Реферат по предмету "Социология"


Динамика социо-культурных изменений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Экономики труда, занятости, социологии ипсихологии
РЕФЕРАТ НА
ТЕМУ: «ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
Работу выполнила,                                                                                СусловаА.И.
группа 427
Работу проверил                                                                                      Белов М.Т.
г.Ростов-на-Дону
2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3    
1.    Культурный лаг Уильяма Огборна                                                                     3
2.    Теории культурно-исторических типов                                                             4
2.1.Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского                             4
2.2.Теория человечества Освальда Шпенглера                                                       5
2.3.Теория цивилизаций и их жизненных циклов АрнольдаТойнби                   7
3.    Социокультурные суперсистемы                                                                        8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           9
ВВЕДЕНИЕ
Культурнаядинамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.Что служит основой изменения культуры? И каковы механизмы такого изменения?
Имиявляются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями и порождают новыеэлементы. Изобретение- это создание новых элементов культуры. Они подразделяютсяна материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это- создание или признаниеновых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которыезаново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике.
Художник,как и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементовкультуры. Идеи и готовые произведения сначала распространяются в микросреде:«закрытые» просмотры, публикации малыми тиражами и т.п. Определенная частьэлементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным»образом средствами массовой коммуникации(таким как радио, телевидение, массовая печать, кино и т.д.), которыеруководствуются присущим им внутренним запросам и критериям доступности длямассовой аудитории. Через некоторое время обработанные произведенияраспространяются среди широкого круга средствамимассового тиражирования. Практически эта широкая публика приемлет не все, ачасть распространяемых произведений; получившие популярность произведения наболее или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют массовую культуру. Однако и самтворец-художник живет в этом «массовом обществе». Он читает газеты, смотриттелевизор, ходит в кино и при этом собирает тот самый материал, который вдальнейшем входит в состав его личного культурного багажа. На этой основе онсоздает свои новые произведения, и так продолжается цикл культуры. Скоростьобращения цикла  его структуру можноточно определить в количественных терминах, исследуя эти процессы для различныхконкретных случаев, например, для области зрительных искусств.
Культурный лаг.
Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания). Огборн выделял в культуре два аспекта- материальный и нематериальный.Материальная культура включает изготовленныетовары, фабрики, жилые дома, автомобили, т.е. все материальные предметы, атакже изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборнназвал адаптивной, включаетсоциальные институты, например, семью, церковь, школу, системы ценностей(законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты(правительства, политические клубы).
Главная идеяОгборна: адаптивнаякультура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Культурное запаздываниенаблюдается когда перемены в материальной жизни общества опережаюттрансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы,законы и формы правления). Как считает Огборн, этоприводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальнойкультуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.
Теории культурно-исторических типов.
Вних делается акцент на цикличность и многолинейностьразвития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурнойсистем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идеязамкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентрическойтеории общественного развития, согласно которой все историческое развитиеосуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляетоднонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода отнизших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепциивыступало развитие западной Европы, которая якобы после длительного периодастановления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения- мировогогосподства.
Линейная, европоцентристская концепцияисторического развития не давала удовлетворительногообъяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в сторонеот развитой западноевропейской цивилизации. Теориякультурно-исторических типов пытается дать на эти проблемыудовлетворительный ответ.
Основоположником теории культурно-историческихтиповявляется русский социолог Н.Я.Данилевский (1822-1885). В книге «Россия и Европа» он представлялчеловеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы-«историко-культурные типы», или цивилизации. Западная, или, иными словами, германо-романскаяцивилизация- лишь одна из многих, процветавших в истории. Он видел ошибкуисториков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей,кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя-средневековая- современная) как приближающуюся к этой своей кульминации. Вреальности общей хронологии, которое могло бы разумно разделить судьбу всегочеловечества на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было быодинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей илиболее совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходитразличные стадии в только ей свойственной последовательности. «Каждаяцивилизация возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственныеценности, обогащая тем самым общую сокровищницу человеческих культурныхдостижений, и затем уходит, не получая продолжения в своей специфической исущностной форме».
Историютворят люди, но их исторические роли различны. Соответственно существуют три типа исторических действующих лиц(агентов):
1.               Позитивныедействующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создаливеликие цивилизации (отдельные историко-культурные типы) — египетскую,ассиро-вавилонскую, китайскую, римскую, арабскую и германо-романскую(европейскую);
2.               Негативныедействующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовалиокончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций(например, гунны, монголы, тюрки);
3.               С другой стороны,есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляютлишь «этнографический материал», используемый творческими обществами дляпостроения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизацийсоставляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала»-пассивной, распыленной популяции.
Цивилизациипроявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях. Т.е. ониконцентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областяхи темах: для греческой цивилизации- красота, для семитской- религия, дляримской- закон и администрация, для китайской- практика и польза, дляиндийской- воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской- наука итехнология.
Существуеттипичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации. Первыйпериод, иногда весьма продолжительный- это период возникновения икристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму иобраз, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык.Затем наступает фаза процветания, когда цивилизация полностью развивается ираскрывается её творческий потенциал. Этот период обычно относительно короток(Данилевский оценивал его в 400-600 лет) и заканчивается, когда запастворческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенныйраспад цивилизации означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилевский,европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, чтовыразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации ослабленииинновационного потенциала, ненастной жажде власти и доминирования над миром. Вбудущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации. Таков финал несколько этноцентричной истриософииДанилевского.
Ещёодна заслуживающая внимания теориячеловечества принадлежит Освальду Шпенглеру (1880-1936). Его наиболееизвестная работа «Закат Европы»вышла в свет в 1918г. с точки зрения Шпенглера, в истории нет линейногопроцесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «высших культур», «процветающихна фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения».Реализовав «всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств,государств, наук, они умирают». История является «коллективной биографией таких культур».
Каждаяотдельная культура переживает цикл детства, юношества, зрелости и старости: онавозникает, растет и выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадкаименуется «цивилизацией». Агонизируя, культура проявляет определенныехарактерные качества: космополитизм вместо местной перспективы, городские связивместо кровных уз, научный и абстрактный подход вместо естественной религиознойчувственности, массовые ценности вместо народных, деньги вместо истинныхценностей, секс вместо материнства, политика грубой силы вместо консенсуса.Такое состояние упадка или  агонии можетдлиться долго, но когда-то культура  всеже обрекается на распад и исчезает.
Шпенглервыделил восемь «высших культур»:египетскую, вавилонскую,  индийскую,китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную(возникшую примерно в 1000 г.н.э.). Каждая из них имела свою доминантную тему,или «первичный символ», которыйвоплощался во всех её компонентах, придавая специфический оттенок образумышления и действия, определяя характер науки, искусства, обычаев, привычек ит.д. Например, «первичный символ» греко-римскойкультуры- культ чувственного, тема Аполлона. В китайской культуре- это «Дао», неопределенный, блуждающий, многолинейный «путь» жизни. Для западной культуры «первичным символом» является «безграничноепространство» и концепция времени, простирающегося в бесконечность, какпредназначение, «Фаустовская тема». Очевидно, чтоШпенглер ищет «дух» культуры для данного периода. Естественно, каждый духпроникает во все её сферы поскольку он оживляет все компоненты культуры,постольку любой факт и событие служат символом её духа. Таков был культурныйрелятивизм по преимуществу. «Истины истинны лишь по отношению к конкретномучеловечеству».
Жизненныйпуть «высших культур» нельзя объяснить с точки зрения причинности. Скорее это«предопределенный цикл», проявление внутренней необходимости, или судьбы,которую можно лишь угадать интуитивно. «Быстрые и глубокие изменения в историивеликих культур происходят без каких-либо значительных причин, воздействий илицелей». Точно также не существует причины, по которой культуры рождаются.Возникая по вердикту судьбы, они избирают те или иные общества в качестве своихносителей, или агентов.
Диагнози предсказанияШпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадиюразложения, были весьма мрачны. Онсчитал, что основу современного ему общества составляет «мегаполис», мировойгород, окруженный провинциями. «Внутри этого мира-города проживают новыекочевники, паразитирующие городские жители, без корней, без традиций, безпрошлого. Городская популяция- это масса, а не люди или раса». Не удивительно,что в ближайшее время этот мир «будет лежать в обломках, наши железные дороги ипароходы будут мертвы, как римские дороги и Китайская стена, наши гигантскиегорода и небоскребы окажутся в рунах, как древний Мемфис и Вавилон. Историясозданного технологией мегаполиса быстро движется к неизбежному концу».
Наиболееобстоятельная и исторически обоснованная теорияцивилизаций и их жизненных циклов представлена АрнольдомТойнби (1889-1975). В 20-томномтруде «Постижение истории»,публиковавшемся в течение 27 лет (1934-1961), он предпринял попытку обобщитьвесьма обширный материал, охватывающий всю писаную историю.
Помнению Тойнби, подходящей для исторического изучения единицей является нечеловечество в целом и не национальные государства, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное ивременное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество.Это цивилизации, таковых в истории можно выделить двадцать одну. Список Тойнбиперекликается со списком, представленным Данилевским или Шпенглером, хотя иболее внушителен. Тем не менее, идея специфической, доминирующей темы в каждойцивилизации появляется вновь. Например, в цивилизации эллинов- это эстетика, у индусов-религия, в западной цивилизации-наука и механическая технология.
Цивилизациивозникают благодаря сочетанию двух факторов:присутствия творческого меньшинства иокружающих условий, которые неслишком благоприятны, и не слишком неблагоприятны. Механизм рождения, равно каки дальнейшей динамики цивилизаций, воплощен в идее «вызов- ответ». Окружение (первоначально природное, а затем исоциальное) постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями творческогоменьшинства изыскивает средства справиться с ним. Как только найден ответ,следует новый вызов, а на него, в свою очередь, дается новый ответ. На стадиироста цивилизации ответы успешны, так как люди принимают беспрецедентныеусилия, чтобы решать грандиозные задачи, и таким образом сотрясают «привычныеустои». Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество иссякает. Цивилизацииразвиваются изнутри. «Упадок цивилизаций происходит по причине совокупногодействия трех обстоятельств:
1.               Недостаткатворческой мощи у меньшинства,
2.               Ответногоослабления подражательного инстинкта у части большинства (которое отказываетсяслепо копировать преуспевающую элиту)
3.               И вытекающегоотсюда ослабления и утраты социального единства в обществе как целом».
Дополнительный фактор — восстание «внешнего пролетариата», т.е. варваров.Как только цивилизация начинает рассыпаться, они поднимают бунт, не желая идальше быть в подчинении. Судьба большинства цивилизаций- это всегдаокончательный распад, даже если они и способны протянуть в застывшем состояниив течении продолжительного периода времени. Не менее шестнадцати великихцивилизаций уже «мертвы и похоронены».
Взавершение своего анализа, не оставляя идею циклов внутри каждой цивилизации, Тойнби утверждает, что существует общаяединая логика, которая проявляется на длительном отрезке времени и охватываетвсе их вместе взятые,- это прогресс духовности и религии. Цивилизации есть«дело рук религии». «Историческая функция цивилизации состоит в том, чтобыспособствовать прогрессивному процессу все более глубокого религиозногопрозрения и действовать в соответствии с этим прозрением».
Социокультурныесуперсистемы.
Вработе «Социальная и культурная динамика»,тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры- искусство,образование, этику, законодательство, военное дело- П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимнонесовместимых типа.
«Каждыйтип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний,философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственныепредставления о том что правильно и неправильно; форму искусства и литературы;собственные мораль. Законы, нормы поведения; доминирующие формы социальныхотношений; собственную экономическую и политическую организацию и, наконец,свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».
Двапротивоположных культурных типа — «умозрительный»и «чувственный». Это идеальные типы,которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма междупервым и вторым обозначается как «идеалистическая».
Умозрительнаякультура характеризуется следующими признаками:
1.               реальность посвоей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями(например, Бог, нирвана, Дао, Брахма); она вечна и неизменна;
2.               потребности ицели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнениесвященного долга, моральные обязанности);
3.               дляудовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности отчувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Отсюдавытекают, по меньшей мере, два вывода:
1.               истинапостигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза,божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна;
2.               идея добракоренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях(вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).
Посылкивторого типа (чувственной культуры)прямо противоположны:
1.               реальность посвоей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянноизменяется6 «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс,трансформация»;
2.               потребности ицели людей чисто плоские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище,комфорт);
3.               дляудовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.
Отсюдатакже вытекают два вывода:
1.               истина может бытьнайдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительныйхарактер.
2.               добро коренится вчувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение,счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны изависят от обстоятельств.
Промежуточная, идеалистическая культурапредставляет собой сбалансированное сочетаниеумозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность  материальна, и сверхъестественна; потребностии цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшениясамого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мирвысшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативнойценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, ониобладают позитивной ценностью».
Наоснове этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса.Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурногоменталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательностьумозрительной, идеалистической и чувственной культур.
Периодизацияпо Сорокину:
Греция,8-6 в. до н.э. — умозрительная;
Греция,5 в. до н.э.- идеалистическая;
Рим,4 в. до н.э. — чувственная;
Европа,4-6 в.н.э. — идеалистическая;
Европа,6-12 в.н.э. — умозрительная;
Европа,12-14 в.н.э. — идеалистическая;
Европа,с 14 в.н.э.- по настоящее время – чувственная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, социология и все общественные науки XX века нашли изучениеритмов, циклов, темпов и периодичностей более продуктивным, дающим болеебогатые и определенные результаты, чем поиски извечных исторических путейразвития, которыми они занимались в XIX веке. Не остается сомнений, что ритмы иповторяющиеся процессы будут изучаться еще тщательнее, усерднее, интенсивнее впоследующие десятилетия и, по всей вероятности, на этом пути общественные наукиждут гораздо большие достижения, чем в XIX веке.
Таковывкратце основные изменения в изучении социокультурнойдинамики, происшедшие в социокультурной мысли XX векав сравнении с XIX.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.     Волков Ю.Г.  др. Социология: курс лекций: учебное пособие,Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1999.
2.     Ерасов Б.С. Социальная культурология:Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.,-2000.
3.     Орлова Э.А. Динамика культуры ицелеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура идинамика. М., 1994
4.    ПеровГ.О., Самыгин С.И. Социология, Ростов-на-Дону, Изд-во «Март.-2002.
5.    СорокинП.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ //Американская социологическаямысль.- М.- 1996.С.372-392.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.