--PAGE_BREAK--=
Если снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка падает, спрос не эластичен (
Если снижение цены компенсируется соответствующим ростом объема продаж, так что общая выручка остается неизменной, то эластичность спроса равна единице (=1).
Если снижение цены вызывает такое снижение продаж, что общая выручка возрастает, то спрос эластичен (>1). В этом случае фирма может снижать цены и тогда выручка будет расти за счет увеличения спроса. Однако увеличение объема продаж не всегда приводит к увеличению прибыли предприятия.
Поэтому, принимая решение о снижении цены для стимулирования спроса, менеджер должен оценить его влияние на размер прибыли.
Используя исходные данные для определения влияния цены на изменение прибыли необходимо выполнить следующие расчеты:
Прежде всего, необходимо рассчитать увеличение объема продаж по формуле:
,
Где Q— прирост объема продаж %;
— коэффициент эластичности спроса;
- процент снижения цены.
Расчет издержек и прибыли с учетом возросшего объема производства
Выручка после снижения цены может быть рассчитана по формуле:
Вн =Q*(1+)*Р*(1-).
Общая сумма переменных издержек после увеличения объема производства рассчитывается следующим образом:
Спер н = Спер*(1+),
Где Спер – общие переменные издержки до снижения цены и увеличения объема производства.
Постоянные издержки с ростом объема производства не изменяются, и их сумма берется из предыдущего расчета.
Если в результате снижения цены, несмотря на увеличение объема производства и реализации продукции, произошло снижение прибыли, необходимо далее рассчитать объем продаж и коэффициент эластичности спроса, при которых заданное снижение цены продукции могло быть целесообразным, то есть не привело бы к снижению прибыли.
Изменение объема продаж при условии сохранения прибыли на прежнем уровне можно рассчитать по формуле:
Q’=,
Где Пс – прибыль на единицу продукции до изменения цены, руб.;
Yпер– удельный вес переменных издержек в себестоимости продукции до изменения цены;
Спе – полная себестоимость единицы продукции до снижения цены, руб. ;
’ – снижение цены, руб. ;
Отсюда коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падение прибыли, рассчитывается так:
Анализ влияния снижения цены на выручку и прибыль выполняется для двух вариантов:
1.Расчет для варианта, имеющего наибольшую прибыль.
2.Расчет для варианта, имеющего наименьшую прибыль.
Таблица 4
Показатели
FIFOравномерная амортизация
LIFOи равномерная амортизация
До снижения цены
После снижения цены
До снижения цены
После снижения цены
Выручка
20300
20759
20300
20759
Переменные затраты
9500
11020
10240
11878
Постоянные затраты
7128
7128
7128
7128
Чистая прибыль
3672
2611
2932
1753
Вариант, имеющий наибольшую прибыль:
1. Находим цену
Р = В/
Q= 20300 / 8200 = 2,48 тыс. руб.
2. Рассчитаем увеличение объема продаж
= 1,32 * 12,4=16,37
3. Находим новую выручку
Вн =
Q
* (1+
) * Р * (1-)= 8200 * (1+ 16,37/100) * 2,48 * (1-12,4/100) = 20759 тыс. руб.
4. Находим объем продаж новый
Q
нов. =
Q
* (1+
)= 8200 * 1,16 = 9512
5. Находим переменные затраты после изменения цены
Спер н = Спер * (1+) = 9500 * (1+ 16,37/ 100) = 11020 тыс. руб.
6. Находим изменение объема продаж при условии сохранения прибыли на прежнем уровне
Q
’ == 0,31 / (0,45- 0,31+ (1- 57,1%)* 2,03 = 0,31
Пс = 3672 / 8200= 0,45 тыс. руб.
Y
пер = (9500/ 16628) * 100%=57,1%
С
пе = 16628/ 8200 = 2,03 тыс. руб.
Р
нов. =2,48 – 12,4% = 2,17 тыс. руб.
Р’= Р – Рнов. = 2,48- 2,17 = 0,31 тыс. руб.
7. Находим коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падения прибыли
= (0,31 * (2,03+ 0,45)) / 0,31 = 2,48
Вариант, имеющий наименьшую прибыль:
1.Находим цену
Р = В/
Q= 20300 / 8200 = 2,48 тыс. руб.
2. Рассчитаем увеличение объема продаж
= 1,32 * 12,4=16,37%
3. Находим новую выручку
Вн =
Q
* (1+
) * Р * (1-)= 8200 * (1+ 16,37/100) * 2,48 * (1-12,4/100) = 20759 тыс. руб.
4. Находим объем продаж новый
Q
нов. =
Q
* (1+
)= 8200 * 1,16 = 9512
5. Находим переменные затраты после изменения цены
Спер н = Спер * (1+) = 10 240 * (1+ 16,37/ 100) = 11878 тыс. руб.
6. Находим изменение объема продаж при условии сохранения прибыли на прежнем уровне
Q
’ = = 0,31 / (0,36 — 0,31 + (1- 58,9%) * 2,12) = 0,34
Пс = 2932 / 8200= 0,36тыс. руб.
Y
пер = (10 240 / 17368) * 100%=58,9%
С
пе = 17368/ 8200 = 2,12 тыс. руб.
Р
нов. =2,48 – 12,4% = 2,17 тыс. руб.
Р’= Р – Рнов. = 2,48- 2,17 = 0,31 тыс. руб.
7. Находим коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падения прибыли
= (0,34 * (2,17+ 0,36)) / 0,31 = 2,77
Вследствие этого можно сделать вывод, что на прибыль влияют такие факторы как объем производства, выбор которого во многом зависит от эластичности спроса, уровня затрат на производство, а также соотношения переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.
Ограничителем для снижения цены служат переменные затраты, т.к. при увеличении объема продаж увеличиваются и данные издержки, что в свою очередь отрицательно влияет на размер прибыли.
3. Анализ взаимосвязи себестоимости, объема, прибыли
Объектом маржинального анализа является оценка различных, возможных решений, принимаемых в условиях конкуренции, позволяющая выбрать наиболее эффективные из них. Решения, которые принимает менеджер, могут быть эффективными, если они основаны на анализе взаимосвязей себестоимости, объема и прибыли.
О наличии взаимосвязи между прибылью, объемом и себестоимостью проданного товара исчерпывающее представление дает график.
График позволяет сразу ответить на вопросы, при каком объеме продаж предприятие получит прибыль, и при каком объеме продаж ее не будет.
Он также определяет точку, в которой затраты на производство и сбыт продукции будут равны выручке от продаж. Эта точка носит название критического объема продаж.
Технология маржинального анализа базируется на следующих концепциях и зависимостях:
1. Маржинальный доход: превышение выручки с продаж (В) над совокупными переменными затратами (Спер), относящимися к определенному уровню продаж:
МД=В-Спер=Q(Р-СIпер),
Где Q— уровень продаж, нат.ед .;
Р- цена единицы продукции, ден.ед.;
СIпер— переменные издержки на единицу продукции, ден.ед..
2.Коэффициент покрытия (kп) есть доля валовой маржи в выручке:
kп=МД/ВI.
3.Сила операционного рычага:
ОР=МД/П=I/I-а,
Где П – прибыль предприятия до налогов и процентов, ден.ед.
а – коэффициент структуры валовой маржи:
а=Спост/МД.
Таким образом:
§ Чем больше для постоянных затрат в валовой марже, тем сила операционного рычага больше;
§ Чем меньше доля прибыли в валовой марже, тем больше сила операционного рычага и риск деятельности предприятия.
4. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные и постоянные затраты, отнесенные на данный товар.
Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю:
ПR=Спост/kn/
5.Запас финансовой прочности (кроме безопасности) – это величина допустимого снижения выручки в денежных единицах, при котором предприятие теряет прибыль и не имеет убытков:
ЗФП=В-ПR.
6.Запас надежности (ЗФП) – это запас финансовой прочности в относительных единицах:
ЗН=ЗФП/В
Существует аналитическая зависимость запаса надежности предприятия от коэффициента структуры валовой маржи:
ЗН=1-а.
Таким образом, чем больше доля постоянных затрат в валовой марже, тем меньше запас финансовой прочности.
7. Существует аналитическая взаимосвязь между силой операционного рычага и запасом финансовой прочности.
Эту взаимосвязь характеризует универсальное уравнение, показывающее, что произведение запаса надежности и силы операционного рычага в результате всегда будет давать единицу, а именно:
ЗН*ОР=1.
8. Критический объем продаж – это количество продаваемой продукции, соответствующее порогу рентабельности. Расчет критического объема продаж можно производить по формулам:
Qкрит=ПR/Р,
Qкрит=Спост/ (Р-СIпер)
Расчет показателей выполняется для двух вариантов, имеющих наибольшую и наименьшую прибыль, как до изменения цены, так и после ее снижения.
Таблица 5
показатели
FIFOи равномерная амортизация
LIFOи равномерная амортизация
До изменения цены
После изменения цены
До изменения цены
После изменения цены
Выручка
20300
20759
20300
20759
Переменные затраты
9500
11020
10240
11878
Постоянные затраты
7128
7128
7128
7128
Чистая прибыль
3672
2611
2932
1753
МД = В — Спер
10800
9739
10060
8881
kn= МД/В
0,53
0,47
0,49
0,43
ОР = МД/П
2,94
3,73
3,43
5,07
ПR= Спост/kn
13449
15166
14547
16577
ЗФП = В — ПR
6851
5593
5753
4182
ЗН = ЗФП/В
0,34
0,27
0,28
0,2
ЗН*ОР = 1
1
1
1
1
Qкрит= ПR/Р
5423
6989
5866
7639
ТБ 1 — точка безубыточности до изменения цены
ТБ 2 — точка безубыточности после изменения цены
В1 — выручка от реализации до изменения цены
В2 — выручка от реализации после изменения цены
С.пер 1 — переменные затраты до изменения цены
С.пер 2 — переменные затраты после изменения цены
Qкрит1 – критический объем продаж до изменения цены
Qкрит2 – критический объем продаж после изменения цены
В1
Q1
Q2
В2
22000
20000
Qкрит1
Qкрит2
18000
16000
14000
12000
Спер2
10000
С пер1
8000
6000
С пост
4000
2000
2000
4000
6000
8000
10000
объем(шт)
--PAGE_BREAK--