--PAGE_BREAK--Важным моментом в выборе стратегии ценообразования является этап жизненного цикла. Для продуктов, защищенных патентом, можно выбрать стратегию «снятия сливок» или стратегию прочного внедрения на рынок. Для продукции-имитатора (генерик) — принять решение согласно данным таблицы 1.
Ценообразование в рамках товарной номенклатуры предусматривает:
· установление цен в рамках товарного ассортимента
· установление цен на дополняющие товары, на обязательные принадлежности
Таблица 1.
· установление цен на побочные продукты производства.
Установление цен по географическому признаку предполагает несколько подходов:
· установление цены франко-вагон в месте происхождения продукции, когда заказчик оплачивает расходы по транспортировке
· установление единой цены с включением в нее расходов по доставке
· установление зональных цен (учет в цене удаленности сбыта продукции)
· установление цен применительно к базисному пункту (взимание транспортных расходов в сумме, равной стоимости доставки из выбранного базисного пункта независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка)
· установление цен, с принятием на себя расходов по доставке в целях проникновения на новые рынки или укрепления позиций на конкурентном рынке.
Цена в теории и практике конкуренции рассматривается как решающий инструмент маркетинга. Цена в широком смысле слова включает все объективные и субъективные затраты, связанные с приобретением продукта — носителя качества.
В принятии решения о ценах при постановке задач ценообразования определяющими являются затраты, поведение потребителей, влияние конкурентов, поэтому стратегии ценообразования могут быть ориентированы на одну из этих величин:
· установление низких цен (затраты плюс нормальная прибыль)
· стратегия исчерпания («снятия сливок»)
· стратегия приспособления к рыночной цене (следование за лидером).
При использовании всех стратегий для различных товаров можно использовать метод калькуляционного выравнивания.
Процесс формирования рыночных цен включает следующие этапы:
· постановка задач ценообразования
· определение спроса
· оценка издержек производства
· анализ цен и ассортимента товаров конкурентов
· выбор метода установления цен
· определение окончательной цены.
Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом факторов окружающей среды. Основные подходы к проблеме ценообразования:
· установление цен на новый товар
· ценообразование в рамках товарной номенклатуры
· установление цен со скидками и зачетами
· установление цен для стимулирования сбыта
· установление дискриминационных цен.
Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может быть достигнут при различных уровнях цен.
Кривая совокупного спроса – кривая, указывающая на реальный объем национального производства, который общество готово приобрести при различных уровнях цен.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.
Когда изучены спрос и предложение, соединяем эти величины и рассматриваем их влияние друг на друга и достижение рыночного равновесия.
Рис. 7.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
Дефицит – большому количеству денег противостоит меньшее количество товаров.
Излишек – большое количество товаров противостоит малому количеству денег.
В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.
1. Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.
2. Краткосрочное равновесие – предложение растет, но количество предприятий неизменно.
3. Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.
Есть несколько функций равновесной цены.
Информационная – ее величина служит ориентиром для всех субъектов экономики.
Нормирующая – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.
Стимулирующая– она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.
2. Подход Вальраса и Маршалла к рыночному равновесию.
Леон Вальрас (1834-1910)- основатель лозаннской школы, разработавший математический метод, основанный на широком использовании алгебры для исследования экономических явлений и процессов, которые рассматривал как функции, переменные или производные величины, как задачи из теории множества и матричной алгебры. С помощью математических методов можно осуществить экономический анализ значительно быстрее и полнее, чем с помощью обычных, традиционных методов.
Альфред Маршалл (1842-1924)- английский экономист, основатель кембриджской школы. Сформулировал концепцию частичного макроэкономического равновесия, концепцию ценообразования в условиях совершенной рыночной экономики (« Крест Маршалла»), ввел понятие «эластичности спроса и предложения». Идеи, заложенные в работах А. Маршалла, сыграли значительную роль в последующем развитии западной экономической теории.
Они выдвигали на первый план исследования микроэкономических проблем. По их мнению, только стихийный рынок способен установить «правильные» цены на товары и услуги, а через цены – «здоровые» пропорции производства. Считали, что буржуазное государство должно гарантировать неприкосновенность частной собственности и прибылей, обеспечивать устойчивость денег, соблюдение «правил конкуренции». Вмешательство государства может вызвать нарушение равновесия, снижение экономичной эффективности.
Рис.8 Равновесие по Вальрасу.
Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 8, а DD— линия спроса, SS— линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения.
Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DDи SS, которым соответствуют объем и цена Их называют соответственно равновесным объемом ( ) и равновесной ценой ().
В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от , рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.
Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, . При такой цене объем спроса составит, очевидно, , тогда как объем предложения — .
В этом случае избыток предложения () будет оказывать понижающее давление на цену . Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне , объем спроса окажется выше объема предложения .Здесь избыток спроса () будет оказывать повышающее давление на цену . В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене и как продавец того же товара при цене .
Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Л. Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по А. Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влияние давления избытков спроса и предложения, а под влиянием повышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.
Равновесие по А. Маршаллу отображено на рис. 9. Если объем предложения ниже уровня , цена спроса выше цены предложения, например при , что побуждает продавцов увеличивать объем предложения.
Рис. 9 Равновесие по А. Маршаллу или «крест Маршалла»
Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при , что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения — .
Различию в этих подходах мы обязаны «обратным» расположением осей координат на графиках спроса и предложения. А. Маршалл оперировал, прежде всего, понятиями «цена спроса» и «цена предложения», поэтому функции спроса и предложения имеют вид
,
,
а условием равновесия являлось равенство
.
Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.
Л.Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид
,
,
а условием равновесия являлось равенство
.
Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Л.Вальрасу, а их графическими отображениями по А. Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов.
Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели делятся на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которые в силу этого само становится важной переменной.
Обозначив время через t, мы можем представить процесс нащупывания равновесия по Л.Вальрасу уравнением
,
где - избыток спроса при цене Р. Очевидно, что при рыночная цена повышается, падает, при условие равновесия по Л. Вальрасу выполняется.
По А.Маршаллу процесс взаимодействия спроса и предложения описывается уравнением
,
где - превышение ценой спроса цены предложения при объеме продаж Q/ Очевидно, что при >0 объем предложения возрастает, =0 условие равновесия по А.Маршаллу выполняется.
3.Паутинообразная модель.
При рассмотрении паутинообразной модели для моделирования динамики рыночных цен важно ввести некоторые допущения. Для этой модели требуется построить функцию предложения, которая, если допустить, что имеется один продукт, может изменяться только его цена, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на данный товар (цены на другие товары, основные производственные фонды, характер применяемой технологии, налоги и дотации, природно-климатические условия) остаются неизменными, зависимостью предложения Q от цены Р:
Q=S(Р) (1)
Особенностью данной функции предложения является то, что для многих видов товаров она монотонно возрастает (S’(Р)>0). Рост предложения при увеличении цены можно объяснить тем, что увеличивается оптимальный объем выпуска товара предприятием при увеличении его цены, а так же тем, что для производства высокорентабельного товара в отрасль включаются новые предприятия. При этом на плоскости Q0Р кривая предложения задается уравнением Р=MC(Q) и представляет собой геометрическое место точек минимумов линий постоянной прибыли (линия S на рис.10).
Следующая используемая функция — это функция спроса, которая имеет вид:
Q=D(Р) (2)
в случае, когда потребитель предъявляет спрос на определенный товар, исходя из своих предпочтений и бюджетных ограничений. Причем если может изменяться только цена товара, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на него (цены других товаров, денежный доход, накопленные сбережения и т.п.), остаются неизменными. Характерная особенность этой
Рис.10
функции ее монотонное убывание для многих видов товаров, при этом ее график (кривая D на рисунке 10) представляет собой геометрическое место точек на плоскости Q0Р, в которых цена принимает максимально возможное значение на линиях постоянной полезности.
Функции спроса и предложения являются основными составляющими модели рынка товаров, поскольку они — по предположению — представляют собой решения оптимизационных задач, которые возникают перед участниками (“покупателями и “товаропроизводителями”).
Пересечение графиков спроса и предложения происходит в точке равновесия (точка А на рис.10), а соответствующая этой точке цена называется равновесной. Если цена на рынке выше равновесной, то предложение превышает спрос и возникает затоваривание. В этой ситуации товаропроизводители (продавцы) многих видов товаров готовы пойти на снижение цены с целью привлечения большего числа покупателей (например, если речь идет о скоропортящихся товарах). Следовательно, при значениях цены выше равновесной происходит давление на нее в сторону уменьшения.
продолжение
--PAGE_BREAK--