 20 % — мальчики; 40 % — девочки;
· наказания: 0 % — мальчики; 20% — девочки;
· когда оченьвысоко (страх высоты): 0 % — мальчики; 20 % — девочки;
· неожиданных,резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешьпри этом): 20 % — мальчики; 0 % — девочки.
/>
Рисунок 1. Особенностистрахов у детей среднего дошкольного возраста

Таким образом, мы можемвыделить основные группы страхов, которым подвержены исследуемые дети среднеговозраста:
1. Сказочныеперсонажи
2. Темнота, страшныесны
3. Потеряться
4. Животные
Это группа страхов,носящих «мифологический», «воображаемый» характер, представленнаямифологическими персонажами и животными. Большинство детей запугивается, содной стороны, действительными предметами, которым придаются фантастическиеразмеры и свойства, с другой стороны — чисто вымышленными существами.
Страшные персонажи у КатиИ. отражают страх наказания родителей. По поводу Бабы- Яги девочка говорит:«Мама превратилась», что может говорить о недостатке любви, жалости исочувствия со стороны матери.
Темнота уСережи И. вызывает страх перед воображаемыми грабителями или чудовищами,тревогу в связи с возможными физическими увечьями или смертью
Потребность в защите состороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила Света П.: «Папа нужендля того, чтобы убить злодеев».
Гриша М, Илья К.  говорятпро волка, про медведя, что они приходят и едят детей, Сережа И., Илья К.,Света П., Катя И. — про дядьку, — что он уносит детей с собой в мешке.
         Сережа И., АнтонП., Маша К., Оля В. отмечают целый ряд фантастических существ: леших, колдунов,бабы-яги, зеленый гоблин, динозавр и т.п.
         Беседы с детьмипозволили выделить три группы мифологических страхов. Первая группа — страхимистических существ (чаще всего — драконообразных). Вторая — страхи«фантастических нелюдей», мистических персонажей, наделенных свойствамичеловека и животного. Третья — страхи животных, представляющих особуюразновидность мифологических персонажей, наделенных волшебной силой. В этотвозрастной период телевиденье (фильмы ужасов, иностранные мульфильмы) оказываетсущественное, значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка испособов ее выражения. Постоянная демонстрациястрельбы, нападений и катастроф, как в телевизионных новостях, так и втелефильмах, безусловно, наносит вред ребенку. Детей, склонных к агрессии, этоможет натолкнуть на такие формы насилия, какие они сами никогда бы непридумали. У других детей деформации подвергается вся эмоциональная сфера.
Таким образом, мы видим,что преобладают фантазийные страхи у данной категории детей, что соответствуетвозрасту.
 Результаты исследованияразвития воображения по методике О.М. Дьяченко мы свели в таблицу 2 и диаграммы(рис 2, 3)
Таблица 2.Ф.И. ребенка Коэффициент оригинальности Тип решения задач на воображение Гриша М. 3 1 Сережа И. 1 2 Антон П. 2 1 Саша П. 3 1 Илья К. 3 1 Света П. 2 1 Маша К. 3 2 Оля В. 3 2 Ира Д. 1 1 Катя И. 1 2
Результаты исследованияпо методике О.М. Дьяченко показали, что дети приняли  задачу на направленноевоображение и дорисовывали фигурки-эталоны в виде отдельной схемы предмета илидаже образов-сюжетов.  Некоторые дети обнаруживают большую индивидуальность всвоих рисунках.
Результаты коэффициентаоригинальности мы получили следующие:
У 5 детей (Гриша М, СашаП., Маша К., Оля В.) – 50%  мы выделили по 3 оригинальных рисунка, неповторяющихсяу других детей.
У 2 детей (Антон П.,Света П.) – 20% – по 2 рисунка.
У 3 детей (Сережа И., ИраД., Катя И.) – 30%– по 1 рисунку. Общий  коэффициенторигинальности  группы = сумма типов / количество детей = 22/10 =2,2
Изобразим нагляднополученные результаты на диаграмме (рис. 2)
/>
Рисунок 2. Коэффициенторигинальности воображения у детей среднего дошкольного возраста.
К первому типу  решениязадач на воображение мы отнесли рисунки  60 % детей (6 человек). Дети принимаютзадачу, дорисовывают фигурки эталоны, но их рисунки носят контурных,схематичный характер, лишенный деталей. Дальше образа единичного предмета ихвоображение не идет.
Ко второму типу решениязадач на воображение мы отнесли рисунки 40 % детей (4 человека). Детиизображают  предметы более детально, фантазируют по ходу выполнения задания.
Коэффициент оригинальностии тип решения задач исследуемыми детьми соответствует возрасту.
Изобразим нагляднополученные результаты на диаграмме (рис. 3)
/>
Рисунок 3. Тип решениязадач  на воображение детьми среднего дошкольного возраста.
Таким образом, мы можемсделать следующие выводы:
У исследованных детейчастота возникновения устойчивых страхов соответствует возрасту, и аффективноевоображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальнойтравмы.
Познавательное воображениеребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования,конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен наследование образцам. Особенности использования образа при порождении идеипродуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использованиядействий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями,поэтому дети дорисовывалифигурки-эталоны в виде отдельной схемы предмета или образов-сюжетов. Коэффициент оригинальности и типрешения задач исследуемыми детьми соответствует возрасту.

Заключение
Страх является наиболееопасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения,отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут лиродители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие сребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тотположительный эмоциональный контакт, который является основойнервно-психического здоровья ребенка.
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный,естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающиймир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображениеявляется генетической, биологической функцией с отлаженным механизмомсвоевременного выхода из состояния фантазии. Развитие воображения таит в себе инекоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов.
Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного,одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных иверит, что его родители  будут  жить  вечно. У  маленьких детей всё реально,следовательно, их страхи носят реальный  характер.  Баба  Яга – это  живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складываетсяобъективный характер представлений, когда они   учатся различать  своиощущения, справляться   со    своими   чувствами   и мыслить абстрактно –логически.
Проведенное исследование доказывает, что дети среднегодошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко изкоторых проявляется страх темноты, сказочных персонажей, потеряться, животных.
Однако следует помнить,что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическомувоздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, иво многом носят возрастной переходящий характер. Без специального руководстваразвитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективноевоображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм,может приводить к патологическим застойным переживаниям (навязчивые страхи,тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации.

Библиографическийсписок:
1. Барташева Н. Ненадо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- с.66- 68.
2. Бреслав Г.М.Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика,1995.- 181с.
3. Буянов М.И.Беседы о детской психиатрии.- М., 1986.
4. Варга А.Я.Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.-278с.
5. Вард И. Фобия. –М.: Проспект, 2002. – 78с.
6. Венгер А.Л.Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
7. Волков Б.С.,Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.
8. Вологодина Н.Г.Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
9. ВыготскийЛ.С. Воображениеи творчество в детском возрасте. М., 1982. 93 с.
10. Гарбузов В..,Захаров А.И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.
11. Гольбин А.Ц.Патологический сон у детей.- Л., 1979.
12. Громова Т.В.Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы сэмоционально-волевой сферой ребёнка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.: ил.
13. Гульянц Э.К.,Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинскихпроцедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии //Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.
14. Данилина Т.А.,Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практическихработников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
15. Диагностика икоррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
16. ДьяченкоО.М. Путиактивизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
17. ДьяченкоО.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольноговозраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.
18. Жигарькова О.Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
19. Захаров А.И. Какпредупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.
20. Захаров А.И. Какпреодолеть страхи у детей.- М., 1986.
21. ЗахаровА.И. Психотерапияневрозов у детей и подростков. Л., 1982.
22. Захаров А.И.Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
23. Карвасарский Б.Д.Психотерапия.- Л., 1985.
24. Ковалев В.В.Психиатрия детского возраста.- М., 1979.
25. Коренева Е.Н.Детские капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.
26. Котова Е.Опрофилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.
27. Ле Шан Э. Когдаваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.
28. Лебединский В.В.Нарушения психического развития у детей,-М., 1985.
29. Леви В.Л.Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
30. Лешкова Т.Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32.
31. Лешли Дж.Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. сангл. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 223с.
32. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 202с.
33. МухинаВ.С. Детскаяпсихология. М., 1985. 272 с.
34. Никифорова Л.А.Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.:Книголюб, 2005.- 48с.
35. Панфилова М.А.Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьныйпсихолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
36. Панченко С.А. Мнестрашно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.
37. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.- 384с.
38. Романов А.Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.-58с.
39. Семиотика страха.Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
40. Спиваковская А.С.Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.
/>41. Степанова Е.Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.-№5.- с.65-68.
/>/>/>42. Флэйк – ХобсонК., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.:АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
/>/>/>43. Фридстад М.,Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером.- СПб.: Питер,2004.- 272с.
/>/>/>/>44. Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
/>45. Шишова Т. Страхи– это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.
/>46. ЭльконинД.Б. Психологияигры. М., 1978. 304 с.
/>47. Яковлева Н.Г.Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.-112с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.